Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Введение в учебный курс «отечественная история». Мировой исторический процесс и Россия.↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Ростов-на-Дону
Министерство культуры Российской Федерации Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств» Ростовский филиал Факультет культурологии Кафедра социально-гуманитарных наук
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Отечественная история»
Ростов-на-Дону
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «7» февраля 2012 г., протокол №6.
Учебно-методический комплекс подготовил: Заведующий кафедрой социально-гуманитарных наук, кандидат исторических наук, доцент Кравец Алексей Ефимович
Рецензенты: заведующий кафедрой истории Отечества и кавказоведения ИППК ЮФУ, доктор философских наук, кандидат исторических наук, профессор Шевелев Владимир Николаевич; заместитель декана исторического факультета ЮФУ по учебной работе,кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории Щербаков Вячеслав Юрьевич
Рабочая программа дисциплины «Отечественная история», ее учебно-методическое, материально-техническое обеспечение (содержание дисциплины по темам, практикум, список рекомендуемой литератур), составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по циклу «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» (Базовая часть) Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 071800 «Социально-культурная деятельность», профилю «Менеджмент социально-культурной деятельности». Содержание учебной дисциплины включает шесть разделов. Организация учебного процесса в рамках изучения данной учебной дисциплины предполагает широкое использование интерактивных форм обучения, большое разнообразие образовательных технологий, включая ролевую игру и проектирование. Формой итогового контроля изучения учебной дисциплины является экзамен.
СОДЕРЖАНИЕ
Рабочая программа дисциплины………………………………………………6 Учебно-тематический план………………………………………………………8 Содержание учебной дисциплины……………………………………………..8 Организация самостоятельной работы студента ……………………………19 Матрица распределения ожидаемых результатов освоения дисциплины по разделам Учебной программы………………………………………………22 Образовательные технологии……………………………………………23 Список литературы………………………………………………………………23 Материально-техническое обеспечение……………………………………….24 Показатели и критерии контроля по дисциплине……………………………..25 Вопросы для семинарских занятий……………………………………………29 Комплекты раздаточных материалов для студента …………………………..32 Словарь основных понятий……………………………………………………..60 Темы контрольных работ………………………………………………………..62 Вопросы для итогового контроля успеваемости (экзамена)………………….75 Методические рекомендации по изучению дисциплины……………………..78
Министерство культуры Российской Федерации Ростовский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»
УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе ___________________________ «____»_______________201__год
Кафедра социально-гуманитарных наук
Рабочая программа дисциплины
«Отечественная история»
для направления подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность»
Квалификация (степень) выпускника "бакалавр"
Ростов-на-Дону 1. Цели и задачи дисциплины Цели и задачидисциплины «Отечественная история» определяются общегуманитарными и профессиональными аспектами подготовки бакалавров в СПбГУКИ и состоят в формировании исторического сознания студентов на основе усвоения закономерностей отечественного исторического процесса в неразрывной связи с закономерностями и тенденциями мирового исторического процесса. 2. Место дисциплины в структуре ООП 2.1. Учебная дисциплина относится к базовой части Гуманитарного, социального и экономического цикла. 2.2. В связи с тем, что изучение данной учебной дисциплины предусмотрено учебным планом по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность» на первом курсе в первом семестре, не представляется возможным требовать от студента владеть некоторыми общекультурными и профессиональными компетенциями, приступая к изучению учебной дисциплины. При освоении данной дисциплины необходимы следующие требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин школьного цикла: - основные этапы, тенденции и проблемы мировой и отечественной истории; - знания в сфере географии; - владение основными понятиями школьного курса «Обществознания»; - иметь мотивацию к обучению, получению высшего образования; - владеть основами компьютерной грамотности; - уметь конспектировать научную литературу. Изучение дисциплины основано на овладении студентом следующими компетенциями: ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-6 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ОК-14. 2.3. Данная учебная дисциплина обеспечивает изучение студентами следующих дисциплин: «Политология», «История донского казачества», «Новейшая история зарубежных стран», «Религиоведение». 2.4. Данная учебная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами: «Философия», «Педагогика», «Психология», «Культурология», «Социология», «Политология», «История донского казачества», «Новейшая история зарубежных стран», «Религиоведение», формирующими у студента умение самостоятельно анализировать социально-философскую и научную литературу; применять философскую, историческую, культурологическую, социологическую, психолого-педагогическую терминологию; ориентироваться в историко-культурном пространстве; применять полученные теоретические знания о человеке, обществе, истории, культуре в учебной и профессиональной деятельности.
3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7); осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9). В результате освоения учебной дисциплины студент должен: знать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, этапы исторического развития России и роль российского государства в истории человечества и в современном мире; уметь самостоятельно анализировать социально-философскую и научную литературу, в том числе на иностранном языке; применять историческую терминологию; квалифицированно анализировать современные социально-культурные проблемы общества; владеть навыками применения полученных теоретических знаний о человеке, обществе, истории, культуре в учебной и профессиональной деятельности, навыками использования различных форм, видов устной и письменной коммуникации на родном языке в учебной и профессиональной деятельности; основными методами научного познания. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы и 144 часа.
Учебно-тематический план дисциплины «Отечественная история» для направления подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность»
5. Содержание дисциплины 5.1.Содержание разделов дисциплины
Образовательные технологии В процессе преподавания данной учебной дисциплины используются следующие образовательные технологии: 1. проблемная, интерактивная и контекстная лекции, сопровождаемые слайд-лекциями, подготовленными в среде MS PowerPoint; 2. семинарские занятия с элементами дискуссии; 3. дебаты, 4. проблемно-концептуальный доклад, 5. презентации. Процент занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 37,5.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение: а) основная литература: 1. История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Отв. ред. В.Н. Шевелев. Ростов н/Д: Феникс, 2004, 2006, 2007. С. 3-12. 2. Отечественная история: элементарный курс / Отв. ред. И.М. Узнародов, Я.А. Перехов. М.: Гардарики, 2002. С. 11-18. 3. История России: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.Н. Сердюкова. М.; Ростов н/Д: ИКЦ Март, 2004. С. 12- 45 (См. также электронную версию). 4. История России (IX-XX вв.) / Отв. ред. Я.А. Перехов – М.- Ростов-на-Дону: «Гардарики», 2000. б) дополнительная литература: 1. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Т. 1-3. М., 1991. 2. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. М., 2002. 3. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. М., 1995. 4. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Курс лекций. М., 2001. 5. Древняя Русь и Московское государство. У истоков российской цивилизации / Отв. ред. А.В. Лубский. Ростов н/Д.: Логос, 1998 6. История Отечества: Люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX вв. М., 1991. 7. История Отечества. Люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства. М., 1991. 8. История России с позиций разных идеологий: Учебное пособие / Под ред. Б.В. Личмана. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. 9. История современной России 1985-1994. Экспериментальное уч. пособ.. М., 1995. 10. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993. 11. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 12. Наше Отечество. Опыт политической истории. Кн. 1-2. М., 1991 13. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М.,1993. 14. Россия и мир. Учебная книга по истории. Ч. 1-2. М., 1994. 15. История России в вопросах и ответах / Сост. С.А. Кислицин. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 16. Согрин В.В. 1985 – 2005: три превращения современной России // Отечественная история. 2005. № 3. С. 10-17; 17. Смолин О.Н. Радикальная трансформация общества в СССР и России: проблема периодизации // Вопросы истории. 2005. № 12. С. 42-46. 18. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Уч. пособ. для вузов. М., 1994. 19. Согрин В. Политическая история современной России. 1985-1994. М., 1994. 20. Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории (1941-1991). M., 1999. 21. Суетов Л.А. Отечественная история: Учебное пособие. СПб: СПбГУКИ, 2002. 22. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993. 23. Фонотов А.Г. Россия от мобилизационного общества к инновационному. М., 1993. 24. Шевелев В.И. Все могло быть иначе: Альтернативы в истории России. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. 25. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
10.Показатели и критерии текущего и итогового контроля по дисциплине Показателями успешности освоения студентом данной учебной дисциплины при проведении текущего и итогового контроля являются: владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7); осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9); быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10); владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12); быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13); В результате освоения учебной дисциплины студент должен: знать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, этапы исторического развития России и роль российского государства в истории человечества и в современном мире; уметь конспектировать и анализировать первоисточники; обосновывать и адекватно оценивать современные явления и процессы в общественной жизни, в сферах культуры и образования; владеть методами сбора, анализа и обобщения гуманитарной информации. Показатели успешности освоения студентом учебной дисциплины используются при проведении текущего контроля в следующих формах: выступления на семинарских занятиях, определение понятий, выполнение контрольной работы. Эти же показатели используются при проведении итогового контроля по дисциплине, проходящего в форме экзамена. Общими критериями успешности освоения студентом данной учебной дисциплины при проведении текущего контроля являются: 1. степень активности участия в учебном процессе, заинтересованности и инициативности при выполнении заданий, предусмотренных учебно-тематическим планом по дисциплине; 2. самостоятельность выполнения заданий, предусмотренных учебно-тематическим планом дисциплины; 3. своевременность и качество выполнения заданий, предусмотренных учебно-тематическим планом по дисциплине. При этом для каждой формы текущего контроля по дисциплине устанавливается свой набор критериев. Данные критерии более подробно описаны в методических рекомендациях, являющихся составной частью настоящего учебно-методического комплекса. Критериями успешности освоения студентом данной учебной дисциплины при проведении итогового контроля в форме экзамена являются: - Оценка «отлично» ставится в том случае, если студент строит ответ на уровне самостоятельного мышления, прочно усвоил программный материал, грамотно и логично излагает его, не затрудняется с ответом при видоизменении вопроса, глубоко изучил источники и литературу, умеет самостоятельно излагать их содержание, делать обобщения и выводы. - Оценка «хорошо» ставится в том случае, если ответ экзаменующегося строится на уровне самостоятельного мышления, студент твердо усвоил программный материал, излагает его грамотно и по существу, однако допускает отдельные неточности и пробелы в знаниях. - Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если студент усвоил только основную часть программного материала, допускает неточности, непоследовательность в изложении материала, затрудняется применить знания к анализу современной действительности, недостаточно владеет навыками делать обобщения и выводы. - Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки при его изложении.
Министерство культуры Российской Федерации Ростовский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»
УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе ___________________________ «____»_______________201__год
Кафедра социально-гуманитарных наук
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
«Отечественная история»
для направления подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность»
Квалификация (степень) выпускника "бакалавр"
Ростов-на-Дону
Министерство культуры Российской Федерации Ростовский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»
УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе ___________________________ «____»_______________201__год
Кафедра социально-гуманитарных наук
Вопросы для семинарских занятий
«Отечественная история»
для направления подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность»
Квалификация (степень) выпускника "бакалавр"
Ростов-на-Дону
Раздел 2. «Древняя Русь (IX – XIII вв.) и Московское государство (XIV – XVII вв.)». Семинар 1. Тема: «Становление российского самодержавия (XVI-XVIII вв.)». Вопросы: 1. Иван Грозный и укрепление централизованного государства. Реформы и опричнина. 2. Петр I и его реформы. Основная литература: 1. История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Отв. Ред. В.Н. Шевелев - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004, 2006, 2007. С. 15-24, 32-37, 49-61. 2. История России в вопросах и ответах: Учебное пособие / Сост. С.А. Кислицын – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. С. 78-83, 99-107, 117-126. 3. Отечественная история: элементарный курс / Отв. ред. И.М. Узнародов, Я.А. Перехов. М.: Гардарики, 2002. С. 11-18.
Дополнительная литература: 1. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII- первой половине XIX века. - М., 1994. 2. Буганов В.И., Медушевский А.Н. Административные реформы в России и проблемы их изучения в современной западной историографии //Отечественная история. - 1992. - № 3. 3. Водарский Я.Е. Петр I //Вопросы истории. - 1993. - № 6. - С. 59-77. 4. Залкинд Е.М. Присоединение Бурятии к России. - Улан-Удэ, 1958. 5. Ключевский В.О. Характеристика царя Ивана Грозного. См. в кн.: Исторические портреты. Деятели исторической мысли /Сост. В.А. Александрова. - М.: Правда, 1991. 6. Кобрин В.Б. Иван Грозный: избранная рада или опричнина? //История Отечества: люди, идеи, решения. - М., 1991. Кн. 1. 7. Мыльников А.С., Доннерт Э. Екатерина II Великая (1729-1796), императрица России //Вопросы истории. - 2000. - № 3. 8. Панеях В.М. Панорама истории России XV-XVI веков А.А. Зимина. К выходу в свет книги «Витязь на распутье» //Отечественная история. - 1992. - № 6. 9. Рахматуллин М.А. Непоколебимая Екатерина //Отечественная история. - 1996. - № 6; 1997. - № 1. 10. Щербень Н.В. В.О. Ключевский о смуте //Отечественная история. - 1997. - №№ 3,4. 11. Юрганов А.Л. Опричнина и страшный суд //Отечественная история. - 1997. - № 3.
Раздел 3. «Россия в XVIII - начале XX в.». Семинар 2. Тема: «Политические партии России (конец XIX - начало XX вв.)». Вопросы: 1. Предпосылки и особенности формирования первых политических партий в России. Специфика российской многопартийности. 2. Программные установки основных политических партий: столкновение ценностей модернизации и традиционализма. Основная литература: 4. История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Отв. Ред. В.Н. Шевелев - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004, 2006, 2007. С. 15-24, 32-37, 49-61. 5. История России в вопросах и ответах: Учебное пособие / Сост. С.А. Кислицын – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. С. 78-83, 99-107, 117-126. 6. Отечественная история: элементарный курс / Отв. ред. И.М. Узнародов, Я.А. Перехов. М.: Гардарики, 2002. С. 11-18.
Дополнительная литература: 1. Аврех А.Я. Русский буржуазный либерализм: особенности исторического развития // Вопросы истории. 1989. №4. 2. Думова Н.Г. Драма русского либерализма // Родина, 1990. №10. 3. История политических партий России (под ред. А.И. Зевелева). М., 1994. С. 8-15,22-36. 4. Программы политических партий и организаций России конца XIX -начала XX века. Ростов-на-Дону, 1992. 5. Шелохаев В.В. Политическая программа русского либерализма // Кентавр. 1995. №6. 6. Шелохаев В.В. Социальная программа русского либерализма // Кентавр. 1995. №1.
Министерство культуры Российской Федерации Ростовский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»
УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе ___________________________ «____»_______________201__год
Кафедра социально-гуманитарных наук
Комплекты раздаточных материалов для студента по подготовке к семинарскому занятию по теме «Политические партии России (конец XIX - начало XX вв.)»
для направления подготовки 071500 «Народная художественная культура»
Квалификация (степень) выпускника "бакалавр"
Ростов-на-Дону ВЫСОЧАЙШИЙ МАНИФЕСТ БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ, МЫ, НИКОЛАЙ ВТОРОЙ, ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ, ЦАРЬ ПОЛЬСКИЙ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФИНЛЯНДСКИЙ, и прочее, и прочее, и прочее Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великою и тяжкою скорбью преисполняют сердце наше. Благо российского государя неразрывно с благом народным, и печаль народная – его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству державы нашей. Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешнейшего выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства. На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли. 1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. 2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которыеныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку. и 3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий, поставленных от нас властей. Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле. Дан в Петергофе в 17 день октября в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот пятое царствования же нашего одиннадцатое. На подлинном собственною его императорского величества рукою подписано: “НИКОЛАЙ”. На подлинном его императорскому величеству, в Петергофе, в 17 день октября 1905 года, благоугодно было собственноручно начертать: “Принять к руководству”. ПРОГРАММА Развитие обмена установило такую тесную связь между всеми народами цивилизованного мира, что великое освободительное движение пролетариата должно было стать и давно уже стало международным. Считая себя одним из отрядов всемирной армии пролетариата, российская социал-демократия преследует ту же конечную цель, к которой стремятся социал-демократы всех других стран. Эта конечная цель определяется характером современного буржуазного общества и ходом его развития. Главную особенность такого общества составляет товарное производство на основе капиталистических производственных отношений, при которых самая важная и значительная часть средств производства и обращения товаров принадлежит небольшому по своей численности классу лиц, между тем, как огромное большинство населения состоит из пролетариев и полупролетариев, вынужденных своим экономическим положением постоянно или периодически продавать свою рабочую силу, т.е. поступать в наемники к капиталистам и своим трудом создавать доход высших классов общества. Область господства капиталистических производственных отношений все более и более расширяется по мере того, как постоянное усовершенствование техники, увеличивая хозяйственное значение крупных предприятий, ведет к вытеснению мелких самостоятельных производителей, превращая часть их в пролетариев, суживая роль остальных в общественно-экономической жизни и местами ставя их в более или менее полную, более или менее тяжелую зависимость от капитала. Тот же технический прогресс дает, кроме того, предпринимателям возможность все в больших размерах применять женский и детский труд в процессе производства и обращения товаров. А так как, с другой стороны, он приводит к относительному уменьшению потребности предпринимателей в живом труде рабочих, то спрос на рабочую силу необходимо отстает от ее предложения, вследствие чего увеличивается зависимость наемного труда от капитала и возвышается уровень его эксплуатации. Такое положение дел внутри буржуазных стран и постоянно обостряющееся взаимное их соперничество на всемирном рынке делают все более и более затруднительным сбыт товаров, производимых в постоянно возрастающем количестве. Перепроизводство, проявляющееся в более или менее острых промышленных кризисах, за которыми следуют более или менее продолжительные периоды промышленного застоя, представляет собою неизбежное следствие развития производительных сил в буржуазном обществе. Кризисы и периоды промышленного застоя, в свою очередь, еще более разоряют мелких производителей, еще более увеличивают зависимость наемного труда от капитала, еще быстрее ведут к относительному, а иногда и к абсолютному ухудшению положения рабочего класса. Таким образом, усовершенствование техники, означающее увеличение производительности труда и рост общественного богатства, обусловливает собою в буржуазном обществе возрастание общественного неравенства, увеличение расстояния между имущими и неимущими и рост необеспеченности существования безработицы и разного рода лишений для все более широких слоев трудящихся масс. Но, по мере того, как растут и развиваются все эти противоречия, свойственные буржуазному обществу, растет также и недовольство трудящейся и эксплуатируемой массы существующим порядком вещей, растет число и сплоченность пролетариев и обостряется борьба с их эксплуататорами. В то же время усовершенствование техники, концентрируя средства производства и обращения и обобществляя процесс труда в капиталистических предприятиях, все быстрее и быстрее создает материальную возможность замены капиталистических производственных отношений социалистическими, – т.е. той социальной революции, которая составляет собою конечную цель всей деятельности международной социал-демократии, как сознательной выразительницы классового движения пролетариата. Заменив частную собственность на средства производства и обращения общественною и введя планомерную организацию общественно-производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит все угнетенное человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою. Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т.е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров. Ставя себе задачу сделать пролетариат способным выполнить свою великую историческую миссию, международная социал-демократия организует его в самостоятельную политическую партию, противостоящую всем буржуазным партиям, руководит всеми проявлениями его классовой борьбы, разоблачает перед ним непримиримую противоположность интересов эксплуататоров интересам эксплуатируемых и выясняет ему историческое значение и необходимые условия предстоящей социальной революции. Вместе с тем она обнаруживает перед всей остальной трудящейся и эксплуатируемой массой безнадежность ее положения в капиталистическом обществе и необходимость социальной революции в интересах ее собственного освобождения от гнета и капитала. Партия рабочего класса, социал-демократия, зовет в свои ряды все слои трудящегося и эксплуатируемого населения, поскольку они переходят на точку зрения пролетариата. На пути к их общей конечной цели, обусловленной господством капиталистического способа производства во всем цивилизованном мире, социал-демократы разных стран вынуждены ставить себе неодинаковые ближайшие.задачи, как потому, что этот способ не везде развит в одинаковойстепени, так и потому, что его развитие в разных странах совершается в различной социально-политической обстановке. В России, где капитализм уже стал господствующим способом производства, сохранились еще очень многочисленные остатки нашего старого докапиталистического порядка, который основывался на закрепощении трудящихся масс помещикам, государству или главе государства. В сильнейшей степени препятствуя экономическому прогрессу, эти остатки не допускают всестороннего развития классовой борьбы пролетариата, содействуя сохранению и усилению самых варварских форм эксплуатации многомиллионного крестьянства государством и имущими классами и держат в темноте и бесправии весь народ. Самым значительным из всех этих пережитков и самым могучим оплотом всего этого варварства является царское самодержавие. По самой природе своей оно враждебно всякому общественному движению и не может не быть злейшим противником всех освободительных стремлений пролетариата. Поэтому Российская социал-демократическая рабочая партия ставит своей ближайшей политической задачей низвержение царского самодержавия и замену его демократической республикой, конституция которой обеспечивала бы: 1. Самодержавие народа, т.е. сосредоточение всей верховной государственной власти в руках законодательного собрания, составленного из представителей народа и образующего одну палату. 2. Всеобщее, равное и прямое избирательное право при выборах всех, как в законодательное собрание, так и во все местные органы самоуправления для граждан и гражданок, достигших двадцати лет; тайное голосование при выборах; право каждого избирателя быть избранным во все представительные учреждения, двухгодичные парламенты, жалованья народным пре<
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.113.24 (0.018 с.) |