Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные проблемы исследования процесса развития личностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общая теория развития личности включает в себя высшие достижения антропологического знания, исследует структуру личности, процесс ее развития и общие закономерности этого процесса. ' Проблема личности является необыкновенно широкой, сложной и многомерной. Эта многомерность отражена уже в самом богатстве языковых возможностей описания личности. Только в "Словаре русского языка" С. И. Ожегова среди 52 тысяч включенных в него слов 1548 определяют свойства личности. Определение личности остается дискуссионной проблемой. Трудность решения этой и других научных проблем, связанных с развитием личности, обусловлена следующими факторами: • многогранностью феноменологии личности, отражающей многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и собственной жизни; * междисциплинарный статус проблемы личности; » обусловленность понимания личности конкретно-историческим типом культуры на определенном этапе развития цивилизации; » разобщенность исследовательских усилий и обособленность антропологических наук (отход от целостности на определенном этапе развития науки). В большинстве случаев личность определяется как общественно-историческая категория. Поэтому главными в ее характеристике являются социальные функции-роли: жизнедеятельность, общение, познание, чувствование, дело, разум (В. М. Коротов). В таблице 2 процесс развития личности представлен как формирование и взаимодействие ее основных функций: поведение - деятельность (жизнедеятельность в целом), труд - работа (дело), язык - речь (общение), сознание - мышление (разум), любовь - чувство (чувствование), учение -образование (познание). Названные функции соответственно реализуют природу, способ существования, форму, содержание, назначение и ' Коротов В. М. Педагогическая технология гуманистического воспитания. Учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. - Соликамск: СГПИ, 1996. - С. 15. источник развития личности. При этом каждая из шести основных функций проявляет себя с двух сторон — внешней и внутренней и осуществляется во взаимопереходах трех форм: исходной, промежуточной и высшей. Подробнее с данной концепцией можно ознакомиться по книге В. М. Коротова "Введение в общую теорию развития личности (М., 1991) или статье этого же автора "Взаимодействие развивающихся функций личности" (Сов. педагогика. - 1989. - № 1- С. 67-72). Но в понятие "личность" входит не только ее роль в обществе, но и особенности ее психологии (направленность, мотивация, способности, характер, темперамент).
Понятно, что в каждую историческую эпоху формировался свой определенный тип личности. Если, например, жителя Западной Европы Х века характеризовали религиозная фанатичность, эсхатологические предчувствия и устремленность к потустороннему миру, то личность XIX века в обобщенной модели- рационалист; верящий в прогресс и благотворную силу науки. Конечно, такие обобщения носят относительный характер, но влияние социокультурных доминант любой эпохи на формирование личности бесспорно. Одной из наиболее сложных проблем теории развития личности являются законы, раскрывающие и объясняющие это явление. Законы эти открыты величайшими учеными XIX и XX веков и получили естественнонаучное обоснование в учении о высшей нервной деятельности И. П. Павлова. Первый закон в его самой общей форме был охарактеризован Н. Г. Чернышевским в виде главного принципа антропологии: "... Принцип этот состоит в том, что на человека надобно смотреть как на существо, имеющее только одну натуру, чтобы не разрезывать человеческую жизнь на разные половины, принадлежащие разным натурам, чтобы рассматривать каждую сторону деятельности человека как деятельность... всего его организма... ". 1 Такой подход исповедовал и И. П. Павлов, называя его монистическим, словом производным от греческого один, единственный. Современную формулировку первого закона функционирования и развития личности дает В. М. Коротов: "Жизнедеятельность личности есть одновременное проявление всех ее основных функций". 2 Данная формулировка опирается на формулу А. С. Макаренко: человек не вос- ' Чернышевский Н. Г. Антропологический принцип в философии. - М.: Госполитиздат, 1948. -С. 103. 2 Коротов В. М. Введение в общую теорию развития личности. Лекции. - М.: НИИ ТиМВ АПН СССР, 1991. - С. 120. 22 питывается по частям, достаточно точно определяющую методологическое основание современной педагогической деятельности.
Второй закон развития личности заключается в рассмотрении каждого акта жизнедеятельности личности как одновременного функционирования и развития всех ее сторон. Применение второго закона помогает понять устойчивую взаимосвязь переходов форм функций в их развитии. ' Коротов В. М., Пуйман С. А. Теоретические основы воспитания. — Учеб. пособие. - Балашов: Изд-во БГПИ, 1993. - С. 24. Таблица 2 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЛИЧНОСТИ И ИХ ФОРМЫ
Третий закон развития личности формулируется следующим образом: "Всякий акт жизнедеятельности личности в индивидуальном опыте первоначально совершается как поступок. Личность начинается с поступка". 1 А. С. Макаренко отмечал "противоречие между сознанием, как нужно поступить, и привычным поведением. Между ними,- говорит он, - есть какая-то маленькая канавка, и нужно эту канавку заполнить опытом". 2 Борьба за этот опыт правильных поступков была у А. С. Макаренко подлинной основой его педагогической системы. Поэтому опытные педагоги видят свою главную задачу в том, чтобы стимулировать правильные поступки детей и на этой основе воспитывать у них полезные привычки. В этом состоит истинная сущность воспитательной работы. Вспомним знаменитое изречение Гегеля: "Человек есть не что иное, как ряд его поступков". 3 Не случайно одна из заповедей народной педагогики гласит: посеешь поступок- пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер пожнешь судьбу. Так народная педагогика подметила важнейшую закономерность личности. Таковы лишь некоторые основные положения современной теории развития личности. Более подробно с этой проблемой можно ознакомиться, по книге В. М. Коротова "Введение в педагогику" (М.: Изд-во УРАО, 1999. - С. 74-106). Знание общей теории развития личности помогает педагогу осмыслить закономерности становления важнейших качеств ребенка: воспитание у детей правильных привычек и обычаев поведения, творческого отношения к делу, формирование культуры речи и мышления, стимулирование человеческих красивых чувств и высоких стремлений, жажды познания. Тема 5. Теория возрастного развития личности Основные понятия и сущность теории возрастного развития личности
Теория возрастного развития личности ребенка в онтогенезе - то, что составляло основное позитивное содержание педологии, включает в себя характеристику возможностей и тенденций разви- ' Там же. 2 Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. -С. 329. 3 Гегель. Энциклопедия философских наук. - Т. 1. -М.: Мысль, 1977. -С. 311. тия личности по возрастным периодам. Это обобщенный свод знаний и закономерностей, открытых педагогами и представителями других научных отраслей, которые изучая конкретные процессы становления личности ребенка, сами становились педагогами. Педагогическая теория возрастного развития личности изучает не весь процесс жизненного развития функций личности, а только лишь его начало- с рождения до 17 лет. особое внимание при этом уделяется особенностями формирования личности школьного возраста. Как и общая теория развития личности, она является междисциплинарной и носит интегрированный характер. Характеризуя разные возрастные периоды в развитии личности, необходимо выделить основные понятия этого раздела педагогики. Ими являются "в о з р а с т " и "д е т с т в о ". Возраст может не совпадать в хронологическом и психофизическом плане. Возрастной период развития личности наполнен индивидуально-неповторимым содержанием - особенностями развития функций и личности самого ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью - имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступить в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Начальные возрастные периоды образуют детство (И. Ю. Кулагина). Детство- явление историческое: и его содержание, и продолжительность изменялись на протяжении веков. Эти изменения прослеживает И. С. Кон в книге "Ребенок и общество" (М.: Наука, 1988). Я. А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать природным особенностям данного возраста. Свои педагогические теории, исходя из принципа природосообразности, разрабатывали Д. Локк и Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой, и многие другие. В XIX веке теория возрастного развития личности значительно продвинулась. Это было связано с тенденцией всестороннего изучения ребенка, сформировавшейся к концу XIX века, и биогенетическими концепциями, обращавшими особое внимание на биологические детерминанты развития, из которых вытекают или с которыми соотносятся социально-психические свойства.
В 1862 г. немецкие исследователи Геккель и Мюллер сформулировали биогенетический закон, или закон рекапитуляции (от лат. - сжатое повторение). Родоначальник педологии Стенли Холл считал этот закон главным в психологии. Сущность его заключается в следующем:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.78.146 (0.013 с.) |