Семинар 6. Историческая книга в детском и юношеском чтении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 6. Историческая книга в детском и юношеском чтении



Цель: определить жанровые особенности исторической книги.

1. Какое место занимает история в художественном произведении: соотношение документа и сюжета?

2. Как формируется образ главного героя средствами разных жанров в поэзии и прозе?

3. Как соотносятся историческая правда и вымысел в книге?

4. Как сочетаются описание и повествование в историческом жанре?

 

Литература:

Ишимова А.О., Кончаловская Н.П., Е.А. Федоров, С.Н. Глинка, В.С. Пикуль – произведения, помещенные в «Практикуме» (с. 80-99). К экзамену – см. список обязательной литературы для чтения.

Калачева Л.Н. Приемы адаптации Угличских исторических преданий в произведении А.О. Ишимовой «История России в рассказах для детей» // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 6. М., 2001. С. 17-19.

Кутейникова Н.Е. Историческая научно-познавательная литература для детей начала ХХ1 века // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 9. М., 2004. С. 155-160.

 

Семинар 7. Мир глазами героя (автобиографические жанры)

Цель: определить особенности автобиографических жанров.

1. Автобиографический жанр. Каковы подходы к изображению детства в автобиографических произведениях?

2. Каковы особенности сюжетостроения? Какова роль художественной детали?

3. Мир глазами ребенка в рассказах современных писателей.

4. Каковы приемы работы с текстами этого круга в начальной школе?

Литература:

Горький М. «Детство», Шмелев И. «Лето Господне», Толстой А.Н. «Детство Никиты», Распутин В. Рудольфио. Уроки французского.

Дегтярева О.Н. Традиции великого предшественника (Л.Н. Толстого) и свой поворот проблемы в повести А.Н. Толстого «Детство Никиты» // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 9. М., 2004. С. 133-134.

Иванов Н.Н. Диалектика души ребенка в сочинениях А.Н. Толстого. // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 9. М., 2004. С. 27-32.

Иванов Н.Н. Ковальков П.В. Образы «Града Небесного» в повести М. Горького «Детство» // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 8. М., 2003. С. 136-138.

Иванов Н.Н. Мифологизация в автобиографической трилогии М, Горького // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 8. М., 2003. С. 138-143

Ланская о.В. Языковое воплощение пространственных отношений в повести Л.Н. Толстого «Детство» // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 9. М., 2004. С. 174-179.

Меркин Б.Г. Некоторые особенности рассказов Л.Н. Толстого для детей // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 8. М., 2003. С. 52-59.

Савина Л.Н. Психологическая основа конфликта в автобиографических повестях о детстве // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 9. М., 2004. С. 181-187.

Семьян Т.Ф. Поэтика повести А.Н. Толстого «Детство Никиты» в контексте традиций русской литературы // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 7. М., 2002. С. 203-206.

Савина Л.Н. Агиографические традиции в автобиографических повестях С.Т. Аксакова «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука». // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 5. М., 2000. С. 54-58.

Савина Л.Н. Процесс социализации ребёнка как основа сюжетно-композиционной структуры повести Л.Н. Толстого «Детство». // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 8. М., 2003. С. 226-233.

Таянова Т.А. Религиозная жизнь ребёнка в дилогии И.С. Шмелёва «Богомолье», «Лето Господне» // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 8. М., 2003. С. 200-202. 263-269.

Черников А.П. «Полнота сердца» (становление личности ребенка в повести И.С. Соколова0Микитова «Детство»). // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 7. М., 2002. 158-162.

 

Семинар 8. Приключенческий жанр

Цель: определить особенности приключенческого жанра.

Темы для обсуждения:

1. Приключения как сюжетообразующая доминанта. Характер приключений.

2. Робинзонада как составляющая собственно приключенческого жанра.

3. Путешествие как составляющая приключенческой литературы.

Литература:

Твен М. Приключения Тома Сойера.

Катаев В.П. Сын полка.

Станюкович В.М. Рассказы.

Чарская Л. Княжна Джаваха.

Бианки В.В. Мышонок Пик.

Галкин А.Б. «Робинзон Крузо» - книга детская и недетская. // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 7. М., 2002. С. 22-29.

 

Семинар 9. Книги о Гарри Поттере Джоан Роллинг (на примере книги Гарри Поттер и философский камень)

Цель урока: определить жанровые особенности книг о Гарри Поттере..

Темы для обсуждения:

Жанровые особенности романа.

Особенности сюжетостроения.

Традиции и новаторство в романе Дж. Роллинг.

Художественное и педагогическое в книге.

Литература:

Роллинг Дж. Гарри Поттер и философский камень. Любое издание.

Минералова И.Г. Феномен Гарри Поттера: художественно-педагогическое в книге. // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 7. М., 2002. С. 51-54.

 

Семинар 10. Природоведческая книга в детском и юношеском чтении

 

Цель: определить жанровые особенности природоведческой книги.

1. Каковы особенности жанрообразования в природоведческой книге: энциклопедия, атласы; рассказы, статьи; сказка; приключение; путешествие; фантастический рассказ, повесть, роман.

2. Как работает календарный принцип в развертывании художественно-научных знаний о природе от фольклора до «Лесной газеты» В.В. Бианки?

3. Как сочетаются художественное и научное в сказках В.В. Бианки? Лирическое и научное в «Красной горке», сюжет и пейзаж.

4. М.М. Пришвин «Кладовая солнца»: Миф, метафора, научно-философское, поэтическое освоение мира в «Кладовой солнца». Как соотносятся в сказке-были микромир и макромир.

Литература:

Одоевский В.Ф. Червячок.

Брэм А. Главы из многотомной энциклопедии.

Акимушкин И.И. Батискаф.

Бианки В.В. Красная горка. Кто чем поет. Лесная газета. Мышонок пик.

Пришвин М.М. Кладовая солнца. Миниатюры.

Брагин В.Г. В стране дремучих трав.

Сетон-Томпсон Э. Рассказы о животных («Королевская аналостанка» - «Трущобная кошка»). Коваль Ю. Королевская аналостанка.

 

Борисова Н.В. Мир детства в философской прозе М. Пришвина. // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 7. М., 2002. С. 94-96.

Веднёва С. Рассказы Ю. Коваля в детском чтении. // Будникова Л.И. «Детский мир» К. Бальмонта. // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 7. М., 2002. С. 14-18.

Романенко Н.Л. Творчество А.И. Куприна в начальной школе: рассказ «Сапсан» // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 9. М., 2004. С. 67-72.

Скоробогач Т.Л. Сказочные формы повествования и реализм в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 3. М., 1998. С. 114-118.

Тагильцева Л.Е. «Кладовая солнца»: прочтение символа. // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 7. М., 2002. С. 63-65.

Ее же. «Кладовая солнца» М. Пришвина как музыкальная сказка. // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 6. М., 2001. С. 163-165.

Ковыршина О.А. Путь духовного роста героев м. Пришвина (На материал сказки-были «Кладовая солнца») // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 9. М., 2004. С. 141-144.

Король Л.И. Ключевые и знаковые слова в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 9. М., 2004. С. 144-149.

Калошина Е.А. Мифологема робинзонады в творчестве М.М. Пришвина 1920-х годов. // Литературная сказка (Мировая словесность для детей и о детях). Выпуск 2. М., 1997. С. 37-40.

Калошина Е.А. Рассказ М.М. Пришвина для детей «Гусек» как поликодовый текст // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 6. М., 2001. С. 47-50.

Калошина Е.А. Сказ в ранней новеллистике М.М. Пришвина // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 5. М., 2000. С. 21-23.

 

Семинар 11. Стиль перевода и перевоссозданного произведения в детской литературе

Цель: дать представление о мимесисе - основе развития литературы как искусства слова.

Темы для обсуждения:

1. Что общего в сюжете подлинника (перевода, близкого к подлиннику) и перевоссозданного оригинального произведения на русском языке? В чем отличия?

2. Какова роль именования и переименования в создании внутренней формы?

3. Каковы черты повествователя? Каким образом происходит формирование его образа в оригинале и в перевоссозданном произведении?

Сопоставительный анализ конкретных произведений (см. отрывки текстов и задания в «Практикуме»).

 

Баум Ф. Мудрец из страны Оз. / Волков А.М. Волшебник Изумрудного города и др.

Кэролл Л. Алиса в Стране Чудес. Алиса в Зазеркалье. / переводы, пересказы

Лофтинг Х. Доктор Дулитл. / Чуковский К.И. Стихотворные сказки. Доктор Айболит (прозаический)

Коллоди К. Приключения Пиноккио / Толстой А.Н. Золотой ключик, или Приключения Буратино

 

Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. м., 1999.

Гайдай Я.Е. «Аня в стране чудес» как набоковский и переводной текст. // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 8. М., 2003. С. 19-24.

Курганова Е.В. В. Набоков как мастер стилизации («Аня в стране чудес») // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 3. М., 1998. С. 70-75.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.012 с.)