Специфика сказки как учебного материала и методика работы на уроке обучения чтению: русская народная сказка «петушок и бобовое зернышко». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика сказки как учебного материала и методика работы на уроке обучения чтению: русская народная сказка «петушок и бобовое зернышко».



Специфика сказки как учебного материала и методика работы на уроке обучения чтению: русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко».

Специфика сказки как учебного материала

Сказки несут потенциал положительных нравственных умений. Сюжет сказки далек от жизни, но вывод всегда жизненный.

Образы в сказках колоритны, и в большинстве своем они четко делятся на добрых, справедливых, заслуживающих уважения и на злых, жадных, завистливых. Сказка развивает оценочные суждения школьников. Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу, на торжество правды, их мажорная концовка, что особенно импонирует детям, их мироощущению.

Текст сказок прекрасный материал для формирования навыков связной речи.

В начальной школе учащиеся знакомятся с особенностями сказки:

· наличие вымысла

· своеобразие композиции

Сказки делятся на три группы:

· бытовые

· о животных

Этот вид сказок отличается от других главным образом тем, что действуют в них животные. Методика анализа в школе сказок о животных существенно не отличается от анализа реалистических рассказов.

Могут использовать приемы работы:

-ответы на вопросы

-иллюстрация

-выборочное чтение

-чтение по ролям

-пересказ

На последнем этапе работы учитель ставит детей в условие переноса вывода сказки на аналогичный случай из жизни.

· волшебные

Волшебные сказки отличает от других особый характер вымысла. В них всегда действуют сверхъестественные силы — то добрые, то злые. Они творят чудеса: воскрешают из мертвых, обращают человека в зверя или птицу. Здесь и страшные чудовища: Кощей бессмертный, Баба Яга, огненный змей, здесь и чудесные предметы: ковер-самолет, шапка-невидимка, сапоги-скороходы.

Волшебные сказки подвергаются отдельному анализу. Разграничение на добро и зло.

Методика работы на уроке обучения чтению:русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» Сказку проходят во 2 классе

1. Орг. момент

2. Эмоциональный настрой

Ребята нам пришло письмо, но я никак не могу его прочитать. Наверное его нужно расшифровать. Давайте сделаем это вместе. Fqсghкliаtrзxzкmbаnd

Сегодня на уроке мы как раз таки познакомимся с русской народной сказкой, а кто главный герой сказки вы узнаете, если правильно отгадаете загадку.

Сегодня мы прочитаем русскую народную сказку "Петушок и бобовое зёрнышко".

3. Работа с текстом до чтения. “Петушок и бобовое зернышко”

Мы уже знаем, что главный герой у нас Петушок.

А исходя из названия сказки, что мы еще можем предположить?

Посмотрите на иллюстрацию к сказке. Что вы можете о ней сказать?

4. Словарная работа.

Прежде чем прочитаем сказку, прошу вас обратить внимание на эти слова: приговаривала, коса, со всех ног.

Давайте прочитаем слова по слогам, а затем с ударением.

Как вы понимаете значение этих слов?

5. Первичное чтение сказки учителем

6. Физкультминутка

7. Вторичное чтение

8. Беседа по прочитанному

Сколько героев в сказке?

Какая беда приключилась с петушком?

Из-за чего он подавился?

Кто ему первый пришёл на помощь?

9. Физкультминутка для глаз.

10. Чтение сказки по ролям. (Эпизод, диалог с хозяюшкой).

посмотрите на рисунок и скажите, какой изображена курочка?

Давайте найдём первые слова курочки и прочитаем их.

Как говорит курочка? каким тоном? каким темпом?

Кто так сможет прочитать? Чьё чтение удачнее? Почему? Докажите

Прочтите диалог хозяюшки с курицей

11. Работа с пословицами.

Какая или какие из этих пословиц, которые я вам раздала, наиболее лучше подходит к этой сказке?

1. Друг познаётся в беде.

2. Доброе братство дороже богатства.

3. Нет друга – ищи, а нашел – береги

12. Подведение итогов.

С какой новой сказкой познакомились сегодня на уроке?

Чем запомнилась сказка? Чему учит нас эта сказка?

А какие ещё сказки о животных вы знаете?


Методика работы с крупнообъемным произведением: К.Г. Паустовский «Заячьи лапы».

 

Сильченкова Л.С.

Подготовительная работа:

1. Беседа об авторе

2. Тема его творчества («О чем пишет К.Г. Паустовский?»; «Какие рассказы вы читали этого автора?» и т.д.)

3. Обращение внимания учащихся на заглавие рассказа(«О чем будем читать сегодня?»)

4. Рассматривание иллюстраций к тексту + рассматривание книжки. (Кто действует в рассказе? Где происходит действие? Что случилось в лесу?)

5. Обращение внимания, что кроме зайца в рассказе много др. героев

6. Сюжет рассказа не совпадает с фабулой

Основная часть:

З части

· 1часть экспозиция(Рассказ очень большой, сейчас вы прочитаете только первую часть)

· Вторичное чтение

· Анализ прочитанной части

· Выборочное чтение

· Беседа

Итог:

· Беседа («Как вы думаете, будут ли спасён бедный зайчик?»)

· Анализ 2-ой части

· Итог – как вы думаете о чём 3 часть

· Вопрос на предугадывание событий в части

 


Особенности уроков внеклассного чтения на начальном этапе обучения.

 

Круг чтения: детская художественная литература и научно-художественные книги, объемом = 8-30 стр. с усложненным оформлением. Дифференциация тематики по жанрам; произведения для самостоятельного чтения учащимися (сказки, рассказы, стихи), объемом = 500-1500 слов.

 

Приемы самостоятельной читательской деятельности:

§ Ориентировка в книге и группе книг (2-4) для чтения

§ Восприятие и воспроизведение произведения из самостоятельно прочитанной книги с опорой на иллюстрации

§ Сопоставление этого произведения (книги) с другими известными произведениями (книгами) по сходству и контрасту и т.д

§ Освоение закономерной связи: книга – тема, книга – автор, книга – жанр

Желательно использовать книжную выставку – авторскую, тематическую, картотеку обложек.

Структура урока:

1. Решение задачи по ориентировке в детских книгах (книжная выставка – авторская, о чем будем говорить)

2. Выразительное чтение Учителя.

3. Беседа-рассуждение о прочитанном

4. Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой (Учитель предлагает учащимся прочесть еще один рассказ).

5. Чтение учащимися произведений про себя

6. Выявление и оценка качества самостоятельного чтения – рассматривание новой книги.

7. Рекомендации к внеурочной деятельности с книгой на текущую неделю

 

Осн. на начальном этапе – самостоятельная индивидуальная работа учащихся с детскими книгами, отобранными Учителем.

v Рекомендуется выставлять книги у доски для рассматривания на перемене

v Для индивидуально самостоятельного чтения – рассмотрения на уроке надо предложить учащимся одну и ту же книгу (произведение)

v Как только перед ребенком оказалась книга, он должен начать в ней ориентироваться

v Учитель последовательно приучает детей воспринимать и воспроизводить в записи названия книг, с которым класс работает.

v Индивидуальная дозировка заданных заранее, но в процессе самостоятельной работы может быть откорретированно

v Жужжащее чтение

v Каждый ребенок работает индивидуально

v 4 и 5 этапы – Учитель, наблюдатель

v Корректировка деятельности учащихся произв. через беседу-дискуссию (рассуждение) на основе текста книги

Типы упражнений на ориентировку в книге:

1. Определить темы урока по ряду книг, которые надо последовательно рассмотреть и сопоставить

# представлены группы книг, по названию, иллюстрациям и авторам, которых дети должны определить тему урока.

2. Ориентировка в группе книг и выбор нужной книги по заданным Учителем прищнакам.

3. Рассмотрение выставки книг у доски и самостоятельно озаглавив выставку, решить, можно ли её дополнить какой-то новой книгой, предложением Учителя (не раньше апреля мая)


Творческий пересказ

Известны следующие варианты творческой перестройки и дополнений при пересказе:

- пересказ с изменением лица рассказчика; чаще всего это пересказ в третьем лице, если в оригинале повествование ведется от первого лица

Пересказ с изменением лица рассказчика, строго говоря, еще не может быть назван творческой работой, так как перестройка текста носит преимущественно грамматический характер. Однако замена первого лица глаголов третьим лицом приводит к необходимости некоторых изменений и в содержании текста, например, необходимо переводить прямую речь в косвенную.

- пересказ от лица одного из персонажей

Работа, имеющая много общего с выборочным пересказом, но требующая иногда весьма значительных изменений и дополнений. Чтобы успешно справиться с таким пересказом, ученик должен войти в роль персонажа, понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами.

- пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями, с вымышленными эпизодами, деталями, описаниями пейзажа, описаниями внешности людей

- продолжение рассказа, судьбы героя

- инсценирование рассказа, т. е. составление на основе прочитанного художественного произведения диалогов, их чтение по ролям, а также сценическое воплощение.

Оно состоит в передаче событий повествования в драматической форме. Инсценировать рекомендуется тексты, в которых много диалогов и сравнительно проста обстановка.

Переходом от обычного чтения к инсценированию служит чтение по ролям. Читая в лицах, дети отрабатывают выразительность, лучше выделяют слова, принадлежащие героям. При пересказе дети передают только диалоги, а ведущий (или ведущие) в кратких словах обрисовывает обстановку, на фоне которой протекает действие.

- словесное рисование («что я изобразил бы на картине»).

Когда прочитан рассказ или описание, учитель говорит: «Как вы представляете себе обстановку в такой-то момент действия? Расскажите, как будто все это перед вашими глазами, будто вы сами видите и описываете».

 


Журналы

«Мурзилка» (сказки, стихи, познавательные статьи и советы детям и пр.).

"Клёпа" - детский альманах. Любопытные факты, игры. Рисунки, стихи и рассказы юных читателей.

"Почитай-ка" - детский сказочный журнал. Материалы текущего выпуска: стихи, сказки, рассказы, задачи-головоломки, конкурсы для детей.

«Веселые картинки». Детский юмористический журнал.

"Добрая дорога детства" - газета. Информационно-аналитические и методические материалы о безопасности детей на дорогах.

"Классный журнал" - детский развлекательный журнал. Комиксы, ребусы, новости, статьи о животных, исторических событиях, новых фильмах и пр. Мини-уроки рисования, поделки.

«Весёлый художник». В каждом выпуске - специальные пошаговые упражнения по живописи, рисованию и мультипликации. А еще - множество полезных советов, удачных приемов и чудесных проектов. Журнал "Веселый художник" поможет развить твои творческие способности!

«Как устроено тело человека» — полное руководство для детей 4—11 лет по изучению внутреннего строения человеческого тела.

«Тошка» Тошка - забавный щенок, который расскажет детям, как заботится о домашних любимцах - кошках, собаках, хомячках, попугаях. В каждом номере журнала: игры, кроссворды, головоломки, конкурсы и призы!!!
Для детей 6-10 лет.

 


Специфика сказки как учебного материала и методика работы на уроке обучения чтению: русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко».

Специфика сказки как учебного материала

Сказки несут потенциал положительных нравственных умений. Сюжет сказки далек от жизни, но вывод всегда жизненный.

Образы в сказках колоритны, и в большинстве своем они четко делятся на добрых, справедливых, заслуживающих уважения и на злых, жадных, завистливых. Сказка развивает оценочные суждения школьников. Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу, на торжество правды, их мажорная концовка, что особенно импонирует детям, их мироощущению.

Текст сказок прекрасный материал для формирования навыков связной речи.

В начальной школе учащиеся знакомятся с особенностями сказки:

· наличие вымысла

· своеобразие композиции

Сказки делятся на три группы:

· бытовые

· о животных

Этот вид сказок отличается от других главным образом тем, что действуют в них животные. Методика анализа в школе сказок о животных существенно не отличается от анализа реалистических рассказов.

Могут использовать приемы работы:

-ответы на вопросы

-иллюстрация

-выборочное чтение

-чтение по ролям

-пересказ

На последнем этапе работы учитель ставит детей в условие переноса вывода сказки на аналогичный случай из жизни.

· волшебные

Волшебные сказки отличает от других особый характер вымысла. В них всегда действуют сверхъестественные силы — то добрые, то злые. Они творят чудеса: воскрешают из мертвых, обращают человека в зверя или птицу. Здесь и страшные чудовища: Кощей бессмертный, Баба Яга, огненный змей, здесь и чудесные предметы: ковер-самолет, шапка-невидимка, сапоги-скороходы.

Волшебные сказки подвергаются отдельному анализу. Разграничение на добро и зло.

Методика работы на уроке обучения чтению:русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» Сказку проходят во 2 классе

1. Орг. момент

2. Эмоциональный настрой

Ребята нам пришло письмо, но я никак не могу его прочитать. Наверное его нужно расшифровать. Давайте сделаем это вместе. Fqсghкliаtrзxzкmbаnd

Сегодня на уроке мы как раз таки познакомимся с русской народной сказкой, а кто главный герой сказки вы узнаете, если правильно отгадаете загадку.

Сегодня мы прочитаем русскую народную сказку "Петушок и бобовое зёрнышко".

3. Работа с текстом до чтения. “Петушок и бобовое зернышко”

Мы уже знаем, что главный герой у нас Петушок.

А исходя из названия сказки, что мы еще можем предположить?

Посмотрите на иллюстрацию к сказке. Что вы можете о ней сказать?

4. Словарная работа.

Прежде чем прочитаем сказку, прошу вас обратить внимание на эти слова: приговаривала, коса, со всех ног.

Давайте прочитаем слова по слогам, а затем с ударением.

Как вы понимаете значение этих слов?

5. Первичное чтение сказки учителем

6. Физкультминутка

7. Вторичное чтение

8. Беседа по прочитанному

Сколько героев в сказке?

Какая беда приключилась с петушком?

Из-за чего он подавился?

Кто ему первый пришёл на помощь?

9. Физкультминутка для глаз.

10. Чтение сказки по ролям. (Эпизод, диалог с хозяюшкой).

посмотрите на рисунок и скажите, какой изображена курочка?

Давайте найдём первые слова курочки и прочитаем их.

Как говорит курочка? каким тоном? каким темпом?

Кто так сможет прочитать? Чьё чтение удачнее? Почему? Докажите

Прочтите диалог хозяюшки с курицей

11. Работа с пословицами.

Какая или какие из этих пословиц, которые я вам раздала, наиболее лучше подходит к этой сказке?

1. Друг познаётся в беде.

2. Доброе братство дороже богатства.

3. Нет друга – ищи, а нашел – береги

12. Подведение итогов.

С какой новой сказкой познакомились сегодня на уроке?

Чем запомнилась сказка? Чему учит нас эта сказка?

А какие ещё сказки о животных вы знаете?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.062 с.)