Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и особенности организации методической работы в современной школеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В современных условиях развития образовательной системы общества методическая работа в учебных заведениях представляется как неотъемлемая часть системы непрерывного образования преподавателей и воспитателей. Она направлена на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства как отдельных учителей, так и всего педагогического коллектива в целом. Современная технология организации методической работы заключается в такой продуманной и научно обоснованной последовательности взаимосвязанных действий и мероприятий, которая способствует постепенному переходу от обязательных форм к добровольным формам участия учителей по своему выбору; от руководящей деятельности представителей администрации - к самообразованию и самодеятельности самих учителей. Самым главным и существенным моментом в организации методической работы является оказание реальной, действенной помощи учителям-предметникам, классным руководителям, воспитателям в формировании и развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, умений и навыков и необходимых для современного педагога качеств и свойств личности. Основные цели методической работы сводятся к следующему: - освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся; - знакомство с новыми научными разработками в области теории обучения и теории воспитания; - оптимальное использование в собственной педагогической практике достижений и рекомендаций современной науки; - профессиональный анализ и овладение передовым педагогическим опытом; - овладение умениями и навыками педагогического проектирования; - творческий обмен опытом между членами педагогического коллектива; - внедрение инновационных технологий обучения и воспитания в собственную педагогическую практику. В целом методическая работа призвана решить задачу достижения и поддержания высокого качества учебно-воспитательного процесса в школе. Анализ передового педагогического опыта лучших школ и современные исследования показывают, что в деятельности творческого учителя всегда присутствуют исследовательские элементы (В. И. Загвязинский, А. И. Кочетов и др.). Это, конечно, не значит, что любая школа должна заниматься специальной научной работой в чистом виде. Но современной общеобразовательной школе и еще в большей степени учебным заведениям нового типа свойственны такие формы научной работы, как проведение экспериментальных исследований на широкой основе; освоение инноваций, близких опыту данной школы; разработка долговременных опытно-экспериментальных проектов и т. д. Это обстоятельство дает основание синтезировать, объединять в учебных заведениях методическую и научно-исследовательскую деятельность. Кроме того, школоведение введено новое понятие "научно-методическая работа" (К. С. Фарино). Учебно-методическая и научно-исследовательская подструктуры методической работы как целостной динамической системы самым тесным образом взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, учебно-методическая направлена на повышение профессионального мастерства педагогов и комплексное методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса. В свою очередь, научно-исследовательская подструктура стимулирует процесс создания и внедрения новых технологий обучения и воспитания, обеспечивает экспериментальную проверку их эффективности. В условиях существования единой унифицированной образовательной системы, сложившейся в бывшем СССР на протяжении нескольких десятилетий, была принята и нормативно закреплена единая модель методической работы, предназначенная для использования в разных регионах без учета национальной, краевой, психолого-личностной специфики. В наиболее полном виде она отражена в пособии Г. И. Горской и Р. Г. Чураковой "Организация учебно-воспитательного процесса в школе" (М.: Просвещение, 1986). Основными формами организации методической работы являлись методический совет опорной и базовой школ, оперативные совещания, семинары директоров школ куста, семинары руководителей методических объединений, тематические семинары для учителей, школы передового педагогического опыта и др. На оп- ределенном этапе развития советской школы, особенно после принятия Закона об укреплении связи школы с жизнью (1958 г.) и Закона о всеобщем среднем образовании (1974 г.) методическая работа в ее традиционном виде оказала положительное влияние на воспитательно-образовательную практику того времени. Плодотворные творческие новаторские поиски 50-70-х гг. были тесным образом связаны с обновлением методической работы в тех школах, где эти поиски осуществлялись. Среди них - Павлышская средняя школа Кировоградской области (директор - В. А. Сухомлинский), СШ № 544 г. Москвы (директор - Э. Г. Костяшкин), СШ №27 г. Москвы (директор- Л. Ю. Гордин), СШ №825 г. Москвы (директор- В. А. Караковский), Павлово-Посадская СШ № 16 Московской области (директор - Н. В. Менчинский), Яснополянская мемориальная школа Тульской области (директор - И. И. Левченко) и многие другие. Опыт этих и других школ показал, что наиболее действенным звеном методической работы того времени оказались школы передового педагогического опыта и подобные им формы, в которых творчески анализировались и коллективными усилиями обобщались те или иные новации учителей-предметников и воспитателей. Рассмотрим конкретный опыт организации методической работы на примере Павлышской средней школы, директором которой долгое время работал В. А. Сухомлинский. Его творчество существенно обогатило теорию и практику методической работы. Уже с первых шагов своей педагогической деятельности Василий Александрович понял, что без глубокого знания всех предметов учебного плана он не сможет эффективно организовать методическую деятельность учителей. За предельно короткое время ему удалось основательно проработать все школьные учебники и основную методическую литературу. На вопрос, обязательно ли директору школы знать все предметы учебного плана, В. А. Сухомлинский отвечал утвердительно. Уже в начальный период своей работы в Павлышской школе Василий Александрович публикует статью "Постановка эксперимента педагогическим коллективом средней школы", в которой описывает методику коллективного эксперимента, проводившегося в возглавляемой им школе. Он ставил проблему таким образом, что в самом эксперименте, реализации его результатов и общей оценке участвовал весь педагогический коллектив. Как руководителю методического объединения учителей, Сухомлинскому удавалось за год посетить более 400 уроков и внеклассных мероприятий. Всего же за время работы в Павлышской школе он посетил около 10 тысяч уроков, каждый из них проанализировал, детально разобрал и оценил. Осмыслению педагогических явлений и фактов слу- жили не только посещаемые уроки, но и доклады его коллег на педагогическом совете, регулярные дневниковые записи и наблюдения, индивидуальная работа с молодыми учителями. Ему же принадлежала инициатива создания Школы педагогической культуры. Существенную помощь в эффективной организации методической работы оказывали дневниковые записи, которые педагог вел постоянно на протяжении своей жизни и творческой деятельности. Так, каждому поколению детей, поступающих в первый класс, он посвящал отдельную тетрадь, в которой накапливались различные сведения за все годы обучения ребят в школе. При подведении итогов работы за тот или иной учебный год изучались различные методические сведения и заметки, учебно-методические планы школы за прошлые годы, письменные работы учащихся, в том числе и первоклассников десятилетний давности, делалось сравнение выпускников, получивших аттестат зрелости, с выпускниками прошлых лет, анализировались все годы работы учителя начальных классов, полный цикл работы учителя-предметника, классного руководителя и т. д. Итоговый доклад, всесторонне обсуждаемый на заседании методического объединения, становился как бы точкой отсчета для перспективы на новый учебный год. Одним из важнейших направлений организации методической работы В. А. Сухомлинский считал формирование педагогического мастерства, всестороннее повышение профессионального уровня и методической грамотности учителя. Этому в Павлышской школе уделялось значительное внимание. В частности, глубоко изучалась проблема психологии урока. Высшая цель грамотно и научно организованной методической работы, как считал Сухомлинский, состоит в воспитании учителя-исследователя. В Павлышской школе каждый учитель исследовал какой-либо отдельный аспект учебно-воспитательного процесса. Близость методической работы и научного исследования виделась педагогу в том, что и одно и второе основываются на скрупулезном анализе фактов и предполагают научное прогнозирование ожидаемых результатов. Учитель, по Сухомлинскому, не умеющий проникать мысленно в глубину фактов, в причинно-следственные связи между ними, неизбежно превращается в ремесленника. Поэтому одним из необходимых условий эффективной реализации методической работы Василий Александрович считал активную творческую деятельность всего коллектива и царящую в нем атмосферу поиска и исследования. На современном этапе организация научно-методической работы в массовой школе испытывает ряд трудностей. Данные, приводимые в специальной литературе свидетельствуют о недостаточном знании учи- телями педагогической теории. Кроме того, волевое введение того или иного новшества в учебно-воспитательную практику конкретных школ без учета их специфики и веского научного обоснования обречено на провал. Так, например, было с шаблонным переносом липецкого опыта в школы Беларуси в 60-е гг. без учета конкретных социально-педагогических условий работы педагогических коллективов и теоретического осмысления этого опыта как отдельного звена в общей цепи методических традиций школы. Это стало одной из причин дискредитации творческой новаторской деятельности липецких учителей. Таким же образом был дискредитирован опыт внедрения кабинетной системы в средние школы Беларуси в 70-е гг., который в итоге лишь свелся к материальному переоснащению техническими средствами обучения и наглядными пособиями без видимого изменения сущности и содержания процесса обучения. Современные тенденции организации методической работы характеризуются рядом отличительных особенностей, к которым можно отнести: расширение прав образовательных учреждений, отказ от жесткой регламентации, активное развитие педагогической инноватики, деятельность учебных заведений нового типа и т. д. Исходя из этого изменяется сущность и содержание методической работы. Подтверждение этому можно найти на примере опыта Политехнической гимназии г. Минска (директор - заслуженный учитель РБ К. С. Фарино). Здесь созданы необходимые условия для творческой реализации учителем профессиональных способностей в сфере как учебно-методической деятельности, так и научно-исследовательской работы. Единство этих двух сторон научно-методической работы реализуется в рамках такой структуры, как кафедра, деятельность которой и направлена на конструирование и внедрение новых педагогических технологий, организацию творческого поиска, стимулирование исследовательской работы учителей и т. д. Кроме того, при кафедрах создаются исследовательские и творческие группы учителей по отработке отдельных аспектов внедрения инноваций. Заинтересованность и добровольный характер научно-методической работы для всех - от руководителя до учителя - создает предпосылки для успешного формирования собственного педагогического опыта.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 836; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.53.112 (0.011 с.) |