Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство и право в системе основных социальных связей

Поиск

Государство и право, будучи составными частями общества, не существуют и не функционируют изолированно от других социаль­ных явлений. В обществе все взаимосвязано, поскольку общество, как было отмечено в предыдущей теме, представляет собой опреде­ленную систему. Поэтому для более глубокого уяснения вопросов государства и права важно рассмотреть государство и право в сис­теме социальных связей с точки зрения их соотношения и взаимо­связи с различными социальными явлениями. В этой теме, почти не имеющей аналогов в существующих учебниках по теории государст­ва и права, мы остановимся на вопросах, характеризующих соотно­шение и взаимосвязь государства и права с такими социальными явлениями, как экономика, политика, культура и религия. В учебниках данные вопросы, так или иначе, освещаются, но, как правило, раз­розненно и не всегда в полном объеме.

Излагая данную тему, рассмотрим следующие вопросы: 1. Го­сударство, право и экономика; 2. Государство, право и политика; 3. Государство, право и культура. Политическая и правовая культура; 4.Государство, право и религия.

1. Государство, право и экономика. В этом вопросе мы рассмотрим соотношение государства и права с экономикой. Экономика (лат. «economia» — хозяйство, от греч. «oikonomike», букв. - искусство ведения домашнего хозяйства) представляет собой определенную сферу общественной жизни, выраженную в системе отношений, связанных с производством, распределени­ем, обменом и потреблением материальных благ и услуг. Опре­деляющую роль в этой системе играет собственность.

Вопрос о соотношении государства и права с экономикой -это вопрос о их взаимосвязи, взаимодействии и взаимовлиянии. Ни в отечественной, ни в зарубежной науке он не имеет одно-


значного решения. Одни исследователи в этом вопросе пальму первенства отдают экономике, другие - государству и праву, тре­тьи усматривают между ними некий паритет (равенство), считая, что государство и право способны оказывать на экономику такое же воздействие, какое экономика оказывает на государство и право.

Как представляется, общая схема соотношения государства и права с экономикой достаточно четко представлена в теории марксизма. С точки зрения марксизма основу всей общественной жизни составляют производственные отношения, совокупность которых образует экономический базис общества. Над этим бази­сом возвышается так называемая надстройка, в состав которой наряду с политическим, правовым, нравственным, религиозным и другими формами общественного сознания входят также и соот­ветствующие этим формам социальные институты, включая го­сударство и право. По марксизму государство и право, как и все явления надстроечного порядка, в своем развитии обусловлены экономическим базисом общества, т. е. производственными, эко­номическими отношениями. Вследствие этого, каков экономиче­ский базис общества, таковы государство и право. В то же время марксизм, говоря об обусловленности государства и права эко­номическим базисом общества, равно как и других надстроечных явлений, исходит из того, что эта обусловленность имеет место только в конечном счете, поскольку на государство и право влияют и другие общественные институты: политика, идеология, мораль, религия, традиции и т. д. В этой связи государство и пра­во обладают определенной самостоятельностью по отношению к экономическому базису общества и способны оказывать на него обратное воздействие, которое проявляется преимущественно в том, что государство и право могут или способствовать развитию экономики, или тормозить ее.

В современной отечественной теории государства и права представленный взгляд на соотношение государства и права с экономикой оценивается по-разному, но, на наш взгляд, совер­шенно правы те исследователи, которые считают, что марксист­ская трактовка данного вопроса в целом правильно отражает взаимосвязь государства и права с экономикой. То, что экономи­ка определяет в конечном счете политическое, правовое, идеоло-


гическое развитие общества, а не наоборот, а государство и право активно влияют на экономику, многократно подтверждено самой жизнью, многовековой историей человеческого общества1. Про­цесс взаимосвязи государства и права с экономикой не следует представлять упрощенно, как прямолинейный, односторонний процесс. На государство и право помимо экономических, действи­тельно, влияют политические, идеологические, духовные, нацио­нальные и многие другие факторы, что предопределяет известную самостоятельность государства и права по отношению к экономи­ке и возможность с их стороны обратного воздействия на нее.

Идея обусловленности государства, права и других социаль­ных явлений экономическими процессами высказывалась, между прочим, не только в марксистской литературе. Например, юриди­ческий позитивизм связывал развитие права с развитием товаро­обмена, кредита, конкуренции, договорных отношений. Право рассматривалось им как слепок экономических и политических отношений. Что же касается обратного воздействия государства и права на экономику, то в немарксистской литературе на этот счет высказываются разные мнения. Так, в период становления капи­талистического способа производства наибольшее распростране­ние получили теории невмешательства государства в экономику (конец XVIII - начало XIX вв.). Самой распространенной из них была теория «государства ночного сторожа». С возникновением крупных монополий и активизацией государства в экономиче­ской сфере появляются новые теории, призывающие уже к ак­тивному вмешательству государства в экономику (например, тео­рия социального государства, теория «государства всеобщего благоденствия»). В настоящее время снова появляются теории, призывающие к невмешательству государства в сферу экономи­ческих отношений (например, теории либерализма и свободного рыночного хозяйства, сторонниками которых являются Ф. Хайек, М. Фридман, Дж. Хикс и др.).

В современной отечественной теории государства и права вопрос о взаимодействии государства и права с экономикой и в

1 О взаимодействии права и экономики в историческом плане см.: Проблемы теории государства и права: учеб. пособие / под ред. М. Н. Марченко. М, 1999. С. 242-247.


частности вопрос об обратном воздействии государства и права на экономику предлагается рассматривать в практической плос­кости, увязывая его с наличием или отсутствием в обществе ры­ночной экономики, рыночных отношений. С учетом данного кри­терия выделяется три группы социальных систем: системы, в которых полностью или почти полностью отсутствуют тра­диционные рыночные отношения; системы с зарождающими­ся рыночными отношениями и системы с высокоразвитой рыночной экономикой1. При этом подчеркивается, что в мире нет общей модели взаимодействия государства и права с эконо­микой, пригодной для всех без исключения социальных систем. Для каждой из выделенных групп социальных систем характерны свои специфические взаимоотношения государства и права с экономикой, свои формы и методы их взаимодействия, свои принципы их взаимосвязи, свои пределы влияния друг на друга.

Для систем, в которых полностью или почти полностью отсутствуют традиционные рыночные отношения (социали­стические страны, страны с авторитарными и тоталитарными ре­жимами) взаимодействие государства и права с экономикой ха­рактеризуется следующим.

Во-первых, в таких системах доминирует государственная собственность. При этом в исключительной собственности госу­дарства находятся земля, ее недра, воды, леса, основные средства производства в промышленности и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки и т. д. Остальным формам собственно­сти отводится второстепенная и подчиненная роль.

Во-вторых, существует жесткая связь между государством и правом, с одной стороны, и экономикой - с другой. Такая связь, оправданная в чрезвычайных ситуациях (например, в усло­виях войны), в обычной жизни чревата возникновением застой­ных и кризисных явлений.

1 См. об этом: Общая теория государства и права: академ. курс в 2 т. Т. 1. Тео­рия государства / отв. ред. М. Н. Марченко. М., 1998. С. 217-221; Проблемы теории государства и права: учеб. пособие / под ред. М. Н. Марченко. М., 1999. С. 247-254; Орехова Т. Р. Соотношение права и экономики (общетеоретические аспекты): автореф. дис.... канд. юрид. наук. М, 2000. С. 13.


В-третьих, имеет место чрезмерная централизация эконо­мических рычагов в руках государства, сосредоточение всего механизма управления экономикой в центральных правительст­венных структурах.

В-четвертых, экономика носит строго плановый характер и жестко регламентируется на всех уровнях.

В-пятых, вместо партнерских отношений между участника­ми экономических связей, основанных на либеральных методах, наличествуют административно-командные, авторитарные методы управления экономикой.

Для систем с зарождающимися рыночными отношениями (Россия, страны СНГ, бывшие социалистические страны) взаимо­действие государства и права с экономикой выглядит иначе.

Во-первых, здесь в результате разгосударствления исчезает монополия государственной собственности. Получают разви­тие иные формы собственности и, прежде всего, частная собст­венность.

Во-вторых, происходит постепенное изменение характера взаимоотношений государственных органов и экономических структур в сторону партнерских.

В-третьих, изменяются методы государственного воздей­ствия на экономику. На смену административным, командным методам постепенно приходят иные (финансовые, налоговые и пр.) методы руководства экономикой.

В-четвертых, ликвидируется планирование экономики, что приводит к неупорядоченному, хаотичному ее развитию.

В-пятых, на смену жесткому, централизованному регули­рованию приходит более гибкое, децентрализованное регули­рование экономических отношений.

Наконец, в системах с высокоразвитой рыночной эконо­микой (Великобритания, Германия, США, Франция, Япония и др.) взаимодействие государства и права с экономикой рассмат­ривается как наиболее предпочтительное. Характерными особен­ностями этого взаимодействия являются следующие.

Во-первых, здесь имеют место преимущественно партнер­ские отношения между государственными и рыночными структурами.


Во-вторых, государственное вмешательство в экономику является минимальным и разумно необходимым.

В-третьих, органически сочетаются административно-правовые средства и методы воздействия государства и права на экономику с финансовыми и иными средствами и методами.

В-четвертых, в руках государства сосредоточены лишь минимальные, объективно необходимые для его нормального существования и функционирования материальные средства. Но вместе с тем финансовая и налоговая системы полностью со­средоточены в руках государства.

В-пятых, частная собственность доминирует над всеми дру­гими формами собственности, в том числе и государственной.

В-шестых, правовое регулирование экономических от­ношений носит преимущественно децентрализованный ха­рактер, предоставляя самим участникам экономических отноше­ний широкие возможности при заключении договоров и совер­шении иных правомерных действий.

Таким образом, обратное воздействие государства и права на экономику в различных социальных системах дает разные ре­зультаты. В одних системах государство и право позитивно влияют на экономику, поддерживая и стимулируя ее развитие (системы с высокоразвитой рыночной экономикой), в других, на­оборот, негативно, тормозя ее развитие и даже разрушая ее (сис­темы, в которых полностью или почти полностью отсутствуют традиционные рыночные отношения), в третьих - как позитивно, так и негативно (системы с зарождающимися рыночными отно­шениями).

2. Государство, право и политика. Термин «политика» (греч. «politlka» - государственные или общественные дела от «polls» - государство) имеет разные смысловые значения. Но обычно под политикой понимают определенную сферу общест­венной жизни, связанную с определенной деятельностью и опре­деленной системой общественных отношений. Политику харак­теризуют взаимоотношения между государствами; между клас­сами, нациями, другими социальными группами по поводу завое­вания, организации и осуществления государственной власти; участие в делах государства; определение форм, задач, содержа-


ния деятельности государства и т. д. В самом общем виде поли­тику можно определить как область взаимодействия между клас­сами, партиями, нациями, народами, государствами, социальны­ми группами, властью и населением, гражданами и их объедине­ниями1. Но иногда политику определяют достаточно просто: как стратегический курс развития страны2.

Политика зарождается в условиях разложения первобытно­общинного строя в связи с расслоением общества на большие социальные группы, обладающие своими собственными интере­сами. Поэтому политика имеет место там, «где есть людские со­общества со всеми их противоречиями и конфликтами»3. В то же время окончательное становление политики как особого соци­ального явления связано с возникновением государства, посколь­ку политика - это сфера борьбы за государственную власть и го­сударственная власть, государство - в политике самое главное.

Политика относится к числу достаточно сложных и много­гранных явлений. Существует довольно много ее разновидно­стей. Есть, например, внутренняя и внешняя политика, есть эко­номическая, социальная, национальная, культурная, военная, фи­нансовая и многие другие виды политики.

С точки зрения своей структуры политика охватывает:

а) организованную деятельность социальных групп и пред­
ставляющих их учреждений по управлению общественной жиз­
нью в интересах этих групп или общества в целом;

б) общественные отношения между социальными группами
и сообществами людей по поводу государственной власти, ее за­
воевания, удержания и использования;

в) политическое сознание и культуру, составляющие неотъ­
емлемую сторону политической деятельности и отношений;

1 См.: Политология для юристов: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и

А. В. Малько. М., 1999. С. 121.

" См. об этом: Теория государства и права: учебник / под ред. В. М. Корельского

и В. Д. Перевалова. М., 1997. С. 65.

' ЗеркинД. П. Основы политологии: курс лекций. Ростов н/Д, 1996. С. 65.


г) совокупность политических организаций и норм, с помо­щью которых реализуются политические взгляды, цели и интере­сы и осуществляется политическая власть1.

Суть политики во многом характеризуют методы ее осуще­ствления. Помимо обычных, традиционных методов в ней издав­на использовались такие нечистоплотные приемы, как хитрость, лесть, обман, ложь, интриги, устранение соперников и т. п. Кстати, многие из них характерны для современной российской политики.

Соотношение государства и права с политикой выражается в их взаимосвязи и взаимном влиянии друг на друга. Взаимо­связь государства и права с политикой выражается в их тесном и неразрывном единстве. Политика практически не обходится без государства и права. Ведь политика всегда сопряжена с борьбой за государственную власть. Подчинив себе государственную власть, определенные политические силы претворяют свою поли­тику в жизнь через государство и позитивное право. Вследствие этого происходит политизация и государства и позитивного пра­ва. Государство, как известно, всегда рассматривается в качестве определенной политической организации, что свидетельствует о его тесной связи с политикой. С политикой связано и позитивное право, поскольку государство претворяет ту или иную политику в жизнь, прежде всего, через позитивное право. Как отмечал Ф. Эн­гельс, «все юридическое в основе своей имеет политическую природу»2. А по словам В. И. Ленина, «закон есть мера политиче­ская, есть политика»3. Правда, в настоящее время отдельные ав­торы пытаются опровергать эти тезисы, заявляя, что право выше политики и не должно ей подчиняться. Однако не видеть того, что политика всегда присутствует в позитивном праве и через него претворяется в жизнь - значит грешить против истины.

Теперь поговорим о взаимном влиянии государства и пра­ва, с одной стороны, и политики, с другой. Вначале рассмотрим влияние политики на государство и право. Политика самым непосредственным образом влияет в первую очередь на государ­ство, поскольку государство и государственная власть являются

1 См.: ЗеркинД. П. Основы политологии: курс лекций. Ростов н/Д, 1996. С. 64.

2 Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 635.

3 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 30. С. 99.


непосредственным объектом политической борьбы. Политиче­ские силы, пришедшие к власти в результате этой борьбы (или иным путем, например, в результате государственного переворо­та), используют государство как инструмент претворения в жизнь своей политической линии, как инструмент воздействия на обще­ство в соответствующем этой линии направлении. В этой связи политика оказывает прямое влияние на организацию и деятель­ность государственного механизма. Она определяет задачи и ос­новные направления деятельности государства в различных сфе­рах общественной жизни, систему органов государственной вла­сти и их компетенцию.

Подвержено влиянию политики и позитивное право. Коль скоро политика влияет на государство, она влияет и на позитив­ное право, потому что позитивное право - результат правотвор­ческой деятельности государства. Те задачи, которые политика ставит перед государством, те функции, которые им осуществля­ются, та система государственных органов, которые формируют­ся в соответствии с поставленными перед государством задачами, так или иначе, получают свое закрепление в позитивном праве. По­этому, влияя на государство, политика влияет и на позитивное пра­во, также используя его как инструмент воздействия на общество.

Следует обратить внимание на то, что влияние политики на государство и право может быть как положительным, так и отри­цательным. Положительное влияние политики выражается в том, что государство и право могут и, в принципе, должны использо­ваться политикой в общественных интересах. Разумеется, при этом и сама политика должна носить социальный характер и осуществляться в интересах общества. Отрицательное же влия­ние политики на государство и право имеет место тогда, когда государство и право используются в узкокорыстных интересах тех или иных политических сил вопреки интересам общества. Так, относительно права И. Кант отмечал: «Право может служить как средством ограничения произвола, так и средством попрания свободы человека»1.

Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2. М., 1965. С. 140.


Говоря о влиянии политики на государство и право, необхо­димо вместе с тем иметь в виду, что на государство и право влияют и другие социальные явления. При освещении предыду­щего вопроса отмечалось влияние на них экономики. Влияют на государство и право также идеология, культура, религия, мораль, обычаи и многие другие явления общественной жизни. Кроме того, государство и право могут выступать и как самостоятель­ные социальные и культурные ценности. Поэтому говорить о го­сударстве и праве как о сугубо политических явлениях, орудиях, инструментах политики и приносить их в жертву политике едва ли правильно, хотя на практике подобное нередко случается.

Государство и право, испытывая на себе влияние политики, сами в свою очередь оказывают влияние на политику. Это влияние, как представляется, выражается в следующем.

Во-первых, государство является основным субъектом поли­тики, и оно нередко само формирует политику. Особенно это ха­рактерно для государств с антидемократическими режимами, а также для государств с неразвитой демократией. В демократиче­ски развитых государствах политика как стратегический курс развития страны разрабатывается (формируется) политическими партиями, а выбор этого курса осуществляется населением, изби­рателями1. В антидемократических государствах и государствах с неразвитой демократией и разработка, и выбор стратегического курса развития страны осуществляются в основном государст­вом, что свидетельствует о господстве государства в сфере поли­тики. Не случайно в связи с этим политику иногда отождествля­ют с государством и рассматривают ее в качестве деятельности органов государственной власти.

Во-вторых, государство и право выступают в качестве ос­новных средств реализации политики, претворения ее в жизнь. Независимо от того, кто разрабатывает и выбирает стратегиче­ский курс развития страны, его реализацией, претворением в жизнь занимается, прежде всего, государство, широко используя для этого нормы позитивного права. Государство и право - это самые мощные инструменты претворения в жизнь политики.

См. об этом: Теория государства и права: учебник / под ред. В. М. Корелъского и В. Д. Перевалова. М., 1997. С. 65-66.


В-третьих, государство с помощью позитивного права леги­тимирует политику, придает ей законный характер. Те направле­ния политики, которые получают закрепление в праве, приобре­тают официальный и законный характер. При этом сама политика приобретает характер правовой политики.

В-четвертых, с помощью позитивного права осуществляется регулирование политической деятельности в стране. Как государ­ство, так и другие субъекты политических отношений должны действовать в рамках права, закона, соблюдать и исполнять пред­писания правовых норм.

И, в-пятых, позитивное право закрепляет и обеспечивает по­мимо других политические права и свободы человека и гражданина.

Политика, воплощаясь в деятельности государства, приобре­тает официальный характер и становится государственной по­литикой. Государственная политика - это линия поведения госу­дарства, его деятельность как внутри страны, так и на междуна­родной арене. Поскольку государство - главный инструмент управления обществом, государственная политика имеет множе­ство направлений, охватывая и общество в целом, и отдельные его стороны. В целом можно сказать, что государственная поли­тика - это главная разновидность политики и основа всей поли­тической жизни общества.

Составной частью государственной политики является пра­вовая политика. Правовая политика - это деятельность государ­ства, основанная на праве, а также в области самого права и пра­вового регулирования. Деятельность государства, основанная на праве, - это деятельность, связанная правом и протекающая в рамках права и закона, деятельность, которая осуществляется правовыми средствами и методами. Что же касается другого ас­пекта правовой политики, а именно деятельности государства в области права и правового регулирования, то он, как представля­ется, выражен в двух основных направлениях: правотворчестве и правореализации. В правотворчестве, т. е. деятельности по созда­нию и совершенствованию норм права, правовая политика про­является в виде идей, целей, задач, принципов, программ, устано­вок, которые закладываются в право и правовое регулирование. В правореализации правовая политика проявляется главным обра-


зом в принятии компетентными органами юридически значимых решений по конкретным жизненным вопросам.

В качестве еще одного направления правовой политики в области права и правового регулирования выделяют также дея­тельность государства по правовой пропаганде и правовому вос­питанию, т. е. деятельность, направленную на повышение право­вой культуры населения. Особенно актуальным это направление правовой политики является для нашего государства, поскольку с правовой культурой населения дела у нас обстоят более чем не­благополучно.

Таким образом, государство и право находятся в тесном единстве с политикой и взаимно влияют друг на друга.

3. Государство, право и культура. Политическая и правовая культура. Термин «культура» (от лат. «cultura» -возделывание, взращивание; воспитание, образование; развитие) довольно многозначен. В этом можно легко убедиться, обратив­шись к справочной литературе. Не существует единого 'понима­ния культуры и в научной литературе, в том числе и юридиче­ской. Не вдаваясь в подробности относительно того, какие мне­ния высказываются по поводу понятия культуры, поскольку это не входит в задачу настоящей работы, отмечу, что наиболее при­емлемым представляется понимание культуры как определенного качественного состояния общества на том или ином этапе его ис­торического развития, которое характеризуется исторически оп­ределенным уровнем развития общества, степенью его цивилизо­ванности, совокупностью материальных и духовных ценностей, интеллектуальным и духовным развитием человека. Существуют и более узкие толкования культуры, когда под культурой пони­мают, например, уровень развития какой-либо отрасли знания или деятельности или степень общественного, умственного и нравственного развития кого-либо.

Рассматривая соотношение государства и права с культурой, необходимо, как представляется, учитывать тот факт, что культу­ра - понятие разноплановое. Это значит, что есть культура всего общества (социальная культура) и есть культура отдельного че­ловека (индивидуальная культура), которые хотя и связаны меж­ду собой, но обладают все-таки относительной самостоятельно-


стью. Социальная культура - это качественное состояние обще­ства в целом, уровень его развития. Это все то, что создано чело­веком, что является результатом его материальной и духовной деятельности. Социальную культуру можно подразделить (прав­да, с некоторой долей условности) на материальную и духовную. Материальную культуру общества составляют техника, матери­альные ценности, созданные в процессе производства, производ­ственный опыт. Духовную культуру - производство, распределе­ние и потребление духовных ценностей в области науки, литера­туры, искусства, морали, просвещения и т. д. Индивидуальная культура - это качественное состояние и уровень общественного, умственного, нравственного развития отдельного человека, его творческих сил и способностей.

Теперь рассмотрим связь государства и права с социальной и индивидуальной культурой. Связь государства и права с соци­альной культурой выражается, прежде всего, в том, что государ­ство и право входят в состав социальной (духовной) культуры, и являются ее элементами. Вследствие этого государство и право выступают не только как социальные явления, но и как явления культуры и представляют собой определенные социально-культурные ценности.

В советской науке государство и право не всегда признава­лись в качестве элементов культуры и социально-культурных ценностей. Долгое время они рассматривались в качестве орудий классового господства, подавления одних классов другими, кото­рые с исчезновением классов должны отмереть и исчезнуть. При таком подходе никакой общественной и культурной ценности за государством и правом не признавалось. Однако постепенно пришло осознание того, что государство и право - это не только и даже не столько орудия классового господства, подавления, сколько социально полезные и необходимые для нормального функционирования общества инструменты, характеризующие определенный уровень развития социальной культуры. Вначале, начиная с 70-х гг. прошлого столетия, в качестве социальной и культурной ценности было признано право, затем, спустя более двух десятилетий, аналогичное признание получило и государст­во. В настоящее время данные положения едва ли станут вызы-


вать у кого-либо сомнения, хотя вывод о социальной и культур­ной ценности государства еще не получил в науке широкого рас­пространения.

Государство и право как элементы социальной культуры яв­ляются определенными показателями культурного уровня разви­тия общества. Форма правления и форма государственного уст­ройства, политический режим и уровень развития демократии, система государственных органов и принципы их организации и деятельности, система и формы (источники) права, уровень раз­вития законодательства, правотворческая и правореализующая деятельность - все это показатели культурного уровня развития общества, свидетельствующие о степени цивилизованности госу­дарства и права.

Связь государства и права с социальной культурой характе­ризуется не только тем, что государство и право являются ее эле­ментами, а также определенными показателями культурного уровня развития общества. Эта связь проявляется еще и в их вза­имном влиянии. Поскольку государство и право являются эле­ментами, составными частями культуры, они испытывают на себе ее влияние. Культура общества наряду с другими факторами (экономикой, политикой, идеологией и т. д.), так или иначе, обу­словливает уровень развития государства и права, степень их со­вершенства. В связи с этим государство и право не могут быть выше культурного уровня развития общества. Как отмечал К. Маркс, «право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества»1. С другой стороны, имеет место обратное влияние государства и права на культуру. Государство и право, воздействуя на экономи­ку, политику, другие сферы общественной жизни, воздействует также и на культуру. Более того, государство с помощью пози­тивного права регулирует многие отношения в социально-культурной сфере общества, непосредственно влияя на ее разви­тие. Причем это влияние может быть как положительным, если государство способствует развитию культуры, реализации тех или иных культурных программ, так и отрицательным, если го-

1 Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 19.


сударство не уделяет должного внимания развитию культуры и не оказывает ей необходимой финансовой поддержки.

Иначе выглядит связь государства и права с индивидуаль­ной культурой. Само собой разумеется, что государство и право не являются элементами индивидуальной культуры. Но это со­всем не означает, что государство и право никак не связаны с ин­дивидуальной культурой. Эта связь выражается преимуществен­но в том, что государство и право, влияя на культуру в целом, оказывают влияние и на культуру отдельных индивидов и тоже как в положительном, так и в отрицательном плане. Что же каса­ется обратного влияния индивидуальной культуры на государст­во и право, то она, как представляется, носит весьма отдаленный, косвенный характер. Так, например, низкий уровень культуры населения может вызвать соответствующую реакцию со стороны государства и побудить его к разработке и осуществлению, в том числе с помощью права, программ, связанных с повышением грамотности и культурного уровня населения в тех или иных об­ластях общественной жизни (экономики, политики, права и т. д.).

В связи с взаимодействием государства и права с культурой в обществе складываются такие ее разновидности, как политиче­ская и правовая культура. В научной и учебной литературе су­ществует множество определений как политической, так и право­вой культуры. Опять же не вдаваясь в подробности, считаю воз­можным политическую культуру определить как качественное состояние политической жизни общества, которое характери­зуется определенным уровнем политического развития обще­ства и личности, а правовую культуру как качественное состоя­ние правовой жизни общества, которое характеризуется опре­деленным уровнем правового развития общества и личности.

И политическую, и правовую культуру, как и культуру в це­лом, также целесообразно рассматривать через призму социаль­ной и индивидуальной культуры. Вследствие этого можно гово­рить о социальной и индивидуальной политической и правовой культуре.

Кратко социальную политическую культуру можно оха­рактеризовать как определенный уровень политического разви­тия общества, а индивидуальную политическую культуру -


как определенный уровень политического развития отдельного человека, индивида, личности.

Более глубокие представления о социальной и индивидуаль­ной политической культуре можно получить, рассмотрев их структуру. Как представляется, структуру социальной полити­ческой культуры характеризуют взятые во взаимосвязи все по­литические явления общества, а ее структурными элементами будут выступать находящиеся на определенном уровне развития политика, государство, политические партии, общественные объ­единения, деятельность которых связана с политикой, политиче­ский режим, политические отношения и другие явления полити­ческой жизни общества.

Несколько иначе будет выглядеть структура индивидуаль­ной политической культуры. Ее, полагаю, характеризуют три основных элемента:

1) политические знания индивида, его осведомленность в области политики (информационный элемент);

2) индивидуальное политическое сознание, политические убеждения индивида (ценностный элемент);

3) участие индивида в политической жизни общества (пове­денческий элемент).

Социальную правовую культуру по аналогии с социаль­ной политической культурой можно охарактеризовать как опре­деленный уровень правового развития общества, а индивиду­альную правовую культуру - как определенный уровень право­вого развития индивида.

В структуре социальной правовой культуры принято вы­делять такие элементы, как право, законодательство, обществен­ное правосознание, законность, правопорядок, правотворчество, реализацию права и другие правовые явления общества, находя­щиеся на определенном уровне развития.

Структуру индивидуальной правовой культуры, как и структуру индивидуальной политической культуры, тоже состав­ляют три элемента:

1) правовые знания индивида, его осведомленность в право­вых вопросах (информационный элемент);


2) индивидуальное правосознание, отношение индивида
(уважительное или пренебрежительное) к праву и закону (ценно­
стный элемент);

3) правовое (правомерное или противоправное) поведение
индивида (поведенческий элемент).

С правовой культурой тесно связано правовое воспитание. Правовое воспитание - это деятельность государства, его ор­ганов и должностных лиц, общественных объединений, тру­довых коллективов, направленная на повышение правовой культуры граждан. Цель правового воспитания состоит в том, чтобы вооружить граждан необходимыми знаниями о праве и действующем законодательстве, о принадлежащих им правах, свободах и обязанностях, сформировать в их сознании уважи­тельное отношение к праву и закону, сориентировать их на зако­нопослушное поведение.

Правовое воспитание представляет собой достаточно слож­ную и многоаспектную деятельность, которая осуществляется в различных формах. К наиболее важным из них принято относить следующие:

а) правовой всеобуч (организация правовых школ, народных
университетов, семинаров, курсов и т. п.);

б) пропаганда права средствами массовой информации (про­
ведение бесед на правовые темы, «круглых столов», дискуссий,
тематических теле- и радиопередач и т. д.);

в) издание литературы по правовой проблематике (популяр­
ные брошюры, комментарии законов и юридической практики,
учебники и учебные пособия и др.);

г) устная правовая пропаганда (проведение лекций, бесед,
консультаций, вечеров вопросов и ответов и т. д.);

д) профессиональное правовое образование (юридические
вузы, факультеты, колледжи и т. п.).

В связи с тем, что правовая культура тесно связана с поли­тической культурой, правовое в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.194.29 (0.017 с.)