![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специальность 050146 Преподавание в начальных классахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Классное руководство Специальность 050146 Преподавание в начальных классах
Хабаровск, 2013
Составитель: Гоголева И.И., к.п.н., преподаватель педагогических дисциплин КГБОУ СПО «Хабаровский педагогический колледж»
Методические рекомендации согласованы _____________________________________________________ (Ф.И.О. должность, наименование организации)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение Выгодно развиваться вместе, ибо это приводит к экономии материальных, духовных и других затрат Е.Н.Князева
Практика является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 050146 Преподавание в начальных классах, в ходе которой осваивается многофункциональная деятельность учителя начальных классов. Практика является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (ОПОП СПО) и представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку студентов. Организация педагогической практики позволяет целенаправленно и последовательно соединять теоретическую подготовку студентов с их практической деятельностью. Объективная необходимость интеграции теоретической и практической подготовки обусловлена тем, что сама педагогическая деятельность представляет собой единство теоретического и практического компонентов, синтез теории и опыта. В идеале, знания и умения, полученные в ходе теоретического обучения, дополняются и закрепляются в период практики. Это помогает формировать профессионала, владеющего основными видами профессиональной деятельности.
Практика имеет целью комплексное освоение студентами вида профессиональной деятельности – классное руководство, формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности Учитель начальных классов. Назначение данных методических материалов – оказание помощи студентам в период практики. Составитель стремился обозначить не только сами практические задания, но и «шаги» по их выполнению. Студентам предлагается комплект «вспомогательных» материалов для успешного прохождения практики: схемы, таблицы, диагностические методики и др. Думается, что методический материал будет полезен и интересен преподавателям-методистам, которые с опорой на него могут проводить необходимую подготовку студента к непосредственной практической деятельности. Преподаватели педагогики могут использовать предлагаемые схемы, алгоритмы и памятки при анализе методического обеспечения образовательного процесса в начальной школе, а полученные студентами в ходе практики материалы – для иллюстрации теоретических позиций или для диагностики теоретических знаний студентов. При составлении данных методических материалов был использован опыт организации практики студентов КГБОУ СПО «Хабаровский педагогический колледж». В дальнейшем данные материалы будут дополняться и совершенствоваться в соответствии с требованиями к подготовке будущих педагогов. Составитель надеется на то, что методические рекомендации помогут студентам достойно и с эмоциональным подъемом овладеть основами деятельности классного руководителя, т.к. практика действительно выступает импульсом дальнейшего профессионального становления, этапом личностного осмысления содержания педагогической деятельности и оценивания своих возможностей. Только на практике, общаясь с учителями и детьми, студент может определиться, насколько правильно он выбрал для себя будущую профессию.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ 1.1. Место практики в структуре основной профессиональной образовательной программы. Практика является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности 050146 Преподавание в начальных классах в части освоения основного вида профессиональной деятельности: классное руководство. Цели и задачи практики. Практика имеет целью комплексное освоение студентами вида профессиональной деятельности – классное руководство, формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности Учитель начальных классов. С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности студент в ходе данного вида практики должен: иметь практический опыт: − педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов; − анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции; определения цели и задач планирования деятельности классного руководителя; − планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий; определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания; − проведения отдельных мероприятий в диалоге с педагогической практикой, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции; уметь: − выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты; − формулировать цели и задачи воспитания класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; − планировать деятельность классного руководителя; − оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения; − совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение; − использовать разнообразные методы, формы, средства воспитания при проведении воспитательных мероприятий; − организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения; − анализировать процесс и результаты деятельности классного руководителя; − осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении воспитательных мероприятий (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом); − создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе; − помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты; − составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими); − вести диалог с родителями (лицами, их заменяющими); − организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;
− изучать особенности семейного воспитания младших школьников; − формулировать цели и задачи работы с семьей с учетом специфики индивидуальных особенностей детей; − анализировать процесс и результаты работы с родителями; − использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса. знать: − теоретические и методические основы деятельности классного руководителя; − методику педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных результатов и формы их представления; − особенности адаптации младшего школьника к условиям начального общего образования; − возрастные и индивидуальные особенности младших школьников; − основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям; − особенности процесса социализации младших школьников; − условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе; − особенности работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми; − теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности, формы проведения внеурочных мероприятий; − содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеурочной деятельности и общения в начальной школе; − педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеурочной работы; − основы делового общения; − особенности планирования, содержание, формы и методы работы − задачи и содержание семейного воспитания; − особенности современной семьи; − содержание и формы работы с семьей; − способы диагностики результатов воспитания; − методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации; − логику анализа деятельности классного руководителя 1.3. Количество недель (часов) на освоение программы практики: Всего: 36 часов. Требования к организации и проведению практики 2.1 Практика организуется согласно следующим этапам: − I этап – распределение студентов на практику. − II этап – знакомство с целями, задачами, особенностями практики; подготовка к проведению практики; допуск к практике.
− III этап – реализация программы практики. − IV этап – подведение итогов практики. 2.2 Практика проводится в рамках учебного процесса (один день в неделю) в течение 4 семестра. 2.3 Содержание рабочей программы производственной практики полностью соответствует содержанию ФГОС по специальности СПО 050146 Преподавание в начальных классах и обеспечивает практическую реализацию ФГОС в рамках образовательного процесса. 2.4 Содержание данного вида практики определяется требованиями к результатам обучения по профессиональному модулю ОПОП СПО в соответствии с ФГОС СПО, рабочими программами профессионального модуля и практики. Содержание практики включает изучение следующих разделов. − Раздел 1. Проведение педагогических наблюдений и диагностики, интерпретирование полученных результатов. − Раздел 2. Определение целей и задач, планирование внеклассной работы. − Раздел 3. Проведение внеклассных мероприятий. Анализ процесса и результатов проведения внеклассных мероприятий. − Раздел 4. Определение целей и задач, планирование работы с родителями. Обеспечение взаимодействия с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания. Анализ результатов работы с родителями. − Раздел 5. Координация деятельности сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом. 2.5 За время практики студенту необходимо выполнить задания, предусмотренные программой практики, которые формируются с учетом видов работ, указанных в рабочей программе профессионального модуля. 2.6 Задания практики выполняются индивидуально и группой студентов. 2.7 Студенты не только выполняют предусмотренные программой практики задания, но и оказывают помощь классному руководителю в подготовке и проведении воспитательной работы с младшими школьниками, в оформлении кабинета (обновление стендов, систематизация материалов кабинета). 2.8 Сроки прохождения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом. Для прохождения практики группа студентов закрепляется за конкретным учителем начальных классов образовательного учреждения. 2.9 Перед проведением практики для подробного инструктажа студентов о порядке прохождения практики в начале практики проводится установочная конференция. Конференция организуется общим руководителем практики с участием методистов. Явка студентов на конференцию строго обязательна. На установочной конференции зачитывается приказ директора колледжа о направлении студентов на практику, указываются методисты по образовательным учреждениям, даются подробные указания о прохождении практики и оформлении отчетной документации. В группе практикантов назначается староста. 2.10 В первый день каждый студент составляет индивидуальный план прохождения практики (Приложение 1). Индивидуальный план практики – индивидуальная программа выполнения студентом предусмотренных программой заданий практики. На основании плана определяется содержание деятельности студента на каждую неделю практики.
Индивидуальный план согласовывается с классным руководителем и утверждается групповым руководителем практики. Индивидуальный план находится в дневнике практики. В графе «Содержание работы» указываеся вся выполняемая работа и задания практики. Например, изучить содержания плана воспитательной работы классного руководителя; проанализировать план воспитательной работы классного руководителя. Необходимо точно указывать цель работы. Например, принять участие в беседе с классным руководителем по вопросам работы родительского комитета; принять участие в беседе с библиотекарем школы с целью изучения читательских интересов учащихся; посетить и проанализировать урок с целью выявления его воспитательных аспектов и т.д. В графе «Выполнение» делаются соответствующие записи: «Выполнил», «Не выполнил». В случае невыполнения запланированного мероприятия в отчете указывается причина невыполнения и возможность его выполнения в другие сроки. При составлении индивидуального плана сначала планируются мероприятия, которые проводятся всей группой студентов, работающих в классе, например, классный час «Рыцари наших дней», подготовка к общему празднику и др. Затем планируется та работа, которую студент будет проводить индивидуально. 2.11 Организацию и руководство практикой осуществляют преподаватели дисциплин профессионального цикла и учителя начальных классов – базы практики. 2.12 Результаты практики определяются рабочей программой практики и профессиональным модулем. Результаты практики отражаются в дневниках, а также в практических заданиях, выполненных в ходе практики, и входящих в состав портфолио студента. 2.13 Практика завершается итоговой конференцией. В процессе подготовки к ней студенты готовят выступления, наглядные материалы, презентации, фотоотчет и пр. Задание 1.2 Посетите не менее трех уроков в вашем классе и представьте их анализ с использованием приведенных ниже схем. Задание 1.3 Подберите и опишите 5-7 диагностических методик, выявляющих уровень развития детского коллектива. Задание 1.4 Проведите подобранные вами методики и представьте их полный анализ. Задание 1.5 С помощью классного руководителя проанализируйте уровень развития детского коллектива, используя приведенную ниже схему. 1. Анализ развития коллектива класса: - социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса; - степень сформированности и уровень сплоченности коллектива; - традиции класса; - особенности общения в классном коллективе: характер взаимоотношений учащихся; взаимоотношения мальчиков и девочек; развитие коммуникативных умений, нравственных отношений; развитие духа товарищества, взаимопонимание и эмпатии; - особенности общественного мнения класса и его влияние на ценностные ориентации учащихся; - преобладающее отношение учащихся к учителям, к школе; - доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса; - негативные явления, замеченные в жизни коллектива; - наличие конфликтов, их разрешение; - степень вовлечения учащихся в жизнедеятельность класса, уровень их включенности в процесс планирования, организации и анализ совместной деятельности; - развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность в деятельности); уровень развития коллективной творческой деятельности в классе. 2. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы: - участие учащихся в работе школьных кружков, секций, клубов, творческих объединений; - участие учащихся класса в общешкольных мероприятиях, основные мотивы участия; - степень заинтересованности и вовлеченности учащихся в жизнедеятельность школы; - активность и результативность участия членов классного коллектива в школьных делах. Задание 1.6 Изучите организацию ученического самоуправления в классе и опишите ее с помощью приведенной ниже схемы: 1. Участие учащихся в классном и школьном самоуправлении, организаторской деятельности. 2. Модель детского самоуправления. 3. Эффективность детского самоуправления. 4. Периодичность и сменяемость органов самоуправления. 5. Влияние деятельности органов самоуправления на формирование детского коллектива, воспитание и развитие отдельных учащихся. Задание 1.7 Заполните социальный паспорт класса Социальный паспорт класса − Количество учащихся − Количество девочек/мальчиков; − Возраст: год рождения. Состав семьи − многодетные семьи (количество и фамилии); − неполные семьи (количество и фамилии); − проживающие вместе с бабушками и дедушками (количество и фамилии) − единственные дети в семье (количество и фамилии); − имеют братьев и сестер (количество). Опекаемые дети
Дети-инвалиды
Родители-инвалиды
Жилищные условия − проживают в коммунальных квартирах (количество) − в отдельных квартирах − арендуют жилье − в своих (загородных) домах Образовательный уровень родителей мать отец − высшее образование − среднее специальное − среднее − неполное среднее − имеют ученую степень Родители по социальному составу
Количество учащихся, входящих в группу «риска», склонных к правонарушениям (количество и фамилии) Национальный состав класса
Состояние здоровья учащихся − находятся на индивидуальном обучении (фамилии) − имеют хронические заболевания − нарушено зрение Внешкольная деятельность учащихся в системе дополнительного образования − обучаются в ДШИ _______________________________________ − в спортивных секциях и клубах _____________________________ − в театральных студиях ____________________________________ − в танцевальных объединениях ______________________________ − в художественных кружках ________________________________ − другие виды деятельности _________________________________ Задание 1.8 Соберите информацию для составления психолого-педагогической характеристики класса. Изучение классного журнала. Из журнала можно взять данные о педагогических показателях школьной успешности учащихся. Их анализ позволяет выяснить, насколько стабильно учатся учащиеся класса. Можно сравнить успешность обучения учащихся по различным предметам, сравнить достижения каждого ученика с достижениями одноклассников, возможности учащихся по тем или иным предметам, трудности учеников в изучении отдельных предметов. Качественный анализ успеваемости младших школьников Число учащихся на начало четверти Отличников Хорошистов Троечников Имеющих двойки
Число учащихся, снизивших успеваемость – ___(количество, %). Число учащихся, повысивших успеваемость – ___ (количество, %). Возможные причины снижения успеваемости: пропуски уроков; недостаточно активная работа на уроке; недостаточно прилежная работа дома; проблемы во взаимоотношениях учителя и ученика; высокий уровень сложности материала; большой объем классных работ и домашнего задания; проблемы в семье ученика или проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками; низкая мотивация на изучение данного предмета (нежелание обучаться данному предмету); проблемы, связанные с состоянием здоровья; другие причины (какие).
Выводы и предложения по улучшению успеваемости Изучение медицинской карточки. Из карточки можно узнать о здоровье учащихся класса, о тех хронических заболеваниях, которые имеются у учащихся и которые очень часто влияют на успешность учебной деятельности и адаптацию в ученическом коллективе. Изучение личных дел (карт) учащихся. Личные дела учащихся классадают возможность изучить особенности семейного развития учащихся: возраст родителей, полная или неполная семья, адресное расположение семей учащихся, степень обучаемости учащихся в течение определенного времени. Информация школьного психолога, который располагает сведениями об уровне интеллектуального развития учащихся класса, об одаренных и проблемных учащихся, о семьях, в которых проживание и существование ребенка достаточно затруднено. Школьный психолог может порекомендовать студенту-практиканту психолого-педагогические методики, которые можно использовать в работе с классом. Совместно с психологом можно спланировать методы и приемы работы с классом в период прохождения практики. Информация социального педагога, который может поделиться сведениями о трудных учащихся, их семьях и семейных ситуациях, подготовить информацию об участии класса в плановых мероприятиях социального педагога. Задание 1.9 Составьте психолого-педагогическую характеристику класса, используя приведенные ниже схемы (на выбор). Внеклассной работы Содержание раздела: – изучение, анализ целей и задач планирования деятельности классного руководителя; – изучение, анализ планов и организации деятельности классного руководителя, разработка предложений по их коррекции; − анализ процесса и результатов деятельности классного руководителя. Задание 2.1 Проведите беседу с классным руководителем, используя приведенные ниже вопросы: 1. Какие цели и задачи в воспитательной работе с классом ставятся и почему? 2. Какие задачи в классе решались наиболее успешно и почему? 3. Насколько работоспособен, развит, активен, сплочен классный коллектив? 4. Какие интересные традиции, эффективные формы и методы работы появились? 5. Как организована работа с проблемами ребёнка (физическими, психологическими, социальными), насколько она эффективна? Как класс участвует в разрешении возникающих у одноклассников проблем? 6. В какой мере помогают вести воспитательную работу с детьми родители, коллеги, методическое объединение, администрация школы? 7. Что может поднять качество процесса воспитания детей, какие функции класса по отношению к членам классного коллектива требуют более пристального внимания? Запишите ответы педагога. Задание 2.2 Познакомьтесь с планом воспитательной работы педагога. Проанализируйте его с использованием схемы. Схема анализа плана классного руководителя (О.С.Коршунова)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.185.143 (0.017 с.) |