Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Духовная культура Древней ГрецииСодержание книги Поиск на нашем сайте
История Древней Греции, связанная с миграцией индоевропейских племён, говоривших на греческом языке (эллинов), восходит к IV тысячелетию до н. э. На островах Эгейского моря, Балканском полуострове и западном побережье Малой Азии расселялись племена ахейцев, ионийцев, дорийцев, эолийцев. В III – II тысячелетии до н. э. здесь сложилась крито-микенская цивилизация. В связи с вторжением с севера дорийских племён эта культура в конце II тысячелетия до н. э. погибла, и наступил тёмный период греческой истории. Затем наступил гомеровский век (XII – X вв. до н. э.), сменившийся эпохой великой колонизации. Эта эпоха характерна усилением связи греков с народами Ближнего Востока, а именно египтянами, вавилонянами и прочее. VI – IV вв. до н. э. – это период классической Греции с целой системой полисов-государств, расцвета религии, философии и искусства. Завоевание в середине IV в. до н.э. Александром Македонским Греции привело к потере её политической самостоятельности, которая не была восстановлена и после смерти Александра. Однако, страны, последовательно завоёвывавшие Грецию, вплоть до включения её в состав Римского государства, сами находились под влиянием греческой, эллинской культуры, в связи, с чем эта эпоха получила название эллинской. Все сменяющие друг друга эпохи, естественно, оказывали своё влияние на религиозные верования древних греков. Но вместе с тем в Греции чётко прослеживаются общие для всех древних цивилизаций закономерности эволюции религиозных представлений. Так, на смену архаическим верованиям, связанным с фетишизмом, тотемизмом, магией и почитанием духов предков, приходит вера в богов. Боги имеют антропоморфный образ и олицетворяют стихии природы. Греческий пантеон богов предстаёт перед нами в знаменитом произведении поэта Гесиода «Теогония» (Происхождение богов), созданного около 700 года до н.э. Гесиод излагает космогоническую концепцию рождения мира и богов, прослеживает генеалогические связи между ними. Первые боги – Гея-Земля и Уран-Небо, которые возникли из Хаоса, произвели поколение могучих и грозных титанов, а также страшных сторуких циклопов. По наущению матери младший из титанов Кронос («хронос» - время) убил своего возненавидевшего циклопов отца – Урана. Потом, испугавших бунта своих детей, он начал их уничтожать. Только Зевсу суждено остаться в живых и победить своего отца. Он заставил Кроноса извергнуть поглощённых детей, сам занял место на космическом престоле. Так, боги титаны, наделённые неразумным упорством и эгоизмом, были побеждены. Светлые боги-олимпийцы свергли их и поделили мир между собой. Зевс стал повелителем неба, его брат Посейдон – владыкой морей, Аид – подземного царства. Земля осталась в общем владении. Среди богов-олимпийцев Зевс стал высшей властью. Он правил людьми, богами и всем миром. Немаловажную роль в системе разумного всеобщего порядка, олицетворяемую Зевсом, играли герои – дети богов-олимпийцев и людей. Это полубоги со сверхчеловеческой силой. В отличие от людей они являлись бессмертными. Они были рождены во время только что формировавшегося человеческого общества, вмешивались в жизнь людей и совершали великие подвиги. К героям относились Геракл, Тесей, Персей и прочие. Их задачей было уничтожать страшных хтонических существ[30], а именно Лернейскую гидру, Эхидну, медузу-Горгону, Керберу, Химеру и т.д. Так, по мнению древних греков, устройство мира осуществлялось в результате смены поколений богов и деятельности героев, которые представляли собой промежуточное звено между богами и людьми. Кроме того, греческие боги антропоморфны, а именно наделялись внешним обликом людей, свойственными человеку чертами характера. Мир греческих богов – это мир интриг и сложных взаимоотношений. При этом лучшие качества людей приписывались богам в превосходной степени. Во-вторых, функции богов менялись в соответствии с изменением форм деятельности людей и их систем ценностей. Так, первоначально культы богов были связаны с сельскохозяйственной практикой греков. Греки поклонялись богине плодородия Деметре и Афродите. Первоначально Афина также была богиней плодородия. Боги-мужчины выступали в качестве олицетворения природы: Зевс – бог грома и молнии; Посейдон – бог моря, а для материковой Греции – бог землетрясений; Аполлон – бог солнца; Эол – бог ветра и прочее. С развитием ремесла и многообразных форм деятельности людей усложнялись и функции богов. Так, Аполлон стал богом юности и покровителем искусств; Афродита – богиней любви; Афина – богиней мудрости; Гера – богиней брака; Гефест – покровителем кузнечного ремесла; Дионис – виноделия; Гермес – торговли и воровства и прочее В классический период в Греции появились культы божеств, связанных с политическими ценностями – Демократии, Мира, Правосудия и т.д. Среди них особенно известна и почитаема Ника – богиня победы. Кроме того, появились боги – покровители греческих полисов. Так покровителем Афин является Афина, Коринфа – Посейдон, Аргоса – Гера и т.д. Озабоченные проблемой жизни и смерти человека, греки верили в наличие двух душ у человека. Физическая душа, связанная с дыханием, находилась в грудной клетке человека и умирала вместе с его телом. Бессмертная вторая душа находилась в голове человека. Она после его смерти покидала тело и уходила в виде тени в загробный мир Аида. Бог подземного царства мёртвых Аид для душ, уставших от странствий по циклам перерождений, служил упокоением. Души добродетельных людей постоянно переселялись и в конечном итоге устремлялись в небо. Помимо этого царство Аида для душ преступников и святотатцев являлось страшным местом под названием Тартар. Греки верили в тесную связь живых и мёртвых. Они считали, что загробное существование умерших зависело от живых людей. Поэтому предавалось особое значение похоронному обряду с жертвоприношением и тризной. Считалось, что если этим обрядом пренебречь, то душа усопшего превратится в злобного, несчастного, мстительного скитальца. Жизнь живых считалась всецело зависимой от власти богов. Отсюда одной из основных черт мироощущения древних греков был фатализм, который порождал желание узнать свою судьбу. В Греции процветали пророчества и гадания. Гадали по полёту птиц, по печени жертвенных животных, по шелесту листьев дуба, дерева Зевса. Особо доверяли предсказаниям оракулов, передающим людям волю и решения богов. Самым знаменитым был оракул храма Аполлона в городе Дельфы – дельфийский оракул. В честь богов греки строили храмы и храмовые комплексы. Богам выделялись особые владения – земля, здания, часть военной добычи и прочее. Управляли всем этим имуществом от имени богов особая каста жрецов, которые совершали обряды, ритуалы с молитвами, песнопениями и гимнами. Проводились в храмах торжественные церемонии, переходившие в государственные празднества, посвящённые полисным богам, а также общегреческим культам. Они были ежегодными и в установленные сроки. Так, в честь бога Зевса раз в четыре года проводились в Олимпии, где находился его храм, Олимпийские игры. В честь культа Аполлона проводились в Дельфах Пифейские игры и прочее. Эти празднества, помимо спортивных состязаний, включали в себя музыкальные и литературные состязания. Победители торжественно увенчивались лавровыми венками. После завоевания Греции Александром Македонским, здесь появились культы восточных богов: египетских Осириса и Исиды, персидского умирающего и воскресающего бога Митры, фригийской богини плодородия Кибелы. Были оживлены древние мистериальные культы, которые стали тайными и закрытыми для непосвящённых. В этих культах мисты[31] проходили специальные обряды очищения, посвящения, практику особых психотехник, вызывающих состояние экстаза, транса. Мистам было строжайше запрещено разглашать происходящее во время ритуала, целью которого было достижение состояния общения с богом. Мистерии воспринимались как способ обретения счастливой жизни после смерти. Они были связаны с мифом о Персефоне, дочери Деметры, похищаемой каждую осень Аидом и возвращающейся весной на землю из царства мёртвых, а также с культом Диониса – бога виноградной лозы, умирающей и оживающей вновь. Эти ритуалы проходили ночью и состояли из контрастов: музыки и безмолвия, тьмы и яркого света, факельных шествий и экстатических танцев. Это приводило человека к ощущению своей избранности. Оживление мистериальных культов в эпоху после распада полисной системы Греции и возрастание роли жрецов как духовных руководителей людей подготавливало почву для позднейшего восприятия идей христианства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.205.95 (0.007 с.) |