Тема 8. Итоги исторического пути России к началу XXI в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Итоги исторического пути России к началу XXI в.



1. Проблемы демократии и рыночного переустройства общества после 1991 г.

2. Социально-экономическое и политическое положение России в начале XXI в.

3. Исторические особенности устройства государства, власти и общества в России: история и современность.

4. Судьба реформ в России: источники, динамика, закономерности и результаты. Исторический опыт.

5. Периодизация российского исторического пути.

Литература к теме 8

• Ежов В.В. Самые знаменитые заговоры и перевороты России. - М.: Вече. 2002. с. 406-411.

• Исаев И.А. История России (традиции государственности). - М.: Юкис. 1995. с. 122-269.

• История России (Россия в мировой цивилизации). Курс лекций. /Сост. и отв. ред. Радугин A.A. - М.: Центр, 2001, с. 327-343.

• История России в вопросах и ответах. Курс лекций. Учебное пособие. /Сост. Кислицин С.А. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997, с. 237-249.

• История России в схемах: учеб. пособие / А.С.Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивонина. -М.: проспект, 2010. - 304 с. (с.284-290)

• Отечественная история: с древнейших времен до конца XX века. Учебное пособие. Под ред. Зотовой M.B. - М.: Логос, 2002, с. 527-540.

• Реформы в России XVIII-XX вв.: опыт и уроки: Учеб. пособие / Под ред. проф. Я.А. Плейса. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 493с. (с.435-471)

• Семенннкова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для высших учебных заведений. - Брянск: Курсив. 1996. с. 492-503.

• Чумаченко Э.Г. История России. 12 веков (IX-XX). Учебное пособие. - М-: ЮНИТИ-ДАНА, 2002, с. 481-507.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ.

Учебным и учебно-тематическим планами по дисциплине «История России» предусмотрена аудиторная а также самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Она включает в себя различные виды и формы изучения материалов предмета с целью углубленной подготовки к семинарским занятиям и экзамену. В зависимости от задания, или по собственному желанию под руководством преподавателя студенты могут готовить письменные аналитические рефераты или исторические справки по рекомендуемым темам программы.

Основным способом самоподготовки студентов является работа с учебниками и учебными пособиями, чтение, изучение и конспектирование научных монографий, статей, сообщений, использование электронных источников. Необходимо тщательно следовать методическим указаниям, имеющимся в учебных изданиях, прибегая к различным способам запоминания материала, в том числе, возможно, пересказывая усвоенный материал вслух в обществе сокурсников. Чтение исторических текстов требует от студентов определенной эмоциональной и интеллектуальной работы, позволяющей проникнуться «духом истории», понять элементы психологической, социальной, экономической, идейной или культурной мотивации, которыми руководствовались различные исторические деятели и личности. Необходимо стремиться к развитию «исторического воображения», позволяющего реконструировать внешнюю и внутреннюю стороны исторических событий и их общественное и человеческое содержание. При этом следует соблюдать определённые методические требования:

• обращать внимание на детали, редкие имена, связи, ассоциации, совпадения, сходство исторических фактов и событий разных времён;

• учитывать разность взглядов и точек зрения на одни и те же события и периоды, стараясь определить характер исторической школы, направление, источник, а также философские, экономические и политические основания тех или иных концепций.

Взгляды современных историков либерального толка нередко кардинально отличаются от высказываний сторонников радикального, или «национально-патриотического» направления, где некоторые проблемы русской истории не рассматриваются вообще, отрицаются, либо связываются исключительно с культурно-религиозной или духовной традицией в отрыве от материальных основ жизни. Следует помнить, что «знать историю» недостаточно, да и невозможно. Историю страны, историю России необходимо понимать, понимать ее смысл и источники положительной или отрицательной исторической динамики Есть множество людей, «знающих» историю, но понимающих её внутреннее содержание, связи, закономерности нелинейных отношений - в десятки раз меньше. Знать много иностранных слов еще не значит говорить на иностранном языке.

В ходе самостоятельной работы необходимо, опираясь на классические историко-философские труды отечественных и зарубежных ученых, вырабатывать у себя устойчивые научные критерии исторической истины и объективности. При этом следует руководствоваться научно-методическим принципом: запретных тем и запретных вопросов в истории, если относиться к ней как к науке быть не может.

Значительную помощь в самостоятельной работе могут оказать электронные источники, где имеется несколько десятков адресов, содержащих значительные массивы исторической информации, в том числе исторические портреты, исторические документы, аналитические материалы, публикации, касающиеся загадок и тайн русской истории и др. Итогом самостоятельной работы являются небольшие устные, а иногда и письменные рефераты и сообщения, которые выносятся на семинар для обсуждения в группе. Доклады должны содержать наиболее важные, интересные, а иногда и спорные аспекты рассматриваемой темы. После коллективного обсуждения преподаватель оценивает качество выполненной работы.

ТРЕБОВАНИЯ К УСТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ.

Устное выступление студента на семинарских занятиях должно отвечать определённым методическим требованиям. Подготовка к семинару проводится во внеаудиторной форме, требует привлечения дополнительных научных источников, включая электронные. Студенту следует помнить, что качество и уровень семинарских материалов должны значительно превосходить школьные стандарты. Фактически это должно быть небольшое самостоятельно выполненное научное исследование или аналитический обзор. Источниковедческой основой этой работы не могут служить только лишь учебники и пособия. Необходимо обращаться к научным монографиям, статьям, сборникам хрестоматийного характера или непосредственно к первоисточникам. Большая часть этой литературы доступна в электронном виде. Если реферат готовится в письменном виде, то он должен сопровождаться списками использованной литературы. Если же в устном, то необходимо сделать небольшой обзор источников.

По своему стилю речь студента должна быть грамотной, логически выверенной, не допускающей обыденных или бытовых выражений, содержать необходимые научные и устоявшиеся понятия, термины, формулировки, принятые в научной и учебной литературе. Изложение и анализ исторического материала вовсе не требуют чеканных формулировок или однозначных выводов. Сложность исторического материала в том и состоит, что он часто граничит с вероятными зависимостями, неопределенными связями и т.п. и поэтому требует сложных пояснений. Из этой способности складывается всесторонность исторического описания, хотя достоверность и надежность выводов может быть не очевидна.

Содержание и структура выступления могут носить свободный характер, т.е. допустимо логическое и концептуальное творчество, речевые приемы, придающие выступлению дополнительную убедительность. Оно может содержать самостоятельные суждения, личные оценки, высказываемые, в том числе в порядке предположения. Важно, однако, чтобы суждения по возможности основывались на научно апробированных философских, моральных, культурных и других критериях. С учетом сложности всей исторической проблематики допускается также неопределенность в трактовке тех или иных явлений, событий, связанная с тем, что некоторые страницы российской истории требуют переосмысления, либо еще недостаточно изучены.

Начиная подготовку к семинару, студент должен тщательно выбрать тематику выступления, очертить хронологические рамки, точно сформулировать цель выступления или реферата. Самая распространённая ошибка студентов на этом этапе - это слишком широкие и неопределённые границы вопроса. Вопросы, предлагаемые к семинару в методическом пособии, имеют рекомендательный, рамочный характер. Руководствуясь дополнительным тематическим перечнем вопросов (см. приложения) или тематикой лекционного курса, студент может самостоятельно поставить конкретную историческую проблему. Возьмём вопрос 5 темы 1: "Крестьянско-земельные отношения XI-XVIII вв.: русский крепостнический порядок (от патриархальных отношений к военно-феодальному строю)". В 5-7 минутном сообщении, конечно, невозможно раскрыть эту тему полностью, поэтому в рамках заданной темы можно выделить более узкий вопрос "Отмена Юрьева дня в конце XVI в. как предпосылка Смуты" и на этой основе подготовить небольшое выступление. В пределах этой же крестьянской темы можно, например, сформулировать другой весьма узкий, но важный вопрос: "Попытки частичного ослабления крепостного строя в начале XIX века, их исторический характер и последствия".

Этот метод следует распространить на все вопросы предлагаемой тематики семинарских занятий. В целом, семинарские выступления, построенные таким образом, позволят конкретизировать обсуждение исторических проблем, используя яркие и интересные примеры, показать особенности исторического процесса в нашей стране. На выступление даётся 5-7 минут. Оно должно укладываться в краткий, весьма насыщенный смыслом текст. По конструкции и содержанию это может быть небольшое концептуальное сообщение или небольшой критический анализ. Некоторое обострение проблемы обычно способствует возникновению дискуссии и вовлечению аудитории в обсуждение темы. В этом случае преподаватель получает возможность объективно оценить уровень подготовки студентов по тому или иному вопросу.

Содержание и структура устного выступления.

Просмотрев необходимый исторический материал, студенту следует разработать план выступления, смоделировать концептуальную схему или линию аргументации. Выступление состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть. В вводной части нужно "зайти" в тему, объяснить, почему она важна, по возможности увеличить её вес по сравнению с другими темами, подчеркнув, если это возможно, связь с настоящим временем.

Основная часть. В основной части следует изложить взгляды учёных-историков, дать им оценку и изложить своё собственное понимание проблемы, используя определённую цепь доказательных утверждений, включая косвенные. Наиболее плодотворным методом работы в основной части может быть грамотное изложение и анализ различных и даже противоположных взглядов учёных. Особенно интересным для нас было бы столкновение позиций историков русской дореволюционной историографии и историков советского и современного российского периодов.

Заключение. Заключительная часть выступления должна содержать отчётливые идеи и оценки обсуждаемого вопроса. Оценки и выводы могут быть положительными, отрицательными, иногда противоречивыми и даже неопределёнными. Собственно ради этой заключительной части и готовится устное выступление. В каком-то смысле выводы и заключение являются продолжением основной части выступления.

Подготовка презентационных материалов

Оценка и статус выступления существенно повышается, когда оно сопровождается материалами презентационного характера. В содержании презентации очень важна его концептуальная последовательность и глубина. Недопустим поверхностный "картиночный" характер презентаций, практикуемый в школах.

Структура презентации

· Заголовок. План. Несколько вводных иллюстраций.

· Основная часть:

- текстовый материал, построенный по методу "перечисления"

- таблицы, схемы, графики, карты

- некоторые иллюстрации (размещаются между основными материалами по мере необходимости и возможности).

· Заключение:

- наиболее значительные концептуальные оценки и мнения известных учёных-историков. Портреты.

- выводы и обобщения.

· Список использованных источников

 

Подготовка текстового и табличного материала.

Основа самостоятельной работы студента - это подготовка презентационных таблиц, схем, графиков. Здесь, собственно, и проявляется авторский аналитический характер студенческой работы. Конечно, за основу можно брать те табличные и прочие материалы, которые имеются в литературе и сети. По возможности, однако, следует расширить имеющуюся основу, дополнить её подобранными цифрами, сравнительными данными и т.п. Следует стремиться к предельной полноте, точности, широте охвата. В стандартном учебном обороте по отечественной истории и в школах, и в вузах настолько мало цифрового и сравнительного материала, что любые материалы подобного рода обязательно найдут своё место. Очень важно соблюдать хронологическую точность во всех приведённых данных, и поэтому указание дат, периодов должно сопровождать весь презентационный материал - от заголовка до заключения.

Табличный материал, графики и т.п. может охватывать любую область российской истории: от экономики или демографии, до деятельности политических партий и идеологии.

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

 

Изучение проводится на 1 курсе на основе модульной схемы в течение примерно семи недель. Восьмая неделя - экзаменационная. Экзамен проходит в форме электронного или письменного теста.

Тесты дают вполне объективное представление о том, насколько глубоко изучил студент данный предмет. Чем больше прочитано научной литературы, тем точнее и быстрее студент ориентируется в исторических концепциях, событиях или фактах, предлагаемых тестом. Тест позволяет преподавателю оценить степень "приближения" студента к предмету и в этом смысле является вполне надёжным учебным критерием. Количество экзаменационных тестов (контрольная выборка), общий банк тестов и время выполнения задания могут варьироваться. Как правило, предлагается решить около 50-70 тестовых вопросов из общего банка численностью примерно 300 вопросов. В среднем, на ответ даётся около одной минуты. Решение вопроса требует от студента выбрать один правильный ответ из четырёх предлагаемых вариантов. Выборка тестов равномерно распределяется по разделам курса. Из каждого раздела компьютер произвольно отбирает от 4 до 10 тестовых заданий.


 

9.Дополнительные вопросы для самоподготовки в хронологическом соответствии тематическому плану лекционных и семинарских занятий.

1. Народы и государства на территории России с древних времен до Московской Руси.

2. Этногенез восточных славян, восточнославянские племена с древнейших времен.

3. Норманнская теория и се трактовка в российской историографии.

4. Киевская Русь. IX XI вв. Взаимоотношения Руси с кочевыми народами, Византией, Севером. Западной Европой. Причины возвышения и распада.

5. Русские земли в XII в. Основные княжеские центры. Междоусобица и попытки иноземной колонизации.

6. Борьба Руси с западным проникновением. Ливонский орден. Тевтонские рыцари. Россия и Швеция в историческом контексте (IХ-ХVII вв.).

7. Государственность о русских землях в период монгольского нашествия: политика русских князей, власть, социально-экономические и культурные отношения.

8. Российская государственность в XIV-XV вв.: объединительная политика московских князей. Москва как политико-экономический, культурный и национальный центр русских земель.

9. Русско-литовское княжество. Московия и Литовская Русь в истори­ческом контексте (две Руси).

10. Образование централизованного Московско-русского государства. Правление Ивана III: идейно-политическое обоснование самодержавной власти. Особенности устройства нового русского государства (византийское и азиатское наследство).

11. Роль русской православной церкви в развитии русской государственности Х-ХV вв.

12.Московия в XVI в. Политика и реформы Ивана IV (Грозного).

13.Опричный террор в политике Ивана Грозного, его историческая роль, значение и последствия.

14.Московское государство в период Смутного времени. Россия на рубеже ХVI-ХVII вв.

15.XVII в. - новый период русской истории. Россия после Смуты.

16.Соборное Уложение 1649 года: русский крепостнический и самодержавный порядок.

17.Городские восстания середины XVII в. н Крестьянская война 1670-1671 гг.

18.Церковный раскол и его социально-историческая характеристика: церковь и власть.

19.Россия в конце XVII в.: предпосылки внутренних преобразований, Царь Федор Алексеевич.

20.Эпоха петровских преобразований: Петр I, его реформы и политика. Историческая оценка.

21.Россия в середине XVIII в.: дворцовые перевороты от Екатерины I до Екатерины П. Противоречия внутренней и внешней политики. Кризис государства.

22.Историческая оценка деятельности Петра III и его политических и экономических реформ.

23.Екатерина II и ее реформы. Историческая оценка екатерининского времени.

24.Крестьянская война 1773-1775 гг.

25.Реформаторские планы и попытки реорганизации государственного устройства власти и общества конце XVIII в. Павел I.

 

26.Либеральные реформы и политика Александра I.

27.Отечественная война 1812 г.: Россия в европейской политике в начале XIX в. Историческое значение и оценка.

28.Декабристское движение: социально-политическая сущность. Историческое значение и опенка.

29.Россия при Николае I: социально-экономическое и политическое развитие общества и государства 1825-1855 гг.

30.Опыт крестьянской и финансовой реформы (П.Д. Киселев, Канкрин).

31.Российская общественная мысль и общественные движения 30-50-х годов XIX п.

32.Социально-экономические и политические предпосылки системных реформ в обществе в середине XIX в.

33.Манифест об отмене крепостного права 1861 г. Содержание. Историческая оценка.

34.Общественно-политические и административные реформы Александра II и их историческая сущность.

35.Государственно-политическое развитие общества и государства в 80-х - первой половине 90-х годов XIX в. Полтика контрреформ.

36.Социальное положение в обществе во второй половине XIX в. Народничество, идеи социализма.

37.Общественно-политические настроения и движения в России в конце XIX - начале XX в.

38.Российский террор и его истоки. Радикальные революционные течения (XIX - начало XX в.).

39.Русская культура в IХ-ХVII вв.

40.Русская культура в ХVIII-ХIХвв.

41.Русская культура. Социально-политическая роль литературы в русском обществе в XIX - начале XX в.

42.Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX -начале XX в.: общество, промышленный переворот, русский капитализм.

43.Предпосылки и истоки антимонархической и демократической революции 1905—1907 годов. Причины поражения.

44. Социально-экономическое и политическое развитие России в 1907—1914 гг. Столыпинская реформа: экономический подъем и реакция.

45.Россия в Первой мировой войне. Причины войны и ее последствия для русского общества и государства.

46.Февральская демократическая революция 1917 г. Эволюция революционной власти и крах «демократического реформаторства».

47.Выступление большевиков-ленинцев в октябре 1917 г. Новая система власти, ее сущность и эволюция (1917-1918 гг.).

48.Политический курс большевиков в 1917-1921 гг. Политика «военного коммунизма». Гражданская война.

49.«Новая экономическая политика», особенности и противоречия.

50. Политическая борьба 20-х - начала 30-х годов. Дискуссия «О путях строительства социализма». Сущность новой государственной системы.

51. СССР в 30-е годы: коллективизация и индустриализация как попытки решения задач национального развития. Содержание, сущность, итоги. Особенности промышленного переворота в России. Техноло­гические и ресурсные источники сталинской «индустриализации».

52. Внутриполитическая и внутрипартийная борьба в 20-30-е годы XX в. Политические репрессии.

53.СССР в мировой политике в 20-ЗО-е годы: от Коминтерна до Пакта о ненападении с фашистской Германией 1939 г.

54.Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Причины, ход, этапы войны и ее итоги.

55.СССР в 40-х - начале 50-х годов.

56.Социально-экономический курс 50-х - начала 60-х годов XX в.: попытки административных реформ и модернизации экономики.

57.Внешнеполитический курс СССР в 50-70-е годы. Противостояние «двух мировых систем»: от «холодной войны» до «политики разрядки».

58.Внутриполитическое и экономическое положение СССР 1964-1985 гг.: от реформ Косыгина к «застою».

59.Политика «перестройки и ускорения» М.С. Горбачева.

60.Распад СССР. Россия как суверенное государство: социально-экономические и политические реформы.

 

Тесты для самоконтроля

1. Крещение на Руси

а) 898 г.

б) 988 г.

в) 988 г.

г) 899 г.

 

2. Слово о полку Игореве написано в

а) IX в.

б) XII в.

в) XIV в.

г) XI в.

 

3. Сражения и военные победы под руководством Александра Невского относятся к

а) X в.

б) XI в.

в) XIII в.

г) XV в.

 

4. Какие из событий произошли позже всех остальных?

а) Крещение Руси

б) Невская битва

в) Куликовская битва

г) стояние на р.Угре

 

5. В каком году Великий Новгород был окончательно присоединен к Московскому государству?

а) 1380 г.

б) 1478 г.

в) 1501 г.

г) 1649 г.

 

6. Кто из князей правил позже других?

а) Дмитрий Донской

б) Святослав Игоревич

в) Иван Грозный

г) Александр Невский

 

7. Политическое объединение русских земель завершилось образованием единого государства в

а) конце XIV в.

б) конце XV в.

в) начале XVI в.

г) середине XVIII в.

 

8. Раскол в русской православной церкви произошел в

а) XV в.

б) XVI в.

в) XVII в.

г) XVIII в.

 

9. Событие, произошедшее позже остальных

а) принятие Соборного Уложения

б) воцарение династии Романовых

в) выход Российского государства к Балтийскому морю

г) появление Лжедмитрия I

 

10. Крым был присоединен к России в

а) XVI в.

б) XVII в.

в) XVIII в.

г) XIX в.

 

11. Во второй половине IX в. Рюрик согласно «Повести временных лет» правил в

а) Новгороде

б) Киеве

в) Смоленске

г) Владимире

 

12. В период Удельной Руси XII-XIV вв. боярские республики возникли в

а) Пскове и Новгороде

б) Новгороде и Киеве

в) Владимире и Киеве

г) Новгороде и Чернигове

 

13. Первая большая победа русских войск над главными военными силами Орды произошла на

а) реке Калке

б) реке Шелони

в) реке Неве

г) Куликовом поле

 

14. Первый в истории России Земский собор был созван в царствие

а) Ивана Грозного

б) Ивана III

в) Петра I

г) Алексея Михайловича

 

15. Первая печатная газета «Ведомости» появилась В России в царствование

а) Екатерины II

б) Петра I

в) Михаила Федоровича

г) Павла I

 

16. Кто из названных лиц был государственным деятелем XVIII в.

а) Г.А.Потемкин

б) И.С. Пересветов

в) А.Л. Ордин-Нащокин

г) А.Ф.Адашев

 

17. Родовые владения бояр на Руси назывались

а) вотчинами

б) уделами

в) дворами

г) поместьями

18. Законодательный акт, положивший начало созданию общегосударственной системы крепостного права в России

а) «Русская Правда»

б) «Судебник» Ивана III

в) «Судебник Ивана IV

г) «Соборное уложение»

 

19. Территория, выведенная в середине XVI в. из-под управления Земского собора и Боярской думы, называлась

а) опричнина

б) государевы земли

в) земщина

г) посад

 

20. Понятие «семибоярщина» относится к

а) Смуте

б) периоду Петра I

в) периоду дворцовых переворотов

г) опричнина Ивана Грозного

 

21. Что из названного было характерно для политического развития России в XVII в.?

а) провозглашение России империей

б) учреждение Земских соборов

в) усиление самодержавной власти

г) смена правителей в результате дворцовых переворотов

 

22. Какой из названных документов предусматривал уравнивание боярских вотчин и дворянских поместий

а) «Соборное уложение»

б) «Манифест о вольности дворянства»

в) «Указ о единонаследии»

г) «Указ о трехдневной барщине»

 

23. Превращение дворянства из служилого в привилегированное сословие произошло в царствование

а) Петра I

в) Елизаветы Петровны

г) Екатерины II

в) Павла I

 

24. Предпосылки образования Древне-русского государства

а) крещение Руси

б) принятие «Русской Правды»

в) великое переселение народов

г) необходимость отпора внешним врагам

 

25. Итог первого похода хана Батыя на Русь в 1237-1238 гг.

а) разорение Великого Новгорода

б) разгром Киева

в) разорение значительной части северо-восточных земель

г) разгром городов Галицко-Волынского княжества

 

26. В результате военной реформы XVI в. в России появились:

а) рекруты

б) стрельцы

в) драгуны

г) гвардейцы

 

27.Согласно условиям Столбовского мира со Швецией, заключенного
в 1617 г., Россия

а) лишилась выхода в Балтийское море

б) потеряла Левобережную Украину

в) получила выход в Балтийское море

г) потеряла Смоленские земли

 

28. Что из перечисленного было последствием развития в XVII в. приказной системы управления?

а) повышение роли местных органов управления

б) повышение роли чиновников в управлении государством

в) усиление роли Земских соборов и Боярской думы

г) выборность органов государственной власти

 

29. Какие из перечисленных событий относятся к истории Удельной Руси

А) Невская битва

Б) Битва на р.Калке

В) «стояние» на р.Угре

Г) крещение Руси

Д) восстание древлян

Е) ледовое побоище

 

Укажите правильный ответ:

а) АБЕ

б) АБГ

в) БГД

г) БДЕ

 

30. Какие из названных событий произошли в XVIII в.

а) семилетняя война

б) секуляризация церковных земель

в) Смута

г) разделы Речи Посполитой

д) церковный раскол

е) учреждение в России патриаршества

 

Укажите правильный ответ:

а) АБВ

б) АБГ

в) БВД

г) ВГД

 

31. Какие из названных имен связаны с развитием художественной культуры XVIII в.

А) Е.Хабаров

Б) В.Баженов

В) Е.Канкрин

Г) М.Казаков

Д) А.Сумароков

Е) В.Беринг

 

Укажите верный ответ:

а) АБВ

б) БГЕ

г) БГД

д) ГДЕ

 

32. Вместо коллегий были утверждены министерства в

а) середине XVIII в.

б) конце XVIII в.

в) начале XIX в.

г) конце XIX в.

 

33. К какому периоду относится начало промышленного переворота в России?

а) 1800 – 1820 гг.

б) 1820 – 1840 гг.

в) 1860 – 1870 гг.

г) 1880 – 1890 гг.

 

34. В 1870-1880 гг. в состав Российской империи были включены территории

а) Северного Кавказа и Закавказья

б) Средней Азии

в) Западной Украины и Крыма

г) Финляндии

 

35. В Крымской войне 1853-1856 гг. России противостояла коалиция государств в которую входили

а) Пруссия, Венгрия, Англия

б) Персия, Турция, Англия

в) Турция, Англия, Франция

г) Франция, Персия, Греция

 

36. Кто из перечисленных деятелей искусства был известным художником

а) К.А.Тон

б) И.П.Мартос

в) А.Г.Венецианов

г) М.С.Щепкин

 

37. С именем М.Т.Лорис-Меликова в истории России XIX в. связан (о)

а) создание III отделения, корпуса жандармов

б) проект созыва выборных от земств с правом совещательного голоса

в) проект созыва Государственной Думы

г) издание циркуляра о «кухаркиных детях»

 

38. Одним из руководителей «Народной воли» был

а) Н.Г.Чернышевский

б) А.И.Желябов

в) П.Я.Чаадаев

г) А.И.Герцен

 

39. Одним из руководителей организации «Земля и Воля» в 1976-1879 гг. был

а) Г.В.Плеханов

б) К.С.Аксаков

в) Б.Н.Чичерин

г) П.Я.Чаадаев

 

40) Создателями «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» были

а) В.И.Ульянов, Л.Мартов

б) С.Л.Перовская, В.Н.Фигнер

в) А.И.Желябов

г) Н.И.Новиков

 

41. В 1880 гг. внимание молодежи привлекали лекции философа

а) В.С.Соловьева

б) В.О.Ключевского

в) Н.М.Карамзина

г) В.Г.Белинского

 

42. Объединение правителей ряда стран Европы и России, созданное в первой половине XIX в. с целью сохранения мира в Европе и поддержки старых монархических династий?

а) Священный союз

б) Тройственный союз

в) Антанта

г) Северный союз

 

43. Отрезки – это

а) земля, арендованная крестьянином у помещика в дореформенной России

б) часть общинной земли, принадлежавшая крестьянину

в) часть земли крестьян, перешедшая к помещикам в ходе крестьянской реформы 1861 г.

г) часть общинной земли, перешедшая крестьянину в собственность в ходе столыпинской реформы

 

44. Как назывались органы самоуправления, созданные в городах в соответствии с Городовым положением 1870 г.

а) думы и управы

б) земские собрания

в) земские управы

г) магистраты

 

45. В России в XIX в. людей, отрицавших духовные, культурные ценности предшествующих поколений и современного им общества, называли

а) диссидентами

б) еретиками

в) раскольниками

г) нигилистами

 

46. Россия в XIX в. была

а) конституционной монархией

б) парламентской республикой

в) самодержавной монархией

г) сословно-представительной монархией

 

47. Кто из перечисленных лиц занимался разработкой проектов либеральных реформ в годы царствования
Александра II?

а) Н.Н.Новосельцев

б) М.Т. Лорис-Меликов

в) А.Х.Бенкендорф

г) М.М.Сперанский

 

48. В каком ряду обе названные фамилии принадлежат представителям западников?

а) Т.Н.Грановский, И.С.Аксаков

б) Б.Н.Чичерин, А.С.Хомяков

в) К.Д.Кавелин, Т.Н.Грановский

г) И.В.Киреевский, М.П.Погодин

 

49. Восприятие идей западноевропейского Просвещения, впечатления от заграничного похода русской армии в 1813-1814 гг., недовольство крепостным правом, самодержавием – все это было причиной появления в России

а) революционных народников

б) петрашевцев

в) либеральных народников

г) декабристов

 

50. Крестьяне некоторых губерний России лишились части земельных наделов, отрезков, перешедших помещикам в результате осуществления

а) положений Указа о вольных хлебопашцах» 1803 г.

б) реформы управления государственными крестьянами 1837-1841 гг.

в) крестьянской реформы 1861 г.

г) Столыпинской аграрной реформы 1906 г.

 

51. Какие из перечисленных положений относились к идеям славянофилов?

а) необходимость объединения, солидарности народов, исповедовавших православие

б) необходимость сохранения крепостного права в России

в) необходимость сохранения крепостной общины в России

г) солидарность с революционными событиями 1848 г.

д) развитие идей «русского», «крестьянского» социализма

е) отличие пути развития России от путей развития стран Запада

 

Укажите верный ответ:

а) АВД

б) АБЕ

в) БГД

г) ГДЕ

 

52. Важнейшие документы Столыпинской аграрной реформы были изданы в

а) 1894 г. и 1901 г.

б) 1904 г. и 1905 г.

в) 1906 г. и 1910 г.

г) 1914 г. и 1917 г.

 

53. Первая Государственная Дума в России в XX в. была создана в

а) годы экономического кризиса 1900-1903 гг.

б) в ходе революции 1905-1907 гг.

в) годы Первой мировой войны

г) в начале 1920-х годов

 

54. Брестский мир был аннулирован в

а) 1918 г.

б) 1922 г.

в) 1924 г.

г) 1925 г.

55. Гражданская война на европейской территории России завершилась в

а) декабре 1918 г.

б) июне 1919 г.

в) ноябре 1920 г.

г) марте 1921 г.

 

56. Сплошная коллективизация в центральных районах СССР проводилась в период

а) 1922-1924 гг.

б) 1926-1927 гг.

в) 1930-1933 гг.

г) 1938-1939 гг.

 

57. Какое из перечисленных событий произошло позже других?

а) вступление СССР в Лигу Наций

б) заключение Брестского мира между Советской Россией и Германией

в) советско-финляндская война

г) подписание советско-германского договора о ненападении

 

58. Какое из названных событий произошло раньше всех других

а) капитуляция немецко-фашистских войск под Сталинградом

б) освобождение Крыма советскими войсками

в) Смоленское сражение

г) Ялтинская конференция

 

59. Какие страны входили в число союзников России в Первой мировой войне?

а) Франция, Австро-Венгрия

б) Великобритания, Франция

в) Франция, Турция

г) Болгария, Франция

 

60. Крупнейшим русским кинопромышленником в начале XX в. был

а) П.М.Третьяков

б) А.А.Хаджонков

в) А.А.Блок

г) К.С.Станиславский

 

61. Кто из названных представителей меньшевиков входил во Временное правительство в 1917 г.

а) П.Б.Аксельрод

б) В.М.Чернов

в) Г.В.Плеханов

г) М.А.Спиридонова

 

62. В каком документе впервые официально провозглашались основы Советского Союза

а) Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа

б) Декларации прав народов России

в) Конституции 1918 г.

г) Декрете о власти, принятом на II съезде Советов

 

63. В конституции 1924 г. СССР был провозглашен

а) Федерацией республик

б) Союзом автономий

в) Конфедерацией регионов

г) унитарным государством

 

64. К внешнеполитическим событиям предвоенных лет (1938-1940 гг) относится

а) участие СССР в Генуэзской конференции

б) вступление СССР в Лигу Наций

в) вооруженный конфликт СССР и Японии у озера Хасан

г) начало дипломатического признания СССР Странами Запада

 

65. В первый месяц Великой Отечественной войны упорное сопротивление врагу оказали советские пограничники в

а) Минске

б) Выборге

в) Киеве

г) Бресте

 

66. На каком направлении осуществлялась операция «Багратион» в июне 1944 г.

а) Белорусском

б) Ленинградском

в) Киевском

г) Кишиневском

 

67. На XX съезде КПСС был (а)

а) разоблачен культ личности И.Сталина

б) принята новая программа партии

в) одобрен курс на демократические реформы

г) Н.Хрущев отстранен от власти

 

68. Создание ОВД произошло, когда главой СССР был

а) И.Сталин

б) Н.Хрущев

в) Л.Брежнев

г) Ю.Андропов

 

69. В каком городе в 1962 г. произошли массовые выступления рабочих против повышения цен на продукты питания

а) Харькове

б) Новочеркасске

в) Ленинграде

г) Свердловске

 

70. Какое событие означало окончание процесса разрядки международной напряженности в

1970-е гг.

а) ввод войск ОВД в Чехословакию

б) ввод советских войск в Афганистан

в) Карибский кризис

г) война во Вьетнаме

 

71. Законы «О кооперации в СССР», «Об аренде и арендных отношениях в СССР» были приняты, когда страной руководил

а) Л.Брежнев

б) Ю.Андропов

в) М.Горбачев

г) Б.Ельцин

 

72. Укажите российских лауреатов Нобелевской премии по литературе второй половины XX в.

а) М.Шолохов, Б.Пастернак, И.Бродский

б) А.Твардовский, Ю.Бондарев, Е.Евтушенко

в) К.Федин, А.Фадеев, К.Симонов

г) Б.Окуджава, В.Шукшин, Ю.Трифонов

 

73. Авария в Чернобыле произошла в период

а) оттепели

б) в послевоенные годы

в) застоя

г) перестройки

 

74. Кто из руководителей СССР был удостоен Нобелевской премии мира?

а) Н.Хрущев

б) Л.Брежнев

в) Ю.Андропов

г) М.Горбачев

 

75. Спецпереселенцами в СССР в 1930-е гг. назывались

а) крестьяне, высланные из мест своего пр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.165.66 (0.432 с.)