Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовная культура Древнего Рима

Поиск

 

Начало древнеримской цивилизации положило крупное племенное объединение латинов, укрепившееся в нижнем течении Тибра, соседствовавшее с ними племя италиков – сабинян, а также неитальянские народы (этруски, кельты и пр.). Верования древних народов Рима были связаны с религиозными архаическими представлениями и обрядами, среди которых значительное место занимала вера в духов. Позднее духи превратились в богов – пенатов, охранявших дома; ларов, хранивших семьи и их устои; гениев, которые почитались, как генеалогические боги рода[32]. Ещё позднее гении превратились в покровителей мужчин. Считалось, что каждый мужчина имеет своего гения.

Синкретизм, то есть слияние религиозных культов различных народов – одним из особенностей религии Рима. Другая специфика религиозного мироощущения проявилась в принципе – этатизме, то есть в признании главенства государства во всех сферах жизни людей. Третья особенность ярко выразилась в политической направленности религии Древнего Рима, которая обеспечивала его власть в регионе. Эта специфика религиозной культуры особенно проявилась в римском мифе VI века до н.э., где рассказывается о возникновении Рима путём божественного вмешательства. Согласно «римскому мифу» основание Рима было связано с сыновьями бога войны Марса, близнецами Ромулом и Ремом, вскормлёнными волчицей. Знаки великой судьбы Рима были принесены божественным потомком – Энеем, сыном троянца Анхиса и богини Афродиты.

Как видно, в этом мифе наблюдается греческое влияние, поскольку греки появились на Аппенинском полуострове во время Великой греческой колонизации. Греческое влияние отразилось в целом на пантеон римских богов. Главой пантеона римских богов, как и в Греции, бог Зевс, был бог неба, грома и молнии, но с другим именем Юпитер, которого объявили божественным покровителем и олицетворением могущества Рима. Женой его стала древняя богиня латинов Юнона, которая покровительствовала женщинам, отвечала за благополучие материнства и брака и отождествляла греческую богиню Геру. Минерва – римская богиня мудрости – была отождествлена с Афиной. В Риме был официально провозглашён культ греческого бога Аполлона как искусного врачевателя. Другой греческий бог Асклепий, почитался в Риме как бог Эскулап. Широко распространился культ Диониса, получившего имя Бахуса, или Вакха. Греческий бог войны Арес стал богом войны Марсом.

В Риме не было философских школ, но широко были развиты правосознание, правотворчество, юриспруденция. Эта особенность формы общественного сознания отразилась на религиозных верованиях. В них была привнесена правовая государственная регламентация. Официально закреплялся пантеон богов, порядок их почитания, устанавливались праздники, которые были общими для всех народов Рима, а также для городских и сельских общин. Официальный государственный культ носил открытый, публичный характер. На Капитолийском холме в Риме, где находились важнейшие государственные учреждения, в VI веке до н.э. были возведены храм Юпитера и храм Весты – богини огня и покровительницы римского народа.

Сословное деление граждан Рима на патрициев и плебеев привело к появлению сословных культов: у патрициев – культ Диоскуров, у плебеев – культ Либера и Либеры (мужского и женского божества плодородия и виноградарства), а также богини плодородия Цереры. Громадный римский пантеон, как и греческий, включал богов, олицетворявших добродетели: верность – Фидес; согласие – Конкордия; мужество – Виртус; мир – Пакс и прочее. Пантеон предусматривал божественное покровительство абсолютно всех сторон жизни людей. Так, почиталась богиня сточных канав Клоакиня, торговли и воровства Меркурий. Десятки богов заведовали детством ребёнка от первого его крика до хождения его по улице.

Римляне делили богов на три категории: небесных, земных и подземных. Подземный мир воспринимался как царство мёртвых, как обиталище душ усопших. Души, как и у греков, делились на две категории: почитаемые души предков, отцов и матерей, которые назывались богами – родителями; злые, мстительные души нечестивых, злодеев и тех, кто не получил правильного погребения. Они назывались ларвами и лемурами.

Все официальные обряды в Риме совершались жрецами, объединяемых в жреческие коллегии, формировавшиеся первоначально из патрициев, а затем и из плебеев. Жречество не было отдельной замкнутой кастой. Должности и коллегии жрецов учреждались государством. Коллегии оказывали большое влияние на политическую жизнь Рима. Высшей жреческой коллегией была коллегия понтификов во главе с Великим понтификом, избираемым пожизненно. В первый день каждого месяца по лунному календарю Великий понтифик торжественно обращался к богам с молитвой о благоденствии и процветании Рима. Он также надзирал за вечным огнём в храме богини Весты, за всей деятельностью этого храма и самих жриц богини – весталок.

Жрецы не занимались разработкой богословских проблем, религиозной идеологией. Они составляли календари, отправляли официальные ритуалы и праздники, надзирали за их точным исполнением. Обряды культов домашних богов осуществлял глава семьи, фамилии. Наиболее значимыми домашними обрядами были родильный, свадебный и погребальный. Последний обряд был особо значимым и со временем всё больше усложнялся. Он дополнялся жертвоприношениями, строительством пышных гробниц, состязаниями гладиаторов в честь умершего и прочее.

В ведении жрецов были также гадания и предсказания, толкования знамений, связанных с верой в присутствие богов в мире людей, которые проявляют свою волю в необычных явлениях, а именно в необычном цвете неба, неожиданном поведении животных и т.д. Жрецы-гадатели определяли будущее по внутренностям жертвенных животных (гаруспики) и полёту птиц (авгуры).

В республиканском, а затем императорском Риме – в период, начавшийся со II века до н. э. и отмеченный завоеванием римлянами колоссальных территорий, пантеон римских богов пополнился чужеземными богами. Распространились культы восточных умирающих и воскресающих божеств – египетских Осириса и Исиды, персидского Митры, культа дорийской богини плодородия Кибелы, мистериальные культы Греции. Вера в этих богов и эмоционально насыщенная обрядность их культов подготовили почву для принятия христианства. Победа христианства в IV веке н. э. означала смерть религии Древнего Рима. Но понятийный аппарат того времени сохраняется до сих пор. Так, с древнеримских времён используется слово «religio», «сакральный» - божественный, «профанный» - вероотступник и прочее.

 

Вопросы и задания для повторения:

 

1. Какова особенность имён и сущность египетских богов? Религиозные традиции, обрядность и культура древних египтян.

2. Как отразилось религиозное мировоззрение древних египтян на их культуре.

3. Расскажите о культах, обрядах, праздниках богов, о мировоззрении, искусстве и бытовой культуре Месопотамии.

4. Расскажите о религиозном менталитете древних греков, об истории, обрядности, искусстве, посвящённым древнегреческим богам.

5. Изложите религиозные особенности культуры Древнего Рима.

 

 

Глава IV. Религиозная культура древних кельтов, германцев, славян

Религиозные учения кельтов. Духовный мир древних германцев. Древнеславянская религиозная культура.

Религиозные учения кельтов

 

Кельты, появившиеся в Европе примерно с середины III тысячелетия до н. э., стали крупнейшей ветвью индоевропейского сообщества племён (сеноны, бойи, эдуи, гельветы, битуриги, карнуты, инсубры и пр.). Их религиозные учения не записывались и передавались устно от учителя ученику. Поэтому реконструкция кельтских верований и пантеона чрезвычайно затруднена. Об их религиозной культуре мы знаем только по записям античных авторов. Именно греки их называли кельтами и галатами, а римляне – галлами. Античные авторы указывали на существование у кельтов профессиональной группы носителей религиозного знания – жрецов-друидов, которые хранили и передавали его следующему поколению. Кельтские верования и пантеон отразились также в редких памятниках искусства Галлии, надписях и изображениях на монетах, в ирландских сагах, в словаре кельтских языков.

Согласно доступным источникам по религиозной культуре кельтов, известно, что они веровали в бессмертие души, в продолжение жизни после смерти. Этим объясняется бесстрашие кельтов в бою и полное презрение к смерти. Потусторонний мир они представляли как страну богов, героев и мудрецов, которая была где-то за морем. В этой стране не было ни страданий, ни смерти. Достойно перешагнувшие за грань тягот земной жизни, пировали там под звуки чарующей музыки. Обычный человек не мог обратно вернуться в земной мир, но сверхчеловеческие существа, добрые и злые, легко пересекали границу миров. Добрые существа обладали неземной физической красотой и богатыми облачениями, злые – внешним безобразием (одноногость, одноглазость, однорукость и прочее)[33]. Эта исключительность является признаком существ «иного мира», которые обладали тайным знанием, магическими приёмами и способностью к оборотничеству.

Боги, владевшие магическими приёмами и предметами, - главные носители магических сил. Цезарь в своих «Записках о Галльской войне» назвал галльских богов римскими тенонимами. Так, наиболее почитаемым божеством у галлов Луг Цезарь назвал Меркурием. Он являлся изобретателем искусств, покровителем дорог, путешествий и торговли. Бог Бель (блещущий) Цезарем был отождествлён с Аполлоном, занимавшимся избавлением от болезни. Кельтская богиня мудрости, материнства, плодоношения, водных источников Бригита названа в «Записках» Минервой – богиней-дарительницей первых навыков ремесла и искусства. Кельтский бог-громовик Таранис отождествлён с Юпитером, который царил на небесах, и прочее. У древних кельтов были также женские божества, например, Эпона – покровительница всадников. Её имя производно от галльского названия лошади. Она изображалась восседающей или стоящей рядом с лошадью.

Образы кельтских богов преимущественно антропоморфны – либо трёхголовые, либо трёхликие. Встречаются также боги козлоногие и рогатые. Среди кельтов широко распространились культы быка, вепря, медведя, волка, ворона. Почитание животных было неотделимо от веры в оборотничество. Кельты веровали в добрых и злобных духов природы, демонов оружия и ядов. Со своими богами кельты сообщались через обряды жертвоприношений людей. В «Записках» написано, что галлы плели огромные фигуры из ивовых прутьев, помещали внутрь живых людей, после чего жертвенный истукан сжигался. В других античных источниках рассказывается о вешании человека на дереве, перерезывании горла, утоплении, сжигании в чане.

Магические ритуалы составляли внушительную часть ритуальной практики кельтов. Кельты обладали богатым арсеналом магических заговоров, благопожелательных или злотворных. Широкое применение при колдовстве находили магические предметы – особые жезлы, пруты и т.п.[34]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 737; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.246 (0.009 с.)