Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство и право в системе основных социальных связейСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Государство и право, будучи составными частями общества, не существуют и не функционируют изолированно от других социальных явлений. В обществе все взаимосвязано, поскольку общество, как было отмечено в предыдущей теме, представляет собой определенную систему. Поэтому для более глубокого уяснения вопросов государства и права важно рассмотреть государство и право в системе социальных связей с точки зрения их соотношения и взаимосвязи с различными социальными явлениями. В этой теме, почти не имеющей аналогов в существующих учебниках по теории государства и права, мы остановимся на вопросах, характеризующих соотношение и взаимосвязь государства и права с такими социальными явлениями, как экономика, политика, культура и религия. В учебниках данные вопросы, так или иначе, освещаются, но, как правило, разрозненно и не всегда в полном объеме. Излагая данную тему, рассмотрим следующие вопросы: 1. Государство, право и экономика; 2. Государство, право и политика; 3. Государство, право и культура. Политическая и правовая культура; 4.Государство, право и религия. 1. Государство, право и экономика. В этом вопросе мы рассмотрим соотношение государства и права с экономикой. Экономика (лат. «economia» — хозяйство, от греч. «oikonomike», букв. - искусство ведения домашнего хозяйства) представляет собой определенную сферу общественной жизни, выраженную в системе отношений, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ и услуг. Определяющую роль в этой системе играет собственность. Вопрос о соотношении государства и права с экономикой -это вопрос о их взаимосвязи, взаимодействии и взаимовлиянии. Ни в отечественной, ни в зарубежной науке он не имеет одно- значного решения. Одни исследователи в этом вопросе пальму первенства отдают экономике, другие - государству и праву, третьи усматривают между ними некий паритет (равенство), считая, что государство и право способны оказывать на экономику такое же воздействие, какое экономика оказывает на государство и право. Как представляется, общая схема соотношения государства и права с экономикой достаточно четко представлена в теории марксизма. С точки зрения марксизма основу всей общественной жизни составляют производственные отношения, совокупность которых образует экономический базис общества. Над этим базисом возвышается так называемая надстройка, в состав которой наряду с политическим, правовым, нравственным, религиозным и другими формами общественного сознания входят также и соответствующие этим формам социальные институты, включая государство и право. По марксизму государство и право, как и все явления надстроечного порядка, в своем развитии обусловлены экономическим базисом общества, т. е. производственными, экономическими отношениями. Вследствие этого, каков экономический базис общества, таковы государство и право. В то же время марксизм, говоря об обусловленности государства и права экономическим базисом общества, равно как и других надстроечных явлений, исходит из того, что эта обусловленность имеет место только в конечном счете, поскольку на государство и право влияют и другие общественные институты: политика, идеология, мораль, религия, традиции и т. д. В этой связи государство и право обладают определенной самостоятельностью по отношению к экономическому базису общества и способны оказывать на него обратное воздействие, которое проявляется преимущественно в том, что государство и право могут или способствовать развитию экономики, или тормозить ее. В современной отечественной теории государства и права представленный взгляд на соотношение государства и права с экономикой оценивается по-разному, но, на наш взгляд, совершенно правы те исследователи, которые считают, что марксистская трактовка данного вопроса в целом правильно отражает взаимосвязь государства и права с экономикой. То, что экономика определяет в конечном счете политическое, правовое, идеоло- гическое развитие общества, а не наоборот, а государство и право активно влияют на экономику, многократно подтверждено самой жизнью, многовековой историей человеческого общества1. Процесс взаимосвязи государства и права с экономикой не следует представлять упрощенно, как прямолинейный, односторонний процесс. На государство и право помимо экономических, действительно, влияют политические, идеологические, духовные, национальные и многие другие факторы, что предопределяет известную самостоятельность государства и права по отношению к экономике и возможность с их стороны обратного воздействия на нее. Идея обусловленности государства, права и других социальных явлений экономическими процессами высказывалась, между прочим, не только в марксистской литературе. Например, юридический позитивизм связывал развитие права с развитием товарообмена, кредита, конкуренции, договорных отношений. Право рассматривалось им как слепок экономических и политических отношений. Что же касается обратного воздействия государства и права на экономику, то в немарксистской литературе на этот счет высказываются разные мнения. Так, в период становления капиталистического способа производства наибольшее распространение получили теории невмешательства государства в экономику (конец XVIII - начало XIX вв.). Самой распространенной из них была теория «государства ночного сторожа». С возникновением крупных монополий и активизацией государства в экономической сфере появляются новые теории, призывающие уже к активному вмешательству государства в экономику (например, теория социального государства, теория «государства всеобщего благоденствия»). В настоящее время снова появляются теории, призывающие к невмешательству государства в сферу экономических отношений (например, теории либерализма и свободного рыночного хозяйства, сторонниками которых являются Ф. Хайек, М. Фридман, Дж. Хикс и др.). В современной отечественной теории государства и права вопрос о взаимодействии государства и права с экономикой и в 1 О взаимодействии права и экономики в историческом плане см.: Проблемы теории государства и права: учеб. пособие / под ред. М. Н. Марченко. М, 1999. С. 242-247. частности вопрос об обратном воздействии государства и права на экономику предлагается рассматривать в практической плоскости, увязывая его с наличием или отсутствием в обществе рыночной экономики, рыночных отношений. С учетом данного критерия выделяется три группы социальных систем: системы, в которых полностью или почти полностью отсутствуют традиционные рыночные отношения; системы с зарождающимися рыночными отношениями и системы с высокоразвитой рыночной экономикой1. При этом подчеркивается, что в мире нет общей модели взаимодействия государства и права с экономикой, пригодной для всех без исключения социальных систем. Для каждой из выделенных групп социальных систем характерны свои специфические взаимоотношения государства и права с экономикой, свои формы и методы их взаимодействия, свои принципы их взаимосвязи, свои пределы влияния друг на друга. Для систем, в которых полностью или почти полностью отсутствуют традиционные рыночные отношения (социалистические страны, страны с авторитарными и тоталитарными режимами) взаимодействие государства и права с экономикой характеризуется следующим. Во-первых, в таких системах доминирует государственная собственность. При этом в исключительной собственности государства находятся земля, ее недра, воды, леса, основные средства производства в промышленности и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки и т. д. Остальным формам собственности отводится второстепенная и подчиненная роль. Во-вторых, существует жесткая связь между государством и правом, с одной стороны, и экономикой - с другой. Такая связь, оправданная в чрезвычайных ситуациях (например, в условиях войны), в обычной жизни чревата возникновением застойных и кризисных явлений. 1 См. об этом: Общая теория государства и права: академ. курс в 2 т. Т. 1. Теория государства / отв. ред. М. Н. Марченко. М., 1998. С. 217-221; Проблемы теории государства и права: учеб. пособие / под ред. М. Н. Марченко. М., 1999. С. 247-254; Орехова Т. Р. Соотношение права и экономики (общетеоретические аспекты): автореф. дис.... канд. юрид. наук. М, 2000. С. 13. В-третьих, имеет место чрезмерная централизация экономических рычагов в руках государства, сосредоточение всего механизма управления экономикой в центральных правительственных структурах. В-четвертых, экономика носит строго плановый характер и жестко регламентируется на всех уровнях. В-пятых, вместо партнерских отношений между участниками экономических связей, основанных на либеральных методах, наличествуют административно-командные, авторитарные методы управления экономикой. Для систем с зарождающимися рыночными отношениями (Россия, страны СНГ, бывшие социалистические страны) взаимодействие государства и права с экономикой выглядит иначе. Во-первых, здесь в результате разгосударствления исчезает монополия государственной собственности. Получают развитие иные формы собственности и, прежде всего, частная собственность. Во-вторых, происходит постепенное изменение характера взаимоотношений государственных органов и экономических структур в сторону партнерских. В-третьих, изменяются методы государственного воздействия на экономику. На смену административным, командным методам постепенно приходят иные (финансовые, налоговые и пр.) методы руководства экономикой. В-четвертых, ликвидируется планирование экономики, что приводит к неупорядоченному, хаотичному ее развитию. В-пятых, на смену жесткому, централизованному регулированию приходит более гибкое, децентрализованное регулирование экономических отношений. Наконец, в системах с высокоразвитой рыночной экономикой (Великобритания, Германия, США, Франция, Япония и др.) взаимодействие государства и права с экономикой рассматривается как наиболее предпочтительное. Характерными особенностями этого взаимодействия являются следующие. Во-первых, здесь имеют место преимущественно партнерские отношения между государственными и рыночными структурами. Во-вторых, государственное вмешательство в экономику является минимальным и разумно необходимым. В-третьих, органически сочетаются административно-правовые средства и методы воздействия государства и права на экономику с финансовыми и иными средствами и методами. В-четвертых, в руках государства сосредоточены лишь минимальные, объективно необходимые для его нормального существования и функционирования материальные средства. Но вместе с тем финансовая и налоговая системы полностью сосредоточены в руках государства. В-пятых, частная собственность доминирует над всеми другими формами собственности, в том числе и государственной. В-шестых, правовое регулирование экономических отношений носит преимущественно децентрализованный характер, предоставляя самим участникам экономических отношений широкие возможности при заключении договоров и совершении иных правомерных действий. Таким образом, обратное воздействие государства и права на экономику в различных социальных системах дает разные результаты. В одних системах государство и право позитивно влияют на экономику, поддерживая и стимулируя ее развитие (системы с высокоразвитой рыночной экономикой), в других, наоборот, негативно, тормозя ее развитие и даже разрушая ее (системы, в которых полностью или почти полностью отсутствуют традиционные рыночные отношения), в третьих - как позитивно, так и негативно (системы с зарождающимися рыночными отношениями). 2. Государство, право и политика. Термин «политика» (греч. «politlka» - государственные или общественные дела от «polls» - государство) имеет разные смысловые значения. Но обычно под политикой понимают определенную сферу общественной жизни, связанную с определенной деятельностью и определенной системой общественных отношений. Политику характеризуют взаимоотношения между государствами; между классами, нациями, другими социальными группами по поводу завоевания, организации и осуществления государственной власти; участие в делах государства; определение форм, задач, содержа- ния деятельности государства и т. д. В самом общем виде политику можно определить как область взаимодействия между классами, партиями, нациями, народами, государствами, социальными группами, властью и населением, гражданами и их объединениями1. Но иногда политику определяют достаточно просто: как стратегический курс развития страны2. Политика зарождается в условиях разложения первобытнообщинного строя в связи с расслоением общества на большие социальные группы, обладающие своими собственными интересами. Поэтому политика имеет место там, «где есть людские сообщества со всеми их противоречиями и конфликтами»3. В то же время окончательное становление политики как особого социального явления связано с возникновением государства, поскольку политика - это сфера борьбы за государственную власть и государственная власть, государство - в политике самое главное. Политика относится к числу достаточно сложных и многогранных явлений. Существует довольно много ее разновидностей. Есть, например, внутренняя и внешняя политика, есть экономическая, социальная, национальная, культурная, военная, финансовая и многие другие виды политики. С точки зрения своей структуры политика охватывает: а) организованную деятельность социальных групп и пред б) общественные отношения между социальными группами в) политическое сознание и культуру, составляющие неотъ 1 См.: Политология для юристов: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 1999. С. 121. " См. об этом: Теория государства и права: учебник / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 1997. С. 65. ' ЗеркинД. П. Основы политологии: курс лекций. Ростов н/Д, 1996. С. 65. г) совокупность политических организаций и норм, с помощью которых реализуются политические взгляды, цели и интересы и осуществляется политическая власть1. Суть политики во многом характеризуют методы ее осуществления. Помимо обычных, традиционных методов в ней издавна использовались такие нечистоплотные приемы, как хитрость, лесть, обман, ложь, интриги, устранение соперников и т. п. Кстати, многие из них характерны для современной российской политики. Соотношение государства и права с политикой выражается в их взаимосвязи и взаимном влиянии друг на друга. Взаимосвязь государства и права с политикой выражается в их тесном и неразрывном единстве. Политика практически не обходится без государства и права. Ведь политика всегда сопряжена с борьбой за государственную власть. Подчинив себе государственную власть, определенные политические силы претворяют свою политику в жизнь через государство и позитивное право. Вследствие этого происходит политизация и государства и позитивного права. Государство, как известно, всегда рассматривается в качестве определенной политической организации, что свидетельствует о его тесной связи с политикой. С политикой связано и позитивное право, поскольку государство претворяет ту или иную политику в жизнь, прежде всего, через позитивное право. Как отмечал Ф. Энгельс, «все юридическое в основе своей имеет политическую природу»2. А по словам В. И. Ленина, «закон есть мера политическая, есть политика»3. Правда, в настоящее время отдельные авторы пытаются опровергать эти тезисы, заявляя, что право выше политики и не должно ей подчиняться. Однако не видеть того, что политика всегда присутствует в позитивном праве и через него претворяется в жизнь - значит грешить против истины. Теперь поговорим о взаимном влиянии государства и права, с одной стороны, и политики, с другой. Вначале рассмотрим влияние политики на государство и право. Политика самым непосредственным образом влияет в первую очередь на государство, поскольку государство и государственная власть являются 1 См.: ЗеркинД. П. Основы политологии: курс лекций. Ростов н/Д, 1996. С. 64. 2 Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 635. 3 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 30. С. 99. непосредственным объектом политической борьбы. Политические силы, пришедшие к власти в результате этой борьбы (или иным путем, например, в результате государственного переворота), используют государство как инструмент претворения в жизнь своей политической линии, как инструмент воздействия на общество в соответствующем этой линии направлении. В этой связи политика оказывает прямое влияние на организацию и деятельность государственного механизма. Она определяет задачи и основные направления деятельности государства в различных сферах общественной жизни, систему органов государственной власти и их компетенцию. Подвержено влиянию политики и позитивное право. Коль скоро политика влияет на государство, она влияет и на позитивное право, потому что позитивное право - результат правотворческой деятельности государства. Те задачи, которые политика ставит перед государством, те функции, которые им осуществляются, та система государственных органов, которые формируются в соответствии с поставленными перед государством задачами, так или иначе, получают свое закрепление в позитивном праве. Поэтому, влияя на государство, политика влияет и на позитивное право, также используя его как инструмент воздействия на общество. Следует обратить внимание на то, что влияние политики на государство и право может быть как положительным, так и отрицательным. Положительное влияние политики выражается в том, что государство и право могут и, в принципе, должны использоваться политикой в общественных интересах. Разумеется, при этом и сама политика должна носить социальный характер и осуществляться в интересах общества. Отрицательное же влияние политики на государство и право имеет место тогда, когда государство и право используются в узкокорыстных интересах тех или иных политических сил вопреки интересам общества. Так, относительно права И. Кант отмечал: «Право может служить как средством ограничения произвола, так и средством попрания свободы человека»1. Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2. М., 1965. С. 140. Говоря о влиянии политики на государство и право, необходимо вместе с тем иметь в виду, что на государство и право влияют и другие социальные явления. При освещении предыдущего вопроса отмечалось влияние на них экономики. Влияют на государство и право также идеология, культура, религия, мораль, обычаи и многие другие явления общественной жизни. Кроме того, государство и право могут выступать и как самостоятельные социальные и культурные ценности. Поэтому говорить о государстве и праве как о сугубо политических явлениях, орудиях, инструментах политики и приносить их в жертву политике едва ли правильно, хотя на практике подобное нередко случается. Государство и право, испытывая на себе влияние политики, сами в свою очередь оказывают влияние на политику. Это влияние, как представляется, выражается в следующем. Во-первых, государство является основным субъектом политики, и оно нередко само формирует политику. Особенно это характерно для государств с антидемократическими режимами, а также для государств с неразвитой демократией. В демократически развитых государствах политика как стратегический курс развития страны разрабатывается (формируется) политическими партиями, а выбор этого курса осуществляется населением, избирателями1. В антидемократических государствах и государствах с неразвитой демократией и разработка, и выбор стратегического курса развития страны осуществляются в основном государством, что свидетельствует о господстве государства в сфере политики. Не случайно в связи с этим политику иногда отождествляют с государством и рассматривают ее в качестве деятельности органов государственной власти. Во-вторых, государство и право выступают в качестве основных средств реализации политики, претворения ее в жизнь. Независимо от того, кто разрабатывает и выбирает стратегический курс развития страны, его реализацией, претворением в жизнь занимается, прежде всего, государство, широко используя для этого нормы позитивного права. Государство и право - это самые мощные инструменты претворения в жизнь политики. См. об этом: Теория государства и права: учебник / под ред. В. М. Корелъского и В. Д. Перевалова. М., 1997. С. 65-66. В-третьих, государство с помощью позитивного права легитимирует политику, придает ей законный характер. Те направления политики, которые получают закрепление в праве, приобретают официальный и законный характер. При этом сама политика приобретает характер правовой политики. В-четвертых, с помощью позитивного права осуществляется регулирование политической деятельности в стране. Как государство, так и другие субъекты политических отношений должны действовать в рамках права, закона, соблюдать и исполнять предписания правовых норм. И, в-пятых, позитивное право закрепляет и обеспечивает помимо других политические права и свободы человека и гражданина. Политика, воплощаясь в деятельности государства, приобретает официальный характер и становится государственной политикой. Государственная политика - это линия поведения государства, его деятельность как внутри страны, так и на международной арене. Поскольку государство - главный инструмент управления обществом, государственная политика имеет множество направлений, охватывая и общество в целом, и отдельные его стороны. В целом можно сказать, что государственная политика - это главная разновидность политики и основа всей политической жизни общества. Составной частью государственной политики является правовая политика. Правовая политика - это деятельность государства, основанная на праве, а также в области самого права и правового регулирования. Деятельность государства, основанная на праве, - это деятельность, связанная правом и протекающая в рамках права и закона, деятельность, которая осуществляется правовыми средствами и методами. Что же касается другого аспекта правовой политики, а именно деятельности государства в области права и правового регулирования, то он, как представляется, выражен в двух основных направлениях: правотворчестве и правореализации. В правотворчестве, т. е. деятельности по созданию и совершенствованию норм права, правовая политика проявляется в виде идей, целей, задач, принципов, программ, установок, которые закладываются в право и правовое регулирование. В правореализации правовая политика проявляется главным обра- зом в принятии компетентными органами юридически значимых решений по конкретным жизненным вопросам. В качестве еще одного направления правовой политики в области права и правового регулирования выделяют также деятельность государства по правовой пропаганде и правовому воспитанию, т. е. деятельность, направленную на повышение правовой культуры населения. Особенно актуальным это направление правовой политики является для нашего государства, поскольку с правовой культурой населения дела у нас обстоят более чем неблагополучно. Таким образом, государство и право находятся в тесном единстве с политикой и взаимно влияют друг на друга. 3. Государство, право и культура. Политическая и правовая культура. Термин «культура» (от лат. «cultura» -возделывание, взращивание; воспитание, образование; развитие) довольно многозначен. В этом можно легко убедиться, обратившись к справочной литературе. Не существует единого 'понимания культуры и в научной литературе, в том числе и юридической. Не вдаваясь в подробности относительно того, какие мнения высказываются по поводу понятия культуры, поскольку это не входит в задачу настоящей работы, отмечу, что наиболее приемлемым представляется понимание культуры как определенного качественного состояния общества на том или ином этапе его исторического развития, которое характеризуется исторически определенным уровнем развития общества, степенью его цивилизованности, совокупностью материальных и духовных ценностей, интеллектуальным и духовным развитием человека. Существуют и более узкие толкования культуры, когда под культурой понимают, например, уровень развития какой-либо отрасли знания или деятельности или степень общественного, умственного и нравственного развития кого-либо. Рассматривая соотношение государства и права с культурой, необходимо, как представляется, учитывать тот факт, что культура - понятие разноплановое. Это значит, что есть культура всего общества (социальная культура) и есть культура отдельного человека (индивидуальная культура), которые хотя и связаны между собой, но обладают все-таки относительной самостоятельно- стью. Социальная культура - это качественное состояние общества в целом, уровень его развития. Это все то, что создано человеком, что является результатом его материальной и духовной деятельности. Социальную культуру можно подразделить (правда, с некоторой долей условности) на материальную и духовную. Материальную культуру общества составляют техника, материальные ценности, созданные в процессе производства, производственный опыт. Духовную культуру - производство, распределение и потребление духовных ценностей в области науки, литературы, искусства, морали, просвещения и т. д. Индивидуальная культура - это качественное состояние и уровень общественного, умственного, нравственного развития отдельного человека, его творческих сил и способностей. Теперь рассмотрим связь государства и права с социальной и индивидуальной культурой. Связь государства и права с социальной культурой выражается, прежде всего, в том, что государство и право входят в состав социальной (духовной) культуры, и являются ее элементами. Вследствие этого государство и право выступают не только как социальные явления, но и как явления культуры и представляют собой определенные социально-культурные ценности. В советской науке государство и право не всегда признавались в качестве элементов культуры и социально-культурных ценностей. Долгое время они рассматривались в качестве орудий классового господства, подавления одних классов другими, которые с исчезновением классов должны отмереть и исчезнуть. При таком подходе никакой общественной и культурной ценности за государством и правом не признавалось. Однако постепенно пришло осознание того, что государство и право - это не только и даже не столько орудия классового господства, подавления, сколько социально полезные и необходимые для нормального функционирования общества инструменты, характеризующие определенный уровень развития социальной культуры. Вначале, начиная с 70-х гг. прошлого столетия, в качестве социальной и культурной ценности было признано право, затем, спустя более двух десятилетий, аналогичное признание получило и государство. В настоящее время данные положения едва ли станут вызы- вать у кого-либо сомнения, хотя вывод о социальной и культурной ценности государства еще не получил в науке широкого распространения. Государство и право как элементы социальной культуры являются определенными показателями культурного уровня развития общества. Форма правления и форма государственного устройства, политический режим и уровень развития демократии, система государственных органов и принципы их организации и деятельности, система и формы (источники) права, уровень развития законодательства, правотворческая и правореализующая деятельность - все это показатели культурного уровня развития общества, свидетельствующие о степени цивилизованности государства и права. Связь государства и права с социальной культурой характеризуется не только тем, что государство и право являются ее элементами, а также определенными показателями культурного уровня развития общества. Эта связь проявляется еще и в их взаимном влиянии. Поскольку государство и право являются элементами, составными частями культуры, они испытывают на себе ее влияние. Культура общества наряду с другими факторами (экономикой, политикой, идеологией и т. д.), так или иначе, обусловливает уровень развития государства и права, степень их совершенства. В связи с этим государство и право не могут быть выше культурного уровня развития общества. Как отмечал К. Маркс, «право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества»1. С другой стороны, имеет место обратное влияние государства и права на культуру. Государство и право, воздействуя на экономику, политику, другие сферы общественной жизни, воздействует также и на культуру. Более того, государство с помощью позитивного права регулирует многие отношения в социально-культурной сфере общества, непосредственно влияя на ее развитие. Причем это влияние может быть как положительным, если государство способствует развитию культуры, реализации тех или иных культурных программ, так и отрицательным, если го- 1 Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 19. сударство не уделяет должного внимания развитию культуры и не оказывает ей необходимой финансовой поддержки. Иначе выглядит связь государства и права с индивидуальной культурой. Само собой разумеется, что государство и право не являются элементами индивидуальной культуры. Но это совсем не означает, что государство и право никак не связаны с индивидуальной культурой. Эта связь выражается преимущественно в том, что государство и право, влияя на культуру в целом, оказывают влияние и на культуру отдельных индивидов и тоже как в положительном, так и в отрицательном плане. Что же касается обратного влияния индивидуальной культуры на государство и право, то она, как представляется, носит весьма отдаленный, косвенный характер. Так, например, низкий уровень культуры населения может вызвать соответствующую реакцию со стороны государства и побудить его к разработке и осуществлению, в том числе с помощью права, программ, связанных с повышением грамотности и культурного уровня населения в тех или иных областях общественной жизни (экономики, политики, права и т. д.). В связи с взаимодействием государства и права с культурой в обществе складываются такие ее разновидности, как политическая и правовая культура. В научной и учебной литературе существует множество определений как политической, так и правовой культуры. Опять же не вдаваясь в подробности, считаю возможным политическую культуру определить как качественное состояние политической жизни общества, которое характеризуется определенным уровнем политического развития общества и личности, а правовую культуру как качественное состояние правовой жизни общества, которое характеризуется определенным уровнем правового развития общества и личности. И политическую, и правовую культуру, как и культуру в целом, также целесообразно рассматривать через призму социальной и индивидуальной культуры. Вследствие этого можно говорить о социальной и индивидуальной политической и правовой культуре. Кратко социальную политическую культуру можно охарактеризовать как определенный уровень политического развития общества, а индивидуальную политическую культуру - как определенный уровень политического развития отдельного человека, индивида, личности. Более глубокие представления о социальной и индивидуальной политической культуре можно получить, рассмотрев их структуру. Как представляется, структуру социальной политической культуры характеризуют взятые во взаимосвязи все политические явления общества, а ее структурными элементами будут выступать находящиеся на определенном уровне развития политика, государство, политические партии, общественные объединения, деятельность которых связана с политикой, политический режим, политические отношения и другие явления политической жизни общества. Несколько иначе будет выглядеть структура индивидуальной политической культуры. Ее, полагаю, характеризуют три основных элемента: 1) политические знания индивида, его осведомленность в области политики (информационный элемент); 2) индивидуальное политическое сознание, политические убеждения индивида (ценностный элемент); 3) участие индивида в политической жизни общества (поведенческий элемент). Социальную правовую культуру по аналогии с социальной политической культурой можно охарактеризовать как определенный уровень правового развития общества, а индивидуальную правовую культуру - как определенный уровень правового развития индивида. В структуре социальной правовой культуры принято выделять такие элементы, как право, законодательство, общественное правосознание, законность, правопорядок, правотворчество, реализацию права и другие правовые явления общества, находящиеся на определенном уровне развития. Структуру индивидуальной правовой культуры, как и структуру индивидуальной политической культуры, тоже составляют три элемента: 1) правовые знания индивида, его осведомленность в правовых вопросах (информационный элемент); 2) индивидуальное правосознание, отношение индивида 3) правовое (правомерное или противоправное) поведение С правовой культурой тесно связано правовое воспитание. Правовое воспитание - это деятельность государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, трудовых коллективов, направленная на повышение правовой культуры граждан. Цель правового воспитания состоит в том, чтобы вооружить граждан необходимыми знаниями о праве и действующем законодательстве, о принадлежащих им правах, свободах и обязанностях, сформировать в их сознании уважительное отношение к праву и закону, сориентировать их на законопослушное поведение. Правовое воспитание представляет собой достаточно сложную и многоаспектную деятельность, которая осуществляется в различных формах. К наиболее важным из них принято относить следующие: а) правовой всеобуч (организация правовых школ, народных б) пропаганда права средствами массовой информации (про в) издание литературы по правовой проблематике (популяр г) устная правовая пропаганда (проведение лекций, бесед, д) профессиональное правовое образование (юридические В связи с тем, что правовая культура тесно связана с политической культурой, правовое в
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.170 (0.015 с.) |