Тема 3. Общие закономерности развития человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Общие закономерности развития человека



Тест самоконтроля

1. Что понимается под развитием человека? Выберите верный ответ.

1. Развитие человека определяется его потребностями и возможностями.

2. Накопление количественных изменений в организме человека влечет за собой его развитие.

3. Развитие – это становление человека в процессе жизни и деятельности.

4. Развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями.

5. Развитие человека – это количественные и качественные изменения в его организме, происходящие под воздействием различных факторов.

 

2. Какие качества наследуются детьми от родителей? Выберите верные ответы.

1. Черты характера.

2. Цвет глаз, цвет кожи, группа крови, резус-фактор.

3. Интеллектуальные особенности.

4. Способности к разным видам деятельности.

5. Задатки для развития способностей.

 

3. Как влияет среда на развитие личности? Выберите верные ответы.

1. В условиях неблагоприятной социальной среды духовное, социальное, психическое развитие личности происходить не может.

2. Благоприятные условия среды обеспечивают человеку более высокий уровень развития.

3. Ребенок, отягощенный негативной наследственностью своих родителей, попав в неблагоприятную среду, может раз­делить их судьбу.

4. Развитие наследственных задатков в первую очередь зависит от влияния на человека организованной среды – обучения, воспитания, самовоспитания.

5. Нельзя утверждать, что дети неблагополучных родителей в условиях неблагоприятной среды разделят их судьбу.

 

4. Определите приоритеты в развитии способностей человека. Выберите верный ответ.

1. Развитие способностей человека в первую очередь зависит от наличия задатков.

2. Развитие способностей определяется объемом приобретенных знаний, умений и навыков.

3. В развитии способностей не последнюю роль играет семья.

4. На развитие способностей большое влияние оказывает специальная организация учебно-воспитательного процесса.

5. Развитие способностей определяется влиянием среды.

 

5. От чего зависят высокие результаты обучения в школе? Выберите верный ответ.

1. От семейного воспитания.

2. От наличия положительных наследственных задатков.

3. От интереса к учебе.

4. От благоприятного влияния близкой и дальней среды.

5. От личности учителя.

 

Итоговый тест самоконтроля

За правильный ответ начисляется один балл. Сумма баллов – ваша оценка.

1. Что является источником развития личности человека?

2. Какие противоречия определяют развитие личности человека?

3. В чем суть биогенетического закона?

4. Назовите факторы, обусловливающие развитие личности.

5. Что такое наследственность?

6. Какая наука изучает наследственность?

7. Что представляет собой наследственная программа?

8. Что такое задатки?

9. Наследуется ли интеллект?

10. Как наследуются моральные и нравственные качества личности?

11. Как влияет ближняя среда на развитие личности?

12. Какое влияние оказывает на личность дальняя среда?

13. Что мы понимаем под организованной средой?

14. Как влияет процесс воспитания на развитие личности?

15. Что понимается под зоной ближайшего развития?

16. Что такое зона актуального развития?

17. В каком отношении находятся между собой деятельность и развитие личности?

18. Для чего необходима диагностика развития личности?

19. Как влияет активность на развитие личности?

20. Назовите наиболее распространенный метод изучения качеств личности.

 

Тема 4. Педагогический процесс

Тест самоконтроля

1. В чем сущность педагогического процесса? Выберите верный ответ.

1. Педагогический процесс – это обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности.

2. Педагогический процесс – это учебно-воспитательный процесс.

3. Структура педагогического процесса идентична системе протекания процесса (система народного образования, школа, класс, учебное занятие и др.).

4. Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых и результаты.

5. Педагогический процесс как трудовой процесс содержит в себе объекты, предмет, средства и продукты труда.

 

2. Современные толкования сущности и направленности педагогических новаций считаются противоречивыми. Найдите в предложенных ответах подтверждение данному суждению.

 

Инновации – это:

1) изменения внутри педагогической системы, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса (И.П.Подласый);

2) обязательно прогрессивные нововведения, продвигающие практику вперед (Ю.К.Бабанский);

3) не новые, но постоянно актуальные и не исчерпавшие себя идеи и практические технологии оптимизации учебно-воспитательного процесса, охватывающие систему педагогической науки и практики;

4) полезные применения известных идей, средств и результатов;

5) рассматриваемые в единстве идеи, процессы, средства и результаты;

6) возврат к классическим основаниям природосообразной педагогики в качестве новой парадигмы воспитания;

7) разработка и внедрение новых технологий, методов и средств;

8) новые подходы к организации и управлению педагогическими процессами.

 

3. Что служит обоснованием целостности педагогического процесса? Выберите верный ответ.

1. Общность методологической базы.

2. Единство и неделимость педагогического процесса.

3. Общность подпроцессов, составляющих педагогический процесс.

4. Единство условий протекания.

5. Подчиненность стратегической цели формированию всесторонне и гармонически развитой личности.

 

4. В чем суть закономерностей педагогического процесса? Выберите верные ответы.

1. Закономерность динамики педагогического процесса зави­сит от величины изменений на всех предыдущих его этапах.

2. Закономерность управления учебно-воспитательным про­цессом определяется эффективностью педагогического воздействия и зависит от интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами и величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий.

3. Закономерность стимулирования учебно-воспитательной деятельности зависит от «тесноты» связи между собой чувственного, логического и практики в педагогическом процессе.

4. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности учащихся зависит от качества педагогической деятельности учителя, качества познавательной деятельности учащихся, динамики учебного процесса.

5. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса обусловлены потребностью общества и личности, возможностями общества и условиями протекания процесса.

 

5. В чем сущность этапов педагогического процесса? Выберите верные ответы.

1. Этапы – это составные части педагогического процесса.

2. Главными этапами являются планирование и оперативный контроль.

3. На этапе подготовки педагогического процесса решаются следующие задачи: постановка целей, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

4. Сущность целеполагания заключается в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях.

5. Этап осуществления педагогического процесса состоит из анализа достигнутых результатов.

 

Итоговый тест самоконтроля

За правильный ответ начисляется один балл. Сумма баллов – ваша оценка.

1. Что представляет собой педагогический процесс?

2. Назовите компоненты педагогического процесса.

3. Что понимается под целостностью педагогического про­цесса?

4. В чем заключается специфика педагогического процесса?

5. Назовите характеристики педагогического труда как тру­дового процесса.

6. От чего зависит динамика педагогического процесса?

7. В чем суть закона развития личности в педагогическом процессе?

8. Чем определяется закон управления учебно-воспита­тельным процессом?

9. Сформулируйте закономерность обусловленности течения и результатов педагогического процесса.

10. О чем свидетельствует закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе?

11. В чем проявляется закономерность единства педагогической и познавательной деятельности?

12. Какие этапы выделяются в педагогическом процессе?

13. Что представляет собой педагогическая диагностика?

14. Какое значение в педагогической науке имеет педагогическое прогнозирование?

15. В чем заключается сущность педагогического проектирования?

16. Что включает в себя этап осуществления педагогического процесса?

17. Зачем нужен анализ достигнутых результатов в педагогическом процессе?

18. Что такое педагогические инновации?

19. Назовите основные направления инновационных обновлений педагогической системы.

20. Что следует понимать под оптимизацией педагогического процесса?

 

 

 
 

Р а з д е л II. Тема 5. Основные этапы

развития педагогической мысли

Тест самоконтроля

1. Заполните таблицу: внесите недостающие имена, даты, названия работ и основные идеи.

 

Имена Даты жизни Названия работ. Деятельность. Идеи
     
Педагогические взгляды древнегреческих философов
  551–479 гг. до н.э. Редактирование книг. Основа обучения – чтение старинных книг
Демокрит   Афоризмы, обобща­ющие труды в области знаний
  469–399 гг. до н.э., 427–347 гг. до н.э., 384–322 гг. до н.э.  
  35–96 “Образование оратора”
М.Тертуллиан   Педагогические трактаты
А. Блаженный 353–430  
Педагогическая мысль в эпоху Средневековья
  1053–1125 “Поучения”. Основные идеи: отношение к богу; отношение к власти и самому себе
К.Туровский   “Притча о человеческой душе и теле”
Нестор   Автор первой редак­ции “Повести временных лет”
Ф.Аквинский 1225–1274  
  1378–1446 Идеи гуманизма воплощены в “Школе радости”
  1466–1536 Памфлет “Похвальное слово глупости”
    Роман “Гаргантюа и Пантагрюэль”; предложена система нового воспитания
Н.Гусовский 1480–1533  
Ф.Скорина   Издание 23 книг Ста­рого Завета Библии. Основание первой типо­графии на территории Беларуси
И.Лойола 1491–1556  
     
Развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения
  1510–1583 “Букварь для детей и родителей”. Основание книгопечатания на Руси
С.Будный 1530–1593  
  1592–1670 “Великая дидактика”
Ф.М.Ртищев 1626–1673  
С.Полоцкий 1629–1680  
  1632–1704 “Мысли о воспитании”
С.Медведев 1641–1691  
  1650–1717 Составление первого букваря; написание грамматики; “Домострой” – правила поведения; “Вразумления”; идея создания высших школ
Педагогическая мысль и просвещение в ХVIII – начале ХХ в.
Л.Магницкий 1669–1739  
  1711–1765 “Краткое руковод­ство к риторике”, “Риторика”, “Российская грамматика”, “Краткий Российский летописец с родословием”, “Древняя Российская история”, “Слово похвальное блаженной памяти государю императору Петру Великому”
Ж.-Ж.Руссо 1712–1778  
  1713–1784 “Толковый словарь наук, искусств, ремесел”
  1715–1771 “Об уме”, “О человеке и его умственных способностях и его воспитании”
П.Гольбах 1723–1789  
И.-Г.Песталоцци 1746–1827  
  1771–1858 “Новый взгляд на общество”
  1776–1841 Разработаны фундаментальные основы науки педагогики (пред­мет, категории, структура, идеи)
А.В.Дистервег 1790–1886  
  1810–1881   Предложена концепция общеобразователь­ной школы и ее ступенчатый характер
Я.Чечот 1796–1847  
В.Г.Белинский 1811–1848  
А.И.Герцен     Программа переустройства русского просвещения
     
  1824–1871   “О камеральном образовании”, “Педагогическая антропология”, “Родное слово”. Разработаны основы научной педагогики
Л.Н.Толстой 1828–1910  
Н.Г.Чернышевский 1828–1889  
Н.А.Добролюбов 1836–1861  
Ф.Богушевич 1840–1900  
  1851–1897   Поэт-демократ; синтез реализма и романтизма
  1859–1952   Создание прагматической педагогики; идеи педоцентризма
Н.К.Крупская 1869–1939  
Э.Торндайк 1874–1949  
  1876–1916   “Гасцінец для маленькіх дзяцей”. “Першае чытанне для дзетак беларусаў”
Народное образование и педагогическая мысль в советское время
    Руководство первой опытной станцией по народному образованию Наркомпроса
  1882–1956   “Песни неволи”, “Новая земля”, “Хата рыбака”, “На перепутье”
Я.Купала 1882–1942  
      “Педагогика”; идея интегрированных предметов
П.П.Блонский   “Педагогика”, “Основы педагогики”
З.Бядуля 1886–1941  
Т.Гартный 1887–1937  
  1888–1939 “Педагогическая поэма”
М.Богданович 1891–1917  
    “Сердце отдаю детям”, “Павлышская средняя школа”, “Разговор с молодым директором школы”, “Рож­дение гражданина”, “Мудрая власть коллектива”, “Родительская педагогика”
Ш.А.Амонашвили    
И.П.Волков    
Е.Н.Ильин    
С.Н.Лысенкова    
В.Ф.Шаталов    

 

2. Что является общим и оригинальным для деятельности белорусских ученых и просветителей ХIV–ХVII вв. Н.Гусов­ского, Ф.Скорины, С.Будного, В.Тяпинского, Л. и С.Зизания, М.Смотрицкого, Я.Намысловского, М.Сарбевского, С.Полоц­кого, К.Лещинского, И.Капиевича, К.Нарбута и др.?

 

3. Назовите основные педагогические и просвещенческие идеи, характерные для творчества И.Хрептовича, М.Пачо­бута, И.Яленского, А.Довгирда, Ф.Бохнина и других, которые послужили основанием для школьных реформ ХVIII ст. в Беларуси.

 

4. Какой вклад в развитие педагогической науки и практики в ХIХ–ХХ вв. внесли известные ученые Европы и Америки (Г.Кершенштейнер, В.-А.Лай, Э.Торндайк, Э.Мейман, Д.Дьюи)?

 

5. Назовите основоположников педагогической теории и практики в России, дайте характеристику их трудам. Определите их роль в развитии советской педагогики, современного состояния педагогической науки и профессионального образования.

6. Назовите известных педагогов и просветителей, которые внесли вклад в народное образование и педагогическую мысль в ХIХ–ХХ вв. в Беларуси, периоды их жизни, названия работ и идеи.

 

Итоговый тест самоконтроля

За правильный ответ начисляется один балл. Сумма баллов – ваша оценка.

1. Какие периоды можно выделить в развитии педагогики как науки?

2. Дайте характеристику педагогическим взглядам древнегреческих философов.

3. Охарактеризуйте основные направления развития педагогической мысли в эпоху Средневековья.

4. Кого из белорусских просветителей ХIV–ХVII вв. вы знаете? Какой вклад они внесли в педагогическую науку?

5. Кто такой Я.А.Коменский? Назовите его основные педагогические труды.

6. Назовите имена педагогов-просветителей Беларуси ХVIII–ХIХ вв. и охарактеризуйте их вклад в развитие образования.

7. Какой вклад в развитие педагогической теории и практики в ХIХ–ХХ вв. внесли ученые Европы?

8. Назовите представителей американской педагогической школы ХIХ–ХХ вв.?

9. Что вы знаете о педагогическом творчестве К.Д.Ушин­ского?

10. Дайте общую характеристику деятельности просветителей М.Никифоровского, И.Носовича, М.Янчука, К.Тихо­мирова, Д.Степуры, Ф.Кудринского, Я.Карского, П.Лепешин­ского, Э.Пашкевич, Я.Купалы, Я.Коласа, И.Буйницкого, В.Голубка, Г.Ширмы. Раскройте их роль в развитии образования Беларуси в ХIХ–ХХ вв.

 

 

 
 

Приложение 3

 


Примерные вопросы к экзамену

1. Педагогика как наука, ее выделение в особую отрасль знания и предмет исследования.

2. Возникновение и развитие педагогической науки. Педагогические взгляды древнегреческих философов. Педагогическая мысль в эпоху Средневековья. Гуманистические взгля­­ды педагогов эпохи Возрождения. Советский период в развитии педагогики как науки.

3. Педагогические взгляды Я.А.Коменского.

4. Философские и естественнонаучные основы педагогической системы К.Д.Ушинского.

5. Проблемы коллектива и личности в педагогическом наследии А.С. Макаренко.

6. История развития педагогической мысли в Беларуси в эпоху Средневековья и эпоху Возрождения. Деятельность Ф.Скорины, С.Будного.

7. Педагогическая мысль в Беларуси в ХVII–ХVIII веках. Деятельность белорусских просветителей С.Полоцкого, Я.Че­чота.

8. Педагогические взгляды в Беларуси в ХIХ–ХХ веках. Деятельность просветителей С.Монюшко, Ф.Богушевича, Я.Лучины, Э.Пашкевич, Я.Коласа, Я.Купалы, З.Бядули, Т.Гартного, М.Богдановича.

9. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, развитие, формирование.

10. Система педагогических наук. Связь педагогической науки с другими науками.

11. Понятие о личности, ее развитие и формирование. Научная трактовка основных факторов развития личности.

12. Роль наследственности в развитии личности.

13. Влияние среды на становление и развитие личности.

14. Воспитание и самовоспитание как решающие факторы развития личности.

15. Деятельность как фактор развития личности.

16. Роль культуры в развитии личности.

17. Педагогический процесс как система. Целостность педагогического процесса, его структура.

18. Закономерности педагогического процесса.

19. Этапы педагогического процесса.

20. Методология педагогического исследования, ее уровни.

21. Характеристика основных методов педагогического исследования, их классификация.

22. Сущность педагогического эксперимента, его этапы.

23. Дидактика – наука об обучении. Категории дидактики и важнейшие этапы ее развития.

24. Процесс обучения, его сущность.

25. Функции процесса обучения.

26. Структура и этапы процесса обучения.

27. Содержание образования в современной школе. Объективные и субъективные факторы, влияющие на его разработку.

28. Основные документы, определяющие содержание образования в современной школе. Понятие о стандартах образования.

29. Условия и факторы обучения, их иерархия и комплексное влияние на обучение.

30. Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения.

31. Характеристика дидактических принципов: сознательности и активности в обучении, прочности знаний, связи теории с практикой.

32. Принципы научности, систематичности и последовательности в обучении.

33. Основные принципы обучения, реализация их требований в ходе изучения учебного предмета.

34. Понятие о методах, приемах и средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения.

35. Характеристика основных методов обучения. Поиск нестандартных методов обучения.

36. Понятие и классификация средств обучения. Школьный учебник и аудиовизуальные средства обучения.

37. Урок как основная форма организации обучения и воспитания. Требования к современному уроку. Критерии его эффективности.

38. Традиционные технологии обучения: сущность, содержание, структура.

39. Личностно ориентированные образовательные технологии, их гуманистические и демократические основы.

40. Игровые образовательные технологии, перспективы их использования.

41. Сущность и содержание педагогического контроля оценки знаний.

42. Функции, современные формы и методы контроля и оценки знаний.

43. Воспитание как общественное явление.

44. Стратегические цели и современные приоритеты воспитания в контексте Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

45. Особенности и сложности процесса воспитания.

46. Характеристика основных закономерностей и принципов воспитания.

47. Особенности содержания и направлений формирования культуры личности студента.

48. Понятие и сущность методов и средств воспитания.

49. Характеристика классификаций методов воспитания.

50. Общая характеристика форм воспитания.

51. Сущность коллективного творческого дела и этапы его осуществления.

52. Характеристика современных технологий воспитания.

53. Технологии авторитарного воспитания, их деструктивный характер, возможности использования в современной системе образования.

54. Технологии демократического воспитания, принципы их построения, перспективы использования.

55. Технологии свободного воспитания: сущность, недостатки, возможности использования в современном воспитательном процессе.

56. Технологии развития творческого потенциала личности (Г.С. Альтшуллер, И.П. Волков, И.П. Иванов и др.).

57. Понятие педагогического менеджмента, его системный характер.

58. Своеобразие сферы педагогических услуг.

59. Новые мотивы учения в условиях рыночной экономики.

60. Система образования Республики Беларусь и принципы ее построения. Закон Республики Беларусь “Об образовании”, его общая характеристика. Направления реформы школы.


Приложение 4

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.148.105 (0.089 с.)