Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Откуда берется мотивация к учению.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Что есть традиционная дидактика? Наука о том как научить человека чему-то … Но только при условии, если он хочет этому научиться… Вся традиционная дидактика – именно про это. Большинство авторов, говоря об «учебных циклах» начинают их с предъявления нового материала. А вот вопрос – почему это ученик готов включиться в этот процесс усвоения, зачем ему это – не рассматривается. В качестве примера приведу выдержки из учебников весьма уважаемых (и мною, в том числе) авторов. М.Н.Скаткин в своем замечательном учебнике «Дидактика средней школы» (Москва, 1982 г.) описывает следующую единую логику учебного процесса: 1. Предъявление знаний 2. Воспроизведение способов деятельности и применение в знакомой ситуации 3. Творческое применение Замечу – о том, почему ученик захочет воспринимать предъявляемые знания, речи нет. И.М.Осмоловская в своей книге «Дидактика» (Москва, 2006 г.), описывая дидактический цикл процесса обучения, который базируется на представлении о процессе усвоения содержания образования учеником, предлагает в его начале следующие этапы: 1) Постановка общей дидактической цели и принятие ее учеником 2) Предъявление нового фрагмента учебного материала… Здесь уже идет речь об обсуждении дидактических целей, но не раскрывается – почему ученик должен принять чужую для него цель. И совсем нет разговора об обсуждении собственных целей ученика, опоре на его опыт и интересы.
Можно, конечно, говорить, что вопрос мотивации к учению – это вопрос ценностей. А формированием ценностей занимается не дидактика. Она лишь понимает, как обучить приведенного к ней и готового внимать учителю ученика. Про воспитание ценностей в этой логике должны заботиться иные «разделы» педагогики - воспитание и/или педагогическая поддержка. Они «должны понимать», как помочь человеку определить свои «родовые» ценности, уметь самоопределяться, жить в своем сообществе, сформировать свои собственные ценности, в том числе, про то - зачем ему учиться… Короче – они отвечают за то, чтобы человек ЗАХОТЕЛ, и в частности, захотел учиться. (Именно на этой позиции стоят многие учителя, которые говорят, что мотивировать ребенка – дело родителей. Не мотивировали – сами виноваты, мы с вашим ребенком «цацкаться» не будем.)
Но может ли быть отделима дидактика от ценностей? Во времена и в кругу Я.А.Коменского – еще может быть да. (И то сомнительно) Тогда считалось, что все добропорядочные люди должны хотеть верить в бога и читать Библию. И то – уже при выходе за пределы узких протестантских общин это правило переставало работать (вспомним Тома Сойера М.Твена). А сегодня дидактика, похоже, не может игнорировать вопросы ценностей, смыслов. И должна базироваться либо на выстраивании этих смыслов внутри некоего сообщества (рассчитывая, что сделают это родители, либо самостоятельно выстраивая такое сообщество), либо включая в своей цикл опору на ЛИЧНЫЙ СМЫСЛ, опыт, интерес учащегося. Вот тут возникает множество вопросов.
Чем же должна заниматься школа: А) помощью детям в обретении смысла жизни и образовании? Б) или помощью детям в обретении конкретных учебных навыков? Если – в том числе и первое, то как это делать в процессе обучения? И как этому учить учителей?
Что мы имеем ввиду, когда говорим о включении смысла, цели обучения внутрь учебного процесса, цикла обучения? Один вариант – учитель должен задумываться о том, как заинтересовать детей учебной деятельностью, например, организовав некоторую деятельность, в которой возникает потребность в освоении новых знаний. Другой ход подразумевает самоценность учебной деятельности, процесса познания. Но нет ли связанных с этими ходам каких-либо проблем и противоречий? Скажем, в прагматическом подходе (например, выражающемся в методе проектов), мотивация к обучению принципиально лежит «вне» учебного процесса, главное - прагматический результат, обучение возникает «по ходу». Ученики как бы и не занимаются обучением вовсе, они делают что-то нужное им вне учебы… И тогда им интересно делать, и они понимают, что нужно что-то изучить ради этого «делания», они не вовлекаются в учение просто ради самого учения… Но при этом ведь у учителей есть желание ориентировать детей на ценности процесса образования самого по себе, образования по жизни? Как это сделать при реализации «прагматического подхода»? Или познание нового как процесс – имеет ценность лишь в определенном узком социокультурном сообществе? Или для разных учеников из разных культурных сообществ нужны и разные педагогические подходы?
Вероятно, одним из выходов из этой ситуации в теории может быть такой. Если принимать в качестве рабочей модели «схему обучения» Колба (ОПЫТ – ЕГО ОСМЫСЛЕНИЕ – ГИПОТЕЗА, МОДЕЛЬ – ПРОВЕРКА -… - ОПЫТ), то, вероятно, нужно понимать, что в разных случаях (в разных методиках, для разных детей) стартовым этапом процесса может быть одно из звеньев цикла. Для кого-то приоритетен личный опыт, и именно он является «пусковым крючком» дальнейшего цикла обучения; кто-то сначала должен увидеть цельную модель и этого достаточно для постановки вопросов и их проверки... А уже дальше начинает работать последовательность, предложенная в этой цепочке. Но вот – для кого, что сработает лучше, как это понять и организовать в группе очень разных учеников - все это вопросы для обсуждения, анализа, поиска.
II. Каковы принципы «новой» дидактики Критиками традиционной модели обучения, авторами иных подходов в организации учебного процесса фактически поставлены под сомнение традиционные принципы дидактики (см. работы Давыдова В.В., Дьяченко В.К., Хуторского А.В., Кушнира А.М. и др.). В частности, если традиционная дидактика говорит о принципе наглядности, то ее критики говорят скорее о принципе предметности. Принцип последовательности входит в противоречие с многообразием путей освоения учебного материала, а принцип системности – с опорой на индивидуальный опыт человека, который принципиально автономен, хаотичен, ситуационен. Если под ведущей деятельностью в школьном возрасте понимать игру, общение, учение – то пропадает продуктивность, отсутствие которой порождает, в том числе, инфантильность. И так далее… Получается, что практически все ранее «незыблемые» принципы нужно пересматривать, чем во многом и занимаются наши предшественники, критикующие традиционные подходы. Но как же тогда человек учиться? По-другому, но как? Все ли люди (дети) учатся одинаково или каждый учится по–своему и не может быть единой для всех дидактики? И что это тогда означает для целостного педагогического процесса? Из каких организационных форм, учебных материалов, сред должен быть соткан целостный учебный процесс, если все предлагаемые подходы – частичны, взаимодополняемы? Как работать учителю с группой столь разных детей?
III. Разные дети Если мы планируем при организации учебной деятельности опираться на личный опыт и сообщество детей, то получается, что дидактика (предлагаемые ею формы и методы) должна уметь быть гибкой в зависимости от разных детей, входящих в учебное сообщество. Но есть ли сегодня серьезные исследования, изучающие современное поколение детей и при этом делающие выводы с точки зрения дидактики – какой она должна быть, чтобы полнее, точнее соответствовать сегодняшним детям? Например, есть ощущение (повторюсь – пока еще только ощущение), что, по крайней мере, для части современных подростков игра и личное общение и правда очень быстро перестают быть ведущими деятельностями (по логике Д.Б.Эльконина). Для большой части, если игра и остается ведущей, то только если она компьютерная. И тогда логично возникает вопрос - как использовать их страсть к общению в интернете в образовательных целях? Также для многих подростков, похоже, ведущей, актуальной становится продуктивная деятельность, труд. Как это учитывается в дидактике? В организации учебного процесса? В структуре жизни школы?
Все выше описанное, на мой взгляд, показывает, что при последовательной реализации идей, основ, подходов альтернативное образование разворачивается в самостоятельное явление, имеющее свои ответы (в теории и на практике) на общие вопросы образования.
Глава 6. Альтернатива и Мейнстрим:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.105 (0.01 с.) |