Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По формированию психологической готовности к школеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - один из важнейших этапов психологического развития в период дошкольного детства и младшего школьного возраста. Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым отношениям с взрослыми и сверстниками. К моменту поступления в школу ребенок должен обладать определенным уровнем общего развития. Это и интеллектуальное развитие, и компоненты личностной готовности, и наличие предпосылок учебной деятельности, произвольность. Проблема психологической готовности детей к школе является комплексной. Чтобы удовлетворять требованиям современной школы, нужны и знания, и умения, и желание учиться, и способность устанавливать содержательные контакты с учителями и сверстниками и многое другое; целый набор психологических свойств и качеств. Каждое занятие представлено в виде путешествия ребенка вместе со сказочными героями, с которыми он выполняет различные задания. Цель: создать условия для развития мотивационной, личностной и когнитивной сфер личности школьника поступившего в 2 класс. Задачи: · овладение элементами саморегуляции; · формирование правильного представления о себе; · развитие логического мышления, зрительной памяти, внимания, мелкой моторики, усидчивости; · способствовать развитию стойкой позитивной мотивации к учебной деятельности. Возраст: 6-8 лет Форма работы: индивидуальная Необходимый материал: тетради, карандаши, стимульный материал. Длительность: 10 занятий (3 раза в неделю) по 30-35 минут. Структура занятий: каждое занятие состоит из трёх блоков. Первый блок – разминка. Подготовка к коррекционно-развивающей работе, создание положительного настроя на работу, снятие эмоционального напряжения. Второй блок – основной. Данный этап занятия направлен на решение задач, поставленных в данной программе. Третий блок – заключительный. Интеграция, закрепление полученного на занятии опыта, ритуал прощания и рефлексия. ЗАНЯТИЕ №1 Цель: создание благоприятной психологической атмосферы налаживание контакта психолога с ребенком; развитие памяти, внимания, временной ориентации, воображения. Ритуал приветствия: Психолог спрашивает ребёнка: «Как прошел его день?», «Как он себя чувствует?», «Что интересного произошло с ребенком за день?» Показывает «радугу цветов» по Люшеру и предлагает ребенку выбрать цвет своего настроения. - УПРАЖНЕНИЕ №1 на развитие внимания, временной ориентации «Лето – осень – зима – весна». Психолог: «Сейчас мы с тобой будем перебрасывать друг другу мячик. Но не просто так, а произнося при этом «лето», «зима», «осень» или «весна». Если я называю: «лето», тогда должен назвать какую-нибудь примету лета (например: жара), если – «зима» - зимнюю примету (например: снег), соответственно, «осень» и «весна». Будь внимательным, постарайся не повторять приметы». - УПРАЖНЕНИЕ №2 на развитие памяти и внимания. 1) Психолог: «Я покажу тебе 4 карточки. На счёт раз-два-три ты должны внимательно посмотреть на них и запомнить рисунки. (Психолог убирает карточки, а ребенок зарисовывает в тетраде изображения. которые он запомнил). 2) Психолог: «А сейчас я покажу тебе три карточки. Ты должны догадаться, какой будет четвёртая и зарисовать её». Изображения на карточках: осень, зима, весна, лето. - УПРАЖНЕНИЕ №3 с использованием детского варианта корректурной пробы на развитие внимания Психолог: «Сейчас перед тобой лежит листочек с разными геометрическими фигурами. Давай попробуем назвать их (ребёнок называет геометрические фигуры). А теперь давай ты попробуешь зачеркивать только одни круги (показывает как). По моей команде ты начнешь, и когда я скажу стоп ты остановишься». Подведение итогов занятия. Рефлексия. Психогимнастическое упражнение: «Цветы». «Представь, что ты цветок, растущий на солнечной поляне. 1) Встань прямо. Подними руки вверх, потянись, как стебелек с распустившимися на нем цветком, открывающими свои лепестки солнцу. 2) Глубоко вдохни. Сосредоточь своё внимание на точке перед собой. 3) Закинь руки за голову. Затем разъедини их и вытяни руки к потолку. Сосредоточься на дыхании. Дыши ровно и глубоко. 4) Представь, что ты хочешь дотянуться пальцами до Звёзд. 5) Плавно опусти руки. 6) Дотянись до пола пальцами, не сгибая колени. 7) Выпрямься и сделай несколько наклонов в стороны. Почувствуй приятную свободу в руках и плечах. Прощание ЗАНЯТИЕ №2 Цель: развитие умения снимать напряжение, развитие внимания, зрительной памяти, моторики и зрительно моторной координации, формирование уверенности в правильности воспроизведения. Ритуал приветствия. По той же схеме. «Однажды, в маленьком городке случилось, совершенно замечательное событие. Приехал Цирк! Ребята несколько раз приходили на представление. Там выступали акробаты и воздушные гимнасты, эквилибристы и фокусник. Но самым лучшим было выступление весёлых клоунов. Они так смешили публику, что от смеха кололо в животе. Давай и мы с тобой выполним весёлое задание. - УПРАЖНЕНИЕ №1 на развитие внимания и зрительной памяти: «Весёлые человечки». Психолог показывает ребенку лист с изображением весёлых человечков, выполняющих зарядку. Психолог: «Здесь нарисованы весёлые человечки, делающие зарядку. Посмотри внимательно и запомни все движения человечков». Психолог демонстрирует рисунок в течение 20 секунд. Затем предлагает ребенку вспомнить по порядку, какие движения выполняют весёлые человечки и показать их. - УПРАЖНЕНИЕ №2 на развитие моторики и зрительно моторной координации: «Клоун». Психолог просит ребенка взять в обе руки по карандашу и одновременно двумя руками нарисовать весёлого клоуна. Психолог даёт образец выполнения этого задания. После того, как ребенок нарисует клоунов, психолог предлагает их раскрасить. - УПРАЖНЕНИЕ №3 с использованием детского варианта корректурной пробы на развитие внимания Психолог: «Сейчас перед тобой лежит листочек с разными геометрическими фигурами. Давай попробуем назвать их (ребёнок называет геометрические фигуры). А теперь давай ты попробуешь зачеркивать одни круги, обводить в кружочек квадраты (показывает как). По моей команде ты начнешь, и когда я скажу стоп – ты остановишься». Подведение итогов занятия. Рефлексия. Психолог: «Как ты думаешь, что является хорошим помощником человеку? (ребенок делает предположения). А я думаю, что самыми хорошими помощниками человека являются смех и улыбка. Давай попробуем представить, как могут улыбаться и смеяться разные животные (заяц, собака, кошка, коза, корова, лев, лошадь). Ты молодец! У тебя хорошо получается!» Прощание. ЗАНЯТИЕ №3 Цель: формирование самооценки; развитие умения разбираться в чувствах и и настроениях других людей, укрепление чувства уверенности; развитие воображения, логической памяти, логического мышления, внимания. Ритуал приветствия. По той же схеме. Разминка. Игра на развитие внимания: «10». Психолог: «Я буду бросать тебе мячик. Если я называю число меньше 10, тогда ты называешь своё или любое имя. Если я назову число больше 10, ты называешь любой день недели». Игра: «Имя». Психолог: «Придумай себе имя, которое ты хотел бы иметь». Проводится обсуждение: «Почему нам нравятся или не нравятся свои имена. Почему некоторые хотят, чтобы их называли по - другому?» Основная часть Психолог: «В далёкие времена в одном царстве-государстве жили добрые и весёлые люди. Они трудились, не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. (Ребенку предлагается продемонстрировать эмоцию радости). А среди мрачных скал, в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность людей. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала: - Пусть эти счастливчики забудут свои имена, пусть дети забудут имена родителей, пусть они забудут названия всего, что их окружает. Они, не понимая друг друга обязательно рассорятся. Придёт конец их радости и счастью. И в царстве наступил беспорядок. Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. (Психолог просит показать эмоции грусти, печали, раздражения, злости). Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей? Они не знали и от этого очень страдали. Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди, измученные бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своём горе, попросили вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья. И тогда мудрец сказал: - Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу. А пока я дам вам слова. Их вам надо запомнить. Но запоминать вы их будете особым образом. - УПРАЖНЕНИЕ№1 на развитие логической памяти:«Пиктограммы». Психолог: «На слова, которые тебе надо будет запомнить, ты будешь делать рисунки. Это не должны быть цифры или буквы. Выполнять рисунки надо быстро (психолог даёт на выполнение рисунка не более 1 мин.). Слова: Весёлый праздник - Вкусный ужин - Строгая учительница - Тяжёлая работа - Страх - Весёлая компания - Слепой мальчик - Тёплый ветер Психолог показывает на примере, как можно выполнить данное задание. Попрощался мудрец с жителями волшебного государства и отправился на поиски злой колдуньи. Много дорог он исходил, много рек и морей переплыл. - УПРАЖНЕНИЯ №2 на развитие мышления: 1. Загадки: «Зажгли 7 свечей, 2 из них погасли. Сколько осталось свечей?» «Росли 4 берёзы, на каждой берёзе – по 4 ветки, на каждой ветке по 4 яблока. Сколько всего росло яблок?» 2. Упражнение: «Исключение лишнего». Психолог показывает плакат с изображением 7 геометрических фигур и просит определить, какая фигура лишняя. 3. Упражнение на обобщения. Психолог предлагает ребенку назвать одним словом предметы: а) вилка, ложка, нож – это… б) дождь, снег, мороз – это… в) рука, нога, голова – это… г) Лиза, Слава, Маша – это… Помогли мы мудрецу разгадать хитрые загадки колдуньи. Пришлось ей возвращать имена жителям доброго царства. Всё стало на свои места». Психогимнастическое упражнение: «Капитан». Психолог: «Представь, что ты капитан. Ты стоишь на мостике корабля и смотришь вперёд. Над головой тёмное небо, высокие, крутые волны разбиваются о борт корабля. Но капитан не боится бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным. Он доведет свой корабль до места назначения. Прими такую же позу, как у капитана: спина прямая, ноги расставлены. Взгляд устремлён вперёд». (Упражнение выполняется под музыку). Подведение итогов занятия. Рефлексия. Прощание.
ЗАНЯТИЕ №4 Цель: развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, развитие мышления, памяти, внимания, моторики и зрительно-моторной координации, умения владеть своим телом. Ритуал приветствия: Психолог спрашивает ребёнка: «Как прошел его день?», «Как он себя чувствует?», «Что интересного произошло с ребенком за день?» Показывает «радугу цветов» по Люшеру и предлагает ребенку выбрать цвет своего настроения. Основная часть - УПРАЖНЕНИЕ№1 на развитие моторики и зрительно-моторной координации «Вигвам». Психолог: «Индейцы живут в специальных домиках, которые называются вигвамами. Давай мы нарисуем такие вигвамы. Возьми в обе руки по карандашу и одновременно двумя руками выполните рисунок» Ребенок рисует одновременно двумя руками. Игра «Следопыты». Психолог: «Индейцы хорошие охотники и следопыты. Давай мы тоже побываем в роли следопытов и расшифруем 7 закодированных слов. Я даю тебе ключ к шифру. Каждая буква соответствует определённой цифре. Узнайте, что это за слова.
Психолог записывает зашифрованные слова:
6740 (лиса) 434675 (суслик) 43125 (сурок) 624ь (лось) 184ь (рысь) 9265 (волк) 521290 (корова)
Ключ к шифру: 0 – А 1 – Р 2 – О 3 – У 4 – С 5 – К 6 – Л 7 – И 8 – Ы 9 – В Ребенок записывает расшифрованные слова. «Мне кажется, что среди этих слов есть лишнее, которое не подходит к другим словам. Найди это слово и исключи его. Посмотри внимательно на записанные тобою слова и постарайся их запомнить». Психолог просит детей назвать слова, которые они запомнили. - УПРАЖНЕНИЕ №2 на развитие внимания с элементами Корректурной пробы «А ещё, чтобы быть удачливыми в охоте, индейцам надо быть очень внимательными. А я хочу проверить насколько ты внимателен». Психолог раздаёт ребёнеку небольшие вырезки из газет. «В этих напечатанных текстах вы должны подчеркнуть все буквы «а» и зачеркнуть все буквы «н».
ЗАНЯТИЕ №5 Цель: развитие умения осознавать своё эмоциональное состояние и освобождаться от негативных эмоций, развитие волевой сферы, саморегуляции; формирование правильного представления о себе, верной самооценки; развитие внимания. Ритуал приветствия. Психолог просит ребенка поделиться, с каким настроением он пришёл сегодня на занятие. Предлагает ему выбрать цвет своего настроения, затем фиксирует ответ. - УПРАЖНЕНИЕ №1, направленное на осознание своего эмоционального состояния и освобождения от негативных эмоций: «Два мешочка» Психолог предлагает ребенку сложить в первый «волшебный» мешочек все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть и т. д. Этот мешочек, со всем плохим, что в нём есть, прячется. Из второго «волшебного» мешочка ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые захотят. Основная часть Психолог рассказывает ребенку «Сказку о волшебных зеркалах», используя три рисунка («три зеркала») с изображением Кари: какой она видит себя сама, какой её видят другие люди, какой её внутренний мир. Проводится обсуждение сказки. Психолог: Очень важно каждому человеку изучать себя, свои поступки, давать оценку тому, что он делает и думает. Люди, которые умеют давать себе верную оценку, имеют правильный образ себя. Они достойны уважения потому, что сами уважают себя. Упражнение на формирование верной самооценки «Саморисование». Психолог предлагает ребенку нарисовать себя такими, какими он видит себя сам, и таким, каким его видят другие люди. Затем проводится обсуждение. - УПРАЖНЕНИЕ 2 Игра, помогающая почувствовать себя более раскованно и свободно, увидеть себя со стороны, развивающая внимание «Зеркала». Психолог предлагает ребенку посмотреть в «Зеркала», которые повторяют его жесты и движения. «Зеркалом» является другой психолог. Затем происходит смена ролей: тот, кто смотрелся в «зеркало» становится сам «зеркалом». Проводится обсуждение игры. Рефлексия занятия Психолог спрашивает ребенка, изменилось ли его настроение в конце занятия: ухудшилось или улучшилось? Если ребёнок оценивает своё настроение, как плохое, можно выполнить следующее упражнение: «Вытяните правую руку вперёд ладошкой вверх, положите в неё своё плохое настроение, сожмите ладошку в кулачок как можно крепче, сильнее. Размахнитесь и выбросите своё плохое настроение далеко-далеко. Улыбнитесь». Ритуал прощания. ЗАНЯТИЕ №6 Цель: формирование правильного представления о себе; развитие логического мышления, зрительной памяти, моторики и зрительно-моторной координации, умения ориентироваться в пространстве, концентрировать своё внимание, расслабляться. Ритуал приветствия по той же схеме Основная часть Сказка «Про Манную Кашу». Психолог: «Сегодня я расскажу тебе сказку: «Жила-была в кастрюле Манная Каша. Она была очень мягкая и поэтому могла стать чем угодно. Ведь она была даже мягче пластилина, а из пластилина можно вылепить самые разные вещи. В кастрюле Манная Каша была глубокой. В тарелке она была плоской. В ложке становилась овальной. А на столе она могла стать маленькой круглой каплей, а вокруг рта могла размазаться в настоящий клоуновский узор. И вот надоело Манной Каше жить-быть в кастрюле. Если бы вам пришлось жить в кастрюле, вы бы тоже заскучали. Решила Манная Каша посмотреть на мир. Превратилась она в Манную Тётю и – шлёп-шлёп ногами – отправилась из дома через дверь. Дошлёпала Манная Тётя до широкой улицы. Только она не знала, что надо идти к переходу и ждать зелёного света светофора. В кастрюле же никаких светофоров не было». У меня есть волшебный светофор. Он необычный. Посмотри внимательно на огоньки. Запомни цвета огоньков и как они расположены. Постарайся нарисовать эти огоньки правильно».
Психолог показывает ребенку картинку, на которой изображены в определённой последовательности разноцветные кружки в течение 3-5 секунд. Затем убирает её. Ребенок рисует кружки так, как он запомнил. «Итак, в кастрюле никаких светофоров не было. Пошла Манная Тётя поперёк улицы, где попало. И сразу ей милиционер засвистел. Остановил он Манную Тётю и говорит: - Вы неправильно через улицу идёте. Давайте штраф! - А что такое штраф? – не поняла Манная Тётя. У неё в кастрюле никаких штрафов не было». Ребята, а вы знаете, что такое «штраф»? Ребенок объясняет, что такое штраф). Давай нарисуем штраф (деньги). По форме они могут быть круглыми или прямоугольными. Возьми в обе руки по карандашу. И одновременно двумя руками нарисуй сначала круги, а затем прямоугольники. - А что такое деньги? – не понимает Манная Тётя. У неё в кастрюльке никаких денег не было. - Это вот такие бумажки,- показывает милиционер. Манная Тётя посмотрела и тут же слепила манные деньги. Милиционер взял их, а они у него по руке растеклись манной кашей. Рассердился милиционер, хотел Манную Тётю в свою милицию забрать. А Манная Тётя не захотела в милицию и превратилась в белую Манную Автомашину и – шлёп-шлёп колёсами – уехала. Но долго ей ехать не пришлось. По улице ехало много машин, а Манная Автомашина не знала, как нужно ездить, чтобы ни с кем не столкнуться. В кастрюле никаких правил езды не было. Стало её бросать из стороны в сторону». Давай посмотрим, как она ехала». - УПРАЖНЕНИЕ№1 «Графический диктант» «Возьми карандаш. Отметь в тетради точку. Повторим, где у нас правая сторона, где – левая. Сейчас я буду диктовать, сколько строчек ты будете откладывать в разные стороны (вправо, влево, вверх, вниз). Будь внимателен». Психолог: «А я продолжу сказку: «Вот и столкнулась Манная Автомашина с грузовиком, размазалась по нему так, что с трудом отлепилась. Из грузовика выскочил перепуганный шофёр, кричит, кулаками трясёт. А Манная Автомашина превратилась в белую Манную Собаку и – шлёп-шлёп лапами – побежала прочь, виляя хвостиком. Психогимнастическое упражнение «Сова». Психолог: «Сейчас мы превратимся в сов. 1) Широко открой глаза. Сожми правой рукой левое плечо. Голову влево и посмотри назад. Сделай глубокий вдох. Задержи дыхание. Выдох. Посмотри через правое плечо. Вдох, задержка дыхания, выдох. 2) Опусти руки, урони голову на грудь. Вдох, выдох. 3) Повторить упражнение, держа левой рукой правое плечо.
Психолог продолжает рассказывать сказку: «Побежала Манная Собака прочь, виляя хвостиком. Вдруг ей навстречу выбежал громадный чёрный пёс и громко на неё залаял: - Ты, что здесь делаешь? Здесь я хозяин! Сейчас я задам тебе трёпку! Бросился чёрный пёс на Манную Собаку, хотел её укусить, да только весь перемазался манной кашей. А Манная Собака превратилась в Манную Галку и – шлёп-шлёп крыльями – улетела. Полетела она обратно домой в кастрюлю. Шлёпнулась в неё и снова стала сама собой, простой Манной Кашей. «Нет», - подумала она, - «незачем мне Манной Каше по улицам шлёпать. Пусть лучше меня дети едят, растут, поправляются, ума набираются». Вот такая, сказка про Манную Кашу». - УПРАЖНЕНИЕ№2 на развитие ассоциативного мышления. Психолог: «Я предложу тебе слово, а ты придумай, с чем оно ассоциирует? Например: конфета – зубы – врач – больница – и т.д.». Психолог предлагает ребенку для работы слово «КАША». Из предложенных слов строится логическая цепочка. В конце задания психолог записывает первое и последнее слово цепочки и спрашивает, какую связь он видит между данными словами. Рефлексия занятия. По той же схеме. Ритуал прощания.
ЗАНЯТИЕ №7 Цель: развитие эмпатийных способностей; развитие воображения, словесно-логического мышления, внимания, временной ориентации, образного мышления. Приветствие. По той же схеме. Разминка Упражнение, направленное на расслабление, снятие напряжения: «Мудрец». Психолог: «Закрой глаза, представь мысленно зелёный луг и большой старый дуб на краю луга. Под деревом сидит мудрец, который ответит на любой твой вопрос, который тебе больше всего хочется задать ему. Задай мысленно мудрецу ваш вопрос, выслушайте ответ. Позади мудреца прикреплён календарь. Посмотрите, какое на нём число». После того, как ребенок откроет глаза, психолог просит его поделиться своими фантазиями. Для этого упражнения используется спокойная расслабляющая музыка. Психолог: «Ты, наверное, любишь сказки. Сказки нас сопровождают с самого раннего детства. Многие сказки тебе прочитали родители, рассказали ваши бабушки. А теперь мы попробуем сами, все вместе, сочинить сказку» Основная часть - УПРАЖНЕНИЕ №1, направленное на развитие эмпатийных способностей «Сказка Морозко». Психолог кратко пересказывает ребенку сказку «Морзко»: «Жили-были дед да баба. И у каждого из них была своя дочка. Когда уехал дед в город, баба послала падчерицу в лес за хворостом. Там она повстречала Морозко. После того, как она выполнила все его поручения, Морозко одарил её нарядами и сундуком с золотом. Завидно стало бабе и послала она в лес свою дочь – ленивицу. А её дочь нагрубила Морозко, и тот поднял такую вьюгу, что снег навсегда накрыл ленивицу. То же самое произошло с бабой. И стали вместе жить дед и его дочь. А когда к дочери посватался добрый молодец, справили свадьбу и зажили все счастливо». Психолог задаёт ребенку вопрос: «Вроде бы всё по справедливости, но почему зло на зло? И не жалко ли бабу с её дочкой – ленивицей?» Психолог раздаёт ребенку кружки – символы и объясняет, что они означают: • красный кружок – радуюсь; • синий – мне жалко; • жёлтый – хочу помочь; Затем психолог спрашивает у ребенка, есть ли у него желание изменить конец сказки? Данное упражнение также является диагностикой эмпатийных способностей у ребенка. - УПРАЖНЕНИЕ№2 на развитие пространственной ориентации, последовательности действий, мышления, речи, внимания «Справа-слева» Психолог просит ребенка показать или назвать те предметы в комнате, которые в данный момент находятся СПРАВА от него, а затем – СЛЕВА от него. Эти же самые вопросы повторяются после поворота ребенка на 180° и на 90°. Затем психолог спрашивает его, с какой стороны от него находятся дверь, окно, стол и т. д., что поставит ребенка перед необходимостью самостоятельного употребления нужных слов. Упражнение №3 развитие пространственной ориентации, координации движений. «Построй в темноте» На столе лежат 10–12 кубиков. Ребенок должен с завязанными глазами соорудить одной рукой столбик с основанием в 1 кубик. После чего подсчитывается из скольки кубиков состоит столбик до того, как он развалился, – без шести, так как поставить шесть кубиков один на один очень легко. Упражнение повторяется 3 раза. Психогимнастическое упражнение. Сделайнесколько глубоких вдохов и выдохов. Закрой глаза. Представь прекрасное голубое небо. По нему двигаются облака. Ты наблюдаешь за ними. Пусть твои мысли улетают вместе с облаками. Ты сосредоточен на небе. Ты спокоен и ощущашье покой, тишину и радость. Открой глаза. Глубоко вдохни и выдохните. Рефлексия занятия Психолог спрашивает ребенка, с чем он познакомились на занятии, что понравилось, что не понравилось? Прощание. ЗАНЯТИЕ №8 Цель: развитие наблюдательности, концентрации внимания, зрительной памяти, логического мышления, умения владеть собственным телом, развитие моторики и зрительно-моторной координации; формирование позитивной самооценки. Приветствие. По той же схеме. Разминка Игра «Запретное движение». Психолог: «Я буду тебе показывать несколько движений, одно из которых (например: приседание) – запретное. Ты должен повторять все мои движения, кроме запретного» (Упражнение выполняется под ритмичную весёлую музыку). Основная часть Психолог: «Сегодня мы с тобой превратимся в разведчиков. Разведчики - очень внимательные люди. Давай проверим, насколько ты внимателен. У тебя есть буквенные тексты. Среди этих наборов букв, спрятались слова. Тебе надо отыскать эти слова и подчеркнуть их». Психолог оказывает помощь в выполнении этого задания, если ребёнок не видит среди набора букв «спрятанные» слова, показывает, как их надо искать. - УПРАЖНЕНИЕ №1 на развитие моторики и зрительно-моторной координации «Очки» Психолог: «Разведчики имеют разные профессиональные принадлежности. Например, чтобы замаскироваться, они надевают тёмные очки. Возьми в обе руки по карандашу. И одновременно двумя руками нарисуй очки, заштрихуй их». Психолог показывает, как следует выполнять этот рисунок. «А сейчас мы проведём расследование. К нам за помощью обратился некий Кондрат и рассказал такую историю: «Шёл Кондрат в Ленинград, а навстречу ему 5 ребят: у каждого по лукошку, в каждом лукошке кошка, у каждой кошки по 5 котят, у каждого котёнка по 5 мышат. Сколько же мышат шло с Кондратом в Ленинград?» Ребенок дает ответы. - УПРАЖНЕНИЕ №2 на развитие логического мышления «Исключение четвёртого». Психолог: «Разведчики всегда должны быть готовы проявить смекалку (умение выделить существенное). Сейчас я буду зачитывать группы слов. В каждой группе 4 слова объединены по общему основному признаку, а одно слово лишнее. Оно не подходит к 4 другим. Послушай внимательно эти слова и выпиши в тетради лишнее слово. (Психолог показывает как следует выполнять данное задание, разбирая пример). Слова: 1) стол, стул, пол, шкаф, полка; 2) осина, тополь, сосна, берёза, дуб; 3) горький, кислый, сладкий, горячий, солёный; 4) Иван, Сергей, Петров, Фёдор, Семён; 5) молоко, кефир, сыр, сало, сливки; 6) река, озеро, мост, море, пруд. А сейчас мы из разведчиков превращаемся в школьников». Психогимнастическое упражнение «Певец». Психолог: «Шпионы, чтобы поддерживать свою форму должны заниматься гимнастикой. Давай, мы тоже выполним гимнастическое упражнение: 1) Глубокий вдох. Руки при этом медленно поднимаются через стороны вверх. 2) Задержка дыхания на вдохе. 3) Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опускаем. 4) Вдох. Руки поднимаем до уровня плеч через стороны. 5) Задержка дыхания. 6) Медленный выдох с сильным звуком О-О-О, обнять себя за плечи, опустить голову на грудь. 7) Медленный глубокий вдох. Руки поднять до уровня груди. 8) Задержка дыхания. 9) Медленный выдох с сильным звуком У-У-У. Руки опустить вниз. Голову положить на грудь». Рефлексия занятия. По той же схеме. Ритуал прощания. ЗАНЯТИЕ №9 Цель: развитие умения видеть в себе и в других людях некоторые черты характера; развитие воображения, мышления, переключаемости внимания, умения расслабляться. Приветствие. По той же схеме. Разминка Игра на развитие переключаемости внимания: «Что бывает зелёным?» Психолог: «Я буду задавать вопрос: «Что бывает зелёным?» Не медли долго с ответами». (Следует поставить временную границу, например: 10 сек. или чуть больше) Основная часть Психолог: «В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, росли… Деревья-Характеры. Это были необычайные растения. Они своим внешним видом отражали характеры людей, живших далеко-далеко за горами. Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были Тяжёлыми. Другие Характеры сплошь были покрыты иголками и поэтому назывались Колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были Прямые Характеры. Твёрдые Характеры не смогла бы распилить даже бензопила, а Лёгкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за землю корнями. Были среди них очень красивые Деревья и безобразные, высокие, стройные и низкие, стелющиеся по земле. Так не похожи были Деревья-Характеры, потому что росли на разных почвах, по-разному обогревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влагу дождь. Порой налетала на долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнями, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви. А, ты, хотелбы попасть в этот волшебный лес и увидеть своё Дерево-Характер?.. Увы, это невозможно сделать, потому что этот лес существует в наших фантазиях. Но ты сейчас можете изобразить своё Дерево-Характер с помощью красок или карандашей». Ребенок рисует свой рисунок. Затем проводится обсуждение. Данное задание можно использовать в качестве диагностики. - УПРАЖНЕНИЕ №1: « Противоположные черты». Психолог: «Назови черты характера, противоположные названным. Например: добрый - злой…». Психолог называет следующие примеры:
(Игра проводится с использованием мяча). - УПРАЖНЕНИЕ №2: «Черты характера сказочных героев». Психолог предлагает ребенку подумать и перечислить черты характера сказочных героев: 1. -Буратино; 2. -Колобка; 3. -Кота в сапогах; 4. -Бабы-Яги. (Игра проводится с использованием мяча) Психогимнастическое упражнение: «Деревья-Характеры». Психолог: «Постарайся изобразить своё Дерево-Характер». (Психолог предлагает ребенку выполнить это упражнение, используя движения, жесты, мимику). После этого проводится обсуждение. Рефлексия занятия. По той же схеме. Ритуал прощания. ЗАНЯТИЕ №10 Цель: развитие внимания, воображения, логического мышления, моторики и зрительно-моторной координации, умения снимать психоэмоциональное-напряжение. По той же схеме. Ритуал приветствия. Разминка Игра на развитие внимания: «Голова, пол, потолок». Психолог: «Сейчас мы поиграем в игру. Если я говорю «голова», то ты смотришь перед собой, если «пол» - смотришь вниз, голова опущена, если «потолок» - смотришь вверх, голова поднята. Будь внимательны». Писхолог может запутывать ребенка, говоря слово пол смотреть перед собою. Психолог: «Выросла в открытой, ветреной степи высокая яблоня. Выросло на ней крупное румяное яблоко. А достать его никакой зверь не может: высоко слишком. Наверное, жираф достал бы, но он в то время ушагал куда-то далеко, может быть, в Африку. И вот собрались однажды у яблони 3 друга – слон, мартышка, голубь – и стали думать, как бы им яблоко сорвать. Начали они тянуться до яблока. Психогимнастическое упражнение: «Достанем яблоко». Давай мы тоже попробуем дотянуться до яблока: 1. Поднимаем руки вверх. Делаем глубокий вдох. Тянемся вверх. Пытаемся достать яблоко. 2. Спокойно опускаем руки вниз. Выдох. Руки встряхнули. 3. Ещё раз попытаемся сорвать яблоко. Поднимаем руки вверх, тянемся. Вдох. 4. Опускаем руки вниз. Выдох. Руки встряхнули. Не получилось у слона, мартышки и голубя сорвать яблоко. Стали они дальше думать, как до яблока добраться». Основная часть Психолог: «А как ты думаешь можно добраться до яблока? (Ребенок дает свои варианты решения этой задачи). - Друзья долго думали и, наконец, решили, что если они все трое друг на дружку вскарабкаются, вроде как пирамиду построят, то, как раз самый верхний до яблок дотянется. На том и порешили, да только опять задумались: ведь на самом верху должен быть самый старший и, следовательно, самый уважаемый. А кто из них самый старший? Давай поможем определить им. - УПРАЖНЕНИЕ №1 на развитие логического мышления и пространственной ориентации: «Кто старше?» Мартышка младше голубя, а голубь младше слона. Кто из них самый старший, средний, младший? (Ребенок дает свои ответы). Самым старшим оказался слон. Средним – голубь, младшей – мартышка. Но если слон, как самый старший встанет на голубя, он раздавит его…Давайте поможем друзьям разобраться как им можно построить пирамиду. Кто встанет вниз, кто в середину, а кто – наверх. (Ребенок дает свои ответы). Правильно, слон – самый тяжёлый, поэтому он должен быть внизу, на нём – мартышка, на мартышке - голубь. Друзья построили пирамиду, слон сделал два шага вперёд, и они всей пирамидой придвинулись к дереву. И тут вдруг яблоко само упало на землю. Разделили они его на три части и съели». - УПРАЖНЕНИЕ №2 на развитие моторики и зрительно-моторной координации: «Яблоко». Психолог просит ребенка взять в обе руки по карандашу и одновременно двумя руками нарисовать яблоко по образцу, приведённому взрослым. Можно предложить раскрасить или заштриховать выполненный рисунок. Рефлексия занятия. По той же схеме. Ритуал прощания. Занятие №15 Цель: развитие навыков совместной деятельности, чувства сопереживания, умения снимать психо-эмоциональное напряжение; развитие слуховой памяти, внимания, логического мышления. Приветствие. По той же схеме. Разминка Психолог: «Сегодня я расскажу сказку про Маленькую Бабу-Ягу, то есть ведьму. Было ей всего 127 лет. Для настоящей Бабы-Яги это, конечно, не возраст. Можно сказать, что эта Баба-Яга была ещё девочкой. Жила она в крохотном домике, одиноко стоявшем в лесу. Крыша домика покривилась от ветра, труба скрючилась, ставни дребезжали на разные голоса. Но маленькая Баба-Яга не желала себе лучшего дома». Основная часть «В избушке вместе с Бабой-Ягой жил ворон. Звали его Абрахас. Ворон был очень умным, он умел говорить и поэтому многому учил Бабу-Ягу. Они играли в разные игры. Но это были необычные игры. Одной я вас научу». - УПРАЖНЕНИЕ №1 на развитие логического мышления: «Кем был?» Психолог спрашивает ребенка, бросая мяч: «Кем (чем) был раньше?»: - Цыплёнок – … - Корова - … - Дуб - … - Рыба - … - Лягушка - … - Бабочка - … - Хлеб - … - Рубашка - … - Птица - … - УПРАЖНЕН
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.100 (0.014 с.) |