Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика методов воспитания в системе целостного педагогического процессаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Исходным методом в работе педагога с детьми является требование. От правильности и объективности предъявляемых требований в конечном итоге зависит не только общая организация воспитательного процесса, но и формирование отношений между учителем и учащимися. В педагогической практике учитель сталкивается с различными видами и формами требований. В опыте передовых педагогов сложились два основных вида требований: непосредственные, когда они обращены к тем детям, от которых воспитатель добивается вполне определенных действий, и опосредованные, когда у детей вызываются последующие требования к своим товарищам. По форме требование может быть прямым, когда обращение педагога содержит четкое конкретное указание, выраженное в решительной, настойчивой манере. Прямое требование должно быть инструктивным, т. е. однозначным, ясным и четким, предельно конкретным и на первых порах необходимо детализировать предполагаемые действия учащихся. Более тонкой и сложной формой является косвенное требование, в котором задача воспитания скрыта, не выражена прямо. Его применение эффективно лишь при условии взаимопонимания педагогов и воспи- 1Коротов В. М. Общая методика учебно-воспитательного процесса: Учеб. пособие для слушателей ФПК, директоров школ и студентов пед. ин- тов. - М.: Просвещение, 1983. - С. 58. танников. В качестве стимулов здесь используется не столько само требование по содержанию, сколько психологические факторы- эмоциональные переживания, настроение, различные впечатления и т. д. Метод самообслуживания — ведущий метод организации и развития воспитательного коллектива, обеспечивающий создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности учебного заведения. Важная задача воспитателя состоит в том, чтобы обучить детей умениям и навыкам обслуживающего труда, правильному обращению с соответствующими инструментами и приборами. Прежде всего, необходим подробный инструктаж, разъясняющий и конкретизирующий последовательную цепочку требований, направленных на выполнение ряда операций, из которых складывается тот или иной вид обслуживающего труда. Принципиально важным условием успешной организации обслуживающего труда является высокое профессиональное мастерство технического персонала - взрослых, выступающих в роли наставников. В ходе организации самообслуживания учащиеся могут привлекаться к планированию коллективных трудовых дел, методика которых достаточно полно разработана в опыте И. П. Иванова. Формы организации самообслуживания разнообразны. Это могут быть и равновозрастные трудовые объединения детей, и бригадная организация труда учащихся, и индивидуальные трудовые поручения. Соревнование позволяет эффективно решать задачу дальнейшего сплочения воспитательного коллектива, включить его в деловые отношения с другими коллективами, а также способствует развитию таких социально-ценных и личностно-значимых качеств, как творческая активность, ответственность, инициативность, самостоятельность, решительность и др. К соревнованию педагог прибегает в тех случаях, когда нужно нацелить классный коллектив на решение определенной воспитательной задачи. В процессе внеурочной работы приемлемы такие формы соревнования, как олимпиады, творческие конкурсы, выставки технического творчества, круглые столы, эстафеты, Смотры художественной самодеятельности, исторические викторины, выставки творческих работ и т. д. Важным стимулом организации соревнования является поощрение победителей. Назначение ученического самоуправления состоит в том, что оно самоорганизует школьный коллектив, создает его органы, способствует развитию педагогически целесообразных взаимоотношений между членами коллектива. Самоуправление и заключается прежде всего в создании органов коллектива, в каждом из которых концентрируется руководство определенным видом коллективной деятельности: образова- тельной, хозяйственно-трудовой, культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной и т. д. В первичном коллективе класса самоуправление- это работа классного собрания. Проводить его целесообразно один раз в месяц. Определить тематику собраний и планировать их проведение целесообразно самим учащимся. На классном собрании избирается актив класса: староста, хозяйственный организатор, физорг, редактор стенгазеты и т. д. Несколько по-иному организуется самоуправление в условиях ученической производственной бригады. Управление коллективной деятельностью в этом случае осуществляет бригадир. Регулярная смена бригадира (по четвертям) позволяет каждому ученику учиться умению руководить и подчиняться. Высшими органами самоуправления являются советы бригадиров (подгрупп, классов, параллелей, школы), которые решают все вопросы, связанные с обучением и воспитанием каждого члена бригады. В условиях рыночно-хозяйственных отношений такая форма самоуправления особенно актуализируется, поскольку способствует формированию таких деловых качеств, как предприимчивость, самостоятельность, энергичность, инициативность. В основе современной методики убеждения лежит сформулированная К. Д. Ушинским идея превращения познавательной деятельности ученика в его самодеятельность. 1 Методика убеждения призвана решить две основные задачи: 1. Осуществление педагогически целесообразного отбора информации, усвоение которой организует педагог на каждом конкретном этапе воспитательной работы. 2. Построение такой системы методов убеждения, которая обеспечивала бы превращение детского воспитательного коллектива и каждого его члена в отдельности из объекта убеждения, из потребителя информации в субъект убеждения, активного носителя социально-ценностной и внутренне значимой информации. Важнейшая идея метода убеждения может быть выражена следующим образом: "Чтобы убедить, надо побудить к действию". Ведущим методом педагогического стимулирования является перспектива, т. е. выдвижение перед детьми увлекательных, значимых целей, трансформирующихся в личные стремления, желания и интересы воспитанников. 1См.: Ушинский К. Д. Воскресные школы /Избр. пед. соч.: В 2 т. - Т. 2. - М.: Педагогика, 1974. - С. 27; Его же. Труд в его психическом и воспитательном значении //Там же. - Т. 1. - С. 142. А. С. Макаренко выделял перспективы ближние, средние и дальние. В начальный период организации детского воспитательного коллектива первостепенное значение имеют ближайшие перспективы - непосредственная радость завтрашнего дня. Особо важное значение могут приобретать коллективные творческие дела - праздничное оформление, соревнование, игровые импровизации. Дети стремятся получить хорошую оценку, заняться интересной работой в кружке, участвовать в походах, экскурсиях и т. д. Средняя перспектива- это ожидаемое событие, несколько отодвинутое во времени: подготовка к каникулам, многодневному походу, завершение строительства школьного стадиона и т. п. Таких событий немного, но коллектив ими живет, к ним стремится; и по линии движения к этому событию выстраиваются перспективы близкие. Дальняя перспектива - это жизненные планы, связанные с осознанным выбором профессии, поиском жизненного призвания; это и будущее школы, т. е. долгосрочные планы. Воспитание такой перспективы - одна из конечный целей воспитательной работы. Главное в системе перспективных линий - это непрерывная смена старых перспектив новыми, постоянное их расширение, недопустимость остановки в жизни коллектива (А. С. Макаренко). Поощрение и наказание как метод педагогической коррекции на протяжении столетий вызывал противоречивые суждения и оценки. Одним из наиболее важных достижений в исследовании этого метода является монографическое исследование Л. Ю. Гордина "Поощрение и наказание в воспитании детей" (1971). Выводы, к которым пришел автор, не потеряли своей актуальности и в наше время: • следует раз и навсегда отказаться от примитивной трактовки этих методов: наказание - кара, поощрение - награда; • наказание, как и поощрение, не являются самостоятельными методами воспитания, они составляют лишь одну из сторон метода коррекции; • всесторонняя педагогическая характеристика типичных ситуаций применения поощрения и наказания открывает возможность научно обоснованного выбора воспитательных средств; • в процессе применения коррекционного метода необходимо использовать сложившиеся в коллективе традиции с тем, чтобы наказание и поощрение не оставалось бесследным в жизни коллектива. Общественное мнение является последним звеном в технологической последовательности методов педагогического стимулирования. Оно не возникает само по себе и является результатом кропотливой воспитательной работы педагогов. На практике действие общественного мнения проявляется в виде обсуждения и принятия коллективного решения органами самоуправления. Немаловажным путем выражения общественного мнения могут стать печатные органы коллектива и школьные средства информации- радио и телевидение. Главное, чтобы эта работа носила систематический характер, и по результатам обсуждения принимались конкретные решения, обязательные для каждого члена коллектива.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.158.116 (0.011 с.) |