Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые идейные основания,

Поиск

или На чем стоит альтернативное образование

Обнаружив, что все-таки альтернативное образование как явление реально существует, по крайней мере, в форме альтернативных или новых школ (а позже мы увидим, что и не только в их лице), попробуем сформулировать некоторые общие идейные основания, опираясь на которые строят это иное образование его сторонники.

Опираться будем, опять же, на опыт тех самых новых школ, потому что пока это первая известная нам «институция», устойчивая во времени и пространстве (а многие новые школы имеют уже почти столетнюю историю, как, скажем, вальдорфские или монтессорианские школы, первые из которых появились в первой трети 20 века, или школа «Саммерхилл», основанная А.Ниллом в 1921 году и т.д.), и открыто заявляющая о своей альтернативности.

При этом отметим, что ход «от опыта новых школ» - лишь один из возможных в обсуждении оснований альтернативного образования.

 

2.1. «Новая школа» как практическая модель альтернативного образования

 

Повторюсь, исторически известная нам первая «новая школа» в Европе была открыта С. Редди 1889 году в Абботсхолме (Англия) (Новое воспитание // Статья. Автор - Пискунов А.И. / Педагогическая энциклопедия. - М., 1966). В большинстве своем первые «новые школы» были частными. Следовательно, платными и значит привилегированными. Это важно для понимания феномена «новых школ». Во-первых, такие школы возникали как заказ определенных социальных кругов на подготовку в школе инициативных, разносторонне развитых людей, способных в дальнейшем стать предпринимателями, активными деятелями в различных областях государственной и общественной жизни. Во-вторых, эти школы слишком отличались от существовавших тогда государственных школ в своих странах по своим педагогическим принципам и вряд ли могли бы сразу появиться как государственные. «Не будучи связанными регламентом правительственных школ, они имеют значительно больший простор для педагогических опытов...» (Познанский Н.Ф. Конструктивное воспитание. Педагогические идеи А.Феррьера. - Саратов, 1928, с.3)

Вскоре были открыты и многие другие «новые школы» - Бидельская школа Дж. Бэдли (Англия, 1892), школа Ла Рош, созданная Э. Демоленом (Франция, 1899), «сельские воспитательные дома» Г.Литца (Германия, 1902), «свободная школьная община Викерсдорф» Г.Винекена (Германия, 1906), Оденвальская школа П.Гехеба (Германия, 1910) и т.д., в том числе, и школа Левицкой в Царском Селе (Россия).

Описания различных школ первой трети ХХ века, относивших себя к «новым школам», мы можем найти в многочисленных книгах, издававшихся в то время. Приведем названия некоторых из них (с датами русскоязычных изданий):

Феррьер А. Новая школа. - СПб, 1911,

Левитина М. Опыт новой школы. - М., 1912,

Де Васконселлос А. Фариа. Новая школа в Бельгии. - М.,1919,

Феррьер А. Из опыта новой школы Запада (школы действия). - М., 1926,

Уошборн К. Новые школы Западной Европы (New schools in the old world). - М., 1928,

Новая школа в Германии. Под ред. Карсена Ф. - М., 1928,

Поляк Г. Новая школа на Западе. Педагогическая система Декроли. - М., 1928,

и т.д.

Разнообразие стран Европы, в которых появлялись «новые школы», говорит о международности данного явления. В 1899 году было организовано «Международное Бюро Новых Школ», действовавшее в различных формах до 1933 года, директором которого и был швейцарский педагог А. Феррьер, сформулировавший те тридцать признаков «новой школы», о которых мы говорили в предыдущей главе. Грамотной формулировке этих признаков способствовали его деятельность как руководителя организации, объединяющей новые школы, его собственные научные интересы, более чем пятнадцатилетний опыт работы, а также «... частые посещения нескольких истинных новых школ с продолжительным пребыванием в них, многочисленные сравнения фактов и методов и тщательное изучение результатов, достигнутых у детей не только в школе, но и после школы, не только на экзаменах, но и в практической жизни.» (Васконселлос А. Фариа, де. Новая школа в Бельгии // С предисловием А. Феррьера. - М., «Библиотека Свободного воспитания и образования и трудовой школы», под редакцией И.И.Горбунова-Посадова, 1919, с.4)

 

Обратившись еще раз к этим признакам, попробуем подробнее разобраться - что же такое «новое школа», каковы педагогические основания ее деятельности и основные характеристики как практики воплощения альтернативного образования.

В предыдущей главе мы уже познакомились с самими тридцатью признаками. Здесь перечислим эти признаки еще раз по блокам. Отмечу еще раз, ради чистоты жанра, что такая классификация признаков предложена мною. А.Феррьер такого разделения по блокам не производил. Не знаю – согласился ли бы он с такой их группировкой. Но мне кажется, что это нам поможет лучше уловить принципиальные для новых школ, и тем самым, для альтернативного образования, особенности.

 

Итак, признаки новой школы:

 

1 блок. Первый признак («Новая школа есть лаборатория практической педагогии. Она стремится играть для государственных школ роль разведчика или пионера.») Фактически он является одним из самых характерных, основных признаков «новой школы», он говорит о миссии «новой школы» и принципиальной позиции ее организаторов относительно места, роли «новых школ», альтернативного образования в массовом образовании.

2 блок. Признаки, отражающие идеи природосообразности учебно-воспитательного процесса, важности развивающей среды, в которой живут и учатся дети, («Новая школа есть интернат, ибо только полное влияние среды, в лоне которой растет и движется ребенок, позволяет вполне осуществлять воспитание...»… и др»). Сюда, отчасти можно отнести и первый признак ("Школа - лаборатория практической педагогии"), так как, на мой взгляд, атмосфера творчества педагогов - так же важнейший фактор (элемент) формирования развивающей среды.

3 блок. Признаки, отражающие виды деятельности ребят, участие в которых позволяет детям приобрести собственный опыт работы руками, жизни вне школы, на природе, опыт и знание особенностей своего тела, своего поведения в различных ситуациях социальной жизни..., в том числе свободной (самостоятельной и ответственной), самоконтролируемой деятельности.

4 блок. Признаки, отражающие общие принципы организации учебы и содержания, в соответствии с которыми обучение должно быть основано на фактах и личном опыте учащихся и при этом строится, прежде всего, не на накапливании знаний, а на общем развитии мыслительной способности, освоении научного метода.

5 блок. Признаки, описывающие способы организации учебной работы, основанные на личной самостоятельности ребенка.

6 блок. Признаки, описывающие структуру образовательной программы «новой школы», в основу которой положены возрастная периодизация интересов детей и идея разнообразия не предметов изучения, а видов деятельности.

7 блок. Признаки, описывающие пути воспитания нравственности, эстетических чувств через эстетически грамотное оформление среды и участие в совместном музицировании, рассказывании..., широкую терпимость к различным идеалам, в т.ч. религиозным.

8 блок. Признаки, отражающие вопросы организации жизни школьного коллектива. Как и учебная деятельность, жизнь детского коллектива выстраивается не на признании власти какого-либо внешнего авторитета, а на выращивании собственного опыта как выработки линии индивидуального поведения, так и правил совместной жизни, опыта пользования свободой.

 

Такое распределение признаков по блокам и анализ описаний различных школ Запада, относившихся к «новым школам», позволяют нам выделить самые основные, наиболее используемые черты «новой школы», некоторый инвариант, необходимо характеризующий школу как «новую».

Не все из указанных А. Феррьером 30 признаков являлись необходимым условием «новой школы». На это указывал и сам Феррьер, говоря о том, что школа может называться «новой», если соблюдает не менее 15 признаков из 30. С развитием практики новых школ можно отследить - какие признаки оказались принципиальными, а какие не существенными.

Так, например, требование обосновывать школу обязательно в деревне со временем ушло, появилось большое количество школ, относящихся к «новым», но работающих в городе, при этом сохранивших очень пристальное внимание и заботу о здоровье и физическом развитии детей, постоянную связь с природой и деревней. (см., например Уошборн К. Новые школы Западной Европы (New schools in the old world). - М., «Посредник», 1928 или опытные школы, руководимые в послереволюционной России С.Т.Шацким, М.М. Пистраком, имевшие городскую и загородную базы.)

Так же не самым существенным с педагогической точки зрения является то, что «новые школы» работали с элитой. В первый период развития «новых школ» это действительно было так, и было весьма важной особенностью, но позже начали появляться и новые школы, работающие с детьми трудящихся (Франция, Германия, США). Многие из них были не средними, а начальными школами, но важно, что работали они не с «элитными» детьми.

То же касается и необходимости организации «новой школы» как интерната. Указывая этот признак Феррьер оговаривается: «Но это не значит, что она («новая школа» - М.Э.) ставит систему интерната идеалом, который должен применяться везде и всегда. Далеко нет. Естественное влияние семьи, если только оно здоровое, всегда предпочтительнее влияния самого лучшего интерната.» (Васконселлос А. Фариа, де. Новая школа в Бельгии // С предисловием А. Феррьера. - М., «Библиотека Свободного воспитания и образования и трудовой школы», под редакцией И.И.Горбунова-Посадова, 1919, с. 6)

 

Сам А. Феррьер в своей книге «Из опыта новой школы Запада (школы действия)» дает следующее краткое определение: новая школа (школа действия) - «...это есть школа, в которой в основе всякого труда лежит самодеятельность ребенка, и где удовлетворяется жажда знания и потребность действовать и творить - свойства, которые проявляются в каждом ребенке.» (Феррьер А. Из опыта новой школы Запада (школы действия) // Пер. c французского И.Е.Хородчинской, под ред., с предисл. и прим. А.М.Гинтовта. - Москва, Гос. Изд-во, 1926, с. 9)

 

То есть, говоря о «новой школе», школе в которой осуществляется альтернативное (новое) образование, Феррьер предлагает говорить о школе действия, школе самодеятельности ребенка, школе, опирающейся на потребности ребенка в деятельности и творчестве.

 

На основании вышеизложенного, вероятно, мы можем сформулировать следующий инвариантный комплекс идей «новой школы».

«Новая школа» - это:

- школа, реализующая идеи новой педагогики, ставящей в центр своего внимания человека как самоценность;

- школа, в которой большое внимание уделяется развивающему взаимодействию с окружающей средой, в частности, образовательной средой;

- школа, в которой работа строится на внимательном исследовании особенностей каждого ученика и уважительном к нему отношении;

- школа, в которой основой программы является исследование и участие в реальной жизни;

- школа, в которой программа и формы обучения базируются на интересах и опыте детей;

- школа, в которой приоритетной является самостоятельная, осознанная, свободная, целесообразная деятельность детей;

- школа, где уделяется большое внимание жизни школьного коллектива, которая выстраивается на выращивании собственного опыта индивидуального поведения и правил совместной жизни, опыта пользования свободой;

- школа, в которой большое внимание уделяется физическому развитию и здоровью детей, эстетическому воспитанию.

 

Такое видение своих задач практиками «новой школы» позволяет нам перейти к обсуждению возможных оснований «новой школы», а тем самым, и альтернативного образования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.155.48 (0.007 с.)