Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные проблемы современной дидактикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблемы, которые разрабатывает и исследует дидактика, обусловлены ее двусторонним характером как науки. Научно-теоретическая функция дидактики заключается в изучении реальных процессов обучения, установлении закономерных связей между различными сторонами процесса обучения, раскрытии их сущности и тенденций проявления. Так, одной из важнейших проблем дидактики является установление закономерных связей между познанием и обучением. Решение теоретических проблем и полученные новые знания позволяют более эффективно направлять практику обучения, дают надежные ориентиры учителю в его педагогической деятельности. Разрабатывая проблемы отбора содержания образования, устанавливая принципы обучения, нормативы применения методов, приемов и средств обучения, дидактика выполняет нормативно-прикладную функцию. Успешное решение теоретических и прикладных проблем дидактики обусловлено использованием междисциплинарного подхода, включая внешние межпредметные связи с философией, психологией, физиологией, кибернетикой, так и внутренние - с теорией воспитания, школоведением, частными методиками. Одной из актуальных проблем дидактики является выявление взаимосвязи обучения и воспитания. Постановка этой проблемы определяется тем, что личность ребенка представляет собой неделимое целое. Одним из результатов исследования этой проблемы явилось создание теории целостного учебно-воспитательного процесса. Основная мысль авторов этой теории заключается в том, что современная школа функ- ционирует не для обучения в ней отдельным предметам, а для воспитания полноценной разносторонней образованной личности общества. Тема 8. Содержание образования 8. 1. Исторические условия формирования теории содержания образования В западноевропейской педагогике конца XVIII - начала XIX века оформились теории формального и материального образования. Таблица 6 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИЙ ФОРМАЛЬНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аргументированную критику теорий формального и материального образования дал К. Д. Ушинский. Подробный анализ взглядов К. Д. Ушинского по этой проблеме дается в книге: Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. - М.: Педагогика, 1974. -С. 134-160. 8. 2. Понятие, сущность и структура содержания образования Вопрос о содержании образования носит дискуссионный характер. Существует множество подходов к определению этого понятия и его сущности, корни которых уходят в прошлое - теорию формального и материального образования. Каждый из этих подходов по-разному определяет место и функции человека в мире и обществе: человек, личность- цель или средство, общество для него или он для общества? Этим определяется и основная направленность содержания образования- гуманистическая или авторитарная. Анализ наиболее распространенных концепций содержания образования дается в книге: Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Роспедагенство, 1996. - С. 185-189. Обобщенно можно выделить два основных подхода к содержанию образования: знаниево-ориентированный и личностно-ценностный. Первый из названных направлен к приобщению школьников к науке и производству и поэтому способствует социализации личности, вхождению ее в социум. В то же время при таком подходе знания являются самоценностью и заслоняют собой личность учащегося. В последнее десятилетие в свете идей гуманизации образования все больше утверждается личностно-ценностный подход к выявлению сущности содержания образования (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Б. М. Бим-Бад и др.). В понимании этих авторов содержание образования не сводится лишь к знаниям и умениям, хотя они остаются важнейшим и исходным элементом содержания образования. Выделяются три функции знаний: * создание общего представления о той действительности, которой они касаются, вплоть до научной картины развития общества и человечества в целом; * создание ориентировочной основы действий или определение направления поисков способов действий; * служить основой формирования эмоционального отношения к познаваемой действительности и тем самым быть средством воспитания мировоззрения. 1 Знания составляют первый элемент социального опыта, который в представлении авторов личностно-ценностной концепции является источником формирования содержания образования. Вторым элементом социального опыта является приобретенный индивидами опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности как интеллектуального, так и практического характера. 2 Третий элемент социального опыта - опыт творческой, поисковой деятельности - в современном содержании образования представлен недостаточно. Между тем, он имеет ярко выраженную целевую направленность - формирование самостоятельной творческой личности значительно актуализируется на современном этапе развития системы образования. Об этом свидетельствует и педагогический опыт новаторов. В отличие от опыта формирования способов деятельности, процедуры творческой деятельности нельзя показать и расчленить на конкретно видимые шаги. Тем не менее в специальной литературе сделана попытка скомпоновать процессуальные черты творческой деятельности. 3 Указанные три элемента содержания социального опыта не исчерпывают полностью содержания образования. Четвертый элемент составляет опыт эмоционально-ценностного отношения людей к миру и друг другу, опыт эмоциональной воспитанности. 4 Таким образом, содержание образования предполагает взаимосвязь и относительную самостоятельность каждого из вышеперечисленных элементов. Личностно-ценностная концепция содержания образования положена в основу реформирования общего среднего образования Республики Беларусь. 5 1 См.: Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. - С. 34-35. 2Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М- Педагогика 198l. -C. 45. 3 Там же. -С. 51-52. 4 Там же. -С. 57. 5См.: На пути к реформе школы: структура и содержание образования. - Мн • НИО,1997. -С. 125. 48 8. 3. Документы, определяющие содержание общего образования: учебный план средней общеобразовательной школы, учебные программы, учебники и учебные пособия Учебный план общеобразовательной школы является основным государственным документом, составной частью государственного стандарта в области образования. В нем конкретизируются критерии отбора и структурирования содержания общего среднего образования. В базовом учебном плане выделяется 7 образовательных областей, в соответствии с которыми выделяются сквозные учебные курсы: языки и литература; естествознание; обществознание; человекознание; математика; искусство; технология. В структуре учебного плана на этой основе вычленяется инвариантная часть (ядро), унифицированный государственный компонент ивариативная часть - школьный компонент. Государственный компонент является обязательным для изучения во всех типах и видах образовательных учреждений страны. Вариативная часть, школьный компонент, призван обеспечивать индивидуальный характер развития ребенка, учитывать личностные особенности, интересы и склонности, а также специфику учебного заведения и региональную социокультурную среду. Предметы школьного компонента определяются на местах. На основе учебного плана составляются учебные программы, отражающие конкретное содержание материала, его объем, логику изучения и количество часов по темам и разделам. В структурном отношении типовая учебная программа состоит из трех компонентов: объяснительной записки, или введения; собственно содержания образования, включающего основную информацию; методических указаний о путях реализации данной программы. Особое внимание уделяется межпредметным связям. Существуют два способа построения учебной программы: концентрический и линейный. Концентрическое расположение материала предполагает повторяемость на следующей ступени обучения, но уже в усложненном виде. Сущность линейного способа построения учебных программ заключается в логическом построении темы, в непрерывной последовательности тесно взаимосвязанных между собой звеньев. Конкретизация учебных программ находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях. Это основной источник знаний и организации самостоятельной работы учащихся, важнейшее средство обучения. Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и внетекстовые, вспомогательные компоненты (Д. Д. Зуев). К вне- текстовым компонентам относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечания, приложения, оглавление, указатели. Учебные пособия расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных и пр.).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.107 (0.007 с.) |