Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Клад большой - семейный покой↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Рейтинг: / 0
Начало формы ПлохоОтлично Конец формы Дед Захар много чего в жизни повидал, троих детей без жены вырастил. Померла жена еще молодая, а Захар так больше и не женился. Двух девок замуж выдал, а лет 12 назад сына - надежду схоронил. Тот по осени подстыл, долго хворал, а потом и Богу душу отдал. Остался дед в доме один. Старшая его дочь, Параска, через два дома от отца своей семьей жила, но к деду в дом редко-редко заходила. А Дашутка, младшая дочь, в дальней деревне проживала. Та отца почаще навещала, только деду Захару и того было мало. Хоть и понимал он: у каждой дочери - свой дом, дети, муж. Его, старого, когда навещать уж? Дед Захар здоровьишком не больно крепок стал, на поле работать не мог. Зато вечерами мастерил он из чурбачков да из досок для внуков своих игрушки. Бывало, режет-режет, ладит-ладит. То лошадочку с колясочкой, то медвежонка, то зайчонка. Бывало, что на одну-то игрушку вечеров пять уходило. Зато радостно было, когда параскины ребятишки деда встречали, игрушки разбирали, в них потом играли. А через недельку-другую заглянет дед Захар к Параске во двор, а там сметен в угол старый хлам да сор, а среди этого сора - его деревянные поделочки валяются. Наверно, на растопку самовара Параска припасла дедовы-то игрушечки. А ежели и войдет дед к Параске в дом, чует: чужой он в нем. У порога потолчется, словечком перемолвится и восвояси уйдет. Дочь родного отца даже никогда за стол не приглашала. Дашутка была пожальчее: та все отца к себе в дом жить звала. Мол, старый он, ему нужен покой да уход. Да только дед Захар не привык сам кому-никому навязываться. Может, лишний он, а сказать стесняются. Вот и жил один в своей избушке. А прошлую зиму еле пережил. Видать, шибко часто печку топил, вот дрова рано и извел. А к Параске пошел поленицу в долг попросить, так та и давай плакать-голосить: что, мол, детей обездолить хошь? Топи не дровами, а хворостом. Чай, не помрешь!.. Так и вернулся дед домой ни с чем. А уж этой весной ясно понял он, что силушки нет огород копать да картошку сажать. Ну, у кого ж ему подмоги просить? Стал Параске говорить: мол, заберите и мою землицу себе под огород. А та: нам свою бы обиходить! Нам чужой земли не надо! Так, когда же родная земля стала ей чужой? Вернулся дед к себе домой, сел на скамейку во дворе и... заплакал. - Ты чего, дед, опечалился? - услыхал дед Захар. Глаза поднял, а стоит перед ним небольшой мужичок. Как он войти во двор мог, калитка-то заперта была? Ну, дед и сказал тогда: - Да понял я: не земля моя ей не нужна. А сам я! Вот и вся недолга! - Тебе огород, что ли, помочь посадить? - мужичок этот деду говорит. Землю вскопать да огород наладить - конечно, можно! Только платить-то тебе, мил человек, мне нечем. Нету меня ни гроша... - А землица у тебя хороша!.. - Говорит мужичок и уж лопату в руку берет... И копнул-то он раза два-три, а потом деда и кричит: - Ну-ка, дед Захар, глянь! Что это у тебя тут в земле? Клад, что ли? - Ну, уж и клад!.. Небось, железяка старая али дырявый горшок... - засомневался дед, к мужичку и подошел. А у того в руке - шкатулочка! - Небось, с деньгами! - хохотнул помощник. Взял дед шкатулку в руки, а те дрожат. Откинул крышку - а там, и вправду, деньги лежат: монеты золотом горят. Да много как! Загреб дед пригоршню да помощнику и протянул: это тебе! Оглянулся - а мужичка нет нигде... А ведь они посередь огорода вдвоем стояли. Куда же тот подевался? Дед позвал - покричал: «Эй! Мил человек!» Имени-то мужичка не знал дед - не спросил... Шкатулочку в печку схоронил, а сам с радостью к дочке заспешил. Велел Параске лошадь запрягать да мужа своего к Дашутке посылать: радость у них! Нашелся клад! Параска мужа в путь враз наладила, ребятишек своих свекрови поручила, а сама к отцу в избу заспешила. А как сама золото увидала - чуть от радости разум не потеряла... Дашутке да Параске отец по целой горсти золотых монет подарил. И все радовался: счастье-то какое! Дашутка его в этот раз опять к себе в дом жить позвала. Но тут уж и Параска свое слово сказала: зачем отцу в такую даль уезжать, коль может он и у нее проживать? Как барин станет в своей комнатке спать. Не в такой же лачуге богачу проживать? Дашутка поблагодарила отца за богатый дар и домой уехала. И Параска свои деньги сгребла да домой унесла. У деда от таких забот чуть не разболелся живот. Он дверь запер на крючок и отдохнуть прилег. Не успел и глаз сомкнуть - мужичок тот с реденькой бородкой опять тут! Деду улыбается и говорит: -Ну, с деньгами-то сразу всем нужен стал?.. Ты, вот что, не спеши! Лучше меня выслушай. Я тебе плохого не присоветую... Уж о чем он деду говорил - тот один слушал. А как мужичок все обсказал, так дед Захар и сделал. С постели встал, шкатулочку из печи достал, да все деньги, окромя двух монет, в тряпицу чистую и сложил. Узелок схоронил, а шкатулку обратно в печь поставил. Потом отпер свою дверь, а сам улегся обратно в постель и притих... Вскоре слышит: вроде, половица скрипит. Заслонкой кто-то глухо стукнул... А потом и ахнул... Дед на постели сел, ноги свесил и глаза себе трет. Тут как в избе Параска заорет: - Проспал!.. Проспал, дед!.. Тебя, дед, обобрали, ограбили, украли! Деньги-то где?! Где клад?! Дед сам начал ахать да стонать. Хорошо еще, две денежки все же не взяли... Хоть это - спасибо! А Параска на родного отца кричит: - Дурак! Старый дурак - вот ты кто! Зачем спать лег, а дверь не запер? Ни дверь, ни окно?! - Тут уж чего ж теперь! - сокрушался Захар. - Дело сделано! Так мне когда к тебе в избу-то перебираться? Как услыхала это Параска, да как начала ругаться! Изо всех грубых слов дед одно понять смог: без денег, без богатства - отец может и у себя в избе оставаться! А ей он, голый - босый, не надобен! Дед обиду проглотил, а к Дашутке снарядил соседского мальчонку. Тот верхом-то скоро доскакал. А уж следом и Дашутка к отцу явилася. Он ей пустую шкатулку кажет, сам чуть не плачет, а та успокаивает: «Как пришли, - говорит, - так и ушли...» И зовет отца к себе жить. Дед у нее и спроси: - А куда эти две денежки деть? Ведь, небось, дорогие, раз золотые? - Да отдай хоть Параске! Она вечно плачется. «Крик души» - а не баба. А теперь нам торопиться надо, чтобы до темна до дому добраться. Ну давай, отец, собираться! Параска как две последние деньги в ладони у отца увидала, сразу схватила, в карман себе положила. Даже отца не поблагодарила. А как услыхала, что едет он жить к Дашутке, буркнула только: - Вот и ладно! Поезжай! И ни «до свиданья» отцу, ни «прощай»! Дед, для порядку, еще и перед зятем, Дашуткиным мужем, поплакался: мол, без денег он... А зять рукой махнул, а деду сказал: - Да сколько ты прежде нам дал, - и за то Бога благодарим. Да тебя! На эти деньги дареные новый дом построим. А для тебя, дед Захар, отдельную комнатку. Чтоб ты в ней жил - не тужил... А деньги - ладно! Есть - спасибо, а нет - и так мило! Живи, не обидим... Уж когда новый дом отстроен был, и дед в свою комнату входил - окошки оглядел... Постель осмотрел... и негромко сказал самому себе: - Спасибо тебе, мил человек, что надоумил! Век тебя помнить буду! На иконы глянул, стал лоб крестить и замер... С иконы на деда тот мужичок и глядит... Пора было дело завершать, да узелок с деньгами Дашутке отдавать. Зачем ему теперь деньги? Как там зять-то сказал? «Есть - спасибо, а нет - и так мило!» А что, ведь и верно. А этот клад большой - семейный покой да пригретая старость. А что человеку еще надо?! Нравственный урок. Кто родителей почитает, тому Господь помогает. Стариков почитать — свою жизнь сохранять. На свете все найдешь, кроме отца с матерью. И от доброго отца родится худая овца. Не в деньгах счастье. Воспитание добрых чувств. Зачем дед Захар мастерил игрушки для Параскиных детей, хотя знал, что она их выбрасывает? Чем отличались друг от друга две дочери деда Захара? Кого из них хотел бы иметь своей родственницей и почему? Кто в итоге получил награду и за что? Речевая зарядка. Как понимать выражение: «Деньги есть — спасибо, а нет - и так мило»? Объясните значение слов и выражений: «восвояси», «потолчется (у порога), вот и вся недолга», «пригоршня». Развитие мышления и воображения. Почему родная дочь Параска отца никогда за стол не звала? Что заставило отца прислушаться к совету мужичка и деньги спрятать? Что бы с дедом Захаром произошло, если б не случилось чудо, и к нему помощник не пришел? Что могло бы случиться, если бы дед отдал все деньги Параске и остался у нее жить? Какая старость ожидает Параску и какая Дарью и почему? Сказка и экология. Что мы понимаем под душевной красотой? Как вы понимаете выражение: «Крик души», а не баба? Про кого и почему так отозвалась Дашутка? Почему «клад большой — семейный покой»? Сказка развивает руки. С помощью родителей смастерить шкатулочку (картон, береста, старые открытки и т. д.) и в нее складывать «золотые добрые монеты» — кружочки из желтой бархатной бумаги за свои хорошие дела на пользу родной семьи. РАБОТА С ТЕКСТОМ Цель: установить связь между текстом сказки и жизненным опытом детей, способствовать осознанию ребенком самого себя как части семьи, своих прав и обязанностей перед родителями; помочь детям в понимании мотивов поведения героев сказки, их моральных устоев и личностных качеств; связать уровень и качество взаимоотношений в семьях родных сестер с их жизненной наградой. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Вопросы по содержанию. Почему дед Захар на старости лет остался жить один? Отчего жизнь старика стала тяжкой и безрадостной? Почему в доме старшей дочери дед чувствовал себя чужим? Чем отличалось отношение к отцу обеих дочерей? Почему дед Захар и виду не подавал, что знает об участи своих игрушек? Какую помощь он получил от судьбы в плату за терпение и смирение? Как помог клад деду Захару понять, кому из двух дочерей он действительно нужен? Какое испытание приготовил дочерям помощник деда Захара? Как приняли дочери известие о пропаже клада? Почему Дарья предложила отцу последние два золотых Параске отдать? Как жизнь отблагодарила Дарью за ее доброту в отношении старика-отца? Что будет на старости лет с Параской, если она не исправится? МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Сказка «Клад большой — семейный покой» может быть использована в работе с ребенком, еще не до конца понявшим эту важную истину, не умеющим ценить семейное счастье и любить своих близких. Это ребенок с завышенной самооценкой, стремящийся получить от родителей требуемое любой ценой, не уважающий интересы и потребности близких ему людей. Иногда такие дети проявляют невнимание и даже агрессию по отношению к самым старшим членам семьи: бабушке или дедушке. Рассуждают они примерно так: «Она (или он) меня любит, значит и простит. А куда ему деваться?» Бывает, что у ребенка уже был негативный опыт общения с людьми равнодушными к судьбе своих близких. В таких случаях ребенок может и не задумываться над мотивами своего поведения, а просто следовать примеру старших. В работе с такой семьей и таким ребенком следует меньше уделять внимания назидательности и разбору этической стороны поступка, а лучше сразу рассмотреть результат такого отношения к близким. Всякий человек «свою старость загодя обустраивает», поэтому стоит «проиграть» два контрастных варианта старости в такой семье: позитивный и негативный, и связать эту проблему с ролью родителей. Немаловажна роль и «помощника» в сказке, которая в семье неверующих людей ассоциируется со сказочными явлениями, а у верующих — с помощью от Всевышнего. Разговор с ребенком в каждой из таких семей пойдет разными путями, но на основе семейных традиций и с учетом взглядов родителей и детей. Однако и та, и другая семья на фоне генетической памяти или «памяти предков» полагает: за всякие испытания человеку посылается и награда. Только одна — при жизни, например, спокойная старость в кругу близких людей, а другая — счастьем детей и внуков-правнуков, когда совестливого и любящего человека уже и на свете нет. Иная седина украшает мужика Рейтинг: / 0
Начало формы ПлохоОтлично Конец формы Муж да жена, почитай, полжизни вместе прожили, а детей, слышь, не родили. Наконец, послал им Господь дитя. Ох, и радовались муж да жена. А дочку назвали Татьяною. Танюшка веселой девчонкой росла, живою да шустрою. А как стала в пору входить, можно стало и об женихах поговорить-потолковать. Только про замужество стала говорить ей мать, а Танюшка смеется: замуж - не напасть, как бы замужем дне пропасть! Толковая выросла девица и не баловница. Отправилась как-то Танюшка с подружками в лес. Мать уговаривала дочь сегодня в лес не ходить: уж больно тяжелый ей сон ночью привиделся. Будто в темном лесу ухватил девку за косу здоровенный медведь. Та кричит, а голоса нет... Только Танюшка каким-то там снам разве поверит? Вот и ушла с утра с корзиночкой. Только не зря беспокоилась мать. В том лесу много пришлось девке испытать. Сначала-то она заблудилася. Как подружек своих не звала, те не откликалися. Она и по солнышку шла, и тропки приметные искала. Но тропок не попадалось ни одной. Один лишь лес кругом густой. Как вовсе стемнело, Танюшка поддерево упавшее присела. Но куда дальше-то идти? Только под ветками устроилась, начала дремать, а тут к ней под елку гость - шасть. Весь в шерсти, на девку глядит и молчит. А глаза, вроде, человечьи... Хотела Танюшка поначалу встать да прочь от зверя этого бежать, да куда бежать-то? Ну, и осталась под елью той. А зверь не тронул ее рукой, рядом на пенек присел и сон ее сторожил... Очнулась она - уж солнышко высоко. Хотела встать да пойти домой, а зверь этот все на пеньке сидит, на девку человечьими глазами глядит. Танюшка из-под елки встала, юбку отряхнула и на зверя того взглянула: - Домой мне надо!.. В деревню!.. - Неуверенно так девка зверю говорит, а сама по сторонам глядит: куда бежать, коли зверь на нее набросится? А тот вдруг и говорит человеческим голосом: - Да куда ж ты пойдешь? Кругом - болото, топь!.. Как ты сюда невредимой пришла - не пойму! Сюда и тропки-то нет вовсе... - А как же мне теперь быть?.. - испугалась Танюшка. - Пока у меня в избе пожить. А как зима на ноги станет, так болото и замерзнет. Тогда и домой отправишься... Может, Танюшка и не хотела соглашаться, да куда же ей деваться? Следом за тем зверем и пошла. А избушка его была небольшая, но с умом поставлена. Ел тот зверь из мисок, пил из кружек, но главное - говорил. Этим он Танюшку и удивил. Кто ж он такой? А тот о себе ничего не говорит, только гостью расспрашивает: про семейные дела, про родителей, про деревенские новости. И не страшно с ним совсем. Вскоре Танюшка в избе прижилась: убиралась, обед варила, кое-что шила. У зверя-то здесь все для этого было. Но по дому девка тосковала и все зимы ожидала. Зверь Танюшку не донимал. По вечерам ей сказки сказывал, на охоту ходил. Девка ведь думала: как медведь он охотится. А у него в избе - ружье! Скоро Танюшка перестала замечать, что шерстью покрыто у него лицо, что когти на руках. Мало ли, какая внешность у него, но не зверь же он - это видно. А раз человек, то и обращения требует человеческого. Вскоре и смех Танюшкин стал слышаться в избушке, и шутки хозяина лохматого, и пение. Пела Танюшка сначала одна, потом и на два голоса. А голос у хозяина оказался бархатный и на слух приятный. Вот уж и снег на землю пал. Хозяин Танюшку у себя не держал. Но и она не уходила. Все уход свой откладывала... Так в той избушке три полных года и прожила. Двоих ребятишек родила: мальчонку да девчонку. Те к папке лохматому словно к мужику бородатому спокойно на руки шли. А уж он за ними как ходил! И играл, и игрушки мастерил, и верхом на плечах своих их возил, катал. Только нет-нет, а тосковал. Все Танюшку в деревню звал. Мол, попросим у родителей прощения, вымолим благословение, повенчаемся, как люди. Заживем! Танюшке-то стыдно мужу правду сказать: ну, что ей скажут отец и мать, когда его, лохматого, увидят? Да и от народа стыдно... Хоть по дому она и тосковала, но мужа своего в деревню не пускала. Только через три-то года он ее уговорил. Пошел в деревню, правда, один. А вернулся - шерсть на нем в клочья порвана, ноги собаками покусаны. Еле живой пришел. А про семью Танюшкину сказал: мол, живы ее-то родители, только мать нездорова. В постели уж с полгода лежит, плачет, отцу говорит: - Хоть бы перед смертью на дочку глянуть... Пусть бы пришла голая - босая, пусть бы больная, только живая. Заплакала Танюшка, спросила: как, мол, он это все услыхал - увидал? Неужто, в дом к ним заглядывал? А тот и поясняет: под окошком, мол, стоял, вот и слышал. Потому меня и собаки учуяли да прогнали... А в сам дом не входил, про Танюшку с родителями не говорил... И Танюшка, родителей своих жалеючи, решилась... Шли они в деревню темной ночью, по снежку. Танюшка на руках несла девчонку, а отец - сынка. До родного дома добрались до утра. В избу первой Татьяна вошла, сразу перед родителями на колени встала. Прощения просит. А рядом с ней - девчонка стоит, глазенками вокруг глядит, а к бабке с дедом не подходит. И тут у бабки на постели углядела девчонка Танюшкину игрушку. Мать всегда ее с собой в постель брала, когда хворала да по дочке тосковала. Подбежала девчонка к постели и у бабушки спрашивает: - Баба! Баба! Это - твоя? - Это - мамки твоей игрушка была, пока она нас с отцом не бросила. - Бабка это говорит, а сама на дочь глядит: что та скажет? А Танюшка слезами плачет, но молчит, а потом и говорит: - Не одна я к вам пришла. С мужем да с детьми. Маруся! Папку позови! Сказала она это дочке, а ее мать, свое имя, услыхав, вздрогнула. Ты гляди, в честь нее дочь внучку назвала. Значит, не забывала... Когда муж с мальчонкой в дом ступил - чуть с испугу старушку не сгубил. Дед - старик и тот весь сник, на лавку сел и замер... Оно, конечно, такую красоту да стать нелегко принять! Одной шерсти - пуда два, да клыки в два ряда! Еле оба старика отдышалися. Хотел отец на дочь накричать, да тут Татьяна всполошилася: - Отец! Гляди! Кабы Егорка за уголья не схватился! Дед тут замер, а потом и рот закрыл: в честь него ведь Егором внука кликали. Ну, чего тут скажешь? - Вы хоть венчанные? - забеспокоилась мать. Пришлось дочери объяснять, что эти три года жили они в лесу, где ж там храм-то взять? Заплакала старуха-мать. А потом мужу и говорит: - Давай, Егор, икону неси! Будем дочь благословлять! Негоже им невенчанными проживать! А ты хоть крещенный? - спросила зятя. - Крещенный, матушка! Только коснулся он губами образа святого, как слетела с него шкура зверя лесного. Клыки отпали, когти пропали. Стоял перед ними мужик молодой, но с седою головой. До самого утра все в избе не спали. Только деток укачали, а сами, считай, сутки зятя слушали. А слушать было чего... ... Полюбила его, парня ладного, ведьма старая. Уж она его и красотою смущала, и карами стращала - не хотел он замуж ее брать! Вот и решила она его наказать. Как сама поняла: лучше он на тот свет пойдет, а ее замуж не возьмет, так страшные слова и произнесла: - Будешь ты на долгие года зверем лесным, чудищем лохматым! Жить станешь в глухом лесу, среди топких болот. Чтобы тебя никто там и увидать не смог! Мучайся, страдай, меня вспоминай! Ежели какую девку добрыми речами и соблазнишь - все равно человеком не станешь. Только если невестина мать тебя сама благословит да иконой осенит - тогда только стану бессильной я. Но такому не бывать! Никто тебя не станет благословлять: чем такого чудища - лучше калеку в рубище! Восемь долгих лет прожил Макар в обличий зверином. Имя свое даже жене не открывал. Боялся, кабы она его и вовсе за человека не приняла. А зверь - он и есть зверь! Его ведь таким вот страшным полюбить-то следовало... А сколько он потом про свои мытарства сказывал?! Мать да жена прямо наплакались. Даже старый Егор, нет-нет, да от стола и отойдет: слезу смахнуть да печаль продохнуть. Венчание было тихим, скромным. А девки - подружки, которые еще незамужними были, все дивились: и где Танюшка такого красавца нашла? Силен как медведь, только волосами сед... Но иная седина украшает мужика. Нравственный урок. В том-то и сила, чтобы жена мужа любила. Зять мил по дочери. Хоть рожа и худа, да душа хороша. Хоть на болоте и тихо, да жить там людям лихо. Воспитание добрых чувств. В чем проявилась доброта лесного зверя к Танюшке? Почему она не хотела его оставлять и три года в лесу жила? Откуда видно, что Танюшка родителей своих не забывала, помнила? Что заставило Танюшку вернуться в дом к родителям?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.13.53 (0.017 с.) |