Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство, право и личность

Поиск

Эта тема охватывает вопросы взаимосвязи государства и права с личностью. Личность в государственно-организованном обществе не существует автономно от государства и позитивного права. Она связана с ними самым непосредственным образом. В свою очередь государство и право тоже связаны с личностью и оказывают на нее воздействие, от которого зависит свобода личности и ее положение в обществе. Не претендуя на исчерпывающее изложение темы, рас­смотрим в ее рамках два основных вопроса: 1. Связь личности с го­сударством и правом и 2. Правовой статус личности. Права человека и гражданина.

1. Связь личности с государством и правом. Прежде чем говорить о связи личности с государством и правом, необхо­димо выяснить, что же понимается под личностью и какой смысл принято вкладывать в это понятие. В справочной литературе сло­ву «личность» обычно придаются следующие значения: это чело­век, выступающий носителем каких-нибудь свойств1, человек, выступающий в качестве субъекта социальных отношений и соз­нательной созидательной деятельности2. Аналогичные трактовки личности даются философскими словарями. Так, в одном из них личность определяется как человек со своими социально обу­словленными и индивидуально выраженными качествами: интел­лектуальными, эмоциональными, волевыми3.

1 См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. К Ю. Шведовой. М.,
1987. С. 264.

2 См.: Краткий словарь современных понятий и терминов. М., 1993. С. 226.

3 См.: Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя, П. Ф. Юдина. М., 1968.
С. 185.

ПО


Из приведенных положений видно, что личность - это, пре­жде всего, человек. Поэтому, когда речь идет о личности, о ее связи с государством и правом, под ней всегда подразумевается человек. Вместе с тем личность и человек - это не совсем одно и то же. В научной литературе данные понятия принято различать. И дело здесь не в том, что личностями надо признавать людей, обладающих какими-то особыми качествами, исключительными способностями, яркой индивидуальностью, как полагают отдель­ные исследователи, а в том, что понятия «человек» и «личность» несут различную смысловую нагрузку. Человек - это биосоци­альное, природно-общественное существо, в котором тесно пере­плелись природные и социальные качества. Он - представитель, прежде всего, природного, естественного мира со всеми прису­щими ему биологическими, физическими, физиологическими, психическими и прочими свойствами. Но одновременно он -представитель и социального мира, обладающий определенными социальными качествами (мышлением, речью, способностью создавать орудия труда и т. д.). При этом решающая роль при­надлежит именно социальным качествам, которые выделяют че­ловека из мира природы и включают его в систему общественных отношений. Последние как раз и определяют социальную сущ­ность человека. Как отмечал К. Маркс, сущность человека «в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений»'. Совокупность социальных свойств, качеств чело­века охватывается понятием «личность». Поэтому личность - это не просто человек, а человек, обладающий определенными соци­альными качествами и включенный в систему общественных от­ношений. По выражению все того же К. Маркса, «сущность "осо­бой личности" составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абст­рактная физическая природа, а ее социальное качество»2.

Личность как человек, обладающий определенными соци­альными качествами и включенный в систему общественных от­ношений, в государственно-организованном обществе не может не быть связана с государством и правом. В таком обществе го­сударство, как известно, является официальным представителем

1 Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 3.

2 Там же. Т. 1. С. 242.


и выразителем публичной власти — власти всего общества. Эта власть распространяется на всех без исключения членов общест­ва, и ее веления носят общеобязательный характер, т. е. распро­страняются опять же на всех членов общества. Более того, эта власть распространяется и на других лиц, которые оказываются на территории соответствующего государства, например, ино­странцев. Поэтому любая личность, проживающая или временно находящаяся на территории государства, всегда связана с госу­дарством и его позитивным правом.

Связь личности с государством и правом (позитивным) но­сит самый разнообразный характер, поскольку зависит от раз­личных обстоятельств: конкретных исторических условий, поли­тического режима, социального положения личности, ее возраста, пола, наличия у нее определенной профессии, занимаемой долж­ности и т. д. Но, прежде всего, связь личности с государством и правом зависит от принадлежности личности к конкретному го­сударству, от того, в каком политико-правовом качестве выступа­ет личность по отношению к этому государству: гражданина, иностранца или лица без гражданства.

Гражданин - это лицо, принадлежащее территориально и юридически к конкретному государству. Правда, гражданами обычно называют лиц, территориально и юридически принадле­жащих к государствам с республиканской формой правления, а в государствах с монархической формой правления таких лиц чаще всего именуют подданными («подданные Его Величества»). Вместе с тем в современных развитых странах эти понятия упот­ребляются как равнозначные, поскольку правовое положение личности в республиках и монархиях почти ничем не отличается. Лишь в некоторых странах (например, в странах Арабского Вос­тока, Африки) различие между гражданами и подданными еще сохраняет свое значение, так как население в монархических го­сударствах этих стран воспитывается в традициях личной пре­данности монарху.

Связь личности с государством и правом, когда личность выступает в качестве гражданина или подданного, является наи­более тесной. Личность, будучи гражданином (подданным) госу­дарства, пользуется всеми юридическими правами, установлен-


ными данным государством, а также несет перед государством все юридические обязанности. Государство же в свою очередь гарантирует личности ее права, защищает ее, покровительствует ей за границей.

Иностранец - это гражданин (подданный) другого государ­ства. Связь личности с государством и правом, когда она высту­пает в качестве иностранца, является не такой тесной, как у граж­дан. Иностранцы, как правило, не обладают многими политиче­скими правами, не могут занимать отдельные должности (напри­мер, должности, связанные с государственными или военными секретами, работать на радио, телевидении, быть судьями, проку­рорами, нотариусами и т. д.), не несут некоторых обязанностей (например, не обязаны служить в армии страны пребывания). В то же время иностранцы пользуются многими правами, что и граждане государства, а также обязаны исполнять законы и дру­гие нормативные акты страны пребывания. В случае совершения преступления или иного правонарушения они несут ответствен­ность по законодательству этой страны.

Лицо без гражданства (апатрид) - это лицо, не являющееся гражданином какого-либо государства. Его связь с государством и правом во многом аналогична связи с государством и правом иностранца. Лица без гражданства тоже не обладают многими политическими правами, не могут занимать отдельные должно­сти, не несут некоторых обязанностей. Вместе с тем в отличие от иностранцев они не пользуются дипломатической защитой како­го-либо государства.

Кроме названных личность по отношению к государству может выступать и в некоторых других качествах. Она может быть лицом с двойным (и более) гражданством, беженцем, выну­жденным переселенцем и т. д. Однако в этих случаях она все равно выступает в качестве либо гражданина, либо иностранца, либо лица без гражданства. Так, например, беженцы - это граж­дане иностранных государств, а вынужденные переселенцы -граждане данного государства.

Подавляющее большинство населения той или иной страны, как правило, составляют граждане или подданные. С понятиями «гражданин» и «подданный» связаны такие понятия, как «граж-


данство» и «подданство». Под гражданством понимается устой­чивая политико-правовая связь личности с государством, выраженная в их взаимных правах, обязанностях и ответст­венности. Аналогичным образом может быть определено и поня­тие «подданство», поскольку во многих современных монархиях оба термина употребляются как равнозначные, а в конституциях и законодательстве некоторых из них (Бельгии, Испании, Нидер­ландах) термин «подданство» заменен термином «гражданство». Согласно ст. 15 Всеобщей декларации прав человека «каждый человек имеет право на гражданство». Порядок приобретения гражданства и выхода из него определяется государством само­стоятельно. В Российской Федерации он определяется Федераль­ным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Феде­рации» и некоторыми другими нормативно-правовыми актами.

Существует два основных способа приобретения гражданст­ва: в силу факта рождения (филиация) и путем натурализации (укоренение). Приобретение гражданства в силу факта рождения осуществляется автоматически и не требует со стороны лица Со­вершения каких-либо действий. При этом применяется (чаще все­го в сочетании) два принципа: права крови и права почвы. Со­гласно принципу права крови гражданином признается ребенок, родившийся от граждан данного государства независимо от того, на территории какого государства он родился. Если родители ре­бенка имеют разное гражданство, то по законодательству боль­шинства стран вопрос о гражданстве ребенка решается на осно­вании письменного соглашения родителей о выборе гражданства ребенка. В соответствии с принципом права почвы гражданином государства признается ребенок, родившийся на территории дан­ного государства, независимо от гражданства его родителей.

Приобретение гражданства путем натурализации связано с обращением лица, фактически проживающего в стране, с прось­бой о предоставлении ему гражданства. Чаще всего этого доби­ваются лица, прибывшие в страну в соответствии с правилами иммиграционного законодательства, а также лица, усыновленные гражданином данного государства, вступившие в брак и т. д. Процедура натурализации носит сложный и зачастую унизитель­ный характер. Обычно законодательство требует от иммигрантов


знания государственного языка данной страны, наличия средств к существованию, доказательств отсутствия тяжелых заболеваний. В США, например, требуется давать клятву верности этой стране. Немаловажное значение придается политическим взглядам им­мигрантов. Сложность процедуры предоставления гражданства нередко заставляет иммигрантов вообще не обращаться за полу­чением гражданства и жить без признания и защиты своих прав и свобод.

Статья 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгла­шая право человека на гражданство, говорит и о том, что никто не может быть произвольно лишен своего гражданства. Анало­гичные положения закреплены в конституциях многих демокра­тических государств, в том числе и в Конституции Российской Федерации (часть 3 ст. 6). Вместе с тем во многих странах зако­нодательство позволяет органам исполнительной власти лишать человека гражданства, если он в течение определенного срока живет в другой стране, перешел в гражданство другого государ­ства, поступил на государственную службу в иностранном госу­дарстве и т. д. Лица, лишенные гражданства, подлежат высылке из страны.

Таким образом, связь личности с государством и правом за­висит в первую очередь от ее гражданства. Если личность по от­ношению к конкретному государству выступает как гражданин или подданный, ее связь с данным государством и действующим в нем позитивным правом будет наиболее тесной. Если же она не является гражданином или подданным данного государства, а выступает по отношению к нему как иностранный гражданин или лицо без гражданства, то связь этой личности с государством и соответственно с действующим в нем позитивным правом будет менее тесной.

Связь личности с государством и правом имеет еще один ас­пект. Независимо от гражданства она, находясь на территории государства, выступает как субъект права, т. е. лицо, способное иметь и самостоятельно осуществлять юридические права и обязанности. Это обусловлено тем, что практически любое со­временное государство признает за любой личностью, находя­щейся на территории государства, способность (возможность)


иметь юридические права и обязанности и самостоятельно их осуществлять. Такая способность именуется правосубъектно­стью. Как говорится в ст. 6 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек, где бы он не находился, имеет право на призна­ние его правосубъектности. Вместе с тем иностранцы и лица без гражданства, обладая правосубъектностью, в отличие от граждан (подданных) не могут, тем не менее, иметь некоторые юридиче­ские права, а также нести отдельные юридические обязанности.

2. Правовой статус личности. Права человека и гражданина. Связь личности с государством и правом выража­ется главным образом в юридических правах, свободах и обязан­ностях, которые признаются государством за личностью и кото­рыми она может реально обладать в данном конкретном государ­стве. Совокупность таких прав, свобод и обязанностей личности принято называть ее правовым статусом. Вопрос о понятии правового статуса личности относится в научной литературе к числу дискуссионных, поскольку разные авторы включают в со­став правового статуса различные элементы. В частности, кроме прав, свобод и обязанностей в состав правового статуса личности предлагается включать гражданство, правосубъектность, гаран­тии прав и свобод, юридическую ответственность и некоторые другие элементы. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что наибо­лее распространенной является точка зрения, согласно которой под правовым статусом личности понимается совокупность зако­нодательно установленных государством прав, свобод и обязан­ностей личности.

Соглашаясь с подобным пониманием правового статуса личности, считаю вместе с тем необходимым отметить, что пра­вовой статус личности - это не просто совокупность законода­тельно установленных прав, свобод и обязанностей, а совокуп­ность таких прав, свобод и обязанностей, которые гарантируются государством, вследствие чего личность реально может ими об­ладать. В этой связи едва ли правильно включать в правовой ста­тус личности права и свободы, которые формально декларируют-

1 Более подробно вопросы правосубъектности будут рассмотрены в теме «Пра­вовые отношения».


ся государством (что характерно для государств с антидемокра­тическими режимами), но фактически им не гарантируются. Та­кие права и свободы остаются лишь на бумаге и человек реально обладать ими не может. Поэтому под правовым статусом лично­сти следует понимать совокупность законодательно установ­ленных и гарантированных государством прав, свобод и обя­занностей личности.

В основе правового статуса личности лежит, как принято считать, ее фактический социальный статус, т. е. реальное поло­жение личности в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет, юридически оформляет это положение, признавая личность субъектом права и наделяя ее правосубъект­ностью. В связи с этим социальный и правовой статусы соотно­сятся соответственно как содержание и форма.

В литературе наряду с понятием «правовой статус личности» очень часто встречается понятие «правовое положение лично­сти». Ряд исследователей предлагает эти понятия различать, рас­сматривая понятие «правовое положение» более широко, чем по­нятие «правовой статус». Между тем слово «статус» в переводе с латинского означает положение, состояние кого-либо или чего-либо. Поэтому правы, как представляется, те, кто отождествляет данные понятия. К тому же ни международные акты о правах че­ловека, ни законодательство, ни юридическая практика не прово­дят никакого различия между этими понятиями.

Говоря о правовом статусе личности, необходимо иметь в виду, что его составляют не только те права, свободы и обязанно­сти, которыми личность в данный момент времени обладает, но и те права, свободы и обязанности, которыми личность в данный момент времени не обладает, но при определенных обстоятельст­вах сможет ими обладать. Исходя из этого, представляется воз­можным различать формальный и фактический правовой ста­тус личности. Формальный статус составляют все права, свобо­ды и обязанности, которыми личность в принципе может обла­дать в данном государстве, фактический же статус составляют лишь те права, свободы и обязанности, которыми личность уже реально обладает. В этой связи формальный статус личности все­гда является относительно стабильным, поскольку изменения в


нем происходят лишь при изменениях в законодательстве, факти­ческий же статус, наоборот, более динамичен, поскольку может изменяться достаточно быстро.

Помимо формального и фактического можно выделить и другие виды правового статуса личности. Так, в зависимости от принадлежности личности к конкретному государству различают правовой статус граждан, правовой статус иностранцев и правовой статус лиц без гражданства. Правовой статус граж­дан характеризуется наибольшим объемом прав, свобод и обя­занностей, поскольку граждане способны обладать практически всеми законодательно установленными правами, свободами и обязанностями. Правовой статус иностранцев и правовой ста­тус лиц без гражданства характеризуется меньшим объемом прав, свобод и обязанностей, так как иностранцы и лица без гра­жданства не наделяются государством некоторыми правами, сво­бодами и обязанностями, а значит, и обладать ими в принципе не могут. Кроме этих трех видов правового статуса личности в дан­ной классификации дополнительно можно выделить и такие ви-» ды, как правовой статус лиц с двойным и более гражданством, правовой статус беженцев, правовой статус вынужденных переселенцев и некоторые другие.

В зависимости от широты охвата можно выделить общий, специальный и индивидуальный правовой статус. Общий пра­вовой статус составляют права, свободы и обязанности, которы­ми могут обладать все граждане, а также иностранцы и лица без гражданства, пребывающие на территории данного государства. Как правило, общий правовой статус закрепляется в конституции государства, в связи с чем его называют также конституцион­ным. Общий правовой статус, как принято считать, является ба­зовым, исходным для специального и индивидуального статуса. Специальный (родовой) правовой статус составляют права, сво­боды и обязанности, которыми могут обладать отдельные катего­рии граждан, а также иностранцев и лиц без гражданства (напри­мер, военнослужащие, ветераны войны, студенты и т. д.). Нако­нец, индивидуальный правовой статус составляют права, свобо­ды и обязанности, которыми обладает конкретная личность. Ин­дивидуальный правовой статус достаточно динамичен и изменя-


ется вместе с происходящими в жизни человека изменениями. Он зависит от положения человека в обществе, его пола, возраста, профессии и ряда других факторов.

Основу правового статуса личности составляют права и сво­боды, которыми личность может обладать в государстве. При этом разграничение между правами и свободами личности про­вести достаточно сложно, поскольку по своей юридической при­роде и системе гарантий они выступают, в общем-то, как иден­тичные понятия, ибо говорят о социальных возможностях лично­сти в различных сферах общественной жизни. Вместе с тем, как принято считать, термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности личности, не очерчивая их конкретного результата (свобода совести, свобода вероисповедания, свобода слова), в то время как термин «право» определяет конкретные действия человека (право на образование, право избирать и быть избранным, право участвовать в управлении делами государства).

Права и свободы личности принято разделять на права че­ловека и права гражданина. Права человека - это права и сво­боды, которые принадлежат каждому, независимо от его граж­данской принадлежности. То есть в государстве эти права и сво­боды признаются как за гражданами, так и за иностранцами и ли­цами без гражданства. По своей природе права человека - это ес­тественные права1. Они принадлежат каждому человеку от рожде­ния, неотчуждаемы от него и не зависят от государства. Государ­ство призвано лишь юридически их оформлять и защищать от на­рушений. В Конституции Российской Федерации, где речь идет о правах человека, используются такие формулировки, как «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т. д.

По времени возникновения принято выделять три поколе­ния прав человека.

1 Как отмечается в литературе, термин «права человека» стал общепринятым с 1945 г., когда в практике деятельности ООН он заменил бытовавший ранее тер­мин «естественные права» (см.: Абдулаев М. И. Права человека и закон: исто-рико-теоретические аспекты. СПб., 2004. С. 7). Вместе с тем существует и пози­тивистская концепция прав человека, согласно которой свои права человек по­лучает от государства.


Первое поколение прав человека составили традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в ходе буржуазных революций и призваны были обеспечить индивиду­альную свободу личности от вмешательства со стороны государ­ства и других субъектов. Это гражданские (личные) и политиче­ские права и свободы: право на жизнь, свободу и безопасность; свобода слова, совести и религии; равенство перед законом; сво­бода от произвольного ареста, задержания и изгнания; право на правосудие и др.

Второе поколение прав человека сформировалось в процес­се борьбы народов за улучшение своего экономического и соци­ально-культурного уровня и отражало ценности социально ори­ентированного общества. Это поколение прав человека и гражда­нина составили социальные, экономические и культурные права: право на труд и свободный выбор работы, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на образование и др. В отличие от прав первого поколения, которые призваны были обеспечить индивидуальную свободу от какого-либо вмешательства, в том, числе и государственного, права второго поколения, наоборот, обязывают государство создавать социальные программы и вести всестороннюю организационную и хозяйственную деятельность по обеспечению этих прав.

Третье поколение прав человека, которое начало формиро­ваться после Второй мировой войны, составляют так называемые коллективные (или солидарные) права. К ним относятся право на мир, на здоровую окружающую среду, право на развитие, на ядерную безопасность и др. В отличие от прав первых двух поко­лений права третьего поколения принадлежат не отдельной лич­ности, а коллективу людей и поэтому не могут быть реализованы непосредственно отдельным человеком. Личность может прини­мать участие в реализации этих прав, но лишь как член того или иного коллектива, той или иной общности.

Начиная с середины XX в., права человека получили все­мирное признание и закрепление в целом ряде международных документов. К наиболее важным из них относятся: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гра­жданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт


об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Факультативный протокол к Международному пакту о граждан­ских и политических правах (1966 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1953 г.).

Права гражданина - это права и свободы, которые призна­ются только за гражданами государства. Как правило, их тракту­ют в узком смысле, подразумевая под ними только те права и свободы, которыми государство наделяет лишь своих граждан. Это позитивные права, которые не имеют естественной природы и источником которых является государство. В отличие от прав человека, которые относятся к области частных интересов, права гражданина охватывают сферу публичных интересов, сферу от­ношений гражданина с государством. В Конституции Российской Федерации, где речь идет о правах только граждан, обычно ис­пользуются такие слова, как «граждане Российской Федерации имеют право» (ст. ст. 31, 32, 33, 36 и др.).

Права человека и гражданина (права и свободы личности) в зависимости от сфер жизнедеятельности принято подразделять на гражданские (личные), политические, экономические, соци­альные и культурные.

Гражданские права призваны обеспечивать свободу челове­ка как члена гражданского общества от какого-либо незаконного внешнего вмешательства, в том числе и государственного. К ним относятся фундаментальные права и свободы личности, выра­жающие демократические принципы любого демократически ор­ганизованного общества: право на жизнь и достоинство лично­сти; право на свободу и личную неприкосновенность, а также не­прикосновенность частной жизни, жилища; свободу передвиже­ния и выбора местожительства; свободу совести; свободу выбора национальности и выбора языка общения и некоторые другие.

Политические права и свободы представляют собой обес­печенную законом возможность индивидуально или коллективно участвовать в общественно-политической жизни государства и осуществлении государственной власти. Такие права и свободы обычно признаются лишь за гражданами государства. К основ­ным политическим правам и свободам относятся: право избирать и быть избранным в органы государственной власти; право при-


нимать участие в управлении делами государства; свобода слова и убеждений; свобода собраний, митингов, шествий и демонстра­ций; право на объединение в общественные организации (свобода союзов и ассоциаций); право петиций и др.

Экономические права призваны обеспечивать материаль­ные потребности личности. К ним относятся: право частной соб­ственности, право на труд, свобода предпринимательства, право на забастовки и др.

Социальные права направлены на обеспечение достойного уровня жизни и социальную защищенность личности. Одним из главных является право на социальное обеспечение, включая со­циальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание. К социальным правам относятся также право на удовлетворительный жизненный уровень; на охрану и помощь семье, материнству и детству; право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья; право на жилище и ряд других.

Культурные права гарантируют духовное развитие лично-» сти. К ним относятся: право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право свободно участвовать в культур­ной жизни общества, свобода творчества и др.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под личностью и каково соотношение понятий «личность» и «человек»?

2. Чем, прежде всего, обусловлена связь личности с государством и правом? Что такое гражданство? Существует ли какое-либо различие между гражданством и подданством?

3. Что следует понимать под правовым статусом личности? Каковы его разновидности?

4. Что означают права человека и права гражданина? Какие поко­ления прав человека выделяются в литературе? Как права чело­века и гражданина делятся в зависимости от сфер жизнедея­тельности?

Литература

1. Абдулаев М. И. Права человека и закон: историко-теоретические аспекты / М. И. Абдулаев. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. - 322 с.


2. Бережное А. Г. Права личности: некоторые вопросы теории / А. Г. Бережное. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 142 с.

3. Витрук Н. В. Правовой статус личности в СССР / Н. В. Витрук. -М.: Юрид. лит., 1985. - 176 с. - (Реальный социализм: теория и практика).

4. Дмитриев Ю. А. Гражданин и власть / Ю. А. Дмитриев, А. А. Зла-топольская. - М.: [б. и.], 1994. - 160 с.

5. Златопольский Д. Л. Государство и личность: основы взаимоот­ношений / Д. Л. Златопольский // Вестн. МГУ. Сер. 11. Право. -1993.-№1.-С. 3-12.

6. Защита прав человека в современном мире: сб. ст. / отв. ред. И. А. Ледях. - М.: Изд-во ИГПАН, 1993. - 144 с.

7. Кучинский В. А. Личность, свобода, право / В. А. Кучинский. - М.: Юрид. лит., 1978. - 208 с.

8. Лукашева Е. А. Социалистическое право и личность / Е. А. Лука-шева; отв. ред. В. М, Чхиквадзе. - М.: Наука, 1987. - 155 с. (Сер. «Конституция СССР. Личность и право»).

9. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности / Ф. Люшер. - М.: Прогресс; Универс, 1993. - 384 с.

10. Мюллерсон Р. А. Права человека: идеи, нормы, реальность / Р. А. Мюллерсон. - М.: Юрид. лит., 1991. - 160 с.

11. Общая теория прав человека / под ред. Е. А. Лукашевой. - М.: Норма, 1996.-510 с.

12. Права человека. Сборник международных документов. - М.: Изд-во МГУ, 1986.-232 с.

13. Права человека: учебник для вузов / отв. ред. Е. А. Лукашева. -М.: Норма - Инфра ■ М, 1999. - 573 с.


Тема 14



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 979; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.136.121 (0.017 с.)