Для чего необходим анализ работы классного руководителя?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для чего необходим анализ работы классного руководителя?



Роль педагогического анализа в воспитательной работе чрезвычайно велика Глубокий и обоснованный анализ способствует познанию сущности воспитательного процесса, позволяет сознательно и эффективно воздействовать на его развитие. Благодаря педагогическому анализу в каждой конкретной ситуации могут своевременно приниматься эффективные решения тех или иных задач, встающих перед классным руководителем.

Анализ тесно связан с целеполаганием, прогнозированием, плинированием воспитательной работы. Чем глубже анализ, тем правильнее и конкретнее будут определены цели и задачи детяльности коллектива на очередной период, оптимальнее может быть осуществлен отбор содержания и форм планируемой работы.

В результате анализа воспитательного процесса классный руководитель определяет:

- результаты воспитательной работы;

- целесообразность проводимой педагогической работы;

- условия, факторы, которые обусловили достигнутые результаты ;

- эффективность используемых педагогических средств, степень их влияния на результаты воспитательного процесса;

- достижения и недостатки в организации воспитательной работы, их причины;

- неиспользованные возможности и педагогические средства, резервы для дальнейшего совершенствования воспитательной работы;

- пути развития воспитательного процесса и устранения причин обнаруженных недостатков.

Анализ совей работы классный руководитель осуществляет повседневно. Анализ пронизывает всю его деятельность .В то же время есть специальные ситуации, когда классный руководитель проводит целенаправленный анализ своей работы и организует аналитическую деятельность учащихся, родителей, учителей, работающих в классе.

«Как осуществить анализ воспитательной работы?

Это один из самых сложных вопросов, который трудно, но необходимо разрешить классному руководителю. Прежде всего важно определить главный , исходный момент для анализа. Как правило,это цели, задачи или главные педагогические идеи. Далее следует собрать необходимую информацию для анализа:

а). материалы, отражающие результаты воспитательной работы (см. следующий параграф);

б). перечень используемых педагогических средств для решения задач;

в) сведения об условиях проведения воспитательной работы, факторах, которые могли влиять на ее эффективность;

г) материалы о степени влияния различных педагогических средств на достигнутые результаты.

Если классный руководитель приступает к анализу, ему необходимо иметь в виду важнейшие мыслительные операции ,которые пронизывают аналитическую работу.

- описание явления в целом, обобщенная характеристика элемента, предмета (системы) анализа;

- расчленение явления, предмета анализа (системы, элемента) на составные части;

- сравнение с тем, что было и что стало, с идеальным состоянием явления, его состоянием для различных ситуаций и условий;

- установление причинно-следственных связей;

- классификация признаков в предмете анализа, выделение основной характеристики;

- обобщение, синтезирование, позволяющее сделать выводы по результатам анализа;

- абстрагирование, предположение о возможных путях развития данного элемента (системы).

Поскольку за основу анализа берутся воспитательные задачи, предполагаем классному руководителю алгоритм действий, который целесообразно осуществить, когда необходимо проанализировать решение той, или иной задачи:

а) четкая, конкретная формулировка задачи;

б) выделение составных частей, компонентов задачи и краткая их характеристика;

в) определение в задаче основных, актуальных для данной ситуации характеристик;

г) разработка критериев и показателей уровня решения задачи с учетом основных характеристик;

д) разработка методик для изучения результатов решения задачи;

е) составление перечня используемых педагогических средств с целью решения задачи, а также факторов, влияющих на ее решение;

ж) разработка методик изучения эффективности используемых педагогических средств и степени влияния различных факторов на решение задачи;

з) проведение методик, сбор информации;

и) обработка информации по блокам с помощью таблиц, схем;

к) оформление анализа в письменной или устной форме;

л) обсуждение и утверждение анализа с учителями класса, родителями, администрацией школы.

Оформление анализа решения задачи можно представить с учетом следующей схемы:

Синтез1—анализ—синтез 2

Синтез 1 : вывод о том. Как в целом решена поставленная задача, факты, цифры, подтверждающие этот вывод.

Анализ : что делалось для решения поставленной задачи, какая воспитательная работа проводилась, что и как повлияло на ее решение (характеристика степени влияния различных педагогических средств на решение задачи).

Синтез 2: выводы о наиболее эффективных педагогических средствах, неиспользованных возможностях и резервах, причинах снижения результативности воспитательной работы.

Как анализировать форму воспитательной работы

Чаще всего классный руководитель организует анализ конкретного дела.

Анализируя форму воспитательной работы, классный руководитель сталкивается с рядом трудностей и проблем. Одна из них - выбор схемы, структуры анализа. Этот выбор зависит от ряда условий:

а) целей и задач анализа;

б) особенностей формы воспитательной работы;

в) позиции педагога, участвующего в анализе (наблюдатель, организатор), его опыта.

Прежде чем анализировать, необходимо знать результат данной формы работы, который не всегда возможно установить достаточно оперативно и объективно. Частичную информацию о результатах можно получить от его участников по ходу и сразу после проведения мероприятия.

Внешнее восприятие мероприятия и оценка педагогом происходящих событий не всегда адекватны реальному воздействию формы работы на ее участников. В этой связи целесообразно привлекать участников деятельности к коллективному анализу. Особенно это важно проводить в том случае, если классный руководитель сомневается в эффективности используемой формы или отдельных ее элементов. Также полезно организовать коллективный анализ после проведения дел, которые обеспечили включение в активную деятельность значительной части коллектива, поскольку аналитическая деятельность является эффективным педагогическим средством, развивающем важные личностные качества и отношения в коллективе.

Подходы к анализу формы воспитательной работы могут быть различными. Поскольку форма воспитательной работы является процессом и, следовательно, относится к процессуальным системам, имеет определенные этапы, связанные между собой, то целесообразен системно-структурный анализ. Для этого необходимо иметь объективную информацию о всех этапах проведения формы работы: о планировании, целеполагании и воздействии в процессе подготовки и проведения, подведения итогов работы. Предлагаем возможную в этом случае схему анализа воспитательного мероприятия, подготовленную В.Б.Успенским .

 

В ряде случаев целесообразно за основу анализа брать воспитательные задачи, определяя степень их достижения и эффективность используемых педагогических средств с точки зрения поставленных задач.

Анализ может осуществляться на основе того, что удалось увидеть и зафиксировать. Это не всегда объективно отражает суть воспитательного процесса, позволяет увидеть взаимосвязи различных этапов и элементов, выявить эффективность педагогических средств. В данном случае классный руководитель может получить более полное представление работе, если будет иметь информацию о том, как проходили остальные этапы работы. Такую информацию можно собрать в ходе бесед с участниками и организаторами деятельности.

С целью освоения новых методик, технологий иногда целесообразно сосредоточить внимание при анализе на отдельных аспектах, элементах, звеньях проводимой формы воспитательной работы. Возможен анализ и с точки зрения реализации каких-либо педагогических идей, например, идей сотрудничества, личностно-ориентированного подхода и т.п.

Как организовать коллективный анализ формы работы?

Если в подготовке и проведении мероприятия, дела участвовала значительная часть детей, то целесообразно организовать коллективный анализ.

Когда целесообразно проводить коллективный анализ формы? Если ситуация благоприятная и позволяет время, можно сразу после завершения мероприятия. Если участники устали или возбуждены, или нельзя разрушать общий эмоциональный настрой, то явно требуется отсрочка. Анализ в этих случаях можно провести на следующий день, через день, но не слишком откладывая, чтобы разговор состоялся по свежим впечатлениям.

К коллективному анализу готовится классный руководитель, организаторы дела, все его участники. Подготовка педагога к коллективному анализу начинается с первых этапов работы, когда еще рождаются замыслы дела. Он продумывает возможные вопросы для анализа, время его проведения, решает, кто может повести разговор, когда начать подготовку к анализу. В процессе подготовки и проведения педагог вносит коррективы в вопросы анализа, уточняет ключевые моменты предстоящего разговора с учетом выявленных в ходе наблюдения проблем, ошибок, трудностей.

Очень важно научить детей, родителей анализировать, если они к этому только начинают приобщаться.

Если учащиеся не имеют опыта и впервые участвуют в аналитической работе, то вопросов не должно быть много и они должны быть понятны, доступны для детей, вызывать интерес. В дальнейшем вопросы могут усложняться, а их количество увеличиваться. На первых этапах вопросы записываются в виде схем ответов на доске или предлагаются на карточках. Например: "Мне понравилось это дело, потому что...", "Я думаю, что не совсем удалось..., потому что..." и т.п.

Когда участники имеют опыт коллективного анализа, традиционные вопросы нет необходимости напоминать. Педагогу целесообразно внести лишь дополнительные вопросы по ходу анализа, которые вскрывают главные причины неудач или подчеркивают существенные просчеты в работе, если дети не смогли сами их увидеть и отразить при обсуждении.

Важно научить участников коллективного анализа правилам обсуждения:

- сначала вопросы обсуждаются в микроколлективах, а потом их представители высказывают общее мнение всему коллективу;

- в микроколлективе разговор ведет его организатор или член совета дела;

- прежде выбирается тот, кто будет выступать перед всеми с общим мнением;

- затем каждый по очереди высказывает свои суждения, а выступающий фиксирует их;

- начинать говорить нужно с положительного - отметить достижения, а потом остановиться на ошибках;

- после того, как выступит представитель, другие участники могут при желании дополнить его;

- можно задавать вопросы друг другу;

- в своих высказываниях не нужно заново повторять то, что уже сказали другие, можно просто согласиться с ними, сослаться на них; - когда кто-то говорит, все внимательно слушают, не перебивая, до конца (Е.В.Титова).

Возможны два варианта обсуждения вопросов: а) вопросы обсуждаются последовательно, т.е. сначала все по очереди высказываются по первому вопросу, затем по второму и т.д.; б) вопросы обсуждаются одновременно, каждый высказывается сразу по всем вопросам. При первом варианте обсуждение может быть более обстоятельным и четким, но потребуется для этого больше времени. На первых этапах приобщения детей к коллективному анализу целесообразно использовать первый вариант обсуждения вопросов.

Классный руководитель готовит организаторов дела к анализу: вместе с ними продумывает вопросы, определяет, кто будет и как вести обсуждение. Педагогу важно решить вопрос о собственной позиции при анализе. Он может быть ведущим или рядовым участником, ненавязчиво направляя обсуждение, или помощником ведущего, которым станет кто-то из школьников (родителей). Когда идет обсуждение в группах, он старается уделить внимание каждой группе или включается в работу одной как рядовой участник. Преподаватели помогают детям занять правильную позицию при обсуждении итогов, чтобы школьники не навязывали своего мнения, не подавляли своих товарищей, а сотрудничали друг с другом. Педагоги как участники обсуждения свою точку зрения высказывают в последнюю очередь, корректируя противоречивые мнения, акцентируя внимание на важных моментах, сглаживая, снимая конфликты, определяя, с одной стороны, объективную оценку, а с другой - создавая оптимистический настрой на дальнейшую работу.

Вместе с классным руководителем школьники вырабатывают коллективное мнение, учатся анализу, умению правильно оценить успех и поражение, увидеть ступени роста своего, товарищей и коллектива, наметить пути улучшения работы. Способ организации совместной коллективной работы, личный пример классного руководителя приучают школьников к тактичному высказыванию своих замечаний, возражений, предложений, адресованных друг другу и взрослым.

Анализ - наиболее сложный для педагогов , а тем более для школьников этап в организации совместной деятельности. За основу анализа берутся жизненно- практические задачи, сформулированные школьниками на этапе целеполагания и планирования. Классный руководитель помогают детям вычленить наиболее существенные моменты, установить причинно-следственные связи; ориентируют детей не только на анализ деятельности, но и отношений, которые складывались в ходе ее.

Как провести анализ по итогам учебного года?

Целью этого анализа является оценка результатов воспитательного процесса за истекший период, нахождение наилучших вариантов его дальнейшего развития, разработка и обоснование целей и задач на новый учебный год. Результаты такого анализа учитываются при планировании и организации воспитательной работы с учащимися, родителями, учителями. Источниками анализа воспитательной работы за учебный год могут быть материалы текущего анализа, оперативной информации, результаты анкетирования участников педагогического процесса, а также материалы изучения результатов воспитательной работы, полученные с помощью "срезовых" методик, коллективного анализа, организованного с родителями и детьми по итогам конкретных дел и в целом учебного года. Анализ завершается подготовкой рекомендаций по планированию, а также выработкой конструктивных мер по совершенствованию воспитательной работы.

Анализ по итогам года является комплексным. Он постоянно повторяется в одно и то же время года (апрель-май) и может осуществляться по более или менее стабильной программе. Такой анализ - основное условие цикличности управления. Он является соединительным звеном годовых циклов в системе управления классом.

Из всех видов анализа воспитательной работы анализ итогов за учебный год самый сложный. Он представляет собой специфический коллективный поиск. Проанализировать весь ход воспитательного процесса, его результаты и организацию невозможно. Важно вычленить для анализа основные блоки воспитательной работы, которые отражают задачи, приоритетные направления воспитательной работы.

Коллективный анализ можно проводить в два этапа. Первый этап - обсуждение жизни класса в целом. Например, участники разбиваются на группы и поочередно вырабатывают мнение, а затем выносят его на обсуждение по следующим вопросам:

1. Чем отличается наш класс от других ? Кем и чем наш класс может гордиться? Какое самое яркое (важное) событие этого года? Что в жизни класса особенно радует (особенно дорого)? Что сделал полезного наш класс, учащиеся нашего класса для школы, других людей.

2. Какие положительные изменения произошли в этом году? В чем они проявились? Как закрепить эти достижения в будущем?

3. Что в жизни класса вас огорчает, не устраивает, беспокоит? В чем мы сдали свои позиции по сравнению с прошлым годом? Почему?

4. С решения каких проблем необходимо начать следующий год? Какие недостатки в организации жизни класса необходимо преодолеть в первую очередь?

5. Кого и за что поблагодарить, отметить по итогам работы за год?

Второй этап включает обсуждение отдельных проблем, направлений воспитательной работы. С этой целью создаются временные проблемные группы, например, предметом обсуждения которых может стать одна из проблем:

- организация дежурства в классе;

- участие в общешкольных делах;

- помощь младшим в ученическом самоуправлении и т.п.

Проблемы, направления работы, которые обсуждаются в период анализа работы за учебный год, определяются классным руководителем, детьми и родителями с учетом поставленных в начале года задач. Обсуждение в проблемных группах может проходить по следующим вопросам:

1. Какие достижения (успехи) появились в работе по данной проблеме? В чем продвинулись вперед? За счет чего?

2. Что могли сделать лучше, но не сделали? Почему?

3. Над решением каких проблем необходимо работать в следующем году?

Возможно и целесообразно использование и более творческих, косвенных приемов сбора информации, характеризующих итоги воспитательной работы.

Так детям могут быть представлены творческие задания.

а) представить в творческой форме (с помощью рекламы) достижения этого года, которыми мы можем гордиться;

б) показать фрагмент пародию удавшегося дела этого года;

в) с помощью различных телепередач показать то, "что нам мешает жить и что с треском надо удалить".

г) подготовить рисованный фильм о главных событиях года и т.д.

На родительском собрании можно обсудить вопросы: что новое и интересное появилось в классе в этом году? Над какими проблемами работали педагоги, учащиеся и родители? Есть ли результат, в чем он проявился? На что следует обратить внимание в следующем году? Что удалось классному руководителю в работе с родителями? Как целесообразно организовать работу с родителями в следующем году? Как привлечь родителей к воспитательной работе в классе?

Необходимо продумать сбор и обработку информации в ходе коллективного анализа. Можно вести протокол обсуждения или создать специальный пресс-центр, который будет фиксировать и наглядно представлять основные идеи и результаты коллективной мыслительной деятельности. К обработке материалов коллективного анализа можно привлечь актив учащихся и родителей.

На подробный анализ работы в классе не нужно жалеть времени. Как показывает опыт, это всегда окупается положительным изменением отношения взрослых и детей к дальнейшей жизни и получением наиболее объективной информации, характеризующей состояние воспитательного процесса . Понимающие это классные руководители отводят подведению итогов работы, анализу организации жизни класса почти всю последнюю четверть учебного года. Формы коллективного анализа жизни класса в этом слуячае быть разнообразными. Иногда целесообразно использовать игровые и соревновательные элементы, которые стимулируют активность и развивают творчество детей. Перед проведением коллективного анализа следует предложить самим учащимся определить содержание и форму подведения итогов в конце учебного года. В воспитательных целях было бы полезно проводить анализ как коллективное творческое дело, которое создается всеми его участниками.

Можно предложить примерный план организации аналитической работы в классе на основе обогащения работы классных руководителей:

1 неделя –сбор актива родителей и учащихся по обсуждению содержания и формы анализа воспитательной работы.

2-3 неделя апреля -Коллективная разработка методики анализа в классном коллективе(см. параграф) -Коллективная разработка методики анализа в классном коллективе.
3-4 неделя -Подготовка учащимися творческих заданий, отражающих мнение детей об итогах работы в классе; - проведение коллективного анализа с учениками и родителями ( целесообразно на совместном сборе при согласии обеих сторон).
1 неделя мая -обработка материалов анализа воспитательной работы.
2-3 неделя мая -обсуждение анализа в виде письменного текста, таблиц.
4 неделя - обсуждение выводов по итогам анализа с активом родителей и детей; - представление текста анализа заместителю директора по воспитательной работе.

Естественно, что методика работы классного руководителя по организации аналитической деятельности в коллективе зависит от многих условий и прежде всего опыта и возраста детей.

Целесообразно завершить анализ написанием текста, что позволяет классному руководителю осмыслить все материалы, выделить, зафиксировать главные моменты, выводы, определить перспективы в работе. С этим текстом важно ознакомить педагогов, работающих в классе, опереться на него при целеполагании и планировании. Многое может быть забыто за лето, если не записать.

 

 

Целесообразно предложить следующую схему анализа за учебный год:

 

Данная схема ориентирует классного руководителя на вопросы, которые необходимо учесть при анализе, Мера отражения конкретного вопроса в тексте зависит от его значимости, для дальнейшей воспитательной работы.

Изучение эффективности



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.169 (0.011 с.)