Современные проблемы исследования процесса развития личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные проблемы исследования процесса развития личности



Общая теория развития личности включает в себя выс­шие достижения антропологического знания, исследует струк­туру личности, процесс ее развития и общие закономерности этого процесса. '

Проблема личности является необыкновенно широкой, сложной и многомерной. Эта многомерность отражена уже в самом богатстве языковых возможностей описания личности. Только в "Словаре рус­ского языка" С. И. Ожегова среди 52 тысяч включенных в него слов 1548 определяют свойства личности. Определение личности остается дискуссионной проблемой. Трудность решения этой и других научных проблем, связанных с развитием личности, обусловлена следующими факторами:

• многогранностью феноменологии личности, отражающей многооб­разие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и собственной жизни;

* междисциплинарный статус проблемы личности;

» обусловленность понимания личности конкретно-историческим ти­пом культуры на определенном этапе развития цивилизации;

» разобщенность исследовательских усилий и обособленность антро­пологических наук (отход от целостности на определенном этапе развития науки).

В большинстве случаев личность определяется как обществен­но-историческая категория. Поэтому главными в ее характеристике являются социальные функции-роли: жизнедеятельность, общение, познание, чувствование, дело, разум (В. М. Коротов). В таблице 2 про­цесс развития личности представлен как формирование и взаимодей­ствие ее основных функций: поведение - деятельность (жизнедеятель­ность в целом), труд - работа (дело), язык - речь (общение), созна­ние - мышление (разум), любовь - чувство (чувствование), учение -образование (познание). Названные функции соответственно реализу­ют природу, способ существования, форму, содержание, назначение и

' Коротов В. М. Педагогическая технология гуманистического воспитания. Учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. - Соликамск: СГПИ, 1996. - С. 15.

источник развития личности. При этом каждая из шести основных функций проявляет себя с двух сторон — внешней и внутренней и осу­ществляется во взаимопереходах трех форм: исходной, промежуточ­ной и высшей. Подробнее с данной концепцией можно ознакомиться по книге В. М. Коротова "Введение в общую теорию развития лично­сти (М., 1991) или статье этого же автора "Взаимодействие развиваю­щихся функций личности" (Сов. педагогика. - 1989. - № 1- С. 67-72). Но в понятие "личность" входит не только ее роль в обществе, но и особенности ее психологии (направленность, мотивация, способности, характер, темперамент).

Понятно, что в каждую историческую эпоху формировался свой определенный тип личности. Если, например, жителя Западной Европы Х века характеризовали религиозная фанатичность, эсхатологические предчувствия и устремленность к потустороннему миру, то личность XIX века в обобщенной модели- рационалист; верящий в прогресс и благотворную силу науки. Конечно, такие обобщения носят относитель­ный характер, но влияние социокультурных доминант любой эпохи на формирование личности бесспорно.

Одной из наиболее сложных проблем теории развития личности являются законы, раскрывающие и объясняющие это явление. Законы эти открыты величайшими учеными XIX и XX веков и получили естест­веннонаучное обоснование в учении о высшей нервной деятельности И. П. Павлова.

Первый закон в его самой общей форме был охарактеризован Н. Г. Чернышевским в виде главного принципа антропологии: "... Прин­цип этот состоит в том, что на человека надобно смотреть как на суще­ство, имеющее только одну натуру, чтобы не разрезывать человеческую жизнь на разные половины, принадлежащие разным натурам, чтобы рассматривать каждую сторону деятельности человека как деятель­ность... всего его организма... ". 1

Такой подход исповедовал и И. П. Павлов, называя его мони­стическим, словом производным от греческого один, единственный. Современную формулировку первого закона функционирования и раз­вития личности дает В. М. Коротов: "Жизнедеятельность личности есть одновременное проявление всех ее основных функций". 2 Данная формулировка опирается на формулу А. С. Макаренко: человек не вос-

' Чернышевский Н. Г. Антропологический принцип в философии. - М.: Госпо­литиздат, 1948. -С. 103. 2 Коротов В. М. Введение в общую теорию развития личности. Лекции. - М.:

НИИ ТиМВ АПН СССР, 1991. - С. 120. 22

питывается по частям, достаточно точно определяющую методологи­ческое основание современной педагогической деятельности.

Второй закон развития личности заключается в рассмотрении ка­ждого акта жизнедеятельности личности как одновременного функцио­нирования и развития всех ее сторон. Применение второго закона помо­гает понять устойчивую взаимосвязь переходов форм функций в их раз­витии. '

Коротов В. М., Пуйман С. А. Теоретические основы воспитания. — Учеб. посо­бие. - Балашов: Изд-во БГПИ, 1993. - С. 24.

Таблица 2

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЛИЧНОСТИ И ИХ ФОРМЫ

ФУНКЦИИ   ФОРМЫ  
РОЛЬ ФУНКЦИИ   ФУНКЦИЯ   ИСХОДНАЯ   ПРОМЕЖУТОЧНАЯ   ВЫСШАЯ  
ПРИРОДА   ЖИЗНЕДЕЯ­ТЕЛЬНОСТЬ   поведение   поступок   привычка   обычай  
деятельность   действие   умение   навык  
СПОСОБ СУЩЕ­СТВОВАНИЯ   ДЕЛО   труд   ремесло   профессия   творчество  
работа   замысел   подготовка   исполнение  
ФОРМА   ОБЩЕНИЕ   язык   зов   называние   высказывание  
речь   предложение   фраза   слово  
СОДЕРЖАНИЕ   РАЗУМ   сознание   представление   идея   убеждение  
мышление   суждение   умозаключение   понятие  
НАЗНАЧЕНИЕ   ЧУВСТВО­ВАНИЕ   любовь   влечение   привязанность   страсть  
чувство   желание   восприятие   наслаждение  
ИСТОЧНИК   ПОЗНАНИЕ   учение   подражание   повторение   применение  
образование   ознакомление   узнавание   знание  

Третий закон развития личности формулируется следующим об­разом: "Всякий акт жизнедеятельности личности в индивидуальном опыте первоначально совершается как поступок. Личность начинает­ся с поступка". 1

А. С. Макаренко отмечал "противоречие между сознанием, как нужно поступить, и привычным поведением. Между ними,- говорит он, - есть какая-то маленькая канавка, и нужно эту канавку заполнить опытом". 2 Борьба за этот опыт правильных поступков была у А. С. Мака­ренко подлинной основой его педагогической системы. Поэтому опыт­ные педагоги видят свою главную задачу в том, чтобы стимулировать правильные поступки детей и на этой основе воспитывать у них полез­ные привычки. В этом состоит истинная сущность воспитательной рабо­ты. Вспомним знаменитое изречение Гегеля: "Человек есть не что иное, как ряд его поступков". 3 Не случайно одна из заповедей народной педа­гогики гласит: посеешь поступок- пожнешь привычку, посеешь при­вычку - пожнешь характер, посеешь характер пожнешь судьбу. Так на­родная педагогика подметила важнейшую закономерность личности.

Таковы лишь некоторые основные положения современной тео­рии развития личности. Более подробно с этой проблемой можно озна­комиться, по книге В. М. Коротова "Введение в педагогику" (М.: Изд-во УРАО, 1999. - С. 74-106).

Знание общей теории развития личности помогает педагогу ос­мыслить закономерности становления важнейших качеств ребенка: вос­питание у детей правильных привычек и обычаев поведения, творческо­го отношения к делу, формирование культуры речи и мышления, стиму­лирование человеческих красивых чувств и высоких стремлений, жажды познания.

Тема 5. Теория возрастного развития личности

Основные понятия и сущность теории возрастного развития личности

Теория возрастного развития личности ребенка в онтогене­зе - то, что составляло основное позитивное содержание педологии, включает в себя характеристику возможностей и тенденций разви-

' Там же.

2 Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. -С. 329.

3 Гегель. Энциклопедия философских наук. - Т. 1. -М.: Мысль, 1977. -С. 311.

тия личности по возрастным периодам. Это обобщенный свод знаний и закономерностей, открытых педагогами и представителями других на­учных отраслей, которые изучая конкретные процессы становления личности ребенка, сами становились педагогами.

Педагогическая теория возрастного развития личности изучает не весь процесс жизненного развития функций личности, а только лишь его начало- с рождения до 17 лет. особое внимание при этом уделяется особенностями формирования личности школьного возраста. Как и об­щая теория развития личности, она является междисциплинарной и но­сит интегрированный характер. Характеризуя разные возрастные перио­ды в развитии личности, необходимо выделить основные понятия этого раздела педагогики. Ими являются "в о з р а с т " и "д е т с т в о ".

Возраст может не совпадать в хронологическом и психофизиче­ском плане. Возрастной период развития личности наполнен индивиду­ально-неповторимым содержанием - особенностями развития функций и личности самого ребенка, особенностями его взаимоотношений с ок­ружающими и главной для него деятельностью - имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ре­бенок вступить в новый возрастной период раньше, а другой - позже.

Начальные возрастные периоды образуют детство (И. Ю. Кулаги­на). Детство- явление историческое: и его содержание, и продолжи­тельность изменялись на протяжении веков. Эти изменения прослежива­ет И. С. Кон в книге "Ребенок и общество" (М.: Наука, 1988).

Я. А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он вы­двинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать природным особенно­стям данного возраста. Свои педагогические теории, исходя из принци­па природосообразности, разрабатывали Д. Локк и Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой, и многие другие.

В XIX веке теория возрастного развития личности значительно продвинулась. Это было связано с тенденцией всестороннего изучения ребенка, сформировавшейся к концу XIX века, и биогенетическими концепциями, обращавшими особое внимание на биологические детер­минанты развития, из которых вытекают или с которыми соотносятся социально-психические свойства.

В 1862 г. немецкие исследователи Геккель и Мюллер сформули­ровали биогенетический закон, или закон рекапитуляции (от лат. - сжа­тое повторение). Родоначальник педологии Стенли Холл считал этот за­кон главным в психологии. Сущность его заключается в следующем:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.119 (0.008 с.)