Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чудные люди, «чудики», Неопознанные Педагогические ОбъектыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Не менее интересным и мощным ресурсом образования могут выступать люди, увлеченные своим делом. Бывший военный, создавший народную библиотеку, и «пригревший» в ней детей, разбирающих вместе с ним книги, читающих и обсуждающих их; художник-реставратор, работающий в деревне кузнецом, взявший на обучение различным искусствам одиннадцать учеников, которых он к тому же обучает летать на параплане; исследователи дельфинов, вовлекающие в свои изыскания любопытных мальчишек… Разве это все не образование? Еще какое! Тут дети получат много Но что это – школа? Нет. И не структура дополнительного образования. Что же это? А это вот просто люди в эпоху перемен, махнули рукой на государство и общество. Скооперировались как могли и строят какую-то свою жизнь. А она не бывает без детей. И вот в этой самостоятельной жизни и возникает живая, удивительная педагогика, не всегда сразу опознаваемая. Но та – где нельзя пренебрегать человеком, маленьким и взрослым, педагогика, которую в России лучше всех описывает педагог и писатель А.М.Цирульников.
Путешествия, экспедиции От «чудиков» Анатолия Цирульникова логично перекинуть мостик в еще одно пространство неформального образования. Не думаю, что стоит подробно описывать, как устроены научные путешествия и экспедиции. Многие из нас сами когда-то в них участвовали, а большинство, думаю, вполне представляет это себе. Замечу только, что грамотно организованная экспедиция (археологическая, этнографическая, экологическая, географическая…), в которой участвуют дети, становится для них не только настоящей школой жизни, но и настоящей школой науки. И даже если потом из участников экспедиций необязательно вырастают ученые, то навыки, знания, опыт человеческого общения, приобретенные ими, остаются навсегда. И становятся тем самым образованием, багажом, который потом помогает всю жизнь. Добавлю, что все популярнее становится идея образовательных путешествий. И педагоги и турфирмы, стараются уже по возможности не просто вывезти детей в турпоездку, на экскурсию, а так устроить путешествие, чтобы ребята могли с интересом и удовольствием проявить активность и самостоятельно «добыть» новую информацию, новый опыт.
Увлекательные образовательные программы В этом смысле вообще, мне кажется, можно говорить об очередном витке популярности «занимательной науки». Увлекательные образовательные программы с выездом за город, научные музеи, интерактивные выставки и пр. - все они, конечно, могут послужить дополнительным ресурсом для школы, желающей встроить их в свой учебный процесс. Но чаще к таким программам обращаются родители, понимающие, что интерес к учебе у ребенка уже забит школой, а как-то возвращать его надо. И вот тут такие программы приходят на помощь – они показывают подросткам, что образование – это очень интересное, а вовсе не скучное и занудное дело, что с увлечением можно не только в футбол играть, но и познавать новое (например - самого себя!). Вокруг таких программ создаются детско-взрослые сообщества из постоянных участников программ, выпускников, друзей, родителей и пр.
И чем дольше массовая школа будет сопротивляться этому естественному желанию детей – играть и увлекаться чем-то – тем активнее будет разворачиваться такое альтернативное образование.
Глава 5. Все другое, или Альтернативное образование как системное явление После знакомства с многообразием общественно-педагогических практик, соотносящих себя с альтернативным образованием, вернемся еще раз к разговору о том общем и основном, что есть у всех этих подходов, что позволяет говорить об альтернативном образовании как системном явлении. Наметим некоторые возможные направления осмысления этого общественного феномена. Другие ценности и смыслы. Для любой системы образования приоритетными являются те ценности и смыслы, с которыми вовлекаются в образовательный процесс участники. Наблюдая и анализируя многообразные течения, подходы и практики, соотносящие себя с альтернативой в образовании, можно зафиксировать, что, несмотря на большое разнообразие, у них есть нечто общее. В частности (и в первую очередь), это общее – в иных (в отличие от массово принятого традиционного образования) ценностях, смыслах – ради чего нужно образование. Эти другие ценности проявляются в ином отношении к индивидуальности, личности, субкультуре. Вернее, в ином понимании соотношения: свободы личности и группы, субкультуры и «общегосударственной» культуры (если можно так выражаться), в акценте в жизненных целях скорее на «быть», чем «иметь» (по Э.Фромму). Эти иные ценности проявляются в альтернативных педагогических практиках в опоре на: - личный опыт (интерес, потребность) как основу (отправной пункт) построения образования, - свободу личности и ценность «малой общности» как основной принцип организации образовательной среды, - поддержку, сопровождение, уважение как основу взаимодействия субъектов в образовании. Формулируя чуть по-иному, можем сказать, что для альтернативного образования характерны: - акцент на становление себя как субъекта образовательной деятельности (деятельности по устроению своей жизни), - опора на личностный опыт при построении образовательной программы участника, - ориентация на жизнь в открытом обществе, - особое отношение к субкультуре, к человеческой общности (детско-взрослой общности, в частности), в которой сейчас живет данный человек (как основному ресурсу, способу, среде формирования ценностей, часто и заказчику образования). В альтернативных образовательных практиках важен скорее акцент на образовании как процессе, как среде, в которой СЕГОДНЯ живут его участники, а не только как способе приобрести нечто, что понадобится для успеха в будущем. То есть происходит смещение акцента с задачи достижения чего-то в будущем (социального успеха, сдачи экзаменов, освоения будущей профессии) на задачу организации качественной, нормальной жизни ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, уважения текущего момента, себя и людей, с которыми тебя сводит жизнь. Эти иные акценты в главном – в ценностях и смыслах образования – ведут к тому, что и ответы на другие важные для образования вопросы в альтернативном образовании звучат несколько по-иному.
Другие субъекты Исследуя различные практики альтернативного образования, мы видим, что основными действующими субъектами (заказчиками и исполнителями образования, участвующими в определении ценностей, смыслов, задач, а, значит, и форм и содержания образования) здесь являются не столько государство в лице чиновников органов управления и пр., школы как учреждения, сколько личности и сообщества (социальные, субкультурные, этнические…).
I. Различные социокультурные сообщества как субъекты образования. Кратко представим различные социокультурные общности, которые выходят на первый план, когда мы говорим о субъектах с точки зрения альтернативного образования.
А. Одним из таких субъектов является феномен Учителя, за которым готовы тянутся поколения детей и родителей. В частности, известны примеры того, как только один учитель, работающий, например, в сельской школе, может начать серьезно менять социальный и образовательный ландшафт данной местности. Уверен, что многие читатели смогут привести свои примеры и городских учителей, к которым приводят своих детей его ученики, дети его учеников… Почему они это делают? Потому что они знают, какие ценности будет прививать своим ученикам это человек (независимо от меняющейся политики в области образования), и эти ценности для них важны, ими приняты. И получается, что данный учитель формирует отдельную ценностно-культурную общность, со своими писанными-неписанными правилами, традициями, событиями, механизмами передачи ценностей из поколения в поколение.
Б. Другой феномен, достойный изучения – этнокультурная общность, община, желающая самоидентификации внутри «большого единого российского народа» и использующая образование как один из способов такой идентификации. Фактически здесь община выступает заказчиком (и чаще всего и исполнителем, и средой) образования. Часто такие «национальные» школы (и/или детские сады и пр.) выступают местом концентрации, точкой кристаллизации таких сообществ, иногда чуть ли не единственным светским общим проектом такой «общины». Конечно же, возникает множество вопросов, связанных с проявлением такого субъекта образования. Приведу здесь только некоторые их них. Как соотносится праведное вроде бы желание самоидентифицироваться (и выстроить изучение своего языка, своей культурной традиции, своего способа жить…) с имеющейся необходимостью для большого многокультурного, федеративного государства выращивать общие ценности, умение жить вместе и, взаимодействуя, обогащать друг друга? Каким образом уравновесить необходимое для развития культурное многообразие и важную для физического выживания всех устойчивость общего? Что такое национальное, этнокультурное и пр. образование? Это там где учат национальному языку, обучают на нем, или изучают соответствующую религию, соблюдают религиозные обряды, или это образование, устроенное по-другому, схватывающее и передающее особый стиль мышления и стиль жизни данной общности (образование иное по способу)? Какие проблемы возникают, когда в «национальных» школах дети становятся более «соблюдающими традицию», чем их родители? Обобщим – как соотносятся «культура семьи» и «культура школы», что происходит, когда они начинают резко расходиться? Но все эти вопросы не отрицают существования такого субъекта, а лишь подчеркивают необходимость признания его как реальности и поиска ответов на все эти вопросы.
В. Еще один феномен – социальная (м.б. социально-экономическая) общность, сообщество. Примером такой являются специализированные (физико-математические) школы как точки сгущения (кристаллизации) особой социокультурной общности семей. Для определенного круга людей (условно назовем его – академической интеллигенцией) традиционно важен особый язык – язык науки (скажем, физики-математики), язык книги и особый способ жизни – жизни в тексте (для гуманитариев). И чем сильнее и дальше массовая школа будет удаляться в сторону прагматизма, практикоориентированности и пр., тем сильнее будет желание определенного слоя родителей удержать своих детей в круге этого языка, этих ценностей, создавая проекты «специализированных школ». В некоторых случаях они существуют в виде уже признанных с советских времен государственных специализированных школ. Но новое время рождает и новые модели. Так, например, мы уже упоминали такой феномен как «школа в школе». Такие «компромиссные проекты» возникают во многом потому, что денег обычно у таких родителей немного (или они пока еще не привыкли значительную часть своего бюджета тратить на школьное образование своих детей) и меценаты для такого образования пока в большом количестве не находятся. В итоге внутри государственной школы начинает работать достаточно автономная команда учителей со своим «набором» детей, по программе и ценностям отличающимся от действующих в принявшей их школе. Другой понятный пример: дорогие частные школы – как точки «сбора» общности родителей и детей по критерию размера кошелька и стиля жизни. Вероятно, если внимательнее исследовать, то выяснится, что и современные гимназии собирают вокруг себя особый тип родителей, семей. Причем тут важно иметь ввиду не только (и не столько) все семьи, дети которых ходят в школу, а именно те (тот тип), кто определяют заказ школе (на кого школа в первую очередь ориентируется). Понятно, что в любую специализированную школу («сообщную» школу) могут ходить и «случайные» дети и из иного социокультурного слоя, но это скорее исключение, чем правило.
Г. Еще один возможный заказчик и отчасти и исполнитель образования – «территориальная общность», тот самый «муниципалитет», который в европейской модели является реально одним из основных заказчиков образования. В современной российской ситуации, вероятно, такое влияние «муниципальной общины» также может быть сильно в сельских районах. Совершенно точно, влияние таких «местных сообществ» проявляется во всевозможных «Неопознанных Педагогических Объектах», которые исследует и описывает А.М.Цирульников.
Получается, что мы выводим на сцену нового субъекта образования – социокультурное сообщество. Собственно говоря, это и есть, в частности, то самое «общество», которое имеют ввиду, когда говорят об «общественно-государственнном» управлении, об «обществе» как заказчике образования… Только здесь мы фиксируем конкретного «носителя», так сказать «субъекта воли» этого самого размытого общества. И признание этого приведет нас в дальнейших размышлениях к существенным отличиям «альтернативного образования» от «массового».
Говоря о социокультурных сообществах как основных «носителях» и инициаторах альтернативного образования намечу еще одну линию возможного анализа явления – соотнесения не слишком пока изученного в образовании понятия «социокультурные сообщества» и достаточно исследованного в культуре явления «субкультуры». В статье «Подростковая субкультура: код времени» (журнал «На путях к новой школе», №2, 2011) исследователь Г.В.Данилова. указывает, что понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством, ввел в 1950-х годах американский социолог Дэвид Райзмен. Н. Смелзер описывал это явления как «совокупность верований, традиций, обычаев и поведенческих кодов, общей для людей, связанных одним определенным образом жизни» (1988). Г.В,Данилова отмечает следующие универсальные черты, присущие разным видам субкультуры: - ценности субкультуры для соотносящих себя с ней людей становятся важнее общекультурных ценностей; - субкультура претендует на исключительность в ряду других культурных явлений; - и предполагает принятие духовных интересов группы ее участниками; - субкультура, как часть культуры, является основой социализации подрастающего поколения; - социальные нормы чаще всего усваиваются подростком через призму субкультуры. Думаю, оговорившись пока, что просто намечаем общую линию размышлений и исследований, мы можем говорить о том, что в социокультурных сообществах складывается особая субкультура, и, тем самым, вероятно многие характерные черты и закономерности, свойственные субкультурам, можно относить и к социокультурным сообществам. И более того, похоже, что понятия «социокультурное сообщество» и «субкультура» тесно связаны. Это (и особенно две универсальных черты субкультуры, указанные Г.В.Даниловой в списке последними) заставляет нас особенно внимательно отнестись к роли социокультурных сообществ в образовании. Не углубляясь пока в подробный анализ, замечу лишь, что разговор о социокультурных сообществах (и субкультурах) в образовании выводит нас на осмысление того, что означает для образования «жить по законам культуры». Это то, что еще необходимо изучать и осмыслять. Но похоже, что взгляд на образование как культуру позволит по-иному проектировать его жизнеустойчивость и развитие. В культуре ведь действуют иные способы связей между субъектами, их порождения, управления процессами – значимые личности, культурные события, проекты, культурные посредники, переводчики, продюсеры… Согласитесь – это несколько иной взгляд на то, как существует образование, в отличие о общепринятого.
II. Личность как субъект образования К не менее существенным изменениям во взгляде на образование и его «внутреннее устройство» (о чем будет речь ниже) приводит разговор о выведении в субъекты (заказчики и исполнители) – конкретного человека- ученика, учителя, родителя…
Признание ученика как субъекта своего образования приводит, на мой взгляд, к пересмотру многих аспектов образования. В частности, если ученик - субъект, то получается, что он может участвовать в выборе содержания и форм, определении «стандарта» своего образования. Как это может быть организовано в реальной педагогической практике? Альтернативные образовательные практики дают свои ответы на этот вопрос.
Если ученик субъект – то он может принимать участие в выборе места, способа получения своего образования. И тогда на первый план должен выйти разговор не об «учреждениях» образования, а об Индивидуальной образовательной программе и механизмах поддержки субъекта в ее реализации. Понятно, что такой ход ведет к полной переориентации системы поддержки (в частности, государством) образования - нормативной, финансовой, организационной. В совокупности с идеей жизни в открытом обществе возникает необходимость организации открытого образования (не только в школе, а и в иных местах…), и, в частности, появление функции сопровождения этой Индивидуальной Образовательной Программы (в виде тьютора или др. механизмов). Все это является повесткой дня альтернативного образования.
Возможность родителя быть субъектом образования своих детей активно обсуждается сегодня, в частности сторонниками альтернативного образования. Появляется все больше различных практик, в которых родители выступают активными заказчиками и организаторами образования своих детей.
Но что любопытно, ведь и понимание того, что личность учителя – тоже является субъектом образования, несмотря на свою обыденность (а кто же еще осуществляет образование как не учитель?!) также может многое менять в том, как должно быть устроено образование. И очень часто реализуется в проектах альтернативного образования. Ведь в реальности же понятно, что именно учитель определяет свое содержание образования – отбором материала, определенным к нему отношением и пр. Несмотря на то, что разные учителя могут работать по одинаковым учебникам, результаты у них будут получаться разные. Разные учителя – разное образование. Такое понимание роли учителя приводит к необходимости пересмотреть и отношение к учителю, к его влиянию на реальную образовательную программу. В частности, требуется больше доверия к учителю со стороны школы как учреждения, государства в целом. Что, кстати говоря, очень часто и осуществляется во многих проектах альтернативного образования. Кроме того, можно отметить, что в этой логике личность учителя понимается и как «среда» и как «средство» образования для его учеников. Но это означает, в частности, что в учителе нужно поддерживать не только предметника, методиста, но и личность. То есть, и в подготовке и в сопровождении учителя важны иные акценты – помощь в становлении его как личности, и индивидуальное сопровождение в его профессиональном росте, включение учителя в сообщество взаимодействующих сотрудников-соратников. В школе (или ином образовательном проекте) обычно работает не педагог-одиночка, а группа педагогов, так или иначе влияющих на одних и тех же учеников. И получается, что все эти субъекты должны начать договариваться и согласовывать друг с другом свои цели, ценности, способы взаимодействия. Так в школе складывается сообщество, с общими ценностями, взглядами на жизнь, механизмами решения проблем… И эта ситуация характерна для большинства «альтернативных школ» (и иных «ячеек» образования). Эта ситуация, в том числе, позволяет нам говорить о школе как автономном представителе того и или иного социокультурного сообщества. Такое понимание роли различных субъектов образования приводит к совершенно определенному (иному) взгляду на структуру образования, и сами способы его осуществления.
5.3. Другие институты образования В этой логике получается, что, во-первых, структурами образования становятся не только школы и детские сады, но и иные «места образования». При этом любое из таких мест может стать местом «сгущения» образования, а другие – более периферийными ресурсами. То есть, рушится традиционная линейная (и даже плоская) иерархия образования, оно может осуществляться в любой точке. Ну, и понятное дело, не только государственные, но и негосударственные структуры, а даже совсем не обязательно официальные структуры могут осуществлять реальное образование. Что и происходит в альтернативном образовании – обучают родители, обучают библиотекари, кузнецы, бабушки (и другие «Неопознанные Педагогические Объекты» по А.М.Цирульникову), детские организации, родительские клубы (и др. общественно-педагогические движения – институты социализации-самореализации по Р.В.Соколову), обучают сверстники, а также кружки, студии, экспедиции и пр. и пр. Осуществлять свою Индивидуальную образовательную программу человек может на базе школы, дома технического творчества, музея, библиотеки, предприятия, клуба, в образовательном путешествии и т.п. С управленческой точки зрения здесь можно говорить, о том что «единицей» организации образования становится общественно- педагогическая инициатива (которая кстати, м.б. и внутри большой государственной школы, именно такими инициативами школы и двигаются). Соответственно, важно анализировать существующие и необходимые механизмы поддержки таких инициатив. И здесь резко вырастает значимость так называемых «культурных посредников» - структур или отдельных личностей, которые берут на себя труд поддерживать увиденные ими общественные инициативы, связывать их друг с другом, тем самым выстраивать сеть сообществ. Роль таких «посредников» принципиально важна для развития альтернативного образования.
Идея общественно-педагогической инициативы, социокультурного сообщества прорастает и в виде такого нормального для этого взгляда на образование способа передачи педагогического опыта, педагогической культуры, повышения квалификации учителей как педагогическое сообщество (в качестве примера можно привести «внутрисообщные» механизмы подготовки учителя в сообществе монтессори-педагогов, в вальдорфской педагогике). Вероятно, с некоторыми оговорками, можно говорить, что педагогическое сообщество - это вообще единственно работающий всерьез механизм передачи педагогической культуры. Именно поэтому те альтернативные практики, где люди смогли построить «сообщный» механизм передачи конкретной педагогической культуры, и имеют возможность жить и развиваться уже много десятков лет, передавая идеи, ценности, способы работы от поколения к поколению. Несколько подробнее о механизмах жизни педагогических сообществ мы еще поговорим в главе 8.
В итоге этой части считаю важным еще раз отметить, что предложенный выше угол зрения, способ анализа существования альтернативного образования выводит нас на иной ракурс, язык осмысления образования (и в частности, управления его развитием) в целом.
Другое воспитание Из концептуально важных для альтернативного образования оснований - «внимания к ценностной общности» и «индивидуализации» - и «социо-культурного подхода» к жизни педагогических сообществ вытекает и «особый подход» к воспитанию. Для альтернативного образования характерно особое внимание поддержке личности ученика, формированию детско-взрослой общности, опирающейся на общие ценности, становлению в школе особого уклада жизни, строящегося во многом на со-бытийности детей и взрослых, соотносящих себя с этой школой (или иной структурой образования). Для этого подхода к образованию важно выстраивать механизмы не только социализации подростков, но и их самореализации, личностного проявления, самостоятельного творчества, проявляющиеся, в том числе, в участии детей в организации собственной жизни и в изменении жизни вокруг них. Во многом на этих основаниях строилась и строится жизнь большинства «новых школ», а также других детско-взрослых коллективов, известных нам в истории по литературным и иным произведениям, таких как коммуны А.С.Макаренко, колония «Бодрая жизнь» С.Т.Шацкого, «Республика ШКИД» В.Н.Сороки-Росинского, «Дом сирот» и «Наш дом» Я.Корчака, «Школа Саммерхилл» А.Нилла и т.д. Здесь же важно упомянуть и многих современных нам российских исследователей и их последователей, разрабатывающих концепции, реализующиеся в конкретных педагогических практиках: концепция «школьного уклада жизни» Тубельского А.Н., идея «ориентационного поля школы» Е.И Казаковой; исследования «детско-взрослой общности», ведущиеся наследниками лаборатории Л.И.Новиковой; концепция общественного участия (участия населения) в образовании Р.В.Соколова и др.
Другая дидактика Опора на личный опыт, интерес ученика, если и декларировался ранее в различных дидактических системах, то более–менее системно и технологически стал ставиться лишь в рамках «нового образования» последние 100 с небольшим лет. На сегодня наработаны многочисленные подходы, приемы, технологии, имеющие множество общих моментов, среди которых и акцент на авторскую позицию учащегося, работу с авторскими текстами, и связь с практикой, и выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов, и пр. (не будем сейчас перечислять их все - это очевидно тема отдельного большого разговора). Но именно следующие два важнейших разворота, два «стержня», на мой взгляд, позволяют говорить о том, что существующие сегодня в альтернативном образовании подходы могут быть выстроены в принципиально иную систему обучения: 1. Идея самообучающегося сообщества, работа с детской (детско-взрослой) общностью как носителем, ресурсом, источником образования. 2. Опора на личный опыт в образовании, на становление себя как субъекта своего образования, на то, что при организации учебного процесса важно понимать (центрироваться) на том, как его участник обретет личностный смысл своего образования. В частности, сторонникам альтернативы важно так выстраивать учебный процесс, чтобы личный мотив участия в нем находился внутри этого процесса, а не вне его («потому что надо», «потому что вуз», «потому что мама сказала»…). Кроме того, речь идет не только о себе как субъекте своего образования, но и как субъекте образования Другого человека. И тогда в организации образования становится важным акцент на взаимодействии учащихся, взаимообучении, формировании «учащегося сообщества». И это полностью переворачивает существующую ныне дидактику образования и всю обслуживающую ее структуру. Фактически речь должна идти о новом подходе – ЛИЧНОСТНО-ЗНАЧИМОЙ ДИДАКТИКЕ. В частности, речь должна идти не только (и может быть и не столько) о том, чтобы вести поиск путей как разными путями прийти к одному и тому же результату, содержанию образования, сколько как разными путями идти к разному образованию, разным результатам, разному содержанию… На сегодня наработан огромный многообразный опыт практик такого образования, требующий, на мой взгляд, при этом своей концептуальной проработки и технологического выстраивания. Эту «иную дидактику» важно осмыслить. По моему ощущению это одна из актуальнейших сегодня задач в педагогике. Наличие богатой практики не означает отсутствия и многообразных общих проблем, требующих своего разрешения в этой вновь складывающейся дидактике. Кратко остановлюсь лишь на некоторых из них.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.181 (0.011 с.) |