Тема 1. Религия как социальное явление. . 2 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Религия как социальное явление. . 2



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

Донецкий государственный университет экономики и торговли

им. М.Туган-Барановского

 

Кафедра философских наук

 

 

З.А.Борисова

 

 

Религиоведение

 

Методические рекомендации по курсу “Религиоведение”

 

для студентов заочной формы обучения всех факультетов

 

Донецьк-2005


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

Донецкий государственный университет экономики и торговли

им. М.Туган-Барановского

 

Кафедра философских наук

 

 

З.А.Борисова

 

Религиоведение

 

Методические рекомендации по курсу “Религиоведение”

 

для студентов заочной формы обучения всех факультетов

 

Утверждено на заседании кафедры философских наук

Протокол № 20 от 15 июня 2005р.

 

Одобрено учебно-методическим советом ДонГУЭТ

Протокол №_____от______2005р.

 

Донецк-2005


УДК 21/29 (076.5)

ББК 86я73

Б82

 

Рецензенты:

канд..истор.наук, доц.. С.В. Саржан,

ст..преп. каф.филос.наук ДонГУЭТ Л.К. Андриенко

 

Борисова З.О.

Б 60 Релігієзнавство: Методичні рекомендації для студентів заочної форми навчання всіх факультетів / З.О. Борисова. – Донецьк: ДонДУЕТ, 2005. – 50 с.

 

 

Методичні рекомендації з курсу “Релігієзнавство” містять основні питання всіх програмних тем курсу. До кожної теми вказані відповідні літературні джерела. Подані питання до заліку з курсу. Також додається окремо пояснення понять. Все це дає можливість допомогти студентам у їхній самостійній роботі.

 

ББК 86я73

© Борисова З.О.

© Донецький державний університет економіки і торгівлі

ім. М.Туган-Барановського, 2005

 

 

Ведение. 2

Тема 1. РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ.. 2

Тема 2. ГЕНЕЗИС РЕЛИГИИ И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ... 7

Тема 3. РЕЛИГИИ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. 10

Тема 4. ХРИСТИАНСТВО. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ И КУЛЬТА.. 15

Тема 5. ПРАВОСЛАВИЕ.. 21

Тема 6. КАТОЛИЦИЗМ... 24

Тема 7. ПРОТЕСТАНТИЗМ... 26

Тема 8. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЕЛИГИИ В УКРАИНЕ 29

Тема 9. АТЕИЗМ И СВОБОДОМЫСЛИЕ КАК ЯВЛЕНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ... 34

ЛИТЕРАТУРА.. 36

Объяснение понятий. 43

Вопросы к зачету. 49


Ведение

Данные методические рекомендации составлены в соответствии с программой курса “Религиоведение”, утвержденной кафедрой философских наук ДонГУЭТ. Каждая тема содержит краткое изложение основных вопросов, предусмотренных программой для высших учебных заведений. Данная разработка поможет студентам-заочникам при самостоятельной подготовке курса, но она не отменяет необходимость работы с учебниками и дополнительной литературой, список которой прилагается к каждой теме.

В методических рекомендациях рассмотрены основные положения следующих тем:

1. Религия как социальное явление.

2. Генезис религии и ее исторические формы.

3. Религии стран Азии и Африки.

4. Христианство. Общая характеристика христианского вероучения и культа.

5. Православие.

6. Католицизм.

7. Протестантизм.

8. История и современное состояние религии в Украине.

9. Атеизм и свободомыслие как явления духовной культуры.

После названия темы предлагается план рассматриваемых вопросов.

 

Тема 3. РЕЛИГИИ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ.

 

1. Национальные и национально-государственные религии.

а) Иудаизм. История и современное состояние.

б) Национальные религии Индии.

в) национальные религии Китая и Японии.

2. Буддизм. Возникновение и содержание вероучения. Основные тече­ния в современном буддизме.

3. Ислам. Происхождение и общие принципы вероучения. Течения в исламе.

Среди мировых религий в Азии наибольшие влияниена Ближнем и Среднем Востоке приобрел ислам, на Дальнем Востоке - буддизм. В Индии, а также в Китае и в ореоле влияния китайской культуры по числу своих приверженцев преобладают национальные религии, преж­де всего индуизм в Индии (более 650 млн. последователей), конфу­цианство и даосизм в Китае (около 200 млн. приверженцев).

В Африке наиболее распространены католицизм и ислам, причем влияние ислама растет, он сливается с местными культами и вытесня­ет христианство.

Тема 5. ПРАВОСЛАВИЕ

 

1. Становление и особенности вероучения и культа в православии.

2. Историческая роль православной церкви в жизни славянских народов.

 

1. Становление и особенности вероучения и культа в православии. Православие как отдельное течение в христианстве существует с IV века, а как официально сформировавшееся церковное дви­жение - с 1054 г. Православие распространено главным образом среди народов Восточной Европы, а также на Ближнем Востоке.

Сейчас православным церковным миром признано существование 15 автокефальных православных церквей. Реально их больше вслед­ствие раскола церквей, но всех их объединяет общая догматика и единообразие в культе.

Исторически сложилось так, что православные церкви складыва­лись как национально-государственные, поэтому их судьба определялась политикой тех государств, на территории которых они развива­лись. В отличие от католицизма для православных церквей не характерно утверждение превосходства своей власти над светской. Они существовали, как правило, как государственные церкви, находясь в подчинении у власти, хотя история славянских государств знает не­мало случаев противостояния церковной и светской властей.

В основу вероучения в православии положены книги Священного Писания и Священного Предания. Общим для православия является символ веры. Краеугольным камнем православной догматики являются идеи креационизма (учение о сотворении богом мира), телеологизма (учение о высшем предопределении).

В православии нет единого духовного центра, автокефальные церкви действуют самостоятельно и лишь номинально признают главенство Константинопольского патриарха, который носит титул Все­ленского.

В настоящий момент автокефальными, т.е. самостоятельными, независимыми, являются следующие церкви:

Албанская. С 1922 г. Глава- архиепископ.

Александрийская. С IV в. Глава имеет титул патриарха и папы.

Американская. С 1970г. Возглавляет митрополит.

Антиохийская. C III в. Глава – патриарх.

Болгарская. С IV в. Автокефалия с 1953г. Глава- патриарх.

Грузинская. Самостоятельная церковь с 484 г. Глава носит титул католикоса.

Иерусалимская. Глава- патриарх.

Кипрская. Возглавляет архиепископ.

Константинопольская. Существует с 481 г. Патриарх носит титул Вселенского.

Польская. С нач. 20-х годов XX в. Возглавляет митрополит.

Румынская церковь. Зависит от Константинопольского патриарха.

Русская. Глава- патриарх.

Сербская. Самостоятельна с ХIII в.

Чехословацкая. Автокефалия с 1951 г.

Элладская. Признает зависимость от Константинопольского пат­риарха.

Внутри автокефалии ряд национальных церквей могут иметь ав­тономию (как Украинская православная церковь), которая дается им материнской церковью.

Православные церкви имеют все черты, характерные для нацио­нальных церквей: богослужение идет на национальных языках, допус­кается перевод священных книг на литературные языки, основы обрядности, характер предметов культа, его канонические особенности (оформление и внешний вид храма, иконопись, пение, текст молитв и т.д.) были заложены византийской традицией, но испытали на се­бе влияние местных традиций в искусстве.

2. Историческая роль православной церкви в жизни славянских народов. Христианство пришло на Русь из Византии. Главные причины того, что был выбран именно византийский вариант христианства не столько вероучительные, сколько светские: княжеская власть была заинтересована в религии и церкви, послушной воле государя, а над римскими папами не было власти. Не менее важную роль в выборе киевским князем православия сыграли давние экономические, куль­турные, торговые связи с Византией. К тому же Константинопольская церковь, в отличие от Рима, разрешала богослужение на националь­ных языках.

На Руси еще в нач. IX. века были первые христианские общины. Но массовое крещение Руси проходило в 988-989 г.

988-1051 гг. - период окончательного оформления русской церкви. В 1051 начала функционировать по почину Ярослава Мудрого Ки­евская митрополия.

Значение процесса христианизации Руси было прогрессивным. Фе­одальный строй был шагом вперед по сравнению с родовым. Становле­ние христианства совпало с началом феодального строя и способст­вовало идеологическому укреплению новых общественных отношений. Новая религия содействовала централизации государственной власти. Языческие верования были причиной идеологической разноголосицы славянских племен. Укрепление государства, централизация государст­венной власти способствовали усилению роли Руси на международной арене. К тому же христианство принесло на Русь более высокую культуру, письменность, грамотность. Рафинированная византийская культура, конечно же, была выше языческой. С христианством связано строительство на Руси каменных зданий, написание фресок. А введе­ние постов привело к тому, что на Руси научились разводить овощи.

Однако новая религия насаждалась сверху, насильно. Это вело к различным волнениям, бунтам, а тому же христианство, яростно выступая против язычества, уничтожила и элементы культуры, связанные с ним.

На Руси домонгольского периода византийская церковь господст­вовала, из 22 киевских митрополитов 19 были греки. Но в 1448 г. была провозглашена автокефалия Русской церкви от Константинополь­ского патриарха. Причиной этого послужили события в Византии. Ожидалось очередное нашествие турок, и Константинопольский патриарх и император идут на сговор с папой. Был подписан договор (1493 г.) о признании верховенства папы в обмен на военную поддержку Византии в борьбе с турками - Флорентийская уния. Эту Унию подписал рус­ский митрополит Исидор Великий. Князь Иван II низверг его с кафед­ры и отправил в монастырь. В 1440 г. митрополитом становится ря­занский епископ Иона. Вскоре Флорентийская уния была отвергнута и в Византии: Иерусалимский сбор православной церкви 1443 г. пре­дал ее проклятию.

В 1589 г. русскому главе церкви присвоено звание патриарха Московского и всея Руси, Учреждение патриаршества было чревато борьбой патриарха со светским государем. Эта борьба особенно обострилась при патриархе Никоне (патриарх с 1652 г.). Обладавший сильной волей патриарх стал угрозой действительной власти царя. Воспользовавшись недовольством духовенства начатыми Никоном рефор­мами церковного богослужения и книг, царь Алексей Михайлович созвал собор, который низложил Никона.

Реформы Никона явились поводом для раскола русской церкви. Суть реформ сводилась к тому, чтобы унифицировать русские и гре­ческие обряды и тексты Библии. Против реформ выступило, прежде всего, низшее духовенство, которое возглавил протопоп Аввакум. Оппози­ционное церковное движение известно как старообрядчество.

Петр I упразднил патриаршество, назначив главой церкви царя и создав для управления церковью Священный Синод. По духовному рег­ламенту, который написал Феофан Прокопович, высшее духовенство, входя в состав Синода, присягало на верность царю. Петр І осущест­вил частичную секуляризацию монастырских земель, введя монастырям твердые штаты и твердое содержание.

После февральской революции 1917 г. в Русской православной церкви восстановлено патриаршество.

Сейчас в связи с активными процессами преобразования общест­венной жизни сложные времена переживает православие. От русской православной церкви отделилась, объявив себя автокефальной, Украинская православная церковь, возник раскол и внутри русского пра­вославия (Карловацкий раскол).

 

 

Тема 6. КАТОЛИЦИЗМ

 

1.Особенности вероучения, культа и организации католической церкви.

2.Католицизм в Украине.

1.Особенности вероучения, культа и организации католической церкви. Католицизм - одна из крупнейших религиозных организаций. В Европе насчитывается более 250 млн. католиков, в Америке- 230 млн., в Азии- 35 млн., в Африке - 26 млн., в Океании- 3 млн. В Украине католицизм распространен по преимуществу среди населения Западной Украины.

Католическая церковь постоянно вела спор за идеологическое господство с восточным христианством. Иная историческая судьба земель и народов Западной Европы после распада Римской империи обусловила своеобразие религиозной организации католицизма и его отношение к светской власти. В отличие от православия, в котором существуют независимые церкви, католицизм - единая церковная организация с единым центром и единым главой. В условиях феодальной Европы Римская церковь была единой централизующей силой, противостоящей шаткой власти светских государей. Институт глав католической церкви - пап, свое совершенствование завершил в XIX веке признанием верховенства и непогрешимости папы в делах веры и морали. В истории вза­имоотношений Римского папы с Византией было время, когда папы претендовали даже на императорский титул. Но все же в 756 году появилась Римская (папская) область и папа стал сувереном. Это государство просуществовало до 1870г. Но папы сохранили господство над Ватиканом. В 1927 г. правительство Муссолини вернуло Ватикану статус независимого государства.

Истории папства более 1,5 тыс. лет. С V века римский епископ носит титул папы. Точное число пап истории неизвестно, папа из­бирается на свой пост пожизненно конклавом кардиналов. Особую роль в истории католической церкви сыграл недавно умерший папа Иоанн - Павел - II, поляк по национальности, первый славянин на папском престоле. Большинство пап были итальянцами. Вторым по зна­чению титулом в католической церкви является кардинал. Папа пра­вит церковью вместе с кардиналами, которые делятся на кардиналов курии и кардиналов страны.

Разумеется, своеобразие католицизма проявляется не только в организации церковной жизни, но и в вероучении. Разделяя основ­ные положения христианства, католицизм имеет специфические догма­тические особенности. Вот основные из них.

Догмат о филиокве. Состоит в особом понимании сущности Тро­ицы, т.е. вопроса о том, от кого исходит святой дух. К положению Символа веры, что святой Дух исходит от Бога- отца, католики допи­сали по латыни filioque- и от сына. В 1854г. был принят догмат о непорочном зачатии Марии и вознесении ее на небо.

Догмат о сверхнеобходимых заслугах обосновывает неисчерпаемую возможность церкви в отпущении грехов: Иисус Христос, капли крови которого достаточно для искупления грехов всего человечест­ва, всю свою пролитую кровь, которой человечество уже оправдано заранее, отдал в распоряжение католической церкви.

Догмат о католической церкви как единоспасаемой. Согласно этому догмату каждый католик может заслужить небесное спасение только через посредство духовенства. Поэтому слово католического священ­ника - закон для его прихожан.

Догмат о чистилище: душа умирающего вначале пребывает в чистилище, пока заботами живых родственников не обретет спасение.

Догмат об индульгенциях. Католическая церковь и сейчас про­дает искупления грехов. Непростительным грехом считается только богохульство и убийство священника - епископа.

Догмат о целибате (безбрачие духовенства) и догмат о непогрешимости папы в делах веры и морали относятся к числу наиболее уязвимых в реалиях современной жизни. Попытки их отменить не име­ли успеха.

Все католические документы, религиозная литература, обряды совершаются на латинском языке. Лишь в последние десятилетия ста­ла допускаться служба на национальных языках, разумеется, прежде всего, проповедь.

Католическая церковь создает множество организаций, занимающихся научной, финансовой, культурной, спортивной деятельностью, издает более 1000 газет и журналов на 50 языках, имеет радиостан­цию “Голос Ватикана”. Газета “Римский обозреватель” - крупнейшая газета в мире.

2. Католицизм в Украине. Католицизм постоянно стремился завоевать Восток. Но здесь он столкнулся с влиянием Русской православной церкви. Русское са­модержавие боролось с влиянием католицизма у себя в стране. В со­ветское время в СССР были только две католические епархии - в Виль­нюсе и Риге. Сейчас католицизм в западных областях Украины и Бе­лоруссии весьма оживился. В истории Украины были попытки создания гибридной церкви между католицизмом и православием. Польское гос­подство над Украиной в 1594-1596 годах пыталось силой навязать украинскому народу католицизм. Это усилило национальный протест (Коліівщина). Но в 1596 году часть высших украинских иерархов за­ключила унию католицизма с православием. Так возникла Греко-Католическая (Униатская) церковь, которая соединила православный религиозный культ и католическое вероучение. В 1617 г. Ватикан создал Василианский орден, занимающийся делами Греко-Католической церкви. Подробнее о роли Греко - Католической церкви в политической и культурной истории Украины речь будет идти в теме 8.

 

 

Тема 7. ПРОТЕСТАНТИЗМ

 

1. Возникновение и основные принципы протестантизма. Ранний протестантизм.

2. Поздний протестантизм.

 

1. Возникновение и основные принципы протестантизма. Ранний протестантизма. Протестантизм возник как самостоятельное течение в ряде стран Центральной и Северной Европы в ХVI в. Это было мощное религиозное движение, вызванное антифеодальными переменами в экономической и социальной жизни. Протест против феодального строя проходил в религиозной форме, поэтому по своей сути был не только религиозным, но и политическим движением. Поскольку организацией, которая освящала и воплощала феодальные устои, была Римско-католическая церковь, поэтому протест оказался направлен, прежде всего, против ее власти, а, следовательно, против сложившегося в лоне католической церкви вероучения. Протестантизм никогда не был единым религиозным движением, но общность породивших его условий и идеологических целей определила схожие основные принципы протестантизма. Выступив против католической церкви, протестантское движение призвало возвратиться к первоначальному христианству и его устоям. Поэтому протестантизм провозглашает главным принципом оправдание верой: человек спасется не через церковь, не посредством духовенства, не пожертвованиями в пользу церкви, а личной верой. Это исключало потребность в профессиональном духовном духовенстве, утверждая священство всех верующих. Молодой буржуазии была нужна дешевая церковь, а не пышные католические службы. Поэтому отбрасываются церковные авторитеты, а высшим признается только авторитет Библии. Каждый верующий получает право читать и толковать Библию. Поэтому утверждается перевод Библии на национальные языки, а из обрядов остаются только два – крещение и причащение, и они не признаются таинствами. Протестантизм оставил общехристианский символ веры, отвергнув католический догмат о чистилище.

Упрощение культа, отказ от монашества, постов, целибата, поклонения святым, мощам и иконам, от пышности культа, признание первейшей обязанностью христианина изучение Библии и выполнения своих трудовых обязанностей совершили настоящую идеологическую революцию. Особенно это сказалось на отношении к ежедневным трудовым обязанностям, которые стали рассматриваться как служение богу, а трудолюбие и бережливость, расчетливость как черты, угодные богу. В протестантизме буржуазные добродетели находили религиозное подкрепление и оправдание.

Изначально в протестантизме наметилось три главных центра, где возникли первые три протестантские церкви: лютеранство в Германии, кальвинизм в Швейцарии, англиканство в Англии.

Ранний протестантизм. Лютеранство получило название по имени монаха Мартина Лютера (1483-1546), который возглавил это движение. Лютер написал 95 тезисов, направленных против власти папы и католической церкви.

Он перевел Библию на немецкий язык и считается основателем немецкого литературного языка. Лютер отверг Священное Предание, признавая лишь авторитет Библии. особенно Евангелие от Иоанна и послания от Павла. Была признана независимость государства от церкви, а все церкви были объявлены самостоятельными. Лютеранскую общину возглавляет пастор и церковный совет, который подчиняется местной власти.

Лютеранство наиболее распространено в Северной Германии, Скандинавии, Прибалтике, США. С 1947 г. существует Лютеранский всемирный союз, объединяющий около 60 самостоятельных церквей со 75 млн. лютеран. На Украину влияние лютеранства не распространилось.

Кальвинизм, или реформаторство – название протестантского течения, охватившего Швейцарию и юг Франции, которое возглавил Ульрих Цвингли (1484-1531), а затем и Жан Кальвин (1509-1564). Именно Кальвину это религиозное движение обязано учением об абсолютном предопределении, согласно которому бог еще до творения мира определил участь каждого человека. Но кальвинизм, тем не менее, не предполагает социальную пассивность, настаивая на деятельном участии в жизни, успех в которой может подтвердить человеку, что он является божьим избранником. Кальвин настаивал на мирском аскетизме, бережливости, отказе от комфорта и наслаждения.

Церковная организация в кальвинизме предельно проста: во главе общины стоит пресвитер, который избирается из наиболее авторитетных прихожан. За жизнью каждого общинника бдительно наблюдает община.

Современный кальвинизм оформился в три течения: реформаторская церковь (объединяет кальвинистов Европы), пресвитерианская церковь (англо-шотландские кальвинисты) и конгрегационализм – стоящие особняком и отстаивающие самостоятельность каждой общины. В мире около 40 млн. реформатов, но в Украине реформаты есть только в Закарпатье среди венгров.

Англиканство как самостоятельное течение существует в Англии с 1571 года, когда парламент принял английский символ веры, который главой церкви в Англии провозглашает короля. “Новой аристократии” в Англии необходима была новая религиозная идеология, которая была бы приспособлена к новым буржуазным условиям жизни. Поэтому религиозная реформа в Англии проводилась «сверху”, государственной властью. Вот почему в англиканской церкви обрядность хотя и демократизировалась с переходом на английский язык, но сохранила многие черты, роднящие ее с католицизмом (таинства, церковная десятина).

Англиканская церковь является государственной. Здесь разрешается участие в церковной жизни женщинам, можно сочетать священство со светскими занятиями. Англиканская церковь делится на два архиепископства - Кентерберийское и Йоркское, и объединяет 30 млн. верующих.

2. Поздний протестантизм. Оформление трех протестантских церквей не остановило процесс поиска новых форм религиозной жизни. В протестантизме после эпохи Реформации возникло много теперь известных и заметных церковных объединений, родиной которых является, по преимуществу, США и которые по времени своего возникновения объединяются названием “поздний протестантизм”. Основные из них - баптизм, евангелизм, пятидесятничество, “Свидетели Иеговы”.

Баптизм возник в начале ХVII в. в Голландии, затем был заве­зен в Англию, оттуда - в США, а из США назад в Европу. Название религиозного течения определилось своеобразием обряда крещения (греч. babtizo - погружаю в воду): этот обряд совершается в открытых водоемах и только по достижении совершеннолетия, т.к. баптисты считают, что только взрослый человек может и должен сознательно выбрать себе веру. Поэтому баптисты признают член­ство в общине только после 18 лет. Баптизм был завезен в Украи­ну в 60-х годах ХIХ в. немецкими колонистами. В царской России до 1905 года считался нежелательной религией. В 1944 г. советские баптисты объединились с евангелиевскими христианами и частью пятидесятников и основали Церковь евангелиевских христиан - бап­тистов. Сейчас часть евангелиевских христиан вышла из этой церкви.

Баптисты издают свой журнал “Братский вестник”, имеют фиксированное членство в общинах. Сейчас это наиболее авторитетное и многочисленное течение (75 млн. последователей) позднего протестантизма, особенно в США.

Из лона баптизма потом вышли почти все направления позднего протестантизма.

Пятидесятничество как религиозное движение не является еди­ным: в США, где в 1901 г. возникло это течение, существует 15 направлений пятидесятников. Свое название это движение получило от своеобразного толкования мифа о сошествии на пятидесятый день после Пасхи духа святого на апостолов: пятидесятники во время молений практикуют сошествие “святого духа” в живых людей. Впа­дающие в транс верующие выкрикивают бессвязные слова - это счи­тается беседой со святым духом, подобно тому, как он снизошел наапостолов и они заговорили на пятидесяти языках. Подобная практика богослужений наносит урон психологическому здоровью ве­рующих, поэтому в ряде стран к деятельности пятидесятников относятся отрицательно. Сейчас наблюдается отход от практики воплощения “святого духа” в живых людей. В отличие от баптизма, пятидесятники не придают значения обряду крещения водой, счи­тая, что креститься надо духом святым.

Основателем адвентизма является баптистский проповедник Уильям Миллер, который пророчествовал второе пришествие Христа весной 1843 или 1844 года. Его пророчество не подтвердилось, но последователи Миллера от самой идеи скорого второго пришествия (лат. adventus – пришествие) не отказались. Движение адвентистов возглавила Елена Уайт, у которой часто были видения, которые были ею записаны более чем в 20 книгах. Для адвентистов эти книги по священности почти равны Библии.

Самым многочисленным является течение адвентистов седьмого дня. Его сторонники много восприняли из иудаизма: не работают в субботу, не едят свинину, а также не пьют, не курят, не едят острого, перед причастием совершают обряд омовения ног. В этой организации нет централизации, все общины существуют автономно.

“Свидетели Иеговы” - такое название получили в 1931 году, хотя само течение было основано в США Чарльзом Расселом, который в конце XIX в. организовал кружок “исследователей Библии”, а в 1684 г, зарегистрировал “Библейное товарищество башни стражи”.

Называя себя христианами, иеговисты, по сути, отрицают христианскую догматику. Они верят в единого бога Иегову, не призна­ют троицы, Христа считают первым свидетелем Иеговы. Ждут конца света- “Армагеддона”, когда грешников будут судить, а иеговисты будут свидетельствовать об их грехах. Утверждают, что Иисус уже сошел в 1914 году на землю и ведет битву с сатаной.

“Свидетели Иеговы” создали централизованную организацию, ко­торую возглавляет президент - наместник Иеговы на земле. Их центр находится в Бруклине. Издают многочисленную литературу, журналы “Башня стражи” и “Пробудись”.

В Украине общины иеговистов распространены на Западе и в Донбассе. Но сейчас Бруклинский центр ведет активную пропаганду, охватывавшую не только Украину, но и территорию всего бывшего Союза ССР.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Васильев Л.С. История религий Востока. – 7-е изд., испр.и доп. – М.: Кн.дом «Университет», 2004. – 703с.

Кислюк К.В., Кучер А.Н. Религиоведение: Учеб.пособие для вузов / Нар.укр.акад. – Х.: Торсинг, 2002. – 494с.

Кузь О.Н., Брунько П.В. Религиоведение: Учеб.пособие. – Х.: ИД «ИНЖЭК», 2003. – 175с.

Основи релігієзнавства: Навч.посібник / О.П. Тарасова, О.О. Петуніна, А.В. Голозубов, С.Л. Євсеєв, Л.С. Кукушкін, Є.І. Юнусова, В.Г. Буряк / Нац.техн.ун-т “Харк.політехн.ін-т”. – Х.: 2003. – 231с.

Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций: Учеб.пособие для студентов вузов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Центр, 2004. – 303с.

Шевченко В.М. Словник-довідник з релігієзнавства. – К.: Наук.думка, 2004. – 560с.

Дополнительная

К теме "Религия как социальное явление"

Алексеєнко А.П. Природа духовності. – Х.: Факт, 2004. – 238с.

Батай Ж. Теория религии: Литература и зло / Пер.с фр. – Минск: Совр.литератор, 2000. – 351с.

Давыдов А.П. Социокультурные основания модернизации религиозного сознания // Вопр.психологии. – 2003. - №2. – С.259-278.

Зубов А.Б. Вера как сущность// Вера как ценность. – Вел. Новгород: 2002. – С.37-41.

Красников А.Н. Современная феноменология религии // Религиоведение = Study of religion. – Благовещенск, М.:2002. - №2. – С.96-103.

Митрохин Л.Н. Философия религии: новые перспективы // Вопр.философии. – 2003. - №8. – С.18-36.

Сележан І.Ю. Теоретичне релігієзнавство: Навч.посібник / Чернів.нац.ун-т ім. Ю.Федьковича. – Чернівці: Рута, 2003. – 144с.

Субботин Е.В. Типы религиозного сознания и критерии их сравнения // Религиоведение = Study of religion. – Благовещенск, М.:2002. - №2. – С.78-83.

Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов: Бесконечный процесс узнавания своих и чужих смыслов, скрытых за различными формами, знаками, словами. – М.: Торсинг, 2003. – 591с.

К теме "Генезис религии и ее исторические формы"

Алексієвич Л. Релігії балтів і давніх слов’ян: Текст лекцій / Терноп.держ.пед.ун-т ім. В.Гнатюка. – Тернопіль: Літопис, 2003. – 30с.

Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян: Поэтические воззрения славян на природу- СПб.: Теrra fantastica, 2002. – т.1. – 796с. – Т.2. – 764с.

Бадж Э.А. Египетская книга мертвых: Пер.с англ. – М.: Эксмо; СПб.: Terra fantastica, 2004. – 764с.

Вен П. Греки и мифология: вера или неверие?: Опыт о конституирующем воображении / Пер.с фр. – М.: Искусство, 2003. – 222с.

Ганина Н.В. Представления о душе и загробном мире в первобытной культуре // Филос.исследования. – 2004. - №1. – С.235-239.

Древнерусская космология / Григорьев А.В., Денисова И.М., Милько В.В.,и др.; РАН. Ин-т философии. – СПб.: Алетейя, 2004. – 479с.

Емельянов В.А. Ритуал в Древней Месопотамии. – СПб.: Азбука – классика; Петерб. Востоковедение, 2003. – 317с.

Капица Ф.С. Славянские традиционные верования. Праздники и ритуалы: Справочник. – 3-е изд.,испр.и доп. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 216с.

Касавин И.Т. Именование и табу: в поисках Бога // Религиоведение = Study of religion. – Благовещенск, М.:2002. - №1. – С.47-62.

Ловмянский Г. Религия славян и ее упадок (VI-[II вв.) / Пер.с пол. – СПб.: Акад.проект, 2003. – 5-8с.

Наговицын А.Е. Тайны славянской мифологии. – М.: Акад.проект, 2003. – 478с.

Парнов Е.И. Кольца змея: В 3 т. – М.: ТЕРРА – Кн.клуб, 2003. – Т.1. – 367с. – Т.2. – 383с. – Т.3. – 397с.

Петаццони Р. Высшее существо: феноменологическая структура и историческое развитие // Религиоведение = Study of religion. – Благовещенск, М.:2002. - №1. – С.149-155.

Сарангэрэл. Зов шамана: Древние традиции и духовные практики: Пер.с англ. – М.: ФАИР – Пресс, 2003. – 366с.

Соловйов В. Проблема класифікації релігій у релігієзнавстві // Укр.релігієзнавство. – 2002. - №22. – С.4-15.

Тарасенко Н.А. “Картография” загробного мира и ее эволюция в древнеегипетском заупокойном культе // Сходознавство. – 2003. - №21-22. – С.142-157.

Циркин Ю.Б. Генотеизм и монотеизм // Вера как ценность. – Вел. Новгород: 2002. – С.195-201.

К теме "Религии стран Азии и Африки"

аль-Хашими М.И. Личность мусульманки согласно Корана и Сунны. – Уфа: Медресе им.М.Султановой, 2003. – 390с.

Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе / Канон.ред.араб.текстов Аляутдинов И. – 2-е изд., дораб. – М.: Muslimmedia press: Мир образования, 2003. – 445с.

Глушкова И.П. Боги здесь и сейчас: индусская мифология как инструмент создания североиндийской идентичности // Восток – Orient. – М.: 2004. – С.5-27.

Голуб М.Ю., Другова О.Ю., Голуб П.Ю. Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям. – м.: Хроникер, 2003. – 334с.

Гроховский П.Л. Введение в буддийскую каноническую литературу // История. Культура. Общество: Междисциплинарные подходы. – м.: 2003. – Ч.1: Философия. Востоковедение. – С.285-318.

Давид-Неэль А. Магия и тайны Тибета: Пер.с англ. – К.: София; М.: Гелиос, 2003. – 397с.

Давлетшин К.Д. Проблемы взаимосвязи национального и религиозного компонентов культуры и быта. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: 2004. – 305с.

Далай-лама XIV. Буддийская практика: Путь к жизни, полной смысла: Пер.с англ. – К.: София, 2003. – 206с.

Коэн Я.; Ред.пер. Бегун И. – М.: Знание; Иерусалим: ДААТ, 2001. – 216с.

Каидзука С. Конфуций. Первый учитель Поднебесной: Пер.с англ. – М.: Центрполиграф, 2003. – 269с.

Киддер Дж. Э. Япония до буддизма: Острова, заселенные богами. – М.: Центрполиграф, 2003. – 286с.

Конзе Э. Буддизм: сущность и развитие / Пер.с англ. – СПб.: Наука, 2003. – 287с.

Кушніренко В. Шаріатська концепція реформування державної системи в ісламських країнах // Людина і політика. – 2003. - №2. – С.37-47.

Лаоцзы. Дао-Дэ цзин, или Трактат о Пути и Морали / Пер.с древнекит., предисл.и послеслов. Кондрашовой Л.И. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 225с.

Лямм Н. Общество и иудаизм в Израиле // Идеология еврейской национальной жизни в современном мире: Антология сионист.мысли. – М.: 2003. – С.55-61.

Михайлов А.Н. Арабо-исламская культура: Учеб.пособие по курсу “Культурология” / Моск.энерг.ин-т (техн.ун-т). – М.: 2003. – 76с.

Резван Е.А. Коран и его мир. – СПб,: 2001. – 608с.

Родионов М.А. Ислам классический. – СПб.: Азбука – классика: Петерб.востоковедение, 2003. – 218с.

Самозванцев А.М. Индия: Религии, верования, обряды (древность и средневековье) / РАН. Ин-т востоковедения. – М.: 2003. – 239с.

Рибак О. Концепція раннього хасидизму: витоки та розвиток \\ Українське релігієзнавство. – 2002. - №22. – С.54-61.

Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури. Жизнь Пророка / Пер. Нирша В.А. – М.: Ummah, 2003. – 652с.

Священный Коран: Страницы вечных мыслей / Поэт.пер.с араб. Шумовского Т. – М.: АСТ; СПб.: Северо-Запад Пресс, 2004. – 533с.

Смертин Ю.Г. Мусульманский мир: времена Пророка и халифов: Учеб.пособие / Ин-т экономики, права и естеств.специальностей. – Краснодар: 2003. – 264с.

Томас Э Будда: История и легенды / Пе5р.с англ. – М.: Центрполиграф, 2003. – 350с.

Хадисы Пророка / Пер.и коммент. Пороховой В.М.; Гл.ред. Мухаммад Саид Аль-Рошд. – 3-е изд. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 311с.

Шкуров Р. Мусульманство и модернизация // Религия и идентичность в России. – М.: 2003. – С.199-202.

Штейнзальц А. Еврейский вопрос: Пер.с иврита / Ин-т изучения иудаизма в СНГ. – М.: 2004. – 213с.

К теме "Христианство: возникновение и общие принципы вероучения"

Аверинцев С. Христианство в истории европейской культуры. Фрагменты лекции, прочит.в одном из моск.лицеев // Знание – сила. 2004. - №3. – С,24-35.

Асмус В. Вселенский Собор // Журн. Моск.патриархии. – 2003. - №12. – С.38-50.

Карташев А.В. Вселенские Соборы. – СПб.: Библиополис, 2002. – 560с.

Лебедев А.П. История разделения церквей в ІХ, Х И ХІ Веках – 2-е изд., испр.и доп. – СПб.: Абышко, 2004. – 348с.

Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. – 2-е изд., испр.и доп. – СПб.: Абышко, 2003. – 337с.

Лубський В.І., Козленко В.М., Лубська М.В. Первісне християнство: Походження та сутність: Навч.посіб. / Київ.нац.ун-т ім. Т.Шевченко. – К.: 2003. – 60с.

Свенцицкая И.С. Первые христиане и Римская империя. – М.: Вече, 2003. – 383с.

Форвард М. Иисус: Крат.биография: Пер.с англ. – М.: ФАИР – Пресс, 2003. – 336с.

Худиев С., Брилева О., Логачев М. Христианство: трудные вопросы: Православный, католик и протестант отвечают на вопросы о христианской вере. – М.: 2003. – 271с.

К теме “Православие: особенности вероучения, культа и организации”

Болонев Ф.Ф. Старообрядчество – феномен русской культуры // теология и религиоведение. – 2002. – Вып.1. – С.52-57.

Булгаков С.В. Православие: Праздники и посты. Богослужени



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.254 (0.143 с.)