Методические особенности психологической работы со сказками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические особенности психологической работы со сказками



В психологической практике можно использовать как народ­ные или известные авторские (Х.-К. Андерсен, К. С. Льюис, Е. Шварц), так и специально сочиненные для психотерапии сказки. Любой из подходов имеет и свои преимущества, и свои недостатки. При использовании народных сказок в целях психо­терапии к преимуществам можно отнести:

• метафоричность и символичность сказок, что обеспечивает хорошие возможности личностных проекций,

• знакомство группы (или отдельного клиента) с сюжетом, иногда даже дословное знание текста,

• сюжет, «отполированный» вековым пересказом, отсутствие лишних подробностей,

• динамичность,

• разнообразие, возможность подобрать необходимую тематику,

• соответствие национальному характеру.

Недостатки (не народных сказок, а сказкотерапии на их основе):

• недостаточная подробность текста, условность характеров, в результате — недостаточная «психологичность»,

• отсутствие изменений в характере героя за время действия сказки,

• в очень архаичных текстах, например в сказках о животных или в некоторых бытовых сказках, герои руководствуются весьма сомнительными этическими принципами.

В использовании известных авторских сказок можно отметить почти те же преимущества, что и при использовании народных сказок:

• известность сюжета, обычно с детства, что иногда рождает ложное ощущение «уже виденного», когда психотерапевт пытает­ся побудить к раскрытию смысла сказки,

• метафоричность, ведущая к большому количеству проек­ций, личностным включениям,

• разнообразие сюжетов,

• различные национальные варианты, возможность выбора между ними.

К трудностям использования известных авторских сказок в сказкотерапии можно отнести:

• возможное снижение интереса, мы как бы читаем книгу, ко­нец которой уже известен,

• зачастую множество сюжетных линий делает сказку слишком длинной, непригодной для краткосрочной, тем более экстренной, терапии, а также для некоторых видов групповых занятий,

• авторская сказка обязательно несет в себе взгляды автора, а они не всегда созвучны взглядам психолога, а также взглядам клиента. (Я не пытаюсь уверить читателя в том, что авторы сказок навязывают «в лоб» свои взгляды, но система понятий сказки, си­стема ценностей героя-победителя, даже сказочный антураж зада­ют обсуждению определенные рамки, программируют комплекс основных идей.),

• авторская сказка, как каждое произведение искусства, требу­ет к себе бережного отношения, поэтому не всегда допустимо из­менение сюжета, предлагаемое психологом в качестве метода ра­боты. Изменение может восприниматься как разрушение, порча сказки, что, конечно же, нарушает атмосферу психологического контакта.

Если сказки создаются специально для сказкотерапии, то большинства этих трудностей можно избежать. Сказки сочиня­ются по проблемам, характерным для того контингента, с кото­рым работает психолог; иногда сказка пишется для конкретного клиента. Сказка, предлагаемая группе или отдельному клиенту, не известна ему, поэтому более интересна, особенно, если пред­лагается в связи с волнующей проблемой или анонсируется как

его личная сказка. Сказки, создаваемые для психологической ра­боты, содержат специально закладываемые «зацепки» для клиен­та (группы). Актуальная проблема представлена в сказке в мета­форической форме; как правило, приписана значимому герою — принцу, принцессе, королю.

Сюжеты предлагаемых сказок, создающихся как психотерапев­тические, обязательно содержат возможности для изменения героев сказки, а также ситуации выбора, требующие от них ответственного решения. Я надеюсь, что мне удалось сделать сказки свободными от явного морализаторства, но в тех случаях, где психологическая про­блема соприкасается с этической, там, где возникают вопросы цен­ностей или, тем более, смысла жизни, в сказке начинает присутст­вовать этическая составляющая. Например, сказка начинает под­сказывать, что неконтролируемая агрессивность, насилие, эгоизм, равнодушие к людям и к себе самому — это плохо. Не слишком хо­рошо и проводить жизнь в грезах, суете и капризах.

Не хотелось бы также исключать вопрос о духовной основе данных сказок. Почти любой текст (если не брать в расчет теле­фонные книги и расписания поездов) в неявном виде несет в се­бе определенный тип духовности, который проявляется более или менее ярко и влияет на читателей, даже если они об этом не задумываются. В текстах, затрагивающих проблемы свободы, при­роды зла, которое человек видит в себе и окружающем мире, от­ношения к смерти или к смыслу человеческой жизни, духовная составляющая текста проявляется обязательно — через символы, метафоры, свойства, приписываемые тем или иным героям, через возможности, которые предоставляются героям сказки, поворо­ты сюжета. На мой взгляд, в предлагаемых сказках проявляется христианский тип духовности, более органичный для большин­ства россиян, чем, например, буддистский. Я считаю своим дол­гом честно предупредить о типе духовности этих сказок, так как допускаю, что некоторым из моих коллег сказки именно по этой причине для работы не подойдут. Однако в большинстве случаев гуманистическая парадигма психологической работы не проти­воречит христианской духовности, так как европейский гума­низм вырос на основе христианства. (В качестве доказательства

напомню, что в Оксфордском словаре определение самореализа­ции — центрального понятия гуманистической психологии — включает в себя указание на то, что это не только реализация воз­можностей человеческого «Я», но Божий дар.)

Сказки, составляющие данную книгу, специально написаны по проблемам детей, приближающихся к подростковому возрасту, и подростков. Они содержат различные «зацепки», которые делают эти проблемы узнаваемыми. Этим «зацепкам» я обязана много­численным «принцам» и «принцессам», которых мне приходилось консультировать за годы практической работы. При использова­нии сказок в режиме тренинга или консультирования выяснилось, что эти сказки успешно «работают» и на взрослых людей, имею­щих нерешенные или решенные неконструктивным образом* под­ростковые проблемы, такие как:

• неприятие себя,

• неконтролируемые вспышки агрессии,

• чувство одиночества,

• неумение разобраться в собственных чувствах,

• неспособность осмыслить свою жизнь, выстроить иерархию ценностей,

• конфликты с «родителями» (для взрослого, не решившего эти проблемы, «родители» — это те люди, которым он вроде бы должен подчиняться или хотя бы уважать) — вечный «подростковый бунт»,

• безответственность, инфантилизм, слабоволие.

Предлагаемые сказки можно использовать:

1. Для диагностики проблемы.

Весь сборник сказок или конкретная сказка могут быть пред­ложены клиенту, который, как это часто бывает, не понимает, в чем состоит его проблема. Данный способ диагностики пробле­мы является практически не травмирующим, так как если сказка не касается проблемы клиента, то она его и не «зацепляет». В мо-

• Конструктивным называется такой подход к проблеме или внутреннему конфликту, который не только приводит к решению проблемы, но и способству­ет личностному росту. Естественно, неконструктивный подход не способствует развитию личности, а иногда и проблему не решает.

ей практике диагностика с помощью сказок обычно происходила как «узнавание» своей проблемы: «Я понял, почему Вы дали мне эту сказку» или «Ну, я не совсем такая, как эта принцесса». Жела­тельно предлагать сказку вместе с рисунком к ней (об использо­вании рисунков будет сказано ниже), а также с обращением «До­рогой сказочный герой».

2. Для поиска решения личностной проблемы, выхода из тупика.

Для поиска решений с клиентом или группой вы можете останав­ливаться при чтении сказки, иногда места предлагаемых остановок обозначены «***». Вопросы для анализа предложены к каждой сказ­ке, что не ограничивает и вашего творчества в этом направлении.

3. Для подсказки определенного решения.

Авторская позиция в сказках основана на идеалах гуманисти­ческой психотерапии, где помощь клиенту оказывается как рав­ному. При этом проблема клиента — это то, что он сам считает проблемой, что его мучает. Выбор пути при таком подходе оста­ется за клиентом, а психолог может помочь в поиске вариантов. Авторский вариант решения проблемы, заданный в сказке, пред­лагает, (но не навязывает!) один из вариантов решения, обычно более или менее конструктивный. Часто этот вариант не прихо­дит в голову юному клиенту, как иногда не приходит в юную го­лову сама мысль о возможности различных выходов из ситуации, которая кажется абсолютно неразрешимой. При обсуждении сказок важно, чтобы и юные и взрослые слушатели не осуждали героев сказки, а постарались их понять. Для этого желательно, чтобы психолог в своих репликах говорил о чувствах сказочных персонажей, об их трудностях, а не о «недостатках».

* Слово «клиент» используется психологами гуманистического направления для указания на человека, который «заключил психотерапевтический контракт» — определил совместно с психотерапевтом ту проблему, в решении которой ему тре­буется помощь, методы, которые будут использоваться в решении этой проблемы, режим взаимодействия с психотерапевтом и тем самым вступил в психотерапевти­ческие отношения. (Психологи и психотерапевты, не относящие себя к гуманисти­ческому направлению, например психоаналитики, используют слово «пациент»).

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.007 с.)