ТОП 10:

Тема 2. Предмет и методы истории религии



типологический анализ;

сравнительный анализ;

генетический анализ;

каузальный анализ;

структурно-функциональный анализ;

системный анализ.

Уильям Джонс(1746–1794), сравнивая санскрит с классическими европейскими языками, обнаружил у них сходство и сделал вывод, что они принадлежат к одной языковой семье. Затем его вывод был расширен и общие черты были обнаружены в индийской, греческой и римской мифологиях.

Тема 3. Типология религий
и ранние формы
религиозной культуры

Тема 3. Типология религий
и ранние формы религиозной культуры

Среди классификаций религий с большей долей объективных оснований можно выделить следующие подходы:

эволюционный;

морфологический;

по характеру происхождения,

распространения и влияния;

по характеру отношения;

статистический;

генеалогический.

Тема 3. Типология религий
и ранние формы религиозной культуры

В зависимости от объекта поклонения

религии делят:

на монотеизм (единобожие);

политеизм (многобожие);

генотеизм («однобожие», т. е. религии с иерархией богов и верховным Богом);

атеистические религии (например, ранний буддизм, сатанизм, сайентология);

супратеизм или «надбожие» (монизм Шанкары, эллинистический космизм).

Тема 3. Типология религий
и ранние формы религиозной культуры

Влиятельным мыслителем-антропологом, определившим пути современной этнологии и социологии религии, считается Марсель Мосс (1872–1950), который в серии работ («Очерк о природе и функции жертвоприношения», «Набросок общей теории магии», «Молитва», «Коллективные представления и многообразие цивилизации», «Эссе об идее смерти» и др.) доказывает зависимость всего индивидуального, внутренне религиозного от строго очерченных правил, господствующих в обществе.

Тема 3. Типология религий
и ранние формы религиозной культуры

Фетишизм

это вера в сверхъестественные свойства

некоторых неодушевленных предметов.

Тема 3. Типология религий
и ранние формы религиозной культуры

Анимизм – представления
о населенности мира духами вещей, о наличии души у всех предметов.

Тема 3. Типология религий
и ранние формы религиозной культуры

Тотемизм – еще один типичный прием «религий человека». Это вера в тесную связь между какой-то группой людей и их «родственником», который может быть растением, животным или даже неодушевленным предметом, определенным животным или растением.

Аниматизм (от лат. animatus – одушевленный – термин Р. Маррет) – вера в стихийную безличную силу, которая воздействует на жизнь человека и при известных обстоятельствах тоже подвергается воздействию.

Тема 3. Типология религий
и ранние формы религиозной культуры

Магия – совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность сверхчеловеческого влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью некоторых действий. Магия применялась тогда, когда была опасность для жизни. При строительстве лодки полинезийцы использовали магию, так как передвижение по морю было опасным, а при строительстве дома магия не применялась.

Тема 3. Типология религий
и ранние формы религиозной культуры

Шаманизм представляет собой древнейшую форму веры в духов, предполагающую в первую очередь анимизм, а также центрацию вокруг фигуры шамана – могущественного целителя и ясновидящего, способного общаться
с духами, подчинять их своему влиянию и путешествовать по «иным» мирам.

Тема 3. Типология религий
и ранние формы религиозной культуры

Мировые религии отвечают ряду требований:

объединение крупной общности людей;

наличие последователей во многих странах;

наличие последователей среди различных народов;

мировая религия не может служить признаком национальной идентичности (к примеру, будучи русским, можно быть мусульманином и т. п., в то время как иудаизм подразумевает, что носитель конфессии является евреем).

Тема 4. Индуизм

Тема 4. Индуизм

Индуизм – общее духовное наследие народов Индии, ядром которого является санскритская культура, представляющая собой совокупность научных, философских, религиозно-мифологических, эстетических, социологических, правовых и этических знаний и норм.

Тема 4. Индуизм

Самыми почитаемыми аватарами Вишну, особенно в северной Индии, являются Рама и Кришна.

Тема 4. Индуизм

Шива являет единство многих аспектов. Его почитатели, шиваиты, считают, что разрушение должно обязательно предшествовать сотворению, следовательно, Шива участвует в мироздании и переменах.

Тема 4. Индуизм

В индуизме существует и целый ряд других богов, которым поклоняются в особых случаях или с особыми целями. Самый популярный из них – Ганеша, слоноголовый сын Шивы, которого следует умилостивить перед началом любого практического дела.

Тема 4. Индуизм

Шри Рамакришна (1836–1886) был бенгальским брахманом, храмовым жрецом и вдохновенным мистиком, чей духовный путь через йогу, тантризм, веданту, вишнуитский монотеизм, христианство и ислам никогда не уводил его далеко от веры в энергию женского творческого начала (шакти), которой он поклонялся как богине Кали.

Тема 5. Буддизм

Тема 5. Буддизм

В этот момент Сиддхартха Гаутама, царевич из клана Шакьев, исчез и в мире появился Будда (Buddha) – Пробужденный, Просветленный (санскритский корень buddh тот же самый, что и в русских словах «будить», «пробуждаться»).

Тема 5. Буддизм

Отныне Будды больше не было в мире и мира не было для Будды. Он погрузился в состояние, которое не может быть ни описано, ни представлено. Можно лишь сказать, что в нем не было места страданию, которое заменило высшее блаженство.

Тема 5. Буддизм

Учение о карме является доктринальным стержнем буддизма. Само слово «карма» может быть переведено как «дело», «действие» (и никоим образом не как «судьба» или «участь», как иногда считают).

Тема 5. Буддизм

Мир буддийской космологии – это психокосм, т. е. мир, уже отраженный в сознании человека и таким образом включенный в его сознание или, если точнее, в образующий его дхармический поток, ставший как бы частью того, что можно назвать «личностью».

Тема 6. Даосизм

Тема 6. Даосизм

Даосизм – философско-религиозное течение традиционного Китая, одно из его главных «трех учений» (сань цзяо), являвшее собой в этой триаде основную альтернативу конфуцианству как философии и буддизму как религии.

Тема 6. Даосизм

Тема 6. Даосизм

Чжуан цзы– один из величайших учителей даосизма.

Тема 6. Даосизм

Тема 7. Конфуцианство

Тема 7. Конфуцианство

Конфуцианство (кит. жу [цзя/цзяо] — «(учение) школы ученых-интеллектуалов») – древнейшая философская система и одно из трех главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока, возникло в Китае на рубеже VI–V вв. до н. э.

Тема 7. Конфуцианство

Соблюдение этико-ритуальной нормы Ли Конфуций сделал также высшим гносео-праксиологическим принципом: «Не следует ни смотреть, ни слушать, ни говорить несоответствующее Ли».

Тема 7. Конфуцианство

«Расширяя [свои] познания в культуре (вэнь) и стягивая их с помощью ли, можно избегнуть нарушений».

Конфуций

Тема 7. Конфуцианство

Во II в. до н. э., в эпоху Хань, Конфуций был признан «некоронованным царем», или «подлинным властелином» (су ван).

Тема 8. История иудаизма

Тема 8. История иудаизма

Иудаизм– религия еврейского народа. Слово «иудаизм» происходит от греческого ioudaismos, введенного в употребление грекоязычными евреями ок. 100 г. до н. э., чтобы отличить свою религию от греческой.

Тема 8. История иудаизма

Согласно Библии Авраам был первым, кто признал духовную природу единственного Бога.

ФТема 8. История иудаизма

Во II в. до н. э. в иудаизме оформились две группировки – саддукеи и фарисеи. Саддукеи принадлежали к священству и знати; они служили опорой священнической династии Цадокидов и, возможно, названы по имени ее основателя Цадока. Фарисеи, представлявшие средние слои общества и действовавшие в согласии с традицией книжников, пытались ограничить влияние саддукеев и оспаривали и решения.

Тема 8. История иудаизма

Талмуд состоит из двух частей. Первая часть — Мишна, произведение таннаев, редакцию которой осуществил Иуда ха-Наси («Иуда-князь»); вторая — Гемара («завершение»), результат работы амораев. Законодательный материал Талмуда называется Галаха, а гомилетический, аллегорический и поэтический материал — Агада («сказание», «повествование»).

Тема 8. История иудаизма

Евреи верят в реальность Бога, в его единственность и выражают эту веру в ежедневном чтении молитвы «Шема»: «Слушай, Израиль. Господь – Бог наш, Господь – един». Бог есть дух, абсолютное существо, именующее себя «Я есмь Сущий». Бог – Творец всех вещей во все времена, он – непрерывно мыслящий Разум и постоянно действующая Сила, он универсален, он правит всем миром, единственным, как и он сам.

Тема 9. Возникновение христианства.
Ранний период (доконстантиновский)
в истории христианства







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.248.103 (0.006 с.)