Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 4. Россия в советский и постсоветский периоды (октябрь 1917-2011 гг. ).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Советский период отечественной истории. Партия большевиков у власти. Свертывание многопартийности. Борьба вокруг Учредительного собрания и его разгон. Судьба блока большевиков с левыми эсерами. Отношение новой власти к религии. Разрастание гражданской войны. Белое движение. Красные: программа и политическая практика. Общество в условиях "военного коммунизма". Была ли третья сила? Иностранная интервенция: замыслы и их реализация. Победа сторонников советской власти в гражданской войне. Перспективы мировой социалистической революции. Брестский мир 1918г. Влияние революции в России на ситуацию в мире. Новая расстановка сил на международной арене. Война Советской России с Польшей, ее результаты и последствия. Образование СССР. Борьба за НЭП в период мирной передышки 1920 г. Курс на непосредственный переход к социализму. Очередной поворот в настроениях масс. Кризис системы большевистской власти в конце 1920 - начале 1921 гг. и переход к НЭПу. Экономическая политика революционного большевизма (1921-1927 гг.). Стратегические трудности новой экономической политики: к госкапитализму или к социализму? Проблема товарно-денежных отношений в условиях социализма. Реформа политического строя: замыслы и реальность. Политическая борьба в 20-е годы. Кризис 1923 года. «Аппаратчики» и «демократы» в борьбе за ленинское идейно-теоретическое наследие. Поворот 1925 г. Нарастание структурных диспропорций в экономике страны. «Лево-правые» зигзаги сталинского режима партийно-государственной власти. Платформа «объединенной оппозиции». Кризис 1927 г. или «сумерки» НЭПа. Победа сторонников И. Сталина. Политика «большого скачка» (1928-1941 гг.). Почему 1928-ой год стал рубежным. Демонтаж НЭПа и переход к «чрезвычайщине». Кому были нужны чрезвычайные меры. «Правый уклон»: мифы и реальность. Индустриализация - «наступление социализма по всему фронту». Коллективизация - новое издание крепостного права. Ликвидация кулачества как класса. Террор и его последствия. Цена промышленного рывка. Главный итог «большого скачка». Тоталитарная система власти и идеология сталинизма, ее сущность. Социальные и политические истоки тоталитаризма. Образование партии-государства, режима бюрократического авторитаризма. Преследование инакомыслия в партии, поддержание «образа врага». Политические процессы 30-х годов. Попытки сопротивления сталинизму. Социалистическая идея: теоретические постулаты и жизнь. Подчинение общественных наук идеологии сталинизма. «Краткий курс истории ВКП (б)». Политизация литературы и искусства в рамках «метода» социалистического реализма. Бюрократизация управления художественным творчеством. Отношение Советской власти к религии и церкви. Репрессии против духовенства. СССР между двумя мировыми войнами. Кризис европейской цивилизации и поиск альтернатив общественного развития. СССР накануне второй мировой войны. Борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе. Советско-германские отношения: современные дискуссии. Вторая мировая война - завершение общецивилизационного кризиса. Советский Союз в годы второй мировой войны. Союз Сталина и Гитлера. Война с Финляндией. Соотношение сил СССР и Германии. Великая Отечественная война: основные этапы вооруженной борьбы с фашизмом. Народы СССР в условиях войны: тыл, оккупация, сопротивление. Превращение советско-германского фронта в главный фронт второй мировой войны. Решающий вклад СССР в разгром фашизма и японского милитаризма. Движение Сопротивления, коллаборационизм. Итоги и уроки Великой Отечественной и второй мировой войн. Цена победы: современные дискуссии. Тоталитаризм, демократия и характер второй мировой войны. Вторая мировая война и поляризация послевоенного мира. СССР в мировом балансе сил. Мировой социалистический лагерь. Ликвидация попыток его покинуть: подавление антисоветских восстаний в ГДР (1953 г.), Венгрии (1956 г.), Чехословакии (1968 г.), Польше (1980-1981 гг.). "Холодная война" как форма межцивилизационного противостояния. Советское общество в условиях послевоенной разрухи и лишений: тоталитарно-бюрократические черты общественно-политической и культурной жизни, репрессии второй половины 40-х - начала 50-х годов. Современная идейная борьба вокруг личности и деятельности И.В. Сталина. Мероприятия по смягчению режима и оздоровлению обстановки в стране после смерти И.В. Сталина. Попытки осуществления политических и экономических реформ. XX съезд КПСС. Поиск путей демократизации страны. Рождение и крах оттепели. Деятельность Н.С. Хрущева и ее оценки в исторической литературе: оттепель или распутица? Современные дискуссии. Финал «славного десятилетия». Устранение Хрущева. Коллективное руководство. Геополитическая ситуация в мире в 60-80-е годы. Военно-политическое противостояние Восток - Запад как отражение межцивилизационной борьбы СССР и США за доминирование и лидерство в послевоенном мире. НТР и ее влияние на ход общественного развития. Качественные изменения в развитии стран Запада и Азии. Усиление социально-реформистской направленности политики западных государств. Возрождение консерватизма. От реформ – к стагнации. Хозяйственная реформа в СССР в 60-е годы и ее неудача. Социальная база застоя. Диссидентство. Снижение экономического потенциала СССР. Кризис модели государственного социализма. Мир и Россия в конце XX – начале XXI в. Основные тенденции и противоречия развития современной России. Советский Союз в 1985-1991 гг. Апрель 1985 года - начало перестройки в СССР. Феномен М.С. Горбачева. Попытка реформирования политической власти с сохранением социалистического выбора. Гласность. Возникновение политических партий и общественных движений. Зигзаги перестройки. «больше демократии» и новые кадры. «Падение» и влет Б.Н. Ельцина. Реформирование политической системы, экономики. Конец "холодной войны". Неудачи перестройки и их причины. Распад СССР. Образование суверенных государств. СНГ. Культура СССР в период перестройки. Конец 80-х - начала 90-х гг.: преобразования в Восточной Европе. Процесс модернизации посткоммунистических обществ. Августовские события 1991 г. Запрет КПСС (ноябрь 1991 г.). Экономическая политика. Либерализация цен и ваучерная приватизация: замыслы и результаты. Кризис российской цивилизации. Политическая борьба вокруг выбора пути общественного развития. Феномен Б.Н. Ельцина. События 3-4 октября 1993 года и их оценка в современной литературе. Принятие новой Конституции (12 декабря 1993 г.). Формирование современной российской многопартийности. Власть и оппозиция. Национальные отношения в России. Война в Чечне. Внешняя политика России. Отношения со странами "ближнего" и "дальнего"' зарубежья. Ослабление геополитических позиций. Глобализация, интернационализация проблем человечества. Мировые экономические кризисы. Угроза экологической катастрофы. США – единственная супердержава. Потеря миром стабильности и равновесия. Противостояние «Север» – «Юг». Президентские выборы 2000, 2004, 2008 гг. Формирование национального консенсуса. Укрепление государства и форсирование экономических реформ. В.В. Путин, Д.А. Медведев и перспективы развития России. Культура и наука. Поиск православной церкви своего места в меняющемся мире. Взаимодействие православия и либерализма.
5.2.Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3.Виды занятий (лекционные, семинарские, практические, индивидуальные) по каждому из разделов учебной дисциплины
5.4.Организация самостоятельной работы студента
6. Матрица распределения ожидаемых результатов освоения учебной дисциплины по разделам учебной программы
Образовательные технологии В процессе преподавания данной учебной дисциплины используются следующие образовательные технологии: 1. проблемная, интерактивная и контекстная лекции, сопровождаемые слайд-лекциями, подготовленными в среде MS PowerPoint; 2. семинарские занятия с элементами дискуссии; 3. дебаты, 4. проблемно-концептуальный доклад, 5. презентации. Процент занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 37,5.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение: а) основная литература: 1. История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Отв. ред. В.Н. Шевелев. Ростов н/Д: Феникс, 2004, 2006, 2007. С. 3-12. 2. Отечественная история: элементарный курс / Отв. ред. И.М. Узнародов, Я.А. Перехов. М.: Гардарики, 2002. С. 11-18. 3. История России: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.Н. Сердюкова. М.; Ростов н/Д: ИКЦ Март, 2004. С. 12- 45 (См. также электронную версию). 4. История России (IX-XX вв.) / Отв. ред. Я.А. Перехов – М.- Ростов-на-Дону: «Гардарики», 2000. б) дополнительная литература: 1. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Т. 1-3. М., 1991. 2. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. М., 2002. 3. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. М., 1995. 4. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Курс лекций. М., 2001. 5. Древняя Русь и Московское государство. У истоков российской цивилизации / Отв. ред. А.В. Лубский. Ростов н/Д.: Логос, 1998 6. История Отечества: Люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX вв. М., 1991. 7. История Отечества. Люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства. М., 1991. 8. История России с позиций разных идеологий: Учебное пособие / Под ред. Б.В. Личмана. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. 9. История современной России 1985-1994. Экспериментальное уч. пособ.. М., 1995. 10. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993. 11. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 12. Наше Отечество. Опыт политической истории. Кн. 1-2. М., 1991 13. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М.,1993. 14. Россия и мир. Учебная книга по истории. Ч. 1-2. М., 1994. 15. История России в вопросах и ответах / Сост. С.А. Кислицин. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 16. Согрин В.В. 1985 – 2005: три превращения современной России // Отечественная история. 2005. № 3. С. 10-17; 17. Смолин О.Н. Радикальная трансформация общества в СССР и России: проблема периодизации // Вопросы истории. 2005. № 12. С. 42-46. 18. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Уч. пособ. для вузов. М., 1994. 19. Согрин В. Политическая история современной России. 1985-1994. М., 1994. 20. Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории (1941-1991). M., 1999. 21. Суетов Л.А. Отечественная история: Учебное пособие. СПб: СПбГУКИ, 2002. 22. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993. 23. Фонотов А.Г. Россия от мобилизационного общества к инновационному. М., 1993. 24. Шевелев В.И. Все могло быть иначе: Альтернативы в истории России. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. 25. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
10.Показатели и критерии текущего и итогового контроля по дисциплине Показателями успешности освоения студентом данной учебной дисциплины при проведении текущего и итогового контроля являются: владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7); осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9); быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10); владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12); быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13); В результате освоения учебной дисциплины студент должен: знать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, этапы исторического развития России и роль российского государства в истории человечества и в современном мире; уметь конспектировать и анализировать первоисточники; обосновывать и адекватно оценивать современные явления и процессы в общественной жизни, в сферах культуры и образования; владеть методами сбора, анализа и обобщения гуманитарной информации. Показатели успешности освоения студентом учебной дисциплины используются при проведении текущего контроля в следующих формах: выступления на семинарских занятиях, определение понятий, выполнение контрольной работы. Эти же показатели используются при проведении итогового контроля по дисциплине, проходящего в форме экзамена. Общими критериями успешности освоения студентом данной учебной дисциплины при проведении текущего контроля являются: 1. степень активности участия в учебном процессе, заинтересованности и инициативности при выполнении заданий, предусмотренных учебно-тематическим планом по дисциплине; 2. самостоятельность выполнения заданий, предусмотренных учебно-тематическим планом дисциплины; 3. своевременность и качество выполнения заданий, предусмотренных учебно-тематическим планом по дисциплине. При этом для каждой формы текущего контроля по дисциплине устанавливается свой набор критериев. Данные критерии более подробно описаны в методических рекомендациях, являющихся составной частью настоящего учебно-методического комплекса. Критериями успешности освоения студентом данной учебной дисциплины при проведении итогового контроля в форме экзамена являются: - Оценка «отлично» ставится в том случае, если студент строит ответ на уровне самостоятельного мышления, прочно усвоил программный материал, грамотно и логично излагает его, не затрудняется с ответом при видоизменении вопроса, глубоко изучил источники и литературу, умеет самостоятельно излагать их содержание, делать обобщения и выводы. - Оценка «хорошо» ставится в том случае, если ответ экзаменующегося строится на уровне самостоятельного мышления, студент твердо усвоил программный материал, излагает его грамотно и по существу, однако допускает отдельные неточности и пробелы в знаниях. - Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если студент усвоил только основную часть программного материала, допускает неточности, непоследовательность в изложении материала, затрудняется применить знания к анализу современной действительности, недостаточно владеет навыками делать обобщения и выводы. - Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки при его изложении.
Министерство культуры Российской Федерации Ростовский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»
УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе ___________________________ «____»_______________201__год
Кафедра социально-гуманитарных наук
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
«Отечественная история»
для направления подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность»
Квалификация (степень) выпускника "бакалавр"
Ростов-на-Дону
Министерство культуры Российской Федерации Ростовский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»
УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе ___________________________ «____»_______________201__год
Кафедра социально-гуманитарных наук
Вопросы для семинарских занятий
«Отечественная история»
для направления подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность»
Квалификация (степень) выпускника "бакалавр"
Ростов-на-Дону
Раздел 2. «Древняя Русь (IX – XIII вв.) и Московское государство (XIV – XVII вв.)». Семинар 1. Тема: «Становление российского самодержавия (XVI-XVIII вв.)». Вопросы: 1. Иван Грозный и укрепление централизованного государства. Реформы и опричнина. 2. Петр I и его реформы. Основная литература: 1. История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Отв. Ред. В.Н. Шевелев - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004, 2006, 2007. С. 15-24, 32-37, 49-61. 2. История России в вопросах и ответах: Учебное пособие / Сост. С.А. Кислицын – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. С. 78-83, 99-107, 117-126. 3. Отечественная история: элементарный курс / Отв. ред. И.М. Узнародов, Я.А. Перехов. М.: Гардарики, 2002. С. 11-18.
Дополнительная литература: 1. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII- первой половине XIX века. - М., 1994. 2. Буганов В.И., Медушевский А.Н. Административные реформы в России и проблемы их изучения в современной западной историографии //Отечественная история. - 1992. - № 3. 3. Водарский Я.Е. Петр I //Вопросы истории. - 1993. - № 6. - С. 59-77. 4. Залкинд Е.М. Присоединение Бурятии к России. - Улан-Удэ, 1958. 5. Ключевский В.О. Характеристика царя Ивана Грозного. См. в кн.: Исторические портреты. Деятели исторической мысли /Сост. В.А. Александрова. - М.: Правда, 1991. 6. Кобрин В.Б. Иван Грозный: избранная рада или опричнина? //История Отечества: люди, идеи, решения. - М., 1991. Кн. 1. 7. Мыльников А.С., Доннерт Э. Екатерина II Великая (1729-1796), императрица России //Вопросы истории. - 2000. - № 3. 8. Панеях В.М. Панорама истории России XV-XVI веков А.А. Зимина. К выходу в свет книги «Витязь на распутье» //Отечественная история. - 1992. - № 6. 9. Рахматуллин М.А. Непоколебимая Екатерина //Отечественная история. - 1996. - № 6; 1997. - № 1. 10. Щербень Н.В. В.О. Ключевский о смуте //Отечественная история. - 1997. - №№ 3,4. 11. Юрганов А.Л. Опричнина и страшный суд //Отечественная история. - 1997. - № 3.
Раздел 3. «Россия в XVIII - начале XX в.». Семинар 2. Тема: «Политические партии России (конец XIX - начало XX вв.)». Вопросы: 1. Предпосылки и особенности формирования первых политических партий в России. Специфика российской многопартийности. 2. Программные установки основных политических партий: столкновение ценностей модернизации и традиционализма. Основная литература: 4. История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Отв. Ред. В.Н. Шевелев - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004, 2006, 2007. С. 15-24, 32-37, 49-61. 5. История России в вопросах и ответах: Учебное пособие / Сост. С.А. Кислицын – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. С. 78-83, 99-107, 117-126. 6. Отечественная история: элементарный курс / Отв. ред. И.М. Узнародов, Я.А. Перехов. М.: Гардарики, 2002. С. 11-18.
Дополнительная литература: 1. Аврех А.Я. Русский буржуазный либерализм: особенности исторического развития // Вопросы истории. 1989. №4. 2. Думова Н.Г. Драма русского либерализма // Родина, 1990. №10. 3. История политических партий России (под ред. А.И. Зевелева). М., 1994. С. 8-15,22-36. 4. Программы политических партий и организаций России конца XIX -начала XX века. Ростов-на-Дону, 1992. 5. Шелохаев В.В. Политическая программа русского либерализма // Кентавр. 1995. №6. 6. Шелохаев В.В. Социальная программа русского либерализма // Кентавр. 1995. №1.
Министерство культуры Российской Федерации Ростовский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»
УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе ___________________________ «____»_______________201__год
Кафедра социально-гуманитарных наук
Комплекты раздаточных материалов для студента по подготовке к семинарскому занятию по теме «Политические партии России (конец XIX - начало XX вв.)»
для направления подготовки 071500 «Народная художественная культура»
Квалификация (степень) выпускника "бакалавр"
Ростов-на-Дону
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.43 (0.011 с.) |