Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Шаг 2. Определение через близкие, родственные понятия, явленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вернемся к педагогической энциклопедии. Посмотрим – нет ли там определений, описаний близких, родственных явлений. И через них попробуем лучше понять, что есть альтернативное образование.
Как я уже отмечал, статьи про альтернативное образование в педагогической энциклопедии (Российская педагогическая энциклопедия, Москва, 1993) нет. Но есть статья «Альтернативные школы». Вот что о них пишет энциклопедия: «Альтернативные школы (от лат. Alter – другой), «свободные школы», в странах Зап. Европы и США неполные и полные ср.школы, действующие параллельно или взамен обычных школ и обеспечивающие образование, альтернативное по содержанию или формам и методам работы с учащимися». Кажется логичным думать, что если есть «альтернативные школы», то, видимо, есть и альтернативное образование, которое они реализуют в своих стенах. Описать такое образование можно попытаться, опираясь на то, какими видят себя эти самые альтернативные школы.
Одна из первых альтернативных, так называемых «новых школ», в Европе была открыта С.Редди в 1889 году в Абботсхолме (Англия). Число их постепенно росло, и уже в 1899 году было основано «Международное Бюро Новых Школ», объединявшее школы по всей Европе. Один из лидеров движения «новых школ» директор «Международного Бюро Новых Школ» А.Феррьер, познакомившись с опытом многих школ, сформулировал тридцать признаков «новой школы». (См. Васконселлос А. Фариа, де. Новая школа в Бельгии // С предисловием А. Феррьера. - М., «Библиотека Свободного воспитания и образования и трудовой школы», под редакцией И.И.Горбунова-Посадова, 1919.)
Перечислю их. Но отмечу сразу, что сам Феррьер, выделив тридцать признаков, отмечал что «не требуется непременно, чтобы она (школа - М.Э.) обладала всеми тридцатью отличительными признаками...» для того, чтобы иметь право быть причисленной к «новым школам». Полный набор признаков он называл программой-максимум, как бы противопоставлял ей программу-минимум, в которую включал: местоположение за городом; обучение, исходящее из опыта и дополняемое ручным трудом; режим автономии учащихся и еще некоторые из признаков, перечисленных ниже.
Итак, кратко - признаки «новой школы» по А.Феррьеру (группировка признаков – М.Э.).
Первые признаки описывают ту среду, в которой должно организовываться обучение в «новой школе». «1. Новая школа есть лаборатория практической педагогии. Она стремится играть для государственных школ роль разведчика или пионера…» «2. Новая школа есть интернат, ибо только полное влияние среды, в лоне которой растет и движется ребенок, позволяет вполне осуществлять воспитание...» «3. Новая школа находится в деревне, потому что деревенская обстановка составляет для ребенка естественную среду…» «4. Новая школа распределяет своих воспитанников по отдельным домам, где они живут группами от 10 до 15 человек под призором и нравственным руководством воспитателя, которому помогает его жена или другая сотрудница...» «5. Совместное обучение и воспитание обоих полов с первого до последнего года…»
Следующие пять признаков описывают некоторые виды деятельности ребят, которые, по мнению Феррьера, обязательно должны присутствовать в «новой школе». «6. Новая школа организует для всех своих учеников ручной труд, которому посвящается по меньшей мере полтора часа в день…» «7. Между различными видами ручного труда столярная работа занимает первое место, ибо она развивает ловкость и твердость руки, способность точного наблюдения, искренность и самообладание. Обработка земли и уход за мелкими животными входят в ту категорию деятельности наших предков еще, которую любит каждый ребенок и заниматься которой следовало бы давать возможность каждому ребенку…» «8. Наряду с обязательными занятиями известное место отводится и свободной работе, которая развивает вкус ребенка и пробуждает в нем дух изобретательности и творческие способности…» «9. Физическое воспитание обеспечивается естественной гимнастикой, которую делают без одежды или, по крайней мере, с обнаженным торсом, а также играми и спортом…» «10. Дальние экскурсии пешком или на велосипеде с ночевками в палатках и трапезами, приготовленными самими детьми, играют в новой школе большую роль. К этим экскурсиям подготовляются заранее, и они служат вспомогательным средством при обучении...»
Следующие три признака содержат в себе некоторые педагогические принципы, влияющие на общую организацию учебы и отбор содержания. «11. В области умственного воспитания новая школа стремится образовывать ум не столько путем накапливания заученных познаний, сколько посредством общего развития мыслительной способности. Критический ум рождается из применения научного метода: наблюдение, гипотеза, проверка, закон...» «12. Наряду с общим развитием идет и специализация - сначала более общая, непосредственная: развитие преобладающих вкусов и склонностей каждого ребенка; затем более систематическая, развивающая наклонности и способности подростка в профессиональном духе…» «13. Преподавание основано на фактах и опыте. Приобретение познаний вытекает из личных наблюдений (посещений заводов, ручной труд и т.д.) или за недостатком их из чужих наблюдений, найденных в книгах. Но, во всяком случае, теория всегда следует за практикой, а не предшествует ей».
Следующие признаки отражают способы организации учебной работы и отдельного ученика, и группы ребят. «14. Преподавание основано также на личной самостоятельности ребенка. Это предполагает самую тесную, какая только возможна, связь умственных занятий с рисованием и разнообразнейшими видами ручного труда...» «15. Индивидуальная работа воспитанника состоит в добывании всевозможного фактического материала (путем личных наблюдений, опытов или из книг, журналов и т.д.) и в классификации этих данных (согласно логическому плану, соответствующему его возрасту), а, кроме того, в исполнении самостоятельных работ и подготовке к рефератам, которые воспитанники читают в классе…» «16. Коллективная работа состоит в том, что воспитанники обмениваются собранным фактическим материалом, а также в совместной систематизации или логической переработке его…»
Нижеследующие признаки отражают подходы к структуре образовательной программы, принятые в «новых школвх». «17. Преподавание базируется на естественных запросах ребенка: с 4-6 лет возраст рассеянных интересов или возраст игр; с 7-9 лет возраст интересов, направленных на непосредственно-конкретные предметы; с 10-12 лет возраст специализированных конкретных интересов или возраст монографий; с 13-15 лет возраст эмпирических абстрактных интересов; с 16-18 лет возраст сложных абстрактных интересов - психологических, общественных, философских…» «18. В новой школе, собственно преподавание ограничено только утренними часами - обычно от 8 до 12. После обеда в продолжение одного или двух часов, смотря по возрасту (обыкновенно от 4,5 до 6 часов дня), происходит самостоятельное «учение». Детям ниже 10 лет никаких уроков не задают.» «19. Каждый день занимаются не многими предметами, а только одним или двумя. Разнообразие создается не разнообразием предметов, а разнообразием в способе заниматься одним и тем же предметом: разнообразится вид деятельности детей.» «20. Каждый месяц или каждую четверть года тоже проходят не много различных предметов. Предметная система, аналогичная той, которая существует в университетах, позволяет каждому ученику иметь собственное учебное расписание.»
К вопросам воспитания нравственности, эстетических чувств и этики относятся следующие признаки «новой школы». «21. Новая школа должна быть местом красоты, как выразилась Эллен Кей. Порядок - вот первое условие для этого, точка отправления. Прикладное искусство, которым занимаются и окружают себя в школе, ведет к чистому искусству, способному пробуждать в артистических натурах самые благородные чувства.» «22. Совместная музыка (хоровое пение, оркестр) оказывает на тех, кто ее любит и ею занимается, самое глубокое и облагораживающее влияние…» «23. Воспитание нравственного сознания у детей происходит, главным образом, путем рассказов, вызывающих у детей непосредственные реакции, настоящие нравственные оценки, которые, повторяясь и усиливаясь, связывают, в конце концов, детей относительно самих себя и других. Такова цель «вечерних чтений» в большой части новых школ…» «24. Воспитание практического разума у подростков совершается главным образом путем размышлений и изучения касающихся естественных законов умственного прогресса, личного и общественного. Большая часть новых школ в религиозном отношении занимает положение не конфессиональное или межконфессиональное, с широкой терпимостью ко всем различным идеалам, поскольку они воплощают стремление к духовному совершенствованию человека.»
И, наконец, последний блок признаков, отражающих вопросы внутренней организации жизни школ, их воспитанников. «25. Нравственное воспитание, как и умственное, должно совершаться не извне, путем внешнего авторитета, а изнутри, путем опыта и постепенного пользования на деле критическим разумом и все расширяющейся свободой. Основываясь на этом принципе, некоторые новые школы ввели у себя систему школьных республик…» «26. При невозможности осуществить полную демократическую систему большая часть новых школ представляет конституционные монархии: воспитанники избирают старост или префектов с определенной ответственностью.» «27. Различного рода общественные обязанности дают возможность осуществлять принцип действенной взаимопомощи. Эти работы для общего блага поручаются поочередно всем маленьким согражданам.» «28. Награды или позитивные санкции состоят в том, что творческим умам дается возможность увеличивать свою творческую силу. Они применяются к свободной работе воспитанников и развивают, таким образом, дух инициативы.» «29. Наказания или негативные санкции находятся в прямой связи с совершенным проступком. Это значит, что они имеют задачей путем соответственных мер сделать ребенка способным лучше достигнуть в будущем той цели (хорошей), которую он достиг плохо или которой совсем не достиг.» «30. Соревнование происходит главным образом, путем сравнения ребенком своей теперешней работы со своей же прежней работой, а не исключительно путем сравнения своей работы с работой товарищей.»
Такими себя видели альтернативные школы более чем 100 лет назад. Замечу еще раз – здесь нет четкого указания: «это обязательно д.б. так, а это – нет». Есть вектор, есть направление, есть мера приближения. Но идеал, образ образования, которое выстраивалось в этих школах, при этом, по-моему, очерчен довольно четко.
Если согласится, что одним из «носителей» альтернативного образования может быть школа, то через понимание того, какой виделась «новая школа» нашим коллегам 100 лет назад, можно увидеть и контуры «альтернативного образования». На основании признаков, предложенных А.Феррьером, можно попробовать сформулировать такой инвариант «новой школы». «Новая школа» - это: - школа, реализующая идеи новой педагогики, ставящей в центр своего внимания человека как самоценность; - школа, в которой большое внимание уделяется развивающему взаимодействию с окружающей средой, в частности, образовательной средой; - школа, в которой работа строится на внимательном исследовании особенностей каждого ученика и уважительном к нему отношении; - школа, в которой основой программы является исследование и участие в реальной жизни; - школа, в которой программа и формы обучения базируются на интересах и опыте детей; - школа, в которой приоритетной является самостоятельная, осознанная, свободная, целесообразная деятельность детей; - школа, где уделяется большое внимание жизни школьного коллектива, которая выстраивается на выращивании собственного опыта индивидуального поведения и правил совместной жизни, опыта пользования свободой; - школа, в которой большое внимание уделяется физическому развитию и здоровью детей, эстетическому воспитанию. Вот таким видится образование в альтернативных школах, т.е. альтернативное образование.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.69 (0.007 с.) |