Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 1. Жанры детского фольклора

Поиск

РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ЧАСОВ

(тематический план курса)

№ п/п Тема занятия вид занятия кол-во часов
Семестр 1
1. Введение: детская литература как учебная дисциплина. лекция  
2. Жанры детского фольклора. семинар  
3. Фольклор и детская литература. лекция  
4. Народная сказка в детском чтении. семинар  
5. Литературная сказка лекция  
6. Литературная сказка А.С. Пушкина. семинар  
7. Миф в детском чтении. лекция  
8. Сказ и сказитель в литературных сказово-сказочных произведениях для детей. семинар  
9. Эволюция романтической сказки. семинар  
10. Христианский миф в литературных жанрах. лекция  
11. Христианский миф в детской литературе. семинар  
12. Исторические жанры в детском и юношеском чтении. лекция  
13. Историческая книга в детском и юношеском чтении. семинар  
14. Историография души. лекция  
15. Мир глазами героя (автобиографические жанры). семинар  
16. Жанры приключенческой литературы для детей. лекция  
17. Приключенческий жанр. семинар  
  зачет  
Семестр 2
18. Приключенческая литература и фантастика. лекция  
19. «Гарри Поттер» Джоан Роллинг. семинар  
20. Научное и художественное знание. лекция  
21. Природоведческая книга в детском и юношеском чтении. лекция  
22. Природоведческая книга в детском и юношеском чтении. семинар  
23. Трансформация зарубежной классики в русской литературе. лекция  
24. Стиль перевода и перевоссозданного произведения в детской литературе. лекция  
25. Традиции жанра «нонсенса» в поэзии и прозе. лекция  
26. Парадокс и нонсенс в детской литературе. семинар  
27. Пародия и шарж в юмористике для детей. От фольклора к литературе. лекция  
28. Юмористика в детском чтении. лекция  
29. Художественный синтез в литературе для детей. лекция  
30. Поэзия в детском и юношеском чтении. лекция  
31. Поэзия в круге детского чтения семинар  
32. Синтетические жанры и синкретические художественные жанры для детей. лекция  
33. Поэтическая классика в детском чтении. Анализ периодических изданий для детей: печатные и электронные издания. семинар  
34. Периодика и критика лекция  
  экзамен  
    лекции  
    семинары  
         

 

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

Указывается тема лекции на 2 часа аудиторных занятий.

Тема 1. Введение: детская литература как учебная дисциплина.

Определение специфики детской литературы: художественный и педагогический компоненты. Круг детского чтения.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. М., 2002; (базовый)

Минералова И.Г. Практикум по детской литературе. М., 2001 (базовый)

Бабушкина А.П. История русской детской литературы. М., 1948.

Сетин Ф.И. История русской детской литературы. Конец Х – 1-я половина Х1Х в. М., 1990.

Чернявская Я.А,, Розанов И.И. Русская советская детская литература. Минск, 1984.

Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М., 1997.

Зарубежная литература для детей и юношества: В 2 ч. / Под ред. Н.К. Мещеряковой, И.С. Чернявской. М., 1997.

Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь / Под ред. Г.А. Черной. М., 1998.

Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. В 2-х частях. М., 1997.

 

Тема 2. Фольклор и детская литература. Жанры детского фольклора. Система жанров детской литературы. Народная сказка.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957.

Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций. М., 2004.

Зуева Т.В. Кирдан Б.П. Русский фольклор. Хрестоматия. М., 2001.

Ильин И. Духовный смысл сказки // Литература в школе. 1992. № 1. С.3-10.

Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. М.;Л., 1962.

Неёлов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Л., 1986. Главы «Человек», «Пространство», «Время».

Пропп В.Я. Морфология (волшебной) сказки. Исторические корни волшебной сказки (Собрание трудов В.Я. Проппа). М., 1998.

Пропп В.Я.Поэтика фольклора (Собрание трудов В.Я. Проппа). М., 1998.

Пропп В.Я. Русская сказка(Собрание трудов В.Я. Проппа). М., 2000.

Трубецкой Е.Н. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке. М., 2001 (или другое издание, первая публикация – «Русская мысль», Прага-Берлин, 1923. № 1-2. С. 220-261).

Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. 1. М. – Л., 1956.

Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. 2. М. – Л., 1957.

Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. 3. М. – Л., 1958.

Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. 4. М. – Л., 1959.

Фольклор как искусство слова. Вып.3. (МГУ). М., 1975.

К лекции прочесть сказки: «Лиса и Петух», «Колобок», «Яичко», «Курочка Ряба», «Марья Моревна»

Тема 3. Литературная сказка. Сказка прозаическая, стихотворная и драматическая.

Литература:

Жуковский В.А. Спящая царевна. Тюльпанное дерево.

Сказки А.С. Пушкина.

Ершов П.П. Конек-Горбунок.

Одоевский В.Ф. Городок в табакерке. Червячок.

Маршак С.Я. Двенадцать месяцев.

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник (и другие учебники – см. список литературы).

Брауде Л.Ю. К истории понятия «Литературная сказка» // Известия АН СССР, Серия литературы и языка, т. 36. М., 1977, № 3.

Брауде Л.Ю Традиции Андерсена в сказочной литературе // Детская литература. 1975. М., 1975. С. 144-157.

Званцева Е.П. Жанр литературной сказки в творчестве Антония Погорельского // Проблемы эстетики и творчества романтиков: Межвуз.тематич.сб. Калининского гос.ун-та. Калинин, 1982. С. 42-53.

Леонова Т.Г. Русская литературная сказка ХIХ века в ее отношении к народной сказке: Поэтическая система жанра в историческом развитии. Томск, 1982.

Лупанова И.П. Иванушка-дурачок в русской литературной сказке ХIХ века // Русская литература и фольклорная традиция: Сб.научных трудов. Волгоград, 1983. С. 16-36.

Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка ХХ века (история, классификация, поэтика). М., 2001.

Мещерякова М.И. Современная русская сказка для детей и юношества: основные направления и тенденции развития // Литературная сказка: история, теория, поэтика (Мировая словесность для детей и о детях). Выпуск 1. М., 1996.. С.71-75.

Минералова И.Г. Стиль культурной эпохи в сказках Ю. Олеши «Три толстяка» и А. Толстого «Золотой ключик» // Литературная сказка: история, теория, поэтика (Мировая словесность для детей и о детях). Выпуск 1. М., 1996.. С.52-55.

Овчинникова Л.В. Образ детства в отечественной литературной сказке ХХ в.: традиции и жанровый синтез // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 5. М., 2000. С. 130-135.

Саламова С.А. Поэтика сказки Л. Толстого // Литературная сказка: история, теория, поэтика (Мировая словесность для детей и о детях). Выпуск 1. М., 1996.. С.9-12.

Абрамюк С.Ф. Фольклорные истоки композиции современной литературной сказки // Проблемы детской литературы: Межвуз.сб. Петрозаводск, 1976. С. 169-184.

Тема 4. Миф в детском чтении.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник (и другие учебники – см. список литературы).

Миф – Фольклор – Литература. Л., 1978.

Бритиков А.Ф. Научная фантастика, фольклор и мифология. // Русская литература, 1984, № 3. С. 55-74.

Тема 5. Эволюция романтической сказки.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

 

Тема 6. Христианский миф в литературных жанрах.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Архетип в фольклоре и литературе: Сб.научных статей. Кемерово, 1994.

Лотман Ю.М., Минц З.Г. Литература и мифология // Труды по знаковым системам. Вып. ХIII. Тарту, 1981. С. 33-55.

Мелетинский Е.М. Миф и историческая поэтика фольклора // Фольклор. Поэтическая система. М., 1977. С. 23-41.

Тема 7. Исторические жанры в детском и юношеском чтении.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

 

Тема 8. Историография души.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

 

Тема 9. Жанры приключенческой литературы для детей. Приключенческая литература и фантастика.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

 

Тема 10. Трансформация зарубежной классики в русской литературе.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

 

Тема 11. Научное и художественное знание.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Неелов Е.М. Натурфилософия русской волшебной сказки. Учебное пособие по спецкурсу. Петрозаводск, 1989.

 

Тема 12. Традиции жанра «нонсенса» в поэзии и прозе.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

 

Тема 13. Пародия и шарж в юмористике для детей. От фольклора к литературе.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

 

Тема 14. Поэзия в детском и юношеском чтении.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

 

Тема 15. Художественный синтез в литературе для детей.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

 

Тема 16. Синтетические жанры и синкретические художественные жанры для детей.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

 

Тема 17. Периодика и критика

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

 

 

Проблематика семинарских занятий

 

Если не указано иного, то одно занятие – 2 аудиторных часа.

СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

Контроль знаний и умений студентов по данной дисциплине осуществляется в виде устных опросов, определяется в ходе выполнения контрольных работ (навык владения ключевыми художественными жанрами: создание литературной сказки, загадки, увлекательного рассказа для детей).

Все это способствует планомерной подготовке к зачету в 1 семестре и экзамену во 2 семестре.

При оценивании уровня знаний студентов преподаватель ориентируется на т ребования к уровню освоения дисциплины.

К окончанию курса студенты должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

1) иметь представление об основных закономерностях литературного процесса;

2) уметь определять специфику одного из этапов становления отечественной литературы в сравнении с другими;

3) уметь определять специфику тех или иных этапов становления отечественной литературы по сравнению с мировым литературным процессом;

4) уметь использовать аналитический подход к произведению, адресованному ребенку; представить научные основы анализа произведений детской литературы при работе с младшими школьниками;

5) уметь определять творческие приемы писателя на всех уровнях произведения (от сюжетно-композиционного до языкового);

6) иметь представление о литературе как о виде искусства и критериях художественности;

6) уверенно владеть литературоведческой терминологией и иметь представление об использовании терминологии в условиях современной начальной школы;

7) знать основы стиховедения и уметь применять их в ходе анализа художественных произведений, адресованных детям.

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ

1. Детская литература как учебная дисциплина. Цели и задачи курса. Детская литература и круг детского чтения.

2. Функции детской литературы как искусства слова.

3. Фольклор в детском чтении и в детской литературе. Малые фольклорные жанры.

4. Детский фольклор.

5. Народная сказка и миф.

6. Эволюция мифологического содержания сказок (сказки о животных, бытовые, волшебные сказки). Сказки о животных.

7. Эволюция мифологического содержания сказок (сказки о животных, бытовые, волшебные сказки). Волшебные сказки.

8. Эволюция мифологического содержания сказок (сказки о животных, бытовые, волшебные сказки). Бытовые сказки.

9. Миф языческий, античный, христианский в детском чтении и в истории детской литературы.

10. Библия и агиографические жанры в детском чтении.

11. Античный миф в детском чтении.

12. Народная сказка. Обработка. Пересказ. Стилизация (А.Н. Афанасьев, В.И. Даль, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А,К. Толстой, А.М. Ремизов, А.Н. Толстой).

13. Жанр литературной сказки. Прозаическая литературная сказка.

14. Стихотворная литературная сказка. В.А. Жуковский – сказочник.

15. Протеизм сказок А.С. Пушкина. «Прототипы» и оригинал.

16. «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского: специфика жанра.

17. В.Ф. Одоевский – педагог и писатель.

18. Художественное пространство сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». Героя. Конфликт. Деталь. Ритмика. Особенности речи.

19. Сказ в «Аленьком цветочке» С.Т. Аксакова.

20. Лирическая поэзия Х1Х века в детском чтении. Жанры. Образность. Ритмическая организация. Слово как произведение.

21. Русские учебники. История и современность.

22. Учебная книга для детей в представлении и воплощении К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого.

23. Поэзия Н.А. Некрасова для детей. Жанры. Сюжет. Герой. Особенности стиха.

24. Д.Н. Мамин-Сибиряк – детский писатель. Сказка. Цикл сказок. Рассказ. Особенности повествовательной манеры.

25. Приключенческие жанры в детском чтении. Проблематика. Герой. Стиль.

26. Жанр автобиографической повести в детском чтении. Тип героя. Особенности сюжетосложения.

27. «Русский Андерсен» - Н.П. Вагнер.

28. Миф в романтических сказках В.М. Гаршина.

29. Малые жанровые формы для детей в творчестве писателей конца Х1Х – начала ХХ века (А.П. Чехов, Л.Н. Андреев, А.И. Куприн).

30. К.И. Чуковский в истории детской литературы. Протеизм в творчестве К.И. Чуковского и «свой голос».

31. Комическое и лирическое в прозе и поэзии Саши Черного. Стиль «Дневника фокса Микки».

32. С.Я. Маршак – поэт, сказочник, драматург, переводчик. Поэтическая речь. Герой.

33. Русская литературная сказка 20-30-х гг. Дискуссия о сказке. Новое поколение сказочников: Л.И. Лагин, В.А. Каверин, В.П. Катаев.

34. Детская поэзия в ХХ в.: основные тенденции развития. Сюжет. Ритмика. Особенности образной речи.

35. «Нонсенс», стилизация и пародия в творчестве обэриутов.

36. История развития научно-художественной книги для детей в ХХ в.

37. Природоведческая книга в ХХ в. Жанр. Повествователь. Сюжет.

38. В.В. Бианки – лирик и энциклопедист.

39. Лирико-философское начало в книгах М.М. Пришвина и К.Г. Паустовского.

40. Сказ в творчестве П.П. Бажова, Б.В. Шергина, С.Г. Писахова и др.

41. Сюжет, деталь, конфликт в сказках П.П. Бажова. Этнографическое и лирическое.

42. Исторические жанры в детском и юношеском чтении: истоки, эволюция, современность. Проблематика, особенности конфликта, герой, сюжет, композиция.

43. «Мир глазами героя» в малых прозаических жанрах о детях и для детей.

44. Фантастика: научно-фантастические жанры и фэнтези. особенности сюжетосложения. Прошлое, настоящее и будущее в научно-фантастических жанрах и фэнтези.

45. Лидия Чарская – сказочница. Принципы организации художественного пространства книги Л. Чарской «Сказки голубой феи».

46. А.М. Горький – детям.

 


[*] В списке литературы к семинару указаны художественные произведения и исследования по тематике семинара. Художественные произведения читаются полностью, анализируются студентами. Исследования и материала изучаются в соответствии с заданием к семинару. При выполнении заданий необходимо обращаться к базовому учебнику «Детская литература» И.Г. Минераловой с «Практикумом» (см. общий список литературы). В случае необходимости студент обращается к словарным статьям в книгах: Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь / Под ред. Г.А. Черной. М., 1998; Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. В 2-х частях. М., 1997.

 

РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ЧАСОВ

(тематический план курса)

№ п/п Тема занятия вид занятия кол-во часов
Семестр 1
1. Введение: детская литература как учебная дисциплина. лекция  
2. Жанры детского фольклора. семинар  
3. Фольклор и детская литература. лекция  
4. Народная сказка в детском чтении. семинар  
5. Литературная сказка лекция  
6. Литературная сказка А.С. Пушкина. семинар  
7. Миф в детском чтении. лекция  
8. Сказ и сказитель в литературных сказово-сказочных произведениях для детей. семинар  
9. Эволюция романтической сказки. семинар  
10. Христианский миф в литературных жанрах. лекция  
11. Христианский миф в детской литературе. семинар  
12. Исторические жанры в детском и юношеском чтении. лекция  
13. Историческая книга в детском и юношеском чтении. семинар  
14. Историография души. лекция  
15. Мир глазами героя (автобиографические жанры). семинар  
16. Жанры приключенческой литературы для детей. лекция  
17. Приключенческий жанр. семинар  
  зачет  
Семестр 2
18. Приключенческая литература и фантастика. лекция  
19. «Гарри Поттер» Джоан Роллинг. семинар  
20. Научное и художественное знание. лекция  
21. Природоведческая книга в детском и юношеском чтении. лекция  
22. Природоведческая книга в детском и юношеском чтении. семинар  
23. Трансформация зарубежной классики в русской литературе. лекция  
24. Стиль перевода и перевоссозданного произведения в детской литературе. лекция  
25. Традиции жанра «нонсенса» в поэзии и прозе. лекция  
26. Парадокс и нонсенс в детской литературе. семинар  
27. Пародия и шарж в юмористике для детей. От фольклора к литературе. лекция  
28. Юмористика в детском чтении. лекция  
29. Художественный синтез в литературе для детей. лекция  
30. Поэзия в детском и юношеском чтении. лекция  
31. Поэзия в круге детского чтения семинар  
32. Синтетические жанры и синкретические художественные жанры для детей. лекция  
33. Поэтическая классика в детском чтении. Анализ периодических изданий для детей: печатные и электронные издания. семинар  
34. Периодика и критика лекция  
  экзамен  
    лекции  
    семинары  
         

 

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

Указывается тема лекции на 2 часа аудиторных занятий.

Тема 1. Введение: детская литература как учебная дисциплина.

Определение специфики детской литературы: художественный и педагогический компоненты. Круг детского чтения.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. М., 2002; (базовый)

Минералова И.Г. Практикум по детской литературе. М., 2001 (базовый)

Бабушкина А.П. История русской детской литературы. М., 1948.

Сетин Ф.И. История русской детской литературы. Конец Х – 1-я половина Х1Х в. М., 1990.

Чернявская Я.А,, Розанов И.И. Русская советская детская литература. Минск, 1984.

Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М., 1997.

Зарубежная литература для детей и юношества: В 2 ч. / Под ред. Н.К. Мещеряковой, И.С. Чернявской. М., 1997.

Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь / Под ред. Г.А. Черной. М., 1998.

Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. В 2-х частях. М., 1997.

 

Тема 2. Фольклор и детская литература. Жанры детского фольклора. Система жанров детской литературы. Народная сказка.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957.

Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций. М., 2004.

Зуева Т.В. Кирдан Б.П. Русский фольклор. Хрестоматия. М., 2001.

Ильин И. Духовный смысл сказки // Литература в школе. 1992. № 1. С.3-10.

Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. М.;Л., 1962.

Неёлов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Л., 1986. Главы «Человек», «Пространство», «Время».

Пропп В.Я. Морфология (волшебной) сказки. Исторические корни волшебной сказки (Собрание трудов В.Я. Проппа). М., 1998.

Пропп В.Я.Поэтика фольклора (Собрание трудов В.Я. Проппа). М., 1998.

Пропп В.Я. Русская сказка(Собрание трудов В.Я. Проппа). М., 2000.

Трубецкой Е.Н. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке. М., 2001 (или другое издание, первая публикация – «Русская мысль», Прага-Берлин, 1923. № 1-2. С. 220-261).

Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. 1. М. – Л., 1956.

Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. 2. М. – Л., 1957.

Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. 3. М. – Л., 1958.

Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. 4. М. – Л., 1959.

Фольклор как искусство слова. Вып.3. (МГУ). М., 1975.

К лекции прочесть сказки: «Лиса и Петух», «Колобок», «Яичко», «Курочка Ряба», «Марья Моревна»

Тема 3. Литературная сказка. Сказка прозаическая, стихотворная и драматическая.

Литература:

Жуковский В.А. Спящая царевна. Тюльпанное дерево.

Сказки А.С. Пушкина.

Ершов П.П. Конек-Горбунок.

Одоевский В.Ф. Городок в табакерке. Червячок.

Маршак С.Я. Двенадцать месяцев.

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник (и другие учебники – см. список литературы).

Брауде Л.Ю. К истории понятия «Литературная сказка» // Известия АН СССР, Серия литературы и языка, т. 36. М., 1977, № 3.

Брауде Л.Ю Традиции Андерсена в сказочной литературе // Детская литература. 1975. М., 1975. С. 144-157.

Званцева Е.П. Жанр литературной сказки в творчестве Антония Погорельского // Проблемы эстетики и творчества романтиков: Межвуз.тематич.сб. Калининского гос.ун-та. Калинин, 1982. С. 42-53.

Леонова Т.Г. Русская литературная сказка ХIХ века в ее отношении к народной сказке: Поэтическая система жанра в историческом развитии. Томск, 1982.

Лупанова И.П. Иванушка-дурачок в русской литературной сказке ХIХ века // Русская литература и фольклорная традиция: Сб.научных трудов. Волгоград, 1983. С. 16-36.

Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка ХХ века (история, классификация, поэтика). М., 2001.

Мещерякова М.И. Современная русская сказка для детей и юношества: основные направления и тенденции развития // Литературная сказка: история, теория, поэтика (Мировая словесность для детей и о детях). Выпуск 1. М., 1996.. С.71-75.

Минералова И.Г. Стиль культурной эпохи в сказках Ю. Олеши «Три толстяка» и А. Толстого «Золотой ключик» // Литературная сказка: история, теория, поэтика (Мировая словесность для детей и о детях). Выпуск 1. М., 1996.. С.52-55.

Овчинникова Л.В. Образ детства в отечественной литературной сказке ХХ в.: традиции и жанровый синтез // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 5. М., 2000. С. 130-135.

Саламова С.А. Поэтика сказки Л. Толстого // Литературная сказка: история, теория, поэтика (Мировая словесность для детей и о детях). Выпуск 1. М., 1996.. С.9-12.

Абрамюк С.Ф. Фольклорные истоки композиции современной литературной сказки // Проблемы детской литературы: Межвуз.сб. Петрозаводск, 1976. С. 169-184.

Тема 4. Миф в детском чтении.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник (и другие учебники – см. список литературы).

Миф – Фольклор – Литература. Л., 1978.

Бритиков А.Ф. Научная фантастика, фольклор и мифология. // Русская литература, 1984, № 3. С. 55-74.

Тема 5. Эволюция романтической сказки.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

 

Тема 6. Христианский миф в литературных жанрах.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Архетип в фольклоре и литературе: Сб.научных статей. Кемерово, 1994.

Лотман Ю.М., Минц З.Г. Литература и мифология // Труды по знаковым системам. Вып. ХIII. Тарту, 1981. С. 33-55.

Мелетинский Е.М. Миф и историческая поэтика фольклора // Фольклор. Поэтическая система. М., 1977. С. 23-41.

Тема 7. Исторические жанры в детском и юношеском чтении.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

 

Тема 8. Историография души.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

 

Тема 9. Жанры приключенческой литературы для детей. Приключенческая литература и фантастика.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

 

Тема 10. Трансформация зарубежной классики в русской литературе.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

 

Тема 11. Научное и художественное знание.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

Неелов Е.М. Натурфилософия русской волшебной сказки. Учебное пособие по спецкурсу. Петрозаводск, 1989.

 

Тема 12. Традиции жанра «нонсенса» в поэзии и прозе.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

 

Тема 13. Пародия и шарж в юмористике для детей. От фольклора к литературе.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

 

Тема 14. Поэзия в детском и юношеском чтении.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

 

Тема 15. Художественный синтез в литературе для детей.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

 

Тема 16. Синтетические жанры и синкретические художественные жанры для детей.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

 

Тема 17. Периодика и критика

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

 

 

Проблематика семинарских занятий

 

Если не указано иного, то одно занятие – 2 аудиторных часа.

Семинар 1. Жанры детского фольклора

Цель: изучить жанры детского фольклора.

Что такое «детский фольклор»?

Какие жанры детского фольклора можно перечислить?

Привести примеры жанров детского фольклора, придерживаясь следующего плана:

*назвать жанр;

*перечислить основные жанровые признаки;

*привести примеры произведений этого жанра;

*доказать, что эти произведения относятся к указанному жанру.

Литература:

Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы)[*].

Зуева Т.В. Кирдан Б.П. Русский фольклор. Хрестоматия. М., 2001.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.198 (0.01 с.)