Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание, обучение и педагогическая мысль в феодальном обществе

Поиск

Изменение социокультурной ситуации на Западе, связанной с ут­верждением феодального строя, а также распространением христианст­ва как духовно-нравственной доминанты общества коренным образом повлияло на смену педагогической парадигмы. С установлением моно­полии церкви в Западной Европе основными типами школ стали: при­ходские, монастырские и соборные, или кафедральные. Они, по суще­ству и определяли содержание средневекового образования, сводившее­ся к постижению "семи свободных искусств".

Переломным рубежом в развитии западноевропейских стран ста­ли ХII-ХIII вв. Отделение ремесла от сельского хозяйства, рост городов, складывание централизованных государств, появление элементов ново­го отношения к миру и человеку - все это способствовало бурному раз­витию образования и просвещения. В XIII в. резко обозначилась тен­денция обмирщения образования, школьное дело постепенно выделяет­ся в самостоятельную отрасль. Появляются новые типы учебных заведе­ний, призванных удовлетворить потребность в образовании торгово-ремесленных слоев городского населения — цеховые и гильдейские школы.

В этот же период (конец ХП-ХШ вв.) происходит выделение выс­шего образования - на основе школ возникают университеты, незави­симые ни от церкви, ни от феодалов, ни от городского самоуправления. Наиболее знаменитыми были Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Пражский, Болонский университеты.

3. 4. Формирование теории обучения и воспитания в XV II -XIX вв. (Я. А. Коменский, Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег)

XVII век — время интенсивного развития опытного знания, появ­ления многих новых наук. Именно в XVII в. в культурной жизни Запад­ной Европы зарождается такой феномен, как научная педагогика. Твор­чество ее создателя Я. А. Каменского пронизано духом высочайшего гу­манизма.

Кратко перечислим основные открытия, сделанные Я. А. Коменским в области педагогии:

* обоснование принципа природосообразности;

* разработка возрастной периодизации;

* создание классно-урочной системы обучения;

* определение системы школ и содержания обучения в них;

* обоснование основных дидактических принципов;

* составление первых учебников для школ, снабженных иллюстра­циями и методическими рекомендациями для учителей;

* создание учения о материнской школе.

Эпоха Просвещения выдвинула немало имен великих мыслите­лей, оказавших сильное влияние на судьбы всемирной педагогики:

Локк - в Англии; Руссо, Вольтер, Дидро, Гельвеций - во Франции; Ло­моносов, Новиков, Бецкой - в России; Лессинг, Шиллер, Гете - в Герма­нии; Джефферсон, Франклин - в Америке.

Подлинным манифестом гуманистической педагогики стала кни­га Ж-Ж Руссо "Эмиль, или о воспитании". Руссо заложил идейные ос­новы нового направления в педагогике, получившего название "естест­венного (свободного) воспитания". Видными представителями этого на­правления в России были Л. Н. Толстой и К. Н. Вентцель.

Ведущую гуманистическую идею педагогов-демократов XVII-XIX вв. можно обозначить одним кратким словом - всеобуч (В. М. Коротов), поскольку все они решительно выступали за всеобщее доступное для всего молодого поколения образование. И Коменский, утверждая необходимость учить всех всему основательно; и Песталоцци, пропаган­дируя природосообразное элементарное образование для детей бедней­ших слоев общества; и Дистервег, разработавший дидактическую систе­му педагогического образования учителей народной школы.

Выдающиеся представители русской педагогической мысли второй половины XIX вв.: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов

В российской педагогике эту гуманистическую линию продолжа­ли и развивали выдающиеся русские педагоги: К. Д. Ушинский, Н. И. Пи­рогов, Л. Н. Толстой, К. Н. Вентцель и др.

Оценивая значение педагогического наследия К. Д. Ушинского, особенного главного труда его жизни- книги "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии"— можно с уверенно­стью сказать, что в ней заложен основной фундамент современного на­учного педагогического знания, изложены основы общей теории разви­тия личности. К. Д. Ушинский предпринял беспримерную по своей сме­лости попытку создания педагогической антропологии. Особенно глубо­ко К. Д. Ушинский исследовал роль родного языка в воспитании и разви­тии личности. Следуя за своими теоретическими выводами, он создал уникальные учебные книги "Родное слово" и "Детский мир", снабдив их оригинальными методическими руководствами для учителя.

В 1860-е гг. в российской педагогике усилились мотивы свободы. Наиболее ярким представителем теории и практики свободного воспи-15

тания в России был Л. Н. Толстой. Осенью 1859 г. он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Важнейшими задачами школы Л. Н. Толстой считал развитие творческой личности ребенка, самостоя­тельности и познавательной активности. Свое понимание педагогиче­ской проблематики он изложил в программных статьях "О народном об­разовании" и "Воспитание и образование", опубликованных в издавав­шемся им журнале "Ясная Поляна" в 1862 г. В 70-е годы Л. Н. Толстой создал детские книги для чтения "Азбука" и "Новая азбука", в которые поместил рассказы "Лев и собачка", "Булька", "Акула", "Филипок" и другие, ставшие любимым чтением детей многих поколений.

Широко известным педагогом в этот период был Н. И. Пирогов. В 1856 г. появилась его статья "Вопросы жизни", которая обратила на се­бя внимание передовыми идеями о сущности и назначении общечелове­ческого воспитания. Заслуженное признание педагогической общест­венности получила педагогическая деятельность Н. И. Пирогова на посту попечителя Одесского, а затем Киевского учебных округов, где он зна­чительно улучшил работу школ, заботился о повышении методического уровня учителей, подготовил открытие университета в Одессе.

Общая характеристика общественно-педагогического движения в XX в.

Первая треть XX века — время интенсивных новаторских поисков, в которое сложились три основные образовательные парадигмы: реформа­торское крыло "школы учебы" (П. Ф. Каптерев, В. П. Вахтеров, Н. В. Че­хов), "трудовая школа" (П. П. Блонский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий) и "свободное воспитание" (К. Н. Вентцель, И. И. Горбунов-Посадов). Наибо­лее влиятельным и результативным среди теоретиков и практиков было направление, занимавшееся разработкой проблем педагогической антро­пологии. Видные ученые этого направления - М. И. Демков, А. Ф. Лазур-ский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, В. М. Бехтерев и другие - продолжали развивать идеи Н. И. Пирогова и К. Д. Ущинского.

В 20-е гг. развернулось небывалое по своим масштабам педагоги­ческое творчество учителей-новаторов, руководителей и воспитателей опытно-показательных учреждений. Среди них - Первая опытная стан­ция С. Т. Шацкого, Литвиновичская школа-коммуна П. Н. Лепешинского, колония им. Горького и коммуна им. Дзержинского А. С. Макаренко, школа им. Достоевского В. Н. Сорока-Российского, Школа жизни Н. И. Поповой и другие.

Серия партийно-правительственных постановлений 1931-1937 гг. способствовала утверждению "школы учебы". Был установлен примат знаний над средствами их овладения, трудовое обучение было полно-

стью выведено из учебных планов, школа оказалась по сути изолиро­ванной от внешней среды.

Новые явления в педагогической теории и практике стали возни­кать в период "хрущевской оттепели" второй половины 50-х- начале 60-х гг. В этот период развернулась новаторская деятельность казан­ских, липецких, ростовских учителей, коммунарское движение. К числу педагогов-новаторов, обогативших образовательно-воспитательную практику следует отнести В. А. Сухомлинского, И. П. Иванова, Э. Г. Кос-тяшкина, К. Н. Волкова, С. А. Гуревича, Г. И. Горской, позднее И. П. Вол­кова, Ш. А. Амонашвили, Н. П. Гузика и других.

Тема 4. Общая теория развития личности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 763; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.70.169 (0.009 с.)