Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Схема изучения и составления характеристики классного коллектива
Похожие статьи вашей тематики
1.Общие сведения о коллективе учащихся.
− состав класса (количество мальчиков и девочек, паспортный возраст учащихся, количество учащихся из неполных семей).
− начало вхождения в детский коллектив и пути вхождения в коллектив вновь прибывших учащихся.
− микрорайон проживания учащихся,
2.Анализ психофизического здоровья учащихся.
− анализ результатов медицинского обследования учащихся класса(медицинские группы);
− учащиеся класса, здоровье которых нуждается в пристальном внимании учителей-предметников.;
− анализ здоровья ученика и результатов его учебы;
− отношение семьи ребенка к его болезни и отношение самого ученика к своему здоровью.
3.Характеристика интересов учащихся.
− сформированность или несформированность познавательной и учебной мотивации;
− отношение учащихся к собственной учебной деятельности;
− отношение учащихся к изучению учебных предметов.
4.Характеристика интеллектуальных умений учащихся.
− отношение к книге, интерес к чтению и работе с книгой;
− отношение учащихся к выполнению домашних заданий;
− степень вовлеченности учащихся класса во внешкольную интеллектуальную деятельность (кружки, дополнительные занятия, факультативы).
5.Характеристика степени сплоченности детского коллектива.
− определение в детском коллективе лидеров, их влияние на класс;
− определение «отверженных», причины их отвержения;
− наличие неформальных группировок, направленность их деятельности;
− основа объединения учащихся в группировки, степень их заинтересованности в делах класса;
− проявление товарищества и дружбы между учащимися.
6.Характеристика нравственных качеств учащихся класса, эмоционального состояния детского коллектива.
− тревожность, открытость, закрытость учащихся;
− наличие или отсутствие у учащихся волевых качеств личности, рефлексивных умений;
− степень конфликтности учащихся класса, причины конфликтности;
− наличие или отсутствие умения взаимодействовать и сотрудничать с педагогами и одноклассниками.
7.Структура классного коллектива.
− актив класса;
− поручения учащихся класса;
− микрогруппы учащихся (для проведения классных дел)
8.Характеристика семейных условий учащихся.
− возраст родителей, образовательный уровень, условия жизни детей в семьях;
− отношение родителей к школе и учебным достижениям ученика;
− характеристика взаимоотношений детей и родителей;
− ценностные ориентации семей учащихся.
9.Общие выводы:
− характеристика уровня развития коллектива класса;
− положительные качества коллектива, которые нуждаются в развитии и поддержке;
− отрицательные качества коллектива и отдельных учащихся, которые нуждаются в коррекции;
− предложения по дальнейшему формированию коллектива учащихся.
Раздел 2. Определение целей и задач, планирование и анализ
Внеклассной работы
Содержание раздела:
– изучение, анализ целей и задач планирования деятельности классного руководителя;
– изучение, анализ планов и организации деятельности классного руководителя, разработка предложений по их коррекции;
− анализ процесса и результатов деятельности классного руководителя.
Задание 2.1 Проведите беседу с классным руководителем, используя приведенные ниже вопросы:
1. Какие цели и задачи в воспитательной работе с классом ставятся и почему?
2. Какие задачи в классе решались наиболее успешно и почему?
3. Насколько работоспособен, развит, активен, сплочен классный коллектив?
4. Какие интересные традиции, эффективные формы и методы работы появились?
5. Как организована работа с проблемами ребёнка (физическими, психологическими, социальными), насколько она эффективна? Как класс участвует в разрешении возникающих у одноклассников проблем?
6. В какой мере помогают вести воспитательную работу с детьми родители, коллеги, методическое объединение, администрация школы?
7. Что может поднять качество процесса воспитания детей, какие функции класса по отношению к членам классного коллектива требуют более пристального внимания?
Запишите ответы педагога.
Задание 2.2 Познакомьтесь с планом воспитательной работы педагога. Проанализируйте его с использованием схемы.
Схема анализа плана классного руководителя (О.С.Коршунова)
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА
| 1.1. ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ
1.1.1. характеристика макро-, мезо- факторов, влияющих на социализацию учащихся;
1.1.2. социальный паспорт класса;
1.1.3. характеристика отношения родителей к деятельности классного руководителя;
1.1.4. уровень взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся
| отсутствие информации – 0 баллов
| частичная характеристика – 1 балл
| четкая, ясная, конкретная характеристика - 2 балла
| развернутая характеристика всех позиций – 3 балла
| 1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА (УРОВЕНЬ ВОСПИТАННОСТИ, КОЛЛЕКТИВООБРАЗОВАНИЯ)
1.2.1. количественная характеристика класса;
1.2.2. качественная характеристика учащихся класса (половозрастные характеристики; состояние здоровья, отношение к ценностям здорового образа жизни; отношение к учебно-познавательной деятельности, познавательные потребности и интересы, мотивы учебной деятельности; отношение к людям: родителям и близким, учителям, сверстникам, старшим, младшим ребятам, окружающим, общая культура учащихся; отношение к Родине, государству, правопорядку, своим правам и обязанностям; общественная активность учащихся, участие в деятельности органов школьного, классного самоуправления, детских и молодежных общественных объединений (организаций), мотивы участия в общественной деятельности; отношение к труду, профессиональные ориентации учащихся; отношение к природе; интересы и увлечения учащихся, досуговая деятельность, занятость ребят во внеурочное время; отношение к самому себе, потребности в самопознании, самоопределении, самореализации, свободоспособность);
1.2.3. процессы коллективообразования в классе (уровень развития коллектива в классе; характеристика межличностных отношений; лидеры, аутсайдеры, микрогруппы, принципы их формирования; ведущие виды деятельности в классе, традиции; ценностные основания взаимоотношений в классном сообществе, возможности коллектива для самореализации учащихся; роль органов самоуправления в жизни класса);
1.2.4. характеристика групп учащихся, дифференцированных по различным признакам (по склонностям к развитию в той или иной сфере; по состоянию здоровья; по успеваемости; по общественному и личностному статусу; по ценностным ориентациям; по отношению к тем или иным видам деятельности; по психологическим особенностям; по принадлежности к той или иной национальности, этносу и прочим основаниям)
| отсутствие информации – 0 баллов
| частичная характеристика – 1 балл
| четкая, ясная, конкретная, краткая характеристика всех позиций - 2 балла
| развернутая характеристика всех позиций – 3 балла
| 1.3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ И РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА В ХАРАКТЕРИСТИКЕ КЛАССА
| не использованы, характеристики бездоказательны – 0 баллов
| частичное использование – 1 балл
| использованы данные практически по всем позициям характеристики – 2 балла
| широкое привлечение диагностических данных по всем позициям характеристики – 3 балла
| 1.4. ХАРАКТЕРИСТИКА КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ КЛАССА, В ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕКТИВООБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ СООБЩЕСТВЕ
| проблемы не выделены – 0 баллов
| проблемы характеризуются частично – 1 балл
| построена четкая, ясная иерархия проблем – 2 балла
| развернутая характеристика проблем - 3 балла
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ПО РАЗДЕЛУ: ОТ 0 ДО 12
| 2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ В КЛАССЕ
| 2.1. НАУЧНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ (ОПОРА НА НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ, ИДЕИ)
| отсутствует – 0 баллов
| противоречивое, бессистемное указание на базовые теоретические положения, идеи – 1 балл
| ясное, четкое изложение научных ориентиров в работе – 2 балла
| развернутая характеристика научных идей как основы для организации воспитательного процесса – 3 балла
| 2.2. ОПОРА НА ПОЛОЖЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО, РЕГИОНАЛЬНОГО, МЕСТНОГО, ЛОКАЛЬНОГО УРОВНЕЙ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЮ ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
| информация отсутствует – 0 баллов
| перечень ряда документов – 1 балл
| ясное, четкое изложение системы документов, базовых для организации воспитания в классе – 2 балла
| развернутое, с указанием конкретных положений, изложение системы документов для организации воспитания в классе – 3 балла
| 2.3. НАЛИЧИЕ ЦЕЛЕВОЙ УСТАНОВКИ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ КРИТЕРИЯМ КОНКРЕТНОСТИ, РЕАЛЬНОСТИ, ДОСТИЖИМОСТИ
| отсутствует – 0 баллов
| целевая установка не соответствует указанным критериям – 1 балл
| целевая установка четкая, конкретная, реальная и достижимая – 2 балла
| развернутая система целей: личностно- ориентированных, процессуальных, продуктивных – 3 балла
| 2.4. СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ВОСПИТАНИЯ
| отсутствует – 0 баллов
| частичное или противоречивое представление принципов воспитания – 1 балл
| ясное, четкое изложение принципов воспитания – 2 балла
| развернутая характеристика системы общепедагогических и частных принципов воспитания, принятых педагогом, - 3 балла
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ПО РАЗДЕЛУ: ОТ 0 ДО 12
| 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
| 3.1. ОБОСНОВАННОСТЬ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИМ ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
| отсутствует – 0 баллов
| противоречивые положения, краткие замечания – 1 балл
| ясное, четкое изложение позиции, обоснование основных направлений воспитательной работы – 2 балла
| развернутое изложение и комментарии по проблеме – 3 балла
| 3.2. ОБОСНОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ (ИСХОДЯ ИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ КЛАССА, СУЩЕСТВУЮЩИХ В НЕМ ПРОБЛЕМ И ПР.)
| отсутствует – 0 баллов
| противоречивые положения, краткие замечания – 1 балл
| ясное, четкое изложение позиции, обоснование специфических направлений воспитательной работы – 2 балла
| развернутое изложение и комментарии по проблеме – 3 балла
| 3.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ В КЛАССЕ С УКАЗАНИЕМ ПЛАНИРУЕМЫХ ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
| отсутствует – 0 баллов
| краткая, но не полная характеристика направлений воспитания – 1 балл
| ясная, четкая
обоснованная характеристика основных направлений и форм воспитательной работы – 2 балла
| развернутая характеристика основных направлений и форм воспитательной работы – 3 балла
| 3.4. НАЛИЧИЕ В ПЛАНЕ РАБОТЫ ТЕМАТИЧЕСКИХ КЛАССНЫХ ЧАСОВ
| отсутствуют или представлено менее 6 тематических классных часов – 0 баллов
| представлено более 6 и менее 12 тематических классных часов – 1 балл
| представлено 12 тематических классных часов – 2 балла
| представлено более 12 тематических классных часов – 3 балла
| 3.5. НАЛИЧИЕ В ПЛАНЕ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (КЛАССНЫХ И ОБЩЕШКОЛЬНЫХ)
| отсутствуют или представлено менее 12 воспитательных мероприятий – 0 баллов
| представлено более 12 и менее 24 воспитательных мероприятий – 1 балл
| представлено 24 воспитательных мероприятий – 2 балла
| представлено более 24 дел, акций, мероприятий – 3 балла
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ПО РАЗДЕЛУ: ОТ 0 ДО 15
| 4. РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ
| 4.1. ЦЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ
| отсутствуют – 0 баллов
| частичное представление целей взаимодействия – 1 балл
| четкая система научно обоснованных целей взаимодействия с родителями учащихся – 2 балла
| развернутая характеристика системы обоснованных целей взаимодействия с родителями учащихся - 3 балла
| 4.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ С УКАЗАНИЕМ ПЛАНИРУЕМЫХ ФОРМ РАБОТЫ С НИМИ
| отсутствует – 0 баллов
| краткая, но не полная характеристика направлений взаимодействия с родителями учащихся – 1 балл
| ясная, четкая
обоснованная характеристика основных направлений и форм работы с родителями учащихся – 2 балла
| развернутая характеристика основных направлений и форм взаимодействия с родителями учащихся – 3 балла
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ПО РАЗДЕЛУ: ОТ 0 ДО 6
| 5. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
| 5.1. СХЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
| отсутствует – 0 баллов
| элементарная схема планирования (срок – мероприятие) – 1 балл
| четкая, системная схема планирования работы – 2 балла
| четкая, системная схема планирования работы с опорой на циклограмму деятельности – 3 балла
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ПО РАЗДЕЛУ: ОТ 0 ДО 3
| 6. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ
| 6.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ, КОЛЛЕКТИВО ОРИЕНТИРОВАННЫХ, ПРОДУКТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗА ГОД; СООТНЕСЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
| отсутствует информация – 1 балл
| неполное, бессистемное представление результатов воспитательной работы – 1 балл
| четкое, ясное изложение результатов воспитательной работы, сравнительная характеристика целей и результатов – 2 балла
| развернутое изложение результатов воспитательной работы, сравнительная характеристика целей и результатов –3 балла
| 6.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ И РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА В ХАРАКТЕРИСТИКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ
| не использованы, характеристика результатов бездоказательна – 0 баллов
| частичное использование – 1 балл
| использование разнообразных данных для описания результатов воспитания – 2 балла
| широкое использование различных диагностических процедур и полученных данных для описания результатов воспитания – 3 балла
| 6.3. ХАРАКТЕРИСТИКА СОБСТВЕННОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
| отсутствует – 0 баллов
| простая констатация проделанной за год работы – 1 балл
| четкое, ясное изложение проделанной работы, анализ достижений и недостатков, причин соответствия (несоответствия) результатов воспитания поставленным целям воспитания – 2 балла
| развернутое изложение проделанной работы, анализ достижений и недостатков, причин соответствия (несоответствия) результатов воспитания поставленным целям воспитания – 3 балла
| 6.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПУТЕЙ ИХ РЕШЕНИЯ
| отсутствует – 0 баллов
| перечислены некоторые проблемы в работе с классом, частично указаны предполагаемые пути их решения – 1 балл
| ясное описание иерархии проблем в работе с классом и сформулированы четкие рекомендации по их решению – 2 балла
| развернутая, системная характеристика проблем в работе с классом и путей их решения – 3 балла
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ПО РАЗДЕЛУ: ОТ 0 ДО 12
| 7. ОБЩАЯ ОЦЕНКА ПЛАНА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
| 7.1. НАЛИЧИЕ (ОТСУТСТВИЕ) ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ В ПЛАНЕ, КАЧЕСТВО ИХ ЗАПОЛНЕНИЯ
| отсутствует план или большая часть разделов в плане – 0 баллов
| частичная, неполная характеристика всех или большинства разделов плана – 1 балл
| четкое, ясное, конкретное описание сути каждого раздела плана – 2 балла
| Развернутая характеристика всех или большинства разделов плана – 3 балла
| 7.2. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО ПЛАНА
| отсутствует – 0 баллов
| наличие противоречивых положений в разделах плана – 1 балл
| концептуальная целостность плана - 2 балла
| развернутая характеристика теоретических основ плана, концептуальное единство его разделов – 3 балла
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ПО РАЗДЕЛУ: ОТ 0 ДО 6
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ:
ВЫВОДЫ
| | | | | | | | | | | | | | | |
Задание 2.3 Познакомьтесь с программой воспитания классного руководителя. Представьте ее анализ в соответствие со схемой.
Схема анализа программы воспитания классного руководителя (О.С.Коршунова)
1. ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОСПИТАНИЯ В КЛАССЕ
| 1.1. ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ
1.1.1. характеристика макро-, мезофакторов, влияющих на социализацию учащихся;
1.1.2. социальный паспорт класса;
1.1.3. характеристика отношения родителей к деятельности классного руководителя;
1.1.4. уровень взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся;
| отсутствие информации – 0 баллов
| частичная характеристика – 1 балл
| четкая, ясная, конкретная характеристика - 2 балла
| развернутая характеристика всех позиций – 3 балла
| 1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА (УРОВЕНЬ ВОСПИТАННОСТИ, КОЛЛЕКТИВООБРАЗОВАНИЯ)
1.2.1. количественная характеристика класса;
1.2.2. качественная характеристика учащихся класса (половозрастные характеристики; состояние здоровья, отношение к ценностям здорового образа жизни; отношение к учебно-познавательной деятельности, познавательные потребности и интересы, мотивы учебной деятельности; отношение к людям: родителям и близким, учителям, сверстникам, старшим, младшим ребятам, окружающим, общая культура учащихся; отношение к Родине, государству, правопорядку, своим правам и обязанностям; общественная активность учащихся, участие в деятельности органов школьного, классного самоуправления, детских и молодежных общественных объединений (организаций), мотивы участия в общественной деятельности; отношение к труду, профессиональные ориентации учащихся; отношение к природе; интересы и увлечения учащихся, досуговая деятельность, занятость ребят во внеурочное время; отношение к самому себе, потребности в самопознании, самоопределении, самореализации, свободоспособность);
1.2.3. процессы коллективообразования в классе (уровень развития коллектива в классе; характеристика межличностных отношений; лидеры, аутсайдеры, микрогруппы, принципы их формирования; ведущие виды деятельности в классе, традиции; ценностные основания взаимоотношений в классном сообществе, возможности коллектива для самореализации учащихся; роль органов самоуправления в жизни класса);
1.2.4. характеристика групп учащихся, дифференцированных по различным признакам (по склонностям к развитию в той или иной сфере; по состоянию здоровья; по успеваемости; по общественному и личностному статусу; по ценностным ориентациям; по отношению к тем или иным видам деятельности; по психологическим особенностям; по принадлежности к той или иной национальности, этносу и прочим основаниям).
| отсутствие информации – 0 баллов
| частичная характеристика – 1 балл
| четкая, ясная, конкретная характеристика - 2 балла
| развернутая характеристика всех позиций – 3 балла
| 1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССЕ
1.3.1. Характеристика целевых, содержательно-деятельностных основ воспитания. Направления работы и их содержание. Виды воспитывающей деятельности и ее особенности. Технологическая составляющая воспитательной работы (формы, методы, приемы, средства воспитания, алгоритмы взаимодействия с учащимися). Позитивные и негативные аспекты. Краткие выводы.
1.3.2. Характеристика научно-методических, информационных и пр. основ воспитательного процесса в классе. Отражение траектории самосовершенствования педагога (участие в работе МО классных руководителей, педагогических советах, различные формы повышения квалификации), характеристика методической проблемы, над которой работает педагог; достижения и потенциал классного руководителя. Краткая характеристика его «методической копилки», наличие/отсутствие информационных и иных (материально-технических) ресурсов для организации воспитания в классе. Позитивные, негативные аспекты. Краткие выводы.
| отсутствие информации – 0 баллов
| частичная характеристика – 1 балл
| четкая, ясная, конкретная характеристика - 2 балла
| развернутая характеристика всех позиций – 3 балла
| 1.4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ И РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА В ХАРАКТЕРИСТИКЕ КЛАССА
| не использованы, характеристики бездоказательны – 0 баллов
| частичное использование – 1 балл
| использованы данные практически по всем позициям характеристики – 2 балла
| широкое привлечение диагностических данных по всем позициям характеристики – 3 балла
| 1.5. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССЕ. Структурирование и иерархизация названных выше противоречий, вычленение ключевых проблем в развитии воспитательного процесса в классе.
| проблемы не выделены – 0 баллов
| проблемы характеризуются частично – 1 балл
| построена четкая, ясная иерархия проблем – 2 балла
| развернутая характеристика проблем - 3 балла
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ПО РАЗДЕЛУ: ОТ 0 ДО 15
| 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ В КЛАССЕ
| 2.1. НАУЧНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ (ОПОРА НА НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ, ИДЕИ)
| отсутствует – 0 баллов
| противоречивое, бессистемное указание на базовые теоретические положения, идеи – 1 балл
| ясное, четкое изложение научных ориентиров в работе – 2 балла
| развернутая характеристика научных идей как основы для организации воспитательного процесса – 3 балла
| 2.2. ОПОРА НА ПОЛОЖЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО, РЕГИОНАЛЬНОГО, МЕСТНОГО, ЛОКАЛЬНОГО УРОВНЕЙ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЮ ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
| информация отсутствует – 0 баллов
| перечень ряда документов – 1 балл
| ясное, четкое изложение системы документов, базовых для организации воспитания в классе – 2 балла
| развернутое, с указанием конкретных положений, изложение системы документов для организации воспитания в классе – 3 балла
| 2.3. НАЛИЧИЕ ЦЕЛЕВОЙ УСТАНОВКИ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ КРИТЕРИЯМ КОНКРЕТНОСТИ, РЕАЛЬНОСТИ, ДОСТИЖИМОСТИ
| отсутствует – 0 баллов
| целевая установка не соответствует указанным критериям – 1 балл
| целевая установка четкая, конкретная, реальная и достижимая – 2 балла
| развернутая система целей: личностно- ориентированных, процессуальных, продуктивных – 3 балла
| 2.4. СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ВОСПИТАНИЯ
| отсутствует – 0 баллов
| частичное или противоречивое представление принципов воспитания – 1 балл
| ясное, четкое изложение принципов воспитания – 2 балла
| развернутая характеристика системы общепедагогических и частных принципов воспитания, принятых педагогом, - 3 балла
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ПО РАЗДЕЛУ: ОТ 0 ДО 12
| 3. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ В КЛАССЕ и его совершенствование
| 3.1. ОБОСНОВАННОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ В КЛАССЕ (по видам воспитывающей деятельности, по ценностям, вокруг которых строится организация воспитания и пр.)
| отсутствует – 0 баллов
| противоречивые положения, краткие замечания – 1 балл
| ясное, четкое изложение позиции, обоснование основных направлений воспитательной работы – 2 балла
| развернутое изложение и комментарии по проблеме – 3 балла
| 3.2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
| отсутствует – 0 баллов
| Частичная характеристика базовой культуры личности – 1 балл
| ясная, четкая характеристика базовой культуры личности – 2 балла
| развернутое изложение и комментарии по проблеме – 3 балла
| 3.3. ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИФИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ В КЛАССЕ, ОТРАЖАЮЩЕГО ОСОБЕННОСТИ КЛАССА, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ПЕДАГОГА-ВОСПИТАТЕЛЯ И ПР.
| отсутствует – 0 баллов
| краткая, но не полная характеристика специфического содержания воспитания – 1 балл
| ясная, четкая
характеристика специфического содержания воспитания – 2 балла
| развернутая характеристика специфического содержания воспитания – 3 балла
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ПО РАЗДЕЛУ: ОТ 0 ДО 9
| 4. ОПЕРАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ КЛАССА
| 4.1. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ, СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ
| отсутствует – 0 баллов
| частичная, слабо обоснованная характеристика методов, приемов, средств воспитания – 1 балл
| ясная, четкая, обоснованная характеристика методов, приемов, средств воспитания – 2 балла
| Развернутая, научно обоснованная характеристика методов, приемов, средств воспитания – 3 балла
| 4.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ
| отсутствует – 0 баллов
| частичная, слабо обоснованная характеристика форм воспитательной работы – 1 балл
| ясная, четкая, обоснованная характеристика форм воспитательной работы – 2 балла
| Развернутая, научно обоснованная характеристика форм воспитательной работы – 3 балла
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ПО РАЗДЕЛУ: ОТ 0 ДО 6
| 5. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
| 5.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛЕЙ КАЖДОГО ЭТАПА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
| отсутствуют – 0 баллов
| частичное представление целей каждого этапа реализации программы – 1 балл
| представление четкой системы целей каждого этапа реализации программы – 2 балла
| Представление развернутая характеристика целей каждого этапа реализации программы - 3 балла
| 4.2. ПЛАН ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
| отсутствует – 0 баллов
| частичное отражение плана мероприятий на каждом этапе реализации программы – 1 балл
| четкое отражение основных мероприятий каждого этапа реализации программы (более подробное отражение плана первого этапа)
– 2 балла
| развернутая характеристика основных мероприятий каждого этапа реализации программы (более подробное отражение плана первого этапа)
– 3 балла
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ПО РАЗДЕЛУ: ОТ 0 ДО 6
| 6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
| 6.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ, КОЛЛЕКТИВООРИЕНТИРОВАННЫХ, ПРОДУКТИВНЫХ (ЖИЗНЕННО-ПРАКТИЧЕСКИХ) РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАНИЯ
| отсутствует – 0 баллов
| частичная характеристика предполагаемых результатов воспитания – 1 балл
| четкое, последовательное описание предполагаемых результатов воспитания – 2 балла
| развернутая характеристика предполагаемых результатов воспитания – 3 балла
| 6.2. ОПИСАНИЕ МЕТОДИК ИЗУЧЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
| отсутствует – 0 баллов
| характеристика некоторых диагностических процедур определения результатов воспитательной работы – 1 балл
| краткое и четкое описание диагностических процедур для определения результатов воспитательной работы – 2 балла
| развернутая характеристика диагностических процедур для определения результатов воспитательной работы – 3 балла
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ПО РАЗДЕЛУ: ОТ 0 ДО 6
| 7. ОБЩАЯ ОЦЕНКА ПРОГРАММЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
| 7.1. НАЛИЧИЕ (ОТСУТСТВИЕ) ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ В ПРОГРАММЕ, КАЧЕСТВО ИХ ЗАПОЛНЕНИЯ
| отсутствует программа или большая часть разделов в плане – 0 баллов
| частичная, неполная характеристика всех или большинства разделов программы – 1 балл
| четкое, ясное, конкретное описание сути каждого раздела программы – 2 балла
| развернутая характеристика всех или большинства разделов программы – 3 балла
| 7.2. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО ПРОГРАММЫ
| отсутствует – 0 баллов
| наличие противоречивых положений в разделах программы – 1 балл
| концептуальная целостность программы - 2 балла
| развернутая характеристика теоретических основ программы, концептуальное единство его разделов – 3 балла
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ПО РАЗДЕЛУ: ОТ 0 ДО 6
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ:
ВЫВОДЫ
| | | | | | | | | | |
Задание 2.4 Познакомьтесь с анализом воспитательной работы за прошедший учебный год. Выскажите предложения по его совершенствованию, руководствуясь приведенной ниже схемой.
1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в прошедшем учебном году:
- приоритетные воспитательные задачи прошедшего года, целесообразность их постановки;
- соответствие поставленных задач актуальным направлениям формирования личности в данном возрастном периоде;
- правильность выбора основных направлений воспитательной деятельности, содержания, форм работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение;
- возникала ли необходимость корректировки воспитательных целей; причина корректировки;
- результаты решения поставленных задач; расхождения целей и реальных результатов, их причины.
2. Анализ развития коллектива класса:
- социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса;
- степень сформированности и уровень сплоченности коллектива;
- традиции класса;
- особенности общения в классном коллективе: характер взаимоотношений учащихся; взаимоотношения мальчиков и девочек; развитие коммуникативных умений, нравственных отношений; развитие духа товарищества, взаимопонимание и эмпатии;
- особенности общественного мнения класса и его влияние на ценностные ориентации учащихся;
- преобладающее отношение учащихся к учителям, к школе;
- доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса;
- негативные явления, замеченные в жизни коллектива;
- наличие конфликтов, их разрешение;
- степень вовлечения учащихся в жизнедеятельность класса, уровень их включенности в процесс планирования, организации и анализ совместной деятельности;
- развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность в деятельности); уровень развития коллективной творческой деятельности в классе.
3. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы:
- участие учащихся в работе школьных кружков, секций, клубов, творческих объединений;
- участие учащихся класса в общешкольных мероприятиях, основные мотивы участия;
- степень заинтересованности и вовлеченности учащихся в жизнедеятельность школы;
- активность и результативность участия членов классного коллектива в школьных делах.
4. Анализ работы органов самоуправления:
- участие учащихся в классном и школьном самоуправлении, организаторской деятельности;
- эффективность самоуправления;
- периодичность и сменяемость органов самоуправления;
- влияние деятельности органов самоуправления на воспитание и развитие личности учащихся.
5. Анализ развития учащихся класса:
- уровень воспитанности учащихся; позитивная динамика его изменения; факторы, повлиявшие на изменение уровня воспитанности; соответствие уровня воспитанности запланированным воспитательным целям;
- степень развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся в интеллектуальной, трудовой, художественной, спортивно-оздоровительной и других видах деятельности; вовлечение каждого ученика в значимую для него и окружающих деятельность;
- уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость;
- изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной, экологической, экономической и физической культуры, культуры труда, культуры семейных отношений; адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности);
- наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса;
- сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием;
- влияние на развитие личности учащихся, на формирование их качеств, творческих дарований и физических способностей их ближайшего социального окружения (родителей, сверстников) и занятий в кружках, секциях и других объединениях;
- изменения состава класса, происшедшие в течение года; индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном коллективе;
- индивидуальные особенности учащихся группы риска, их потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее эффективные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся.
6. Анализ организации и эффективности воспитательного процесса в классе:
- использованные формы воспитательной работы; достаточное разнообразие дел внутри каждого вида деятельности; сочетание общих, групповых и индивидуальных форм работы;
- соответствие форм работы интересам, запросам и потребностям личности и возникающим в детской среде проблемах;
- насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем учебном году;
- удовлетворенность школьников проведенными воспитательные мероприятиями (указать мероприятия, в которых учащиеся участвовали с наибольшим удовольствием; прошедшие скучно, формально; к которым учащиеся остались равнодушными);
- фамилии учащихся, активно участвовавших в классных делах; не проявляющих интереса к ним;
- от каких классных дел и почему следовало бы отказаться в новом учебном году;
- новые формы работы, апробированные в прошедшем году; целесообразность их использования в дальнейшем;
- методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния, наиболее положительно повлиявшие на развитие личности учащихся (нравственное становление учащихся, формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к труду, развитие познавательных интересов, формирование здорового образа жизни и т.д.);
- мероприятия и коллективные творческие дела, проведенные в прошедшем году, способствовавшие сплочению классного коллектива.
7. Анализ результативности индивидуальной воспитательной работы:
- с одаренными детьми;
- со слабоуспевающими и не проявляющими интереса к учебе;
- с «трудными»: количество стоящих на учете, причины постановки на учет, количество снятых с учета, характеристика использованных методов и приемов.
8. Анализ взаимодействия с педагогическим коллективом:
- взаимодействие с учителями-предметниками, предъявление единых требований к учащимся;
- взаимодействие с руководителями кружков, спортивных секций, творческих объединений;
- проведение открытых мероприятий, их результативность.
9. Анализ педагогического взаимодействия с семьей:
- влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса;
- вопросы воспитательной работы, интересую<
|