Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Текущий контроль успеваемости.

Поиск

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(Кафедра общей психологии)

 

 

ПРОГРАММА

курса

 

 

“ Общая психология“

 

1. Автор и составитель программы - доктор психологических наук,

профессор Т.М.Марютина

Рецензент -

 

Длительность курса - 340 часов аудиторной нагрузки

Количество часов в неделю - 5 часов

 

2. Место курса в учебном плане.

q 1, 2, 3, 4 семестры.

q Обязательный курс.

q Базовыми являются курсы - введение в профессию, антропология, зоопсихология и сравнительная психология, физиология ЦНС, философия.

q Условия, необходимые для изучения курса - минимум знаний в области зоопсихологии и сравнительной психологии, антропологии, физиологии, а также четкое представление о роли и месте общей психологии в профессиональном образовании и деятельности практического психолога.

q В результате овладения курсом студент должен получить углубленное знание о строении и общих 3закономерностях возникновения, развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, знать основные теоретические представления, методы изучения и феноменологию познавательной деятельности человека, иметь четкое представление об организации мотивационно-потребностной сферы, психических состояниях и эмоциях, сформировать представление о структуре личности и различных методических подходах к ее изучению. По мере овладения курсом общей психологии студент должен также выработать умение включать конкретные факты и сведения из области практической психологии в общепсихологический контекст.

 

3. Аннотация курса.

Курс состоит из 3-х частей, каждая из которых включает детальный анализ основных понятий и представлений соответствующей области психологического знания. Первая часть ставит своей целью формирование у студентов основополагающих знаний о предмете, методах и задачах психологии, ее базовых категориях и понятиях. Вторая часть предполагает углубленное изучение понятий и категорий, которые использует психология при изучении человека. В ней раскрываются основные подходы к изучению личности, анализируются свойства, структура и типология личности, взятой в широком смысле слова.

Наряду с этим как динамическая оппозиция устойчивым личностным конструктам анализируется понятие психических состояний, и раскрываются психологические условия и факторы, определяющие внутреннюю регуляцию деятельности. Третья часть объединяет проблематику психологических основ познавательной деятельности человека. В ней рассматриваются механизмы чувственного и рационального познания мира, детально анализируются вопросы, касающиеся ощущения, восприятия, памяти и научения, внимания, мышления и речи.

Первые две части составляют содержание обучения в 1 и 2 семестрах, третья часть составляет содержание обучения в 3 и 4 семестрах.

 

4. Тематический план и расчет часов по видам занятий.

Для дневного отделения

  Очно Всего 240 часов
Часть 1. Введение в общую психологию. I семестр.
  лк см ср
       
Раздел 1. Общее представление о психологии как науке.      
1.1. Предмет, задачи, место общей психологии в системе психологического знания, соотношение общей психологии с другими направлениями психологической науки.      
1.2. Методы общей психологии.      
Раздел 2. Историческое введение в общую психологию.      
2.1. Душа как предмет психологии. Античная психология (Демокрит, Платон, Сократ, Аристотель).      
2.2. Душа как предмет психологии. Средние века (Блаженный Августин, Фома Аквинский, Плотин, Д. Скотт).      
2.3. Сознание как предмет психологии.      
2.3.1. Декарт и возникновение психологии сознания.   0,5  
2.3.2.Понятие ассоциации, ассоцианизм и интроспекция (Локк, Беркли, Юм).      
2.3.3.Вундт и создание экспериментальной психологии. Свойства сознания как объект экспериментальной психологии.      
2.3.4.Сознание в контексте функционализма. Исследования Джеймса.   1,5  
Раздел 3. Основные направления психологии ХХ века.      
3.1.Поведение как предмет психологии      
3.1.1.Кризис психологии сознания. 0,5 0,5 0,5
3.1.2.Бихевиоризм. Возникновение психологии поведения. Уотсон и его концепция.      
3.1.3.Развитие психологии поведения в ХХ веке: Толмен, Скиннер, Бандура. 0,5 0,5 0,5
3.2.Проблема бессознательного в психологии      
3.2.1.Классификация процессов бессознательного      
3.2.2.Развитие понятия бессознательного в психоанализе: Фрейд, Юнг, Адлер      
3.3.Целостный подход в психологии.      
3.3.1.Теоретические основания, принципы, феноменология.      
3.3.2.Этапы становления гештальтпсихологии      
3.4.Познание как предмет психологии. Когнитивная психология.   0,5  
3.5.Личность и ее самосознание как предмет гуманистической психологии.   0,5  
Раздел 4. Деятельность как предмет психологии      
4.1.Определение основных понятий. Операционально-технические аспекты деятельности.      
4.2.Потребностно -мотивационные аспекты деятельности.      
Раздел 5. Происхождение психики в эволюции, антропогенезе и онтогенезе.      
5.1. Происхождение и эволюция психики в филогенезе. Возникновение, развитие сознания в антропогенезе и его структура (теория Леонтьева).      
5.2.Культурно-историческая концепция Выготского.      
Раздел 6. Психофизиологическая проблема.      
6.1.Содержание психофизиологической проблемы и классические варианты ее решения.      
6.2.Концепция «физиологии активности» Бернштейна, теория функциональной системы Анохина, теория системной динамической локализации ВПФ Лурии.      
Часть 2. Человек как субъект деятельности. II семестр
       
Раздел 7. Человек как предмет познания в психологии.      
7.1.Субъект и личность.      
7.2.Темперамент: структура, свойства, основные теории.      
7.2.1.Гуморальные теории.      
7.2.2.Конституциональные теории      
7.2.3.Свойства НС и тип ВНД.      
7.3.Характер. Структура и черты характера. Основные типологии.      
7.3.1.Структура и описание характера.      
7.3.2.Норма характера, типологии характера (Леонгард, Личко, Хорни, Фромм).      
7.3.3.Типология характеров Юнга.      
7.4.Направленность и самосознание личности.      
7.4.1.Направленность личности и ее жизненный путь.      
7.4.2.Определение и структура самосознания. Понятие субъективного и рефлексивного «Я», образ «Я», самооценка.      
7.5.Способности: определение, классификация, понятие задатков. Основные подходы к изучению способностей.      
7.6.Личность и индивидуальность.      
7.6.1.Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии.      
7.6.2.Различные подходы к изучению индивидуальности. Индивидуальный стиль.      
Раздел 8. Психические состояния и регуляторные механизмы психики.      
8.1.Психические состояния: определение, классификации, диагностика.      
8.2.Потребности: определение, классификация, теории.      
8.3.Мотивы и мотивация.      
8.3.1. Определение, классификация, связь с деятельностью.      
8.3.2.История изучения мотивации в психологии.      
8.4.Психологияэмоций.      
8.4.1. Строение эмоциональной сферы и функции эмоций.      
8.4.2.Теории эмоций.      
8.5.Проблемаволи в психологии.      
8.5.1.Определение и функции воли. Структура волевого действия.      
8.5.2.История изучения воли в психологии.      
Часть 3. Человек как субъект познания. III и IV семестры.
       
Раздел 9. Психология непосредственно – чувственного познания мира.      
9.1. Ощущение как первичный уровень непосредственно-чувственного познания      
9.2. Понятие образа. Виды образных явлений.      
9.3. Психофизика ощущений.      
9.3.1. Пороги чувствительности.      
9.3.2. Основные законы сенсорной психофизики.      
9.4. Феноменология восприятия.      
9.4.1. Восприятие цвета.      
9.4.2.Восприятие формы.      
9.4.3.Восприятие пространства.      
9.4.4. Восприятие движения.      
9.4.5.Восприятие времени.      
9.4.6. Теории восприятия.      
Раздел 10. Универсальные психические процессы: внимание, память, воображение.      
10.1.Психология внимания.      
10.1.1. Определение и классификация видов внимания.      
10.1.2. Психологические теории внимания.      
10.2.Психология памяти.      
10.2.1. Общая характеристика видов и процессов памяти.      
10.2.2. Память и научение.      
10.2.3. Когнитивная психология памяти.      
10.3.Психология воображения.      
Раздел 11. Психология рационального познания мира.      
11.1.Психология мышления.      
11.1.1. Определение, функции, виды и операции мышления.      
11.1.2. Методы изучения мышления в психологии.      
11.1.3. Фило-, социо и онтогенез мышления.      
11.1.4. Творческое и репродуктивное мышление.      
11.1.5. Основные теории мышления.      
11.2. Психологические подходы к изучению речи.      
11.2.1.Язык и речь, виды и функции.      
11.2.2.Мышление и речь.      
11.2.3. Основные этапы развития психолингвистики.      
           

Содержание курса.

Раздел 1. Общее представление о психологии как науке.

Тема 1.1. Предмет, задачи, место общей психологии в системе психологического знания, соотношение общей психологии с другими направлениями психологической науки.

Методология познания. Категориальный аппарат психологии и его значение для определения предмета психологии. Задачи. Соотношение обыденного и научного знания, академической и практической психологии. Определение предмета общей психологии и связь общей психологии с другими областями психологического знания.

Основная литература: 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9

Дополнительная литература: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 13

 

Тема 1.2. Методы общей психологии.

Варианты классификации методов общей психологии. Субъективные и объективные методы. Интроспекция, наблюдение, эксперимент. Диагностика индивидуальных различий. Тестирование когнитивной сферы. Требования к построению тестов (валидность, культурная адаптация, надежность, проблема стандартизации тестов). Экспериментальное исследование личности.

Основная литература: 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9

Дополнительная литература: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 13

Раздел 2. Историческое введение в общую психологию.

Тема 2.1. Душа как предмет психологии. Античная психология (Демокрит, Платон, Сократ, Аристотель).

Донаучный период развития психологии. Разработка отдельных психологических проблем в античной философии. Демокрит, Сократ, Платон и особенности их учений о душе. Представление о душе в учении Аристотеля.

Основная литература: 3, 6, 8, 9

Дополнительная литература: 3, 4, 5, 7, 8, 11, 12, 13

Тема 2.2. Душа как предмет психологии. Средние века (Блаженный Августин, Фома Аквинский).

Проблема достоверности познания души в учении Блаженного Августина. Развитие эмпирического познания и его роль в становлении эмпирической психологии сознания (Ф. Бэкон).

Основная литература: 3, 6, 8, 9

Дополнительная литература: 3, 4, 5, 7, 8, 11, 12, 13

Тема 2.3. Сознание как предмет психологии.

Тема 2.3.1. Декарт и возникновение психологии сознания.

Категории идей. Критерии отличия психического от непсихического.

Введение категории «сознание».

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 2.3.1.

  1. Принцип историзма в психологии.
  2. Декарт и его путь к пониманию сознания.

 

Тема 2.3.2. Понятие «ассоциации». Ассоционизм и интроспекция (Локк, Беркли, Юм, Гартли).

Типы ассоциаций, понятие ассоционизма. Обоснование метода интроспекции Локком, возникновение и развитие ассоциативной психологии.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 2.3.2.

1. Сравнительная характеристика методов интроспекции и самонаблюдения.

  1. Ассоциация как механизм работы сознания.

 

Тема 2.3.3. Вундт и создание экспериментальной психологии. Свойства сознания как объект экспериментальной психологии.

Первая программа построения психологии как самостоятельной науки. Экспериментальное исследование свойств сознания. Структурализм Вундта.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 2.3.3.

Психология эмоций.

8.4.1. Строение эмоциональной сферы и функции эмоций.

Разновидности эмоциональных явлений, их классификации. Эмоция как состояние и как реакция. Эмоциональный тон ощущений, его приспособительное значение и эстетическая функция. Условия возникновения эмоций. Выражение эмоций. Отличительные признаки аффекта; ситуативные эмоции как регуляторы деятельности. Устойчивые комплексы отношений в форме чувств. Выражение эмоций. Функции эмоций. Объективные и субъективные показатели эмоциональных состояний.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 8.4.1.

1. Как различаются органическая эмоционально-аффективная чувствительность, предметные чувства и обобщенные чувства?

2. В чем состоят функции эмоций?

3. Какие существуют методы изучения эмоций?

8.4.2. Теории эмоций.

Основные проблемы психологической теории эмоций. Представления Ч.Дарвина о роли эмоций в организации поведения. Теория Джеймса- Ланге: ее значение и критика. Физиологические теории эмоций (теория Кэннона-Барда, теория Линдсли, теория Анохина). Теория когнитивного диссонанаса Фестингера. Потребностно-информационная теория эмоций Симонова. Теория дифференциальных эмоций. Когнитивно-физиологическая теория эмоций Шехтера.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. По каким основаниям критиковалась теория Джеймса-Ланге?

2. В чем суть теории эмоций Анохина?

3. Какие критерии можно использовать для определения базовых эмоций?

Основная литература: 1, 3, 5, 6, 8, 11

Дополнительная литература: 12, 16, 17, 19

Примерная тематика семинаров.

ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР.

Семинар 16. Коллоквиум.

По всем вопросам, рассмотренным на протяжении семестра.

Методические рекомендации: при подготовке к коллоквиуму обратить внимание на формулировку основных понятий, разобранных в течение семестра. Повторить все вопросы, разбираемые на семинарах, важно знание и понимание студентом исторической линии развития общей психологии.

ВТОРОЙ СЕМЕСТР.

Семинар 20, 21, 22. Характер.

Вопросы:

1. Определение, структура и описание характера.

2. Понятие нормы и патологии характера.

3. Различные типологии характера: Леонгард, Личко, Хорни, Фромм.

4. Типология характеров К.Юнга.

5. Тест.

Методические рекомендации: обратить внимание на различные основания для выдвинутых классификаций, пополнить свой словарь новыми понятиями, на наличие категории характера преимущественно в нашей отечественной психологии, и на ее отсутствие в англоязычной психологии.

Семинар 25. Способности.

Вопросы:

1. Определение, классификация, понятие задатков.

2. Наследственное и приобретенное в способностях.

3. Виды способностей.

4. Основные подходы к изучению способностей.

5. Интеллект, креативность, одаренность.

6. Терминологический диктант: способности, задатки, интеллект, креативность, одаренность и другие.

Методические рекомендации: обратить внимание на обоснование новых понятий, на вариативность подходов к изучению способностей, на экспериментальные данные, иллюстрирующие наследственное и приобретенное в способностях, подготовиться к терминологическому диктанту.

 

Семинар 31. Эмоции.

Вопросы:

1. Определение, структура и функции эмоций.

2. Теории эмоций.

3. Классификация и характеристика эмоциональных состояний.

4. Классификация чувств человека. Понятие о высших чувствах.

5. Тест.

1. Какие из перечисленных факторов чаще всего являются причиной стресса?

А) страх и гнев,

В) умеренные чувства или эмоции,

С) интенсивные эмоции,

Г) неприятные переживания.

 

2. Во многих научных работах производились попытки установить взаимосвязи между конкретными эмоциями и определенными физиологическими реакциями. Какой вывод можно сделать из этих исследований?

А) Эмоции не вызывают никаких физиологических реакций.

В) Все эмоции вызывают одинаковые физиологические реакции.

С) Единственной эмоцией, которая вызывает физиологические реакции, является страх.

Д) Существуют факты, свидетельствующие о том, что каждая эмоция может вызывать специфическую физиологическую реакцию, но эти факты требуют дальнейшего научного исследования.

 

3. Как во время стресса изменяется энергетический уровень?

А) Остается обычным.

В) Количество энергии возрастает.

С) Количество энергии уменьшается.

Д) Количество энергии сначала уменьшается, а потом возрастает.

 

4. Какие виды сильных эмоций могут вызывать стресс?

А) Только гнев.

В) Гнев и страх.

С) Страх и радость.

Д) Гнев, страх и радость.

 

5. Некоторые психологи утверждают, что бытовые неурядицы являются более сильными факторами стресса, чем важные события. Согласно научным представлениям, что может повысить нашу сопротивляемость стрессам, вызванным этими неурядицами?

А) События, вызывающие душевный подъем.

В) Крупные неприятности.

С) Болезнь.

Д) Ничего не может повысить.

 

6. Николай постоянно прилагает усилия к тому, чтобы урегулировать проблемы, вызывающие у него стресс. Что он делает?

А) Расслабляется.

В) Борется со стрессом.

С) Понижает свой иммунитет.

Д) Сопротивляется.

 

Методические рекомендации: Обратите внимание на отличия эмоций от других переживаний человека, на основные параметры, по которым оцениваются эмоции, на функции эмоций и на особую роль чувств в жизни человека.

 

Семинар 32. Воля.

Вопросы:

  1. Воля и ее основные психологические признаки.
  2. Классификация волевых действий.
  3. Структура сложного волевого действия.
  4. Мотивация и волевое действие.
  5. Воля и формирование сознания.
  6. Воля и нравственная регуляция поведения.
  7. История изучения воли в психологии.
  8. Тест.

Методические рекомендации: При изучении данной темы, обратитесь к книге Иванникова В.А. Психологические механизмы волевой регуляции-М.: Изд-во МГУ, 1991.

 

Тест.

Методические рекомендации. Надо рассмотреть понятие схемы, разновидности схем и роль схем в репрезентации среды, разобраться в том, какую роль играет схема в перцептивном цикле, важным является понятие категории и перцептивной готовности.

В заключении надо обсудить проблему микрогенеза зрительного образа и установить, как связаны симультанное и сукцессивное опознание.

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

В качестве промежуточного контроля предполагается

проведение контрльнх работ по окончании каждой темы, а также написаниерефератов и выступлений с докладами с целью расширений знаний по пройденному материалу.

Форма итогового контроля - экзамен.

 

8. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Проблема социальной обусловленности сознания в психологии (различные подходы).

2. Ассоциация как явление и как механизм работы сознания.

3. Путь Р. Декарта к понятию сознания.

4. Бихевиоризм: истоки и развитие.

5. Ассоциативная психология: история, идеи, факты.

6. Деятельностный подход в психологии: идеи и факты.

7. Проблема объективности психологических исследований.

8. Проблема личности в гуманистической психологии

9. Проблема бессознательного в психологии.

10. Концепция “физиологии активности”.

11. Поведение как предмет психологии.

12. Целостный подход в психологии.

13. Школа К.Левина: идеи и факты.

14. Культурно-историческая концепция происхождения высших психических

функций Л.С.Выготского.

15. Гештальтпсихология: идеи и факты.

16. Категория деятельности в психологии.

17. Теория системно-динамической локализации высших психических

функций А.Р.Лурии.

18. Развитие психоанализа в работах А.Адлера и К.Юнга.

19. Когнитивная психология: основные положения и примеры

экспериментальных исследований.

20. Образ и картина мира.

 

9. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

Часть 1, семестр 1

1. Изменение представлений о предмете психологии в ходе ее

исторического развития.

2. Метод интроспекции и его значение в развитии психологии.

3. Возникновение и развитие эмпирической психологии сознания.

4. Бихевиоризм и его значение в изучении поведения.

5. Учение З.Фрейда и его значение для развития психологии.

6. Гештальтпсихология: идеи и факты.

7. Проблема бесознательного в психологии: (З.Фрейд, Д.Н.Узнадзе)

8. Происхождение и эволюция психики. Критерии психического.

9. Развитие поведения и психики в филогенезе.

10 Культурно-исторические факторы развития психики человека.

11. Сознание как предмет психологического анализа.

12. Культурно-историческая теория психики Л.С.Выготского.

13. Высшие психические функции человека: их строение, свойства и

происхождение.

14. Развитие высших психических функций человека в онтогенезе.

Понятие интериоризации.

15. Психологическая теория деятельности.

16. Действия, цели и операции.

17. Деятельностный подход и его значение.

18. Определение и классификация потребностей.

19. Понятие мотива. Виды и функции мотива в теории деятельности

А.Н. Леонтьева.

20. Проблема объективности психологических исследований.

21. Психофизиологическая проблема.

22. Физиология активности.

Вопросы для подготовки к экзамену

Часть 2, семестр 2

1. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

2. Понятие типа и черты.

3. Номотетический и идиографический способы описания индивидуальных различий.

4. Телесная конституция как фактор индивидуализации психического развития.

5. Конституциональные теории темперамента.

6. Темперамент, характер, личность.

7. Активность и эмоциональность как основные компоненты темперамента.

8. Структура и типы характера.

9. Теория черт. Способы выделения и описания черт.

10. Способности в структуре индивидуальности.

13. Общие и специальные способности и их задатки.

14. Умственная одаренность и ее составляющие.

15. Индивидуальный стиль деятельности и условия его формирования.

16. Представление о личности в классическом психоанализе.

17. Самосознание направленность личности.

18. Я-концепция: структура и основные функции.

19. Развитие самосознания и жизненный путь.

20. Проблема личностного роста. Представление о самоактуализации

в гуманистической психологии.

21. Определение и классификация потребностей.

22. Иерархия потребностей по А. Маслоу.

23. Понятие мотива и мотивации.

24.. Уровень притязаний и мотивация достижений.

25. Понятие оптимума мотивации и закон Йеркса-Додсона.

26. Проблема свободы воли.

27. Произвольная и волевая регуляция.

28. Структура и виды волевых процессов.

29. Мотивация и личность. Защитные механизмы личности.

30. Определение, классификация ифункции эмоций.

31. Выражение эмоций. Теория Джемса-Ланге.

32. Теория дифференциальных эмоций.

 

10. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

Экзамен по общей психологии в конце 1 и 2 курсов следует проводить по итогам года, т. е. по всей программе за два семестра, поэтому экзаменационные билеты для 1 и 2 курсов обязательно должны включать приведенные выше в п.9 вопросы к зачетам в 1 и 3 семестрах.

Вопросы для подготовки к зачету.

Часть 3, семестр 3

1. Ощущение. Виды и свойства.

2. Понятие образа. Виды образных явлений и их классификация.

3. Образ-ощущение и образ-восприятие.

4. Свойства восприятия.

5. Воображение и его связь с другими психическими процессами.

6. Сенсорные пороги и методы их измерения.

7.Шкалирование ощущений. Законы Вебера, Фехнера и Стивенса.

8. Основные положения теории обнаружения сигнала.

9. Теория перцептивных действий.

10. Закономерности и механизмы восприятия цвета.

11. Теории восприятия цвета.

12. Восприятие формы и его механизмы.

13. Вклад гештальтпсихологии в изучение восприятия.

14.Механизмы восприятия пространства.

15. Механизмы восприятия движения.

16. Восприятие времени.

17.. Когнитивные теории восприятия /по У.Найсеру и Дж.Брунеру /

18. Определение, виды и свойства внимания.

19. Моторные теории внимания.

20. Внимание как установка и действие контроля.

21.. Теории ранней селекции /по Д. Бродбенту, Э.Трейсман /

22. Теории поздней селекции /по Д. Норману/.

23.. Ресурсный подход к проблеме внимания /теория Д.Канемана/

24. Метавнимание и его функции.

Вопросы для подготовки к экзамену

Часть4, семестр 4

1. Определение и классификация видов памяти.

2. Филогенетическая и онтогенетическая память.

3. Основные процессы памяти.

4. Методы изучения процессов памяти.

5. Произвольное и непроизвольное запоминание: сравнительный

анализ.

6. Мнемическая направленность и ее источники / по А.А.Смирнову/.

7. Вклад Г.Эббингауза в изучение. Процессов памяти.

8. Следы памяти, их свойства.

9. Репродуктивный и продуктивный аспекты памяти.

10.Иконическая память, кратковременная память и долговременная память.

11. Эффект Зейгарник.

12. Структурные и функциональные модели памяти в когнитивной психологии.

13. Эксплицитная и имплицитная память.

14. Рабочая память и активная память.

15. Семантическая, эпизодическая и автобиографическая память.

16. Определение мышления. Основные виды мышления.

17. Этапы мыслительного процесса / по С.Л.Рубинштейну/.

18. Основные теоретические подходы к изучению мышления.

10. Язык и речь. Виды и функции речи.

11. Внутренняя речь и ее особенности.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Литература по 1 и 2 частям.

 

Часть 1

Основная:

1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы, М., 2002

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, М., 2001

3. Выготский Л.С. Психология, М., 2000

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, М., 2000

5. Дубровина И.В. Психология, М., 1999

6. Марютина Т.М. Естественнонаучные аспекты психологии: Краткий терминологический словарь, М.,2002

7. Петровский А.В. Психология, М., 2002

8. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Т.1, М., 2003

9. Рубиштейн С.Л. Основы общей психологии, Спб., 2002.

10. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 2002.

11. Хрестоматия по курсу "Введение в психологию". Ред. Соколова Е.Е., М., 1999

 

Дополнительная:

1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Тесты, М., 2002

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, М., 2001

3. Большакова В.В. Общая психология: Курс лекций, М., 2002

4. Вунд Т.В. Введение в психологию, М., 2002

5. Гальперин П.Я. Лекции по психологии, М., 2002

6. Гамезо М.В. Атлас по психологии, М., 2000

7. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1988.

8. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М. Институт практической

психологии, 1997.

9. Дубровский Д.И. Информация, мозг, сознание. М., 1980

10. Дубровский Д.И. Психика и мозг: результаты и перспективы исследований // Психологический журнал, 1990, Т.11, № 6.

11. Колесов Д.В. Введение в общую психологию. М., 2002

12. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии, М., 2001

13. Немов Р.С. Психология. Кн.1:Общие основы психологии, М., 2001

14. Степанов С. Популярная психологическая энциклопедия, М., 2003

 

Часть 2

Основная:

1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы, М., 2002

2. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента - к характеру и типологии личности, М., 2001

3. Выготский Л.С. Психология, М., 2000

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, М., 2000

5. Дубровина И.В. Психология, М., 1999

6. Марютина Т.М. Естественнонаучные аспекты психологии: Краткий терминологический словарь, М., 2002

7. Общая психология. Тексты. Т.2: Субъект деятельности. Ред. Петухов В.В., М., 2002

8. Петровский А.В. Психология, М., 2002

9. Психология индивидуальных различий. Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., М., 2002

10. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Т.2, М., 2003

11. Рубиштейн С.Л. Основы общей психологии, Спб., 2002.

 

 

Дополнительная:

1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Тесты, М., 2002

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, М., 2001

3. Асмолов А.Г. Психология личности. М,: Изд-во МГУ- 1990,

4. Братусь Б.С, Аномалии личности. М.: Мысль. 1988.

6. Бодалев А.А- Личность и общение- Избранные труды- М.: Педагогика. 1983.

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.:

Педагогика.1986.

8. Большакова В.В. Общая психология: Курс лекций, М., 2002

9. Гамезо М.В. Атлас по психологии, М., 2000

10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей, М., 2000

11. Зейгарник Б.В- Теории личности в зарубежной психологии. М.;

Изд-во МГУ. 1982.

12. Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.

13. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции-М.: Изд-во МГУ, 1991.

14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, М., 2002

15. Ильин Е.П. Психология воли, М., 2002

16. Ильин Е.П. Эмоции и чувства, М., 2002

17. Квинн В.Н. Прикладная психология, М., 2000

18. Купер К. Индивидуальные различия, М., 2000

19. Леонтьев А-Н. Потребности, мотивы и эмоции: конспект лекций.

М.: Изд-во МГУ. 1971.

20. Маслоу А. Мотивация и личность, М., 2003

21. Небылицын В.Д. Проблемы психологии индивидуальности, М., 2000

22. Психические состояния: Хрестоматия. Сост. Куликов Л.В., М., 2001

23. Степанов С. Популярная психологическая энциклопедия, М., 2003

24. Столин В.В. Самосознание личности. М-: Изд-во МГУ. 1983.

25. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Избранные труды.Т.1, М., Педагогика, 1985.

26. Фресс П. Эмоции//Экспериментальная психология/ Ред.сост.:

П.Фресс, Ж.Пиаже М.: Прогресс. 1975, Вып.5. С-111--188.

27. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М: Педагогика, 1986.

Часть 3.

Основная

 

1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы, М., 2002

2. Выготский Л.С. Психология, М., 2000.

3. Когнитивная психология. Учебник для студентов высших учебных заведений.

Под ред ВН.Дружинина, Д.В. Ушакова, М. «ПЕР СЭ», 2002.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Спб., 2002.

5. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания./

Под ред. В.В.Петухова. М,. Российское психологическое общество,1998.

Дополнительная

 

1. Андерсон Д.Р. Когнитивная психология. Питер, СПб,, 2002.

2. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М., МГУ, 1973.

3. Гальперин П-Я, Кобыльницкая С.Е. Экспериментальное формирование внимания. М: Изд-во МГУ- 1974.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М: Педагогика.1986.

5. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., Тривола, 1997.

6. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб, 2002.

7. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики.М., Смысл, 1997.

8.. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.

9. Тихомиров O.K. Психология мышления. М:Изд-во МГУ, 1984.

10. Хрестоматия по вниманию/ Под ред.А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея,

В.Я.Романова, М.: Изд-во МГУ. 1976.

11. Хрестоматия по общей психологии: психология памяти/ Под ред-

Ю.Б.Гиппенрейтер, В. Я. Романова М: Изд-во МГУ, 1979.

12. Хрестоматия по общей психологии: психология мышления/ Под

ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В. В.Петухова. М: Изд-во МГУ,1981.

13. Хрестоматия по ощущению и восприятию/ Под ред. Ю.Б.Гиппенрей-

тер, М. Б. Михалевской. М: Изд-во МГУ. 1975.

13. Шифман Х. Ощущение и восприятие. Питер, СПБ, 2003.

 

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(Кафедра общей психологии)

 

 

ПРОГРАММА

курса

 

 

“ Общая психология“

 

1. Автор и составитель программы - доктор психологических наук,

профессор Т.М.Марютина

Рецензент -

 

Длительность курса - 340 часов аудиторной нагрузки

Количество часов в неделю - 5 часов

 

2. Место курса в учебном плане.

q 1, 2, 3, 4 семестры.

q Обязательный курс.

q Базовыми являются курсы - введение в профессию, антропология, зоопсихология и сравнительная психология, физиология ЦНС, философия.

q Условия, необходимые для изучения курса - минимум знаний в области зоопсихологии и сравнительной психологии, антропологии, физиологии, а также четкое представление о роли и месте общей психолог



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.73.233 (0.014 с.)