Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Религия в социальной и культурной жизни обществаСодержание книги Поиск на нашем сайте
Религия не является случайным образованием, навязанным богословами, философами, жрецами и тиранами, как полагали многие мыслители прошлого. Она представляет собой необходимый продукт самого общества в разной степени, воспринимавшийся на разных этапах его развития[6]. Религия необходимо возникает и существует в обществе, включена в контекст всемирной истории и культуры, подвержена изменениям в соответствии с общественными переменами, особенно, в материальной области. Скажем, догматика православного христианства со времён первых семи Вселенских Церковных соборов, которые проходили с IV по VIII века в городах Византийской империи, осталась в православии почти неизменной до сих пор. А внешний вид храмов, одежды духовенства, материальные условия богослужения, сохранив главную символику христианства, несколько изменились в соответствии с материальным развитием и научно-техническим прогрессом того или иного общества. Роль религии в сферах жизни общества имела и имеет ту или иную значимость. Степень влияния религии связана с её местом в обществе, которое изменяется в контексте процессов сакрализации и секуляризации. Понятие «сакрализация» происходит от латинского слова «sacer», которое переводится как «священный». Сакрализация общества представляет собой процесс, когда в сферу религиозного санкционирования в максимальной степени вовлекаются формы общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений, поведения людей, институтов общества и государства. Так, сакрализация западноевропейского общества была очевидной в эпоху средневековья до Возрождения, когда папа римский со своей курией и всем католическим духовенством имели максимальное влияние на государственную политику европейских стран, социальную и культурную жизнь общества и отдельно взятого человека. Это влияние на сегодняшний день сохранилось в государственной символике европейских стран и в традиционной культуре. Например, многие современные европейские страны до их пор сохранили символические христианские цвета (белый, синий, красный, зелёный и чёрный) и христианские кресты на государственных флагах:
Болгария Болгария Германия
Польша Сербия Черногория
Испания Португалия Португалия
Португалия Португалия Португалия
Швеция Англия Шотландия
Ирландия Крит Самос
Самос Мальта и прочее. Ряд стран Ближнего Востока являются сакральными и сегодня, что отразилось в их государственной символике. К таковым относятся Королевство Саудовской Аравии, теократическая исламская республика Иран, Иорданское Хашимитское королевство, где проживает более 90% населения, исповедующего ислам, Объединённые Арабские Эмираты со 100% мусульманским населением и прочее. Флаги исламских государств:
Египет Египет Египет
Сирия Сирия Ирак
Ирак Ливия Судан
Турция Турция Турция Турция
Понятие «секуляризация» тоже имеет латинское происхождение и переводится как мирской, светский. Иными словами процесс секуляризации напротив, ведёт к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное сознание[7], к ограничению возможности религиозного санкционирования различных видов деятельности, поведения, отношений и институтов. Ярким примером процесса секуляризации могут служить результаты эпохи Возрождения, когда происходило активное обмирщение государственной политики, образования, искусства и в целом культуры, а также попытки строительства атеистического государства в нашей стране в XX веке. Религия и искусство Всякая религия есть образное отражение социальных и природных сил, реальных человеческих отношений через искусство. Ещё в древности религиозные верования нашли отражение в произведениях наскальной и пещерной живописи. Подавляющее большинство древних наскальных рисунков – это сцены охоты, изображения людей и животных, иногда людей, ряженных в звериные шкуры, а иногда – зооантропоморфных существ. Анализ этих рисунков позволил учёным сделать вывод о том, что первобытный человек верил в существование особого рода связей между людьми и животными, в возможность воздействия на поведение животных с помощью ряда магических приёмов. Первая в мире цивилизация возникла в Южной Месопотамии (4300 - 2334 до н.э. (Шумер). Население этой плодородной заболоченной низменности объединялось и основывало небольшие города, как правило, на месте святилищ местных божеств. Первые крупные города были построены здесь около 3500 года до н.э. Они строились по принципу абсолютной самостоятельности в виде городов-государств. Существовало около 12 таких городов государств, главным из которых до 3000 года до н.э. являлся Урук. Каждый город поклонялся собственному божеству, и в его центре находился большой храмовый комплекс, управляемый жрецами. Религия в шумерском обществе играла очень важную роль[8]. Представление месопотамцев о богах и божественной силе отражалось в их художественном творчестве и литературе. Главным легендарным героем месопотамской литературы, наделённым сверхчеловеческой храбростью и силой был Гильгамеш. Первый в мире литературный эпос, записанный клинописью на 12 табличках, посвящался ему. Эпос, долгое время живший в устном народном творчестве, а затем записанный ассирийским царём в VII веке, рассказывает о царе Урука - полубоге, получеловеке. Согласно преданию, Гильгамеш был сыном смертного человека и богини Нинсун. Он правил в Уруке. Но сохранившаяся традиция позволяет полагать, что Гильгамеш был историческим лицом. Например, в шумерских царских списках он упоминается как один из царей первой династии города Урука.
Это один из рисунков эпоса, сопровождавших рассказ о подвигах Гильгамеша В эпосе рассказывается как жители Урука, измученные работами, обратились к богам избавить их от царя Гильгамеша. Бог неба Анну велел одной богине сотворить такого героя, который мог бы победить Гильгамеша. Богиня слепила из глины могучего человека-дикаря по имени Энкиду. Силы соперников были равны, и они решили стать друзьями. Эта дружба оказалась верной. Они вместе убили страшное чудовище Хумбабу, которое охраняло лес, и совершили много других подвигов[9]. Наиболее стройная система искусств была сформирована в процессе длительного исторического развития в каждой мировой религии на уровне представлений обыденного и теологического, на уровне настроений и действий. Доминанта того или иного уровня в религии определяет оригинальность и своеобразие художественных и, возникающих стихийно, религиозных явлений в процессе взаимодействия всех уровней. Это взаимодействие приводит к синтезирующему искусству и определению общих принципов организации данной системы искусств. Несмотря на стихийность такого процесса, делались попытки практически организовать искусство вокруг церкви. Так, в XIII веке Иоанн Дамаскин реформировал систему византийского литургического пения, создав осмогласие, на основе которой было создано церковное пение[10].
Служба в русской православной Троице-Сергиевой Лавре Религиозным искусством становится театрализованное действо, органически связанное с образной, метафорической природой слова. Например, в православной молитве, церковной службе, в обрядах и церковном пении определяющим элементом является слово. Это значение слова подчёркивают христианские богословы. Слово Божие занимает господствующее положение, а музыка является «только служительницей его – средством к усилению выразительности, к обострению действия слова»[11]. В православной церкви во время песнопения не используются никакие музыкальные инструменты. Музыкальным инструментом является человеческий голос, поскольку «в пении церковном главная задача совсем не красота…, а глубина, сила, важность и притом не мелодий самих по себе, а в связи с текстом, со словами»[12].
Вербное воскресенье в православном соборе Живоначальной Троицы Данилова монастыря
В католической церковной службе музыка более значимая, чем слово. Она не просто может сопровождать молитву, службу, обряды, а также играть доминирующую роль во время службы.
Вместе с тем, слово Божие и здесь имеет большое не только религиозное, но эстетическое и художественное значение
Тексты всех священных книг религий, богаты содержательной образностью. Таковыми, например, являются суры Корана. Тексты Вед и Библии, которые поражают воображение, просятся на язык поэтического, театрального и музыкального образа. В этих текстах черпается вдохновение для создания произведений светского искусства и литературы. Слово, музыка, театрализованное представление дополняется церковной архитектурой, не менее эмоционально воздействующей, чем само драматическое действие. Церковная архитектура постепенно становилась необходимым эстетическим фоном, связующим воедино всю систему художественного воздействия. «Строгие и скромные храмы византийской базилики, трогательные и интимные церковки Ростово-Суздальской земли, суровые и величественные соборы Новгорода и Пскова, пышные и торжественные церкви московского пятиглавия, стремительно взлетающие вверх готические храмы европейского средневековья, ритмы крыльев буддийской пагоды и плывущие силуэты мусульманской мечети – всё это органично вплеталось в сложную систему искусств мировых религий»[13]. В каждой мировой религии и её системе искусств существует ведущее искусство, которое придаёт специфику религии, определяет принцип функционирования данной художественной системы, её реальную жизнь. Например, в буддизме и исламе ведущим является декоративно-прикладное искусство, в христианстве – изобразительное и пластическое искусство. Произведения того и другого искусства для верующих представляют собой предметы культового поклонения. Тем не менее, богословские тексты, библейское слово, музыка, архитектура, скульптура, фрески, мозаика, портреты христианской церкви, иконы Андрея Рублёва и других русских богомазов, скульптурные изображения Будды древнеиндийской художественной школы Матхура и прочее – являются произведениями искусства, отражая существенные стороны исторического конкретного бытия, культуры конкретного народа в совокупности и во всей многогранности.
Вопросы и задания для повторения: 1. Изложите проблему соотношения религии и культуры в историографии. 2. Охарактеризуйте функции религии в обществе. 3. Расскажите об образном отношении к миру через религиозное искусство. 4. В чём значение музыки и слова в богослужении мировых религий? 5. Какие Вы знаете предметы культового поклонения, относящиеся к произведениям искусства?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.108 (0.008 с.) |