Раздел I. Религия как феномен культуры. Языческая духовная культура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Религия как феномен культуры. Языческая духовная культура



УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Рекомендовано Министерством культуры Российской Федерации, Федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «социально-культурная деятельность»

 

 

 

Волгоград

2011 год

 

 

ББК_____

 

Научный редактор

канд. искусствоведения, профессор, зав кафедрой истории, теории искусств и культуры ГОУ ВПО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры» В.Х. Разаков.

 

Научный консультант:

канд. пед. наук, профессор кафедры социально культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств

Г.Я. Никитина.

 

Рецензенты:

канд. ист. наук, профессор кафедры философии и религиоведения Московского государственного университета культуры и искусств И.Н. Романов;

 

док. филол. наук, профессор кафедры русского языка Волгоградского государственного университета О.А. Горбань.

 

 

Тинина З.П.

Традиции и обрядность духовной культуры народов мира – учебное пособие – Волгоград, Волгоградское научное издательство, 2011. – ___ с.

В учебном пособии освещён историко-культурный и религиозно-философский ракурс религий, рассматриваемый в качестве важного феномена духовного развития человечества.

Прослежены ранние и языческие формы духовной культуры, история, традиции и обрядность национальных религий, основные формы культуры мировых религий и современных религиозных движений, история православной культуры Византии и России.

Исследуемые явления и процессы соотнесены с особенностями политической, духовной жизни, традициями и обрядностью современных народов.

Оглавления и содержание учебного пособия, адресованного студентам и преподавателям, соответствует Государственному образовательному стандарту ОПД.Ф.08 «Религиоведение» специальности 071401.65 «Социально-культурная деятельность».

 

 

ББК

ISBN _______________

 

- Тинина З.П., 2011

- ГОУ ВПО ВГИИК, 2011

- Волгоградское научное издательство, 2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие… ……….. ………………………………………………… ……………С. 6

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС:

 

Раздел I. Религия как феномен культуры. Языческая духовная культура

 

Глава I. Религия - одна из областей культуры ……....................................С. 8

§ 1. Основные концепции происхождения, взаимосвязи религии и культуры

в историографии. Формы духовной культуры ………………………….……… С. 8

§ 2. Роль религиозной культуры в создании «жизненного мира человека»…..С. 11

§ 3. Религия в социальной и культурной жизни общества ……………………. С. 13

§ 4. Религия и искусство ………………………………………………………… С. 14

Глава II. Традиции и обрядность автохтонных религий Африки, Америки, Океании, Австралии ………………………………….. ………………………………С. 17

§ 1. Самобытность и оригинальность древних африканских

религий …………………………………………………………………………… С. 17

§ 2. Идеалы религиозной культуры майя ………………………………………. С. 19

§ 3. Особенности религиозной культуры ацтеков …………………………….. С. 22

§ 4. Культурная самобытность островов Океании …………………………….. С. 23

§ 5. Система мифов и образ жизни австралийских племён …………………… С. 25

Глава III. Традиции и обрядность духовной культуры

Древнего Египта, Месопотамии и античного мира ……………………….. С.27

§ 1. Божественное представление египтян о земной жизни ……………………С. 27

§ 2. Культы, обряды, праздники Месопотамии ……………………. …………. С. 30

§ 3. Духовная культура Древней Греции ……………………………………….. С. 33

§ 4. Духовная культура Древнего Рима ………………………………………… С. 36

Глава IV. Религиозная культура древних кельтов, германцев, славян …… С. 39

§ 1. Религиозные учения кельтов ………………………………………………. С. 39

§ 2. Духовный мир древних германцев ………………………………………… С. 41

§ 3. Древнеславянская религиозная культура …………………………………. С. 44

 

Раздел II. Национальные традиции и обрядность религиозной

Культуры народов мира

 

Глава I. Национальные религии Индии ……………………………. ………...С. 52

§ 1. Ведическая религиозная культура ……………………………….............. С. 52

§ 2. Философские книги брахманизма об идее социального

неравенства ……………………………………………………………………... С. 54

§ 3. Джайнизм как политическая религия Индии ……………………………. С. 56

§ 4. Индуизм. Его направления, течения ………………………………………С. 59

§ 5. Сикхизм как самая молодая национальная религия Индии ……. ………С. 62

Глава II. Традиции и обрядность духовной культуры Китая ……………… С. 65

§ 1. Древние свидетельства религиозных верований Китая ………………… С. 66

§ 2. Даосизм как важная категория китайской философии и

культуры ………………………………………………………………. ………..С. 67

§ 3. Религиозно-мировоззренческая система конфуцианства ………………. С. 71

Глава III. Традиции и обрядность японской религии синто ………………. С. 77

§ 1. Формирование синто ……………………………………………………… С. 77

§ 2. Синкретизация …………………………………………………………….. С. 78

§ 3. Тэноизм …………………………………………………………………….. С. 80

§ 4. Влияние синто на японскую культуру …………………………………… С. 81

Глава IV. Иудаизм как религиозная культура одного народа ……………… С. 83

§ 1. Истоки иудаизма …………………………………………………………… С. 83

§ 2. Формирование Танах. Основные идеи иудаизма …………………………С. 86

§ 3. Талмуд и его история создания …………………………………………… С. 88

§ 4. Религиозная практика иудаизма и современность……………………….. С. 89

Раздел III. Духовная культура мировых религий и современность

Глава I. История и культура буддизма …………………………………………. С. 91

§ 1. История рождения буддизма, его ассимиляция с местными

культурами ……………………………………………………………………… С. 91

§ 2. Главный вопрос, идея этико-философского учения буддизма…….......... С. 98

§ 3. Организация жизни в сангхе. Мифология, космология

направления и школы …………………………………………………………. С. 100

§ 4. Буддийская литература. Праздники, ритуалы и обряды

в тибето-монгольском буддизме ………………………………………………С. 103

Глава II. История и культура христианства ……………………..……… ……С. 107

§ 1. Истоки, формы и методы распространения христианского

типа культуры ………………………………………………………………….. С. 108

§ 2. Христианская догматика ортодоксальных и протестантских

церквей в исторической ретроспективе ……………………………………… С. 121

§ 3. Духовное образование, наука, литература, церковный театр…….……. С. 133

§ 4. Христианские праздники, обряды, искусство ……………………………С. 138

Глава III. История, теология и специфика исламской культуры. …………С. 149

§ 1. Истоки и своеобразие религиозной системы ислама …………………… С. 149

§ 2. История формирования ислама ……………………………………………С. 151

§ 3. Течения, школы, столпы ислама …………………………………………. С. 153

§ 4. Феномен истории ислама в России ………………………………………. С. 158

Глава IV. Проблемы современных религиозных движений ……………….. С. 163

§ 1. Фундаментализм, фанатизм и радикализм в современных

религиях …………………………………………………………………………С. 163

§ 2. Социокультурные аспекты межконфессионального диалога ………….. С. 169

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:

I. Семинары… …………………………………………………………………… С. 174

II. Контрольные работы ……………………………………………………….. С. 189

III. Контрольные вопросы к зачёту …………………………………………. С. 213

IV. Основная литература к общему курсу …………………………………. С. 215

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Актуальность проблематики по традициям и обрядности духовной культуры народов мира в контексте изучения дисциплины «Религиоведение» обусловлена возросшими требованиями к специалисту социально-культурной сферы. Ему необходимо свободно ориентироваться и чётко представлять конфессиональные особенности духовной культуры многонационального российского государства, осознавать историко-культурную роль религии в духовном становлении народов мира. Студент специальности «Социально-культурная деятельность» должен иметь целостное представление об истории национальных и мировых духовных культур, об особенностях духовной жизни современных народов, об их религиозной исторической традиции, о влиянии духовной культуры на событийную канву исторического процесса, на менталитет общества, искусство, политику и государственное устройство народов.

Значение традиций и обрядности духовной культуры народов мира при подготовке современного специалиста социально-культурной сферы определяется основными компонентами этой подготовки. К таковым компонентам относятся: 1. способность специалиста критически анализировать события, факты, явления социальной жизни; 2. умение логически мыслить и выражать свои мысли; 3. обладание высоким интеллектуальным потенциалом, в том числе, по духовной культуре, а также широким кругозором теоретических и практических знаний в области религиоведения. Традиции и обрядность духовной культуры народов мира являются неотъемлемой и значительной частью «Религиоведения», основанной на теоретическом и эмпирическом материале. В процессе изучения духовной культуры народов мира студенты учатся логическому мышлению, осваивают точные ориентиры в ментальности, традициях и обрядности духовной культуры того или иного общества, народа, нации. Знания традиций и обрядности духовной культуры помогают специалисту социально-культурной сферы быть современным высококвалифицированным профессионалом в своей деятельности.

В процессе изучения духовной культуры народов мира студенты познакомятся с основным понятийным аппаратом, сущностью, историко-культурным аспектом, формами и ролью духовной культуры в истории народов. Они освоят историографические проблемы по изучению духовной культуры, как феномена народной художественной культуры, познакомятся с современными движениями духовной культуры, с социокультурными аспектами межконфессионального диалога.

В процессе изучения курса студенты должны научиться самостоятельно работать с источниками и литературой по духовной культуре народов мира, обладать навыком стилистически грамотному изложению материала перед аудиторией, анализировать и обобщать собранные и изученные сведения, уметь вырабатывать и отстаивать свою точку зрения на спорные мировоззренческие проблемы, грамотно вести диалог, понимать людей другой духовной культуры, чей образ мысли, духовных традиций, обрядности и действий является иным.

Принципиально важным является стимулирование познавательной активности студентов в области духовной культуры народов мира с помощью различных форм организации учебного процесса (от репродуктивной к продуктивной деятельности).

Исходным принципом изложения материала является строгая объективность, обусловленная конкретным историческим рассмотрением явлений и фактов в области традиций и обрядности духовной культуры.

Существенен принцип изложения проблем на языке толерантности, терпимости, диалога о религиозных и светских составляющих народной культуры в обществе и мире в соответствии со следующими международными правовыми документами: «Всеобщая декларация прав человека» ООН от 10 декабря 1948 г.; «Международный пакт о гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 г.; «Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе» от 1 августа 1975 г.; «Парижская хартия для новой Европы» от 21 ноября 1990 г.; Конституция России и закон России «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г.

 

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

 

Раздел I. РЕЛИГИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

 

Религия – одна из областей культуры. Традиции и обрядность автохтонных религий Африки, Америки, Океании, Австралии. Традиции и обрядность духовной культуры Древнего Египта, Месопотамии и античного мира. Религиозная культура древних кельтов, германцев, славян.

 

Глава I. Религия – одна из областей культуры

 

Основные концепции происхождения, взаимосвязи религии и культуры в историографии. Формы духовной культуры. Роль религиозной культуры в создании «жизненного мира человека». Религия в социальной и культурной жизни общества. Религия и искусство.

 

Религия и искусство

Всякая религия есть образное отражение социальных и природных сил, реальных человеческих отношений через искусство. Ещё в древности религиозные верования нашли отражение в произведениях наскальной и пещерной живописи. Подавляющее большинство древних наскальных рисунков – это сцены охоты, изображения людей и животных, иногда людей, ряженных в звериные шкуры, а иногда – зооантропоморфных существ. Анализ этих рисунков позволил учёным сделать вывод о том, что первобытный человек верил в существование особого рода связей между людьми и животными, в возможность воздействия на поведение животных с помощью ряда магических приёмов.

Первая в мире цивилизация возникла в Южной Месопотамии (4300 - 2334 до н.э. (Шумер). Население этой плодородной заболоченной низменности объединялось и основывало небольшие города, как правило, на месте святилищ местных божеств. Первые крупные города были построены здесь около 3500 года до н.э. Они строились по принципу абсолютной самостоятельности в виде городов-государств. Существовало около 12 таких городов государств, главным из которых до 3000 года до н.э. являлся Урук. Каждый город поклонялся собственному божеству, и в его центре находился большой храмовый комплекс, управляемый жрецами. Религия в шумерском обществе играла очень важную роль[8]. Представление месопотамцев о богах и божественной силе отражалось в их художественном творчестве и литературе. Главным легендарным героем месопотамской литературы, наделённым сверхчеловеческой храбростью и силой был Гильгамеш. Первый в мире литературный эпос, записанный клинописью на 12 табличках, посвящался ему. Эпос, долгое время живший в устном народном творчестве, а затем записанный ассирийским царём в VII веке, рассказывает о царе Урука - полубоге, получеловеке. Согласно преданию, Гильгамеш был сыном смертного человека и богини Нинсун. Он правил в Уруке. Но сохранившаяся традиция позволяет полагать, что Гильгамеш был историческим лицом. Например, в шумерских царских списках он упоминается как один из царей первой династии города Урука.

Это один из рисунков эпоса, сопровождавших рассказ о подвигах Гильгамеша

В эпосе рассказывается как жители Урука, измученные работами, обратились к богам избавить их от царя Гильгамеша. Бог неба Анну велел одной богине сотворить такого героя, который мог бы победить Гильгамеша. Богиня слепила из глины могучего человека-дикаря по имени Энкиду. Силы соперников были равны, и они решили стать друзьями. Эта дружба оказалась верной. Они вместе убили страшное чудовище Хумбабу, которое охраняло лес, и совершили много других подвигов[9].

Наиболее стройная система искусств была сформирована в процессе длительного исторического развития в каждой мировой религии на уровне представлений обыденного и теологического, на уровне настроений и действий. Доминанта того или иного уровня в религии определяет оригинальность и своеобразие художественных и, возникающих стихийно, религиозных явлений в процессе взаимодействия всех уровней. Это взаимодействие приводит к синтезирующему искусству и определению общих принципов организации данной системы искусств. Несмотря на стихийность такого процесса, делались попытки практически организовать искусство вокруг церкви. Так, в XIII веке Иоанн Дамаскин реформировал систему византийского литургического пения, создав осмогласие, на основе которой было создано церковное пение[10].

 

Служба в русской православной Троице-Сергиевой Лавре

Религиозным искусством становится театрализованное действо, органически связанное с образной, метафорической природой слова. Например, в православной молитве, церковной службе, в обрядах и церковном пении определяющим элементом является слово. Это значение слова подчёркивают христианские богословы. Слово Божие занимает господствующее положение, а музыка является «только служительницей его – средством к усилению выразительности, к обострению действия слова»[11]. В православной церкви во время песнопения не используются никакие музыкальные инструменты. Музыкальным инструментом является человеческий голос, поскольку «в пении церковном главная задача совсем не красота…, а глубина, сила, важность и притом не мелодий самих по себе, а в связи с текстом, со словами»[12].

 

 

Вербное воскресенье в православном соборе Живоначальной Троицы Данилова монастыря

 

В католической церковной службе музыка более значимая, чем слово. Она не просто может сопровождать молитву, службу, обряды, а также играть доминирующую роль во время службы.

 

Вместе с тем, слово Божие и здесь имеет большое не только религиозное, но эстетическое и художественное значение

 

Тексты всех священных книг религий, богаты содержательной образностью. Таковыми, например, являются суры Корана. Тексты Вед и Библии, которые поражают воображение, просятся на язык поэтического, театрального и музыкального образа. В этих текстах черпается вдохновение для создания произведений светского искусства и литературы.

Слово, музыка, театрализованное представление дополняется церковной архитектурой, не менее эмоционально воздействующей, чем само драматическое действие. Церковная архитектура постепенно становилась необходимым эстетическим фоном, связующим воедино всю систему художественного воздействия. «Строгие и скромные храмы византийской базилики, трогательные и интимные церковки Ростово-Суздальской земли, суровые и величественные соборы Новгорода и Пскова, пышные и торжественные церкви московского пятиглавия, стремительно взлетающие вверх готические храмы европейского средневековья, ритмы крыльев буддийской пагоды и плывущие силуэты мусульманской мечети – всё это органично вплеталось в сложную систему искусств мировых религий»[13].

В каждой мировой религии и её системе искусств существует ведущее искусство, которое придаёт специфику религии, определяет принцип функционирования данной художественной системы, её реальную жизнь. Например, в буддизме и исламе ведущим является декоративно-прикладное искусство, в христианстве – изобразительное и пластическое искусство. Произведения того и другого искусства для верующих представляют собой предметы культового поклонения. Тем не менее, богословские тексты, библейское слово, музыка, архитектура, скульптура, фрески, мозаика, портреты христианской церкви, иконы Андрея Рублёва и других русских богомазов, скульптурные изображения Будды древнеиндийской художественной школы Матхура и прочее – являются произведениями искусства, отражая существенные стороны исторического конкретного бытия, культуры конкретного народа в совокупности и во всей многогранности.

 

Вопросы и задания для повторения:

1. Изложите проблему соотношения религии и культуры в историографии.

2. Охарактеризуйте функции религии в обществе.

3. Расскажите об образном отношении к миру через религиозное искусство.

4. В чём значение музыки и слова в богослужении мировых религий?

5. Какие Вы знаете предметы культового поклонения, относящиеся к произведениям искусства?

Самобытность и оригинальность древних африканских народов. Идеалы религиозной культуры майя. Особенности религиозной культуры ацтеков. Культурная самобытность островов Океании. Система мифов и образ жизни австралийских племён.

 

На ранних этапах родового строя основным объектом религиозного поклонения была природа, наделявшаяся разными свойствами в зависимости от географической среды и хозяйственной специализации рода и племени. Так, племена, которые занимались собирательством и примитивным земледелием, поклонялись растениям и небесным светилам, охотничьи племена – диким животным. В древних религиозных верованиях отразились также социальные отношения. Например, смена матриархата патриархатом сопровождалась заменой женских духов мужскими. Отправление культа также становится мужским занятием. В эпоху раннеродового строя религиозные верования отражали и реальное равенство соплеменников, поскольку духовные существа носили в основном безличный характер. Люди не знали иерархии духов. В культовой деятельности преобладали магические обряды и инсценировки, в которых участвовали все члены племени. Колдуны, шаманы, заклинатели духов ещё не были жёстко отделены от массы верующих. В процессе углубления социальной дифференциации внутри племён происходила сакрализация вождей и усиление их роли в жизни племени. Они становились объектом религиозного почитания при жизни и после их смерти.

 

Религиозные учения кельтов

 

Кельты, появившиеся в Европе примерно с середины III тысячелетия до н. э., стали крупнейшей ветвью индоевропейского сообщества племён (сеноны, бойи, эдуи, гельветы, битуриги, карнуты, инсубры и пр.). Их религиозные учения не записывались и передавались устно от учителя ученику. Поэтому реконструкция кельтских верований и пантеона чрезвычайно затруднена. Об их религиозной культуре мы знаем только по записям античных авторов. Именно греки их называли кельтами и галатами, а римляне – галлами. Античные авторы указывали на существование у кельтов профессиональной группы носителей религиозного знания – жрецов-друидов, которые хранили и передавали его следующему поколению. Кельтские верования и пантеон отразились также в редких памятниках искусства Галлии, надписях и изображениях на монетах, в ирландских сагах, в словаре кельтских языков.

Согласно доступным источникам по религиозной культуре кельтов, известно, что они веровали в бессмертие души, в продолжение жизни после смерти. Этим объясняется бесстрашие кельтов в бою и полное презрение к смерти. Потусторонний мир они представляли как страну богов, героев и мудрецов, которая была где-то за морем. В этой стране не было ни страданий, ни смерти. Достойно перешагнувшие за грань тягот земной жизни, пировали там под звуки чарующей музыки. Обычный человек не мог обратно вернуться в земной мир, но сверхчеловеческие существа, добрые и злые, легко пересекали границу миров. Добрые существа обладали неземной физической красотой и богатыми облачениями, злые – внешним безобразием (одноногость, одноглазость, однорукость и прочее)[33]. Эта исключительность является признаком существ «иного мира», которые обладали тайным знанием, магическими приёмами и способностью к оборотничеству.

Боги, владевшие магическими приёмами и предметами, - главные носители магических сил. Цезарь в своих «Записках о Галльской войне» назвал галльских богов римскими тенонимами. Так, наиболее почитаемым божеством у галлов Луг Цезарь назвал Меркурием. Он являлся изобретателем искусств, покровителем дорог, путешествий и торговли. Бог Бель (блещущий) Цезарем был отождествлён с Аполлоном, занимавшимся избавлением от болезни. Кельтская богиня мудрости, материнства, плодоношения, водных источников Бригита названа в «Записках» Минервой – богиней-дарительницей первых навыков ремесла и искусства. Кельтский бог-громовик Таранис отождествлён с Юпитером, который царил на небесах, и прочее. У древних кельтов были также женские божества, например, Эпона – покровительница всадников. Её имя производно от галльского названия лошади. Она изображалась восседающей или стоящей рядом с лошадью.

Образы кельтских богов преимущественно антропоморфны – либо трёхголовые, либо трёхликие. Встречаются также боги козлоногие и рогатые. Среди кельтов широко распространились культы быка, вепря, медведя, волка, ворона. Почитание животных было неотделимо от веры в оборотничество. Кельты веровали в добрых и злобных духов природы, демонов оружия и ядов. Со своими богами кельты сообщались через обряды жертвоприношений людей. В «Записках» написано, что галлы плели огромные фигуры из ивовых прутьев, помещали внутрь живых людей, после чего жертвенный истукан сжигался. В других античных источниках рассказывается о вешании человека на дереве, перерезывании горла, утоплении, сжигании в чане.

Магические ритуалы составляли внушительную часть ритуальной практики кельтов. Кельты обладали богатым арсеналом магических заговоров, благопожелательных или злотворных. Широкое применение при колдовстве находили магические предметы – особые жезлы, пруты и т.п.[34]

Ведическая религиозная культура. Философские книги брахманизма об идее социального неравенства. Джайнизм как политеистическая религия Индии. Индуизм, его направления, течения. Сикхизм как самая молодая национальная религия Индии.

 

Зарождение индийской национальной религии относится к III тысячелетию до н. э. – периоду, так называемой, протоиндийской цивилизации, современницы древнего Египта и Месопотамии. Религия Индии родилась среди земледельческих племён, населявших долину реки Инда, и тесным образом связана с земледельческими культами, которые были подчинены цели увеличения плодородия. Именно поэтому в ней почиталось женское и мужское начало. Женское начало отражено в найденных глиняных фигурках с ярко выраженными женскими половыми признаками. Сексуальная мужская сила была выражена в статуэтках баранов и буйволов. Культ буйвола, почитаемого в древности как олицетворение плодородия и власти царя, сохранился в Индии до сих пор.

 


[1] Флоренский П.А. Из Богословского наследия //Богословские труды. Вып. 17. М.; 1977. С. 105.

[2] Там же.

[3] Мимесис (греч. мimesis) – подражание; термин древнегреческой философии, характеризующий сущность человеческого творчества, в том числе искусства.

[4] См.: Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. М., 1994. С. 65.

[5] Максима – от латинского слова «мaxima» – высший принцип.

[6] Подробнее см.: Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова… С. 34-38.

[7] См.: Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. М., 1994. С. 67 – 71.

[8] Подробнее об истории Месопотамии см.: История Древнего Востока. Учебник / Под ред. В.И. Кузищина. Изд. 3-е. М.: Высшая школа. 1999. С. 98-182; Вульф А. Краткая история мира. История человечества с древнейших времён до наших дней /Пер. с англ. Ю.В. Крыжевской, А.Е. Кулакова, Е.Е. Сырневой. М.: АСТ: Артель. 2010. С. 22-29.

[9] Подробнее содержание эпоса о Гильгамеше см.: История Древнего Востока. Учебник / Под ред. В.И. Кузищина. Изд. 3-е. М.: Высшая школа. 1999. С. 173-174.

[10] См.: Яковлев Е.Г. Эстетика, искусствознание, религиоведение. – М.,2003. С. 37 – 38.

[11] Аллеманов Д. Курс истории русского церковного пения. – М., 1914. С. 16.

[12] Страхов А. Мысли о церковном пении. – М., 1891. С. 15.

[13] Яковлев Е.Г. Указ. Соч. С. 45.

[14] Под «древним народом» бушмены понимают всех людей, небесных светил, животных и прочую живность, которые жили в древности.

[15] История религии /Под общ. редакцией профессора И.Н. Яблокова: В 2 т. Т. 1. М., 2002. С. 58 – 59.

[16] См.: Шаревская Б.И. Старые и новые боги тропической и Южной Африки. М., 1964. С. 152.

[17] Демиург – (от греч. слова demiurges – мастер, творец), 1. в Древней Греции – ремесленники, торговцы, люди свободных профессий; 2.в философии – создающее начало; 3. в теологии – бог, творец мира.

[18] История религии /Под общ. редакцией профессора И.Н. Яблокова: В 2 т. Т. 1. С. 75.

[19] Мехико переводится как место Мехитили. Мехитили – одно из имён бога Уицилопочтли.

[20] См.: История религии /Под общ. редакцией профессора И.Н. Яблокова: В 2 т. Т. 1… С. 80.

[21] Там же. С. 81 – 82.

[22] См.: Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1965. С. 86; Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. М.; СПб., 1997. С. 236.

[23] Подробнее см.: Токарев С.А. Указ. Соч. С. 103 – 104.

[24] См.: Элиаде М. Религии Австралии. СПб., 1998. С. 73 – 92.

[25] См.: Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990. С. 98.

[26] В двухтомном учебнике «История религии» под общей редакцией профессора И.Н. Яблокова встречается иное написание имен сестёр-жён Осириса и Нефтис – Изис и Нефтис. См.: История религии /Под общ. редакцией профессора И.Н. Яблокова: В 2 т. Т. 1… С. 121.

[27] Культурология. История мировой культуры / Под ред. профессора А.Н. Марковой. 2-е изд. М., 1998. С. 42.

[28] Вавилон (Бабили) – переводится, как «Ворота бога».

[29] См.: Бытие. 11, 1 – 9; Вавилонская башня //Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М., 1990. С. 110 – 111.

[30] Хтонос с греческого на русский язык переводится, как земля, почва.

[31] Мисты с греческого на русский язык переводятся, как посвящённые.

[32] Гений происходит от греч. слова genus – род, происхождение.

[33] См.: Широкова Н.С. Культура кельтов и нордическая традиция античности. СПб., 2000. С.153 – 154, 193.

[34] См.: Шкунаев С.В. Герои и хранители ирландских преданий // Предания и мифы средневековой Ирландии. М., 1991. С. 18, 27.

[35] См.: Младшая Эдда /Издание подготовили О.А. Смирницкая, М.И. Стеблин-Каменский. М., 1994. С. 32.

[36] Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987. С. 107.

[37] Младшая Эдда… С. 59.

[38] См.: Младшая Эдда… С. 31, 34.

[39] См.: Страбон. География в 17 книгах / Перевод, статья и комм. Г.А. Стратановского. М., 1964.

[40] См.: Словарь древнерусского языка (XI – XIV вв.). Т. II. М., 1989. С. 299 – 300.

[41] См.: Там же. С. 317 – 321.

[42] См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 2. М., 1996. С. 75, 513 – 514.

[43] См.: Фасмер М. Указ. Соч. С. 556.

[44] Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995. С. 346.

[45] См.: Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994; Русанова И.П. Культовые сооружения и жертвоприношения славян-язычников // Истоки русской культуры (археология и лингвистика). Материалы по археологии России. Вып. 3. М., 1997; Тимощук Б.А. Сакральные границы языческих святилищ // Истоки русской культуры (археология и лингвистика). Материалы по археологии России. Вып. 3. М., 1997.

[46] Толстая С.М. Праздники // Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 323.

[47] См.: Толстой Н.И. Культурная семантика славянского vesel //Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. 294, 313 – 316.

[48] См.: История религии: В 2 т. Т. 1. /Под ред. Профессора И.Н. Яблокова. М., 2002. С. 255 – 256.

[49] См.: Русанов И.П. Культовые сооружения и жертвоприношения славян-язычников // Истоки русской культуры (археология и лингвистика). Материалы по археологии России. Вып. 3. М., 1997. С. 59; Тимощук Б.А. Об археологических признаках восточно-славянских городищ-святилищ // Древние славяне и Киевская Русь. Киев, 1989.

[50] См.: Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С. 416; Иванов В.В., Топоров В.Н. Мокошь // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1988. С. 169; Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994. С. 387 – 392.

[51] См.: Иванов В.С., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы (Древний период). М., 1965. С. 12 – 14; Якобсон Р.О. Роль лингвистических показаний в сравнительной мифологии // VIII Международный конгресс антропологических и этнографических наук. Т. V. М., 1970. С. 61.

[52] См.: Васильев М.Я. Язычество восточных славян накануне крещения Руси: Религиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром. Языческая реформа князя Владимира. М., 1998.

[53] Подробнее см.: Иванов В.В., Топоров В.Н. Дажьбог // Мифы народов мира. Т. 1. М., 1988. С. 347; Топоров В.Н. Об иранском элементе в русской духовной культуре //Славянский и балканский фольклор /Реконструкция древней славянской духовной культуры: источники и методы. М., 1989. С. 41.

[54] См.: Трубачёв О.Н. Этногенез и культура древнейших славян // Этимологический словарь славянских языков /Ред. О.Н. Трубачёв. Вып. 4. М., 1979. С. 180.

[55] См.: Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982.

[56] См.: Комарович В.Л. Культ рода и земли в княжеской среде XI – XIII вв. // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 16. М.: Л., 1960.

[57] См.: Веселовский А.Н. Разыскания в области русского духовного стиха. Сборник отделения русского языка и словесности. Т. 46. № 6. СПб., 1889. С. 179, 189.

[58] См.: Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. Т. 1. М., 1958. С. 60; Толстой Н.И. Указ соч. С. 260; Трубачёв О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования. М., 1991. С. 217.

[59] Подробнее см.: Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983. С. 109.

[60] Толстой Н.И. Указ. Соч. С. 94, 262.

[61] См.: Там же. С. 232 – 233.

[62] См.: Трубачёв О.Н. Указ. Соч. С. 174.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Рекомендовано Министерством культуры Российской Федерации, Федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «социально-культурная деятельность»

 

 

 

Волгоград

2011 год

 

 

ББК_____

 

Научный редактор

канд. искусствоведения, профессор, зав кафедрой истории, теории искусств и культуры ГОУ ВПО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры» В.Х. Разаков.

 

Научный консультант:

канд. пед. наук, профессор кафедры социально культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств

Г.Я. Никитина.

 

Рецензенты:

канд. ист. наук, профессор кафедры философии и религиоведения Московского государственного университета культуры и искусств И.Н. Романов;

 

док. филол. наук, профессор кафедры русского языка Волгоградского государственного университета О.А. Горбань.

 

 

Тинина З.П.

Традиции и обрядность духовной культуры народов мира – учебное пособие – Волгоград, Волгоградское научное издательство, 2011. – ___ с.

В учебном пособии освещён историко-культурный и религиозно-философский ракурс религий, рассматриваемый в качестве важного феномена духовного развития человечества.

Прослежены ранние и языческие формы духовной культуры, история, традиции и обрядность национальных религий, основные формы культуры мировых религий и современных религиозных движений, история православной культуры Византии и России.

Исследуемые явления и процессы соотнесены с особенностями политической, духовной жизни, традициями и обрядностью современных народов.

Оглавления и содержание учебного пособия, адресованного студентам и преподавателям, соответствует Государственному образовательному стандарту ОПД.Ф.08 «Религиоведение» специальности 071401.65 «Социально-культурная деятельность».

 

 

ББК

ISBN _______________

 

- Тинина З.П., 2011

- ГОУ ВПО ВГИИК, 2011

- Волгоградское научное издательство, 2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие… ……….. ………………………………………………… ……………С. 6

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.32 (0.215 с.)