Принцесса, которая плохо училась 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцесса, которая плохо училась



Сказка — не только об учебе, хотя проблема отношения к учебе и оценкам школьников, педагогов и родителей здесь также присут­ствует. Трудности, которые испытывает героиня, связаны и со структурой самого образования, и с непониманием ею ценности того, чем она занимается, и с довольно формальными контактами с родителями и педагогом. Живая и любознательная Аля не полу­чает ответов на свои вопросы и вынуждена заниматься тем, что ее не очень интересует. Поэтому Дракон, с которым героиня встреча­ется впервые, до некоторой степени более близок ей, чем люди, с которыми она выросла. Центральный вопрос сказки, возникаю­щий обычно в ранней юности, — вопрос о смысле жизни. Постав­лен он не для того, чтобы на него торопились отвечать немедлен­но. Важнее подумать.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Случалось ли вам испытывать чувство, что «взрослые этого не поймут»?

Вам всегда удается получить ответ на свои вопросы?

Что должен, на ваш взгляд, знать человек, получивший «все об­разование»?

Принцесса Алевтина должна была спасти свое королевство. Как бы вы вели себя, если бы пророчество относилось к вам?

Рисунок изображает привычный мир принцессы Алевтины — разнообразный, красивый, но до некоторой степени чуждый ее ис­каниям. Она ищет ответ и должна найти его самостоятельно, Дра­кон является только стимулом в ее поисках.

Сказка о забывчивой фее

Эта сказка посвящена актуальным для подросткового и юноше­ского возраста вопросам — самоопределения и определения свое­го места в жизни. Вопрос, на который отвечает каждый человек в этом возрасте: «Кто я?» Героиня сказки еще не ответила на этот вопрос, она не только не реализовала свои способности, но и не знает их, фактически не смогла найти свое место в жизни, поэтому у сказки открытый финал.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Следовало ли фее жить среди цветов и оленей?

Как вы думаете, чем должна быть закончена сказка?

Что значит «жить не своей жизнью»?

Как вы понимаете слова «найти свое место в жизни»?

Что значит «быть самим собой»?

Сказка может быть применена и для работы с взрослыми людь­ми, переживающими кризисы самоопределения.

Рисунок к сказке представляет зыбкость, нестойкость пред­ставлений героини о себе, что делает ее внушаемой, побуждает делать то, чего ей, в сущности, не хочется.

Принцесса и фея бабочек

Очень часто встречающаяся проблема подросткового и юно­шеского возраста — непонимание своих чувств и неумение испы­тывать сочувствие. (Особенно часто встречается эта «болезнь» у детей из неполных семей и семей, где родители не балуют детей и друг друга вниманием и теплотой.) Героиня сказки не доверяет людям, самой себе. С помощью феи она проходит трудный путь

самопознания. В результате чего ее отношения с людьми также становятся менее эгоцентричными. В конце сказки ее чувства на­ходятся на пути от жалости к любви.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Что значит быть одиноким?

От кого зависит одиночество?

Какие бывают чувства?

Что вы называете любовью?

Как бы вы назвали чувство, о котором сказало принцессе появле­ние лиловой бабочки?

Верите ли вы в «трудную» любовь?

Как вы думаете, почему принцесса не верит людям и их чувствам?

Рисунок к сказке представляет девушку, ступающую по серд­цам. (Героиня сказки, не доверяя чувствам влюбленных в нее лю­дей, вероятно, разбила уже не одно сердце.) Она погружена в соб­ственные переживания и практически не замечает других людей.

История о принце, который носил маску

Смертельно обиженный невниманием родителей, юноша при­нимает решение: «Мне никто не нужен». Маска равнодушия, ко­торую однажды надевает Людовик, прирастает к нему. Он стано­вится чужим в своей семье и не становится своим где-либо. Встре­ча с Королевством масок — то испытание, которое показывает ему значение открытости и естественности. (Это может быть, напри­мер, группа с другими социальными нормами, страна с иной куль­турой.) В результате принц осознает значение тех норм человечес­кого общения, которыми он пренебрегал ранее.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Что значит «носить маску»?

Можно ли иметь друзей, если сам носишь маску?

Хотели бы вы видеть маски вместо лиц?

Возможна ли любовь без открытости?

Как вы считаете, чей выбор легче: Людовика или Леоноры?

Как бы вы убедили жителей города отказаться от масок?

Рисунок изображает героя сказки «пустым пространством», «дыркой на картине». Это символ того, что человек, контактиру-

ющий с другими людьми на уровне масок, клише, всегда закры­тый, практически исключает себя из человеческого общества; не допуская других к себе, он остается «пустым».

Мальчик-чудовище

Сказка обращена к современным подросткам и говорит о том, что источник агрессии находится в самом человеке. Подростковый возраст у юношей и у девушек — это не только трудные вопросы, но и чудовищные поступки, которые зачастую удивляют их самих. Поиск своего пути и своих отношений с чудовищем, поиск автори­тета — тема сказки. Естественно, злое начало в человеке не исчер­пывается с «трудным возрастом». Понимание источника зла в се­бе — это уже способ борьбы. Поэтому некоторые «мудрецы» говорят на языке известных мифов. Проблема может быть поставлена так же, как проблема доверия к чужому опыту и учению. Как человек должен принять важное для себя решение, до какой степени можно доверять мудрецам — эти вопросы решает для себя юный Георгий.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Сталкивались ли вы с чудовищами в себе?В других людях?

Знаете ли вы, как вы относитесь к своему чудовищу?

Согласны ли вы, что лучше быть слабым, чем жестоким?

С кем из мудрецов вы готовы согласиться?

Что считать «доброй победой» (Если можете, приведите примеры).

Можно ли считать победу Георгия окончательной? А победы его отца и дяди?

Почему дракона зовут Орг?

Как человек должен принимать важное для себя решение? До ка­кой степени можно пользоваться чужим опытом?

Как определить, кто из мудрецов дает действительно полезный совет?

Рисунок к сказке, изображая юношу, убегающего от своей те­ни, заставляет вспомнить строки Леонида Мартынова:

Вот Человек — пойди его пойми — Он на своей сияющей Звезде С ужаснейшими борется зверьми, Которых сам насотворил везде.

Мальчик, который не умел играть

У героя сказки две проблемы: неумение общаться и неприятие социальных норм. При этом любые социальные нормы регулиру­ют отношения между людьми только тогда, когда принимаются человеком. Герой сказки — ребенок, не принимающий «правила игры». Естественно, он оказывается в изоляции. Фантазии героя вначале заменяют ему друзей, затем становятся навязчивыми страхами, как это часто бывает с грезами. Через трудные пережи­вания герой сказки приходит к решению «играть по правилам». Это одна из сказок не столько для подростков, сколько для детей 7-10 лет.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Что значит «уметь играть с другими»?

Что делать, если тебе не нравятся правила игры?

Можно ли придумывать друзей?

Можно ли придумывать только добрые фантазии?

Могут ли люди бояться собственных фантазий?

Эта сказка может также использоваться для психологической работы с детскими страхами. Для этого можно попробовать нари­совать Единорога, Свинслика, Змеельва, Опудало, а также те стра­хи, которые есть у клиента. Обсуждая проблему страха, можно по­говорить о том решении проблемы, к которому приходит герой сказки.

Рисунок к сказке иллюстрирует тот плен, в котором оказался герой, он «взят в окружение» своими фантазиями.

Утешительная сказка

Диалоги, которые ведутся в этой сказке, затрагивают проблемы, которые являются значимыми для подростков 14—18 лет и разреше­ние которых является для них жизненно важным. Дерево, пытаю­щееся облегчить героям поиск решения, действует в сказке как гу­манистический психолог — его решения не навязываются, но об­легчают каждому путь к самому себе. Экзистенциальные проблемы — ценности жизни, смысла смерти, страдания, одиночества — сосед­ствуют с не менее актуальными для героев сказки проблемами: по­иска уверенности в себе, неразделенной любви.

Сказка может также использоваться в программах обучения психологов-консультантов, так как Дерево ведет с приходящими к нему психотерапевтический диалог.

Возможные вопросы для анализа сказки:

Хотели ли бы вы иметь возможность поговорить с Деревом Уте­шения?

Кто может выполнять эту роль в жизни?

Что бы вы сказали человеку, который не хочет жить?

А той юной матери, которая не хочет рожать своего ребенка?

Как вы понимаете то, что Дерево Утешения стало невидимым? Что изменилось для тех, кто к Нему приходит?

Рисунок к сказке изображает Дерево личностью, к которой об­ращаются пришедшие к нему люди. Видно, что люди, отягощен­ные проблемами, после диалога с деревом уходят просветленными. Символом этого общения является листок Дерева утешения, кото­рый уносят с собой те, кто с ним общался.

Сказка о Человеке и Рыбе

Сказка представляет попытку автора написать прожективный текст. Если вам трудно даже приблизительно понять проблему кли­ента или группы, попробуйте спросить, о чем эта сказка? Спросите сначала себя. Ваш ответ верен для вас. Ответы, которые дадут вам клиенты, верны для них. Сказка, на мой взгляд, может быть полез­ной и при духовных проблемах.

Для меня самой этот текст прежде всего представляет пробуж­дение религиозной веры, диалог человека с Богом. (Это не только моя проекция — когда я обсуждала эту сказку с девочкой 11 лет, она спросила: «А Человек очень большой?» Получив ответ: «Ну, наверно...», она сказала: «Тогда это — Бог».)

При работе со сказкой мне встречались такие проекции, как отношения:

— мужчины и женщины,

— отца и ребенка,

— учителя и ученика,

— власти и народа и другие.

К этой сказке трудно предложить конкретные вопросы, но можно спросить группу (или консультируемого), кто, по их мне­нию, в этой сказке назван Человеком.

Рисунок к сказке подчеркивает единство, и даже взаимопро­никновение персонажей сказки; можно сказать, что у них «одно сердце».

Рисунок «Презентация монстра»

Рисунок завершает серию сказок и может быть предъявлен на любом этапе сказкотерапевтических занятий. Особенно важное значение он может иметь в тот момент, когда в группе поднимается вопрос о том, что человек иногда вынужден поступать «не как все», если хочет остаться самим собой, а по большому счету — просто ос­таться человеком. Рисунок изображает заурядного, не слишком ге­роически выглядящего человека, которого выставляют напоказ как «монстра» действительно кошмарные чудища. Если возникает во­прос о том, может ли человек противопоставлять себя среде, или если высказывается мнение, что «не могут же все вокруг быть не­правыми», то этот рисунок позволяет представить себе такую ситу­ацию. Вопрос, который возникает здесь: «Где человек хотел бы быть, с кем?» Другие моменты сказкотерапии, на которых целесо­образно использовать этот рисунок — обсуждение сказок «Маль­чик-чудовище» и «Очень печальная сказка».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 630; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.178.60 (0.016 с.)