Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сказка о странствиях принца Леона

Поиск

Эта сказка — о ценностях, смысле жизни и о свободе совести, мнений, о разумном и неразумном доверии. Конфликт между собственным опытом и мнением воспитателей, между традиция­ми и истиной переживают все герои сказки. Сказка призывает осмыслить свои взгляды, определить, что в них является привыч­кой, а что — собственным свободно выработанным мнением.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Почему жители Солнечного города считают Солнце мифом?

Почему принц Леон хотел, чтобы жители Солнечного города от­крыли глаза?

Почему жители Солнечного города не верили принцу Леону?

Как вы думаете, будут ли Пат и Мариса жить с закрытыми глазами?

Почему в Звонске у принца не нашлось последователей?

Нужно ли помогать жителям Звонска и Солнечного города?Как это сделать?

Нужно ли помогать принцу Артемию?

Еще одна проблема, затрагиваемая в данной сказке, — созре­вание личности как результат любви. Пат и Мариса — единствен­ные «ученики» принца Леона — более подготовлены к изменени­ям, к осмыслению своих ценностей, именно потому, что любят друг друга.

Рисунок к сказке изображает принца, удивленно взирающего на людей, которые добровольно отказались от знакомства с кра­сотой окружающего мира. Только влюбленные, благодаря своей любви, сумели услышать призыв «открыть глаза», не отворачи­ваться от реальности.

Принцесса, которая не нравилась самой себе

Очень частая проблема подросткового и юношеского возрас­та — дисморфофобия, или, как ее часто называют, комплекс «гад­кого утенка». Это — опасения по поводу своей внешности, как правило, необоснованные и скрываемые. При этом девушка или юноша, которые «не нравятся самим себе», со стороны выглядят самовлюбленными. Очень часто неизжитые трудности такого рода

мешают нормальным человеческим отношениям, делают челове­ка эгоцентричным (не обязательно эгоистичным) и неуверенным в себе. Марина живет в вымышленном мире, не замечает чужих чувств, не верит в них; принятое ею «зелье», заставляя полюбить себя, помогает не думать о себе постоянно и заметить пережива­ния других. Принц Артемий, переживший неверность Элизабет, также способен на сочувствие, а значит, на искреннее чувство. Образ волшебницы показывает опасность пренебрежения чувст­вами других, ранняя старость здесь — символ напрасно прожитой жизни.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Что значит «не нравится самой себе?»

Как воспринимали принцессу Марину окружающие ее люди?

За что фея наказала колдунью? Как можно вести себя, если не разделяешь чужих чувств?

Что значит «гордость» для героини сказки?

Представьте себе, что оба напитка употреблены так, как было задумано? Что бы вы сказали о чувствах героев в этом случае?

Почему Марина выбрала Артемия?

Сказка также может быть применена при работе с проблемой непонимания родителями своих детей-подростков и стоящих пе­ред ними проблем. Для иллюстрации этой проблемы приведу почти анекдотический разговор, состоявшийся у меня с одной учительницей — матерью 15-летней девушки.

— Моя дочка почему-то стала стремиться принимать душ каж­дый день, а иногда даже 2—3 раза в день. Я просто не понимаю, что с ней делается!

— В период созревания у подростков бывают различные не­приятные переживания, например, они боятся, что от них плохо пахнет. Ничего нет страшного в том, что она часто принимает душ, но ее необходимо поддержать, чтобы у нее было больше уве­ренности в себе.

— Как?

— Ей важно, чтобы Вы ее хвалили.

— Да я ее хвалю, я говорю, что если она без конца будет мыть­ся с мылом, у нее вообще вся кожа облезет.

На рисунке к сказке принцесса Марина — довольно хоро­шенькая девушка — видит в зеркале не свое отражение, а кривля­ющегося чертенка — олицетворение ее комплекса.

Сказка о странной любви

Это сказка о некоторых любовных заблуждениях, часто встре­чающихся в юности, которые не дают сформироваться зрелому по­ниманию любви, необходимому для полноценного супружества. «Неграмотные в любви», черпающие представление о ней из сери­алов, дамских романов и наблюдений за не всегда удачной семей­ной жизнью близких, принимают за чувство любви симпатию, по­ловое влечение или любопытство, также как настойчивость «парт­нера» может быть понята как доказательство любви с его стороны. Сказка может быть поводом для разговора о различных проявле­ниях любви, о вседозволенности и обязательствах, о новизне, о ра­дости, которую в современном мире часто отождествляют с удо­вольствием (также как сексуальные отношения отождествляют с любовью), и о языках любви. В сказке также присутствует «труд­ная» для разговора с подростками тема однополой влюбленности. Тема особенно трудна для обсуждения сейчас, когда многие сред­ства массовой информации пытаются сформировать представле­ние не только о нормальности, но и об особой привлекательности таких отношений. Если участники группы в результате обсужде­ния этой проблемы подойдут к более взрослому, «грамотному» по­ниманию любви, то это будет общей победой.

При планировании сказкотерапевтических занятий можно предварить анализ этой сказки (или завершить его) играми «Эмо­циональный контакт» или «Рисуем музыку». (См. раздел «Игры».)

Сказка также может быть рассмотрена при подготовке психо­логов, так как волшебница в данной сказке использует различные психотерапевтические подходы.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Что означает «неграмотность в любви?»

Почему Валентина чувствует тяжесть на сердце?

Любовь в представлении Королевы и Волшебницы — это одно и тоже чувство?

Если бы вы оказались на этом турнире, хотелось ли бы вам что-нибудь добавить к словам Королевы или Волшебницы?

Кого бы вы назвали победителем турнира в этой сказке?

Могут ли создать счастливые семьи придворные Королевы Блуж­дающих Сердец?

Сказка об Эмиле и Эмилии

Эта сказка — об образовании семьи и о первом, самом труд­ном времени ее становления. Сказка написана по просьбе сту­дентов, как сказка, которая не кончается свадьбой.

Очень часты в юношеском возрасте переживания «скуки», тос­ки, пустоты, и тогда наши юные принцы и принцессы ищут влюб­ленности как острых ощущений. Влюбленность героев эгоцентрич­на. Они не готовы оказывать друг другу поддержку, можно сказать, что каждый ищет в другом свое отражение. Испытание, которое выдерживают герои, помогает им понять друг друга, по крайней ме­ре, настолько, чтобы суметь «начать сначала».

Возможные вопросы при анализе сказки:

Проанализируйте первый разговор Эмиля и Эмилии. Можно ли назвать это разговором влюбленных? Слушают ли они друг друга?

Что такое «человек с заколдованным сердцем»?

Что значит выражение «созданы друг для друга»?

В том месте сказки, где Эмиль и Эмилия должны начать рисо­вать картины, подумайте вместе, что они могут нарисовать. По­чему?

Как вы думаете, смогут ли Эмиль и Эмилия быть счастливыми

вместе?

Эта сказка может также иллюстрировать проблему «странно­го», не понимаемого в своей семье ребенка.

Рисунок к сказке изображает героев, смотрящих не на прекрас­ный пейзаж и не друг на друга, а в зеркало, что является аллегори­ей «зеркальной», эгоцентрической подростковой влюбленности.

Опыт работы с этой сказкой показывает, что подростковая группа, как правило, «угадывает» поведение героев. Если пре­рвать чтение сказки, то практически всегда в том или ином по­рядке называются картины, которые нарисуют герои. (Это,

на мой взгляд, подтверждает архетипичность сказки.) Попытка работать с этой сказкой во взрослой аудитории (с людьми, имею­щими проблемы в семейной жизни) показала сложности с про­гнозированием чужого поведения, даже заявления, что его «не­возможно предвидеть».

Сказка о капризной принцессе

В этой сказке два основных мотива: во-первых, взаимное непо­нимание отца и дочери, когда принцесса «капризничает», пытаясь добиться внимания отца, а тот отделывается очередной игрушкой, и во-вторых, необходимости уважения к природе, к предметному миру, к реальности вообще.

(На мой взгляд, в природе нет ничего «ненужного»; применение критерия «полезности» к живому опасно и для самого человека.)

Возможные вопросы при анализе сказки:

Почему принцесса капризничает?

Кто в первую очередь отвечает за беспорядки в Бамдинии? Прин­цесса? Король? Волшебник?

Можно ли сказать, что в природе есть что-то ненужное, заслужи­вающее уничтожения? Кто должен, на ваш взгляд, это определять?

Как лучше поступать с капризными детьми?

Рисунок к сказке показывает «крайне занятого» отца, отвер­нувшегося от дочки, вместо того чтобы научить ее ответственно­му поведению, и дочку, предающуюся неразумным забавам.

Храбрец, боявшийся тишины

В этой сказке я пытаюсь поговорить об очень важной пробле­ме современной жизни — о боязни встретиться с самим собой. Общение с другими людьми превращается в контакт масок, «иг­ры», если вспомнить Э. Берна. Для того чтобы избежать встречи со своим внутренним миром, со своей душой, можно использо­вать разные методы: не прекращающуюся ни на минуту музыку, лучше громкую, поверхностное, но постоянное общение, ком­пьютер, алкоголь, другие «уводящие от себя» привычки, даже «за­пойное» чтение. Герой сказки, «задетый за живое» пониманием своего страха, решает измениться. Для этого ему необходимы

и помощь более зрелого человека, и способность увидеть свои мыс­ли, представления, фантазии, обнаружив при этом, что они не очень-то ему нравятся, и умение, хотя бы иногда, говорить «нет», и собст­венный кропотливый поиск.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Встречались ли вам люди, на которых «наложено такое же за­клятье», как на Тацео?

В чем это выражалось?

Действительно ли приятели Тацео скучали и беспокоились о нем в его отсутствие?

Какой подвиг героя сказки кажется вам наиболее трудным?

Как вы думаете, в чем должен состоять третий подвиг?

Рисунок к сказке изображает героя во время совершения вто­рого подвига, в лесу, где мысли становятся реальностью. При групповом обсуждении сказки можно попытаться предста­вить, какие мысли героя воплотились в эти фантастические обра­зы. Такое обсуждение может проецировать проблемы группы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.21.139 (0.01 с.)