Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Духовный мир древних германцевСодержание книги Поиск на нашем сайте
Германцы, имеющие с кельтами общий индоевропейский корень, выделились из общего состава древнеевропейцев в самостоятельную группу примерно около XI века до н.э. Германский мир, который раскинулся на территории островной и континентальной Европы, представлял собой огромный конгломерат племён, условно разделённый на северогерманские, западногерманские и восточногерманские группировки. В историко-культурном отношении германцы имели много общего с кельтами. Древний германский племенной мир по условиям формирования и развития не мог выработать религиозного единого мировоззрения. Размеры территории, особенности ландшафта препятствовали регулярному сообщению племён. Архаическая германская религия – по сути, религия племён и племенных объединений. Постоянное движение дружин и переселения племён отрывали германские общины от земли предков, от святилищ и могил. Как следствие это деформировало традиционные устои их религии. Миграции вели к смешению верований, обрядов в германской среде, а также и к усвоению иногерманских традиций. Ранние этапы религии древних германцев не зафиксированы надёжными источниками. В поле зрения античных авторов германцы попали фактически только во II веке до н.э. Фрагментарные сведения о них можно узнать по «Запискам» Юлия Цезаря (I до н.э.), по трудам римского историка Корнелия Тацита, в том числе по его работе «Германия» (конец I века н.э.), в эпоху христианизации Европы в трудах христианских авторов: Павла Диакона «История лангобардов», Беды Достопочтенного «Церковная история народа англов» и прочее. Германские источники, дошедшие до нас, также обработаны христианскими авторами: (англосаксонская поэма «Беовульф» (VII – VIII века); немецкая «Песнь о нибелунгах», «Круг земной», датская хроника «Деяния датчан», исландские поэмы «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда» (XIII век) и т.д.. В этих источниках не всегда удаётся отделить исконногерманскую основу от позднейших христианских наслоений. К тому же они относятся к разным ветвям германского древа. Наиболее полно общий германский фонд религиозных представлений отражён в «Старшей Эдде» и «Младшей Эдде», где начало мира показано как мировая бездна – пустота, которая заполняется сначала льдом и инеем. С таянием льда и инея появляются ожившие капли, которые принимают образ первочеловека – двуполого великана Имира, родившего себе злых инеистых великанов и первых мужчину и женщину. Из инея также появилась корова Аудумла, которая вылизала из камня человека по имени Бури. От него родился сын Бор. От брака с дочерью великана родились три сына – Один, Вили, Ве – божественные правители неба и земли. Они убили Имира, расчленили и бросили его тело так, что из его плоти возникла земля, из ко- горы, из крови – море и воды, из волос – лес, из черепа – небосвод. Летавшие во время этого преображения искры, стали небесными светилами. Так, тьма была отделена от света, день от ночи. В результате упорядочения стихий Мировой бездны и жертвенного расчленения первосущества в первозданном хаосе возникает упорядоченный мир с землёй в центре и океаном вокруг земли. В середине земли боги из век Имира поставили стену – крепость Мидгард («среднее огороженное пространство»). Здесь были поселены люди, изготовленные богами из древесных заготовок – мужчину из ясеня, женщину из ивы. В неком центре мира боги построили себе город Асгард («ограда асов»), откуда на самом высоком престоле восседал Один и наблюдал за делами людей на земле. Главное святилище богов, где они собирались каждый день и вершили суд, находилось у ясеня Иггдрасиль. «Сучья его простёрты над миром и поднимаются выше неба». Это мировое дерево является осью, которое соединяет небесный, земной и подземный миры[35]. Согласно представлениям древних германцев, под землёй находится царство душ обычных смертных. Оно нечистое и опасное. Там собираются силы, враждебные богам. Боги с помощью оружия и обмана сдерживают эти враждебные силы. Но так будет длиться не вечно. Скандинавская пророчица Вельва в «Старшей Эдде» вещает о времени, когда природа и общественная жизнь выйдут из под контроля богов, нарушится ход светил и смена сезонных циклов, наступит мрак и зима – страшный «век бурь и волков». Боги вступят в решающую битву с ними, но в ней вместе с людьми погибнут. А за этой гибелью погибнет и весь мир, на который обрушится «жар нестерпимый». В результате христианского влияния на германский фольклор в последних сценах пророчества говорится о возрождении земли и возвращении младших богов второго поколения на её зелёные поля. Германский пантеон содержал две основные категории богов – асов, которых по «Младшей Эдде» было двенадцать во главе с богом Одином, и ванов, составлявших малую группу богов плодородия. В Скандинавии сохранилась в памяти традиция о войне асов и ванов, которая завершилась обменом заложниками, примирением и включением ванов в сообщество асов. Один «знатнее и старше всех асов, он вершит всем в мире, и как ни могущественны другие боги, все они ему служат, как дети отцу»[36]. Один имел много имён, и его свита была самой многочисленной. Одно из его имён – Бог воронов. «Два ворона сидят у него на плечах и шепчут ему на ухо обо всём, что видят или слышат»[37]. Один, как божество смерти войны, появлялся на поле боя скачущим на чудесном коне Слейпнире («Скользящий») в окружении прекрасной богини Фригг – его супруги, и валькирий – дев смерти, которые избирали тех, кто должен был пасть на поле брани и решали исход сражения. С подземным богатством и сокровенной мудростью были связаны карлики, которые сначала родились в теле Имира в виде червей. Но по воле богов они, продолжая жить в земле и камнях, приобрели человеческий разум и приняли облик богов[38]. Четыре карлика: Восточный, Западный, Северный и Южный, были посажены богами по четырём сторонам света, поддерживать небосвод – череп Имира. Религиозные ритуалы германцев казались античным авторам грубыми и жестокими. Греческий географ и историк Страбон (64 г. до н.э. – 20 г. н.э.) описал человеческие жертвоприношения в походном лагере кимвров[39]. О жертвоприношениях людей и животных богу войны и смерти Вотану писал Тацит, называя его Меркурием. В частности, Вотану-Одину приносили в жертву волков, которых вешали на столбах. Кроме военных умилостивительных обрядов, были у германских племён военные обряды посвящения врагов богу войны. Поэтому война между германскими племенами для одного племени заканчивалась удачей, а другое заранее обрекалось на гибель. У древних германцев были развиты также обряды гадания на срубленных с плодовых деревьев ветках, по голосам и полёту птиц, по поведению коня. Кони считались посредниками богов. Погребальный обряд отправлялся преимущественно по обряду кремации. Знатного человека сжигали в ладье. В могиле вместе с прахом оставляли оружие, умершего коня. Иногда погребальный обряд сопровождался человеческими жертвоприношениями. В германской среде были широко распространены магические ритуалы. Для защиты от вредоносной магии они применяли обереги. Для увеличения силы магии использовали особые магические предметы, амулеты. Коллективные обряды отправлялись под открытым небом в рощах, посвящённых определённому божеству. Там же на алтарях совершались жертвоприношения, возносились молитвы, под сенью деревьев, ночью устраивались ритуальные пиры и игрища. Здесь же проходили племенные собрания. Храмов в своих святилищах древние германцы не возводили. Ячейкой религиозной организации древних германцев считалась семейная община и племя, которые носили имя своего тотема. Племена, почитавшие одного бога, объединялись в культовые мужские и женские союзы. Культ межплеменных и племенных богов обслуживали жрецы, которые участвовали в отправлении коллективных священнодействий, обслуживали святилища, наводили должный порядок на племенных собраниях, где верховодили вожди и старейшины. Огромную роль в жизни древних германцев играли женщины прорицательницы. Считалось, что даже боги нуждались в их советах. Мужские союзы или братства были воинскими. Их особый наряд указывал на название членов этих братств. Например, одетые в медвежьи или волчьи шкуры «берсерки» назывались – «ряженые под медведя или под волка». Это определяло их особую природу и принадлежность к тому или иному богу войны. Структура древнегерманской общины, включавшей деление на мужские и женские культовые сообщества, демонстрировала архаические черты, свойственные многим другим сторонам религии германцев.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.145.50 (0.009 с.) |