Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинар 30. (58) Виды и функции речи.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги Поиск на нашем сайте
1) Язык и речь. Виды речи и формы. 2) Функции речи. 3) Вербальное и невербальное взаимодействие. Методические рекомедации. Нужно четко различать язык как систему знаков и речь как воплощение языка в деятельности каонкртного носителя (человека, группы людей.). Многообразие видов речи требует четкой систематизации ее форм. Надо сравнить особенности следующих видов речи: устная и письменная, монологическая и диалогическая, импрессиваная и эксперссивная, проанализировать их психологические характеристики. Далее рассмотреть функции речи, определив значение каждой из следующих (коммуникативная, сигнификативная, номинативная, индикативная). Особо следует проанализировать особенности вербального и невербального общения, сравнив эффективность того и другого.
Семинар 31. (59). Мышление и речь. 1) Особенности внутренней речи. 2) Внутренняя речь и мышление. 3). Значение как единица мышления и речи. Методические рекомендации. Следует изучить особенности внутренней речи, отметив ее предикативный характер и насыщенность смыслами, проанализировать существующие представления о связи мышления и внутренней речи, показа, что они обравзуют единство, но не тождество (С.Л.Рубинштейн). Далее надо изучить стадии развития значения слова по Л.С.Выготскому. Семинар 32.(60) Этапы развития психолингвистики. 1)Понятие речевой деятельности. 2). Теории порождения речевых высказываний и восприятия речи. 3) Изучение речи в контексте бихевиоризма (Семантический дифференциал Ч.Осгуда.) 4) Порождающая грамматика Хомского. 5) Текст как объект психолингвистики. Методические рекомендации. В этой теме следует изучить разные подходы к изучению психологических аспектов языка и речи. Проанализировать понятие речевой деятельности (А.А.Леонтьев), рассмотреть изменение содержания и предмета психолингвистики, начиная с момента ее возникновения в 50-е годы ХХ века. Особое вниманеи надо уделить описанию семантического дифференциала Ч.Осгуда.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ В качестве промежуточного контроля предполагается проведение контрльнх работ по окончании каждой темы, а также написаниерефератов и выступлений с докладами с целью расширений знаний по пройденному материалу. Форма итогового контроля - экзамен.
8. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ 1. Проблема социальной обусловленности сознания в психологии (различные подходы). 2. Ассоциация как явление и как механизм работы сознания. 3. Путь Р. Декарта к понятию сознания. 4. Бихевиоризм: истоки и развитие. 5. Ассоциативная психология: история, идеи, факты. 6. Деятельностный подход в психологии: идеи и факты. 7. Проблема объективности психологических исследований. 8. Проблема личности в гуманистической психологии 9. Проблема бессознательного в психологии. 10. Концепция “физиологии активности”. 11. Поведение как предмет психологии. 12. Целостный подход в психологии. 13. Школа К.Левина: идеи и факты. 14. Культурно-историческая концепция происхождения высших психических функций Л.С.Выготского. 15. Гештальтпсихология: идеи и факты. 16. Категория деятельности в психологии. 17. Теория системно-динамической локализации высших психических функций А.Р.Лурии. 18. Развитие психоанализа в работах А.Адлера и К.Юнга. 19. Когнитивная психология: основные положения и примеры экспериментальных исследований. 20. Образ и картина мира.
9. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ Часть 1, семестр 1 1. Изменение представлений о предмете психологии в ходе ее исторического развития. 2. Метод интроспекции и его значение в развитии психологии. 3. Возникновение и развитие эмпирической психологии сознания. 4. Бихевиоризм и его значение в изучении поведения. 5. Учение З.Фрейда и его значение для развития психологии. 6. Гештальтпсихология: идеи и факты. 7. Проблема бесознательного в психологии: (З.Фрейд, Д.Н.Узнадзе) 8. Происхождение и эволюция психики. Критерии психического. 9. Развитие поведения и психики в филогенезе. 10 Культурно-исторические факторы развития психики человека. 11. Сознание как предмет психологического анализа. 12. Культурно-историческая теория психики Л.С.Выготского. 13. Высшие психические функции человека: их строение, свойства и происхождение. 14. Развитие высших психических функций человека в онтогенезе. Понятие интериоризации. 15. Психологическая теория деятельности. 16. Действия, цели и операции. 17. Деятельностный подход и его значение. 18. Определение и классификация потребностей. 19. Понятие мотива. Виды и функции мотива в теории деятельности А.Н. Леонтьева. 20. Проблема объективности психологических исследований. 21. Психофизиологическая проблема. 22. Физиология активности. Вопросы для подготовки к экзамену Часть 2, семестр 2 1. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. 2. Понятие типа и черты. 3. Номотетический и идиографический способы описания индивидуальных различий. 4. Телесная конституция как фактор индивидуализации психического развития. 5. Конституциональные теории темперамента. 6. Темперамент, характер, личность. 7. Активность и эмоциональность как основные компоненты темперамента. 8. Структура и типы характера. 9. Теория черт. Способы выделения и описания черт. 10. Способности в структуре индивидуальности. 13. Общие и специальные способности и их задатки. 14. Умственная одаренность и ее составляющие. 15. Индивидуальный стиль деятельности и условия его формирования. 16. Представление о личности в классическом психоанализе. 17. Самосознание направленность личности. 18. Я-концепция: структура и основные функции. 19. Развитие самосознания и жизненный путь. 20. Проблема личностного роста. Представление о самоактуализации в гуманистической психологии. 21. Определение и классификация потребностей. 22. Иерархия потребностей по А. Маслоу. 23. Понятие мотива и мотивации. 24.. Уровень притязаний и мотивация достижений. 25. Понятие оптимума мотивации и закон Йеркса-Додсона. 26. Проблема свободы воли. 27. Произвольная и волевая регуляция. 28. Структура и виды волевых процессов. 29. Мотивация и личность. Защитные механизмы личности. 30. Определение, классификация ифункции эмоций. 31. Выражение эмоций. Теория Джемса-Ланге. 32. Теория дифференциальных эмоций.
10. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ Экзамен по общей психологии в конце 1 и 2 курсов следует проводить по итогам года, т. е. по всей программе за два семестра, поэтому экзаменационные билеты для 1 и 2 курсов обязательно должны включать приведенные выше в п.9 вопросы к зачетам в 1 и 3 семестрах. Вопросы для подготовки к зачету. Часть 3, семестр 3 1. Ощущение. Виды и свойства. 2. Понятие образа. Виды образных явлений и их классификация. 3. Образ-ощущение и образ-восприятие. 4. Свойства восприятия. 5. Воображение и его связь с другими психическими процессами. 6. Сенсорные пороги и методы их измерения. 7.Шкалирование ощущений. Законы Вебера, Фехнера и Стивенса. 8. Основные положения теории обнаружения сигнала. 9. Теория перцептивных действий. 10. Закономерности и механизмы восприятия цвета. 11. Теории восприятия цвета. 12. Восприятие формы и его механизмы. 13. Вклад гештальтпсихологии в изучение восприятия. 14.Механизмы восприятия пространства. 15. Механизмы восприятия движения. 16. Восприятие времени. 17.. Когнитивные теории восприятия /по У.Найсеру и Дж.Брунеру / 18. Определение, виды и свойства внимания. 19. Моторные теории внимания. 20. Внимание как установка и действие контроля. 21.. Теории ранней селекции /по Д. Бродбенту, Э.Трейсман / 22. Теории поздней селекции /по Д. Норману/. 23.. Ресурсный подход к проблеме внимания /теория Д.Канемана/ 24. Метавнимание и его функции. Вопросы для подготовки к экзамену Часть4, семестр 4 1. Определение и классификация видов памяти. 2. Филогенетическая и онтогенетическая память. 3. Основные процессы памяти. 4. Методы изучения процессов памяти. 5. Произвольное и непроизвольное запоминание: сравнительный анализ. 6. Мнемическая направленность и ее источники / по А.А.Смирнову/. 7. Вклад Г.Эббингауза в изучение. Процессов памяти. 8. Следы памяти, их свойства. 9. Репродуктивный и продуктивный аспекты памяти. 10.Иконическая память, кратковременная память и долговременная память. 11. Эффект Зейгарник. 12. Структурные и функциональные модели памяти в когнитивной психологии. 13. Эксплицитная и имплицитная память. 14. Рабочая память и активная память. 15. Семантическая, эпизодическая и автобиографическая память. 16. Определение мышления. Основные виды мышления. 17. Этапы мыслительного процесса / по С.Л.Рубинштейну/. 18. Основные теоретические подходы к изучению мышления. 10. Язык и речь. Виды и функции речи. 11. Внутренняя речь и ее особенности.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Литература по 1 и 2 частям.
Часть 1 Основная: 1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы, М., 2002 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, М., 2001 3. Выготский Л.С. Психология, М., 2000 4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, М., 2000 5. Дубровина И.В. Психология, М., 1999 6. Марютина Т.М. Естественнонаучные аспекты психологии: Краткий терминологический словарь, М.,2002 7. Петровский А.В. Психология, М., 2002 8. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Т.1, М., 2003 9. Рубиштейн С.Л. Основы общей психологии, Спб., 2002. 10. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 2002. 11. Хрестоматия по курсу "Введение в психологию". Ред. Соколова Е.Е., М., 1999
Дополнительная: 1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Тесты, М., 2002 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, М., 2001 3. Большакова В.В. Общая психология: Курс лекций, М., 2002 4. Вунд Т.В. Введение в психологию, М., 2002 5. Гальперин П.Я. Лекции по психологии, М., 2002 6. Гамезо М.В. Атлас по психологии, М., 2000 7. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1988. 8. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М. Институт практической психологии, 1997. 9. Дубровский Д.И. Информация, мозг, сознание. М., 1980 10. Дубровский Д.И. Психика и мозг: результаты и перспективы исследований // Психологический журнал, 1990, Т.11, № 6. 11. Колесов Д.В. Введение в общую психологию. М., 2002 12. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии, М., 2001 13. Немов Р.С. Психология. Кн.1:Общие основы психологии, М., 2001 14. Степанов С. Популярная психологическая энциклопедия, М., 2003
Часть 2 Основная: 1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы, М., 2002 2. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента - к характеру и типологии личности, М., 2001 3. Выготский Л.С. Психология, М., 2000 4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, М., 2000 5. Дубровина И.В. Психология, М., 1999 6. Марютина Т.М. Естественнонаучные аспекты психологии: Краткий терминологический словарь, М., 2002 7. Общая психология. Тексты. Т.2: Субъект деятельности. Ред. Петухов В.В., М., 2002 8. Петровский А.В. Психология, М., 2002 9. Психология индивидуальных различий. Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., М., 2002 10. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Т.2, М., 2003 11. Рубиштейн С.Л. Основы общей психологии, Спб., 2002.
Дополнительная: 1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Тесты, М., 2002 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, М., 2001 3. Асмолов А.Г. Психология личности. М,: Изд-во МГУ- 1990, 4. Братусь Б.С, Аномалии личности. М.: Мысль. 1988. 6. Бодалев А.А- Личность и общение- Избранные труды- М.: Педагогика. 1983. 7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика.1986. 8. Большакова В.В. Общая психология: Курс лекций, М., 2002 9. Гамезо М.В. Атлас по психологии, М., 2000 10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей, М., 2000 11. Зейгарник Б.В- Теории личности в зарубежной психологии. М.; Изд-во МГУ. 1982. 12. Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. 13. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции-М.: Изд-во МГУ, 1991. 14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, М., 2002 15. Ильин Е.П. Психология воли, М., 2002 16. Ильин Е.П. Эмоции и чувства, М., 2002 17. Квинн В.Н. Прикладная психология, М., 2000 18. Купер К. Индивидуальные различия, М., 2000 19. Леонтьев А-Н. Потребности, мотивы и эмоции: конспект лекций. М.: Изд-во МГУ. 1971. 20. Маслоу А. Мотивация и личность, М., 2003 21. Небылицын В.Д. Проблемы психологии индивидуальности, М., 2000 22. Психические состояния: Хрестоматия. Сост. Куликов Л.В., М., 2001 23. Степанов С. Популярная психологическая энциклопедия, М., 2003 24. Столин В.В. Самосознание личности. М-: Изд-во МГУ. 1983. 25. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Избранные труды.Т.1, М., Педагогика, 1985. 26. Фресс П. Эмоции//Экспериментальная психология/ Ред.сост.: П.Фресс, Ж.Пиаже М.: Прогресс. 1975, Вып.5. С-111--188. 27. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М: Педагогика, 1986. Часть 3. Основная
1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы, М., 2002 2. Выготский Л.С. Психология, М., 2000. 3. Когнитивная психология. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред ВН.Дружинина, Д.В. Ушакова, М. «ПЕР СЭ», 2002. 4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Спб., 2002. 5. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания./ Под ред. В.В.Петухова. М,. Российское психологическое общество,1998. Дополнительная
1. Андерсон Д.Р. Когнитивная психология. Питер, СПб,, 2002. 2. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М., МГУ, 1973. 3. Гальперин П-Я, Кобыльницкая С.Е. Экспериментальное формирование внимания. М: Изд-во МГУ- 1974. 4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М: Педагогика.1986. 5. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., Тривола, 1997. 6. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб, 2002. 7. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики.М., Смысл, 1997. 8.. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996. 9. Тихомиров O.K. Психология мышления. М:Изд-во МГУ, 1984. 10. Хрестоматия по вниманию/ Под ред.А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я.Романова, М.: Изд-во МГУ. 1976. 11. Хрестоматия по общей психологии: психология памяти/ Под ред- Ю.Б.Гиппенрейтер, В. Я. Романова М: Изд-во МГУ, 1979. 12. Хрестоматия по общей психологии: психология мышления/ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В. В.Петухова. М: Изд-во МГУ,1981. 13. Хрестоматия по ощущению и восприятию/ Под ред. Ю.Б.Гиппенрей- тер, М. Б. Михалевской. М: Изд-во МГУ. 1975. 13. Шифман Х. Ощущение и восприятие. Питер, СПБ, 2003.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.92.116 (0.01 с.) |