Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления работы классного руководителя↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Содержание воспитательной работы классного руководителя составляют воспитательные целевые программы: "Учение", "Труд", "Общение", "Творчество", "Досуг", "Здоровье", "Образ жизни" и др. Совместно с другими учителями и родителями классный руководитель организует работу по этим направлениям. Выше уже шла речь о том, что еще А. С. Макаренко выдвинул идею программирования воспитательного процесса на двух уровнях - общем и индивидуальном. Не подлежит сомнению, что проведение воспитательной работы классным руководителем немыслимо без знания возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Незнание 1 Блохина Л. А. Методика воспитательной работы в современной школе. - М.: Роспедагентство; Брянск: "Курсив", 1997. - С. 18-19. этих особенностей зачастую служит причиной серьезных просчетов и педагогических ошибок. Одна из сложностей труда педагога-воспитателя, классного руководителя состоит в том, чтобы, не упуская из виду главных целей воспитания, на основе изучения личности учащегося, ставить конкретные цели воспитания. Однако изучение личности ни в ком случае не предшествует обучению и воспитанию. Об этом достаточно резко сказал Макаренко: "Надо не изучать, а воспитывать детей". Сказано это было в полемике с педологами, которые отрывали процесс изучения ребенка от его воспитания. Но по существу здесь содержится глубокая мысль: методы изучения и методы воспитания едины. В практике опытного педагога любое применение метода воспитания есть одновременно прием изучения личности воспитанника. Особенно хорошо это видно на примере использования поискового метода. Вовлекая своих учеников в поисковую деятельность и наблюдая за ее ходом, опытный педагог в ошибках и неверных действиях детей видит свои просчеты, по ходу корректирует их, оказывает помощь детям. А изучая результаты работы детей, опять-таки видит возможности каждого, его реальные успехи и перспективы. Это, конечно, не значит, что не должно быть специальных обследований детей, наблюдения за ними опытных специалистов - психологов и социологов, физиологов и психиатров. Эти ученые-исследователи помогают педагогической практике своими рекомендациями. Но для практического педагога, каким и является классный руководитель, изучение и воспитание ребенка сливаются в методически грамотном использовании методов воспитания. Не следует злоупотреблять социологическими опросами и измерениями, чем особенно увлекаются в последнее время молодые учителя и воспитатели. Часто наиболее эффективными в работе с конкретным ребенком оказываются непосредственно общение и простое наблюдение за его поведением. Особенно хорошо, если результаты таких наблюдений фиксируются в педагогическом дневнике. Кропотливая, каждодневная работа по изучению воспитанников отличала все годы педагогический коллектив Павлышской школы, возглавлявшейся В. А. Сухомлинским. Этой цели служил и педагогический дневник, который вел Сухомлинский с того момента, когда переступил порог школы. Толчком же к этому послужило подвижничество сельского фельдшера. На протяжении 27 лет этот чудак, коим его считали в селе, фиксировал некоторые данные, касающиеся детей, поступивших в первый класс. Листая записи фельдшера, педагог, в частности, заметил, что за 27 лет рост ребят увеличился на 4,5 см. Василий Александрович продолжил дело, начатое фельдшером, значительно расширив его рам- ки. К концу своей жизни он располагал сведениями о развитии детей в одном и том же поселке за 59 лет. В записных книжках педагога каждому ученику отводилась отдельная страница. А всего таких страниц было 3700. И столько же детских судеб прошло через жизнь Сухомлинского. 1 Один из настоящих педагогов-новаторов московский учитель литературы С. А. Гуревич, работая и классным руководителем, десятилетиями изучал своих воспитанников. И не только в период их обучения в школе, но и долгие годы потом, когда они становились взрослыми людьми. Главным методом изучения у Гуревича было общение в процессе совместной работы. Он жадно всматривался в пытливые или равнодушные глаза детей; беседовал с ними и их родителями и не просто проверял, а глубоко изучал детские сочинения и другие работы учеников. Как у учителя и классного руководителя у него было сверхзадача - помочь своим питомцам в выборе жизненного пути. И поэтому он не был бесстрастным регистратором своих наблюдений, а всегда стремился придти на помощь; где-то давал неназойливый совет, а чаще просто приносил и давал книгу из своей библиотеки. Несколько десятков лет С. А. Гуревич составлял круги чтения по основным профессиям, собирал художественную, научную литературу, причем не списки, а библиотечки. Это были книги о врачах, ученых, путешественниках, спортсменах. Семен Абрамович вспоминает: "Спрашиваю десятиклассников: - О каких профессиях принести вам книги? - Что-нибудь о медицине... - попросили многие. Приношу "Спутников" В. Пановой, "Хирурга" Е. Емельяновой, "Дело, которому ты служишь" Ю. Германа, "Мысли в пути" С. Долецкого, "Мысли и сердце", "Воспоминания военного врача" Н. Амосова, "Сердце хирурга" Ф. Углова... Начали читать. И постепенно группа "будущих врачей", как они себя величали, стала таять. Одним труд медика показался непосильным; другие не обнаружили в себе тех качеств, которых потребует практика; третьи испугались ответственности. Приступили к чтению двенадцать интересующихся, кончили трое убежденных". 2 Настоящее открытие сделал другой педагог-новатор из подмосковного Реутова И. П. Волков. По его инициативе в школе для каждого ученика была заведена разработанная им "Творческая книжка школьника"- небольшая, отпечатанная типографическим способом тетрадочка, где отме- 1 Мухин М. И. Гуманизм педагогики В. А. Сухомлинского. - М., 1994. - С. 104-141. 2 Гуревич С. А Организация чтения учащихся старших классов: (Из опыта работы): Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - С. 155. 10^ чается и оценивается любая творческая работа ученика, выполненная по его инициативе - будь то изготовление какой-либо вещи (модели, инструмента и т. п.), участие в предметных олимпиадах, проведение занятий с младшими школьниками, спортивные достижения и т. д. Все это потом учитывается в характеристике учащихся. Но самое главное - на основе поставленного таким образом точного учета творческих работ стало легче определять склонности и развитие способностей каждого. Игорь Павлович так поясняет необходимость введения нового школьного документа: "Обидно за детей!" За время обучения в школе сколько они успевают сделать: и в кружках, и на соревнованиях, олимпиадах. И все это никак не учитывается. А в дневнике - одни абстрактные оценки по предметам. Я хочу, чтобы все, что ученик выполняет сверх программ, учитывалось". 1 Данные о развитии детей позволяют педагогу успешно решать задачу, выдвинутую А. С. Макаренко - осуществлять программирование этого развития, компетентно, со знанием дела ставить перспективы перед детьми, направлять процесс их воспитания, развития наклонностей и способностей. Важную роль в изучении личности ребенка - и об этом убедительно свидетельствует опыт И. П. Волкова - играет ознакомление с результатами работы детей. Как выполняет то или иное дело школьник - едва ли не самый важный показатель его мастерства и нравственных качеств. Опытному педагогу-воспитателю знакомство с тетрадью ученика скажет больше, чем часы наблюдений за ним. И сделать ее просто: для этого можно использовать обычную школьную тетрадь, разграфить ее соответствующим образом и учитель получит в руки динамический портрет развития личности каждого ученика. Классному руководителю следует знать тех учащихся, кто плохо видит или слышит, у кого понижен темпоритм работы, тех учащихся, кто смущается, теряется в трудной обстановке. Дифференцированный подход, знание межиндивидуальных и типологических различий позволяют строить взаимоотношения с воспитанниками на основе полученных диагностических данных. Так, в работе со слабоуспевающими детьми учитель стремится стимулировать переживание радости успеха как необходимого условия нормальной, продуктивной учебной деятельности детей со сниженными способностями (В. А. Сухомлинский). Существует ряд педагогических литературных источников, в которых рассматривается проблема составления характеристики на всех учащихся класса и на каждого ученика в отдельности. Ознакомление с предложенной ниже литературой позволит выбрать учителю и классно- 1Волков И. П. Цель одна-дорог много: Проектирование процессов обучения: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - С. 32 110 му руководителю оптимальный вариант применительно к конкретным условиях школы и класса. Однако отвечая на вопрос: "Нужно ли составлять педагогические характеристики на всех учащихся класса?", авторы высказывают разные точки зрения. Еще в 80-е тт. обязательность составления характеристики на каждого ученика классным руководителем в конце каждого года не подлежала обсуждению, хотя единый образец так и не был предложен воспитателям. Отвергая такой подход, авторы книги "Искусство преподавания" П. И. Пидкасистый и М. А. Портнов замечают: "Составление таких характеристик потребовало много времени и сил. Но в чем мы убедились? Во-первых, сведения оказывались не всегда точными и достоверными; во-вторых, динамика развития требовала частых дополнений и исправлений; перечисленные качества еще ни о чем не говорили: поведение у "хороших" было далеко не всегда идеальным, а поступки "трудных" ребят поражали своим благородством и человечностью. Мы отказались от специального и подробного составления характеристик на всех, ограничиваясь записями в дневнике классного руководителя особо важных данных о тех или иных учениках. Главное внимание нужно уделить живой работе с детьми, а не бесконечным записям и документации, которые мало что дают". 1 В целом можно выделить следующие направления в системе работы классного руководителя: 1. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и обученности, индивидуальные особенности и т. д.). 2. Постановка воспитательных задач ("перспектив"), общих для класса или отдельных групп, учеников класса. 3. Планирование воспитательной работы - составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению. 4. Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, коллективных творческих дел, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и т. д. 5. Организация работы с родителями учащихся: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися. 1 Пидкасистый П. И., Портнов М. Л. Искусство преподавания: Первая книга учителя. - М.: Изд-во "Роспедагенство", 1998. - С. 157. 6. Анализ и оценка результатов воспитания: наблюдение, опросники и другие методы позволяют судить о результатах и ставить новые задачи. 17. 3. Планирование воспитательной работы классным руководителем1 Простейшей формой планирования воспитательной работы является расположение содержания перспективных дел в классе в календарном порядке. Схема календарного плана выглядит следующим образом: Таблица 10 КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Недостаток такой формы планирования состоит в том, что все воспитательные мероприятия сводятся к календарю и план похож на перечень видов деятельности классного руководителя, расположенных в хронологическом порядке. При этом затруднительно проанализировать систему и технологию воздействия на учащихся, слабо прослеживается роль классного коллектива. Оперативная форма планирования является разновидностью календарного плана. Эта форма позволяет определить виды деятельности учащихся и технологические функции классного руководителя на каждую неделю. В структуру плана вводится колонка для оценки результатов проведенной работы. Таблица 11 ОПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Содержание данного вопроса раскрывается на основе книги: Степаненков Н. К. Планирование работы классного руководителя, - Минск: Ред. жури. "Адукацыя i выхаванне", 1996. - 104с.
В старших классах центр тяжести работы по оперативному планированию переносится на ученический коллектив. Роль классного руководителя зависит в этом случае от уровня сплоченности коллектива. Линейно-хронологический план содержит перечень мероприятий, расположенных понедельно. Например, понедельник как первый день учебной недели контрастирует с воскресным отдыхом, и в этот день лучше планировать собрания, встречи, линейки и мероприятия просветительского характера. В понедельник преподаватели истории, литературы могут оказать помощь информаторам, чтецам, организаторам коллективных дел. Во вторник, когда редакционный актив занят выпуском стенной печати (газет, бюллетеней, альбомов, журналов, альманахов и пр.), преподаватели языка и литературы, рисования и труда имеют возможность оказать помощь школьникам в оформительской работе. В этот же день можно провести родительское собрание и подготовить выставку творческих работ учащихся. В день трудовых дел - прибавляется забот у преподавателя труда и заведующего хозяйственной частью. Субботу как преддверие дня отдыха лучше посвятить занятиям по интересам в творческих группах, кружках и факультативах, смотрам талантов, КВН, турнирам, соревнованиям по физкультуре и спорту. В этот день будут заняты преподаватели физкультуры и спорта, руководители художественной самодеятельности и других объединений учащихся. В воскресенье, если таковой день используется для организации свободного времени учащихся, - планируется экскурсионная и туристическая рабо- та и в дело включаются заинтересованные лица из числа преподавателей, родителей и внешкольных учреждений. Структуре плановых мероприятий предпосылается краткая характеристика уровня воспитанности ученического коллектив и очередные задачи. По форме линейно-хронологический план выглядит следующим образом: Таблица 12 ЛИНЕЙНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Перечень приведенных мероприятий и профили дней недели показаны условно. К тому же все их провести в течение одной недели затруднительно. Поэтому в течение недели могут быть дни, свободные от внеклассных предметных и воспитательных дел. Традиционными для многих классных руководителей стали календарно-тематические планы. В них также предусматривается характеристика ученического коллектива и воспитательные задачи. Содержание воспитательной работы на полугодие или весь учебный год представлено в виде разделов, система которых отражает основные направления воспитательной работы в классе: - Организационно-педагогические мероприятия. - Воспитание положительного отношения школьников к учению. - Политический кругозор учащихся. - Воспитание нравственных ценностей у школьников. - Подготовка учащихся к труду и выбору профессии. - Дисциплина и культура поведения учащихся. - Физическая культура и здоровье учащихся. - Экологическое воспитание. - Свободное время учащихся. - Работа с родителями и общественностью. По каждому из названных разделов подбираются разнообразные формы и методы работы. ПРИЛОЖЕНИЕ I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИДЕИ КУРСА "ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА" • Предмет и характер педагогики; • система современного педагогического знания; • межпредметные связи педагогики; • задачи педагогической науки; • научно-педагогическое исследование, его группы и этапы; • принципы и методы педагогических исследований; • важнейшие этапы развития мировой педагогической теории и практики; • ведущая гуманистическая идея в педагогике; • сущность принципа природосообразности; • образовательные парадигмы: школа учебы; трудовая школа; свободное воспитание; • педагогический опыт; • педагогическое новаторство; • личность; • общая и возрастная теория развития личности; • законы развития личности; • развитие личности как составная, органическая часть объективно-закономерного процесса воспитания; • ведущая деятельность; • целостный педагогический процесс; его закономерности; • дидактика как теория обучения и образования; • обучение как общественное явление; • обучение как целенаправленный процесс; • образование как процесс и результат обучения; • предмет дидактики, ее задачи и категории; • содержание образования; • теории формального и материального образования; • социальный опыт как источник формирования содержания образования; • знаниево-ориентированная и личностно-ценностная концепции содержания образования; • базовый учебный план общеобразовательной школы; • учебная программа; • учебник и учебное пособие; • процесс обучения, его структура и характер; • преподавание как педагогический процесс; • технология преподавания; • учение как познавательная деятельность учащегося; • учебная деятельность как тип ведущей деятельности школьника; • структура учебной деятельности; • предметные и общеучебные умения и навыки школьников; • педагогическое общение; • метод обучения; • методика обучения как система методов и приемов обучения; • классификация методов обучения; • технологическая логика применения методов обучения; • взаимосвязь методов обучения и методов воспитания в целостном педагогическом процессе; • организационные формы обучения (формы организации обучения); • урок; типология и структура уроков; • дополнительные внеурочные формы организации обучения; • теория воспитания как составная часть педагогической науки; • воспитание как объективно-закономерное явление; • двуединая (социальная и природная) сущность воспитания; • воспитание как педагогически целесообразная организация жизни детей; • закон параллельного педагогического действия; • закон единства воспитания и жизни детей; • закон исторической обусловленности воспитания уровнем развития человеческой культуры; • принципы воспитания; • метод воспитания; • методика воспитательной работы; • системообразующие, общие и частные методы воспитания; • системы методов воспитания; • обусловленность выбора метода воспитания педагогической ситуацией; • технология перехода от методов деятельности педагога к методам деятельности коллектива воспитанников и методам самовоспитания; • детский воспитательный коллектив; • признаки воспитательного коллектива; • общешкольный и первичный (контактный) коллективы; • этапы (стадии) движения коллектива; • педагогический коллектив, его признаки и особенности; • педагогическое руководство детским воспитательным коллективом; • развитие самодеятельности личности как цель, средство и результат работы педагогического коллектива; • современные проблемы педагогической теории и практики. П. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКЗАМЕНОВ (ЗАЧЕТОВ) ПО КУРСУ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ 1. Предмет, характер, задачи и основные категории педагогики. 2. Педагогика в системе современного научного знания. Связь педагогики с другими науками. 3. Структура современного педагогического знания. Общая, возрастная, профессиональная педагогика, вспомогательные педагогические дисциплины. 4. Общая характеристика и организация научно-педагогических исследований. 5. Принципы педагогических исследований. 6. Методы педагогических исследований. 7. Важнейшие этапы развития мировой педагогической теории и практики. 8. Формирование теории обучения и воспитания в XVII-XIX вв. (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой). 9. Основные черты и характерные особенности общественно-педагогического движения XX столетия. 10. К. Д. Ушинский как основоположник теории развития личности. Предисловие к "Педагогической антропологии". 11. Теория развития личности как внутреннее содержание современной педагогической науки. Современные проблемы исследования процесса развития личности.. 12. Основные понятия и сущность теории возрастного развития личности. Проблема возрастной периодизации личности в педагогике (Я. А. Коменский, Ж. -Ж. Руссо, А. Дистервег, П. П. Блонский, Л. С. Выготский и современная научная периодизация). 13. Особенности развития и воспитания учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста. 14. Развитие теории целостного педагогического процесса в истории мировой педагогической мысли и на современном этапе. 15. Общая характеристика, закономерности и принципы целостного педагогического процесса. 16. Дидактика как теория обучения и образования. Общая характеристика, предмет и основные категории дидактики. 17. Становление и развитие дидактики в истории образования и педагогической мысли. Я. А. Коменский, "Великая дидактика". 18. Основные проблемы современной дидактики. Анализ одной из современных дидактических систем (по выбору). 19. Исторические условия формирования теории содержания образования. Сравнительная характеристика теорий формального и материального образования. 20. Понятие, сущность и структура содержания образования в современной школе. 21. Документы, определяющие содержание общего образования: учебный план средней общеобразовательной школы, учебные программы, учебники и учебные пособия. Актуальные проблемы современного исторического образования в средней школе. 22. Общая характеристика процесса обучения: сущность, структура и функции. Двусторонний характер процесса обучения. 23. Преподавание как педагогический процесс, его сущность и технология. 24. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения. Проблема учебной деятельности в современной психолого-педагогической науке (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). 25. Педагогическое общение как форма взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения (А. А. Бодалев, В. А. Кан-Калик, А. А. Леонтьев и др.). 26. Понятие и сущность метода обучения в современной дидактике. Исторический характер развития методов обучения. 27. Классификация методов обучения. Анализ книги И. Я. Лернера "Дидактические основы методов обучения". 28. Общая характеристика и технология применения методов обучения в системе организации учебно-познавательной деятельности учащихся (на примере педагогического опыта одного из новаторов). 29. Исторически сложившиеся формы организации учебного процесса. Альтернативные формы организации учебного процесса в современных образовательных учреждениях Беларуси. 30. Урок как основная форма организации обучения в современной школе. Достоинства, недостатки и пути совершенствования классно-урочной системы. 31. Общая характеристика дополнительных форм организации обучения. 32. Теория воспитания как составная часть педагогической науки. Развитие теории воспитания в педагогическом наследии И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. 33. Воспитание как общественное явление. Социальная и природная сущность воспитания. 34. Основные проблемы современной теории воспитания, ее интегративный и межпредметный характер. 35. Анализ "Концепции образования и воспитания в Беларуси". 36. Технологическая логика процесса воспитания. А. С. Макаренко о технологической логике. Индивидуальные технологии педагогов-новаторов. 37. Проблема познания и описания в педагогике закономерностей воспитания. Общая характеристика основных закономерностей воспитания. 38. Роль принципов и правил воспитания в практической педагогической деятельности. 39. Исторические условия развития педагогических взглядов на методику воспитательной работы. 40. Современные системы методов воспитания. Сравнительный анализ двух систем методов воспитания (на выбор). 41. Технологическая логика применения методов воспитания в целостном педагогическом процессе (на примере опыта одного из педагогов-новаторов). 42. Проблема теории коллективного воспитания в педагогической науке. А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский о воспитании личности в коллективе. 43. Общая характеристика детского воспитательного коллектива, его признаки, структура и организационные основы деятельности. 44. Этапы развития детского воспитательного коллектива (А. С. Макаренко, Л. И. Новикова, А. Н. Лутошкин, Л. И. Уманский). 45. Педагогическое руководство воспитательным коллективом А. С. Макаренко о личности педагога-воспитателя. 46. Анализ работы А. С. Макаренко "Проблемы школьного советского воспитания". 47. Современная система образования в Республике Беларусь, принципы ее построения. Роль и место учебных заведений нового типа в современных образовательных процессах. 48. Сущность и общая характеристика профессиональной деятельности педагога. Требования к учителю в современной школе. Профессионально-педагогические качества личности учителя. 49. Педагогическое мастерство и творчество учителя. А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский о педагогическом мастерстве. 50. Передовой педагогический опыт, его изучение, обобщение и распространение. Анализ педагогического опыта одного из новаторов (на выбор).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.132 (0.014 с.) |