Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коррекционно-развивающая программа по оказанию психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в адаптации к обучению в средней школе.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель: оказание психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в адаптации к обучению в 5 классе. Задачи: · способствование снижению тревожности; · выделить качества учеников, необходимые учащимся среднего звена школы. · дать уверенность учащимся в том, что они готовы к переходу в среднее звено обучения. · дать положительный настрой на работу, стремиться к преодолению негативных эмоций, связанных с обучением в школе; · представлений об умениях, навыках обучения в среднем звене; · проработка своих эмоциональных состояний; · стимулирование фантазии, воображения учащихся; · формирование адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения; · способствовать сплочению класса, уважению друг к другу и взаимопониманию. · формирование навыков взаимодействия с другими людьми. Актуальность: Из года в год возникает проблема адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено школы. Несмотря на то, что ученики уже привыкли к школе, требованиям учителя, одноклассникам, проблема адаптации существует. Они снова адаптируются к новым социальным условиям. У них появляется новый классный руководитель, учителя-предметники, новые предметы. Каждый учитель выдвигает свои требования. Этот возраст начало подросткового периода, когда происходят ещё и физиологические изменения в организме у детей, что тоже накладывает свой отпечаток на учащихся. В связи с этим целесообразно начать проводить подготовительную работу к переходу в пятый класс уже в четвёртом классе и продолжать в пятом. Тренинговые занятия для учащихся 4-х классов нацелены на помощь учащимся в адаптации к обучению в пятом классе. Тренинговые занятия с учащимися 4-х классов может проводить как школьный психолог, так и классный руководитель, работающий с учащимися данного класса. Это своеобразная возможность предупреждения тех проблем, которыми могут встретиться учащиеся в начале учебы в 5-м классе. С целью преодоления тревожности будущих пятиклассников, негативных эмоций, сопровождающих переход в пятый класс, и следует проводить подобного рода занятия. Опыт показывает, что учащиеся, прошедшие курс таких занятий, гораздо быстрее адаптируются к учебе в 5-м классе, а учителя-предметники, посетившие такие занятия, более бережно относятся к учащимся, чаще используют рефлексию в организации учебных занятий, более системно поддерживают участие учащихся в урочной деятельности. Тренинговые занятия можно проводить как со всеми учащимися класса, так и с группой детей, которым такие занятия нужны в большей степени. Ни для кого не секрет, что зачастую учителя сами настраивают негативно учащихся к обучению в среднем звене школы. Заходя в класс, можно иногда слышать такую фразу: "Вот попадете в пятый класс, там узнаете..." Безусловно, зерно, брошенное на тревожную почву, дает негативные всходы. У детей изначально формируется страх перед обучением, боязнь учителей-предметников, тревога за свои учебные результаты в будущем. Очень часто тревожность учащихся усугубляет и семья. Многие родители, вместо того чтобы поддержать в ребенке уверенность в собственных силах, предупреждают его о том, что у него ничего не получится, что он станет последним учеником в классе и т. д. Занятия должны носить игровой, занимательный характер, что поможет учащимся быстрее входить в ритм занятия, с удовольствием включаться в деятельность. Продолжительность тренинговых занятий: Тренинговая программа состоит из 10 занятий (3-4 занятия в неделю), продолжительностью– 45 минут (школьный урок). Категория участников: Учащиеся 4-х классов. ЗАНЯТИЕ 1.
Цель занятия: Проработка трудностей, возникающих у ребят в процессе обучения в школе, изучение уровня тревожности, мнения учащихся о степени значимости школы в их жизни. Ход занятия Приветствие - УПРАЖНЕНИЕ 1. "Кто ты? Кто я?" Изучение уровня тревожности учащихся класса. Ход упражнения: Ребятам предлагается вспомнить год поступления в школу. Предлагается обсудить вопросы, которые могут служить рефлексией. Вопросы для обсуждения: 1. Что связано с этим годом для вас? 2. Каким был ваш первый школьный день? 3. Что вам больше всего запомнилось из первого школьного дня? 4. Какой вам представлялась школа тогда, и какой она вам кажется сейчас? - УПРАЖНЕНИЕ 2 ."Ветер, дует и меняются местами те, кто…" Время: 15 минут Разогревающее упражнение, направленное на активацию активности участников, снятию напряжения. Ребята сидят в кругу. В центре – Ведущий. Количество стульев меньше на 1, чем участников. Ведущий говорит: " Ветер, дует и меняются местами те, кто..." и называет какое-либо качество, например кто, считает себя добрым, умным справедливым, красивым, терпеливым, сильным и так далее. Те, у кого присутствует названный признак, встают, и стараются занять свободное место, кроме рядом стоящего стула. Далее игра повторяется снова с новым ведущим Вопросы для обсуждения:
- УПРАЖНЕНИЕ 3." Что важно для меня" Время: 20 минут Помочь детям поделиться своими представлениями о себе и своих интересах, которые делают их особенными, не похожими на других Ребятам необходимо представить, что они с родителями надолго уезжают, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Родители предлагают детям взять с собой чемодан и упаковать в него ровно три вещи, самые важные для них. Что вы выберете? Названия этих вещей напишите на листе бумаги (5 минут). Далее ребятам необходимо прочитать список и рассказать, почему они выбрали именно эти три вещи. Вопросы для обсуждения:
Обсуждение занятия: Есть ли на свете такие вещи, которые интересны и важны большинству из нас? Что понравилось на занятии, а что – нет? Выбор способа прощания. Прощание
ЗАНЯТИЕ 2. Цель занятия: Развивать умение самоанализа и самовыражения; стимулировать фантазию, воображение учащихся; способствовать снятию тревоги. Необходимые материалы: Картонные кружки по три штуки каждому учащемуся (цвета: красный, желтый, зеленый); кусочки мягкой проволоки длиной 10 см; булавки; музыкальное сопровождение; карандаши, фломастеры, листы бумаги Ход занятия Приветствие - УПРАЖНЕНИЕ 1. "Светофор" Время: 5 минут. Обменяться мнениями о прошлом занятии, настроить учеников на участие в следующем занятии. Необходимые материалы: Картонные кружки по три штуки каждому учащемуся (цвета: красный, желтый, зеленый). Ребятам раздаются "сигналы светофора" (картонные кружки разных цветов). С их помощью участники высказывают своё мнение о прошлом занятии. Ведущий: Итак, если во время нашей прошлой встречи вам было неуютно или неинтересно, то вы поднимаете красный кружочек. Если на прошлом занятии вам было интересно, но вам что-то не понравилось, или какое-то упражнение вызвало у вас чувство дискомфорта, то вы поднимаете желтый кружок. А если вам очень понравилась прошлая наша встреча, вам было интересно, вы узнали для себя что-то новое, то вы поднимаете зеленый кружок. Я считаю до трех, и мы включаем светофор. Раз... Два... Три... Вопросы для обсуждения:
(Особое внимание уделяет детям, поднявшим красный кружок) - УПРАЖНЕНИЕ 2. "Волшебная эмблема" Время: 10 минут. Развивать умение самоанализа и самовыражения; стимулировать фантазию, воображение учащихся; способствовать снятию тревоги. Необходимые материалы: Кусочки мягкой проволоки длиной 10 см; булавки; музыкальное сопровождение. Ведущий. А сейчас мы с вами немного поиграем. Идя к вам на встречу, я захватила с собой необыкновенные кусочки обыкновенной проволоки. Я предлагаю вам сделать из кусочка проволоки свою эмблему, которая могла бы многое рассказать о вас, если бы была живой. К примеру, вот этот треугольник — я думаю, что я похожа на треугольник, потому что каждый день я открываю в себе свою новую вершину треугольника. А теперь попробуйте и вы сделать такие эмблемы. Подумайте над тем, что сможет рассказать о вас другим людям неприметный кусочек проволоки. Я уверена, что ваши рассказы, как и эмблемы, будут очень интересными. После окончания упражнения приколоть эмблемы к одежде с помощью булавок. Вопросы для обсуждения:
- УПРАЖНЕНИЕ 3. "В гостях у сказки" Время: 15 минут. Развитие фантазии, умения понимать и передавать чувства других людей; сочинение собственных сказок на основе полученных рисунков. Необходимые материалы: Карандаши, фломастеры, листы бумаги. Музыкальное сопровождение. Ведущий: А теперь давайте вспомним наше прошлое занятие. Вспомните сказку про мальчика и радугу. Я хочу, чтобы каждый из вас вспомнил сказку и определил в ней самый тревожный и запоминающийся момент. Попробуйте нарисовать этот момент на лежащих перед вами листах бумаги. Озаглавьте свой рисунок, объясните, почему вы его так назвали. (Возможна работа в парах.) Далее ученики зачитывают свои сказки. По окончанию каждой сказки весь класс хлопает выступавшему ученику. Вопросы для обсуждения:
- УПРАЖНЕНИЕ 4. «Прощание» Время: 5 минут. Подведение итогов занятия; оценка учащимися проведенного занятия с помощью кружков. Необходимые материалы: цветные картонные кружки. Ребятам предлагается с помощью кружков "светофора" определить эффективность прошедшего занятия. Прощание
ЗАНЯТИЕ 3. Цель занятия: Создать у учеников мотивацию на самопознание; способствовать развитию самопознания, рефлексии у учащихся и уверенности в себе. Необходимые материалы: Тетради, ручки, карандаши, разноцветная коробка с прорезями, обклеенная полосками из шести разных цветов. Ход занятия: Приветствие - УПРАЖНЕНИЕ 1. "Цвет настроения" Время: 5 минут Снятие напряжения, создание у учеников мотивации на самопознание. Необходимые материалы: Разноцветная коробка с прорезями, обклеенная полосками из шести разных цветов. По кругу передаётся разноцветная коробка, и ребята по очереди определяют цвет настроения, соответствующего сегодняшнему. Вопросы для обсуждения:
- УПРАЖНЕНИЕ 2. Самоанализ "Кто я? Какой я?" Время: 20 минут Формирование позитивного отношения к своим возможностям, принятия себя и стремление к совершенствованию; определение общности между участниками группы. Необходимо продолжить письменно три предложения: Я думаю, что я...; Другие считают, что я...; Мне хочется быть... Для каждого предложения подберите от 5 до 10 определений из списка на доске. Количество совпадений подсчитывается, на доске отмечается, как много общего между учащимися. Вопросы для обсуждения:
- УПРАЖНЕНИЕ 3. "Вот я какой! Угадали?" Время: 20 минут Формирование позитивного отношения к своим возможностям, принятия себя и стремление к совершенствованию. Ребята заполняют анкету, в которой описывают себя и свои увлечения, но не подписывают работу (все ставят на ней свой значок). Сдают свои варианты. Ведущий их перемешивает и раздает. Ребятам необходимо при озвучивании работы узнать, чья она. Вопросы для обсуждения:
Обсуждение занятия:
Прощание ЗАНЯТИЕ 4. Цель занятия: Способствовать развитию умения учиться, планировать свою деятельность; обсудить новые условия учебного процесса в средней школе. Необходимые материалы: Тетради, ручки, небольшие листочки для записей, футляр для очков, памятка для учащихся "Как готовить домашние задания". Ход занятия: Приветствие - УПРАЖНЕНИЕ 1. " Воображала" Время: 15 минут Снятие напряжения, стремление правильно воспринимать и сравнивать свои достижения с успехами других Необходимые материалы: Тетради, ручки, небольшие листочки для записей, футляр для очков Ведущий предлагает ребятам стать изобретателями и придумать все возможные варианты использования футляра для очков. Необходимо записать варианты в течение 5 минут. Победителем окажется тот, кто придумает самый оригинальный и неповторимый способ применения предмета. Вопросы для обсуждения:
- УПРАЖНЕНИЕ 2. "Новичок Том " Время: 30 минут Способствование развитию умения учиться, планировать свою деятельность; обсуждение новых условий учебного процесса в средней школе; развитие навыков сотрудничества Ведущий: Сегодняшнее наше занятие посвящено "новичкам" – тем, кто никогда раньше не учился школе. Давайте представим, ребята, что к нам в школу приехал кто-то из другой страны. Он хочет продолжить свое обучение в нашей школе. Но прежде чем мы поможем ему познакомиться с жизнью школы, давайте дадим ему имя. Ребята выдвигают свои версии (не больше пяти) и на основе голосования выбирают имя – например, Том. Теперь давайте подумаем, что мы ему расскажем о жизни в школе? Дети называют варианты: про учителей; школьников; об уроке; домашней работе; контрольных, письменной и устной работе на уроке и т.д. Хорошо, тогда начнем, например, с того, как надо работать на уроке. Ведущий предлагает ряд вопросов, на которые ребята дают развернутые ответы, характеризующие как их осведомленность, так и возможность проявить себя (главное – не бояться ошибок при высказывании своего мнения). Список вопросов 1. Работа в классе на уроке - Зачем нужно быть внимательным на уроках? - Если ты на уроке что-то не понял, что надо сделать? Почему? - Что произойдет, если вы неправильно решите домашнее задание? - Зачем нужно повторять правила, прежде чем начать делать домашнее задание? - Если что-то на уроке кажется трудным, что необходимо сделать? 2. Работа с учебным материалом - Какие книги нам помогают получать дополнительную информацию по изучаемому предмету? - Откуда и как вы узнаете, что по какому предмету делать? - Как часто узнаете, что задано, у одноклассника по телефону? - Прежде чем выполнять задание, зачем необходимо выучить правила назубок? 3. Работа над домашним заданием - С какого предмета вы начинаете выполнять домашнее задание? - Чем заканчиваете? Вопросы для обсуждения: 1. Придерживаетесь ли вы определённого школьного "расписания"? Обсуждение занятия: 2. Понравилось или нет занятие? 3. Что нового узнали из занятия? 4. Что больше всего запомнилось? Что удивило?
Прощание ЗАНЯТИЕ 5. Цель занятия: Показать значимость собственного "Я"; подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими; показать важность взаимопонимания. Материалы: Тетради, бланки теста "Умеешь ли ты слушать?". Ход занятия: Приветствие - УПРАЖНЕНИЕ 1. "Где я?" Время: 5 минут Разогревающее упражнение, направленное на снятие напряжения В этом упражнении ведущий игрок – детектив должен назвать с закрытыми глазами, где находится человек, издающий звуки. Вопросы для обсуждения:
- УПРАЖНЕНИЕ 2. "Рисунок по инструкции" Время: 15 минут Стимулирование сосредоточения внимания, развитие умения слушать и слышать. Это упражнение требует сосредоточенности и умения действовать по правилу. Сначала все рисуют свой домик. Потом, убрав рисунок, достают чистый лист и работают в парах – один рисует с закрытыми глазами дом под диктовку соседа - автора. В конце сравнивают, похож ли рисунок на авторский. Затем ребята меняются местами. Вопросы для обсуждения:
- УПРАЖНЕНИЕ 3. "Умеете ли вы слушать?" Время: 15 минут Развитие умения слушать и слышать. Каждый учащийся получает бланк с вопросами. Всего 7 вопросов, сразу на занятии ребята изучают результат. Тест "Умеете ли вы слушать?" Каждый учащийся получает бланк с вопросами: 1. Ты часто отвлекаешься, когда с кем-то разговариваешь? 2. Делаешь ли ты только вид, что слушаешь, а сам думаешь о другом? 3. Реагируешь ли ты эмоционально на слова рассказчика? 4. Ты часто перебиваешь собеседника? 5. Ты слушаешь или только делаешь вид, что слушаешь? 6. Ты мечтаешь о чем-то своем, когда слушаешь других? 7. Возможно, ты обдумываешь, что сказать, когда слушаешь собеседника? Теперь подсчитаем результаты: чем больше у вас ответов "да", тем хуже вы умеете слушать. Давайте подумаем над вопросом: что мешает нам слушать других? В конце результаты всей группы обобщаются. Вопросы для обсуждения:
- УПРАЖНЕНИЕ 4. "Пойми меня" Время: 10 минут Развитие умения слушать и слышать, проработка ситуации "перебивания" друг друга при разговоре. Одновременно все участники громко произносят свое слово, а водящий повторяет все слова, которые удалось услышать. Вопросы для обсуждения:
Обсуждение занятия:
Прощание Итоговое обсуждение проведённых занятий:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 1999. Григорьева Т.Г., Основы конструктивного общения – Новосибирск – 1999. Громова Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребенка. – М.: УЦ "Перспектива", 2002. Коблик Е.Г.Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе.- М.: Генезис, 2003. Кэдьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии.- СПб.: Питер, 2000. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство "Речь", 2001. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками: Пер. с англ. М., 1999. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4).- М.: Генезис, 2004. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения – М.- 2001.
ПРОТОКОЛ№1.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.113.79 (0.009 с.) |