Основные направления работы классного руководителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления работы классного руководителя



Содержание воспитательной работы классного руководителя со­ставляют воспитательные целевые программы: "Учение", "Труд", "Об­щение", "Творчество", "Досуг", "Здоровье", "Образ жизни" и др. Сов­местно с другими учителями и родителями классный руководитель ор­ганизует работу по этим направлениям.

Выше уже шла речь о том, что еще А. С. Макаренко выдвинул идею программирования воспитательного процесса на двух уров­нях - общем и индивидуальном. Не подлежит сомнению, что проведе­ние воспитательной работы классным руководителем немыслимо без знания возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Незнание

1 Блохина Л. А. Методика воспитательной работы в современной школе. - М.:

Роспедагентство; Брянск: "Курсив", 1997. - С. 18-19.

этих особенностей зачастую служит причиной серьезных просчетов и педагогических ошибок.

Одна из сложностей труда педагога-воспитателя, классного руко­водителя состоит в том, чтобы, не упуская из виду главных целей воспи­тания, на основе изучения личности учащегося, ставить конкретные це­ли воспитания. Однако изучение личности ни в ком случае не предшест­вует обучению и воспитанию. Об этом достаточно резко сказал Мака­ренко: "Надо не изучать, а воспитывать детей". Сказано это было в поле­мике с педологами, которые отрывали процесс изучения ребенка от его воспитания. Но по существу здесь содержится глубокая мысль: методы изучения и методы воспитания едины. В практике опытного педагога любое применение метода воспитания есть одновременно прием изуче­ния личности воспитанника. Особенно хорошо это видно на примере ис­пользования поискового метода. Вовлекая своих учеников в поисковую деятельность и наблюдая за ее ходом, опытный педагог в ошибках и не­верных действиях детей видит свои просчеты, по ходу корректирует их, оказывает помощь детям.

А изучая результаты работы детей, опять-таки видит возможно­сти каждого, его реальные успехи и перспективы. Это, конечно, не зна­чит, что не должно быть специальных обследований детей, наблюдения за ними опытных специалистов - психологов и социологов, физиологов и психиатров. Эти ученые-исследователи помогают педагогической практике своими рекомендациями. Но для практического педагога, ка­ким и является классный руководитель, изучение и воспитание ребенка сливаются в методически грамотном использовании методов воспита­ния. Не следует злоупотреблять социологическими опросами и измере­ниями, чем особенно увлекаются в последнее время молодые учителя и воспитатели. Часто наиболее эффективными в работе с конкретным ре­бенком оказываются непосредственно общение и простое наблюдение за его поведением. Особенно хорошо, если результаты таких наблюде­ний фиксируются в педагогическом дневнике.

Кропотливая, каждодневная работа по изучению воспитанников отличала все годы педагогический коллектив Павлышской школы, воз­главлявшейся В. А. Сухомлинским. Этой цели служил и педагогический дневник, который вел Сухомлинский с того момента, когда переступил порог школы. Толчком же к этому послужило подвижничество сельско­го фельдшера. На протяжении 27 лет этот чудак, коим его считали в се­ле, фиксировал некоторые данные, касающиеся детей, поступивших в первый класс. Листая записи фельдшера, педагог, в частности, заметил, что за 27 лет рост ребят увеличился на 4,5 см. Василий Александрович продолжил дело, начатое фельдшером, значительно расширив его рам-

ки. К концу своей жизни он располагал сведениями о развитии детей в одном и том же поселке за 59 лет. В записных книжках педагога каждо­му ученику отводилась отдельная страница. А всего таких страниц было 3700. И столько же детских судеб прошло через жизнь Сухомлинского. 1

Один из настоящих педагогов-новаторов московский учитель ли­тературы С. А. Гуревич, работая и классным руководителем, десятиле­тиями изучал своих воспитанников. И не только в период их обучения в школе, но и долгие годы потом, когда они становились взрослыми людь­ми. Главным методом изучения у Гуревича было общение в процессе совместной работы. Он жадно всматривался в пытливые или равнодуш­ные глаза детей; беседовал с ними и их родителями и не просто прове­рял, а глубоко изучал детские сочинения и другие работы учеников. Как у учителя и классного руководителя у него было сверхзадача - помочь своим питомцам в выборе жизненного пути. И поэтому он не был бес­страстным регистратором своих наблюдений, а всегда стремился придти на помощь; где-то давал неназойливый совет, а чаще просто приносил и давал книгу из своей библиотеки. Несколько десятков лет С. А. Гуревич составлял круги чтения по основным профессиям, собирал художествен­ную, научную литературу, причем не списки, а библиотечки. Это были книги о врачах, ученых, путешественниках, спортсменах.

Семен Абрамович вспоминает:

"Спрашиваю десятиклассников:

- О каких профессиях принести вам книги?

- Что-нибудь о медицине... - попросили многие.

Приношу "Спутников" В. Пановой, "Хирурга" Е. Емельяновой, "Дело, которому ты служишь" Ю. Германа, "Мысли в пути" С. Долецкого, "Мысли и сердце", "Воспоминания военного врача" Н. Амосова, "Сердце хирурга" Ф. Углова...

Начали читать. И постепенно группа "будущих врачей", как они себя величали, стала таять. Одним труд медика показался непосильным;

другие не обнаружили в себе тех качеств, которых потребует практика;

третьи испугались ответственности. Приступили к чтению двенадцать интересующихся, кончили трое убежденных". 2

Настоящее открытие сделал другой педагог-новатор из подмосков­ного Реутова И. П. Волков. По его инициативе в школе для каждого учени­ка была заведена разработанная им "Творческая книжка школьника"- не­большая, отпечатанная типографическим способом тетрадочка, где отме-

1 Мухин М. И. Гуманизм педагогики В. А. Сухомлинского. - М., 1994. - С. 104-141.

2 Гуревич С. А Организация чтения учащихся старших классов: (Из опыта рабо­ты): Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - С. 155.

10^

чается и оценивается любая творческая работа ученика, выполненная по его инициативе - будь то изготовление какой-либо вещи (модели, инстру­мента и т. п.), участие в предметных олимпиадах, проведение занятий с младшими школьниками, спортивные достижения и т. д. Все это потом учитывается в характеристике учащихся. Но самое главное - на основе поставленного таким образом точного учета творческих работ стало легче определять склонности и развитие способностей каждого.

Игорь Павлович так поясняет необходимость введения нового школьного документа: "Обидно за детей!" За время обучения в школе сколько они успевают сделать: и в кружках, и на соревнованиях, олим­пиадах. И все это никак не учитывается. А в дневнике - одни абстракт­ные оценки по предметам. Я хочу, чтобы все, что ученик выполняет сверх программ, учитывалось". 1

Данные о развитии детей позволяют педагогу успешно решать за­дачу, выдвинутую А. С. Макаренко - осуществлять программирование этого развития, компетентно, со знанием дела ставить перспективы пе­ред детьми, направлять процесс их воспитания, развития наклонностей и способностей. Важную роль в изучении личности ребенка - и об этом убедительно свидетельствует опыт И. П. Волкова - играет ознакомление с результатами работы детей. Как выполняет то или иное дело школь­ник - едва ли не самый важный показатель его мастерства и нравствен­ных качеств. Опытному педагогу-воспитателю знакомство с тетрадью ученика скажет больше, чем часы наблюдений за ним. И сделать ее про­сто: для этого можно использовать обычную школьную тетрадь, разгра­фить ее соответствующим образом и учитель получит в руки динамиче­ский портрет развития личности каждого ученика.

Классному руководителю следует знать тех учащихся, кто плохо видит или слышит, у кого понижен темпоритм работы, тех учащихся, кто смущается, теряется в трудной обстановке. Дифференцированный подход, знание межиндивидуальных и типологических различий позво­ляют строить взаимоотношения с воспитанниками на основе получен­ных диагностических данных. Так, в работе со слабоуспевающими деть­ми учитель стремится стимулировать переживание радости успеха как необходимого условия нормальной, продуктивной учебной деятельно­сти детей со сниженными способностями (В. А. Сухомлинский).

Существует ряд педагогических литературных источников, в ко­торых рассматривается проблема составления характеристики на всех учащихся класса и на каждого ученика в отдельности. Ознакомление с предложенной ниже литературой позволит выбрать учителю и классно-

1Волков И. П. Цель одна-дорог много: Проектирование процессов обучения: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - С. 32 110

му руководителю оптимальный вариант применительно к конкретным условиях школы и класса. Однако отвечая на вопрос: "Нужно ли состав­лять педагогические характеристики на всех учащихся класса?", авторы высказывают разные точки зрения. Еще в 80-е тт. обязательность со­ставления характеристики на каждого ученика классным руководителем в конце каждого года не подлежала обсуждению, хотя единый образец так и не был предложен воспитателям. Отвергая такой подход, авторы книги "Искусство преподавания" П. И. Пидкасистый и М. А. Портнов за­мечают: "Составление таких характеристик потребовало много времени и сил. Но в чем мы убедились? Во-первых, сведения оказывались не все­гда точными и достоверными; во-вторых, динамика развития требовала частых дополнений и исправлений; перечисленные качества еще ни о чем не говорили: поведение у "хороших" было далеко не всегда идеаль­ным, а поступки "трудных" ребят поражали своим благородством и че­ловечностью. Мы отказались от специального и подробного составления характеристик на всех, ограничиваясь записями в дневнике классного руководителя особо важных данных о тех или иных учениках. Главное внимание нужно уделить живой работе с детьми, а не бесконечным за­писям и документации, которые мало что дают". 1

В целом можно выделить следующие направления в системе ра­боты классного руководителя:

1. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографи­ческих, медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень раз­вития, воспитанности и обученности, индивидуальные особенности и т. д.).

2. Постановка воспитательных задач ("перспектив"), общих для класса или отдельных групп, учеников класса.

3. Планирование воспитательной работы - составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень за­дач и дел по их решению.

4. Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, коллективных творческих дел, экс­курсий, походов, вечеров, родительских собраний и т. д.

5. Организация работы с родителями учащихся: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения роди­телей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.

1 Пидкасистый П. И., Портнов М. Л. Искусство преподавания: Первая книга учи­теля. - М.: Изд-во "Роспедагенство", 1998. - С. 157.

 

6. Анализ и оценка результатов воспитания: наблюдение, опрос­ники и другие методы позволяют судить о результатах и ставить новые задачи.

17. 3. Планирование воспитательной работы классным руководителем1

Простейшей формой планирования воспитательной работы явля­ется расположение содержания перспективных дел в классе в календар­ном порядке. Схема календарного плана выглядит следующим образом:

Таблица 10 КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Время проведения   Название мероприятия   Кто проводит   Отметка о выполнении  
               

 

Недостаток такой формы планирования состоит в том, что все воспитательные мероприятия сводятся к календарю и план похож на пе­речень видов деятельности классного руководителя, расположенных в хронологическом порядке. При этом затруднительно проанализировать систему и технологию воздействия на учащихся, слабо прослеживается роль классного коллектива.

Оперативная форма планирования является разновидностью ка­лендарного плана. Эта форма позволяет определить виды деятельности учащихся и технологические функции классного руководителя на каж­дую неделю. В структуру плана вводится колонка для оценки результа­тов проведенной работы.

Таблица 11 ОПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Учебные недели   Коллективные дела учащихся   Оперативная работа классного руководителя   Оценка результатов проделанной работы  
1-7 сен­тября   1 сентября. День знаний   Пригласить на встречу научных работников, специалистов различ­ных отраслей      

 

Содержание данного вопроса раскрывается на основе книги: Степаненков Н. К. Планирование работы классного руководителя, - Минск: Ред. жури. "Адукацыя i выхаванне", 1996. - 104с.

Учебные недели   Коллективные дела учащихся   Оперативная работа классного руководителя   Оценка результатов проделанной работы  
    3 сентября. Собрание учащихся на тему "Вопросы, ко­торые тебя волнуют"   Объявить конкурс на лучшее коллективное дело. Распределить обязанности на пер­спективу. Помочь ред­коллегии выпустить стенгазету о летних ка­никулах      
    6 сентября. Родительское собрание на тему "Как по­мочь детям организованно начать учеб­ный год?"   Выявить и привлечь родителей, способных помочь в организации и проведении намечен­ных полезных и инте­ресных коллективных дел      

 

В старших классах центр тяжести работы по оперативному пла­нированию переносится на ученический коллектив. Роль классного ру­ководителя зависит в этом случае от уровня сплоченности коллектива.

Линейно-хронологический план содержит перечень мероприятий, расположенных понедельно. Например, понедельник как первый день учебной недели контрастирует с воскресным отдыхом, и в этот день лучше планировать собрания, встречи, линейки и мероприятия просве­тительского характера. В понедельник преподаватели истории, литера­туры могут оказать помощь информаторам, чтецам, организаторам кол­лективных дел. Во вторник, когда редакционный актив занят выпуском стенной печати (газет, бюллетеней, альбомов, журналов, альманахов и пр.), преподаватели языка и литературы, рисования и труда имеют воз­можность оказать помощь школьникам в оформительской работе. В этот же день можно провести родительское собрание и подготовить вы­ставку творческих работ учащихся. В день трудовых дел - прибавляется забот у преподавателя труда и заведующего хозяйственной частью. Суб­боту как преддверие дня отдыха лучше посвятить занятиям по интере­сам в творческих группах, кружках и факультативах, смотрам талантов, КВН, турнирам, соревнованиям по физкультуре и спорту. В этот день будут заняты преподаватели физкультуры и спорта, руководители худо­жественной самодеятельности и других объединений учащихся. В вос­кресенье, если таковой день используется для организации свободного времени учащихся, - планируется экскурсионная и туристическая рабо-

та и в дело включаются заинтересованные лица из числа преподавате­лей, родителей и внешкольных учреждений.

Структуре плановых мероприятий предпосылается краткая харак­теристика уровня воспитанности ученического коллектив и очередные задачи. По форме линейно-хронологический план выглядит следующим образом:

Таблица 12

ЛИНЕЙНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Профиль дня недели   Апрель  
30-я неделя   31-я неделя   32-я неделя   33-я неделя  
Понедельник. Деньпросвещения учащихся   1/4. Собрание класса "Старт последней четверти"   8/4. Инфор­мация "Мир за неделю"   15/4. Заоч­ное пу­тешествие "По Респуб­лике Бела­русь"   22/4. Бесе­да "Новости культуры"  
Вторник. День родите­лей. День стенной пе­чати   2/4. Роди­тельское соб­рание   9/4. Выпуск стенной пе­чати   16/4. Кон­сультация родителей   23/4. Оформление стенда "Учись учиться"  
Среда. Тру­довые дела учащихся   3/4. Очистка школьного двора от сне­га   10/4. Участие в школьном смотре-конкурсе технических изобретений   17/4. Подго­товка гнез­довий для птиц   24/4. Встреча с производст­венниками  
Четверг. Ра­бота с акти­вом класса и школы   4/4. Встреча с организатора ми спортив­ных секций   11/4. Кон­сультация ор­ганизаторов КТД к оче­редным ме­роприятиям   18/4. Беседа с активом объединений учащихся (пионеров, скаутов)   25/4. Инди­видуальные поручения учащимся  
Пятница. Учебные дела учащихся   5/4. Беседа "Учиться на совесть -долг или одолжение"   12/4. День космонавтики (КВН, вик­торины, бе­седы, смотры и др.)   19/4. Конфе­ренция по результатам кружковой и внеклассной работы   26/4. День олимпиад по предме­там  

 

Перечень приведенных мероприятий и профили дней недели по­казаны условно. К тому же все их провести в течение одной недели за­труднительно. Поэтому в течение недели могут быть дни, свободные от внеклассных предметных и воспитательных дел.

Традиционными для многих классных руководителей стали календарно-тематические планы. В них также предусматривается харак­теристика ученического коллектива и воспитательные задачи. Содержа­ние воспитательной работы на полугодие или весь учебный год пред­ставлено в виде разделов, система которых отражает основные направ­ления воспитательной работы в классе:

- Организационно-педагогические мероприятия.

- Воспитание положительного отношения школьников к учению.

- Политический кругозор учащихся.

- Воспитание нравственных ценностей у школьников.

- Подготовка учащихся к труду и выбору профессии. - Дисциплина и культура поведения учащихся.

- Физическая культура и здоровье учащихся. - Экологическое воспитание.

- Свободное время учащихся.

- Работа с родителями и общественностью.

По каждому из названных разделов подбираются разнообразные формы и методы работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИДЕИ КУРСА "ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА"

• Предмет и характер педагогики;

• система современного педагогического знания;

• межпредметные связи педагогики;

• задачи педагогической науки;

• научно-педагогическое исследование, его группы и этапы;

• принципы и методы педагогических исследований;

• важнейшие этапы развития мировой педагогической теории и прак­тики;

• ведущая гуманистическая идея в педагогике;

• сущность принципа природосообразности;

• образовательные парадигмы: школа учебы; трудовая школа; сво­бодное воспитание;

• педагогический опыт;

• педагогическое новаторство;

• личность;

• общая и возрастная теория развития личности;

• законы развития личности;

• развитие личности как составная, органическая часть объективно-закономерного процесса воспитания;

• ведущая деятельность;

• целостный педагогический процесс; его закономерности;

• дидактика как теория обучения и образования;

• обучение как общественное явление;

• обучение как целенаправленный процесс;

• образование как процесс и результат обучения;

• предмет дидактики, ее задачи и категории;

• содержание образования;

• теории формального и материального образования;

• социальный опыт как источник формирования содержания образо­вания;

• знаниево-ориентированная и личностно-ценностная концепции со­держания образования;

• базовый учебный план общеобразовательной школы;

• учебная программа;

• учебник и учебное пособие;

• процесс обучения, его структура и характер;

• преподавание как педагогический процесс;

• технология преподавания;

• учение как познавательная деятельность учащегося;

• учебная деятельность как тип ведущей деятельности школьника;

• структура учебной деятельности;

• предметные и общеучебные умения и навыки школьников;

• педагогическое общение;

• метод обучения;

• методика обучения как система методов и приемов обучения;

• классификация методов обучения;

• технологическая логика применения методов обучения;

• взаимосвязь методов обучения и методов воспитания в целостном педагогическом процессе;

• организационные формы обучения (формы организации обучения);

• урок; типология и структура уроков;

• дополнительные внеурочные формы организации обучения;

• теория воспитания как составная часть педагогической науки;

• воспитание как объективно-закономерное явление;

• двуединая (социальная и природная) сущность воспитания;

• воспитание как педагогически целесообразная организация жизни детей;

• закон параллельного педагогического действия;

• закон единства воспитания и жизни детей;

• закон исторической обусловленности воспитания уровнем развития человеческой культуры;

• принципы воспитания;

• метод воспитания;

• методика воспитательной работы;

• системообразующие, общие и частные методы воспитания;

• системы методов воспитания;

• обусловленность выбора метода воспитания педагогической ситуа­цией;

• технология перехода от методов деятельности педагога к методам деятельности коллектива воспитанников и методам самовоспита­ния;

• детский воспитательный коллектив;

• признаки воспитательного коллектива;

• общешкольный и первичный (контактный) коллективы;

• этапы (стадии) движения коллектива;

• педагогический коллектив, его признаки и особенности;

• педагогическое руководство детским воспитательным коллективом;

• развитие самодеятельности личности как цель, средство и результат работы педагогического коллектива;

• современные проблемы педагогической теории и практики.

П. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКЗАМЕНОВ (ЗАЧЕТОВ) ПО КУРСУ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ

1. Предмет, характер, задачи и основные категории педагогики.

2. Педагогика в системе современного научного знания. Связь педаго­гики с другими науками.

3. Структура современного педагогического знания. Общая, возрас­тная, профессиональная педагогика, вспомогательные педагогиче­ские дисциплины.

4. Общая характеристика и организация научно-педагогических иссле­дований.

5. Принципы педагогических исследований.

6. Методы педагогических исследований.

7. Важнейшие этапы развития мировой педагогической теории и прак­тики.

8. Формирование теории обучения и воспитания в XVII-XIX вв. (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой).

9. Основные черты и характерные особенности общественно-педагогического движения XX столетия.

10. К. Д. Ушинский как основоположник теории развития личности. Предисловие к "Педагогической антропологии".

11. Теория развития личности как внутреннее содержание современ­ной педагогической науки. Современные проблемы исследования процесса развития личности..

12. Основные понятия и сущность теории возрастного развития лично­сти. Проблема возрастной периодизации личности в педагогике (Я. А. Коменский, Ж. -Ж. Руссо, А. Дистервег, П. П. Блонский, Л. С. Выготский и современная научная периодизация).

13. Особенности развития и воспитания учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста.

14. Развитие теории целостного педагогического процесса в истории мировой педагогической мысли и на современном этапе.

15. Общая характеристика, закономерности и принципы целостного педагогического процесса.

16. Дидактика как теория обучения и образования. Общая характери­стика, предмет и основные категории дидактики.

17. Становление и развитие дидактики в истории образования и педа­гогической мысли. Я. А. Коменский, "Великая дидактика".

18. Основные проблемы современной дидактики. Анализ одной из со­временных дидактических систем (по выбору).

19. Исторические условия формирования теории содержания образо­вания. Сравнительная характеристика теорий формального и мате­риального образования.

20. Понятие, сущность и структура содержания образования в совре­менной школе.

21. Документы, определяющие содержание общего образования: учеб­ный план средней общеобразовательной школы, учебные програм­мы, учебники и учебные пособия. Актуальные проблемы совре­менного исторического образования в средней школе.

22. Общая характеристика процесса обучения: сущность, структура и функции. Двусторонний характер процесса обучения.

23. Преподавание как педагогический процесс, его сущность и техно­логия.

24. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения. Проблема учебной деятельности в современной психолого-педагогической науке (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).

25. Педагогическое общение как форма взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения (А. А. Бодалев, В. А. Кан-Калик,

А. А. Леонтьев и др.).

26. Понятие и сущность метода обучения в современной дидактике. Исторический характер развития методов обучения.

27. Классификация методов обучения. Анализ книги И. Я. Лернера "Дидактические основы методов обучения".

28. Общая характеристика и технология применения методов обучения в системе организации учебно-познавательной деятельности уча­щихся (на примере педагогического опыта одного из новаторов).

29. Исторически сложившиеся формы организации учебного процесса. Альтернативные формы организации учебного процесса в совре­менных образовательных учреждениях Беларуси.

30. Урок как основная форма организации обучения в современной школе. Достоинства, недостатки и пути совершенствования класс­но-урочной системы.

31. Общая характеристика дополнительных форм организации обуче­ния.

32. Теория воспитания как составная часть педагогической науки. Раз­витие теории воспитания в педагогическом наследии И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского.

33. Воспитание как общественное явление. Социальная и природная сущность воспитания.

34. Основные проблемы современной теории воспитания, ее интегративный и межпредметный характер.

35. Анализ "Концепции образования и воспитания в Беларуси".

36. Технологическая логика процесса воспитания. А. С. Макаренко о технологической логике. Индивидуальные технологии педагогов-новаторов.

37. Проблема познания и описания в педагогике закономерностей вос­питания. Общая характеристика основных закономерностей воспи­тания.

38. Роль принципов и правил воспитания в практической педагогиче­ской деятельности.

39. Исторические условия развития педагогических взглядов на мето­дику воспитательной работы.

40. Современные системы методов воспитания. Сравнительный анализ двух систем методов воспитания (на выбор).

41. Технологическая логика применения методов воспитания в цело­стном педагогическом процессе (на примере опыта одного из педа­гогов-новаторов).

42. Проблема теории коллективного воспитания в педагогической нау­ке. А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский о воспитании личности в коллективе.

43. Общая характеристика детского воспитательного коллектива, его признаки, структура и организационные основы деятельности.

44. Этапы развития детского воспитательного коллектива (А. С. Мака­ренко, Л. И. Новикова, А. Н. Лутошкин, Л. И. Уманский).

45. Педагогическое руководство воспитательным коллективом А. С. Ма­каренко о личности педагога-воспитателя.

46. Анализ работы А. С. Макаренко "Проблемы школьного советского воспитания".

47. Современная система образования в Республике Беларусь, принци­пы ее построения. Роль и место учебных заведений нового типа в современных образовательных процессах.

48. Сущность и общая характеристика профессиональной деятельно­сти педагога. Требования к учителю в современной школе. Про­фессионально-педагогические качества личности учителя.

49. Педагогическое мастерство и творчество учителя. А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский о педагогическом мастерстве.

50. Передовой педагогический опыт, его изучение, обобщение и рас­пространение. Анализ педагогического опыта одного из новаторов (на выбор).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.094 с.)