Работа над выразительностью чтения.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа над выразительностью чтения.



 

Выразительность чтения как качество формулируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст — это «значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация.

Интонация — совокупность совместно действующих элемен­тов звучащей речи, главнейшие из которых — ударение, темп и ритм речи, паузы, повышение и понижение голоса. Эти элементы взаимодействуют, поддерживают друг друга и все вместе обусловливаются содержанием произведения, его идейно-эмоциональным «зарядом», а также целями, которые в данный конкретный момент поставлены чтецом».

В методической литературе в качестве важнейших условий овладения учащимися основами выразительной речи выдвигаются:

1) умение распределить свое дыхание в процессе речи,

2) овладение навыками правильной артикуляции каждого звука и четкой дикцией,

3) владение нормами литературного произношения.

Работу над выразительностью речи детей учитель начинает с того, что учит их управлять своим дыханием во время произношения и правильно использовать голос. Голос, как известно, характеризуется следующими особенностями: силой, высотой, длительностью (темпом), звуковой окраской (тембром).

Обучение выразительному чтению включает также знакомство с паузой и логическим ударением.

Подготовку к выразительному чтению условно делят на три этапа:

1) выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения и т. п., иначе говоря: осмысливание идейно-тематической основы произведения, его образов в единстве с художественными средствами;

2) разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа, тона, громкости чтения;

3) упражнение в чтении (возможно повторное чтение, пока не удастся голосом передать отношение автора к изображенным событиям и действующим лицам).

Анализ содержания и идейной направленности произведения включает в себя обучение выразительному чтению; они выступают в определенном единстве. (4 класс «Подвиг Павки» - отрывок Островского «Как закалялась сталь»).

Направленное вопросами учителя выборочное чтение фактически позволяет соединить анализ содержания с обучением выразительному чтению, так как учащиеся поставлены перед необходимостью внимательно вчитаться в текст и передать голосом состояние действующих лиц, их особенности.

По ходу разбора уточняется также лексическое значение некоторых слов, точность их употребления автором, смысл фразеологических оборотов.

После анализа текста и обобщающей работы по содержанию рассказа проходит повторное чтение текста в целом.

Повторное чтение нередко проводится в виде чтения в лицах с предварительной подготовкой. Также можно предложить учащимся прочитать наиболее понравившуюся часть рассказа и обосновать свой выбор. Чтобы класс не выступал в роли пассивного слушателя, необходимо привлекать детей к оценке чтения своих товарищей.

Итак, при обучении выразительному чтению ведущим является понимание текста, отношения автора к действующим лицам, а также собственное отношение учащихся к событиям, о которых рассказывается.

Необходимо подчеркнуть особую роль выразительного чтения учителя для формирования этого навыка у учащихся.

 


15. Методика работы с русской народной сказкой «Иван-царевич и серый волк».


16. Методика работы с басней И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак».


17. Методика работы со стихотворением И.З. Сурикова «Детство».


Урок внеклассного чтения на основном этапе обучения: «Сказки датского сказочника Г.Х. Андерсена».

 

Организация работы на основном этапе.

Круг чтения: русская и зарубежная литература, художественная и научно-позновательная, журналы, газеты и т.д. Объем: 16-150 стр.

 

Приемы самостоятельной читательской дд:

Ориентировка в книге одного автора или однотомных книг разных авторов.

воспроизведение книги по эпизодам. освоение закономерных связей: автор книга; тема – автор; тема – книга; жанр – книга; жанр – автор.

 

Виды библиотечной, библиографической помощи:

· рекомендательный список

· тематические карточки

 

Основные понятия:

- тема чтения

- книга, соответствие теме

- книга, соответствие личным возможностям, теме

- предисловие, послесловие, титульный лист

- аннотация

 

Структура урока внеклассного чтения на основном этапе:

· работа с выставкой прочитанных книг

· Всесторонний анализ выданных книг (все дети принимают участие)

· Знакомство с новыми произведениями, характерами, темами чтения, писателями.

· Д.з. – сообщение темы следующего урока

 

На данном этапе необходимо руководить самострельным детским чтением в свободное от уроков время. Руководство состоит в том, чтобы указать круг чтения, намечать путь; настроить способность частной дд; совершенствовать в соответствии с ФГОС и программой. Перед учеником стоит задача индивидуализировать общий и универсальный тип дд.

 

Подготовка к уроку может включать в себя:

· рекомендация, список книг

· листок-загадка, плакат-загадка

· в книгах 2, 3 классов объявлять темы, учащиеся могут составлять список доступных книг по ним.

 

Особенности урока на основном этапе:

· Ясное формулирование темы, представлений на уроке

· Четкое выделение цели отбора книг

· Постоянно ориентировать детей на рекомендательный список

 


Знакомство младших школьников с периодической печатью на уроке внеклассного чтения.

 

Периодической печатью называются газеты, журналы, сборники и бюллетени, т.е. сериальные издания, выходящие через определённые промежутки времени постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), имеющие одинаковое заглавие, неповторяющиеся по содержанию, однотипно оформленные нумерованными и (или) датированными выпусками.

Детская периодичная печать - важная часть обучения младших школьников; включение в круг детского чтения.

 

Структура урока не отличается от типовой

Перед каждым ребенком на уроке должен лежать журнал.

10-12 минут для рассматривания номера .

После самостоятельно – коллективный анализ (что интересного и т.д.)

Не учитель показывает и рассказывает, а сами учащиеся рассказывают, что нашли и прочитали.

В процессе рассматривания и чтения дети знакомятся с понятиями: периодика, журналист, редактор, тираж, номер, экземпляр.

Под руководством учителя дети узнают, сколько номеров выходит за 1 год. Сообща они подбирают хотя бы 1 годов комплект.

Необходимо обратить внимание на порядок записи выходных данных журнала (название, год, номер + стр. на которой хотят представить)

Заинтересовавший № журнала записывают не на картинках, а на журнальной вырезке.

В теч. Полугода изготавливают книжку – самоделку с интересными журнальными статьями.

В следующем полугодии дети осваивают образец записи материал детского периода на карточку.

Методика работы с газетным анализом методики работы с журналом.

Достаточно посвятить 1 занятие знакомству с газетой, чтобы впоследствии ввести отработку привычки систематического обращения к газете и использовать помещенный там материал на всех уроках и во внеурочное время.

 

Журналы

«Мурзилка» (сказки, стихи, познавательные статьи и советы детям и пр.).

"Клёпа" - детский альманах. Любопытные факты, игры. Рисунки, стихи и рассказы юных читателей.

"Почитай-ка" - детский сказочный журнал. Материалы текущего выпуска: стихи, сказки, рассказы, задачи-головоломки, конкурсы для детей.

«Веселые картинки». Детский юмористический журнал.

"Добрая дорога детства" - газета. Информационно-аналитические и методические материалы о безопасности детей на дорогах.

"Классный журнал" - детский развлекательный журнал. Комиксы, ребусы, новости, статьи о животных, исторических событиях, новых фильмах и пр. Мини-уроки рисования, поделки.

«Весёлый художник» . В каждом выпуске - специальные пошаговые упражнения по живописи, рисованию и мультипликации. А еще - множество полезных советов, удачных приемов и чудесных проектов. Журнал "Веселый художник" поможет развить твои творческие способности!

«Как устроено тело человека» — полное руководство для детей 4—11 лет по изучению внутреннего строения человеческого тела.

«Тошка» Тошка - забавный щенок, который расскажет детям, как заботится о домашних любимцах - кошках, собаках, хомячках, попугаях. В каждом номере журнала: игры, кроссворды, головоломки, конкурсы и призы!!!
Для детей 6-10 лет.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.146 (0.009 с.)