Коррекционно-развивающая программа по оказанию психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в адаптации к обучению в средней школе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционно-развивающая программа по оказанию психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в адаптации к обучению в средней школе.



Цель: оказание психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в адаптации к обучению в 5 классе.

Задачи:

· способствование снижению тревожности;

· выделить качества учеников, необходимые учащимся среднего звена школы.

· дать уверенность учащимся в том, что они готовы к переходу в среднее звено обучения.

· дать положительный настрой на работу, стремиться к преодолению негативных эмоций, связанных с обучением в школе;

· представлений об умениях, навыках обучения в среднем звене;

· проработка своих эмоциональных состояний;

· стимулирование фантазии, воображения учащихся;

· формирование адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;

· способствовать сплочению класса, уважению друг к другу и взаимопониманию.

· формирование навыков взаимодействия с другими людьми.

Актуальность: Из года в год возникает проблема адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено школы. Несмотря на то, что ученики уже привыкли к школе, требованиям учителя, одноклассникам, проблема адаптации существует. Они снова адаптируются к новым социальным условиям. У них появляется новый классный руководитель, учителя-предметники, новые предметы. Каждый учитель выдвигает свои требования. Этот возраст начало подросткового периода, когда происходят ещё и физиологические изменения в организме у детей, что тоже накладывает свой отпечаток на учащихся.

В связи с этим целесообразно начать проводить подготовительную работу к переходу в пятый класс уже в четвёртом классе и продолжать в пятом.

Тренинговые занятия для учащихся 4-х классов нацелены на помощь учащимся в адаптации к обучению в пятом классе. Тренинговые занятия с учащимися 4-х классов может проводить как школьный психолог, так и классный руководитель, работающий с учащимися данного класса. Это своеобразная возможность предупреждения тех проблем, которыми могут встретиться учащиеся в начале учебы в 5-м классе.

С целью преодоления тревожности будущих пятиклассников, негативных эмоций, сопровождающих переход в пятый класс, и следует проводить подобного рода занятия.

Опыт показывает, что учащиеся, прошедшие курс таких занятий, гораздо быстрее адаптируются к учебе в 5-м классе, а учителя-предметники, посетившие такие занятия, более бережно относятся к учащимся, чаще используют рефлексию в организации учебных занятий, более системно поддерживают участие учащихся в урочной деятельности.

Тренинговые занятия можно проводить как со всеми учащимися класса, так и с группой детей, которым такие занятия нужны в большей степени.

Ни для кого не секрет, что зачастую учителя сами настраивают негативно учащихся к обучению в среднем звене школы. Заходя в класс, можно иногда слышать такую фразу: "Вот попадете в пятый класс, там узнаете..." Безусловно, зерно, брошенное на тревожную почву, дает негативные всходы. У детей изначально формируется страх перед обучением, боязнь учителей-предметников, тревога за свои учебные результаты в будущем.

Очень часто тревожность учащихся усугубляет и семья. Многие родители, вместо того чтобы поддержать в ребенке уверенность в собственных силах, предупреждают его о том, что у него ничего не получится, что он станет последним учеником в классе и т. д.

Занятия должны носить игровой, занимательный характер, что поможет учащимся быстрее входить в ритм занятия, с удовольствием включаться в деятельность.

Продолжительность тренинговых занятий: Тренинговая программа состоит из 10 занятий (3-4 занятия в неделю), продолжительностью– 45 минут (школьный урок).

Категория участников: Учащиеся 4-х классов.


ЗАНЯТИЕ 1.

 

Цель занятия: Проработка трудностей, возникающих у ребят в процессе обучения в школе, изучение уровня тревожности, мнения учащихся о степени значимости школы в их жизни.

Ход занятия

Приветствие

- УПРАЖНЕНИЕ 1. "Кто ты? Кто я?"

Изучение уровня тревожности учащихся класса.

Ход упражнения: Ребятам предлагается вспомнить год поступления в школу. Предлагается обсудить вопросы, которые могут служить рефлексией.

Вопросы для обсуждения:

1. Что связано с этим годом для вас?

2. Каким был ваш первый школьный день?

3. Что вам больше всего запомнилось из первого школьного дня?

4. Какой вам представлялась школа тогда, и какой она вам кажется сейчас?

- УПРАЖНЕНИЕ 2 ."Ветер, дует и меняются местами те, кто…"

Время: 15 минут

Разогревающее упражнение, направленное на активацию активности участников, снятию напряжения.

Ребята сидят в кругу. В центре – Ведущий. Количество стульев меньше на 1, чем участников. Ведущий говорит: " Ветер, дует и меняются местами те, кто..." и называет какое-либо качество, например кто, считает себя добрым, умным справедливым, красивым, терпеливым, сильным и так далее. Те, у кого присутствует названный признак, встают, и стараются занять свободное место, кроме рядом стоящего стула. Далее игра повторяется снова с новым ведущим

Вопросы для обсуждения:

  1. О ком ты узнал что-нибудь новое?
  2. Был ли ты удивлён тем, что вместе с тобой вставал тот или иной человек?
  3. Сошлись ли твои представления о твоих представлениях об интересах и пристрастиях твоих одноклассников с их реальными интересами?

- УПРАЖНЕНИЕ 3." Что важно для меня"

Время: 20 минут

Помочь детям поделиться своими представлениями о себе и своих интересах, которые делают их особенными, не похожими на других

Ребятам необходимо представить, что они с родителями надолго уезжают, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Родители предлагают детям взять с собой чемодан и упаковать в него ровно три вещи, самые важные для них.

Что вы выберете? Названия этих вещей напишите на листе бумаги (5 минут).

Далее ребятам необходимо прочитать список и рассказать, почему они выбрали именно эти три вещи.

Вопросы для обсуждения:

  1. Кто-нибудь выбрал то же, что и ты?
  2. Какой предмет из тех, которые кому-нибудь захотелось взять с собой, был, на твой взгляд, самым необычным?
  3. Чьи записи тебя удивили?

Обсуждение занятия:

Есть ли на свете такие вещи, которые интересны и важны большинству из нас?

Что понравилось на занятии, а что – нет?

Выбор способа прощания.

Прощание

 

ЗАНЯТИЕ 2.

Цель занятия: Развивать умение самоанализа и самовыражения; стимулировать фантазию, воображение учащихся; способствовать снятию тревоги.

Необходимые материалы: Картонные кружки по три штуки каждому учащемуся (цвета: красный, желтый, зеленый); кусочки мягкой проволоки длиной 10 см; булавки; музыкальное сопровождение; карандаши, фломастеры, листы бумаги

Ход занятия

Приветствие

- УПРАЖНЕНИЕ 1. "Светофор"

Время: 5 минут.

Обменяться мнениями о прошлом занятии, настроить учеников на участие в следующем занятии.

Необходимые материалы: Картонные кружки по три штуки каждому учащемуся (цвета: красный, желтый, зеленый).

Ребятам раздаются "сигналы светофора" (картонные кружки разных цветов). С их помощью участники высказывают своё мнение о прошлом занятии.

Ведущий: Итак, если во время нашей прошлой встречи вам было неуютно или неинтересно, то вы поднимаете красный кружочек.

Если на прошлом занятии вам было интересно, но вам что-то не понравилось, или какое-то упражнение вызвало у вас чувство дискомфорта, то вы поднимаете желтый кружок.

А если вам очень понравилась прошлая наша встреча, вам было интересно, вы узнали для себя что-то новое, то вы поднимаете зеленый кружок.

Я считаю до трех, и мы включаем светофор. Раз... Два... Три...

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему вы сделали такой выбор?
  2. Аргументируйте свой выбор.

(Особое внимание уделяет детям, поднявшим красный кружок)

- УПРАЖНЕНИЕ 2. "Волшебная эмблема"

Время: 10 минут.

Развивать умение самоанализа и самовыражения; стимулировать фантазию, воображение учащихся; способствовать снятию тревоги.

Необходимые материалы: Кусочки мягкой проволоки длиной 10 см; булавки; музыкальное сопровождение.

Ведущий. А сейчас мы с вами немного поиграем. Идя к вам на встречу, я захватила с собой необыкновенные кусочки обыкновенной проволоки. Я предлагаю вам сделать из кусочка проволоки свою эмблему, которая могла бы многое рассказать о вас, если бы была живой.

К примеру, вот этот треугольник — я думаю, что я похожа на треугольник, потому что каждый день я открываю в себе свою новую вершину треугольника.

А теперь попробуйте и вы сделать такие эмблемы. Подумайте над тем, что сможет рассказать о вас другим людям неприметный кусочек

проволоки. Я уверена, что ваши рассказы, как и эмблемы, будут очень интересными.

После окончания упражнения приколоть эмблемы к одежде с помощью булавок.

Вопросы для обсуждения:

  1. Попросить ребят рассказать, что значат их фигурки, почему они такими себя изобразили

- УПРАЖНЕНИЕ 3. "В гостях у сказки"

Время: 15 минут.

Развитие фантазии, умения понимать и передавать чувства других людей; сочинение собственных сказок на основе полученных рисунков.

Необходимые материалы: Карандаши, фломастеры, листы бумаги. Музыкальное сопровождение.

Ведущий: А теперь давайте вспомним наше прошлое занятие. Вспомните сказку про мальчика и радугу. Я хочу, чтобы каждый из вас вспомнил сказку и определил в ней самый тревожный и запоминающийся момент.

Попробуйте нарисовать этот момент на лежащих перед вами листах бумаги. Озаглавьте свой рисунок, объясните, почему вы его так назвали. (Возможна работа в парах.) Далее ученики зачитывают свои сказки. По окончанию каждой сказки весь класс хлопает выступавшему ученику.

Вопросы для обсуждения:

  1. Попросить ребят рассказать, что было сложным?
  2. Какие моменты было легче всего вспомнить, и почему?
  3. Сложно ли было работать в парах? Почему?

 

- УПРАЖНЕНИЕ 4. «Прощание»

Время: 5 минут.

Подведение итогов занятия; оценка учащимися проведенного занятия с помощью кружков.

Необходимые материалы: цветные картонные кружки.

Ребятам предлагается с помощью кружков "светофора" определить эффективность прошедшего занятия.

Прощание

 

ЗАНЯТИЕ 3.

Цель занятия: Создать у учеников мотивацию на самопознание; способствовать развитию самопознания, рефлексии у учащихся и уверенности в себе.

Необходимые материалы: Тетради, ручки, карандаши, разноцветная коробка с прорезями, обклеенная полосками из шести разных цветов.

Ход занятия:

Приветствие

- УПРАЖНЕНИЕ 1. "Цвет настроения"

Время: 5 минут

Снятие напряжения, создание у учеников мотивации на самопознание.

Необходимые материалы: Разноцветная коробка с прорезями, обклеенная полосками из шести разных цветов. По кругу передаётся разноцветная коробка, и ребята по очереди определяют цвет настроения, соответствующего сегодняшнему.

Вопросы для обсуждения:

  1. По каким причинам у тебя то или иное настроение?
  2. Хотелось ли тебе его изменить на протяжении сегодняшнего занятия, дня?
  3. Как считаешь, получится ли это сегодня?

- УПРАЖНЕНИЕ 2. Самоанализ "Кто я? Какой я?"

Время: 20 минут

Формирование позитивного отношения к своим возможностям, принятия себя и стремление к совершенствованию; определение общности между участниками группы.

Необходимо продолжить письменно три предложения:

Я думаю, что я...;

Другие считают, что я...;

Мне хочется быть...

Для каждого предложения подберите от 5 до 10 определений из списка на доске.

Количество совпадений подсчитывается, на доске отмечается, как много общего между учащимися.

Вопросы для обсуждения:

  1. Узнали ли вы о ком-то что-то новое?
  2. Описывали ли вы только свои положительные стороны?

- УПРАЖНЕНИЕ 3. "Вот я какой! Угадали?"

Время: 20 минут

Формирование позитивного отношения к своим возможностям, принятия себя и стремление к совершенствованию.

Ребята заполняют анкету, в которой описывают себя и свои увлечения, но не подписывают работу (все ставят на ней свой значок). Сдают свои варианты. Ведущий их перемешивает и раздает. Ребятам необходимо при озвучивании работы узнать, чья она.

Вопросы для обсуждения:

  1. Насколько легко было угадать анкету того или иного человека?
  2. Описывали ли вы только свои положительные стороны в анкете?
  3. Какие испытали трудности?

Обсуждение занятия:

  1. Понравилось или нет занятие?
  2. Что нового узнали из занятия?
  3. Что больше всего запомнилось? Что удивило?
  4. Кого трудней оценивать – себя или других?

Прощание

ЗАНЯТИЕ 4.

Цель занятия: Способствовать развитию умения учиться, планировать свою деятельность; обсудить новые условия учебного процесса в средней школе.

Необходимые материалы: Тетради, ручки, небольшие листочки для записей, футляр для очков, памятка для учащихся "Как готовить домашние задания".

Ход занятия:

Приветствие

- УПРАЖНЕНИЕ 1. " Воображала"

Время: 15 минут

Снятие напряжения, стремление правильно воспринимать и сравнивать свои достижения с успехами других

Необходимые материалы: Тетради, ручки, небольшие листочки для записей, футляр для очков

Ведущий предлагает ребятам стать изобретателями и придумать все возможные варианты использования футляра для очков. Необходимо записать варианты в течение 5 минут. Победителем окажется тот, кто придумает самый оригинальный и неповторимый способ применения предмета.

Вопросы для обсуждения:

  1. Чья придумка понравилась больше всего?
  2. Насколько легко восприняли то, что ваш способ оказался не самым оригинальным?

- УПРАЖНЕНИЕ 2. "Новичок Том "

Время: 30 минут

Способствование развитию умения учиться, планировать свою деятельность; обсуждение новых условий учебного процесса в средней школе; развитие навыков сотрудничества

Ведущий: Сегодняшнее наше занятие посвящено "новичкам" – тем, кто никогда раньше не учился школе. Давайте представим, ребята, что к нам в школу приехал кто-то из другой страны. Он хочет продолжить свое обучение в нашей школе. Но прежде чем мы поможем ему познакомиться с жизнью школы, давайте дадим ему имя.

Ребята выдвигают свои версии (не больше пяти) и на основе голосования выбирают имя – например, Том.

Теперь давайте подумаем, что мы ему расскажем о жизни в школе?

Дети называют варианты: про учителей; школьников; об уроке; домашней работе; контрольных, письменной и устной работе на уроке и т.д.

Хорошо, тогда начнем, например, с того, как надо работать на уроке.

Ведущий предлагает ряд вопросов, на которые ребята дают развернутые ответы, характеризующие как их осведомленность, так и возможность проявить себя (главное – не бояться ошибок при высказывании своего мнения).

Список вопросов

1. Работа в классе на уроке

- Зачем нужно быть внимательным на уроках?

- Если ты на уроке что-то не понял, что надо сделать? Почему?

- Что произойдет, если вы неправильно решите домашнее задание?

- Зачем нужно повторять правила, прежде чем начать делать домашнее задание?

- Если что-то на уроке кажется трудным, что необходимо сделать?

2. Работа с учебным материалом

- Какие книги нам помогают получать дополнительную информацию по изучаемому предмету?

- Откуда и как вы узнаете, что по какому предмету делать?

- Как часто узнаете, что задано, у одноклассника по телефону?

- Прежде чем выполнять задание, зачем необходимо выучить правила назубок?

3. Работа над домашним заданием

- С какого предмета вы начинаете выполнять домашнее задание?

- Чем заканчиваете?

Вопросы для обсуждения:

1. Придерживаетесь ли вы определённого школьного "расписания"?

Обсуждение занятия:

2. Понравилось или нет занятие?

3. Что нового узнали из занятия?

4. Что больше всего запомнилось? Что удивило?

 

Прощание

ЗАНЯТИЕ 5.

Цель занятия: Показать значимость собственного "Я"; подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими; показать важность взаимопонимания.

Материалы: Тетради, бланки теста "Умеешь ли ты слушать?".

Ход занятия:

Приветствие

- УПРАЖНЕНИЕ 1. "Где я?"

Время: 5 минут

Разогревающее упражнение, направленное на снятие напряжения

В этом упражнении ведущий игрок – детектив должен назвать с закрытыми глазами, где находится человек, издающий звуки.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что в этом упражнении оказалось самым сложным?
  2. Насколько легко было определять месторасположение того или иного человека?

- УПРАЖНЕНИЕ 2. "Рисунок по инструкции"

Время: 15 минут

Стимулирование сосредоточения внимания, развитие умения слушать и слышать.

Это упражнение требует сосредоточенности и умения действовать по правилу. Сначала все рисуют свой домик. Потом, убрав рисунок, достают чистый лист и работают в парах – один рисует с закрытыми глазами дом под диктовку соседа - автора. В конце сравнивают, похож ли рисунок на авторский. Затем ребята меняются местами.

Вопросы для обсуждения:

  1. После упражнения обмениваются впечатлениями: партнерам дается возможность обсудить ход совместной работы.

- УПРАЖНЕНИЕ 3. "Умеете ли вы слушать?"

Время: 15 минут

Развитие умения слушать и слышать.

Каждый учащийся получает бланк с вопросами. Всего 7 вопросов, сразу на занятии ребята изучают результат.

Тест "Умеете ли вы слушать?"

Каждый учащийся получает бланк с вопросами:

1. Ты часто отвлекаешься, когда с кем-то разговариваешь?

2. Делаешь ли ты только вид, что слушаешь, а сам думаешь о другом?

3. Реагируешь ли ты эмоционально на слова рассказчика?

4. Ты часто перебиваешь собеседника?

5. Ты слушаешь или только делаешь вид, что слушаешь?

6. Ты мечтаешь о чем-то своем, когда слушаешь других?

7. Возможно, ты обдумываешь, что сказать, когда слушаешь собеседника?

Теперь подсчитаем результаты: чем больше у вас ответов "да", тем хуже вы умеете слушать. Давайте подумаем над вопросом: что мешает нам слушать других?

В конце результаты всей группы обобщаются.

Вопросы для обсуждения:

  1. Довольны ли вы получившимися своими результатами? Общими?
  2. Ожидали ли вы таких результатов от себя?

- УПРАЖНЕНИЕ 4. "Пойми меня"

Время: 10 минут

Развитие умения слушать и слышать, проработка ситуации "перебивания" друг друга при разговоре.

Одновременно все участники громко произносят свое слово, а водящий повторяет все слова, которые удалось услышать.

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли было услышать то или иное слово в общем гуле?
  2. Какие трудности возникали при понимании слов?

Обсуждение занятия:

  1. Понравилось ли занятие?
  2. Что нового вынесли для себя из этого занятия?
  3. Трудно ли было оценивать себя?
  4. Что нового вы узнали о себе?

Прощание

Итоговое обсуждение проведённых занятий:

  1. Ты принял участие в 10 занятиях, на которых обсуждались многие вопросы. Было бы интересно узнать твое мнение о нашей совместной работе.
  2. Какие из тем или вопросов, обсуждавшихся на наших занятиях, тебе запомнились?
  3. Что тебе больше всего понравилось: какие упражнения, игры, темы занятий?
  4. Что тебе совсем не понравилось?
  5. Что из того, о чем ты узнал на наших занятиях, тебе пригодится (уже пригодилось) в жизни?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 1999.

Григорьева Т.Г., Основы конструктивного общения – Новосибирск – 1999.

Громова Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребенка. – М.: УЦ "Перспектива", 2002.

Коблик Е.Г.Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе.- М.: Генезис, 2003.

Кэдьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии.- СПб.: Питер, 2000.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство "Речь", 2001.

Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками: Пер. с англ. М., 1999.

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4).- М.: Генезис, 2004.

Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения – М.- 2001.


 

ПРОТОКОЛ№1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.172.95.106 (0.085 с.)