Почему можно использовать сказки для психологической помощи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Почему можно использовать сказки для психологической помощи.



СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие............................................. 3

От автора................................................ 5

Введение................................................ 7

Почему можно использовать сказки для психологической помощи?... 8

Методические особенности психологической работы со сказками.. 9

Методические приемы, облегчающие применение сказок

в психологической работе.................................. 14

Приемы, используемые для «разогрева» группы

или настройки клиента.................................. 14

Приемы, используемые для знакомства с текстом............ 16

Приемы, используемые для анализа сказки................. 17

Использование сказок для индивидуального консультирования.. 18

Работа с психотерапевтическими сказками в группах........... 22

Группы, работающие полностью по методу сказкотерапии.... 22

План сказкотерапевтического тренинга личностного роста

для подростков......................................... 23

Включение сказок в групповые тренинги различных типов.... 30

Описание спектакля-экспромта по «Сказке о забывчивой фее»... 31

Использование психотерапевтических сказок

в режиме библиотерапии................................... 36

Тексты психотерапевтических сказок........................ 38

Обращение к герою сказок............................... 38

Обращение к сказкотерапевту............................ 39

Сказка о принце........................................ 40

Сказка Элизабет........................................ 45

Очень печальная сказка................................. 49

Сказка о странствиях принца Леона....................... 54

Принцесса, которая не нравилась самой себе............... 58

Сказка о странной любви................................ 64

Сказка об Эмиле и Эмилии............................... 71

Сказка о капризной принцессе........................... 76

Храбрец, боявшийся тишины............................ 79

Принцесса, которая плохо училась........................ 85

Сказка о забывчивой фее................................ 91

Принцесса и фея бабочек................................ 93

История о принце, который носил маску................... 97

Мальчик-чудовище..................................... 101

Сказка о мальчике, который не умел играть................. 106

Утешительная сказка.................................... 109

Сказка о Человеке и Рыбе................................ 113

Методические рекомендации к использованию отдельных сказок... 117

Методические рекомендации к использованию психологических

игр в сказкотерапии......:................................ 133

Заключение.............................................. 158

Приложение (сказки, сочиненные детьми).................... 159

Первый класс (6,5-7,5 лет)............................... 159

Второй класс (8 лет)..................................... 162

Третий класс (9,5-10,5 лет)............................... 163

ПРЕДИСЛОВИЕ

К рукописи сказкотерапевта невозможно написать обычное предис­ловие. Поэтому начну небольшой сказкой.

...Где-то далеко-далеко, в бескрайних просторах Вселенной, а может быть, и здесь, совсем рядом с нами, живут Волшебники. Любовь, Добро и Забота исходят от них к людям. Но знал ли об этом человек, отступив­ший от слов, заповеданных Вечностью, поклонявшийся неизвестным бо­гам, забывший предков? Одержимый иллюзией собственной безнаказан­ности, он превращал небеса над головой в медь, а землю в железо, разру­шал себя и окружающий мир. С болью наблюдали Волшебники за разрушением души человеческой, но не могли достучаться до сердец лю­дей, ибо те были наглухо закрыты суетой будней.

И заметили Волшебники, что в светлых снах открываются сердца лю­дей и желают они радости и света. Летая во сне, они беззаботно смеются, а чудесные мечты ощущают достижимыми.

Задумались Волшебники, как и наяву помочь людям ощущать Радость, Творить и Созидать? Как укрепить их Веру в Лучшее? Долго размышляли Волшебники об этом, и сердца их все больше и больше наполнялись любо­вью к людям. И вот Волшебники все, что знали о'Жизни, Радости, Твор­честве, Чистоте, об испытаниях и искушениях, поведали Миру. Слова их запечатлелись и в солнечных лучах, и в трепете листьев, и в журчании ру­чья, во всех образах, звуках, запахах, вкусах и прикосновениях Окружаю­щего мира. И понеслись Слова Волшебников к людям, сплетаясь в удиви­тельные истории.

Истории эти маленькие люди впитывали каждой клеточкой своего те­ла и каждой чудесной струной своей души. А те, кто постарше, открывали для них свое сердце. Вскоре эти истории стали называть сказками и притчами. В них душа человека могла черпать силы для созидания, от­крывать и познавать заново мудрость духа человеческого. И люди научи­лись сочинять сказки сами и так стали Волшебниками...

Это небольшое вступление посвящено скрытой миссии сказкотера-пии. Ибо метод этот в большей степени связан с воздействием на ценно­стную структуру личности и с актуализацией созидательных возможно­стей человека.

Книга, которую Вы, дорогой читатель, держите в руках, станет Ва­шим добрым помощником. Здесь Вы не найдете «заумных» оборотов и интерпретаций. Но многое из того, что раньше было проблемой, ста­нет простым, легко понимаемым и осознаваемым как часть жизни. Вну­треннее напряжение уступит место покою, появится желание творить, играть, мечтать и реализовывать задуманное.

С помощью этой книги родители окажут себе и своим подрастаю­щим детям психологическую помощь, а специалисты получат прекрас­ный подарок для проведения цикла психокоррекционных и психотера­певтических занятий.

Добрый Вам путь в страну сказок, игр и исполняемых желаний!

Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, доктор психологических наук, директор Института сказкотерапии

ОТ АВТОРА

Мне очень нравятся сказки и разные истории. Поэтому, когда я начала заниматься различными видами групповых тренингов и коррекционных занятий и индивидуальным консультировани­ем (а было это в далеком 1987 году), возникла идея использовать в работе различные истории. За идею писать сказки я выражаю благодарность своему соученику В. Д. Цветкову, который, закон­чив в 1972 году факультет психологии ЛГУ, стал православным священником, не расставаясь с психологией окончательно. Впервые мои сказки были опубликованы в 1995 году при содей­ствии фонда Сороса — сказок тогда было десять. По мере написа­ния все сказки использовались и совершенствовались в группо­вых тренингах и индивидуальных консультациях, проводимых мной и моими коллегами по Высшему педагогическому училищу имени Н. А. Некрасова, где я в то время работала. Просущест­вовавший, к сожалению, очень недолго журнал «Без проблем» также опубликовал две мои сказки и рекомендации по работе с ними, а затем была предпринята попытка использовать сказки (к тому времени их стало семнадцать) для программы нравствен­но-правового образования «Правоведение в школе». Школьный курс для 5—8 классов, в котором использовались сказки, называл­ся «Социальная практика». Апробация программы, а с нею и ска­зок, проходила в школах Санкт-Петербурга, Казани и Казахста­на, в связи с чем сказки и небольшой сборник психологических игр издавались небольшим тиражом в 1997, 1998 и 1999 годах. За эту возможность я хотела бы выразить искреннюю благодар­ность доктору педагогических наук Н. И. Элиасберг — главному вдохновителю программы «Правоведение в школе». Несмотря на

то что мне, как и каждому автору, приятна активная жизнь моих текстов, я не раз сожалела о том, что психотерапевтический потен­циал сказок практически не используется. Поэтому я крайне бла­годарна издательству «Речь» за возможность издать сказки в том виде, как они были задуманы — для сказкотерапии. Выражаю бла­годарность глубокоуважаемым коллегам — кандидату психологи­ческих наук М. В. Осориной и Е. Ю. Петровой, в чьих тренингах, связанных с использованием сказок, мне повезло участвовать. Еще одна, совершенно особая благодарность единомышленнику и по­стоянному иллюстратору моих сказок — художнику, кандидату ис­кусствоведения В. И. Черняеву (моему супругу).

ВВЕДЕНИЕ

Классики психологии неоднократно обращались к анализу ска­зок. Еще К. Г. Юнг заметил, что персонажи сказок (как и мифов) выражают различные архетипы и поэтому влияют на развитие и по­ведение личности. Другой классик, Э. Берн, указывал на то, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека.

Задача, которую ставит перед собой сказкотерапевт, обычно не столько объяснительная, сколько помогающая. Важно, конечно, как сформировался жизненный сценарий, в какие тупики он за­водит человека, но еще важнее, чтобы человек сумел выйти из своих тупиков и пойти к своей подлинности — к жизни осмыс­ленной и радующей, наполненной общением и чувством свободы.

Книга содержит семнадцать сочиненных мною сказок, мето­дические рекомендации по работе с ними, различные примеры такой работы, описания игр, которые могут быть применены в сказкотерапии, а также несколько сказок, сочиненных детьми.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ,

ОБЛЕГЧАЮЩИЕ ПРИМЕНЕНИЕ СКАЗОК

В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Методические приемы работы с текстами сказок в сказкотера-пии можно разделить на три группы в соответствии с задачами.

В ГРУППАХ

Работа с психотерапевтическими сказками в группах несет в себе новые возможности. Группа, анализируя сказку, делает это, обычно более разносторонне, выявляя те оттенки смысла, кото­рые могли бы ускользнуть незамеченными. Работа в группах соб­ственно сказкотерапии и использование сказок в обычных тре-нинговых группах или группах личностного роста должна прохо­дить по-разному.

ГРУППЫ, РАБОТАЮЩИЕ ПОЛНОСТЬЮ ПО МЕТОДУ СКАЗКОТЕРАПИИ

Группа сказкотерапии — это группа, которая уже к моменту начала работы ориентирована на сказки, работу со сказочными сюжетами; мотивацией такой группы часто является интересное врямяпровождение. Такая мотивация до некоторой степени бла­гоприятна, она обеспечивает психологу-сказкотерапевту «кредит доверия», позволяющий ему некоторое время предлагать и сами сказки, и способы работы с ними, и виды анализа. Однако, зада­чи, которые ставит перед собой психолог, не вполне совпадают с задачами, осознающимися группой, и это вносит в работу неко­торые сложности.

Задачи, которые ставит перед собой психолог, диктуют в пер­вую очередь выбор сказок. В ситуации, когда проблемы участни­ков группы не известны психологу, желательно начинать с тех сказок, которые либо содержат в себе несколько проблем, либо работают как прожективные. Для того чтобы не утратить «сказоч-

ного» настроя группы, «разогрев» стоит запланировать легкий, как можно более увлекательный, не требующий интеллектуаль­ных усилий. Для этого можно предложить, например, игры «Лишний стул» или «Волшебная палочка» (см. раздел «Игры»). Чтобы не быть голословной, предложу возможную схему сказ-котерапевтического тренинга личностного роста для подростко­вой группы (15-17 лет) из четырех занятий. (Любая схема доста­точно условна, необходимо откликаться на потребности и осо­бенности группы.)

ПЛАН СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Первое занятие

Разогревающая» игра

Для «разогрева» и знакомства игру «Лишний стул», которую предлагает психолог, желательно начать с таких фраз, которые не предполагают действия, например:

Сейчас поменяются местами те, кто в жизни не прочел ни одной сказки.

Сейчас поменяются местами те, кто считает, что сказкаэто только для детей.

Сейчас поменяются местами все, кто всегда слушается своих родителей.

Затем психолог произносит фразы, значимые для прояснения актуальных потребностей участников группы:

Поменяются местами те, кто верит в то, что чудеса случают­ся не только в сказке.

Поменяются местами те, кто верит в вечную любовь.

Психолог не делает попытки занять место, если хочет пока­зать, что согласен с этими тезисами. Затем желательна фраза, ус­тупающая позицию ведущего, например:

Меняются местами те, у кого есть чувство юмора.

Меняют местами те, кто не считает себя главным в любой ком­пании.

Продолжая игру, психолог старается определить интересы уча­стников группы и их особенности по предлагаемым фразам.

Правила сказочной жизни

Когда игра начинает надоедать группе (это происходит обычно минут через 10), психолог берет стул и предлагает группе продол­жить знакомство, вырабатывая правила сказочной жизни. Они вы­рабатываются примерно также, как правила любой психотерапев­тической группы, и включают, как правило, требования конфи­денциальности, доверия, активности. Кроме того, определяются способы обращения друг к другу. При формулировке правил пси­холог ненавязчиво заботится о том, чтобы правила приобрели под­ходящую для сказочного настроения форму. Например, «Тайна сказочной жизни» — правило неразглашения событий и их обсуж­дения в группе. Правила могут быть записаны и «обыграны»: спря­таны как групповое сокровище, произнесены как клятва и т. п.

Пропуск в сказку

Выработка правил служит для группы основанием для получе­ния пропуска в сказку. В качестве пропуска могут выступать какие-либо подготовленные заранее предметы для каждого участника, либо общий предмет, например указатель направления, который может поворачиваться в зависимости от задачи и указывать на книгу, на рисунок, на какого-либо члена группы, или на выход из помещения. Управление указателем возлагается на группу, что по­могает психологу отслеживать ее настроение.

Знакомство со сказкой

Читается «Сказка о Принце». Возможно чтение с остановками на ключевых местах сюжета, при которых психолог спрашивает:

Как вы думаете, что сделал Принц?

И что же Принц увидел?

Естественно, могут быть любые вопросы по сюжету сказки, а не по ее анализу. Эта сказка заканчивается вопросом: Что же сказала Элизабет?, что помогает сохранить интерес до следую­щей встречи, несмотря на то, что сказка закончена.

Завершающий ритуал

Ритуал, завершающий занятие, может быть любым, но он дол­жен неукоснительно соблюдаться. Это может быть ритуал, свя­занный с указателем направления, волшебной палочкой, вообра­жаемым советчиком и т. п. Нежелательно просто объявлять об окончании времени, хотя и использование волшебного ритуала желательно сделать чуть-чуть ироничным, иначе это может ока­заться неприемлемым для данного возраста.

Второе занятие

Разогрев»

Для «разогрева» необходима короткая игра, так как группа заин­тересована в обсуждении закончившейся вопросом сказки. Мож­но провести игру «Звездочки» (см. раздел «Игры»). Краткое резю­ме игры связывает ее с сюжетом сказки, например: «Иногда очень трудно понять каков ты сам и как найти человека, который дол­жен быть с тобой. Если помните, именно так случилось с Прин­цем — героем нашей сказки».

Анализ сказки

Возможные вопросы, которые могут быть заданы в процессе обсуждения:

Почему Принц ушел из дома?

Как относились к нему близкие?

Почему Принц не мог принять бескорыстную помощь?

Что дало Принцу «ведение сердец»?

Стал ли Принц взрослым? Когда?

Что означает отсутствие в сказке имен и появление их позже?

Почему Принц Артемий не смог принять решение в конце сказки?

Почему Принц не смог приобрести друзей по дороге в город Амо-рель?,

Что же сказала Элизабет?

Желательно, чтобы каждый участник группы мог высказать свое мнение, а также, чтобы мнения не подвергались критике, а за­интересованно выслушивались и развивались.

Развитие сюжета

Для того чтобы выяснить интерес группы к той или иной сю­жетной линии сказок и определить желательное направление дальнейших занятий, можно предложить участникам тренинга пофантазировать, что будет дальше с героями сказки: с Артеми­ем, Элизабет, братьями Артемия, с их родителями. В зависимос­ти от этого определяется направление дальнейшей работы. Дру­гими способами для выбора направления может быть предложе­ние выбрать следующую сказку из предложенного перечня или определить список героев сказки, в которую группа хотела бы по­играть. (В данном варианте сценария группой выбрана «История о принце, который носил маску».)

Игра «Запретный плод»

После выбора сказки для «постановки спектакля» участни­кам группы предлагается игра, позволяющая, как объявляет психолог, оценить их актерские способности. Задача, которую реально ставит перед собой психолог, — другая: в этот момент тренинга игра «Запретный плод» должна поставить проблему осмысления своего отношения к нормам и запретам, что необ­ходимо для серьезного отношения к сказке. (Описание игры — в разделе «Игры».) Поскольку группе не ставится задача нравст­венного подхода к ситуации, обсуждение не должно затрагивать вопросов о том, кто как поступил и почему. Желательно выйти на уровень разговора о запретах и предписаниях вообще, о том, как можно к ним относиться. Психолог объявляет, что в сказке,

выбранной для спектакля, одна из проблем — это проблема от­ношения к тому, что «принято» и что «не принято» в данном ко­ролевстве.

Завершающий ритуал

Аналогичен завершающему ритуалу первого занятия.

Третье занятие

Обсуждение спектакля

Каждый участник группы может высказываться, единствен­ная просьба — называть то, что данный участник считает основ­ной темой данной постановки. Это могут быть такие трактовки основной темы сказки, как взаимопонимание, открытость, лю­бовь, подчинение общественным нормам и правилам, стремле­ние обрести свое лицо и т. д. Те темы, которые участники группы называют чаще всего, могут служить ориентиром для психолога при выборе дальнейшего направления занятий.

Конструирование сказки

Группе предлагается поиграть в конструирование сказки. Каж­дый получает бумагу, карандаши или краски и задание нарисовать любой предмет или любой сказочный персонаж. (Если кто-либо из группы отрицательно относится к рисованию, он может выре­зать предметы или персонажи из иллюстрированных журналов.) Ведущий готовит пространство для «сказочного мира»: большой лист бумаги с фоном — небом, зеленой травой, солнцем и т.п. На этом пространстве все участники размещают свои иллюстра­ции, после чего группа приступает к конструированию сказки, опираясь на получившийся коллаж.

Обсуждение структуры сказки

После того как группа сконструировала сказку, психолог пред­лагает поговорить о сказках вообще и, в частности, о роли волшеб­ства в сказке, о том, чем сказка отличается от жизни. Если участ­ники затрудняются в обсуждении этой проблемы, ведущий читает сказку «Принцесса и фея бабочек» и предлагает группе сказать, что в этой сказке фантастично, а что реально. Следующий вопрос группе: кто мог бы, кроме феи, выполнить ее миссию по отноше­нию к принцессе Марианне. Психолог может спросить, хотели бы участники группы попасть в такую ситуацию, где возможно испол­нение некоторых желаний, и обещает, что на следующем занятии создаст для этого условия.

Завершающий ритуал

Аналогичен завершающему ритуалу первого занятия.

Четвертое занятие

Игра «Магазин ценностей»

Игра проводится после напоминания о том, что есть некоторая процедура, ведущая к исполнению желаний. Основная цель дан­ной игры в контексте описываемого тренинга — осознание собст­венных проблем и собственных особенностей. (Описание игры — в разделе «Игры».)

2. Обсуждение вариантов продолжения сказки

После окончания игры группа возвращается к тексту сказки «Принцесса, которая плохо училась». Участники предлагают различные варианты продолжения, при обсуждении не отвер­гается ни один из них. Затем психолог читает тот вариант, кото­рый имеется в сказке, не утверждая, что он единственно воз­можный.

Игра «Клубочек»

После обсуждения сказки психолог дает группе клубок како­го-нибудь яркого, красивого шнура, который участники группы перебрасывают друг другу, стоя в круге. (Каждый оставляет кусо­чек шнура у себя, клубок разматывается по мере движения от уча­стника к участнику.) Получившийся узор трактуется как связи в группе, возникшие за время жизни в сказке, и как карта прой­денных сказочных дорог. Узор помещается на стену как группо­вая память о пройденном вместе пути.

Ритуал прощания

Ведущий занятие прощается со сказочной страной и с груп­пой. Его заключительные слова обращают внимание участников группы на следы, оставленные в сказочной стране, и на то, что

они сами несколько изменились, потому что пребывание в сказ­ке обязательно меняет человека — иногда сразу, иногда посте­пенно.

ВКЛЮЧЕНИЕ СКАЗОК В ГРУППОВЫЕ ТРЕНИНГИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ

Сказки могут применяться в самых различных тренингах, на­пример как материал, с помощью которого можно развивать на­выки психологического, этического и философского анализа тек­ста. (Мастером применения этого метода является, на мой взгляд, М. В. Осорина.) Сказочный материал широко применяется, есте­ственно, психологами-юнгианцами, а также в тренингах креатив­ности, особенно с детьми и подростками.

Ниже рассматривается применение психотерапевтических сказок в тренингах личностного роста с подростково-юношеской аудиторией. Целями введения сказок в тренинг, использующий другие методы, могут быть:

• ослабление интереса группы;

• ситуация, которая требует изменения подхода, например «бунт против тренера»;

• необходимость глубокого и не травмирующего подхода к эк­зистенциальным проблемам;

• эмоциональный тупик;

• смещение интереса группы к развлекательно-игровым ас­пектам тренинга.

Проведение занятия по сказкам требует определенной подготов­ки. Настрой группы не всегда обеспечивает сказке благожелатель­ный прием, и это требует какой-либо игры, которая может быть оп­ределенным мостиком к сказочному материалу. Из предлагаемых игр могут быть применены, например, «Мама, я хочу домой!», «Се­мицветик» или «Ледокол», если, в соответствии с заданием, каждый загадывает какой-либо сказочный персонаж.

После игры необходимо представить какую-нибудь известную сказку, подходящую по тематике к проблемам группы как матери-

ал для психологического или этического анализа. Для подрост­ково-юношеской группы это может быть «Гадкий утенок» как сказка о проблемах неприятия себя, комплекса неполноценности, конфликта со средой. Сказка Х.-К. Андерсена «Ель» может быть и способом обучения анализу текста и моментом осознания тако­го негативного сценария жизни, как «обращенность в будущее». На материале этой сказки можно выявить, например, что склон­ность человека постоянно грезить о том, что будет, мешает ему пол­ноценно переживать настоящее и практически лишает его жизнь какого-либо смысла. (Эта сказка актуальна для юношеского возра­ста и для взрослых.)

После того как группа подготовится к восприятию сказок как равноправного психологического материала, можно предложить сказку, которая освещает основную проблему тренинга. С груп­пой желательно обсудить вопрос о том, будет ли сказка читаться или разыгрываться, что помогает несколько сместить акцент с проблемы сказки к способу знакомства с ней. В качестве сказ­ки, включаемой в тренинг, ориентированный на экзистенциаль­ные проблемы, могут быть предложены: «Принцесса, которая не нравилась сама себе», «Храбрец, боявшийся тишины», «Утеши­тельная сказка», «Сказка о Человеке и Рыбе».

ОПИСАНИЕ СПЕКТАКЛЯ-ЭКСПРОМТА ПО «СКАЗКЕ О ЗАБЫВЧИВОЙ ФЕЕ»

В качестве примера применения сказки к экзистенциальным проблемам опишу спектакль-экспромт по одной из психотера­певтических сказок. Я проводила это занятие в режиме мастер-класса на Всероссийском семинаре по переподготовке препода­вателей по педагогике и психологии, организованном РИПКРО* при поддержке фонда Сороса. Так как семинар проводился на од­ной из подмосковных баз отдыха, для данного мастер-класса была

* Республиканский институт повышения квалификации работников образо­вания.

выделена игровая комната с большими демонстрационными шах­матами, которые были использованы как элемент антуража. Участ­никами группы были те, кто выбрал мастер-класс «Психотерапев­тическая сказка», причем в аннотации было предупреждение о не­обходимости активного участия. Группа состояла из 18 человек в возрасте приблизительно от 30 до 45 лет. 12 из 18 участников груп­пы были женщины, что отражает, естественно, состав педагогичес­ких кадров России. Ввиду того что средний возраст группы был близок к возрасту кризиса середины жизни, была выбрана «Сказка о забывчивой фее». Следует отметить, что абсолютное большинст­во участников группы до этого никогда не участвовало ни в каких тренингах (описываемое занятие проходило в 1994 году). Ввиду ог­раниченного времени (планировалось 2—3 часа) не было возмож­ности объяснять особенности тренинговых занятий.

Возможности для оформления помещения были незначитель­ны — стулья были расставлены вдоль двух стен, оставляя свобод­ной большую часть комнаты. Большие шахматные фигуры были расставлены не в обычном порядке, на двух смежных сторонах до­ски, что зрительно как бы замыкало помещение и побуждало к аналогии между этими фигурами и участниками занятия. На свободном пространстве шахматной доски лежал ворох разно­цветных платков. На мне также был платок, грим на лице пред­ставлял собой маску, плачущую одной стороной лица и улыбаю­щуюся другой. Группа постепенно заняла свои места, и я начала:

— Мы, кажется, все в сборе, но сказка еще не пришла. Хотя я уже слышу ее голос. (Очень тихо подражаю плачу младенца.)

— Она что-то очень тихо плачет! (Часть группы по собствен­ной инициативе присоединяется к плачу, на что я реагирую толь­ко спустя несколько минут.)

— А, значит, у нас совсем маленькая сказка — совсем младе­нец! Ну, я пока уложу ее в кроватку. (Я подхожу к шахматам, беру пешку, подношу ее к уху, слушая, затем укладываю ее в ворох платков, как в пеленки, при этом незаметно прячу туда же ферзя.)

— Сказка у нас маленькая, она едва сказала, как ее зовут. Пусть полежит, подрастет, пока мы в нее поиграем. Зовут ее «Сказка о за­бывчивой фее», если она по малости лет ничего не перепутала.

Нам обязательно понадобится для сказки Фея, но сказка сказала мне, что каждому найдется в ней своя роль. (Одна из участниц группы, на мой взгляд, несколько демонстративно, вызывается на роль Феи. Я предлагаю Фее «выйти из дому» и начинаю сказку.)

— Жила-была Фея, такая забывчивая, что она забыла не только, как ее зовут, но и то, что она - фея. Однажды утром Фея вышла из дому и подошла к цвету­щему лугу. «Здравствуй, Цветок», - обратилась она к луговому колокольчику.

— А что же наша Фея молчит?! (Фея быстро включается в иг­ру и повторяет «Здравствуй, Цветок!».)

— Ну а нам теперь нужен колокольчик и еще разные цветы. (Некоторые участники группы довольно быстро входят в игру и разбирают роли различных цветов, называя себя.)

Я продолжаю:

— Колокольчик сразу обрел голос и ответил Фее:«Здравствуй, Цветок!» (Колокольчик, немного удивленный, повторяет «Здравствуй, Цветок!») - Дело в том, что цветы знают только о цветах. Может быть, еще немного о бабочках и пчелах, но имена они дают только цветам. И Фея стала цветком. Вместе с другими цветами она радовалась солнцу и летнему дождику, ждала росы и улыбалась ветерку. Она разговаривала с другими цветами, и они охотно ей отвечали, ведь они обретали способность говорить только тогда, когда к ним обращалась Фея.

— А как вы думаете, о чем говорят цветы? Попробуйте пере­дать нам их разговоры, а наша маленькая сказка послушает, ведь ей нужно набираться опыта. (Цветы начинают импровизировать монологи о лете, бабочках, пчелах, своей красоте; Фея, немного растеряна, она явно огорчена, что ее роль как бы не главная.)

Я продолжаю:

— Фея провела с цветами все лето, но приближалась осень. Цветы стали увядать, уходить в землю, рассеивать семена. И фея поняла, что она не цветок. Что нам скажет Фея?

— Ну конечно, я не цветок, они очень милы, но я... Я быстро говорю ей:

— А Вы все еще не помните, что Вы Фея, и путешествуете даль­ше. И Вы видите, что на лугу пасутся олени. Нам теперь необходи­мы олени. — (Почти все участники группы вызываются стать оле­нями, встают и принимают соответствующие позы.)

— Кто вы? - спросила Фея. (Я тихо подсказываю ответ одной из женщин.)

— Олени, конечно, как и ты.

Я: «Это ответила фее очень юная олениха с прекрасными темными глазами. Дело в том, что олени не замечают в жизни ничего, кроме своего стада и зеле­ной травы. Знают они, конечно, и о волках, но имена дают только оленям. Олени вообще очень красивы и счастливы на этом зеленом лугу! И, конечно, Оле­ни тоже хотят поговорить с нами о своей жизни». (Олени импро­визируют свои монологи.)

Я продолжаю: «И Фея стала оленем. Вместе с другими оленями она пи­ла прозрачную воду из ручья, грелась на солнце, чтобы оно расцветило спину своими зайчиками, наслаждалась зеленой травой и тенью деревьев в полдень. Наступила зима. Оленье стадо ушло в горы. Они скакали по склонам, пили во­ду из горных ручьев. Олени-самцы устраивали турниры, а самки смотрели на них, размышляя о слабых нежных оленятах в пятнистой шубке».

— А что же Фея?

Фея: «Я поняла, что я не олень!» «Но я пока не знаю, кто я!» «Я не знаю, как мне быть, и мне не нравится эта сказка!» (Испол­няющая роль Феи плачет; видно, что эти слезы не только роль, но и некоторое попадание роли на реальную проблему.)

Я:

— Вот видите, как иногда бывает в сказке: не нравится то, что происходит, и не знаешь, как выйти из положения. Пусть наша за­мечательная актриса отдохнет, может быть, если захочет, возьмет себе другую роль, а мы подумаем, что было дальше с Феей в сказ­ке, — ведь наша сказка-младенец должна вырасти. (Слезы Феи иг­рают роль катарсиса для нее, но, для того чтобы не травмировать участницу, я отвлекаю от нее внимание группы.)

Группа высказывает предположения о дальнейшей судьбе Феи. Затем я заканчиваю сказку: «Фея жила среди камней, и камни становились поющими и драгоценными. Она жила среди рыб, и рыбы становились золоты­ми и говорящими. Сейчас она живет среди облаков. Но эта сказка не окончена. Сказка продолжается».

— Вот оно как... Значит, мы встретились с незавершенной сказкой. Удивительное дело: Фея, она же очень много может, по­мочь другим, как Золушке например, и самой быть счастливой,

а в этой сказке она никак не вспомнит о своем могуществе. Но, правда, наша совсем неопытная сказка оставила ей время, и я по­чему-то уверена, что судьба Феи сложится просто замечательно, а если она захочет что-нибудь волшебное сделать для цветов, или оленей, или камней, или Золушки, то, конечно, сделает.... Да что это мы о сказке забыли!

Я подхожу к шахматной доске, незаметно подменяю фигуру и показываю ее группе:

— Наша сказка теперь не младенец-пешка, она теперь Короле­ва, значит, мы не зря потрудились, можем друг друга поблагодарить!

Участники группы аплодируют друг другу и расходятся.

Хочется заметить, что у меня была «обратная связь» о воздей­ствии этого спектакля. Участница, вызвавшаяся на роль Феи, рассказала мне в индивидуальной беседе, что у нее в жизни — пе­риод недовольства своей деятельностью, ей все время кажется, что она «не тем занимается». Она извинялась за свои слезы, но сказала, что попробует взглянуть на свою ситуацию как на си­туацию новых возможностей.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СКАЗОК

В РЕЖИМЕ БИБЛИОТЕРАПИИ

Использование сказок как материала для библиотерапии же­лательно, на мой взгляд, в случаях:

— алекситимичности, когда клиент не в силах понять и опи­сать свои переживания и проблемы;

— глубокой интроверсии клиента;

— когда клиенту в силу каких-либо обстоятельств трудно по­сещать консультации;

— когда в ходе групповых занятий психологу становится вид­на какая-либо проблема одного из участников, но эта проблема не подлежит обсуждению в группе.

Практически во всех случаях нежелательно сообщать, что сказ­ки предлагаются как метод психологической помощи, но не стоит и тщательно это скрывать. Предложение сказок может быть резуль­татом беседы, может быть ответом на просьбу «дать почитать что-нибудь психологическое, чтобы я смог разобраться в себе». Обычно целесообразно ограничивать время, на которое дается книга, чтобы побудить к безотлагательному чтению. Желательно зарезервиро­вать время для беседы с клиентом при возвращении книги, но луч­ше, если такая беседа будет представляться клиенту спонтанной. Если дается весь сборник сказок, желательно, чтобы присутствова­ло обращение «Дорогой сказочный герой!».

Ниже — обращение к герою сказок, обращение к сказкотера-певту и тексты написанных мною психотерапевтических сказок.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ СКАЗОК

Методические рекомендации к отдельным сказкам представ­ляют собой результат авторского видения смысла сказок. (Есте­ственно, авторское видение не является единственно возмож­ным.) Трактовки рисунков, сопровождающих сказки, также, на мой взгляд, могут быть полезными в сказкотерапевтических за­нятиях: служить завязкой разговора, либо аргументом, когда об­суждение зашло в тупик, либо стимулом к собственному творче­ству участников.

Рисунок «Лабиринт»

Этот рисунок, вводящий нас в сказки, — попытка аллегориче­ски представить лабиринт человеческой жизни, и каждый может попытаться определить то место, где он сейчас находится. Мета­форически изображены различные способы поведения: «ни Боту свечка, ни черту кочерга», «расшибиться в лепешку», «возделы­вать свой сад» и др.

Чьи-то заботливые руки зажигают свечу, и младенцы «старту­ют», причем сразу находятся «индивидуалисты», идущие собст­венной дорогой, и те, кто «идет по чужим головам», и те, кто раньше других «встает на ноги». Некоторые участки лабиринта, естественно, представляют собой тупик, глухую стену, которую можно попытаться пробить. Этим и заняты некоторые люди, тра­тя свое время, рискуя разбиться или разбиваясь, потому что сте­ны лабиринта являются ограждением, не дающим свалиться в пропасть. (Правда, те, кто пробивает стены, этого не понима­ют.) Дальнейший путь может быть озорной попыткой «оседлать стену лабиринта» с риском «угодить на сковородку», неверным,

но волнующим путем к «воздушным замкам», способом стать ча­стицей «массы», ставшей живым постаментом для чьего-то воз­величивания, либо путем вверх за стены лабиринта к тем же за­ботливым рукам. Рисунок «Лабиринт» может быть заставкой всех или некоторых, наиболее смыслообразующих занятий со сказка­ми. Желательно, для обсуждения рисунка, увеличить его до разме­ров плаката.

Сказка о принце

Сказка посвящена трудностям раннего юношеского возраста. Герой сказки не в силах разобраться в своих чувствах и в чувствах близких ему людей. Одной из причин этого является неуверен­ность в себе. То, как Принц воспринимает других людей, для не­го определяется вопросом: как они ко мне относятся? Чувство неуверенности в себе рождает и юношескую гордыню. Осознание своих проблем и изменений происходит через влюбленность. По­нимание чувств других людей, а после этого себя самого и своего прошлого возвращает миру и самому Принцу «имена».

Возможные вопросы при анализе сказки:

Почему Принц ушел из дома?

Как относились к нему близкие?

Что нужно делать, если считаешь, что ты никому не нужен?

Почему Принц не приобрел друзей ни в одном городе по пути в Аморель?

Почему Принц не мог принять бескорыстную помощь?

Что дало Принцу «ведение сердец»?

Стал ли Принц взрослым? Когда?

Что означает отсутствие в сказке имен и появление их позже?

Почему Принц Артемий не смог принять решение в конце сказки?

Что же сказала Элизабет?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.208 (0.557 с.)