Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Рейтинг: / 0
Начало формы ПлохоОтлично Конец формы То, что сказка лечит, сегодня уже не надо доказывать ни педагогам, ни родителям. Однако отчего именно излечивает - стоит подробнее рассмотреть, поскольку дело это серьезное и перспективное. Прежде всего, сказка способна излечить ребенка дошкольного и младшего школьного возраста от эмоциональных нарушений поведения. От каких именно? А таких, как агрессивность, тревожность, эмоциональный дискомфорт и эмоциональная неустойчивость личности. Звучит наукообразно и неудобоваримо. Попробуем рассмотреть беду нашего ребенка с позиции любви и уважения к нему. Не так уж редко доводится педагогам и родителям сталкиваться с гневом ребенка или страхом. И гнев, и страх - важнейшие функции личности, позволяющие человеку приспособиться к изменяющимся условиям, не впадать в отчаяние, адаптироваться к жизни. Однако, если гнев появляется на критическую для ребенка ситуацию, опасную для него,— это оправдано. Если же гнев становится постоянным переживанием, то это уже вызывает у взрослых тревогу за ребенка и заставляет искать причины таких нарушений. В последние годы родители все чаще обращаются к психологам с жалобами на излишнюю агрессивность ребенка, на появление у него высокой тревожности и страхов. Почему гнев перерастает в постоянную агрессивность? На это имеются три веские причины. 1. Постоянное агрессивное поведение родителей, являющихся для детей образцом. Не умеют собой руководить и регулировать свое поведение родители — откуда научиться этому детям? 2. Постоянное проявление нелюбви к ребенку. На этой основе у него появляется чувство беззащитности, опасности, враждебности по отношению к окружающим. 3. Частое оскорбление ребенка, унижение его человеческого достоинства. Тревожность у ребенка — это то же самое, что и тревожность взрослого человека, то есть предчувствие грозящей опасности и связанного с этим дискомфорта и неблагополучия. Тревожность в детском дошкольном и младшем школьном возрасте является устойчивым образованием, сохраняющимся иногда на длительное время. У мальчиков тревожность может объясняться большей активностью и подвижностью, чем у девочек, это связано с их физиологией. А результат — частые наказания, ссоры со сверстниками и взрослыми, ведущие к появлению тревожности, беспокойства, чувства вины. Эмоциональное неблагополучие может быть связано с затруднениями в общении и приводить к нарушениям в поведении ребенка. Прежде всего, это неуравновешенное, импульсивное поведение. Выглядит это как яркая вспышка гнева, громкий плач и обида отчаянная. Такие вспышки легко появляются и легко же гаснут, однако приводят к ссорам, дракам, конфликтам. Поведение другого ребенка с эмоциональным неблагополучием в общении может выглядеть несколько иначе: обида, недовольство или неприязнь не исчезают вскоре после зарождения, а наоборот, остаются в памяти ребенка надолго. Эти дети могут избегать общения со сверстниками или быть к таким контактам совсем равнодушными. Третий ребенок ведет себя так из-за появления у него многочисленных страхов. Обычно страх бывает вызван каким-либо пугающим предметом, животным, непонятной для ребенка ситуацией. Страх же из-за эмоционального неблагополучия бывает затяжной, бесконтрольный со стороны сознания и проявляется в форме ужаса, эмоционального шока, потрясения. Бывали случаи, когда психологи находили причину таких потрясений в несущественных, на взгляд родителей, обстоятельствах. Например, ребенок стал свидетелем рок-концерта на городской площади. Эмоциональная нагрузка на сознание ребенка была такова, что психика вынуждена была прибегнуть к защитной реакции. Сродни таким эмоциональным потрясениям и домашние скандалы, участие в которых принимают самые близкие и не безразличные ребенку люди. Можно сказать, что чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем больше причин для возникновения страхов. Появление состояния эмоционального дискомфорта - это тоже одно из проявлений эмоционального нарушения поведения. При общении со сверстниками, взрослыми у ребенка появляется образ своего «Я». Это и есть самосознание. Проявляется оно в желаниях, стремлениях, осознании пока еще ограниченности своих возможностей. Из-за того, что не все у ребенка получается, что окружающие его люди быстрее и успешнее справляются с заданиями, может возникнуть заниженная самооценка, а это ведет к разочарованиям, появлению чувства вины, неудовлетворенности. Выражается внешне это в появлении у ребенка подавленности, угнетенности, излишней застенчивости и эмоционального дискомфорта. Эмоциональная неустойчивость личности ребенка связана, прежде всего, с неумением распознать эмоции у тех, с кем он общается. Понять эмоциональное состояние другого человека — значит, обеспечить успех общения с ним. В дошкольном и младшем школьном возрасте поведение ребенка чаще всего характеризуется импульсивностью, несдержанностью, необдуманностью. А это те самые качества, которые и затрудняют ребенку общение с окружающими. Ну, кому приятно иметь дело с обидчивым, вспыльчивым или безответственным человеком, даже если он еще ребенок? А при чем тут сказка, спросите вы? • Конечно, коррекция эмоциональных нарушений поведения может быть проведена и с помощью иных средств, таких как игры, игрушки, изобразительная деятельность ребенка, музыка и музыкально-пластическая деятельность, театр и в целом искусство. Однако самым, пожалуй, доступным и любимым детьми средством является сказка. Вот почему коррекция эмоциональных нарушений поведения и является частью науки сказкотерапии. Лечение сказками. Разве это возможно? Корней Иванович Чуковский писал так: «По-моему, цель сказочника заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитывать в ребенке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою». Обратите внимание, и тут о сопереживании, о взаимопонимании человека человеком. Остановимся на проблеме использования авторских сказок в преодолении негативных поведенческих реакций детей. Именно в авторских сказках чувствуется непохожесть языка, сказочных ситуаций и чувств, вложенных в текст конкретным человеком — автором. Из таких сказок, дети черпают первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка заставляет ребенка сопереживать и откладывать в памяти варианты, способы решения трудных жизненных ситуаций. Накапливается опыт жизненных коллизий и путей их разрешения, развивается творческое воображение. Именно воображение в сочетании с памятью даст ребенку возможность в кратчайший срок выбрать наиболее правильное и эффективное решение проблемы, столкнись он с чем-то подобным в жизни. А сказка — это и есть жизнь, приукрашенная, доводящая поведение героев до абсурда, но закладывающая в память и сознание ребенка самое главное: выход из трудной, порой кажущейся безвыходной, ситуации — все равно есть! Более или менее желательный, не всегда легкий, но есть. В жизни тупиков не бывает. Просто человек часто оказывается не готов к выходу из них Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром. Целью и задачей сказкотерапии и является снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими людьми. Для этого сказкотерапия использует сказочные приемы и способы работы с детьми, доступные им из-за своей простоты и огромного интереса к самой сказке. Поэтому воспитатель, учитель начальной школы, родитель может использовать сказкотерапию в работе с ребенком, конечно, при условии специально созданного для этой цели учебного материала. Подобной методической разработкой и является материал данной книги, включающей тексты авторских сказок Л.Д. Коротковой, анализ каждой из них с точки зрения практического применения в работе с детьми, последовательность и содержание работы с ребенком при наличии у него эмоциональных нарушений поведения. Такие нарушения и их признаки конкретно указаны в методических разработках к каждой сказке, названы проявления социальной дезадаптации и методика их устранения. Всякий ребенок по-своему понимает и воспринимает ту или иную сказку. Поэтому одна сказка производит на него большое впечатление, а другая проходит мимо, не задевая его чувств. Но это не означает, что в «копилочке жизненных ситуаций не прибавилось еще одной «ячейки», просто она не будет задействована до того момента, когда ребенок столкнется с подобной жизненной проблемой (например, проблемой выбора, формой взаимоотношений между зятем и тещей, снохой и золовкой, отношением к потере либо краже чего-то важного и значимого и т. д.). В связи с этим перед взрослыми встают две одинаково важные задачи: понять, что чувствует ребенок, что за переживания для него открылись либо вспомнились; оказать ему помощь в высказывании своих чувств, связанных с сюжетом сказки или появившихся по ассоциации. Поскольку сказка способна воздействовать не только на сознание, но и на подсознание человека, опираться на «память предков» или генетическую память, то не следует бояться сложности сюжета. Для сказок, предназначенных для коррекции эмоциональных отклонений поведения, важна не глубина понимания сюжета, а понимание взаимоотношений людей, их поступков, результатов тех или иных выборов, свое собственное осознание ситуации и установление связей и взаимозависимостей со своей собственной жизнью, событиями и поступками. Другая возможная трудность — обеспокоенность родителей наличием в некоторых сказках тревожных ситуаций, страхов. Подобные волнения родителей не оправданы лишь по одной причине: страх и тревога не в самой сказке, а в душе человека, который ее слушает или читает. Это следует учитывать, поскольку часто родители выдают свои собственные страхи за страхи своего ребенка. Страх смерти, как и страх жизни, характерны не только для детей, и часто не столько для них, сколько для родителей. Это еще и страх оказаться несостоятельным в жизни, страх потерять жену (мужа), страх развала семьи, страх за свою некомпетентность на работе... Это страхи наши с вами, дорогие взрослые. Не следует их приписывать нашим детям. В методических рекомендациях, помимо текстов сказок, даны вопросы, которые можно задать детям после чтения сказки. Причем не следует эти вопросы навязывать им помимо желания. Заинтересованный разговор о проблеме должен быть непринужденным. Часто к нам обращаются родители с недоуменными вопросами: «Почему ребенок изводит нас каким-то маловажным, глупым вопросом? Почему заставляет рисовать по содержанию сказки или помогать ему в создании рисунка? Почему ходит за мной «хвостиком», заставляя прочитать сказку еще раз, говоря при этом: «Мне там надо подумать...» Все это, конечно, неспроста. Ребенок интуитивно почувствовал, что в сказке затрагивается важная для него жизненная проблема, которую он еще не смог сформулировать либо понять в силу возраста, но которая тревожит его, заставляет переживать. И тогда он просит прочитать сказку снова, а еще лучше, если родители начнут разговор на тревожащую ребенка тему между собой. Вот почему эти сказки автор адресует, прежде всего, для семейного чтения. Не перед сном, сидя у ребенка на кровати, а возле стола, за чашкой чая. Заинтересованный разговор взрослых по проблеме, затронутой в сказке, даст ребенку осознание значимости его сомнений и способов их разрешения сегодня и сейчас. А возможно, это будет одно из самых теплых воспоминаний о семье и семейных вечерах в отчем доме. Причины эмоциональных нарушений в поведении могут быть различны. Не вдаваясь в научные обоснования проблемы, попробуем на примерах разобрать некоторые из них. Саша Г. (шесть лет восемь месяцев). Капризен, раздражителен, плаксив, неуверен в себе, часто проявляет вспышки агрессии. В семье мальчика воспитывают мама и бабушка. Как выяснилось, мама работает в Москве, а живет семья за пределами Подмосковья. Мама приезжает домой раз в неделю. Мальчик живет со старой бабушкой, которая едва управляется с ним. За неделю у бабушки накапливается много жалоб на внука, и с приездом матери домой бабушка все это выкладывает. Начинаются скандалы, наказания, придирки. Мать жалуется на сына: малоразговорчив, скрытен, не делится с ней своими проблемами, сторонится ее. Саше явно не хватает домашнего тепла, заботы и любви. Денис М. (шесть лет шесть месяцев). Неуверен в себе, затруднения в общении со сверстниками, раздражительный, замкнутый. В семье явно противоречивое воспитание. Отец считает мальчика «рохлей», «глупым фантазером», «маменькиным сынком», не умеющим постоять за себя. Часто «отталкивает» сына, хотя мальчик тянется к отцу, стремится заслужить его внимание. Мать - эмоциональна, отзывчива, пытается окружить мальчика заботой и вниманием, компенсировать то, что не додает ему отец. На этой почве происходят разногласия между родителями. Лена Ж. (шесть лет одиннадцать месяцев). Ребенок робок, подозрителен, насторожен, очень обидчив. В семье девочка старшая (от первого брака матери). Во второй раз, выйдя замуж, мать родила сына. Девочку часто наказывают, держат в страхе, унижают. Лена чувствует себя нелюбимой. Излюбленная фраза матери: «Вруха, вся в отца!» По отношению к девочке преобладает стиль эмоционального отвержения. Костя У. (шесть лет пять месяцев). Ребенок раздражителен, агрессивен и на словах, и на деле, трудности в межличностном общении с окружающими. Родители Кости в разводе, мальчик живет с мамой и бабушкой. Родного отца Костя любит и тянется к нему, но мать не разрешает им встречаться. Проблемы сына мать мало волнуют, она считает, что свои родительские обязанности выполняет: ребенок сыт, одет, а остальное — задача сотрудников детского сада. Мать и бабушка любят выпить, дома часто ругань, нецензурная брань. Надя В. (шесть лет десять месяцев). Навыки самообслуживания у девочки выработаны слабо: не умеет самостоятельно одеваться, убирать за собой игрушки и т. п. Имеет затруднения в общении со сверстниками, эгоцентрична, обидчива, капризна, желает постоянно быть в центре внимания. В семье Надю чрезмерно опекают, выполняют все ее прихоти. Для бабушки и дедушки — это самый красивый и самый умный ребенок, просто талант. Заласкана и задарена. По словам родителей, Наде присущи незаурядные способности, по этой причине ожидают от воспитателей особого внимания к их дочери. Эти примеры дают возможность понять основные нарушения в эмоциональном поведении детей и связь этих нарушений с условиями жизни и общения с окружающими. Такие или сходные нарушения педагоги и родители смогут обнаружить и в методических рекомендациях к использованию сказок в коррекционной педагогической работе. Необходимо постараться предельно объективно, как бы со стороны, поглядеть на своего ребенка и определить недостатки в его эмоциональной сфере и поведении, затем выбрать сказку с учетом выявленных отклонений и провести запланированную работу. Поскольку поведение детей напрямую зависит от условий общественной и семейной жизни, а также является продуктом воспитания, педагогам и родителям следует постараться, как можно раньше выявить отклонения в эмоциональном общении ребенка и научить его умению владеть собой, сформировать самостоятельность, дисциплинированность, научить выполнять волевые усилия Готовясь к обучению в школе или уже обучаясь в начальных классах, ребенок должен быть, сориентирован на социальные нормы, овладение оценочными эталонами, понимание категорий «хорошо-плохо», сопереживание окружающим и понимание их душевного состоянии и настроения. Без этих условий ребенок будет испытывать дискомфорт, а в конечном итоге это может привести к нарушениям системы отношений к самим себе и к окружающим. В книгу «Сказкотерапия в школе» включены авторские сказки Людмилы Дмитриевны Коротковой, изданные в 1997-2001 годах в городе Орехово-Зуево. Методические рекомендации для использования этих сказок были опробованы в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста в городе Орехово-Зуево и районе практическими работниками дошкольных учреждений и школ, а также студентами педагогического факультета ОЗГПИ. После текста каждой сказки приводится ее анализ по системе, предложенной Л.Б. Фесюковой и опубликованной в книге «Воспитание сказкой» (Харьков, 1996 год). И лишь после этого дается последовательность и содержание работы со сказкой. Осуществить выбор той из них, которая необходима в работе именно с вашим ребенком, помогут методические рекомендации в конце описания методики коррекционной педагогической работы к каждой из предложенных сказок.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.21.101 (0.009 с.) |