Семинар 3. Литературная сказка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 3. Литературная сказка



Цель: выявить черты индивидуального стиля писателя на примере отдельных произведений литературной сказки.

 

Сказка прозаическая.

Вопросы для обсуждения на семинаре (общие вопросы для обсуждения сказки разных эпох и разных авторов):

1. Какие черты позволяют назвать данное произведение сказкой?

2. Какие черты стиля эпохи отразились в сказке?

3. Какие черты индивидуального стиля писателя проявились в сказке?

4. Как в сказке проявляется педагогическая направленность?

5. Какие приемы работы со сказкой целесообразно применить к данному тексту при обращении к нему с детьми?

Погорельский Антоний. Черная курица, или Подземные жители. Любое издание.

Сказки Н.П. Вагнера.

Сказки В.М. Гаршина.

Андерсеновская традиция в русской литературной сказке.

Сказки А.П. Гайдара.

Стиль «Сказок голубой феи» Лидии Чарской.

Сказки Максима Горького.

Сказка стихотворная.

1. Какие можно назвать черты сказки в изучаемом стихотворном тексте?

2. Какие новые интонации включаются в стихотворном тексте?

3. Каковы особенности восприятия стихотворной сказки?

4. Какие приемы работы со стихотворной сказкой можно применить в детской аудитории?

Сказка драматическая

1. Какие черты сказки можно найти в сказке драматической?

2. Каковы особенности восприятия драматической сказки?

3. Какие особенности в создании характера в драматическом произведении вам известны?

4. Каковы особенности работы с драматическим произведением в детской аудитории?

 

Литература:

Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка ХХ века (история, классификация, поэтика). М., 2001.

Арутюнян Н.Э. Архетип волшебной сказки в художественной струткре литературной сказки Дж.Р.Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 9. М., 2004. С. 209-214.

Бушуева С.И. Литературная сказка в прозе А. Ремизова // Литературная сказка: история, теория, поэтика (Мировая словесность для детей и о детях). Выпуск 1. М., 1996.. С. 17-20.

Головенченко С.А. Андерсеновское начало в сказках Н.П. Вагнера // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 5. М., 2000. С. 135-137.

Гукасян Э.Г. Сказка «Маленький принц» в творчестве сент-Экзюпери // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 9. М., 2004. С. 294-299.

Дроздова Г.Ю. Портретирование свадебного обряда в сказках А.М. Ремизова. // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 7. М., 2002. С. 174-177.

Дроздова Г.Ю. Сказки А.М. Ремизова. Протеизм и «Свой голос» («Докука и балагурье». Цикл «Русские женщины»). // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 3. М., 1998. С. 106-110.

Екимова Т.А. Драматическая сказка как жанр // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 5. М., 2000. С. 98-102.

Зайцева Н.В. «Фейные сказки» К.Д. Бальмонта. Мухаметшина Р.Ф. Поэтический мир «Фейных сказок» К.Д. Бальмонта // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 6. М., 2001. С. 145-150.

Зиман Л.Я. Андерсеновское начало в сказках В.М. Гаршина // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 9. М., 2004. С. 119-122.

Зиневич Г.К. «Сказки дедушки Иринея» в свете историко-культурных и педагогических воззрений в.Ф. Одоевского.

Исаева Е.Ш. Театральные сказки Е.Шварца в их соотношении с фольклорными традициями // Учебные материалы по теории литературы. Таллин, 1982.

Калинина А.С. Мастер – о творчестве Лидии Чарской. // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 6. М., 2001. С. 39-41.

Коровин А.В. Художественный мир сказок Г.Х. Андерсена 1850-1870 гг. // Литературная сказка (Мировая словесность для детей и о детях). Выпуск 2. М., 1997. С. 125-128.

Коровин А.В. Хронотоп андерсеновской истории // Литературная сказка: история, теория, поэтика (Мировая словесность для детей и о детях). Выпуск 1. М., 1996.. С.12-14.

Лазарева И.А, Минералова И.Г. Внутренняя форма сказочных произведений Н.П. Вагнера // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 9. М., 2004. С. 164-174.

Мещерякова М.И. Современная русская сказка для детей и юношества: основные направления и тенденции развития // Литературная сказка: история, теория, поэтика (Мировая словесность для детей и о детях). Выпуск 1. М., 1996.. С.71-75.

Минералова И.Г. Стиль культурной эпохи в сказках Ю. Олеши «Три толстяка» и А. Толстого «Золотой ключик» // Литературная сказка: история, теория, поэтика (Мировая словесность для детей и о детях). Выпуск 1. М., 1996.. С.52-55.

Овчинникова Л.В. Образ детства в отечественной литературной сказке ХХ в.: традиции и жанровый синтез // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 5. М., 2000. С. 130-135.

Саламова С.А. Поэтика сказки Л. Толстого // Литературная сказка: история, теория, поэтика (Мировая словесность для детей и о детях). Выпуск 1. М., 1996.. С.9-12.

 

Семинар 4. Сказ и сказитель в литературных сказово-сказочных произведениях для детей

Цель: выявить приемы сказа в детской литературе.

1. Какие черты являются отличительными для жанра сказа как литературной формы? Перечислить составляющие сказового повествования.

2. Какими средствами формируется образ рассказчика (раскрыть на конкретных примерах каждый из предложенных): интонационный строй, самохарактеристика рассказчика, строй образной речи (слово как произведение в произведении), стилизация, пародирование, фельетонирование и др.

3. Каковы средства живописания в рассказе (колористика, фантастическое, юмористическое)?

4. Как можно было бы использовать произведения данного рода в художественном образовании школьников?

 

Литература:

Одоевский В.Ф. Игоша. Столяр.

Толтой А.Н. Русалочьи сказки. Сорочьи сказки. Фофка.

Бажов П.П. Медной горы хозяйка. Малахитовая шкатулка.

Шергин Б.В. Сказы о Шише.

Писахов С.Г. Северное сияние. Сахарна редька.

Панькин И.Ф. Легенды о мастере Тычке.

 

Дроздова Г.Ю. Портретирование свадебного обряда в сказках А.М. Ремизова. // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 7. М., 2002. С. 174-177.

Дроздова Г.Ю. Сказки А.М. Ремизова. Протеизм и «Свой голос» («Докука и балагурье». Цикл «Русские женщины»). // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 3. М., 1998. С. 106-110.

Калошина Е.А. Сказовая традиция М. Пришвина в прозе Степана Писахова // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 3. М., 1998, 118-122.

Рыбаков Н.И. Из наблюдений над послевоенными сказами П.Бажова и Б. Шергина // Русская илетратура ХХ в. Советская литература. Сб.Трудов (МГПИ). М., 1975.

 

Семинар 5. Христианский миф в детской литературе

Цель: охарактеризовать модификации христианского мифа в различных жанрах детской литературы.

1. Святочный рассказ. Рождественский рассказ. Пасхальная история. Черты мистерии в этих жанрах: конфликт, трехмерность пространства, особенности сюжетостроения). Новогодний рассказ как продолжение жанра рождественского рассказа в советской литературе.

2. Какие черты позволяют назвать сказку Г.Х. Андерсена «Снежная королева» как пасхальной историей?

Литература:

Главы из Ветхого и нового завета в переложении для детей (Соколов А. Библия для детей. Любое издание).

Святочные рассказы А.П. Чехова, А.И. Куприна, Л.Н. Андреева, сказки Г.Х. Андерсена и Л.А. Чарской.

Стихи для детей в с рождественской и пасхальной тематикой (на занятии анализируются стихотворения: Пастернак Б. Рождественская звезда; С. Черный. Рождество).

Льюис К.С. Хроники Нарнии (на занятии анализируются главы, помещенные в «Практикуме»).

Лагерлёф С. Путешествие Нильса с дикими гусями. Легенды о Христе.

 

Старыгина Н.Н. Детский святочный рассказ (по страницам журнала «Детский отдых», 1881-1906). // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 3. М., 1998. С. 42-47.

Таянова Т.А. Религиозная жизнь ребёнка в дилогии И.С. Шмелёва «Богомолье», «Лето Господне» // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 8. М., 2003. С. 200-202. 263-269.

Игнатьева Е. Отражение христианского мира в «Хрониках Нарнии» К.С. Льюиса // Литературная сказка (Мировая словесность для детей и о детях). Выпуск 2. М., 1997. С. 115-121.

Минералова И.Г. Лидия Чарская – сказочница. Колосова С.Н. Волшебство в «Сказках голубой феи» Л. Чарской. // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 5. М., 2000. С. 121-124.

Невинская И,Н. Деталь и сюжет в рождественских рассказах А. Куприна («Чудесный доктор», «Тапер», «Бедный принц»). // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 5. М., 2000. С. 8-12.

Николаева С.Ю. Рождественские жертвы и пасхальные херувимы в детском календарно-духовном тексте. // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 9. М., 2004. С. 53-55.

Николаева С.Ю. Пасхальный текст в русской литературе Х1Х века. Москва-Ярославль, 2004.

Секриеру А.Э. Предметный мир сказки Оскара Уайльда «Соловей и роза» // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 5. М., 2000. С. 137-140.

Боровская Е.Р. Святочный рассказ А.П. Чехова «Ванька» // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 8. М., 2003. С. 102-106.

Миф – Фольклор – Литература. Л., 1978.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.174.36 (0.028 с.)