Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Право — особый вид социальных норм↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Будучи разновидностью социальных норм, нормы права имеют с ними много общего и в то же время отличаются от них специфическими свойствами. Общие признаки социальных норм и в том числе 1) одинаковые предписания. Нередко и право, и религия, и мораль запрещают или разрешают одну и ту же пинию поведения. Например, кража расценивается правом, как преступление, религией — как грех, моралью — как дурной поступок. Причинение вреда в результате самообороны оправдывается и правом, и моралью; 2) нормы морали, религиозные и корпоративные нормы могут приобрести правовое оформление. Например, оскорбительные приставания к прохожим, нецензурная брань в общественном месте нарушение норм морали, расцениваются как административное правонарушение (мелкое хулиганство) и в качестве такового наказываются. Некоторые религиозные праздники (например, Рождество Христово, Пасха) в Украине закреплены трудовым законодательством; г) подобно корпоративным нормам и нормам религии, нормы права зафиксированы документально. Например, корпоративные нормы содержатся в уставе коммерческой организации, нормы религии – в священных книгах (Библия, Коран, Веды), нормы права— в законе или подзаконном акте; 1) единство цели. Корпоративные нормы, нормы морали и права направлены на регулирование общественных отношений. Нормы религии, морали, права имеют также огромный воспитательный потенциал, они оказывают влияние на формирование человеческой личности. Место норм права среди социальных норм не исчерпывается сходством, есть ІІ различия, которые определяют специфику права в системе социального регулирования: I. нарушение нормы права влечет негативную реакцию государства в виде юридической ответственности. Нарушение же норм морали влечет лишь общественное осуждение, а нарушение религиозной норм — санкции со стороны церкви; II. действие норм права распространяются на всех людей, а не только на приверженцев той или религии или членов корпорации. Иначе говоря, право имеет присущий только ему набор признаков, определяющий его особое место в системе социальных норм.
ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ Великий историк древности Тит Ливни назвал Законы XII таблиц источником всего римского права, С тех пор источником права называют то, что содержит правовые нормы, то, откуда мы их черпаем. Источник права — это способ выражения и закрепления норм права. Исторически известны и ныне существуют четыре вида источников права: правовой обычай — стихийно сложившееся устойчивое правило поведения, санкционированное государством. В древности правовой обычай был основной и зачастую единственной формой права. В современном мире правовой обычай используется редко: в гражданском праве (неписаные обычаи делового оборота), в международном праве (дипломатические обычаи); юридический (судебный или административный) прецедент—решение по конкретному делу, которому и дана нормативная сила и которое служит образцом для решения аналогичных дел. Юридический прецедент распространен в Великобритании и США, используется международной юстицией; нормативно-правовой акт — письменный документ, изданный в установленном порядке, компетентным органом государства и содержащий правовые нормы обобщенного характера. Общий характер предписаний отличает нормативно-правовой акт от юридического прецедента. В системе права Украины и большинства других стран нормативно-правовой акт является основным источником права; нормативный договор — это соглашение между двумя и более субъектами правотворчества, содержащее обязательные для них предписания. Нормативный договор является основной формой в системе международного права, реже используется в национальных системах права (например, Федеративный договор Российской Федерации 1992 г.). В различных правовых системах соотношение и взаимодействие между источниками права имеет свои особенности. Например, в Украине практически не используется юридический прецедент и правовой обычай. Напротив, в ряде государств Африки и Латинской Америки правовые обычаи сохраняют свое значение и являются основой правовой системы. В Великобритании основной правовой формой является юридический прецедент. ФУНКЦИИ ПРАВА Функции права — это основные направления воздействия права на общественные отношения. Так как право влияет на многие сферы человеческой деятельности, можно говорить об экономической, политической, идеологической, воспитательной функциях права. Важное значение имеют специально-юридические функции права: регулятивная охранительная. Регулятивная функция права проявляется в том, что предписания правовых норм вносят упорядоченность з общественные отношения. Выполняя функцию регулятора общественных отношений, правовая норма указывает человеку на линию его повеления в том или ином случае. Например, ст. 227 Гражданского кодекса Украины информирует о том, какие действия нужно совершить при заключении договора купли-продажи жилого дома. Различают разновидности регулятивной функции: ü регулятивную статическую и регулятивную динамическую. Регулятивная статическая функция права появляется в закреплении тех или иных стабильных состояний (статусов). Например, ст.2. Конституции Украины закрепляет унитарное устройство нашего государства. ü Регулятивная динамическая функция права «обслуживает» социальные процессы: торговлю, производство новых ценностей, переход имущества и иных благ от одних лиц к другим. Например, ст. 201 Гражданского кодекса Украины определяет порядок перевода долга должником на другое лицо. Охранительная функция заключается в том, что право защищает социальные ценности, блага, общественные отношения путем установления запретов, ограничений и наказаний за нарушение запретов Например, ст. 14-1 Уголовного кодекса Украины устанавливает наказуемость грабежа. Тем самым право защищает личность и собственность от преступного посягательства. Регулятивная и охранительная функции права тесно связаны между собой. Охранительная функция права призвана обеспечить нормальное действие регулятивной функции. К числу принципов права относятся: 1) Принцип социальной свободы. Основным началом правового регулирования в цивилизованном государстве является предоставление его участникам максимальной свободы в выборе форм трудовой деятельности, профессии, места жительства, возможности пользоваться различными социальными услугами государства и частных лиц, свободно распоряжаться своими трудовыми доходами, участвовать в распределении общих социальных благ, иметь право на свою долю совокупно произведенного продукта, быть защищенным от безработицы и других социальных конфликтов. Данный принцип обеспечивает социальную защищенность личности, предоставляет реальные гарантии для свободной и обеспеченной жизни. Все государственные органы, подчеркивается в Декларации прав и свобод человека, обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека как высшие социальные ценности. 2) Принцип социальной справедливости. Этот принцип имеет морально-правовое содержание, он обеспечивает соответствие между практической ролью индивидов в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между трудом вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами человека и их общественным признанием. Посредством права достигает наиболее оптимальная соразмерность между возможным и должным поведением н оценкой его результатов. Справедливость является также одним из ведущих начал в практике правового регулирования, при решении конкретных юридических дел (например, при назначении размера пенсии, выделении жилья, определении меры уголовного наказания). 3) Принцип демократизма. В правовом государстве этот принцип пронизывает всю систему права. Непосредственное выражение он находит в правовых нормах, регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяющих правовое положение личности, характер ее взаимоотношений с государством. 4) Принцип гуманизма. Начала гуманизма свойственны всем цивилизованным правовым системам. Они раскрывают одну из важнейших ценностных характеристик права. Право закрепляет и реально гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека: право на жизнь, здоровье, личную свободу и безопасность, право на охрану своей чести и репутации, защиту от любого произвольного вмешательства в сферу личной жизни и другие. Никто не может быть подвергнут аресту или незаконному содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения или с санкции прокурора; каждый человек имеет право на защиту, на справедливое и открытое разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом; 5) Принцип равноправия (равенство всех перед законом). Этот принцип закреплен во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах о правах человека, в конституционных законах большинства стран мирового сообщества. Эти нормативно-правовые акты провозглашают равенство всех граждан перед законом, их равное право на защиту закона независимо от национального или социального происхождения, языка, пола, политических и иных убеждений, религии, места жительства, имущественного положения или иных обстоятельств. Никакие лица, социальные слои и группы населения не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону. 6) Единство юридических прав и обязанностей. Суть данного принципа выражается в органической связи и взаимообусловленности юридических прав и обязанностей участников общественных отношений: государства в целом, его органов, должностных лиц, граждан и различных объединений. Так, право гражданина на судебную защиту реализуется через обязанность судов осуществлять такую защиту; право гражданина на социальное обеспечение в старости, в случае болезни или утраты трудоспособности обеспечивается государством в лице его специальных органов, которые обязаны выплачивать им пенсии или пособия. В тоже время законом устанавливается, что осуществление прав гражданином не должно противоречить правам других людей. 7) Принцип ответственности за вину. В соответствии с этим принципом юридическая ответственность может быть возложена на лиц лишь в том случае, если оно виновно в нарушении требований правовое нормы. Вина является ведущим началом, определяющим основания юридической ответственности. При отсутствии вины в деянии лица к последнему не могут быть применены меры юридической ответственности. 8) Принцип законности. Этот принцип имеет наиболее общий, всеобъемлющий характер. Его содержание выражается в требовании строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Обеспечивая реализацию норм права, указанный принцип одновременно содействует воплощению в практике правового регулирования других общих правовых принципов: справедливости, социальной свободы, гуманизма. Следует отметить, что все общие принципы права тесно взаимосвязаны между собой. Если действует принцип социальной справедливости, то устанавливаются и гуманные отношения между людьми. И наоборот, реализация принципа гуманизма означает в то же время установление справедливых отношений в общественной жизни. Еще Аристотель отмечал, что справедливость тесно связана с понятиями законности и равенства людей, так как справедливость выступает как законное и как равное, а несправедливость — как противозаконное неравное отношение к людям.
ЗАКОНЫ И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ По юридической силе все нормативно-правовые акты разделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Закон — нормативный акт, принятый органом законодательной власти или всенародным референдумом, обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные правовые нормы. Определение закона фиксирует наиболее важные его отличительные признаки: 1) закон принимается только субъектами, которые являются носителями государственного суверенитета (народ или его высший представительный орган); 2) закон обладает самым высоким юридическим «рангом» — все остальные акты находятся «под» законом, должны соответствовать ему; 3) закон содержит первичные, изначальные нормы, которых ранее не было в системе права; 4) законами регулируются наиболее важные общественные отношения. Законы в современном демократическом правовом государстве занимают первое место среди всех источников права и являются основой законности и правопорядка. Все законы делятся на конституционные и обычные (текущие). Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя и служат базой для текущего законодательства. К ним относятся Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения. Эти законы, как правило, принимаются в особом порядке. Все иные законы относятся к группе текущих. Подзаконные акты — это нормативные акты, изданные на основе, во исполнение и в целях конкретизации законов. Подзаконные акты, подобно законам, обязательны для исполнения и обладают необходимой юридической силой. Но их действие ограничено законом, он^ не ^могут выходить за пределы законодательного регулирования, их нормы носят вторичный по сравнению с законом характер. Подзаконные акты не могут «менять или отменять нормы законов. Подзаконные акты многообразны по форме и источникам происхождения. В Украине существуют следующие виды подзаконных актов: - указы Президента; постановления и распоряжения Кабинета Министров, инструкции и нормативные приказы министерств и ведомств; - решения органов местного самоуправления и их исполнительных органов; распоряжения глав местных государственных администрации; нормативные приказы администраций предприятий, учреждений и организаций.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 1103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.70 (0.014 с.) |