Общая характеристика методов воспитания в системе целостного педагогического процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика методов воспитания в системе целостного педагогического процесса



Исходным методом в работе педагога с детьми является требо­вание. От правильности и объективности предъявляемых требований в конечном итоге зависит не только общая организация воспитательного процесса, но и формирование отношений между учителем и учащимися. В педагогической практике учитель сталкивается с различными видами

и формами требований.

В опыте передовых педагогов сложились два основных вида тре­бований: непосредственные, когда они обращены к тем детям, от кото­рых воспитатель добивается вполне определенных действий, и опосре­дованные, когда у детей вызываются последующие требования к своим

товарищам.

По форме требование может быть прямым, когда обращение пе­дагога содержит четкое конкретное указание, выраженное в решитель­ной, настойчивой манере. Прямое требование должно быть инструктив­ным, т. е. однозначным, ясным и четким, предельно конкретным и на первых порах необходимо детализировать предполагаемые действия

учащихся.

Более тонкой и сложной формой является косвенное требование,

в котором задача воспитания скрыта, не выражена прямо. Его примене­ние эффективно лишь при условии взаимопонимания педагогов и воспи-

1Коротов В. М. Общая методика учебно-воспитательного процесса:

Учеб. пособие для слушателей ФПК, директоров школ и студентов пед. ин-

тов. - М.: Просвещение, 1983. - С. 58.

танников. В качестве стимулов здесь используется не столько само тре­бование по содержанию, сколько психологические факторы- эмоцио­нальные переживания, настроение, различные впечатления и т. д.

Метод самообслуживания — ведущий метод организации и раз­вития воспитательного коллектива, обеспечивающий создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности учебного заведения. Важная задача воспитателя состоит в том, чтобы обучить детей умениям и навыкам обслуживающего труда, правильному обращению с соответ­ствующими инструментами и приборами. Прежде всего, необходим под­робный инструктаж, разъясняющий и конкретизирующий последова­тельную цепочку требований, направленных на выполнение ряда опера­ций, из которых складывается тот или иной вид обслуживающего труда. Принципиально важным условием успешной организации обслуживаю­щего труда является высокое профессиональное мастерство техничес­кого персонала - взрослых, выступающих в роли наставников. В ходе организации самообслуживания учащиеся могут привлекаться к плани­рованию коллективных трудовых дел, методика которых достаточно полно разработана в опыте И. П. Иванова.

Формы организации самообслуживания разнообразны. Это могут быть и равновозрастные трудовые объединения детей, и бригадная ор­ганизация труда учащихся, и индивидуальные трудовые поручения.

Соревнование позволяет эффективно решать задачу дальнейше­го сплочения воспитательного коллектива, включить его в деловые от­ношения с другими коллективами, а также способствует развитию таких социально-ценных и личностно-значимых качеств, как творческая ак­тивность, ответственность, инициативность, самостоятельность, реши­тельность и др.

К соревнованию педагог прибегает в тех случаях, когда нужно нацелить классный коллектив на решение определенной воспитательной задачи. В процессе внеурочной работы приемлемы такие формы сорев­нования, как олимпиады, творческие конкурсы, выставки технического творчества, круглые столы, эстафеты, Смотры художественной са­модеятельности, исторические викторины, выставки творческих ра­бот и т. д. Важным стимулом организации соревнования является поощ­рение победителей.

Назначение ученического самоуправления состоит в том, что оно самоорганизует школьный коллектив, создает его органы, способст­вует развитию педагогически целесообразных взаимоотношений между членами коллектива. Самоуправление и заключается прежде всего в соз­дании органов коллектива, в каждом из которых концентрируется руко­водство определенным видом коллективной деятельности: образова-

тельной, хозяйственно-трудовой, культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной и т. д.

В первичном коллективе класса самоуправление- это работа классного собрания. Проводить его целесообразно один раз в месяц. Определить тематику собраний и планировать их проведение целесо­образно самим учащимся. На классном собрании избирается актив класса: староста, хозяйственный организатор, физорг, редактор стен­газеты и т. д.

Несколько по-иному организуется самоуправление в условиях ученической производственной бригады. Управление коллективной дея­тельностью в этом случае осуществляет бригадир. Регулярная смена бригадира (по четвертям) позволяет каждому ученику учиться умению руководить и подчиняться. Высшими органами самоуправления являют­ся советы бригадиров (подгрупп, классов, параллелей, школы), которые решают все вопросы, связанные с обучением и воспитанием каждого члена бригады. В условиях рыночно-хозяйственных отношений такая форма самоуправления особенно актуализируется, поскольку способст­вует формированию таких деловых качеств, как предприимчивость, са­мостоятельность, энергичность, инициативность.

В основе современной методики убеждения лежит сформулиро­ванная К. Д. Ушинским идея превращения познавательной деятельности ученика в его самодеятельность. 1 Методика убеждения призвана решить две основные задачи:

1. Осуществление педагогически целесообразного отбора инфор­мации, усвоение которой организует педагог на каждом конкретном эта­пе воспитательной работы.

2. Построение такой системы методов убеждения, которая обес­печивала бы превращение детского воспитательного коллектива и каж­дого его члена в отдельности из объекта убеждения, из потребителя ин­формации в субъект убеждения, активного носителя социально-ценност­ной и внутренне значимой информации.

Важнейшая идея метода убеждения может быть выражена сле­дующим образом: "Чтобы убедить, надо побудить к действию".

Ведущим методом педагогического стимулирования является перспектива, т. е. выдвижение перед детьми увлекательных, значимых целей, трансформирующихся в личные стремления, желания и интересы воспитанников.

1См.: Ушинский К. Д. Воскресные школы /Избр. пед. соч.: В 2 т. - Т. 2. - М.: Пе­дагогика, 1974. - С. 27; Его же. Труд в его психическом и воспитательном значении //Там же. - Т. 1. - С. 142.

А. С. Макаренко выделял перспективы ближние, средние и даль­ние. В начальный период организации детского воспитательного кол­лектива первостепенное значение имеют ближайшие перспективы - не­посредственная радость завтрашнего дня. Особо важное значение могут приобретать коллективные творческие дела - праздничное оформление, соревнование, игровые импровизации. Дети стремятся получить хоро­шую оценку, заняться интересной работой в кружке, участвовать в по­ходах, экскурсиях и т. д.

Средняя перспектива- это ожидаемое событие, несколько ото­двинутое во времени: подготовка к каникулам, многодневному походу, завершение строительства школьного стадиона и т. п. Таких событий немного, но коллектив ими живет, к ним стремится; и по линии движе­ния к этому событию выстраиваются перспективы близкие.

Дальняя перспектива - это жизненные планы, связанные с осоз­нанным выбором профессии, поиском жизненного призвания; это и бу­дущее школы, т. е. долгосрочные планы. Воспитание такой перспекти­вы - одна из конечный целей воспитательной работы.

Главное в системе перспективных линий - это непрерывная смена старых перспектив новыми, постоянное их расширение, недопустимость остановки в жизни коллектива (А. С. Макаренко).

Поощрение и наказание как метод педагогической коррекции на протяжении столетий вызывал противоречивые суждения и оценки. Од­ним из наиболее важных достижений в исследовании этого метода явля­ется монографическое исследование Л. Ю. Гордина "Поощрение и нака­зание в воспитании детей" (1971). Выводы, к которым пришел автор, не потеряли своей актуальности и в наше время:

• следует раз и навсегда отказаться от примитивной трактовки этих методов: наказание - кара, поощрение - награда;

• наказание, как и поощрение, не являются самостоятельными мето­дами воспитания, они составляют лишь одну из сторон метода кор­рекции;

• всесторонняя педагогическая характеристика типичных ситуаций применения поощрения и наказания открывает возможность научно обоснованного выбора воспитательных средств;

• в процессе применения коррекционного метода необходимо ис­пользовать сложившиеся в коллективе традиции с тем, чтобы нака­зание и поощрение не оставалось бесследным в жизни коллектива.

Общественное мнение является последним звеном в технологи­ческой последовательности методов педагогического стимулирования. Оно не возникает само по себе и является результатом кропотливой вос­питательной работы педагогов. На практике действие общественного

мнения проявляется в виде обсуждения и принятия коллективного ре­шения органами самоуправления. Немаловажным путем выражения об­щественного мнения могут стать печатные органы коллектива и школь­ные средства информации- радио и телевидение. Главное, чтобы эта работа носила систематический характер, и по результатам обсуждения принимались конкретные решения, обязательные для каждого члена коллектива.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.147.225 (0.012 с.)