Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование сказок для индивидуального консультирования

Поиск

Сказки для индивидуального консультирования можно исполь­зовать на различных этапах консультационного процесса.,Напри­мер, на стадии установления контакта психолог может сказать о том, что пишет сказки или любит использовать сказки в своей ра­боте. Если клиент выказывает определенный интерес, говорит о том, что любит сказки или о том, что тоже пишет сказки, то это может быть первым основанием для использования сказок для пси­хологической помощи.

Сказка может быть предложена также на стадии формулирования первоначального запроса. Когда мы имеем дело с подростком, то должны быть готовы к тому, что он (или она) абсолютно не готов не только четко сформулировать, но и назвать свою проблему. Это связано и со слабым представлением о себе, и с отсутствием психо­логических знаний (вместо них зачастую присутствуют различные мифы о человеке вообще вперемежку с гороскопами), а также с за­стенчивостью. Следует помнить, что для подростка контакт с пси­хологом является не обдуманным решением, а скорее эмоциональ­ным импульсом, поэтому степень готовности к разговору у него ни­же, чем у взрослого клиента. При этом подростки часто используют метафоры, описывая свою ситуацию или свое состояние. («Как трудно к Вам подниматься!» — сказала пришедшая на консульта­цию девушка, и я не стала ей напоминать, что консультационный кабинет находится на первом этаже и отделен от коридора лишь не­высоким порогом.) Метафорическое описание проблемы помогает сделать следующий шаг — разворачивание метафоры в сказку.

Приведу пример. Первый запрос на консультации 16-летней Людмилы сводился к просьбе дать ей какие-либо тесты. В дальней-

шем выяснилось, что с помощью тестов Людмила хотела «узнать, какая я на самом деле». Приведу часть ее монолога: «Бабушка давно меня знает, и с ней я веду себя так, как она привыкла. Мама ожида­ет, что я буду делать то-то и то-то, и я это делаю. С подругами я сов­сем другая, с учителями еще другая. Иногда я думаю, что когда я од­на сижу в комнате, меня просто нет. Кто-нибудь войдет, а комната пустая». В ходе дальнейшего разговора выяснилось, что сказки Люд­мила любит, и я предложила ей познакомиться со «Сказкой о забыв­чивой фее». Дальнейшая работа проходила с использованием мета­фор этой сказки. «Фея становилась оленем или цветком не потому, что она была оленем или цветком или хотела этого, а потому, что от нее этого ожидали. Она могла и должна была понять, кто она на са­мом деле, и, когда захочет, разговаривать с цветами, оленями, кам­нями, рыбами...... В конце концов, Людмила принесла мне нарисо­ванный цветок (нечто вроде фантастического георгина) с различно окрашенными лепестками и сказала: «Это я. Различные лепестки такие, какой меня представляют разные люди, но я больше этих представлений». В данном примере работа со сказкой велась и на последующих стадиях консультационного процесса.

На стадии ориентировки в проблеме психолог может предло­жить несколько сказок, особенно те, которые носят прожектив-ный* характер, или даже все тексты, для того, чтобы клиент мог выбрать «свою» и с ее помощью подойти к осмыслению пробле­мы. В дальнейшей работе иногда полезно предложить клиенту написать собственную сказку, поскольку процесс написания не­сет в себе большой психотерапевтический потенциал. Иногда в ходе консультации сказка сочиняется устно, подчас вместе с психологом, когда клиент не знает, как герой может выйти из какого-либо сложного положения. При этом сказочный сюжет открывает новые возможности для психологического решения проблемы. Например, конфликтующий со своими близкими ге­рой, отправляясь странствовать, обретает в странствиях качество,

* «Прожективными», или «проективными», называют такие объекты (тесты, рисунки, тексты и др.), которые «проецируют» проблемы человека и тем самым делают их явными или более пригодными для интерпретации.

которого ему не хватало, после чего имеет возможность прими­риться с ними. Сказочный сюжет помогает переключить недоволь­ство клиента людьми, с которыми он не ладит, на свои проблемы, заметить себя как активного участника этих взаимоотношений. Для подростка особенно актуальным является процесс «превращения в героя» — это может стать для него шагом к «превращению в субъ­екта». Для этого возраста крайне актуально отказаться от «страда­тельного наклонения», от формулировок «они со мной неправиль­но поступают» или «со мной что-то не так, со мной происходят пло­хие вещи, случаются плохие истории». Сказка может помочь подростку занять активную позицию по отношению к собственной жизни еще и потому, что она не представляет собой никакого нази­дания и не дает готового ответа или даже совета. Решение сказочно­го героя нужно суметь применить к обстоятельствам собственной жизни, тогда оно станет собственным решением.

И еще один аспект действия сказки. Предлагаемые и сочинен­ные специально для психологической работы сказки содержат ряд указаний на перспективы личностного роста, например, на желательность осмысления своей жизни, отношений, на необ­ходимость принятия себя как личности и борьбы с некоторыми своими негативными пристрастиями.

Приведу несколько основных проблем, берущих свое начало в детском и подростковом возрасте, и названия некоторых сказок из этой книги, которые могут быть полезны при работе с ними.

Неприятие себя.

«Принцесса, которая не нравилась самой себе». «Сказка Элизабет».

Неконтролируемые вспышки агрессии. «Мальчик-чудовище».

«Очень печальная сказка».

Неспособность осмыслить свою жизнь, ценности. «Принцесса, которая плохо училась». «Сказка о забывчивой фее».

«Храбрец, боявшийся тишины». «Сказка о странствиях принца Леона». «Сказка о Человеке и рыбе».

• Непонимание своих чувств, эгоцентрическое понимание любви.

«Принцесса и фея бабочек». «Сказка об Эмиле и Эмилии».

Конфликты, неумение общаться.

«Сказка о Принце».

«История о принце, который носил маску».

«Сказка о капризной принцессе».

Жизнь в грезах, уход от реальности.

«Сказка о мальчике, который не умел играть».

Каждая из названных выше сказок затрагивает, разумеется, не одну проблему и поэтому может применяться для различных задач. Подробные рекомендации по применению каждой сказки будут приведены ниже. Некоторые из сказок этой книги могут рассматриваться как прожективные, предназначенные в первую очередь для диагностики проблемы. Особенно могут быть реко­мендованы для такой цели «Утешительная сказка» и «Сказка о Че­ловеке и Рыбе».

Сочинение сказок детьми и подростками применяется неко­торыми, как правило, неординарными педагогами и в учебном процессе. По этим текстам можно увидеть, как даже такая, напи­санная в учебных целях сказка, аккумулирует в себе проблемы, надежды, ценности и переживания ребенка. Несколько таких сказок приведены в приложении к этой книге.

 

РАБОТА С ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИМИ СКАЗКАМИ

В ГРУППАХ

Работа с психотерапевтическими сказками в группах несет в себе новые возможности. Группа, анализируя сказку, делает это, обычно более разносторонне, выявляя те оттенки смысла, кото­рые могли бы ускользнуть незамеченными. Работа в группах соб­ственно сказкотерапии и использование сказок в обычных тре-нинговых группах или группах личностного роста должна прохо­дить по-разному.

ГРУППЫ, РАБОТАЮЩИЕ ПОЛНОСТЬЮ ПО МЕТОДУ СКАЗКОТЕРАПИИ

Группа сказкотерапии — это группа, которая уже к моменту начала работы ориентирована на сказки, работу со сказочными сюжетами; мотивацией такой группы часто является интересное врямяпровождение. Такая мотивация до некоторой степени бла­гоприятна, она обеспечивает психологу-сказкотерапевту «кредит доверия», позволяющий ему некоторое время предлагать и сами сказки, и способы работы с ними, и виды анализа. Однако, зада­чи, которые ставит перед собой психолог, не вполне совпадают с задачами, осознающимися группой, и это вносит в работу неко­торые сложности.

Задачи, которые ставит перед собой психолог, диктуют в пер­вую очередь выбор сказок. В ситуации, когда проблемы участни­ков группы не известны психологу, желательно начинать с тех сказок, которые либо содержат в себе несколько проблем, либо работают как прожективные. Для того чтобы не утратить «сказоч-

ного» настроя группы, «разогрев» стоит запланировать легкий, как можно более увлекательный, не требующий интеллектуаль­ных усилий. Для этого можно предложить, например, игры «Лишний стул» или «Волшебная палочка» (см. раздел «Игры»). Чтобы не быть голословной, предложу возможную схему сказ-котерапевтического тренинга личностного роста для подростко­вой группы (15-17 лет) из четырех занятий. (Любая схема доста­точно условна, необходимо откликаться на потребности и осо­бенности группы.)

ПЛАН СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Первое занятие

Разогревающая» игра

Для «разогрева» и знакомства игру «Лишний стул», которую предлагает психолог, желательно начать с таких фраз, которые не предполагают действия, например:

Сейчас поменяются местами те, кто в жизни не прочел ни одной сказки.

Сейчас поменяются местами те, кто считает, что сказкаэто только для детей.

Сейчас поменяются местами все, кто всегда слушается своих родителей.

Затем психолог произносит фразы, значимые для прояснения актуальных потребностей участников группы:

Поменяются местами те, кто верит в то, что чудеса случают­ся не только в сказке.

Поменяются местами те, кто верит в вечную любовь.

Психолог не делает попытки занять место, если хочет пока­зать, что согласен с этими тезисами. Затем желательна фраза, ус­тупающая позицию ведущего, например:

Меняются местами те, у кого есть чувство юмора.

Меняют местами те, кто не считает себя главным в любой ком­пании.

Продолжая игру, психолог старается определить интересы уча­стников группы и их особенности по предлагаемым фразам.

Правила сказочной жизни

Когда игра начинает надоедать группе (это происходит обычно минут через 10), психолог берет стул и предлагает группе продол­жить знакомство, вырабатывая правила сказочной жизни. Они вы­рабатываются примерно также, как правила любой психотерапев­тической группы, и включают, как правило, требования конфи­денциальности, доверия, активности. Кроме того, определяются способы обращения друг к другу. При формулировке правил пси­холог ненавязчиво заботится о том, чтобы правила приобрели под­ходящую для сказочного настроения форму. Например, «Тайна сказочной жизни» — правило неразглашения событий и их обсуж­дения в группе. Правила могут быть записаны и «обыграны»: спря­таны как групповое сокровище, произнесены как клятва и т. п.

Пропуск в сказку

Выработка правил служит для группы основанием для получе­ния пропуска в сказку. В качестве пропуска могут выступать какие-либо подготовленные заранее предметы для каждого участника, либо общий предмет, например указатель направления, который может поворачиваться в зависимости от задачи и указывать на книгу, на рисунок, на какого-либо члена группы, или на выход из помещения. Управление указателем возлагается на группу, что по­могает психологу отслеживать ее настроение.

Знакомство со сказкой

Читается «Сказка о Принце». Возможно чтение с остановками на ключевых местах сюжета, при которых психолог спрашивает:

Как вы думаете, что сделал Принц?

И что же Принц увидел?

Естественно, могут быть любые вопросы по сюжету сказки, а не по ее анализу. Эта сказка заканчивается вопросом: Что же сказала Элизабет?, что помогает сохранить интерес до следую­щей встречи, несмотря на то, что сказка закончена.

Завершающий ритуал

Ритуал, завершающий занятие, может быть любым, но он дол­жен неукоснительно соблюдаться. Это может быть ритуал, свя­занный с указателем направления, волшебной палочкой, вообра­жаемым советчиком и т. п. Нежелательно просто объявлять об окончании времени, хотя и использование волшебного ритуала желательно сделать чуть-чуть ироничным, иначе это может ока­заться неприемлемым для данного возраста.

Второе занятие

Разогрев»

Для «разогрева» необходима короткая игра, так как группа заин­тересована в обсуждении закончившейся вопросом сказки. Мож­но провести игру «Звездочки» (см. раздел «Игры»). Краткое резю­ме игры связывает ее с сюжетом сказки, например: «Иногда очень трудно понять каков ты сам и как найти человека, который дол­жен быть с тобой. Если помните, именно так случилось с Прин­цем — героем нашей сказки».

Анализ сказки

Возможные вопросы, которые могут быть заданы в процессе обсуждения:

Почему Принц ушел из дома?

Как относились к нему близкие?

Почему Принц не мог принять бескорыстную помощь?

Что дало Принцу «ведение сердец»?

Стал ли Принц взрослым? Когда?

Что означает отсутствие в сказке имен и появление их позже?

Почему Принц Артемий не смог принять решение в конце сказки?

Почему Принц не смог приобрести друзей по дороге в город Амо-рель?,

Что же сказала Элизабет?

Желательно, чтобы каждый участник группы мог высказать свое мнение, а также, чтобы мнения не подвергались критике, а за­интересованно выслушивались и развивались.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.117 (0.007 с.)