Выгодно развиваться вместе, ибо это приводит к экономии материальных, духовных и других затрат 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выгодно развиваться вместе, ибо это приводит к экономии материальных, духовных и других затрат



Е.Н.Князева

 

Практика является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 050146 Преподавание в начальных классах, в ходе которой осваивается многофункциональная деятельность учителя начальных классов.

Практика является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (ОПОП СПО) и представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку студентов.

Организация педагогической практики позволяет целенаправленно и последовательно соединять теоретическую подготовку студентов с их практической деятельностью. Объективная необходимость интеграции теоретической и практической подготовки обусловлена тем, что сама педагогическая деятельность представляет собой единство теоретического и практического компонентов, синтез теории и опыта. В идеале, знания и умения, полученные в ходе теоретического обучения, дополняются и закрепляются в период практики. Это помогает формировать профессионала, владеющего основными видами профессиональной деятельности.

Практика имеет целью комплексное освоение студентами вида профессиональной деятельности – классное руководство, формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности Учитель начальных классов.

Назначение данных методических материалов – оказание помощи студентам в период практики. Составитель стремился обозначить не только сами практические задания, но и «шаги» по их выполнению. Студентам предлагается комплект «вспомогательных» материалов для успешного прохождения практики: схемы, таблицы, диагностические методики и др.

Думается, что методический материал будет полезен и интересен преподавателям-методистам, которые с опорой на него могут проводить необходимую подготовку студента к непосредственной практической деятельности. Преподаватели педагогики могут использовать предлагаемые схемы, алгоритмы и памятки при анализе методического обеспечения образовательного процесса в начальной школе, а полученные студентами в ходе практики материалы – для иллюстрации теоретических позиций или для диагностики теоретических знаний студентов.

При составлении данных методических материалов был использован опыт организации практики студентов КГБОУ СПО «Хабаровский педагогический колледж». В дальнейшем данные материалы будут дополняться и совершенствоваться в соответствии с требованиями к подготовке будущих педагогов.

Составитель надеется на то, что методические рекомендации помогут студентам достойно и с эмоциональным подъемом овладеть основами деятельности классного руководителя, т.к. практика действительно выступает импульсом дальнейшего профессионального становления, этапом личностного осмысления содержания педагогической деятельности и оценивания своих возможностей. Только на практике, общаясь с учителями и детьми, студент может определиться, насколько правильно он выбрал для себя будущую профессию.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

1.1. Место практики в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Практика является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности 050146 Преподавание в начальных классах в части освоения основного вида профессиональной деятельности: классное руководство.

Цели и задачи практики.

Практика имеет целью комплексное освоение студентами вида профессиональной деятельности – классное руководство, формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности Учитель начальных классов.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности студент в ходе данного вида практики должен:

иметь практический опыт:

− педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;

− анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции; определения цели и задач планирования деятельности классного руководителя;

− планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий; определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;

− проведения отдельных мероприятий в диалоге с педагогической практикой, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

уметь:

− выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;

− формулировать цели и задачи воспитания класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

− планировать деятельность классного руководителя;

− оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения;

− совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;

− использовать разнообразные методы, формы, средства воспитания при проведении воспитательных мероприятий;

− организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения;

− анализировать процесс и результаты деятельности классного руководителя;

− осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении воспитательных мероприятий (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом);

− создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;

− помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты;

− составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими);

− вести диалог с родителями (лицами, их заменяющими);

− организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;

− изучать особенности семейного воспитания младших школьников;

− формулировать цели и задачи работы с семьей с учетом специфики индивидуальных особенностей детей;

− анализировать процесс и результаты работы с родителями;

− использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса.

знать:

− теоретические и методические основы деятельности классного руководителя;

− методику педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных результатов и формы их представления;

− особенности адаптации младшего школьника к условиям начального общего образования;

− возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;

− основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;

− особенности процесса социализации младших школьников;

− условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;

− особенности работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;

− теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности, формы проведения внеурочных мероприятий;

− содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеурочной деятельности и общения в начальной школе;

− педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеурочной работы;

− основы делового общения;

− особенности планирования, содержание, формы и методы работы
с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими);

− задачи и содержание семейного воспитания;

− особенности современной семьи;

− содержание и формы работы с семьей;

− способы диагностики результатов воспитания;

− методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации;

− логику анализа деятельности классного руководителя

1.3. Количество недель (часов) на освоение программы практики:

Всего: 36 часов.

Требования к организации и проведению практики

2.1 Практика организуется согласно следующим этапам:

− I этап – распределение студентов на практику.

− II этап – знакомство с целями, задачами, особенностями практики; подготовка к проведению практики; допуск к практике.

− III этап – реализация программы практики.

− IV этап – подведение итогов практики.

2.2 Практика проводится в рамках учебного процесса (один день в неделю) в течение 4 семестра.

2.3 Содержание рабочей программы производственной практики полностью соответствует содержанию ФГОС по специальности СПО 050146 Преподавание в начальных классах и обеспечивает практическую реализацию ФГОС в рамках образовательного процесса.

2.4 Содержание данного вида практики определяется требованиями к результатам обучения по профессиональному модулю ОПОП СПО в соответствии с ФГОС СПО, рабочими программами профессионального модуля и практики.

Содержание практики включает изучение следующих разделов.

− Раздел 1. Проведение педагогических наблюдений и диагностики, интерпретирование полученных результатов.

− Раздел 2. Определение целей и задач, планирование внеклассной работы.

− Раздел 3. Проведение внеклассных мероприятий. Анализ процесса и результатов проведения внеклассных мероприятий.

− Раздел 4. Определение целей и задач, планирование работы с родителями. Обеспечение взаимодействия с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания. Анализ результатов работы с родителями.

− Раздел 5. Координация деятельности сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.

2.5 За время практики студенту необходимо выполнить задания, предусмотренные программой практики, которые формируются с учетом видов работ, указанных в рабочей программе профессионального модуля.

2.6 Задания практики выполняются индивидуально и группой студентов.

2.7 Студенты не только выполняют предусмотренные программой практики задания, но и оказывают помощь классному руководителю в подготовке и проведении воспитательной работы с младшими школьниками, в оформлении кабинета (обновление стендов, систематизация материалов кабинета).

2.8 Сроки прохождения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом. Для прохождения практики группа студентов закрепляется за конкретным учителем начальных классов образовательного учреждения.

2.9 Перед проведением практики для подробного инструктажа студентов о порядке прохождения практики в начале практики проводится установочная конференция. Конференция организуется общим руководителем практики с участием методистов. Явка студентов на конференцию строго обязательна. На установочной конференции зачитывается приказ директора колледжа о направлении студентов на практику, указываются методисты по образовательным учреждениям, даются подробные указания о прохождении практики и оформлении отчетной документации. В группе практикантов назначается староста.

2.10 В первый день каждый студент составляет индивидуальный план прохождения практики (Приложение 1).

Индивидуальный план практики – индивидуальная программа выполнения студентом предусмотренных программой заданий практики. На основании плана определяется содержание деятельности студента на каждую неделю практики.

Индивидуальный план согласовывается с классным руководителем и утверждается групповым руководителем практики. Индивидуальный план находится в дневнике практики.

В графе «Содержание работы» указываеся вся выполняемая работа и задания практики. Например, изучить содержания плана воспитательной работы классного руководителя; проанализировать план воспитательной работы классного руководителя.

Необходимо точно указывать цель работы. Например, принять участие в беседе с классным руководителем по вопросам работы родительского комитета; принять участие в беседе с библиотекарем школы с целью изучения читательских интересов учащихся; посетить и проанализировать урок с целью выявления его воспитательных аспектов и т.д.

В графе «Выполнение» делаются соответствующие записи: «Выполнил», «Не выполнил». В случае невыполнения запланированного мероприятия в отчете указывается причина невыполнения и возможность его выполнения в другие сроки.

При составлении индивидуального плана сначала планируются мероприятия, которые проводятся всей группой студентов, работающих в классе, например, классный час «Рыцари наших дней», подготовка к общему празднику и др. Затем планируется та работа, которую студент будет проводить индивидуально.

2.11 Организацию и руководство практикой осуществляют преподаватели дисциплин профессионального цикла и учителя начальных классов – базы практики.

2.12 Результаты практики определяются рабочей программой практики и профессиональным модулем. Результаты практики отражаются в дневниках, а также в практических заданиях, выполненных в ходе практики, и входящих в состав портфолио студента.

2.13 Практика завершается итоговой конференцией. В процессе подготовки к ней студенты готовят выступления, наглядные материалы, презентации, фотоотчет и пр.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.019 с.)