Особенности развития и воспитания учащихся на разных возрастных этапах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития и воспитания учащихся на разных возрастных этапах



При выявлении особенностей учащихся разных возрастных групп и фиксации определенного периода детства учитываются следующие по­казатели:

• анатомические характеристики;

• особенности протекания физиологических процессов;

• качественные изменения роста;

• развитие психики;

• развитие эмоционально-волевой и действенно-практической сфер;

• степень духовно-нравственной зрелости.

Младший школьник (от 7 до 10 лет) — это начало общественно­го бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной. Ребенок психологически готов к школьному обучению прежде всего объективно, т. е. он обладает необходимым для начала обучения уров­нем психологического развития. Субъективная психологическая готов­ность выражается в стремлении и желании учиться в школе.

Готовность ребенка к школе определяется целым рядом факто­ров:

общее физическое развитие (нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции и др. показатели);

• владение достаточным объемом знаний (в основном это чувствен­ный опыт представления, некоторые элементарные понятия и ряд фактологических сведений общего характера);

• владение бытовыми навыками самообслуживания, культуры пове­дения, общения, элементарного труда;

• владение связной, грамматической и фонетической правильной ре­чью;

• предпосылки овладения письмом (развитие мелкой мускулатуры кисти руки и пальцев);

* умение сотрудничества;

• сформированность желания учиться, интерес к знаниям.

Учебная деятельность, включающая овладение новыми знаниями, умением решать разнообразные задачи, радость учебного сотрудничест­ва, принятие авторитета учителя - является ведущей в этот период раз­вития человека, находящегося в образовательной системе.

В младшем школьном возрасте формируются такие частные виды деятельности, как письмо, чтение, работа на компьютере, изобразитель­ная деятельность, начало конструкторско-композиционной деятельно­сти.

Основой учебной деятельности становится слияние, связывание усваиваемого общественного опыта с собственным маленьким личным опытом, накопленным ребенком за 5-7-10 лет жизни, и обогащение это­го опыта в процессе учения. Такое понимание учебной деятельности ха­рактеризует ее как познавательную.

Сущность подросткового возраста (от 10 до 15 лет) состоит в том, что подросток, созревший для более активного социального поло­жения, начинает бороться за это положение, ломая старые к нему отно­шения, сложившиеся еще в пору его детства. Важнейшим институтом социализации становятся общества сверстников и средства массовой коммуникации. Расширяется жизненный мир личности и круг ее обще­ния. Для психики подростка характерны внутренние противоречия, не­определенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одно­временно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точ­ки зрения. Эта напряженность и конфликтность тем больше, чем больше различия между миром детства и миром взрослости. В отрицательном варианте развития у ребенка появляется чувство неполноценности, ко­торое первоначально зарождается из сознания своей некомпетентности, неуспешности в решении каких-то конкретных задач, чаще всего свя­занных с учением, а затем переносится на личность в целом. В этом воз­расте закладывается отношение к труду.

Центральным биологическим процессом переходного возраста является половое созревание. В физиологии этот процесс условно раз­деляется на три фазы: 1) препубертатный (подготовительный этап), 2) собственно пубертатный период, в течении которого осуществляются основные процессы полового созревания и 3) постпубертатный период, когда организм достигает полной биологической зрелости. При этом подростковому возрасту соответствует именно пубертатный период. Все процессы протекают крайне неравномерно и неодновременно, причем эта гетерохронность проявляется как на межиндивидуальном уровне, так и на внутрииндивидуальном.

Пубертатный период — одна из критических стадий в развитии организма, когда происходит преобразование системы центральных звеньев, присущей первому периоду, в новую систему, необходимую для последующего периода развития. Это повышает восприимчивость орга­низма к действию разнообразных внешних факторов и, следовательно, снижает его сопротивляемость к ним.

Многое зависит и от самосознания. Один, осознав свою физиче­скую слабость, пассивно смиряется с ней и начинает испытывать гнету­щее чувство неполноценности. Другой компенсирует недостаток дости­жениями в иной сфере (в учебе). Третий пытается исправить сам физи­ческий недостаток усилением занятиями спорта. Выбор этих вариантов во многом зависит от позиции взрослых.

Подростковый, отроческий возраст является переходным глав­ным образом в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подро­стковая фаза - это продолжение первичной социализации. Практически все подростки этого возраста школьники, они находятся на иждивении родителей (или государства), их ведущей деятельностью остается учеба. Социальный статус подроста мало чем отличается от детского. Психо­логически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны мак­симальные диспропорции в уровне и темпах развития, обусловленные в значительной мере биологически. Важнейшее новообразование возраста - чувство взрослости — представляет собой главным образом новый уро­вень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которого под­росток еще не достиг. Отсюда - типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом, это период завершения детства и начала "вырастания" из него.

Слово "юность" обозначает фазу переходного от зависимого дет­ства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности, полового созре­вания, а с другой - достижение социальной зрелости. Психология юно­шеского возраста тесно связана с проблемой "отцов и детей", преемст­венности и конфликта поколений.

Главные институты социализации личности юношества не скла­дываются в единую иерархию, что существенно повышает автономию личности от каждого из них в отдельности; родительская семья, школа, общества сверстников, средства массовой коммуникации.

Ранняя юность (от 14-15 - до 18 лет) - в буквальном смысле слова "третий мир", существующий между детством и взрослостью. Биологически это период завершения физического созревания. Боль-31

шинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными, на его долю выпадает задача многочисленных "до­делок" и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее фи­зическое развитие можно рассматривать как принадлежащее к циклу взрослости.

Подавляющее большинство юношей и девушек еще учащиеся, их участие в производительном труде зачастую рассматривается не только и не столько с точки зрения его экономической эффективности, сколько в воспитательном плане. Работающая молодежь имеет особый юридиче­ский статус и пользуется целым рядом льгот. Главная социальная задача этого периода - выбор профессии. Общее образование и тип учебного заведения неизбежно дифференцируют жизненные пути старшеклассни­ков со всеми вытекающими отсюда социально-педагогическими послед­ствиями.

Главное психологическое приобретение ранней юности — откры­тие своего внутреннего мира. Но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское "Я" еще неопределенно, расплывчато, оно нередко пережи­вается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда возрастает потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потреб­ность в уединении.

Поскольку наружность - важный элемент юношеского самосозна­ния, учителям и родителям нужно знать, какие аспекты ее чаще всего вызывают у ребят беспокойство (в острых случаях нужна консультация психотерапевта): рост, кожа, избыточный вес, увеличение грудных же­лез у мальчиков.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демокра­тического стиля воспитания. Это в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативности и социаль­ной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае по­следовательно и вместе с тем гибко и рационально:

• родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком;

• власть используется лишь в меру необходимости;

• в ребенке ценится как послушание, так и независимость;

• родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;

• он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авто­ритетности или либеральности всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувст­во своей незначительности и нежелательности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что родителям до него нет дела. Кроме того, незаинтересованные пассивные родители не могут быть предметом для подражания, а другие влияния часто не могут вос­полнить этот пробел.

Те же трудности, что и родители, переживают учителя.

Лидирующую роль в досуговой деятельности занимает музыка, хуже обстоит дело с театральной культурой, посещением музеев, выста­вок и чтением. Снижение интенсивности и качества юношеского чте­ния - большая социальная и человеческая потеря. В общем объеме чте­ния старшеклассников русская классика занимает всего 4-5%.

Юность - решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоциональ­но-личностные предпосылки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 762; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.01 с.)