![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика основных закономерностей воспитанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные закономерности воспитания открыты в передовом педагогическом опыте прошлого и находят подтверждение в современной воспитательной работе. При этом важно, что и педагогический опыт не может не развиваться по пути использования и применения на практике закономерностей воспитания. Первый закон - параллельного педагогического действия - был сформулирован на основе педагогического опыта А. С. Макаренко И. Ф. Козловым: "В жизни детей нет ни одного слова, ни одного факта, ни одного явления или отношения, которые, помимо своего непосредственного жизненного значения, не имели бы значения воспитательного". 1 Выделенная закономерность является проявлением оригинальности педагогического мышления А. С. Макаренко, постоянно прибегавшего к идее "параллельности" (двойственности, бинарности) явлений, когда они одновременно и соответствуют друг другу, и не совпадают. На основе такого противоречивого единства и строится педагогический процесс. Закон параллельного педагогического действия раскрывает необходимость обеспечения "параллельности" двух линий - реальной жизненной практики воспитанников и процесса воспитания. При этом не допускается их расхождение ("пересечение") или, наоборот, отождествление. "Параллельность" нужно обеспечить и в сочетании общественно-коллективного и личностно-индвидуального. Закон параллельного педагогического действия констатирует необходимую объективную связь между явлениями жизни ребенка или целого коллектива - словами, делами, поступками, с одной стороны, и их воспитательными результатами - реальными изменениями в развитии личности и коллектива, с другой. Этот закон приобретает исключительно важное значение для практической педагогической деятельности и для каждого педагога в отдельности тем, что обязывает их постоянно вдумчиво анализировать действия и поступки детей и их воспитательные результаты. На этой основе педагоги призваны исключать из жизни детей такие виды деятельности, которые способствуют развитию у них отрицательных качеств, и, ' 1Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987. -С. 57. 78 наоборот, включать в такие виды деятельности, которые ведут к развитию положительных.
Термин "параллельное действие" вошел в учебники педагогики еще в 6G-70 гг. Однако ему давалось ограниченное толкование: как влияние детского коллектива и даже его части - первичного коллектива -на личность. В новом прочтении этого закона (А. А. Фролов) в едином воспитательном процессе ясно осознаются две "параллельные" линии: сущность процесса и его отражение "в глазах воспитанника", как говорил А. С. Макаренко, в восприятии детей. Устранение в их представлениях четко выраженной воспитательной установки - первейшее средство гуманизации воспитания. ' Второй закон - единства воспитания и жизни детей - дополняет и конкретизирует первый, более детально раскрывая механизм, способ осуществления воспитания и отвечая на вопрос: как и почему именно так оно происходит. Наиболее точную формулировку этой закономерности также дал И. Ф. Козлов: "... Каковы характер и содержание жизнедеятельности детей, таковы и процесс и результат их воспитания, и человек (люди) как результат воспитания - это продукт своей жизнедеятельности". 2 Истоки понимания закона единства воспитания и жизни детей восходят к эпохе Просвещения и тесно связанной с ней идеей гуманизма. До появления книги Ж. -Ж. Руссо "Эмиль, или о воспитании" не было попытки осветить в целостном виде единый процесс жизни и воспитания ребенка от рождения до становления молодого мужчины. Основная мысль романа и заключается в том, что жизненный опыт самого ребенка есть его лучший воспитатель. Задача воспитателя, как справедливо считал Руссо, не навязывать свою волю ребенку, а организовать ту воспитательную среду, в которой тот сможет в максимальной степени реализовать свою "добрую волю", природу, самостоятельность и свободу. Значительный шаг вперед в понимании закона единства воспитания и жизни детей был сделан великим швейцарским педагогом И. Г. Песталоцци. В своей книги "Лебединая песня" он сделал плодотворную попытку дать ответ на вопрос: каким образом и почему развиваются те ' 1Кильянова Л. В. О сущности идеи параллельного действия в воспитании (история ее разработки и современность) // А. С. Макаренко: наследие и современные преобразования в педагогической теории и практике: Мат-лы Рос-науч. -практ. конф. - Н. Новгород: НГПИим. М. Горького, 1992. - С. 105-
106. 2 Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987. -С. 64. или иные качества личности восшпуемого? Песталоцци считал, что единственный путь, которым следует природа, развивающая и формирующая человека, его силы и способности - это их упражнение и применение на практике. Именно таким путем развиваются мыслительные способности, человек овладевает мастерством и профессией. Более того, и нравственные качества - любовь, вера, надежда, дружба, милосердие -развиваются лишь в том случае, если человек проявляет их на деле. Основываясь на своем многолетнем педагогическом опыте, Песталоцци сформулировал основной принцип природосообразного воспитания -ЖИЗНЬ ОБРАЗУЕТ (ВОСПИТЫВАЕТ). Жизнь самого ребенка- главный и единственный способ его воспитания, образования, формирования и развития. Значительно дальше своих предшественников смогли продвинуться С. Т. Шацкий и А. С. Макаренко. Познание "педагогики параллельного действия" и "единства воспитания и жизни детей" позволило им прийти к выводу о необходимости педагогически целесообразно организовать жизнь воспитанников. На этом пути были сделаны важные организационно-методические выводы, например, о воспитательном коллективе как форме такой организации жизни детей, как общем и едином методе воспитания. Возникает вопрос: почему именно Песталоцци, Шацкий и Макаренко обнаружили и глубоко раскрыли взаимосвязь между жизнью воспитанника и его воспитанием? Все они посвятили себя воспитанию обездоленных детей. И "Учреждение для бедных" в Нейгофе, и колония имени Горького, и летняя трудовая колония "Бодрая жизнь" - все они были учебно-воспитательными учреждениями интернатного типа, т. е. дети там находились постоянно, а педагоги жили вместе с ними и несли полную ответственность за их жизнь, здоровье и благополучие. Так особенность педагогического опыта накладывает отпечаток на характер педагогических открытий. Третий закон отражает историческую обусловленность воспитания уровнем развития человеческой культуры. Он носит исторический, общечеловеческий характер и является воплощением культурно-исторического подхода к воспитанию. Содержание воспитания неизбежно зависит от конкретного исторического периода, в котором новое поколение людей вступает в жизнь и овладевает не каким-то абстрактным производственным и иным социальным опытом, а тем опытом, который сложился на данный момент. Более того, новое поколение "вынуждено" овладеть этим опытом, чтобы продолжать жить, полноценно участвовать в общественном производстве и других областях жизни общества. Современную интерпретацию закона культурно-исторической обусловленности воспитания дает Б. Т. Лихачев: "закон обязательного присвоения подрастающим поколением социального опыта старших поколении как необходимого условия вхождения в общественную жизнь, осуществления преемственности между поколениями, жизнеобеспечения общества, отдельного индивида и развития сущностных сип каждой личности ". 1 Механизм действия этого закона раскрывает И. Ф. Харламов: "Чтобы подрастающие поколения могли "присвоить" этот опыт и сделать его своим достоянием, они должны "распредметить" его, то есть по существу в той или иной степени (форме) повторить, воспроизвести заключенную в нем деятельность (трудовую, познавательную, социальную, художественно-эстетическую и т. д.) и, приложив творческие усилия, обогатить его и уже в более развитом виде передать своим потомкам". 2
Прикладное значение этого закона состоит в том, что при решении таких важных вопросов, как определение целей воспитательной работы, построение содержания образовательной и трудовой подготовки, техническое оснащение учебно-воспитательного процесса и других, следует учитывать высшие достижения человечества в области производства, науки, культуры.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.83 (0.011 с.) |