Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткий словарь основных терминов↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги Поиск на нашем сайте
И понятий педагогики Авторская школа – экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого основана на педагогической концепции, разработанной одним педагогом или авторским коллективом. Общими чертами авторской школы являются: инновационность, альтернативность, концептуальность, систематичность и комплексность, социально-педагогическая целесообразность, реальность и эффективность. Адаптация – приспособление органа, организма, личности и группы к измененным внешним условиям. Различают физиологическую, социально-психологическую, профессиональную адаптацию и другие ее виды. Аксиология – наука, исследующая философское учение о ценностях. Анализ – метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта с помощью логической абстракции. Возрастные особенности – уровень физического и психического развития, социализации личности, соответствующий каждой ее возрастной группе. Воспитание – 1) специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива воспитателей на воспитуемых с целью формирования у них заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных заведениях; 2) специально организованное, управляемое и контролируемоевзаимодействие воспитателей и воспитанников, конечная цель которого – формирование личности, нужной и полезной в обществе. Воспитывающая функция – функция обучения, которая заключается в передаче во время обучения информации о нравственных, правовых, эстетических, патриотических ценностях, формировании мировоззрения, нравственных, эстетических представлений, воспитании коллективизма, дисциплинированности, привитии слаженности совместных действий. Воспитывающая функция проявляется также в обеспечении формирования положительных мотивов учения и воспитательного воздействия личности учителя как примера для подражания. Восприятие – отражение в сознании учащегося (опосредованно, непосредственно) предмета обучения. Гиперсреда – технология представления любых видов информации в виде относительно небольших блоков, ассоциативно связанных друг с другом. Гипертекст – документ, содержащий ссылки на блоки текста внутри самого документа или на другие документы. Гипотеза – научное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке. Гуманизм – совокупность взглядов, признающих ценность человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей независимо от общественного положения. Гуманитаризация образования – система мер, направленная на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и тем самым на формирование личностной зрелости обучаемых. Диалектика – 1) теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении; 2) наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Дидактика как наука изучает закономерности процесса обучения, анализирует условия его протекания, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие запланированный результат. Дидактические принципы – основные положения, определяющие содержание, организационные формы, методы учебного процесса в соответствии с целями и закономерностями. Динамические иллюстрации – динамичная графика, основанная на применении различных динамических визуальных эффектов (движущиеся картинки, выделение цветом, шрифтом элементов схем, таблиц и т.д.). Диспут – метод, предполагающий ведение горячих споров на разные темы, волнующие воспитанников. Дистанционное образование – современный комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения на основе использования способов дистанционного обучения. Дистанционное обучение – способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателем и учащимся. Дифференциация в обучении и образовании –1) организация учебной деятельности школьников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком; 2) ориентация системы образования на удовлетворение различных образовательных потребностей. Закон – это строго зафиксированнаязакономерность. Закономерность становится законом при следующих условиях: наличие четкости объектов и связей; исследованность видов, форм и характера связей; установленность пределов связей. Закономерность – факт наличия объективной, существенной, необходимой, общей, устойчивой и повторяющейся взаимосвязи. В дидактике выделяют: закономерность цели – цель обучения зависит от уровня и темпов развития общества, его потребностей и возможностей и от уровня развития педагогической науки и практики; закономерность содержания – содержание обучения зависит от общественных потребностей и целей обучения, темпов социально-культурного и научно-технического прогресса, возрастных возможностей школьников, уровня развития теории и практики обучения, материально-технических и экономических возможностей учебного заведения; закономерность методов – эффективность дидактических методов зависит от знаний и навыков в применении методов, цели, содержания обучения, возраста и учебных возможностей учащихся, материально-технического обеспечения и организации учебного процесса; закономерность единства чувственного, логического и практического в педагогическом процессе – продуктивность учебного процесса зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления и практического применения учебного материала; закономерность единства обучающей и учебной деятельности – продуктивность учебного процесса зависит от сотрудничества участников познавательного процесса; закономерность управления – продуктивность обучения зависит от обратной связи в системе, коррекций педагогических воздействий, дифференциации обучения; закономерность стимулирования – продуктивность педагогического процесса зависит от внешних и внутренних стимулов; закономерность динамики – величина последующих изменений в педагогическом процессе зависит от результатов предшествующих этапов; закономерность качества – продуктивность этапов обучения зависит от характера и объема материала, организационно-педагогического влияния учебной деятельности, обучаемости учащихся, времени обучения. Закономерность воспитания –это общие объективные связи, существующие между явлениями и процессами воспитания. Общие закономерности в педагогикеотражают объективные связи между главными компонентами педагогической системы: целью, содержанием, методом, формой, средством, управлением, стимулированием, продуктивностью. Знания – отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки; коллективный опыт и результат познания. Знания-трансформации представляют следующий уровень познавательной активности личности, при котором учащиеся могут решать задачи разной сложности путем переноса усвоенных знаний, умений и навыков. Зона ближайшего развития – понятие для определения развития воспитуемого, которое характеризуется разницей между совместной со взрослым и самостоятельной деятельностью ребенка. Инкультурация – процесс приобщения человека к высшим ценностям мировой и национальной культуры. Инновационная деятельность учителя – социально–педагогический феномен, отражающий его творческий потенциал, выход за пределы нормативной деятельности. Информационная культура личности – результат образования, включающий систему знаний всех видов и уровней (законы, представления, понятия, учения, концепции, суждения, гипотезы, теории). Информационный уровень познавательной активности учащихся – уровень обучения, который характеризует усвоение изучаемого материала в виде знакомства с ним и общего представления об объекте изучения, а также в форме альтернативных суждений (“да – нет”, “или – или”) в мышлении. Категории – общие, фундаментальные понятия науки, отражающие ее сущность, типичные формы. Классификация методов – упорядоченная по определенному признаку система методов. Коллективное творческое дело (КТД) – 1) мероприятие; 2) способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни; 3) основное воспитательное средство, направленное на создание нового продукта. Компетенция – заданная норма, требования к подготовке учащихся. Компетентность – качество личности, предполагающее, что человек владеет определенной компетенцией. Личность – индивид как субъект социальных отношений и социальной деятельности. Личность предполагает устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности [А.М.Прохоров]. Личностно ориентированное обучение – обучение, основанное на учете психологических и социально-педагогических характеристик личности. Представляет тип развития, предполагающий обучение и воспитание учащихся как инициативных и активных, способных к творчеству субъектов деятельности. Метод воспитания – 1) путь достижения заданной цели воспитания; способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с тем, чтобы выработать у них заданные целью воспитания качества; 2) научно обоснованный способ педагогически целесообразного взаимодействия с детьми, организации и самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимулирования их деятельности и самовоспитания; 3) способ целенаправленной совместной деятельности преподавателя и студента по решению задач формирования разносторонне развитой личности будущего учителя. Метод наказания – метод педагогического воздействия, призванныйпредупреждать нежелательные поступки, тормозить их, осуществлять коррекцию поведения, которое противоречит нормам,вызывать чувство вины. Метод обучения – путь достижения цели и задач обучения; способ деятельности учителя и учащегося. Метод педагогического требования – метод, предполагающий эмоционально-волевое воздействие воспитателя на воспитанника, которое позволяет через определенную деятельность вызывать, стимулировать или тормозить нормы поведения, а также проявление конкретных качеств. Метод поощрения – метод стимулирования человеческой деятельности. Метод увещеваний – метод,позволяющий сочетать просьбу с разъяснением и внушением. Метод этической беседы – метод, предполагающий участие воспитателя и воспитанника в систематическом и последовательном обсуждении различных тем. Методика преподавания – часть педагогической науки, которая представляет собой частные дидактики, исследующие специальные особенности преподавания по отдельным учебным предметам или уровню образования. Методическая система взаимодействия педагога с учеником является важнейшим элементом структуры процесса обучения, который призван обеспечивать эффективность обучения. Методология – 1) совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке; 2) область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически преобразующей деятельности. Мотивационная культура личности – результат социализации и воспитания личности; формируется в процессе ее развития; включает социальные установки личности, желания, интересы, ценностные ориентации, убеждения и т.д. Навык – компонент практической деятельности, проявляющийся в выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократных упражнений. Наследственность – свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Образование – результат обучения и воспитания, который представляет систему накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления и направленности эмоционально-ценностных отношений и поведения. Образовательная функция – функция, отражающая главное назначение процесса обучения, которое состоит в том, чтобы вооружить учащихся системой научных знаний с учетом действующего стандарта образования и научить совершенствовать свои знания. Обучение – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей учащихся, закрепление навыков их самообразования в соответствии с поставленными целями. Общение – процесс взаимодействия, в котором участвующие люди оказывают влияние на притязания и намерения, на мысли и чувства друг друга. Объект педагогики – человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания. Операционная культура – результат активности и деятельности в развитии личности, состоящий из системы умений всех видов и уровней (навыки, привычки, способы, приемы, методы, методики). Организационная форма – система взаимодействия педагога и ученика, построенная с учетом цели, содержания, методов обучения. Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для достижения поставленной цели. Парадигма – совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которое воплощается в научной практике на данном этапе. Парадигма является основанием выбора проблем, а также моделью, образцом для решения исследовательских задач. Педагогика – наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Педагогическая диагностика – завершающий элемент структуры процесса обучения, направленный на выявление качества знаний, умений и навыков учеников. Педагогическая технология – направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов, разработке оптимальных обучающих систем, конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками; система методов и приемов учителя; методика или отдельные методы воспитания. Педагогический менеджмент – комплекс принципов, методов, организационных норм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленных на повышение его эффективности. Педагогический процесс – самодвижение, а также управляемый процесс, который осуществляется через решение множества педагогических задач, подчиненных конечным целям системы обучения и воспитания. Подражательность – творческая деятельность индивида, благодаря которой люди овладевают социальным и нравственным опытом. Полноценные знания характеризуют уровень познавательной активности учащихся, который определяется наличием умений применять усвоенные знания на практике при решении задач и получении новой информации. Правила –положения, раскрывающие отдельные стороны принципа обучения. Предмет исследования общей дидактики – процесс преподавания и учения вместе с факторами, его определяющими, условиями протекания и результатами обучения Предмет педагогики – 1) воспитательная деятельность по приобщению человека к жизни в обществе, осуществляемая учебно-воспитательными учреждениями, социальными институтами, семьей; 2) пути и средства передачи (получения) человеком культурно-исторического опыта и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей; 3) воспитание человека как особая функция общества; 4) воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека; 5) процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания. Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели и задач обучения, обеспечение информирования, восприятия, осознания и практического применения знаний. Прием – частное совершенствование метода. Принципы воспитания – общие фундаментальные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации данного процесса. Процесс обучения – взаимосвязанная деятельность учителя и учеников по достижению образовательных целей. Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, развитию их способностей, выработке мировоззренческих взглядов и убеждений. Прочность усвоения – результат обучения, зависящий от объективных факторов: организации обучения, содержания и структуры материала, используемых видов, методов и времени обучения, а также от субъективного отношения учащихся к учебному материалу, учителю и обучению. Развивающая функция – функция, обеспечивающая повышение уровня мыслительных операций, быстроту и точность восприятия, развитие различных видов памяти, информативности и выразительности речи, познавательных процессов, творчества, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений в личности и в человеческой общности. Результат обучения – то, к чему приходит обучение, конечное следствие учебного процесса, степень реализации намеченной цели. Репродуктивный уровень познавательной активности учащихся – уровень обучения, который позволяет овладевать основными понятиями предмета, дает возможность осуществлять словесное описание действий с объектом изучения и выполнять их анализ. Рефлексия – анализ собственных действий и состояний, а также выяснение того, как другие знают и понимают “рефлексирующего“, его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. Самовоспитание – средство индивидуального развития, которое строится на внутренних усилиях самой личности; внутренняя сторона воспитания. Системный подход – способ исследования, который ориентирует на раскрытие целостного объекта, выявление многообразных типов связей и сведение их в единую (системную) теоретическую картину. Методологические принципы системного подхода неразрывно связаны с принципом системности материалистической диалектики. Содержание воспитания – система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Содержание обучения (образования) – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащиеся должны овладеть в процессе обучения. Социализация – процесс и результат присвоения и активного воспроизводства личностью социального опыта, осуществляемый в общении, обучении и деятельности. Социальный заказ – официальная ориентация общественных институтов на достижение в своей деятельности заданного результата, необходимого для дальнейшего развития общества в целом. Педагогическая разработка социального заказа заключается в создании соответствующей модели рациональной организационно-педагогической деятельности всех органов, учреждений и работников системы образования. Среда – совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Различают среду внешнюю и внутреннюю. Во взаимодействии среды и личности изменения личности могут отставать от изменений среды, что создает противоречия, учет которых существен для воспитания и перевоспитания личности. Средство воспитания – совокупностьприемов воспитания. Средство обучения – предметная поддержка учебного процесса. Стандарт образования – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. Государственные стандарты образования Республики Беларусь содержат общие требования к уровням образования и срокам обучения, типам учреждений образования, классификации специальностей, квалификаций и профессий, документам об образовании. Отраслевые стандарты образования содержат нормирование структуры, обязательный минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки учащихся, уровень подготовки выпускников, критерии оценки качества образования. Субъективно-прагматический метод стимулирования деятельности и поведения воспитанников – метод, который основывается на том, что быть необразованным, невоспитанным, недисциплинированным становится невыгодно. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические действия на основе усвоенны х знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Упражнение – всеобщий метод формирования необходимых качеств личности. Учение – процесс деятельности учащегося, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые знания и умения, формы деятельности и поведения, совершенствуются ранее приобретенные. Форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма воспитания – внешнее выражение содержания воспитания. Формирование – процесс становления человека под воздействием всех факторов: экологических, социальных, экономических, педагогических и др. Цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение; будущее, на которое направлены усилия обучения. Литература 1. Бабанский, Ю.К. Педагогика: учеб. пособие для пед. вузов / Ю.К.Бабанский. – М.: Педагогика, 1988. – 479 с. 2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения: учебник для студентов пед. вузов / В.П.Беспалько. – М.: Ин-т проф. образования России, 1995. – 336 с. 3. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П.Иванов. – М.: Педагогика, 1989. – 206 с. 4. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. – М.: Академия, 2003. – 176 с. 5. Кочетов, А.И. Организация самовоспитания школьника / А.И.Кочетов. – Мн.: Народная асвета, 1990. – 173 с. 6. Краткий психологический словарь / под. общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского; ред.-сост. Л.А.Карпенко. – 2-е изд., испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 505 с. 7. Леонтьев, А.И. Деятельность. Сознание. Личность / А.И.Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с. 8. Лихачев, Б.Т. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Б.Т.Лихачев. – М.: Прометей, 1996. – 464 с. 9. Наумчик, В.Н. Педагогический словарь / В.Н.Наумчик, М.А.Паздников, О.В.Ступакевич. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2006. – 280 с. 10. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С.Рапацевич. – Мн.: Современное слово, 2005. – 720 с. 11. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П.Подласый. – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с. 12. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж.Равен; пер. с англ. – М.: Когито-центр, 2002. – 394 с. 13. Рубинштейн, С.Л. Принципы и пути развития психологии / С.Л.Рубинштейн. – М.: АН СССР, 1959. – 354 с. 14. Советский энциклопедический словарь. / гл. ред. А.М.Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов. энцикл., 1988. – 1630 с. 15. Философский словарь / под. ред. И.Т.Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1987. – 590 с. 16. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А.В.Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64.
Учебное издание Ушакова Валентина Михайловна
ПЕДАГОГИКА Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения БГУ культуры и искусств
Редактор Р.А.Масловская Технический редактор Л.Н.Мельник
Подписано в печать 2010 г. Формат 60х841/16. Бумага писчая № 2. Усл. печ. л. 5,35. Уч.-изд. л. 3,76. Тираж экз. Заказ.
Белорусский государственный университет культуры и искусств. 220007, г. Минск, ул. Рабкоровская, 17. Лицензия № 02330/0131818 от 02.06.2006 г.
Напечатано на ризографе Белорусского государственного университета культуры и искусств. 220007, г. Минск, ул. Рабкоровская, 17.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.136.88 (0.013 с.) |