Правовое регулирование и его механизм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование и его механизм



Тема «Правовое регулирование и его механизм» в курсе теории государства и права относится к числу достаточно сложных. В то же время в учебниках по теории государства и права этой теме не все­гда уделяется должное внимание, в связи с чем отдельные вопросы правового регулирования и его механизма либо не получают требуе­мого освещения, либо не освещаются совсем. Более того, в некото­рых учебниках эта тема вообще отсутствует. Рассматривая данную тему, остановимся на следующих вопросах: 1. Понятие правового регулирования; 2. Формы правового регулирования; 3. Предмет, сфера и пределы правового регулирования; 4. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц; 5. Методы, способы и ти­пы правового регулирования; 6. Стадии правового регулирования; 7. Механизм правового регулирования.

1. Понятие правового регулирования. Правовое регу­лирование в самом общем виде можно определить как регулиро­вание, осуществляемое при помощи права. Однако подобное оп­ределение не раскрывает существа вопроса, поскольку, во-первых, не говорит, о каком праве идет речь и, во-вторых, не от­ражает хотя бы основных признаков исследуемого явления. Как уже отмечалось, право может рассматриваться в широком (обще­социальном) и узком (юридическом) смыслах. Отсюда и правовое регулирование может трактоваться в широком и узком смыслах: как регулирование, осуществляемое естественным правом, и как регулирование, осуществляемое позитивным правом. В данной теме речь пойдет о регулировании, осуществляемом только пози­тивным правом, поскольку регулирование, осуществляемое есте­ственным правом, в целом не относится к предмету юридической


науки. Теперь попытаемся выяснить, что же представляет собой правовое регулирование, которое осуществляется при помощи позитивного права.

В юридической литературе, как научной, так и учебной, встречаются разные определения правового регулирования, осу­ществляемого позитивным правом. Однако принципиальных раз­личий между этими определениями, как представляется, нет. Все они акцентируют внимание на том, что позитивно-правовое регу­лирование является разновидностью социального регулирования и выступает в качестве определенного воздействия на обществен­ные отношения, которое осуществляется при помощи правовых (юридических) средств и имеет своей целью упорядочение данных отношений. Исходя из этого, представляется возможным выделить следующие признаки позитивно-правового регулирования.

Во-первых, это один из видов социального регулирования, т. е. регулирования, осуществляемого в обществе и связанного с упорядочением общественных отношений. Упорядочение обще­ственных отношений, как уже отмечалось, может осуществляться разными социальными регуляторами, среди которых первосте­пенную роль играют право, мораль и другие социальные нормы. Право - один из основных социальных регуляторов в условиях государственно-организованного общества, вследствие чего и правовое регулирование - один из основных видов социального регулирования.

Во-вторых, позитивно-правовое регулирование - это в осно­ве своей государственное регулирование, поскольку позитивное право устанавливается или санкционируется государством и, сле­довательно, является государственным регулятором обществен­ных отношений. Тот факт, что в ряде случаев нормы позитивного права могут устанавливаться негосударственными органами и организациями или непосредственно народом, не меняет сущест­ва дела, так как негосударственные органы и организации, а так­же народ создают нормы позитивного права с санкции (разреше­ния) государства.

В-третьих, позитивно-правовое регулирование - это опреде­ленное воздействие на общественные отношения. Право, регули­руя общественные отношения, воздействует на них, в связи с чем


правовое регулирование рассматривается в юридической науке как одна из форм воздействия права на общественные отношения.

В-четвертых, позитивно-правовое регулирование - это воз­действие, которое осуществляется при помощи норм позитивно­го права и других правовых средств. Нормы права и другие правовые средства, взятые в совокупности, составляют механизм правового регулирования, о котором более подробно мы погово­рим при изложении последнего вопроса темы.

В-пятых, позитивно-правовое регулирование - это такое воздействие на общественные отношения, которое имеет своей целью их упорядочение. Регулировать - значит упорядочивать, приводить что-либо в систему. Вследствие этого правовое регу­лирование есть не что иное, как целенаправленное воздействие на общественные отношения, в результате которого они приводятся в систему и в обществе создается определенный порядок.

С учетом названных признаков можно дать следующее оп­ределение позитивно-правовому регулированию. Позитивно-правовое регулирование (или просто правовое регулирование) -«это осуществляемое при помощи норм позитивного права и других правовых средств воздействие на общественные от­ношения с целью их упорядочения.

Правовое регулирование как определенное воздействие по­зитивного права на общественные отношения не следует отожде­ствлять с правовым воздействием. Эту точку зрения разделяет большинство российских исследователей. Правовое воздействие принято определять как понятие, охватывающее все направле­ния и формы влияния права на общественную жизнь, созна­ние и поведение людей. В связи с этим правовое регулирование считается понятием более узким, чем правовое воздействие, и рас­сматривается в качестве одной из форм правового воздействия.

Подобный подход к пониманию правового воздействия и его соотношению с правовым регулированием представляется вполне обоснованным, поскольку роль права в общественной жизни не сводится только к регулированию общественных отношений, хотя это для него является главным. Как отмечалось в шестой теме, по­зитивное право помимо регулятивной выполняет информацион­ную, оценочную, воспитательную и трансляционную функции. А


это значит, что кроме регулятивного существуют и иные формы воздействия права на поведение людей и общественные отношения.

В настоящее время среди основных форм воздействия права на поведение людей и общественные отношения кроме регуля­тивного выделяют также информационное и ценностно-ориентационное воздействие. Информационное воздействие права выражается в том, что право, являясь источником информа­ции, «сообщает» людям, какие общественные отношения и как регулируются действующим позитивным правом, как государство оценивает те или иные поступки людей, какие из них дозволяет, какие запрещает, какие предписывает. Ценностно-ориентационное воздействие права проявляется в его идеологическом, воспита­тельном воздействии. Позитивное право способно формировать в сознании людей определенный образ поведения, ориентировать их на совершение одних поступков и воздержание от других.

Необходимо заметить, что информационное и ценностно-ориентационное воздействие права может осуществляться как одновременно с его регулирующим воздействием, так и предше­ствовать ему, а информационное воздействие может иметь место даже тогда, когда регулирующее воздействие права уже прекра­тилось. Когда нормативный правовой акт действует, то содержа­щиеся в нем нормы оказывают и регулирующее, и информацион­ное, и ценностно-ориентационное воздействие. Когда норматив­ный правовой акт принят и официально опубликован, но еще не вступил в силу, содержащиеся в нем нормы оказывают только информационное и ценностно-ориентационное воздействие. Ко­гда же нормативный правовой акт утратил силу и перестал регу­лировать соответствующие общественные отношения, то содер­жащиеся в нем нормы способны оказывать лишь информацион­ное воздействие.

Правовое воздействие как понятие более широкое, чем пра­вовое регулирование, не сводится в то же время только к регули­рующему, информационному и ценностно-ориентационному воз­действию. Существуют, как представляется, и другие формы пра­вового воздействия. Право, например, способно оказывать воз­действие на отношения, которые не только не регулируются, но и объективно не могут им регулироваться. Так, право способно


оказывать определенное воздействие на происходящие в стране демографические процессы, хотя непосредственно регулировать их не может, поскольку они объективно не поддаются правовому регулированию. Однако, регулируя семейные, жилищные и неко­торые другие общественные отношения, право, так или иначе, способно влиять на демографическую ситуацию в стране.

Таким образом, правовое регулирование и правовое воздей­ствие - понятия не идентичные. Правовое регулирование - поня­тие более узкое, чем правовое воздействие. Правовое регулиро­вание является лишь одной из форм правового воздействия. Вме­сте с тем правовое регулирование - это главная форма правового воздействия, потому что право создается именно для регулирова­ния общественных отношений.

2. Формы правового регулирования. Формы правово­го регулирования - это его разновидности. Поскольку правовое регулирование общественных отношений может осуществляться различными правовыми средствами, различными субъектами, в различных масштабах и на разных уровнях, оно способно приоб­ретать и различные формы, или разновидности.

Вопрос о формах, т. е. видах правового регулирования, поч­ти не рассматривается в учебниках по теории государства и пра­ва. Между тем изучение этого вопроса имеет немаловажное зна­чение, так как позволяет расширить наши представления о право­вом регулировании и дает возможность узнать, каким оно бывает или может быть в реальной действительности.

Чтобы выделить те или иные формы правового регулирова­ния, необходимо дать ему классификацию, выбрав для этого со­ответствующие основания. Такими основаниями могут быть средства, при помощи которых осуществляется правовое регули­рование, субъекты, осуществляющие правовое регулирование, степень централизованности правового регулирования, сфера его распространения и некоторые другие.

Исходя из средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование, можно выделить нормативное и инди­видуальное правовое регулирование. Нормативное правовое регулирование - это регулирование, осуществляемое нормами позитивного права. По сравнению с индивидуальным правовым


регулированием оно является первичным и определяющим. Это обусловлено тем, что правовое регулирование общественных от­ношений по общему правилу начинается с выработки и принятия правовых норм, которыми устанавливается единый режим право­вого регулирования для общественных отношений того или ино­го вида. В этой связи нормативное правовое регулирование, как и нормы права, носит общий характер, поскольку распространяется не на единичные общественные отношения, а на все обществен­ные отношения определенного вида.

Индивидуальное правовое регулирование - это регулиро­вание, которое осуществляется различными индивидуальными правовыми средствами. К ним относятся индивидуальные право­вые договоры (гражданские, трудовые и т. д.), акты применения права и некоторые другие. В отличие от нормативного индивиду­альное правовое регулирование не носит общего характера, по­скольку связано с упорядочением конкретных, т. е. единичных общественных отношений. В этой связи индивидуальное право­вое регулирование иногда называют казуальным правовым ре­гулированием (от слова «казус» - случай). Как правило, индиви­дуальное правовое регулирование следует за нормативным и до­полняет его, конкретизируя предписания правовых норм приме­нительно к отдельным, единичным случаям. Однако из этого пра­вила есть исключения. В частности, если конкретный случай, входящий в сферу правового регулирования, не урегулирован нормами позитивного права и имеет место пробел в законода­тельстве, то этот случай может быть урегулирован индивидуаль­ными правовыми средствами (актом применения права). Здесь при отсутствии прямого нормативного регулирования соответст­вующих общественных отношений определяющую роль будет играть индивидуальное правовое регулирование.

Индивидуальное правовое регулирование, поскольку оно осуществляется различными правовыми средствами, имеет такие основные разновидности, как координационное и субординаци­онное правовое регулирование. Координационное правовое ре­гулирование осуществляется самими участниками общественных отношений без какого-либо вмешательства государственных или иных компетентных органов. Участники конкретных обществен-

рзшШ


ных отношений сами упорядочивают свои отношения путем за­ключения индивидуальных договоров или совершения иных пра­вомерных действий (например, использования права). Такой вид индивидуального правового регулирования нередко называют саморегулированием.

Субординационное правовое регулирование в отличие от координационного осуществляется уже не самими участниками общественных отношений, а государственными или иными ком­петентными органами. В определенных случаях участники кон­кретных общественных отношений не могут самостоятельно уре­гулировать свои отношения доступными им правовыми средст­вами, в связи с чем вынуждены обращаться за помощью к компе­тентным государственным или негосударственным органам. По­следние, применяя соответствующие нормы позитивного права, помогают урегулировать данные общественные отношения (на­значить пенсию, отвести земельный участок, взыскать долг и т. д.). В других случаях компетентные органы сами, по своей инициативе применяют нормы права, упорядочивая тем самым «конкретные общественные отношения (например, при соверше­нии преступлений и некоторых иных правонарушений).

Деление правового регулирования на нормативное и инди­видуальное является основным, но не единственным. Правовое регулирование может быть подразделено на виды также в зави­симости от субъектов, осуществляющих правовое регулирова­ние. С учетом данного основания представляется возможным вы­делить собственно государственное и негосударственное пра­вовое регулирование, несмотря на то, что правовое регулирова­ние (речь идет о позитивно-правовом регулировании), в сущно­сти своей, является государственным регулированием.

Собственно государственное правовое регулирование - это регулирование, осуществляемое органами государства, государ­ственными организациями и государственными должностными лицами. Данный вид правового регулирования является основ­ным, определяющим, поскольку нормы позитивного права, с ко­торых начинается правовое регулирование общественных отно­шений, устанавливаются преимущественно этой категорией


субъектов. Кроме того, названные субъекты в основном и приме­няют правовые нормы.

Негосударственное правовое регулирование - это регули­рование, которое осуществляется либо непосредственно народом, либо негосударственными органами и организациями, либо са­мими участниками общественных отношений. Народ может осу­ществлять правовое регулирование путем принятия нормативных правовых актов, что в условиях государственно-организованного общества не столь широко распространено. Негосударственные органы и организации могут осуществлять правовое регулирова­ние тех или иных общественных отношений путем принятия как нормативных правовых актов, так и актов применения права. Са­ми участники общественных отношений могут осуществлять правовое регулирование, упорядочивая собственные отношения с помощью индивидуальных правовых актов, например, индивиду­альных договоров.

В зависимости от степени централизованности следует различать централизованное и децентрализованное правовое регулирование. Централизованное правовое регулирование -это регулирование, которое осуществляется из одного центра и распространяется на всю территорию страны. Оно исходит от центральных органов государственной власти и осуществляется преимущественно с помощью нормативных правовых актов, хотя не исключается использование и индивидуальных правовых ак­тов (например, о переносе дней отдыха, о переходе на летнее время и т. д.). Основным достоинством данного вида правового регулирования является то, что оно вносит единообразие в регу­лирование общественных отношений на всей территории страны и позволяет с минимальными для государства затратами добиться в обществе того порядка, к которому государство стремится. Вместе с тем чрезмерная централизация приводит к излишней зарегулированное™ общественных отношений, мелочной над ними опеке, ограничению свободы участников общественных отношений.

Децентрализованное правовое регулирование - это регули­рование, которое осуществляется из разных центров и на разных уровнях. Оно может осуществляться субъектами федерации, ме-


стными органами государственной власти, органами местного самоуправления, администрацией учреждений, предприятий, ор­ганизаций, трудовыми коллективами, самими участниками кон­кретных общественных отношений. В качестве средств правового регулирования здесь используются как нормативные, так и инди­видуальные правовые акты. Децентрализованное правовое регу­лирование дает соответствующим субъектам возможность само­стоятельно урегулировать те или иные общественные отношения с учетом интересов регионов, административно-территориальных образований, организаций, трудовых коллективов, отдельных граждан и т. д. Оно свидетельствует о демократизме государст­венного управления, степени самостоятельности и свободе уча­стников общественных отношений. Вместе с тем децентрализо­ванное правовое регулирование в целом должно соответствовать централизованному и не противоречить ему по существу.

По сфере распространения (сфере действия права) право­вое регулирование может быть подразделено на общее, ведомст­венное, местное и локальное. Общее правовое регулирование 0 имеет самую широкую сферу распространения: оно распростра­няется на всю территорию страны и охватывает поведение всех субъектов. Такое регулирование осуществляется, прежде всего, законами государства и подзаконными нормативными актами общего действия. Ведомственное правовое регулирование осу­ществляется в рамках той или иной области государственного управления: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, образования и т. д. Основными средствами правового регулиро­вания здесь выступают ведомственные нормативные акты, дейст­вие которых распространяется на работников соответствующих ведомств. Местное правовое регулирование осуществляется в пределах административно-территориальных образований нор­мативными и индивидуальными правовыми актами местных ор­ганов государственной власти и органов местного самоуправле­ния. Наконец, локальное правовое регулирование осуществляет­ся в рамках учреждений, предприятий, организаций норматив­ными и индивидуальными правовыми актами администрации этих учреждений, предприятий и организаций.


Формы (виды) правового регулирования могут быть выделе­ны и по некоторым другим основаниям. Так, например, учитывая, что правовое регулирование осуществляется и законами, и подза­конными нормативными актами можно выделить законодатель­ное и подзаконное регулирование. В федеративных государствах ввиду наличия там федеральной и региональной систем законо­дательства допустимо выделение федерального и регионально­го правового регулирования и т. д.

3. Предмет, сфера и пределы правового регулиро­вания. Вопросы предмета, сферы и пределов правового регули­рования тесно связаны между собой, вследствие чего их целесо­образно рассматривать в единстве. Предмет правового регулиро­вания - это то, что регулируется правом. Правом, как известно, регулируются общественные отношения. Право не способно упо­рядочивать физические, химические, биологические и другие ес­тественные процессы, которые протекают по своим собственным законам и не зависят от воли и сознания людей. Оно способно упорядочивать лишь общественные отношения, отношения, ко­торые складываются между людьми и проявляются в поведении, действиях, деятельности людей. В то же время необходимо иметь в виду, что не все общественные отношения составляют предмет правового регулирования, поскольку не все общественные отно­шения могут и должны регулироваться правом. Правом, в прин­ципе, могут и должны регулироваться только те общественные отношения, которые входят в сферу правового регулирования.

Сферу правового регулирования можно определить как круг тех общественных отношений, которые могут и должны регули­роваться правом. Причем сферу правового регулирования состав­ляют как те общественные отношения, которые уже урегулиро­ваны правом, так и те, которые правом еще не урегулированы, но могут и должны быть им урегулированы. Так какие же общест­венные отношения составляют сферу правового регулирования, а значит, могут и должны регулироваться правом?

Представляется, что это, во-первых, волевые общественные отношения, т. е. отношения, которые возникают и складываются по воле людей и контролируются их сознанием. Право, регулируя общественные отношения, первоначально воздействует на пове-


дение людей. Не случайно в связи с этим поведение людей рас­сматривается в научной литературе в качестве непосредственного предмета правового регулирования. Если поведение человека не носит волевого характера, не контролируется его сознанием, то оно и не может регулироваться правом. Например, право не мо­жет регулировать поведение психически больного человека, по­ведение человека, находящегося в состоянии гипноза и т. д. Пра­во способно регулировать только волевое поведение людей, а че­рез него волевые общественные отношения.

Во-вторых, сферу правового регулирования составляют только конкретные волевые отношения, т. е. отношения, скла­дывающиеся между конкретными их участниками. В этой связи право не может и не должно регулировать массовые социальные процессы (миграционные, демографические и др.), поскольку они протекают по объективным общественным законам. Как уже от­мечалось, право может так или иначе воздействовать на эти про­цессы, но регулировать их не может.

В-третьих, в сферу правового регулирования входят не все ° конкретные волевые отношения, а только те, которые поддаются внешнему контролю. Право - это внешний регулятор общест­венных отношений. Оно исходит от государства и воздействует на поведение человека извне независимо от того, положительно или отрицательно относится человек к праву, принимает он его или отвергает. Воздействуя на поведение человека извне, право может регулировать только те его поступки, которые поддаются внешней регламентации и могут быть извне проконтролированы. Так, например, право не может и не должно регулировать отно­шения дружбы, товарищества, использование досуга, отдельные внутрисемейные отношения. Они объективно не допускают внешней, формально-юридической регламентации и регулируют­ся иными социальными нормами (обычаями, моралью и т. д.).

Наконец, в-четвертых, сферу правового регулирования со­ставляют не все конкретные волевые отношения, поддающиеся внешнему контролю, а лишь наиболее значимые для государст­ва и общества. Право должно регулировать не любое, а только социально значимое поведение, поведение, которое затрагивает интересы других людей, общества в целом, государства. В про-


тивном случае право превратится в мелочного опекуна, контро­лирующего каждый шаг человека. Ничего, кроме вреда, такое правовое регулирование принести не способно.

Итак, в самом общем виде мы определили сферу правового регулирования. Ее составляют наиболее значимые для государ­ства и общества конкретные волевые общественные отноше­ния, поддающиеся внешнему контролю.

В юридической литературе, в том числе и в учебниках по теории государства и права, кроме общего определения сферы правового регулирования, предпринимаются попытки более де­тально определить круг тех общественных отношений, которые могут и должны регулироваться правом. Чаше всего в сфере пра­вового регулирования выделяют три группы общественных от­ношений. Это отношения людей по обмену материальными и не­материальными ценностями, управленческие отношения и отно­шения, связанные с обеспечением правопорядка.

Первая группа общественных отношений составляет эконо­мическую основу общества. Здесь определяющая роль принадле­жит имущественным отношениям (отношениям производства, обмена, распределения и т. д.), которые нередко именуют товар­но-денежными отношениями. Именно эти отношения в первую очередь нуждаются в правовом регулировании, и именно они, как принято считать, вызвали к жизни право и правовое регулирова­ние. Вторая группа общественных отношений составляет поли­тическую основу общества. Здесь определяющая роль принадле­жит отношениям, возникающим в связи с государственным управлением обществом. Третью группу образуют общественные отношения, возникающие в связи с нарушениями порядка, уста­новленного в первых двух группах общественных отношений.

По мнению многих исследователей, общественные отноше­ния, входящие в сферу правового регулирования, и составляют предмет правового регулирования. В этом случае между данными понятиями практически никакого различия не проводится. Меж­ду тем эти понятия необходимо все-таки различать. Во-первых, предмет правового регулирования составляют не все обществен­ные отношения, которые входят в сферу правового регулирова­ния, а лишь те из них, которые уже урегулированы правом. Во-


w


вторых, в предмет правового регулирования иногда входят и те общественные отношения, которые находятся за пределами сфе­ры правового регулирования. Происходит это потому, что госу­дарство в ряде случаев пытается урегулировать и некоторые из тех отношений, что лежат за пределами сферы правового регули­рования. При этом оно пытается подчас регулировать отношения, которые не только не должны, но и объективно не могут регули­роваться правом. Кроме того, юриспруденция знает немало при­меров тому, когда государство при помощи права пыталось, а кое-где и до сих пор пытается регулировать поведение животных и даже неодушевленных предметов.

При идеальном соотношении предмета и сферы правового регулирования, когда предмет не выходит за пределы сферы, предмет должен составлять только часть сферы правового регу­лирования, поскольку право практически никогда не охватывает всех общественных отношений, входящих в сферу правового ре­гулирования. В этом случае предмет правового регулирования бу­дут составлять только те из наиболее значимых для государства и t общества конкретных волевых общественных отношений, под­дающихся внешнему контролю, которые урегулированы правом.

С предметом и сферой правового регулирования тесно свя­зан вопрос о пределах правового регулирования. Пределы пра­вового регулирования - это границы регулирующего действия права, в рамках которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

Вопрос о пределах правового регулирования еще не получил должной разработки в отечественной юриспруденции, в связи с чем можно встретить различные его трактовки. Не вдаваясь в анализ взглядов тех или иных авторов по данному вопросу, отме­чу, что целесообразнее всего различать объективные и субъек­тивные пределы правового регулирования. Объективные пре­делы - это границы, которые обусловлены самими общественны­ми отношениями. Говоря о сфере правового регулирования, мы убедились, что не все общественные отношения могут и должны регулироваться правом. Одни общественные отношения объек­тивно не поддаются правовому регулированию и, следовательно, в принципе не могут регулироваться правом, другие правовому


регулированию поддаются, но объективно в нем не нуждаются. То есть сами общественные отношения как бы говорят, какие из них могут и должны регулироваться правом, а какие нет. А по­скольку сферу правового регулирования составляют обществен­ные отношения, которые могут и должны регулироваться правом, то объективные пределы правового регулирования определяются границами сферы правового регулирования.

Субъективные пределы правового регулирования в отличие от объективных пределов - это границы, которые определяются не общественными отношениями, а правотворческими органами - органами, устанавливающими нормы позитивного права. Пра­вотворческие органы, устанавливая нормы права, определяют, какие общественные отношения и как этими нормами будут ре­гулироваться. Поэтому субъективные пределы правового регули­рования - это, прежде всего, предметные пределы, т. е. границы предмета правового регулирования, или сферы урегулированных нормами права общественных отношений. Кроме того, субъек­тивные пределы правового регулирования могут проявляться также в степени урегулированности тех или иных общественных отношений и некоторых других показателях.

4. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Среди пределов правового регулирования осо­бо следует выделить временные, пространственные и личностные пределы. Чтобы их определить и охарактеризовать, нужно рас­смотреть действие норм права (а также нормативных правовых актов) во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие норм права во времени в отечественной теории государства и права принято определять началом и окончанием действия нормативных правовых актов. Нормативные правовые акты начинают действовать во времени с момента вступления их в силу. Этот момент в практике различных государств определя­ется по-разному. В одних случаях он связывается с датой приня­тия или утверждения нормативного правового акта, в других - с датой его официального опубликования, в третьих - с какими-то другими сроками. В Российской Федерации тоже нет единооб­разного порядка вступления нормативных правовых актов в силу. Так, в соответствии с Федеральным законом от 24 мая 1994 г. «О


порядке опубликования и вступления в силу федеральных зако­нов, федеральных конституционных законов, актов палат Феде­рального Собрания»1 федеральные и федеральные конституцион­ные законы Российской Федерации вступают в силу по истечении десяти дней с момента их официального опубликования в Рос­сийской газете или в Собрании законодательства РФ, если самим законом не установлен иной порядок вступления его в силу. В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О по­рядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»2 указы Президента РФ и норма­тивные акты правительства РФ вступают в силу по истечении семи, а нормативные акты федеральных органов исполнительной власти по истечении десяти дней после их официального опубли­кования, если в этих актах не установлен иной порядок вступле­ния их в силу.

Свои правила опубликования и вступления в силу законов и других нормативных правовых актов устанавливаются субъекта-» ми Российской Федерации. Например, согласно ст. 28 Устава Ир­кутской области закон области вступает в силу по истечении де­сяти дней после его официального опубликования, если иной по­рядок вступления в силу не установлен самим законом.

Исходя из практики различных государств, в том числе и нашего, можно выделить четыре основных варианта вступления нормативных правовых актов в силу. Во-первых, нормативные правовые акты могут вступать в силу по истечении определенно­го срока после их официального опубликования, если в этих ак­тах не установлен иной порядок вступления их в силу. Во-вторых, они могут вступать в силу с момента, установленного самим нормативным актом. Этим моментом может быть: а) мо­мент принятия нормативного акта, б) момент его официального подписания, в) момент его официального опубликования, г) кон­кретная дата. В-третьих, нормативные правовые акты могут всту­пать в силу с момента, установленного другим (вспомогатель­ным) нормативным актом, вводящим в действие основной норма-

1 СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801.

2 СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663.


тивный акт. Например, многие кодексы, принятые в нашей стра­не, были введены в действие специальными законами, в которых определялся порядок вступления в силу соответствующего ко­декса, в том числе дата, с которой этот кодекс начинал действо­вать. В-четвертых, нормативные правовые акты могут вступать в силу с момента получения их соответствующими органами и ор­ганизациями. Так чаще всего вступают в силу ведомственные ак­ты, не имеющие общего значения и предназначенные строго оп­ределенным адресатам.

Окончание действия нормативных правовых актов во време­ни связывается обычно с утратой нормативными актами юриди­ческой силы. Порядок утраты нормативными правовыми актами юридической силы тоже имеет несколько вариантов. Во-первых, нормативные правовые акты утрачивают силу в случае истечения срока их действия. Этот случай касается временных нормативных актов, которые, как известно, принимаются на определенный срок и по истечении этого срока автоматически утрачивают силу. Во-вторых, нормативные правовые акты утрачивают силу в слу­чае их официальной отмены другим нормативным актом. Напри­мер, Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. «О введении в дей­ствие части первой Гражданского кодекса Российской Федера­ции» отменил как полностью, так и частично целый ряд ранее действовавших законов и подзаконных актов. В-третьих, норма­тивные правовые акты утрачивают силу, если в действие вводят­ся новые нормативные акты, устанавливающие иные правила по тем же самым вопросам. В этом случае происходит фактическая утрата нормативным актом юридической силы. Например, в свя­зи с принятием новой Конституции Российской Федерации, кото­рая вступила в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования, т. е. 23 декабря 1993 г., одновременно прекратилось действие Конституции (Основного закона) Российской Федерации-России, принятой 12 апреля 1978 г., с последующими изменениями и дополнениями. В-четвертых, фактически утрачивают силу и те нормативные акты (или от­дельные положения нормативных актов), которые признаны су­дом неконституционными или незаконными. Так, согласно части 6 ст. 125 Конституции РФ акты или их отдельные положения,


признанные Конституционным Судом Российской Федерации неконституционными, утрачивают силу. И, в-пятых, норматив­ные правовые акты утрачивают силу (также фактически) в случае изменения обстоятельств, на которые они были рассчитаны. На­пример, акты периода Великой Отечественной войны утратили смысл и прекратили свое действие после ее окончания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.110.179 (0.029 с.)