Семинар 13,14. Происхождение психики в эволюции, антропогенезе и онтогенезе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 13,14. Происхождение психики в эволюции, антропогенезе и онтогенезе.



Вопросы:

1. Разные точки зрения на возникновение психики в эволюции (антропопсихизм, панпсихизм, нейропсихизм, биопсихизм, мозгопсихизм).

2. Раздражимость и чувствительность. Понятие биотических и абиотических раздражителей.

3. Теория А.Н.Леонтьева о возникновении психики.

4. Стадии развития психики. Сравнительных анализ теорий А.Н.Леонтьева и К.Э.Фабри.

5. Необходимость возникновения сознания в антропогенезе. Его социальная обусловленность и опосредованность «психологическими орудиями».

6. Сознание как деятельность и сознание как образ. Структура сознания – образа, по А.Н.Леонтьеву (чувственная ткань, значение, личностный смысл).

7. Культурно-историческая концепция Выготского.

8. Контрольная работа

Вариант 1.

1. Объективный критерий психики. Гипотеза А.Н.Леонтьева.

2. Дайте определение раздражимости.

3. Согласно гипотезе А.Н.Леонтьева чувствительность имеет два аспекта: объективный и субъективный. Назовите их, в чем их сущность?

4. Почему в ходе биологической эволюции возникла психика?

5. Стадии развития психики по К.Э.Фабри и А.Н.Леонтьеву. В чем сходство и различие?

6. Дайте определение инстинкта.

7. Что такое факультативное научение?

8. В чем отличие языка и общения человека и животных?

9. Перечислите основные факторы развития сознания.

10. Что такое психологические орудия? Приведите пример.

11. Эгоцентрическая речь. Кто впервые исследовал и описал эту речь? Какие исследования были сделаны Л.С.Выготским и к каким выводам он пришел?

12. Отличие ВПФ (высших психических функций) человека от низших или естественных функций животных.

13. Объясните действие схемы строения ВПФ по Л.С.Выготскому.

 

А ® В

C

 

14. Перечислите стадии интериоризации в онтогенезе по Л.С.Выготскому.

15. Задача: Можно ли на основании приведенных примеров говорить о разумности поведения животных? Объясните, что обуславливает столь сложные и гибкие формы поведения животных.

А.Н.Северцев описывает факты индивидуального научения у диких животных: так, соколы, обнаруживая в засаде у гнезда охотника, научились бросать пищу птенцам с высоты, недоступной выстрелу; песцы, на которых охотились, протягивая на пути к приманке шнурок и привязывая его к нацеленному ружью, стали прорывать ход к приманке под снегом. Известны случаи, когда крысы, для того чтобы достать мед со дна бидона, свешивались в него, держа друг друга за хвосты, и по очереди ели.

Вариант 2.

1. Гипотеза А.Н.Леонтьева о происхождении сознания.

2. Дайте определение чувствительности.

3. Назовите главное событие (фактор), который непосредственно связан с переходом человека с биологического пути развития на социальный.

4. Перечислите главные особенности психической деятельности животных, отличающие ее от психики человека.

5. Перечислите особенности поведения на разных стадиях и уровнях развития психики животных (по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри).

6. Дайте определение рефлексов.

7. Кто автор культурно-исторической теории психики человека?

8. Как появились ВПФ (высшие психические функции)? Что явилось предпосылкой для возникновения ВПФ?

9. В чем основное отличие взаимодействия с природой человека и животных?

10. Перечислите ВПФ.

11. Откуда берутся средства – знаки?

12. Дайте определение интериоризации.

13. Объясните действие схемы изображения опосредованного выбора по Л.С.Выготскому.

 

В А ® В

C

14. Человек существо биологическое или социальное? Опираясь на соответствующие исследования, объясните свою точку зрения.

15. Задача: Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.

1) Таксис – это реакиця организма, которая …. а) имеется только у животных; б) имеется только у человека; в) ориентирована относительно источника раздражения; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

2) Инстинктивное поведение…. а) врождено; б) направлено на выживание организма; в) имеет общие механизмы у всех биологических видов; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

3) Высшие психические функции характеризуются…. а) осознанностью; б) непроизвольностью; в) зависимостью от биологических условий; г) общностью для животных и человека; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

4) Высшая форма психического отражения, интегрирующая все другие формы отражения и свойственная только человеку, - это…. а) самосознание; б) воля; в) память; г) сознание; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Методические рекомендации: В рамках данных семинаров необходимо осветить вопрос о возможных критериях психики (субъективных и объективных), предлагавшихся авторами различных точек зрения на возникновение психики, углубленно изучить теории Леонтьева и культурно-историческую концепцию Выготского.

 

Семинар 15. Психофизиологическая проблема.

Вопросы:

1. Исторические варианты решения психофизиологической проблемы: параллелизм и психофизическое взаимодействие.

2. Концепция «физиологии активности» Н.А. Бернштейна.

3. Теория функциональной системы П.К. Анохина.

4. Теория системной динамической локализации ВПФ А.Р. Лурии.

5. Самостоятельная работа по вопросам, разобранным на семинаре.

Методические рекомендации: Особое внимание следует обратить на различные варианты решения психофизиологической проблемы: исторические и современные; и на отсутствие ее однозначного решения по сей день.

 

Семинар 16. Коллоквиум.

По всем вопросам, рассмотренным на протяжении семестра.

Методические рекомендации: при подготовке к коллоквиуму обратить внимание на формулировку основных понятий, разобранных в течение семестра. Повторить все вопросы, разбираемые на семинарах, важно знание и понимание студентом исторической линии развития общей психологии.

ВТОРОЙ СЕМЕСТР.

Семинар 17. Субъект и личность.

Вопросы:

1. Понятия субъект, личность, индивидуальность.

2. Системный подход к индивидуальности Ананьева, Ломова, Мерлин.

3. Терминологический диктант: индивид, личность, индивидуальность, субъект, личность в широком и узком смысле.

Методические рекомендации: обратить внимание на вновь введенные понятия, пополнив свой понятийный словарик.

Семинар 18, 19. Темперамент.

Вопросы:

1. Определение темперамента. Типы темперамента у человека.

2. Гуморальные теории темперамента.

3. Конституционные теории темперамента.

4. Психофизиологические теории темперамента: теория И.П.Павлова, исследование темперамента Б.М.Тепловым и В.Д.Небылициным.

5. Самостоятельная работа по вопросам рассмотренным на семинарах.

Методические рекомендации: обратить внимание на различные основания для выдвинутых классификаций, на невозможность отождествления темперамента и тип нервной системы человека, но одновременно подчеркнуть связь свойств нервной системы, типа ВНД и темперамента.

Семинар 20, 21, 22. Характер.

Вопросы:

1. Определение, структура и описание характера.

2. Понятие нормы и патологии характера.

3. Различные типологии характера: Леонгард, Личко, Хорни, Фромм.

4. Типология характеров К.Юнга.

5. Тест.

Методические рекомендации: обратить внимание на различные основания для выдвинутых классификаций, пополнить свой словарь новыми понятиями, на наличие категории характера преимущественно в нашей отечественной психологии, и на ее отсутствие в англоязычной психологии.

Семинар 23, 24. Направленность и самосознание личности.

Вопросы:

1. Структура направленности личности (по С.Л.Рубинштейну).

2. Компоненты образа «Я»: когнитивный (самопознание), эмоциональный (самооценка), волевой (саморегуляция).

3. Понятие субъективного и рефлексивного «Я».

4. Терминологический диктант: направленность личности, образ «Я», самопознание, самооценка, рефлексия и другие.

Методические рекомендации: обратить внимание на обоснование новых понятий, подготовиться к терминологическому диктанту.

 

Семинар 25. Способности.

Вопросы:

1. Определение, классификация, понятие задатков.

2. Наследственное и приобретенное в способностях.

3. Виды способностей.

4. Основные подходы к изучению способностей.

5. Интеллект, креативность, одаренность.

6. Терминологический диктант: способности, задатки, интеллект, креативность, одаренность и другие.

Методические рекомендации: обратить внимание на обоснование новых понятий, на вариативность подходов к изучению способностей, на экспериментальные данные, иллюстрирующие наследственное и приобретенное в способностях, подготовиться к терминологическому диктанту.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.01 с.)