Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 9. Психология непосредственно-чувственного познания мира.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема 9.1. Ощущение как первичный уровень непосредственно-чувственного познания. Виды и формы познавательной психической деятельности. Непосредственно-чувственное познание. Понятие ощущения и чувственной модальности. Принципы строения анализатора. Варианты классификации ощущений: по модальности, по месту расположения рецептора, по эволюционному возрасту. Свойства ощущения: интенсивность, длительность, пространственная отнесенность. Адаптация и сенсисибилизация органов чувств.
Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 9.1. 1. Проведите сравнительный анализ разных вариантов классификации ощущений. 2. Как соотносятся протопатическая и эпикритическая чувствительность в разных видах модальности? 3. Какое значение может иметь пространственная отнесенность ощущения для дальнейшего анализа раздражителя? 4. В чем биологический смысл адаптации и сенсибилизации? Основная литература: 1,2, 4, 5 Дополнительная литература: 2,13. Тема 9.2. Понятие образа. Виды образных явлений. Определение образа. Чувственные и рациональные образы. Образ как продукт ощущения и восприятия. Образ как квазисенсорное явление. Образ как продукт представления, воображения и памяти. Феноменология образов. Критерии различения образа-ощущения и образа-восприятия. Рефлекторная природа ощущений и активная природа восприятия. Соотношение образа сознания и образа восприятия. Предметный образ и его семантическая многоуровневость. Роль образа в регуляции деятельности и поведения. Восприятие как процесс и как деятельность. Свойства восприятия. Объективированность, предметность, константность, целостность и категориальность восприятия. Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 9.2. 1. Почему восприятие в отличие от ощущения имеет активный характер? 2. Как соотносятся образ ощущения, образ восприятия и образ сознания? 3. Охарактеризуйте значение основных свойств восприятия. 4. Каким представлялся бы человеку окружающий мир, если бы его восприятие не обладало константностью? Основная литература: 1, 2, 4, 5 Дополнительная литература: 2,13.
Тема 9.3 Психофизика ощущений. Тема 9.3.1. Пороги чувствительности. Понятие проксимального и дистального стимула. Основные параметры зрительных и слуховых ощущений. Зона доступных значений. Пороги чувствительности. Абсолютная и разностная чувствительность. Объективные и субъективные методы измерения порогов. Классические методы измерения порогов. Метод границ. Метод постоянных стимулов. Психофизическая зависимость и психофизическая функция. Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 9.3.1. 1. Как соотносятся абсолютная и разностная чувствительность? 2. Что такое порог и как его можно измерить? 3. Как определяется порог с помощью психофизической функции? Основная литература: 3, 4, 5 Дополнительная литература: 2, 13 Тема 9.3.2. Основные законы сенсорной психофизики. Дифференциальная чувствительность. Правило Бугера и закон Вебера. Константа Вебера и ее значение. Сенсорные шкалы и шкалирование субъективных оценок стимула. Закон Фехнера. Закон Стивенса. Современные представления о сенсорном пороге и основные понятия теории обнаружения сигнала. Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 9.3.2. 1. О чем свидетельствуют разные для различных модальностей значения константы Вебера? 2. В чем принципиальное различие законов Фехнера и Стивенса? 3. Охарактеризуйте основные понятия теории обнаружения сигнала. Основная литература: 3.4, 5. Дополнительная литература: 2, 13, 14 Тема 9.4. Феноменология восприятия. Тема 9.4.1. Восприятие цвета. Понятие основных цветов; Компоненты цветового ощущения: видимая яркость, цветовой тон и насыщенность. Законы смешения цветов. Цветовое тело. Цветовой треугольник. Теории восприятия цвета. Трехкомпонентная теория Гельмгольца. Теория оппонентных цветов Геринга. Детекторная концепция восприятия цвета Соколова – Измайлова. Аномалии восприятия цвета. Константность восприятия цвета. Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 9.4.1. 1. Что такое дополнительный цветовой тон? 2. Объясните основные параметры цветового тела? 3. Почему константность восприятия цвета может существенно варьировать? Основная литература: 3.4, 5. Дополнительная литература: 2, 13,14 Тема 9.4.2. Восприятие формы. Восприятие контура и контраста. Характерные признаки фигуры и фона. Факторы, определяющие выделение фигуры из фона в гештальтпсихологии. Правила группировки, выделенные Вертхаймером. Принцип прегнантности. Перцептивная установка и ее роль в организации восприятия. Современные теории восприятия объекта. Теория интеграции отличительных признаков. Идентификация объектов путем распознания по компонентам. Информационный подход Марра. Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 9.4.2. 1. Каковы перцептивные различия между фигурой и фоном? 2. Охарактеризуйте основные факторы, способствующие выделению фигуры из фона. 3. Что такое хорошая форма с точки зрения гештальтпсихологии? 4. Охарактеризуйте основные этапы восприятия объектов в теории Марра? Основная литература: 3.4, 5. Дополнительная литература: 2, 13,14 Тема 9.4.3. Восприятие пространства. Основные закономерности восприятия пространства и глубины. Признаки удаленности: окуломоторные, монокулярные и бинокулярные признаки глубины. Отношения между величиной и расстоянием. Опыты Эймса. Механизмы стереозрения. Теоретический и эмпирический гороптер. Бинокулярная диспаратность. Зона Панума. Стереопсис. Стереограммы Юлеша. Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 9.4.3. 1. Перечислите монокулярные и бинокулярные признаки глубины. 2. При каких условиях видимое изображение начинает двоиться? 3. Почему возникает двигательный параллакс? Основная литература: 3.4, 5. Дополнительная литература: 2, 13,14 Тема 9.4.4. Восприятие движения. Зрительное восприятие движения. Морфофункциональные системы, обеспечивающие восприятие движения. Оптическая стимуляция как источник восприятия движения. Теория упреждения сигнала. Пороги восприятия движения. Иллюзии и последействия движения. Индуцированное движение. Кажущееся движение. Автокинетическое движение.
Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 9.4.4. 1. Какую роль играет восприятие движения в эволюции поведения и психики? 2. Какую роль играют глазные мышцы в обеспечении восприятия движения? 3. Где используется стробоскопическое движение? Основная литература: 3,4, 5. Дополнительная литература: 2, 13,14 Тема 9.4.5. Восприятие времени. Биологические основы восприятия времени. Биологические часы. Когнитивные теории восприятие времени. Влияние сложности стимула, организации информации, памяти на оценивание временных интервалов. Когнитивно—аттенционная теория. Восприятие времени и величина окружающего пространства. Понятие хронотопа. Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 9.4.5. 1. Какую роль в восприятии времени играют биологические часы? 3. Как влияет внимание на восприятие времени? 4. Объясните, что означает утверждение: хронотоп – интеграция пространства и времени. Основная литература: 3.4, 5. Дополнительная литература: 13,14 Тема 9.4.6. Теории восприятия. Ассоцианизм. Гештальтпсихология. Теория перцептивных действий. Когнитивные теории восприятия. Теория перцептивного цикла У.Найсера. Восприятие как процесс категоризации в трудах Дж.Брунера. Экологический подход к восприятию Дж.Гибсона. Теория фазности восприятия Н.Ланге. Микрогенез зрительного образа. Симультанное и сукцессивное опознание. Вопросы и задания для самостоятельной работы по 9.4.6. 1. Почему позиции ассоцианизма и гештальтпсихологии в оценке феноменов восприятия являются альтернативными? 2. Какую функцию выполняет перцептивное действие? 3. Какую роль играет схема в перцептивном цикле? 4. Как связаны симультанное и сукцессивное опознание? Основная литература: 3,4, 5. Дополнительная литература: 2, 13,14
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.253.88 (0.006 с.) |